Понятия экстраверсии и интроверсии известны каждому. Но редко кто знаком с первоначальным смыслом этих понятий. То, что Юнг выявил как патологическую склонность, теперь принято считать нормой.
В современной психологии экстравертированность и интровертированность являются свойством темперамента, который, в свою очередь, является свойством нервной системы.
Но в этой статье ми поговорим об этих понятиях как о роли, которую берут на себя люди, когда определяют себя как экстраверта или интроверта.
Зачем они (то есть, мы) это делаем? Причин множество: интровертированность как мода в субкультуре, экстравертированность как вынужденная позиция в обществе, например, если вам нужно заниматься активными продажами или если ваши родители вас воспитывали в духе «нужно быть открытым, компанейским и разговорчивым».
Расшифровка понятий: интроверт, экстраверт и амбиверт
Существует несколько базовых характеристик личности, которые делают каждого из нас неповторимым. В их числе понятия интроверсии и экстраверсии, которые были выделены известным психологом Г. Юнгом.
В принятой классификации существует три типа людей: интроверты, экстраверты и амбиверты. Что характеризует каждый из видов и в чем отличие?
Кто такой интроверт
Интроверт
— это человек, который обращен внутрь себя. Данный тип личности погружен в свои эмоции, переживания и размышления.
Интроверсию понимают, как ориентацию человека на самого себя. Это понятие подразумевает превалирование внутреннего мира личности над заинтересованностью окружающей реальностью и другими людьми.
Кто такой экстраверт
Экстраверт
– это человек, который свои интересы направляет во внешний мир, обращается больше к другим людям, чем к себе. Экстраверты – люди коммуникативные, оптимистичные, зависимые от общения.
Экстраверсия – это процесс выражения чувств, эмоций и мыслей наружу. Понятие предполагает направленность внутреннего мира в объективную реальность, выплеск содержания личности во вне.
Кто такой амбиверт
Амбиверт
– это человек, который сочетает в себе качества интро- и экстраверсии. В отдельные моменты личность слушает себя, хочет побыть в одиночестве, поразмышлять.
При других обстоятельствах человек стремится к общению, самовыражению. В психологии считается, что амбиверт – наиболее устойчивый и стабильный тип личности, поскольку ему удается избегать крайностей, присущих двум другим видам.
В чистом состоянии экстраверты и интроверты встречаются не так часто. Обычно можно говорить только о доминирующих чертах личности.
Интроверсия — Экстраверсия по Юнгу
Четкое описание, что такое экстраверт (экстраверсия) и интроверт (интроверсия) у Карла Юнга отсутствует. Карл Юнг писал об этом скорее как поэт — образами и метафорами, не сводимыми к четким формулировкам и критериям, в связи с чем в работах разных авторов существуют разные толкования того, что имел в виду Карл Густав Юнг.
Согласно одному из толкований, основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Юнг ставит направление движения либидо. Согласно К.Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир.
Экстраверт по Юнгу — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих. Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в публичных выступлениях, участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.
Экстраверты «заряжаются» энергией от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Они — расточители энергии. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, или одиночества, или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее экстравертам необходимо дополнять время, которое они проводят в действии, интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах, обожают толпу и действие.
Экстраверты подобны солнечным батареям. Для них состояние одиночества или нахождение внутри подобно пребыванию под тяжелыми, плотными облаками. Солнечным батареям для подзарядки нужно солнце — экстравертам для этого нужно быть на людях. Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.
С течением времени Юнг существенно пересмотрел взгляды на экстраверсию-интроверсию. Во-первых, он выделил ряд самостоятельных факторов (психологических функций), которые он ранее включал в состав экстраверсии-интроверсии: мышление, чувство (переживание), ощущение, интуиция. Во-вторых, начиная со своей программной работы «Психологические типы» (1920) он говорил не об экстравертах и интровертах, а об экстраверсии или интроверсии доминантной функции. То есть он писал, что в психике индивида человека может доминировать одна из функций — экстравертированное или интровертированное мышление, чувство, ощущение, интуиция, при этом в психике находилось место и для других функций, которые играли вспомогательную роль или вытеснялись в бессознательное.
Далее — достоверные ссылки из некоторых работ Карла Юнга.
«Психологическая теория типов»
«Моя профессия уже давно заставила меня принимать в расчет своеобразие индивидов, а то особое обстоятельство, что в течение многих лет — я не знаю скольких — я должен был лечить супругов и делать мужчину и женщину взаимоприемлемыми, еще больше подчеркивает необходимость установить определенные средние истины. Сколько раз мне приходилось говорить: «Видите ли, ваша жена — очень активная натура и от нее действительно нельзя ожидать, чтобы все ее существование заключалось лишь в домашнем хозяйстве». Это уже является типизацией, и этим выражена своего рода статистическая истина. Существуют активные и пассивные натуры. Однако эта прописная истина меня не удовлетворяла. Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, кажущиеся на первый взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, сколько предусмотрительны. Они сначала обдумывают ситуацию — потом действуют, а так как для них это обычный образ действия, то они упускают случаи, где необходимо непосредственное действие без раздумий, и, таким образом, складывается мнение об их пассивности. Незадумывающимися всегда казались мне те, кто без раздумий прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, что они, похоже, угодили в болото. Таким образом, их, пожалуй, можно было бы охарактеризовать как незадумывающихся, что надлежащим образом проявлялось в активности; предусмотрительность же других в ряде случаев является в конечном счете весьма важной активностью и весьма ответственным действием в сравнении с необдуманной мимолетной вспышкой одной лишь деловитости. Однако очень скоро я обнаружил, что нерешительность отнюдь не всегда вызывается предусмотрительностью, а, скорее, действие не всегда необдуманно. Нерешительность первого столь же часто основывается на свойственной ему боязливости или, по крайней мере, на чем-то вроде обычного отступления перед слишком сложной задачей, а непосредственная активность второго часто обусловливается большим доверием к объекту, чем к себе. Это наблюдение побуждает меня сформулировать типизацию следующим образом: существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний — скорее позитивным. Как известно, первый класс соответствует интровертной, а последний — экстравертной установке».
«Психологическая типология»
Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора и в конечном итоге присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Соответственно, жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высококоллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения. Моральные опасения появляются главным образом тогда, когда «другие люди знают». Религиозные убеждения такого человека определяются, так сказать, большинством голосов.
Действительный субъект, экстраверт как субъективное существо, является — насколько это возможно — погруженным в темноту. Он прячет свое субъективное начало от самого себя под покровом бессознательного. Нежелание подчинять свои собственные мотивы и побуждения критическому осмыслению выражено очень явственно. У него нет секретов, он не может хранить их долго, поскольку всем делится с другими. Если же нечто не могущее быть упомянутым коснется его, такой человек предпочтет это забыть. Избегается все, от чего может потускнеть парад оптимизма и позитивизма. О чем бы он ни думал, чего ни делал или ни намеревался сделать, подается убедительно и тепло.
Психическая жизнь данного личностного типа разыгрывается, так сказать, за пределами его самого, в окружающей среде. Он живет в других и через других — любые размышления о себе приводят его в содрогание. Прячущиеся там опасности лучше всего преодолеваются шумом. Если у него и имеется «комплекс», он находит прибежище в социальном кружении, суматохе и позволяет по нескольку раз на дню быть уверяемым, что все в порядке. В том случае, если он не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом любой общины.
В этой короткой статье я вынужден довольствоваться беглым очерком. Я просто намерен дать читателю некоторую идею того, что собой представляет экстраверсия, нечто, что он может привести в соответствие со своим собственным знанием о человеческой природе. Я сознательно начал с описания экстраверсии, поскольку данная установка знакома каждому, — экстраверт не только живет в этой установке, но и всячески демонстрирует ее перед своими товарищами из принципа. Кроме того, такая установка согласуется с определенными общепризнанными идеалами и моральными устоями.
Интроверсия, с другой стороны, направленная не на объект, а на субъекта и не ориентированная объектом, поддается наблюдению не так легко. Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не «с ней» и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительного человека. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержанным, и так уж водится, что либо по причине некоторой бесцеремонности манеры, или же из-за своей мрачной недоступности, или чего-либо совершенного некстати он невольно наносит людям обиду. Свои лучшие качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. Его способность постигать объект осуществляется не благодаря страху, а по причине того, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим. Поэтому он подозревает всех во «всех смертных грехах», все время боится оказаться в дураках, так что обычно оказывается очень обидчивым и раздражительным. Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что в конце концов сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться внутри. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия. В его картине мира мало розовых красок, поскольку он сверхкритичен и в любом супе обнаружит волос. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен, потому что мир и человеческие существа не добры ни на йоту и стремятся сокрушить его, так что он никогда не чувствует себя принятым и обласканным ими. Но и он сам также не приемлет этого мира, во всяком случае не до конца, не вполне, поскольку вначале все должно быть им осмыслено и обсуждено согласно собственным критическим стандартам. В конечном итоге принимаются только те вещи, из которых, по различным субъективным причинам, он может извлечь собственную выгоду.
Для него любые размышления и раздумья о самом себе — сущее удовольствие. Его собственный мир — безопасная гавань, заботливо опекаемый и огороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Лучшим является своя собственная компания. В своем мире он чувствует себя как дома, и любые изменения в нем производит только он сам. Его лучшая работа совершается с привлечением своих собственных возможностей, по собственной инициативе и собственным путем. Если он и преуспевает после длительной и изнурительной борьбы по усвоению чего-либо чуждого ему, то способен добиться прекрасных результатов. Толпа, большинство взглядов и мнений, общественная молва, общий энтузиазм никогда не убедят его ни в чем, а, скорее, заставят укрыться еще глубже в своей скорлупе.
Его взаимоотношения с другими людьми делаются теплее только в условиях гарантированной безопасности, когда он может отложить в сторону свое защитное недоверие. Поскольку такое происходит с ним нечасто, то соответственно число его друзей и знакомых очень ограничено. Так что психическая жизнь данного типа целиком разыгрывается внутри. И если там и возникают трудности и конфликты, то все двери и окна оказываются плотно закрытыми. Интроверт замыкается в себе вместе со своими комплексами, пока не заканчивает в полной изоляции.
Несмотря на все эти особенности, интроверт ни в коем случае не является социальной потерей. Его уход в себя не представляет окончательного самоотречения от мира, но являет поиск успокоения, в котором уединение дает ему возможность сделать свой вклад в жизнь сообщества. Данный тип личности оказывается жертвой многочисленных недоразумений — не из-за несправедливости, а потому что он сам вызывает их. Он не может быть также свободен от обвинений в получении тайного удовольствия от мистификации, ведь подобное недоразумение приносит ему определенное удовлетворение, поскольку подтверждает его пессимистическую точку зрения. Из всего этого нетрудно понять, почему его обвиняют в холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве и тщеславии, капризности и почему его постоянно увещевают, что преданность общественным интересам, общительность, невозмутимая изысканность и самоотверженное доверие могущественной власти являются истинными добродетелями и свидетельствуют о здоровой и энергичной жизни.
Интроверт вполне достаточно понимает и признает существование вышеназванных добродетелей и допускает, что где-то, возможно, — только не в кругу его знакомых — и существуют прекрасные одухотворенные люди, которые наслаждаются неразбавленным обладанием этими идеальными качествами. Но самокритика и осознание своих собственных мотивов довольно быстро выводят его из заблуждения относительно его способности к таким добродетелям, а недоверчивый острый взгляд, обостренный беспокойством, позволяет ему постоянно обнаруживать у своих сотоварищей и сограждан ослиные уши, торчащие из-под львиной гривы. И мир, и люди являются для него возмутителями спокойствия и источником опасности, не доставляя ему соответствующего стандарта, по которому он мог бы в конечном итоге ориентироваться. Единственно, что является для него неоспоримо верным, — это его субъективный мир, который — как иногда, в моменты социальных галлюцинаций ему представляется, — является объективным. Таких людей весьма легко было бы обвинить в наихудшем виде субъективизма и в нездоровом индивидуализме, пребывай мы вне всяких сомнений по поводу существования только одного объективного мира. Но такая правда, если она и существует, аксиомой не является — это всего-навсего половина правды, другая же ее половина состоит в том, что мир также пребывает и в том виде, в каком он видится людям, и в конечном счете индивиду. Никакого мира попросту не существует и вовсе без проницательного, узнающего о нем субъекта. Последнее, сколь бы малым и незаметным оно ни представлялось, всегда является другим устоем, поддерживающим весь мост феноменального мира. Влечение к субъекту поэтому обладает той же самой валидностью, что и влечение к так называемому объективному миру, поскольку мир этот базируется на самой психической реальности. Но одновременно это и реальность со своими собственными специфическими законами, не относящимися по своей природе к производным, вторичным.
Две установки, экстраверсия и интроверсия, являются противоположными формами, которые дали знать о себе не в меньшей степени и в истории человеческой мысли. Проблемы, поднятые ими, были в значительной степени предвидены Фридрихом Шиллером и лежат в основе его Писем об эстетическом воспитании. Но так как понятие бессознательного было ему еще не известно, то Шиллер не смог добиться удовлетворительного решения. Но, кроме того, и философы, оснащенные гораздо лучше в плане более глубокого продвижения в данном вопросе, не пожелали подчинить свою мыслительную функцию основательной психологической критике и поэтому остались в стороне от подобных дискуссий. Должно быть, однако, ясно, что внутренняя полярность такой установки оказывает очень сильное влияние на собственную точку зрения философа.
Для экстраверта объект интересен и привлекателен априори, так же как субъект или психическая реальность для интроверта. Поэтому мы могли бы использовать выражение «нуминальный акцент» для данного факта, под которым я подразумеваю то, что для экстраверта качество положительного смысла, важности и ценности закреплено прежде всего за объектом, так что объект играет господствующую, определяющую и решающую роль во всех психических процессах с самого начала, точно так же как это делает субъект для интроверта.
Подробнее См.→
«Психологические типы»
В моей практической врачебной практике с нервнобольными я уже давно заметил, что помимо многих индивидуальных различий человеческой психики существует также типическое развитие, и прежде всего два резко различных типа, названных мной типом интроверсии и типом экстраверсии.
Каждый человек обладает обоими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Несмотря на различие формулировок, всегда замечается общее в основном понимании, а именно движение интереса по направлению к объекту в одном случае и движение интереса от объекта к субъекту и к его собственным психическим процессам в другом случае. В первом случае объект действует на тенденции субъекта как магнит, он притягивает их и в значительной мере обусловливает субъект; он даже настолько отчуждает субъект от него самого, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и в конечном счете решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту является в известной мере абсолютным предопределением и особым смыслом жизни судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов. Можно сказать, что получается впечатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъект. Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, который хочет притянуть к себе объект.
Наиболее обще интровертированную точку зрения можно было бы обозначить как такую, которая при всех обстоятельствах старается личность и субъективное психологическое явление поставить выше объекта и объективного явления или по крайней мере утвердить их по отношению к объекту. Эта установка придает поэтому большую ценность субъекту, чем объекту. Соответственно этому объект всегда находится на более низком уровне ценности, он имеет второстепенное значение, он иногда является только внешним объективным знаком субъективного содержания, как бы воплощением идеи, причем, однако, существенным является именно идея; либо же он является предметом эмоции, причем, однако, самое главное — это эмоциональное переживание, а не объект в его реальной индивидуальности. Экстравертированная точка зрения, наоборот, ставит субъект ниже объекта, причем объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект пользуется всегда второстепенным значением, субъективное явление кажется иногда только мешающим и ненужным придатком к объективно происходящему. Ясно, что психология, исходящая из этих противоположных точек зрения, должна распасться на две совершенно различные ориентировки. Одна рассматривает все под углом зрения своего понимания, а другая — под углом зрения объективно происходящего.
Эти противоположные установки являются прежде всего только противоположными механизмами: диастолическое движение по направлению к объекту и восприятие объекта, систолическое концентрирование и отделение энергии от воспринятого объекта. Каждый человек обладает обоими механизмами, как выражением своего природного жизненного ритма, который Гёте, конечно, не случайно обозначил физиологическими понятиями, характеризующими деятельность сердца. Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должны была бы соответствовать нормальному течению жизни. Сложные внешние условия, при которых мы живем, и, быть может, еще более сложные условия нашего индивидуального психического предрасположения редко, однако, допускают совершенно не нарушенное течение психической деятельности. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда естественно происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни. Поэтому никогда не может существовать чистый тип в том смысле, что он полностью владеет одним механизмом при полной атрофии другого. Типическая установка всегда означает только относительный перевес одного механизма.
Характеристика интроверта
Интроверта достаточно просто распознать в любой компании. Он может весь вечер сидеть с бокалом вина и созерцать происходящее вокруг него, думая о чем-то своем.
Такие люди редко проявляют свои эмоции, они сдержаны и немногословны. Интроверты производят впечатление людей спокойных, но это не совсем так. Они не привыкли выплескивать на других свои внутренние переживания. Интровертам интереснее разобраться в своих переживаниях в одиночку.
К положительным чертам интроверсии можно отнести
:
- Независимость от мнения других людей. Собственная система ценностей интроверта крепка и непоколебима. Он уверен в своих суждениях и не станет изменять принципам в угоду окружающим.
- Стабильные внешние реакции. Можно быть уверенным, что в пылу ссоры интроверт не плеснет в лицо горячим чаем.
- Продуманность, усидчивость, умение брать ответственность на себя. Интроверт часто рефлексирует, поэтому знает свои сильные и слабые стороны, поддержку он ищет внутри себя, не апеллируя к окружающим.
У интровертов есть и свои минусы, мешающие продвижению к успеху
:
- Высокий уровень чувствительности и самокритики. Личность склонна к глубокому самоанализу и самокритике, что неблагоприятно влияет на психику.
- Сдерживание эмоций, которое может привести к психосоматике. Есть чувства, которые нельзя держать в себе.
- Неумение завязывать нужные знакомства, слабые коммуникативные навыки. Интроверт тяжело сходится с людьми, не умеет просить о помощи. Личности трудно выстроить социальные отношения, ей безразлично мнение других людей. Отрицательные черты препятствуют построению карьеры и адаптации в изменяющейся внешней обстановке.
Характеристика экстраверта
Экстраверт стремится к публичности, ему необходимо участие в общественных мероприятиях, где присутствует большое скопление людей. Такой человек всегда стремится быть в центре внимания. На вечеринке мы сразу его узнаем: он активно общается со всеми приглашенными, придумывает конкурсы и забавы, тянет за руку потанцевать.
Вся энергия экстраверта выходит во вне, тогда как интроверт склонен ее накапливать. С другой стороны, запасы энергии пополняются за счет активного общения с окружающими. Экстраверта можно легко вычислить по прямому взгляду, в диалоге он всегда смотрит в глаза собеседнику.
Среди плюсов экстраверсии следующие
:
- Открытость и общительность. Экстраверт все расскажет о себе, с радостью выслушает и ваши проблемы.
- Оптимизм и добродушие. Человек всегда готов прийти на помощь, внимателен к нуждам близких. Он не склонен к осуждению и нравоучениям.
- Активность, широкий круг интересов. Экстраверта редко застанешь дома на диване. Он устремлен во внешний мир: сегодня – бассейн, завтра – выставка кошек.
- Большое количество друзей и знакомых, что помогает в продвижении по служебной лестнице и бизнесе.
Есть и отрицательные моменты
:
- Экстраверт буквально расточает энергию, без должной отдачи может чувствовать опустошенность, нехватку сил.
- Во времена вынужденного одиночества человек не может сосредоточится на себе и впадает в уныние. Ему кажется, что «жизнь проходит мимо».
- Сильная зависимость от мнения других людей.
- Выраженные экстраверты не могут находиться и жить в одиночестве, если судьба ставит их в такое положение, то изоляция становится проблемой. Человек даже заснуть не сможет в пустой квартире.
Иногда экстраверты производят впечатление людей поверхностных и легкомысленных, не способных к самоанализу, что не всегда является правдой. Экстраверт со здоровой психикой вполне в состоянии изучать и корректировать свои сильные и слабые стороны.
Характеристика амбиверта
Амбивертность предполагает совмещение в личности двух описанных выше типажей. В зависимости от обстоятельств человек является носителем экстраверта или интроверта.
Амбиверт может с легкостью влиться в любую группу социума, если ему будет необходимо. Однако той напористости и навязчивости, присущих экстраверту проявлять не станет. Человек прислушивается к эмоциям других, старается не обидеть, что отличает его от интроверта, который погружен только в собственные переживания.
Личность амбиверта открыта для общения, но он умеет еще и слушать, не перебивая и не делая замечаний. Поэтому у амбиверта много знакомых и установлены длительные межличностные контакты.
Амбиверт с одинаковой легкостью может работать как самостоятельно, так и в команде. Для экстраверта усердный монотонный труд всегда в тягость, ему важнее участие в общем деле. Интроверт, напротив, предпочитает работу в одиночку, когда никто не отвлекает от процесса.
Эти люди очень гибки и адаптируемы. Они подсознательно понимают, когда нужно проявлять активность, а когда помолчать. Всегда стараются найти выход из трудных историй, не выплескивая наружу эмоции как экстраверты, но и не замыкаясь в себе аналогично интровертам.
Связь экстраверсии с показателями ЭЭГ
Проблема экстраверсии и связи ее с характером ЭЭГ является частной, в общем случае это проблема соотношения психологических характеристик и физиологических показателей. Понятия экстраверсии и интроверсии в различных теориях понимаются несколько различно, а следовательно и объяснение их физиологической основы также различается. Г. Айзенк выдвинул гипотезу, согласно которой для экстравертов характерен высокий уровень быстро развивающегося реактивного торможения, тогда как развитие процесса торможения у интровертов происходит медленнее. В более поздних исследованиях формулировка этой гипотезы претерпела некоторые изменения. Согласно теории Хала, аккумуляция торможения во время интенсивной деятельности неизменно приводит к возникновению «блоков», усиление реактивного торможения, под которым понимают отрицательное подкрепление, постепенно доводит отрицательное подкрепление до уровня D, общего положительного подкрепления, в условиях которого должна блокировать рассеивание торможения. Когда реактивное торможение достаточно рассеивается, деятельность начинается снова и продолжается до тех пор, пока торможение вновь не достигнет точки D. Позднее Айзенк выдвинул теорию, суть которой выражается в следующем: индивидуальные различия по показателю экстраверсии-интроверсии обусловлены работой восходящей ретикулярной активирующей системы (ВРАС). Считается, что эта система обуславливает кортикальную активацию в ответ на внешнюю стимуляцию, и в соответствии с нашей теорией, в условиях идентичной стимуляции экстраверты будут испытывать большую активацию, чем интроверты. Ретикулярная формация служит промежуточным звеном для кортикального торможения, в связи с чем напрашивается вывод о том, что у экстравертов торможение, скорее всего, развивается значительно быстрее, чем у интровертов. Аналогичная проблема о связи экстраверсии, как одной из составляющих темперамента и показателей ЭЭГ, была поставлена в отечественной психологии в школе В.Д. Небылицына. Небылицын, рассматривая такую связь, ссылается на работы западных и отечественных исследователей, показывающих связь между этими показателями. Так, анализируя такой фоновый показатель как максимальная амплитуда альфа-ритма, он пишет:
«Ряд авторов пытаются наметить некоторые параллели этого показателя с проявлениями темперамента и поведения личности. Л. Саул, Х. Дэвис и П. Дэвис связывают высокую амплитуду с пассивностью и тенденцией к избеганию ответственности и усилий, а низкую амплитуду – с противоположными качествами. А. Гасто и др. характеризуют индивидов с высоковольтным альфа-ри, а с низковольтным – как гиперсензитивных, гиперэмоциональных, гиперактивных» (В.Д. Небылицын, с.66).
«Известно, что И.П. Павлов первоначально связывал истерию с преобладанием торможения, а неврастению – с преобладанием возбуждения. Как отмечает В.Д. Небылицин (1966), это довольно смелое решение вопроса, так как наличие преобладания одного из процессов в патологии еще не говорит, что в норме у этого больного такое же соотношение между возбуждением и торможением» (Е.П. Ильин, с.161).
В противоположность теории Айзенка Е.П. Ильин приводит работы в которых прослеживается обратная связь: А. Манди-Касл, ссылаясь на данные П. Дэвис получил значительную корреляцию между частотой альфа-ритма и показателями темперамента: лица с относительно более высокой частотой (более 10 кол/сек) имеют склонность к резкому, импульсивному, неустойчивому реагированию, а лица с меньшей частотой – к такому образу поведения, который может быть характеризован как более депрессивный. На данный момент проблема полностью не решена и находится в стадии разработки.
Исследования, в которых изучалась связь между ЭЭГ и экстраверсией-интроверсией
Табл. 2. Данные по Айзенку [1].
Автор | Инструментарий для исследования личности | Показатели ЭЭГ | Результаты |
Готтлобер (1938) | Субъективная оценка и Личностный Опросник штата Небраска (NPI) | 30 сек.; глаза закрыты; показатель альфа-ритма (альфа-индекс); оценивание вручную | У экстравертов альфа-индекс выше, чем у интровертов |
Генри и Кнотт (1941) | NPI | 300 сек.; глаза закрыты; альфа-индекс, т.е. 50% альфа – «высокий» альфа-индекс; 8-12 Гц и 7 микровольт; оценивание вручную | Интроверты имеют более высокий альфа-индекс (незначительно) |
Небылицын (1963) | Преобладание возбуждения или торможения (по числу задач) | Происхождение неизвестно; альфа-, бета- и тета-индекс, амплитуда и частота | А именно: с преобладанием торможения характеризуется высоким альфа-индексом и амплитудой, но низкой частотой альфа-ритма; высокий уровень бета-ритма (амплитуда, индекс и частота) и частота тета-ритма. Вероятно, эта группа признаков соответствует экстраверсии (Грей, 1967). |
Сэведж (1964) | Личностный Опросник Модсли (MPI) | 240 сек.; глаза закрыты; низкочастотный; низкочастотный анализ 8-13 Гц фильтра; «амплитуда» альфа-ритма с открытыми глазами и 10 мин. с закрытыми глазами, тета, альфа, бета. | Для экстравертов характерна большая амплитуда. Связь с нейротизмом |
Глэсс и Броудхерст (1966) | MPI или EPI | Продолжительность неизвестна; измеряется в процессе решения задач (арифметические действия, Глэсс, 1964). | Экстраверсия отрицательно коррелирует с r.c.p. и с альфа-индексом |
Мартон и Урбан (1966) | Информация отсутствует | Альфа-индекс и частота альфа-ритма; способ получения неизвестен | Экстраверты характеризуются более высоким индексом и низкой частотой |
Фентон и Скоттон (1967) | MPI | 30 сек.; глаза закрыты, альфа-индекс, средняя амплитуда, 8-13 Гц и 15 микровольт, оценивание вручную | Отрицательная (но не значимая) корреляция между экстраверсией и индексом, а также частотой |
Хьюм (1968) | EPI | Продолжительность неизвестна; альфа; оценивание вручную работы ленточного фильтра | Альфа-индекс и экстраверсия имеют положительную нагрузку по одному и тому же фактору |
Гэйл, Коулс и Блэйдон | EPI | 110 сек., глаза закрыты, 2-20 Гц разделены на 9 частот; низкочастотный анализ дает средний интегрированный и среднюю преобладающую частоту (с. п. ч.) 10 мин. | Экстраверты имеют более высокие интегрированные по всем частотам и более высокий интегрированный по альфа-, бета- и тета-ритмам как с открытыми, так и с закрытыми глазами. |
Табл. 3. Данные по Небылицыну [11].
Автор | Характеристики поведения | Показатели ЭЭГ |
А. Гасто | Синдром гиповозбудимости | Высокоамплитудный, непрерывный альфа-ритм, 8-9 кол/сек. |
Г. Эйер, Г. Лелор, М. Агатон | Большая реактивность | Большая длительность блокады альфа-ритма |
Л. Саул, Х. Дэвис, П. Девис | Активность | Низкая амплитуда альфа-ритма |
А. Манди-Касл | Склонность к резкому, импульсивному неустойчивому реагированию | Высокая частота альфа-ритма |
Если мы сделаем допущение, сопоставляя характеристики темперамента с характерными, присущими экстравертам или интровертам, чертами, то мы получим следующие данные (взяты из [1], [8] и [11]):
Таблица 4. Фоновые показатели ЭЭГ и степень экстраверсии (табл. А.В. Масленниковой).
Показатели | Экстраверсия | Интроверсия |
Высокая частота альфа-ритма | 3 | 3 |
Высокий альфа-индекс | 4 | 2 |
Высокая амплитуда альфа-ритма | 1 | 3 |
Высокая длительность депрессии | 1 | нет данных |
Из данных таблицы 3 видно, что по показателям частоты, индекса, амплитуды и длительности депрессии альфа-ритма нельзя однозначно решить в пользу теории Айзенка о взаимозависимости активации коры головного мозга и экстраверсии. Можно лишь сказать, что скорее всего экстраверсия отмечается при низкой амплитуде альфа-ритма. По другим показателям, опираясь на результаты таблицы, трудно построить какое-либо предположение относительно зависимости рассматриваемых переменных. В исследовании А.В. Миронычевой сделана попытка разобраться в существующем на сегодняшний день состоянии проблемы и проверить гипотезу о существовании какой-либо связи характеристик ЭЭГ и степени экстраверсии человека. Полученные результаты показали неоднозначный характер зависимости. В целом можно говорить о различиях фоновых показателей у экстравертов и интровертов. Альфа и бета-ритм у экстравертов выше, чем у интровертов. В отношении характеристик СВП у экстравертов и интровертов зависимость неоднозначна.
Как понять, кто я — интроверт, экстраверт или амбиверт
Чтобы понять к каком типу личности относитесь именно вы, предлагаем ознакомиться с характерными чертами каждого из них в концентрированной форме.
Тип личности | Доминирующие признаки |
Интроверт | Не стремится попасть в шумные компании и на публичные мероприятия. Тяжело и долго переживает провалы и неудачи. Мало говорит и много слушает. Живет в мире своих фантазий. Сдерживает эмоции. Любит пофилософствовать. Привязывается навсегда, умеет хранить верность. Обладает терпеливостью. Дотошен, наблюдателен, акцентируется на деталях. |
Экстраверт | Стремится заводить новые знакомства. Легок на подъем. Общителен, словоохотлив. Эмоционален. Все, что внутри мгновенно выплескивает наружу. Выставляет себя на показ, мечтает быть в центре внимания. Не выносит одиночества. Ориентируется на мнения других. |
Амбиверт | Хорошо понимает настроение других людей, интуитивен. Одинаково стабилен психологически в одиночестве и в компании. Выбор всегда делает исходя из собственных ощущений. Умеет приспособиться к внешним условиям. В зависимости от ситуации становится участником или наблюдателем. Выражает эмоции в адекватных дозах, не держит их в себе, но и не истерит. |
Если остались сомнения по поводу своей принадлежности, предлагаем пройти небольшой тест.
Отвечайте на вопросы только «да» или «нет» на следующие вопросы и утверждения
:
- Нуждаетесь ли в новых местах или людях, чтобы быть счастливым?
- Вы с легкостью отказывайтесь от первоначальных планов?
- Для принятия решения вам требуется поддержка близких людей?
- У вас часто возбуждение сменяется спадом настроения?
- Вы сначала делаете, а потом уже думаете?
- Можете ли в азарте поспорить на все, что угодно?
- Вам нравится рассказывать о себе и своих эмоциях?
- Вам не известно, что такое тоска и меланхолия.
- Вы без ложной скромности знакомитесь с противоположным полом?
- Вы не переживаете по поводу того, что могли сказать или сделать невпопад.
- Вы не возвращаетесь мыслями к тому или иному делу, если оно уже сделано?
- Вы предпочитаете не мечтать, а действовать.
- В выборе между чтением книги и вечеринкой вы отдадите предпочтение вечеринке.
- В большой компании вы как рыба в воде?
- Вам нравится, когда взгляды присутствующих обращены на Вас?
- Вам неведомо чувство вины и раскаяния.
- Вы не выносите однообразную рутинную деятельность.
- Вы обожаете собрания, где люди шутят друг над другом.
- Вы говорите много и с удовольствием.
- Ваш сон крепок, никакие мысли не могут его прервать.
Начинаем подсчет результатов. Если на 10 и более вопросов вы ответили положительно, то ваш тип «экстраверт». Чем больше ответов «да», тем сильнее выражены у личности типичные характеристики экстраверта. Подумайте, не стоит ли вам научиться понимать себя и прислушиваться к внутреннему голосу?
В случае, если положительных утверждений менее 10, вы «интроверт». Количество ваших «да» стремится к нулю? Тогда интроверсия может стать проблемой. Попросите близкого друга описать вас со стороны. Скорее всего у вас хмурый вид и опущенные плечи.
Если ответов «да» и «нет» примерно равное количество, поздравляем, вы относитесь к амбивертным личностям. Это самый стабильный типаж, который достигает наибольших успехов.
Гибкость – ключевой фактор
HR-менеджерам и руководителям важно учитывать типы личности сотрудников, чтобы поручать им те проекты, в которых они проявят себя с лучших сторон, а не наоборот. Например, если вы хотите, чтобы экстраверт отлично справился с задачей, не стоит давать ему задание, которое требует большой внимательности к деталям.
Поощряйте активность интровертов, когда они ее проявляют, следите, чтобы экстравертов не было слишком много и они не раздражали своих коллег.
Но, самое главное, помните, что очень мало людей, которые относятся к экстравертному или интровертному типу. Так что на первый план ставьте не то, к какому типу относитесь вы или ваши коллеги, а гибкость и взаимоуважение.
Как интроверту изменить черты своей личности и стать экстравертом
Для начала следует ответить на вопрос: «А нужно ли мне становится экстравертом?». Ведь у противоположного типа есть множество минусов, о которых мы упомянули. Если человеку комфортно интровертное существование, то менять ничего и не стоит.
Когда интроверсия стала проблемой и человек буквально замкнулся в своих переживаниях, можно проработать навыки экстраверта. Самостоятельно это сделать проблематично, поскольку изменение типажей подлежит корректировке с большим трудом. Лучше обратиться к психологу.
Помочь себе сами вы можете, если начнете больше прислушиваться к тому, что говорят другие люди. Старайтесь побороть желание покопаться в себе, посмотрите на окружающий мир, подмечайте в нем все интересное и полезное.
Не прячьте эмоции, выражайте их во вне. Рассержены – покажите это, обрадованы – запляшите или запойте. Обсуждайте свои чувства с людьми. Не стоит бояться показаться с плохой стороны. По большому счету, все мы похожи друг на друга и переживаем одни и те же эмоции.
Выходите «в люди», посещайте публичные мероприятия. Не стесняйтесь людей, знакомьтесь, больше общайтесь. Пришли на выставку – обсудите со случайным посетителем новые картины, занимаетесь в спортзале –поинтересуйтесь у соседа как он достиг таких выдающихся результатов.
Со временем экстравертные навыки войдут в привычку, и вы не будете испытывать неловкости или неудовольствия от общения.
Ссылки и литература
1.Айзенк Г.Ю. Структура личности. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999.
2.Айзенк Г.Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. М.: Когито-Центр, 2000.
3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
4.Анастази А. Психология индивидуальных различий: тексты – М., 1982.
5.Вундт В. Душа и мозг. СПб, 1901.
6.Данилова Н.Н. Психофизиология. Уч. для ВУЗов. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2001.
7.Дробница И.П. Теоретическая модель экстраверсии-интроверсии
7.Иванов Е.М. Проблема поиска субстрата субъективной реальности. Б\м, 1993.
8.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология – 2 изд., доп. – СПб.: Питер, 2001.
9.Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология, уч. пособие. М.: изд-во ЮРАО, 1998.
10.Морэн Э. Дух и мозг // Современная наука: познание человека. – М.: Наука, 1988.
11.Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
12.Соколов Е.Н. Теоретическая психофизиология. М.: изд-во МГУ, 1986.
13.Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Ювента, М.: Прогресс – Универс, 1995.