Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение. Это имеет прямое отношение как к теоретическим, так и к прикладным исследованиям. Большинство лабораторных методов, разработанных для того, чтобы проводить диагностику основных свойств нервной системы требуют определенных условий проведения и специализированной аппаратуры. Поэтому и не только они признаны достаточно трудоемкими.
В отличие от них экспресс-методики лишены подобного рода недостатков, в том числе и теппинг-тест, о котором сегодня и пойдет речь. Итак, Вашему вниманию предоставляется теппинг-тест, он же тест для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям.
Для проведения теппинг-теста нам понадобятся определенные бланки-листы, с ориентировочным размером 203×283, на которых будут изображены по три в ряд шесть равных прямоугольников. Также среди необходимых вещей – секундомер и карандаш.
Инструкция
Сейчас мы будем проставлять точки в квадратах. Начнем с самого первого квадрата. Далее будем двигаться исключительно по часовой стрелке. Каждый переход с одного квадрата на другой осуществляется не прерывая работы и только по команде экспериментатора. Все время, выделенное на проставление точек, работайте в максимальном для себя ритме. На каждый квадрат будет дано 5 секунд, в течение которых необходимо проставить максимально возможное количество точек.
Итак, экспериментатор дает сигнал «Начали», далее через каждые 5 секунд он дает новый сигнал «Перейти на другой квадрат», по окончании 5 секунд проставления точек в 6-ом квадрате экспериментатор дает последний сигнал «Стоп». Все понятно? Хорошо, тогда возьмите в правую/левую руку карандаш и зафиксируйте его перед первым квадратом.
Ключи к теппинг-тесту:
Для того, чтобы обработать результаты теппинг-теста, прежде всего необходимо подсчитать получившееся в каждом квадрате количество точек. Далее следует построить график работоспособности испытуемого в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.
Нейронный тест
Немного истории
Название этому тесту именно мы придумали лет 15 назад, потом, видимо, с нашей легкой руки, в Москве появилось несколько «нейронных тестов», родившихся в разных институтах и лабораториях, начиная от НЦПЗ РАН и заканчивая институтом физиологии РАН. Одних ученых даже награждали за подобные тесты (профессор Н. Мягкова), другие, напротив, обвинялись в поверхностных суждениях (профессор Полетаев), о ком-то просто говорили не очень много, но по большому счету принцип создания подобных тестов и у нас и за границей был один. В основе таких тестов и у нас в стране и за рубежом были иммунологические исследования, а, если немного, точнее, изучались антитела (низкомолекулярные белки), которые, как лоцманы шли впереди «кораблей» (В-лимфоцитов), выпускавших в кровь этих «навигаторов».
Первое время мы со скепсисом отнеслись к этому тесту, по сути, претендовавшему на исследование микроструктур мозга, смотрели контрольные группы (здоровые люди и спортсмены), сетуя, что они не очень большие.
Вместе с создателем этого теста мы не один месяц его шлифовали, добиваясь наиболее полной информативности в отношении неврологических и психических расстройств, то увеличивая, то сокращая количество его показателей, сравнивали с похожими тестами, которые, например, использовались в наркологии, обсуждали эти показатели как в России, так и за рубежом (начало этих работ и у нас в стране и за рубежом) — вторая половина 80-х годов ХХ века. Статьи и целые монографии известных ученых, посвященные подобным тестам с разными названиями взыскательный читатель без труда найдет в отечественной и зарубежной литературе.
Мы и сами пытались усовершенствовать нейронный тест советуясь то с профессорами Института Белка в Пущино — на Оке, считай столицы биологов, то с учеными Московского Физико-Технического Института, то с руководством НЦПЗ (научного центра психического здоровья, договариваясь о работе), то с лабораторий Центра Неврологии РАН. Мы хотели добиться более дифференцированного подхода к интерпретации нейронного теста, введения новых показателей, которые помогли бы оценить состояние отдельных рецепторов, окончаний отростков нейронов, а не просто медиаторов центральной нервной системы.
Что такое «нейронный тест»?
Если коротко, «нейронный тест» — это антитела к разным нейронам и многому тому, что их окружает: к аксонам (длинным отросткам нервных клеток) и их миелиновым оболочкам (аксон, как «провод», завернутый в «изоляционную ленту» из миелина), отдельным клеткам нейроглии (точнее к белку GFAP), которые поддерживают и питают нейроны, включая доставку некоторых медиаторов (трансмиттеров), к рецепторам многих медиаторов — посредников в передаче импульсов между нейронами, каналам кальция, регулирующим вход медиатора в нейрон и т.д.
Идея теста заключается в том, что если в организме все стремиться к сохранению гомеостаза (известный факт более полувека), а нервная и иммунная системы его обеспечивают (всеми признанный в последние лет 30 факт), то изменения в микроструктурах нейронов, например, вследствие патологического процесса при шизофрении, аутизме, болезни Альцгеймера и других психических и неврологических расстройствах, можно проследить по количеству антител к микроструктурам мозга, которые пытаются «исправить», то что пострадало в результате болезни. Иными словами, вам не надо брать пункцию мозга, чтобы понять, что происходит с нейронами, а достаточно взять кровь на один из вариантов современного иммунологического исследования.
Что нам дает «нейронный тест»
Что нам сегодня дает на практике «нейронный тест»? С помощью нейронного теста мы может понять, что происходит с нейронами и их окружением при разных расстройствах, а если подходить к вопросу более прагматично, то поставить диагноз, определить потребность в тех или иных, допустим психотропных препаратов, понять когда их назначать, насколько и как их отменять.
Давайте для примера возьмем хотя бы один из многих показателей нейронного теста — белок S100 который фигурирует в нескольких подобных тестах. В 1965 году было открыто и доказано, что одна группа белков этого семейства S100 находится только внутри клетки, а другая — часто вне клетки (как секреторная молекула), а третья играет свою роль как внутри, так и снаружи.
Внеклеточные белки S100 стимулируют выживание и/или дифференцировку нейронов и пролиферацию (увеличение количества) клеток, вызывают гибель нейронов и стимулируют (в некоторых случаях) или подавляют (в других случаях) активность воспалительных клеток. Несколько сообщений связывают повышенные уровни S100β с механизмами возникновения болезней Паркинсон и Альцгеймера, энцефалитов, шизофрении и других заболеваний мозга.
Белок S100 — известный индикатор опухолей, повышается при меланоме, нейросаркоме, липоме, хондросаркоме, астроцитоме, опухоли желудочно-кишечного тракта, стомы, раке слюнной железы, некоторых видах аденокарциномы, гистиоцитарной опухоли.
Семейство белков S100 является одним из потенциальных кандидатов на лекарственные препараты. Высокие концентрации S100 и S100 появляются при воспалительных состояниях, таких как ревматоидный артрит, инфаркт миокарда и болезнь Крона (язвенный колит). Белок S100 токсичен при очень высоких концентрациях. Современные данные также подтверждают, что благодаря своей способности преодолевать биологические барьеры, такой как гематоэнцефалический барьер (между кровью и мозгом), S100 подавляет воспалительные пути, которые могут вызвать повреждение головного мозга.
При минимальных концентрациях S100 может повысить выживаемость нейронов во время развития и стимулировать рост нейритов в корковых нейронах. Благодаря своим нейротрофическим эффектам S100 играет важную роль в нормальном развитии ЦНС и восстановлении после травмы.
S100-B был предложен в качестве маркера неврологических расстройств благодаря его экспрессии в мозге и спинномозговой жидкости, его низким концентрациям в сыворотке здоровых людей. Острое повреждение мозга, например, в результате его травмы, приводит к массовому (в 50—100 раз) высвобождению S100 в сыворотке, тогда как уровни S100 при психических расстройствах были только в три раза выше у пациентов по сравнению с контролем. Можно добавить, что S100 свидетельствует о колебании настроения, например, при биполярном аффективном расстройстве или циклотимии, сообщает нам о приближении депрессии и пр.
Итак, скажите, есть ли нам польза от этого показателя нейронного теста, напомню, что таких показателей может быть более 20 (сегодня мы выбрали 14, на наш взгляд, самых информативных.
Мнение ученых мужей
Мне всегда жаль тех людей, в частности, ученых, которых чем-то, как-то и кто-то подставил. Помню, как известный профессор психиатр, заслуженный организатор и деятель науки В.М. Банщиков, уже тогда, когда ему было почти 80 лет по сути прорекламировал врача-психиатра из Перми, который сфотографировал галлюцинации у своего больного. Мне жаль и профессора-психолога, заведующего кафедрой МГУ, который глубокомысленно заявил в интернете, что биологический нейронный тест ничего не дает (утешает, что он также непонятно зачем, сказал, что биологическая обратная связь — метод лечения, который разрабатывался десятки лет его коллегой — заведующим кафедрой психофизиологии) — также бесполезен, впрочем, как и не нужна транскраниальная стимуляция. Так ведь наш профессор-то психолог(?!), извиняюсь, ничего не смыслящий ни в иммунологии, ни в физиотерапии, разве может что-то сказать о нейронном тесте, простите, вразумительного.
«Беда, коль пироги начнет печь сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит. Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать совета».
Ну, ладно, посмеемся вместе с Крыловым или пожалеем бедного профессора из МГУ, тяжелые сейчас времена, всем чего-то не хватает, простительно. Да, что там профессор, спросите почти любого психиатра, что означает хоть один показатель нейронного теста, он посмотрит и скажет «все у вас нормально» и не настаиваете на том, чтобы психиатр вам объяснил зачем вы потратили на этот тест несколько тысяч рублей, скорее всего, ничего не добьетесь.
Анализ теппинг-теста и интерпретация результатов
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно — сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
- выпуклый тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
- ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- нисходящий тип – взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный тип — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
- вогнутый тип — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Теппинг-тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен такой тест при определении профориентации и проведения психологического консультирования по коррекции и/или усовершенствованию персонального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально и обычно занимает около 2 минут.
Тест на нервы: как его пройти?
Тест состоит из 35 вопросов. По сути – это первое испытание на нервы: хватит у вас терпения или нет ответить на все вопросы.
Как успокоить нервы: 5 народных средств
Отвечать нужно лишь «да» или «нет». Чтобы максимально быстро пройти тест, записывайте ответы.
Тест на нервы и его 35 вопросов:
1. Вас раздражает, если вы видите неуместно одетого человека?
2. Расстраиваетесь по пустякам, например, из-за пятна на одежде или долгого ожидания официанта в кафе?
3. Вы плохо спите?
4. Испытываете трудности с релаксом?
5. Стрессовая ситуация ухудшает ваше физическое состояние, например, поднимается давление, болит голова, режет живот?
6. Злитесь на толчею в общественных местах?
7. Срываетесь с места, если приходится долго ожидать чего-то?
8. Грызете ногти от нервов?
9. Зависите от мнения окружающих людей?
10. Страдаете от панических атак?
11. Можете расплакаться из-за грустной концовки фильма или книги?
12. Смущаетесь в незнакомых компаниях?
13. Вредные привычки людей действуют вам на нервы?
14. Вздрагиваете, если слышите громкий неожиданный звук?
15. Бежите ли вы к доктору с насморком или занозой в пальце?
16. Вы боитесь неожиданно умереть?
17. У вас больше одной фобии?
18. Когда вы волнуетесь, это заметно из-за перепуганного взгляда, дрожащих рук или неуверенного голоса?
19. Вам хочется все бросить и сбежать туда, где никто вас не знает?
20. Злитесь на пробки?
21. Изменения планов действуют вам на нервы?
22. Расстраиваетесь, если оказываетесь предметом для шуток и острот, пусть даже от близких людей?
23. Испытываете трудности с засыпанием, если находитесь вне дома и своей кровати?
24. Принимали когда-нибудь успокоительное от нервов?
25. Привыкли тщательно планировать все, даже праздники?
26. Беситесь, когда приходится выполнять одновременно несколько заданий?
27. Опаздывающие люди выводят вас из себя?
28. Бесполезные подарки на день рожденья вызывают раздражение?
29. Нервы шалят, когда устали?
30. Вас легко вовлечь в конфликт?
31. В стрессовых ситуациях вас бросает в пот, тело начинает чесаться?
32. Боитесь смотреть ужастики?
33. Повышаете голос, когда раздражены?
34. Легко пугаетесь?
35. Ощущаете, что современный ритм жизни бьет по вашим нервам?
Спонсор плагина: Тесты для девочек
Нервозность и образ жизни.
Как перестать нервничать? Как побороть волнение?
Теппинг-тесттест на тему
Теппинг-тест
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина
ОПИСАНИЕ.
Тест отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью. Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»).
Почему выбран 30-секундный отрезок, а не больший. Первоначально максимальный темп измерялся в течение 1-1,5 мин работы, но, убедившись, что самая важная для диагностики информация получается в течение первых 20-25 с и что длительная работа приводит лишь к потере времени и сил испытуемых, время тестирования было ограничено 30 с. Ведь задача теста — выявить сдвиги в центральной нервной системе, а не в мышцах. Правда, можно возразить, что у «слабых» физическое утомление все равно возникает даже при 30-секундной работе (как, кстати, и у многих «сильных»). Однако с точки зрения механизмов развития между разными видами утомления наблюдаются существенные различия. При работе умеренной и большой интенсивности основные причины утомления связаны с вегетатикой, а при работе максимальной интенсивности (как в нашем тесте) — с развитием запредельного торможения в нервных центрах. Именно поэтому с помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы и обязательным условием выполнения теста для определения силы нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. М. Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.
Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста — максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых».
Важно также акцентировать внимание обследуемых на том, что начинать выполнение требуемых действий надо сразу в максимальном темпе, иначе может искусственно создаться выпуклый тип кривой.
Методику «Теппинг-тест» трудно применять в случае с детьми младшего возраста (до 6-7 лет), поскольку у них максимальная частота движений небольшая и различия между индивидуумами сглаживаются. Кроме того, они не могут долго заставлять себя работать в максимальном темпе
В настоящее время разработаны компьютерные методы диагностики силы нервной системы с помощью теппинг-теста, которые значительно упрощают и уточняют диагностику. В недавнем прошлом для изучения силы нервной системы использовались и другие методики («внешний тормоз» и кожно-гальванический вариант методики «Угашение с подкреплением» — в лаборатории В. С. Мерлина, электроэнцефалографический вариант методики «Угашение с подкреплением» — в лаборатории В. Д. Небылицына). Однако в большинстве своем они сложны для массового использования, поэтому широкого распространения не получили ни у психологов, ни у физиологов.
Описанные выше методики чаще всего применялись при обследовании спортсменов. В ряде работ установлено, что они коррелируют друг с другом. В частности, методика «Теппинг-тест» коррелирует на уровне 0,01 с методикой «Наклон кривой», с рефлексомет-рической методикой «Угашение с подкреплением».
Однако наличие корреляций не означает, что все методики имеют одинаковую диагностическую ценность. Они неравноценны по времени, которое затрачивается на постановку диагноза. Самое короткое время работы испытуемого (30 с) по методике «Теппинг-тест», в других же методиках оно составляет 20-40 мин, а то и больше. Разная оказывается и напряженность работы, что отражается на степени жесткости критериев диагностики. Самая высокая она именно в методике «Теппинг-тест», поэтому по ее критериям «сильных» выявляется меньше, чем по другим методикам.
Но зато при ее использовании отчетливее проявляются различия между «сильными» и «слабыми» по ряду характеристик деятельности и поведения.
Исходя из теоретических построений, суммация возбуждения должна проявляться не только у лиц с сильной, но и со слабой нервной системой. Следовательно, кратковременное увеличение темпа в первые секунды работы должно отмечаться у всех — этот признак не может быть дифференцирующим для деления на типологические группы по свойству силы нервной системы.
Почему же тогда суммация не проявляется у лиц со средней и слабой нервной системой?
Чтобы получить ответ на эти вопросы, было проведено следующее исследование. При выполнении испытуемыми теппинг-теста их движения записывались на лентопротяжном устройстве, благодаря чему динамику изменения максимального темпа можно было отследить при любых временных отрезках. Было выявлено, что если брать отрезки, равные 1,5 с, то и у лиц со средней, и у половины людей со слабой нервной системой обнаруживается непродолжительное возрастание максимального темпа (3-4,5 с). Следовательно, и у них проявляется эффект суммации возбуждения, но он кратковременный и выражен слабо. А поскольку в методике выбраны 5-секундные отрезки, такое увеличение темпа нейтрализуется в первые 5 с снижением и поэтому не замечается.
Для расчета коэффициента функциональной асимметрии задание выполняется правой и левой руками.
Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Тестирование можно проводить как при помощи регистрирующей аппаратуры, так и графически.
При использовании графического способа регистрации Вам понадобятся стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283, А4), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Порядок простановки точек для правой и левой рук по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле №4 должно располагаться под полем №3.
О.П.Елисеев предлагает не 6 (как это обычно предлагается, например, для младшей группы подростков или в оригинальном варианте Е.П.Ильина), а 8 полей для простановки точек, чтобы тенденция изменения работоспособности обнаруживалась более отчетливо. Тогда порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.
Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу, но это не является обязательным условием выполнения методики.ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Протокол исследования
Задание _______________ Дата _______________
Испытуемый _____________
Экспериментатор _________
Самочувствие испытуемого ________________________
№ квадрата | Промежуток времени работы (ВС) | Количество проставленных точек | |
правой рукой | Левой рукой | ||
1-й | 0-5 | ||
2-й | 6-10 | ||
3-й | 11-15 | ||
4-й | 16-20 | ||
5-й | 21-25 | ||
6-й | 26-30 |
ОБРАБОТКА.
Включает следующие процедуры: 1) подсчитать количество точек в каждом квадрате; 2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате. Коэффициент силы нервной системы (КСНС) рассчитывают по следующей формуле:
Где Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке, Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д. Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:
Где Σ R — общая сумма точек, поставленных правой рукой
Σ L — общая сумма точек, поставленных правой левой
В научных исследованиях часто требуется ранжировать обследованных, поэтому нужны и количественные критерии силы нервной системы.
Ранжирование осуществляется следующим образом. В соответствии с качественными критериями все обследованные субъекты делятся на группы с сильной, средней и слабой нервной системой. Внутри групп проводится дополнительное ранжирование обследованных по суммарной величине отклонения темпа в каждой точке от исходного уровня. Высчитывается сумма (с учетом знака) отклонений за каждые последующие 5-секундные отрезки по отношению к темпу, показанному в течение первых 5 с. Например, у субъекта а максимальная частота движений по 5-секундным отрезкам равнялась 43, 40, 38, 37, 38, 35. Приняв первую цифру за условный ноль, получаем следующую сумму отклонений: -3, -5, -6, -5, -8 — -27. У субъекта б максимальная частота движений по отрезкам была равна 41, 35, 36, 32, 33, 33, что дает следующую сумму отклонений: -6, -5, -9, -8 — -36. Как видно, у обоих субъектов слабая нервная система, но у первого она выражена в меньшей степени, поэтому по рангу он будет занимать более высокое место.
Проведя ранжирование внутри каждой типологической группы, обследованные выстраиваются в общий ряд согласно занятым в своей группе местам. Поэтому может быть так, что субъект с большим по «-» отклонением из группы со средней силой нервной системы окажется поставленным выше, чем лицо со слабой нервной системой, у которого суммарное отрицательное отклонение будет меньшим. Главный критерий, таким образом, — качественный.
При учете качественного критерия возникают определенные трудности, на которые следует обратить внимание. Например, что считать достоверным приростом темпа в первые 10-15 с работы? На основании имеющегося опыта можно рекомендовать следующее: когда информация снимается визуально со стрелочного счетчика, нужно считать за достоверную разницу 3 и больше движений (за 5-секундный отрезок), при графической регистрации темпа и при других фиксированных способах съема информации — разницу в 2 и более движений.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: — выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
— ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
— нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
— промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
— вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Типы динамики максимального темпа движений
Графики:· А — выпуклого типа;· Б — ровного типа, В — промежуточного и вогнутого типов,· Г — нисходящего типа.·
Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.
Чем выше КСНС, тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее.
Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы 10 с учетом знака по следующей таблице
Коэффициент подвижности НС | Диагноз | ||
> | Баллы | Разряд | |
1,80 | и более | 25 | Очень подвижная ( 5 ) |
1,73 | 1,80 | 24 | |
1,66 | 1,73 | 23 | |
1,58 | 1,66 | 22 | |
1,50 | 1,58 | 21 | |
1,43 | 1,50 | 20 | Подвижная ( 4 ) |
1,38 | 1,43 | 19 | |
1,32 | 1,38 | 18 | |
1,26 | 1,32 | 17 | |
1,20 | 1,26 | 16 | |
1,12 | 1,20 | 15 | Средняя ( 3 ) |
1,04 | 1,12 | 14 | |
0,96 | 1,04 | 13 | |
0,88 | 0,96 | 12 | |
0,80 | 0,88 | 11 | |
0,74 | 0,80 | 10 | Инертная ( 2 ) |
0,68 | 0,74 | 9 | |
0,62 | 0,68 | 8 | |
0,56 | 0,62 | 7 | |
0,5 | 0,56 | 6 | |
0,42 | 0,5 | 5 | Очень инертная ( 1 ) |
0,35 | 0,42 | 4 | |
0,27 | 0,35 | 3 | |
0,20 | 0,27 | 2 | |
менее 0,20 | 1 |
Если в ходе исследования изучали работоспособность левой и правой рук, то при анализе результатов сопоставляют полученные графики работоспособности. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.
Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по ее повышению. Знак коэффициента функциональной асимметрии интерпретируется следующим образом: если полученный коэффициент баланса имеет знак «+», это свидетельствует о смещении баланса в сторону возбуждения; если полученный коэффициент имеет знак «—», это свидетельствует о смещении баланса в сторону торможения.
ИНСТРУКЦИЯ: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по моей команде «Следующий», не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».
БЛАНК
Теппинг-теста
Испытуемый___________________________________ Год рождения____________ Дата____________
1 | 2 | 3 |
6 | 5 | 4 |
ЛитератураИльин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб.: Питер, 2003. Ильина М.Н., Ильин Е.П. Об одном из условий диагностирования силы нервной систему по возбуждению с помощью теппинг-теста // Психофизиологические особенности спортивной деятельности – Л., 1975. – С.183-186. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ред. А.А. Реана — СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский – Самара, 2001.— С.528-530. Цагарелли Ю.А. Теория системной психологической диагностики: Учебное пособие.— Казань, 2009
Если сдавали самостоятельно в частной лаборатории
1. Сообщить о результате теста в поликлинику по месту жительства.
2. Уведомить о результате теста работодателя, классного руководителя (для учащихся), специалиста медицинского учреждения (если вы проходите лечение, и в это время получили результат исследования).
3. Перейти в режим самоизоляции и никуда не выходить (ни на работу, ни на учебу, ни в магазин: для покупки продуктов и лекарств попросите помощи друзей, родных или волонтеров).
4. Максимально ограничить контакты с совместно проживающими (отдельная посуда, масочный режим, дезинфекция и т.д.).
5. Вызвать врача, «неотложку» или скорую помощь для осмотра, назначения лечения и дальнейшего обследования.
Если тест назначал врач медучреждения, «неотложки» или «скорой»
1. Действовать также – сохранять самоизоляцию, ограничить контакты, выполняя выданные ранее рекомендации медиков.
2. При ухудшении состояния (высокая температура, появление одышки, на пульсоксиметре показатель кислорода ниже нормы и т.д.) – вызывать врача, «неотложку» или скорую помощь.
Кто узнает о результате теста?
1. Роспотребнадзор (и частная, и государственная лаборатория обязана передать данные в ведомство для принятия противоэпидемических мер)
2. Медучреждение (стационар или поликлиника), в котором был назначен тест
3. Лечебное учреждение по месту жительства – в случае, если тест сдан по собственной инициативе (Роспотребнадзор выдаст ему предписание, чтобы медики взяли вас под наблюдение)
4. Правоохранительные органы (для контроля соблюдения режима самоизоляции)
Кого еще проверят?
1. Данные из медучреждения и лаборатории поступят в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» при управлении Роспотребнадзора. Его сотрудники обследуют очаг инфекции, установят круг контактных лиц по месту жительства и месту работы заболевшего.
2. Ваш работодатель, которого вы ранее оповестили о положительном тесте, предоставит в ФБУЗ данные о контактных лицах по месту работы.
3. С 18 ноября в отношении контактных лиц с высоким риском заражения Роспотребнадзор НЕ вынесет постановления «О проведении обязательного медицинского осмотра (медицинского наблюдения), изоляции (обсервации) гражданина, находившегося в контакте с больным инфекционным заболеванием». Теперь Управление уведомляет граждан, заболевших COVID-19 и лиц, находящихся в контакте с больным, о необходимости соблюдения ими в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным режима изоляции. Оповещение осуществляется через доступные каналы связи, о которых граждане сообщают специалистам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в ходе сбора эпидемиологического анамнеза.
Кого считают контактными лицами?
— совместно проживающие с источником инфекции;
— те, кто находился в закрытом помещении (в классе, кабинете и т.д.) с источником COVID-19 в течение рабочей смены на расстоянии менее 2-х м и без использования рекомендованных средств индивидуальной защиты.
Кто и когда тестирует контактных?
С 18 ноября 2022 года исследования биоматериала контактных лиц проводятся только в случае клинических проявлений, сходных с коронавирусной инфекцией (COVID-19). Забор материала на исследование проводит медицинская организация (регламентируется СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»).
Вопросы, связанные с COVID-19, можно задать, позвонив на горячие линии:
● в Роспотребнадзор можно обратиться – по телефонам 8(342) 2365190, 2393120, 2364152, 2083468 с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00, в выходные дни с 10.00 до 18.00.
● получить контакты для вызова врача, получить консультацию об условиях, при которых возможна госпитализация и т.д. – на горячей линии по коронавирусу и ОРВИ 8(342) 2580787
Тест оценки свойств нервной системы по семи шкалам
ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | __________________________________________________ |
Возраст (полных лет) | __________________________________________________ |
Должность | __________________________________________________ |
Подразделение | __________________________________________________ |
Дата заполнения | __________________________________________________ |
Инструкция
Перед вами 56 вопросов. Выберите для каждого из пяти вариантов ответа наиболее для вас подходящий. Обведите ответ.
Тестовое задание
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Быстро ли у вас утомляются глаза при чтении на слабом свете? | а. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно |
2 | Часто ли вы расстраиваетесь в связи с какими-либо трудностями или неудачами в работе? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
3 | Часто ли отвлекается ваше внимание во время длительной работы в спокойной обстановке? | a. очень редко; b. редко; c. средне; d. часто; e. очень часто |
4 | Вы склонны работать по преимуществу тщательно или небрежно? | a. очень тщательно; b. тщательно; c. средне; d. небрежно; e. очень небрежно |
5 | Быстро ли вы можете сосредоточить внимание, начиная работу? | a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно |
6 | Удается ли вам сосредоточенно работать в условиях напряженной, ответственной ситуации? | a. всегда; b. часто; c. когда как; d. редко; e. никогда |
7 | Насколько энергично и напористо вы склонны выполнять работу? | a. очень энергично; b. энергично; c. средне; d. недостаточно энергично; e. вяло |
8 | Хорошо ли вы улавливаете слабые источники света? | a. очень хорошо; b. хорошо; c. средне; d. плохо; e. очень плохо |
9 | Легко или трудно Вас рассердить? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
10 | Нравится или не нравится вам обычно обилие дел? | a. очень нравится; b. нравится; c. средне; d. часто; e. очень часто |
11 | Часто ли у вас резко притупляется внимание к концу лекционного часа, часа работы? | a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. очень часто |
12 | Склонны ли вы совершать необдуманные поступки? | a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто |
13 | Любите ли вы сильные ощущения (опасные виды спорта, азартные игры и т. д.)? | a. очень люблю; b. люблю; c. не интересуюсь; d. не люблю; e. очень не люблю |
14 | Быстро ли вы можете переключиться с одного занятия на другое? | a. сразу же; b. после небольшой паузы; c. средне; d. после большой паузы; e. после очень большой паузы |
15 | Легко ли вы улавливаете слабые звуки (шорохи в лесу, шум высоко пролетающего самолета и т. п.)? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. с трудом; e. очень плохо |
16 | Стремитесь ли вы переделывать или совершенствовать свою работу? | a. без конца; b. много раз; c. умеренно; d. избегаю переделывать; e. совсем не склонен |
17 | Страдаете ли вы от бессонницы? | a. никогда; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. постоянно |
18 | Вызывают ли у вас радостное возбуждение большие дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкогольные напитки)? | a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда |
19 | Требуется ли вам «раскачка», чтобы полностью включиться в новую деятельность? | a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. всегда |
20 | Допускаете ли вы описки или другие случайные ошибки в работе? | a. очень мало; b. мало; c. средне; d. много; e. очень много |
21 | Часто ли вы склонны браться за дополнительную и необязательную работу? | a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда |
22 | Бурно ли вы обнаруживаете свои переживания в связи с ходом работы? | a. очень бурно; b. бурно; c. средне; d. слабо; e. никак |
23 | Вызывают ли у вас малые дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкоголь) изменение тонуса? | a. радостное возбуждение; b. бодрое состояние; c. не действуют; d. вызывают легкую расслабленность; e. вызывают сонливость |
24 | Часто ли вы увлекаетесь новыми делами? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
25 | Часто ли у вас бывают, без особых на то причин, неожиданные переходы от радостного настроения к грусти и наоборот? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
26 | Насколько длительны ваши переживания в связи с трудностями и неудачами в работе по сравнению с окружающими людьми? | a. гораздо менее длительны; b. менее длительны; c. такие же; d. более длительны; e. гораздо более длительны |
27 | Быстро ли вы засыпаете? | a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно |
28 | Легко или трудно вам сохранять спокойствие в возбуждающей компании? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
29 | Легко ли вам удается выдерживать болевые раздражения? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
30 | Часто ли вы не доводите начатое дело до конца из-за возникших трудностей? | a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто |
31 | Насколько вы инициативны в работе по сравнению с окружающими людьми? | a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других |
32 | Просыпаетесь ли вы, если возникает слабый шум, негромкие звуки? | a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда |
33 | Отличает ли вас застенчивость? | a. не свойственна; b. в малой степени; c. средне; d. в высокой степени; e. в очень высокой степени |
34 | Свойственна ли вам нетерпеливость? | a. не свойственна; b. в малой степени; c. средне; d. в высокой степени; e. в очень высокой степени |
35 | Быстрее или медленнее вам удается выучить то, что нужно, по сравнению с другими людьми? | a. гораздо быстрее других; b. быстрее других; c. средне; d. медленнее других; e. гораздо медленнее других |
36 | Обычна ли для вас систематичность, равномерность в работе? | a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда |
37 | Бывает ли, что на мелкие неприятности вы реагируете сильнее, чем на крупные? | a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. очень редко |
38 | Часто ли вы беретесь за работу, не рассчитав своих сил? | a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. очень редко |
39 | Доставляет ли вам удовольствие или неудовольствие включение в работу, которая требует быстрых действий? | a. большое удовольствие; b. некоторое удовольствие; c. безразлично; d. неприятно; e. очень неприятно |
40 | Быстро ли вы отключаетесь от мыслей о работе, прервав или закончив ее? | a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно |
41 | Свойственна ли вам нетерпеливость при длительном объяснении непонятливому слушателю? | a. в очень большой степени; b. в большой степени; c. средне; d. в малой степени; e. в очень малой степени |
42 | Часто ли вы теряете присутствие духа в сложной или опасной ситуации? | a. очень редко; b. редко; c. когда как; d. часто; e. очень часто |
43 | Насколько вы упорны в достижении своих целей по сравнению с окружающими людьми? | a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других |
44 | Часто ли у вас возникает сонливость в ходе выполнения работы? | a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. очень часто |
45 | Бываете ли вы вспыльчивы в своем рабочем коллективе (учебном коллективе) по незначительным поводам? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
46 | Как хорошо развит ваш слух (насколько тонко вы различаете звуковые оттенки, тона, слабые звуки)? | a. очень хорошо; b. хорошо; c. средне; d. слабо; e. очень слабо |
47 | Вызывают ли у вас слабые дозы возбуждающих средств (кофе, чай, алкоголь) сонливость? | a. никогда; b. редко; c. иногда; d. часто; e. постоянно |
48 | Крепкий ли у вас сон? | a. очень крепкий; b. крепкий; c. средний; d. чуткий; e. очень чуткий |
49 | Легко ли вы в случае надобности отвыкаете от старых привычек (распорядок дня, расположение вещей и т. д.)? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
50 | Легко ли вам внушить то или иное отношение к окружающему? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
51 | Быстро ли вы утомляетесь от однообразной умственной работы? | a. очень долго не утомляюсь; b. долго не утомляюсь; c. средне; d. быстро утомляюсь; e. очень быстро утомляюсь |
52 | Нравится ли вам быть лидером в компании? | a. очень нравится; b. нравится; c. средне; d. часто; e. очень часто |
53 | Насколько вы обидчивы по сравнению с окружающими? | a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других |
54 | Отмечаете ли вы у себя «пережевывание» (повторение) одних и тех же мыслей? | a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто |
55 | Часто ли у вас появляется вспыльчивость по серьезным поводам? | a. никогда; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. постоянно |
56 | Склонны ли вы к решительным, окончательным действиям? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
Спасибо!
Ключ к методике
Описание теста
Тест оценки свойств нервной системы по семи шкалам предназначен для выявления следующих свойств нервной системы оцениваемого по семи шкалам:
- чувствительность к малым по интенсивности световым, звуковым, вкусовым, обонятельным и тактильным раздражителям;
- эмоциональная реактивность – по длительности, интенсивности, частоте возникновения;
- подвижность нервных процессов – в разных проявлениях этого свойства;
- сила тормозного процесса – охранительного и дифференцировочного;
- энергичность – активность, потребность в деятельности;
- выносливость к длительным нагрузкам – работоспособность во временном плане, способность длительно концентрироваться на одной деятельности и т. д.;
- выносливость к интенсивным воздействиям – стрессовые ситуации, повышенная значимость, очень ответственные соревнования и т. д.
При составлении теста учитывались следующие стороны жизнедеятельности человека и ситуации, в которых типологические свойства нервной системы могут находить свое выражение:
- работа и утомление;
- отдых и сон;
- общение с людьми;
- черты характера и привычки.
Ключ к тесту
Каждая шкала включает в себя восемь вопросов:
- чувствительность: 1, 8, 15, 23, 32, 37, 46, 50;
- эмоциональная реактивность: 2, 9, 22, 25, 33, 38, 45, 53;
- подвижность нервных процессов: 5, 14, 19, 26, 35, 40, 49, 54;
- сила тормозного процесса: 4, 12, 17, 27, 34, 41, 48, 55;
- энергичность: 7, 10, 21, 24, 31, 39, 43, 52;
- выносливость к длительным нагрузкам: 3, 11, 16, 20, 30, 36, 44, 51;
- выносливость к интенсивным нагрузкам: 6, 13, 18, 28, 29, 42, 47, 56.
Баллы начисляются по схеме: ответ «а» – 5 баллов, «b» – 4, «c» – 3, «d» – 2, «e» – 1.
Для упрощения подсчета баллов используйте для фиксирования баллов за ответы вспомогательную таблицу:
Шкала | № вопроса | Балл | Итого баллов |
Чувствительность | 1 | ||
8 | |||
15 | |||
23 | |||
32 | |||
37 | |||
46 | |||
50 | |||
Эмоциональная реактивность | 2 | ||
9 | |||
22 | |||
25 | |||
33 | |||
38 | |||
45 | |||
53 | |||
Подвижность нервных процессов | 5 | ||
14 | |||
19 | |||
26 | |||
35 | |||
44 | |||
49 | |||
54 | |||
Сила тормозного процесса | 4 | ||
12 | |||
17 | |||
27 | |||
34 | |||
41 | |||
48 | |||
55 | |||
Энергичность | 7 | ||
10 | |||
21 | |||
24 | |||
31 | |||
39 | |||
43 | |||
52 | |||
Выносливость к длительным нагрузкам | 3 | ||
11 | |||
16 | |||
20 | |||
30 | |||
36 | |||
44 | |||
51 | |||
Выносливость к интенсивным нагрузкам | 6 | ||
13 | |||
18 | |||
28 | |||
29 | |||
42 | |||
47 | |||
56 |