Темперамент человека – определение
Темперамент
– это устойчивая совокупность индивидуальных психофизических свойств личности, связанных не с содержательными, а с динамическими аспектами деятельности.
Проще говоря, под темпераментом понимают способность человека реагировать на внешние раздражители и переходить от одних реакций к другим. Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности, который состоит из трёх компонентов – «силы» нервной системы, её «подвижности» и «уравновешенности».
На сегодняшний день теория темпераментов является лишь одной из множества систем, описывающих виды человеческой личности. А когда-то это была единственная подобная система. Учение о них разработали античные врачи Гиппократ и Гален, которые были уверены, что тип характера человека зависит от преобладания в его организме того или иного «жизненного сока» — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи. И само слово «темперамент» в переводе с латинского означает «смесь» — подразумевалась смесь этих «жизненных соков».
Что такое индивидуальный стиль деятельности?
Одна из важных научных проблем в исследовании темперамента – проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками поведения человека в различных видах деятельности. Существование в психике человека устойчивых динамических, энергетических характеристик, формирующихся на основе биологических факторов, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергетические возможности. Зная свои энергетические особенности, человек может осознанно регулировать режим, ритм, интенсивность различных видов деятельности. В психологических исследованиях Мерлина В.С., Климова Е.А. проблема учета и овладения индивидом своими психодинамическими особенностями связывается с выработкой им индивидуального стиля деятельности. Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов), который представляет собой:
- устойчивую систему приемов и способов деятельности;
- эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами;
- эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям;
- это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.
Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных индивидуальных стилей деятельности заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой-либо деятельности определяет наличие и степень выраженности индивидуального стиля деятельности. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. В то же время индивидуальный стиль деятельности может быть неоптимальным с точки зрения эффективности деятельности.
Типы темпераментов и их характеристика
Античные учёные, таким образом, выделили основные типы темпераментов, коих насчитывается четыре:
- Сангвиник
– энергичный, весёлый и общительный, уравновешенный индивид. - Холерик
– энергичный, но неуравновешенный человек, подверженный приступам ярости и гнева, с трудом контролирующий свои поступки. - Флегматик
– уравновешенный, спокойный и медлительный человек, скрупулёзно выполняющий свои обязанности и не склонный к суете. - Меланхолик
– неуравновешенный и слабый человек, подверженный чувствам страха и грусти.
В принципе, такая классификация типов темперамента не потеряла своего значения и в наши дни, однако чистые меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики встречаются довольно редко. Поэтому обычно есть смысл говорить лишь о смешанном типе темперамента.
Классическая система широко востребована в культуре – литературе, науке, искусстве. Конечно, современные учёные понимают, что никакого «преобладания жизненных соков» не существует, а тип темперамента определяется дисбалансом в нейрохимической системе организма. Если дисбаланс достигает крайней степени, то темпераменты перетекают в так называемые психиатрические профили, и каждый из них может развиться в определённое психическое расстройство: холерики страдают импульсивным расстройством личности, сангвиники – гипоманией, флегматики – шизоидным расстройством личности и меланхолики – тревожным расстройством.
Изучение темпераментов велось на протяжении всего ХХ века и продолжается до наших дней. Многие исследователи отмечают, что классическое понимание типа темперамента состоит из двух компонентов: активность поведения и эмоциональность. На основе этого были построены усовершенствованные классификации. А тот факт, что темперамент человека зависит от типа высшей нервной деятельности, впервые доказал великий русский учёный И. П. Павлов. Он установил, что высшая нервная деятельность имеет сходное строение у человека и высших животных. Таким образом, определённый тип темперамента свойствен не только человеку, но и наиболее развитым млекопитающим.
Существуют и другие теории и классификации, разделяющие личности согласно их свойствам. Одна из наиболее популярных классификаций – предложенное Карлом Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов. Первые объединяют холериков и сангвиников, а вторые – флегматиков и меланхоликов. Экстраверты направлены на взаимодействие с внешними раздражителями, а интроверты обращены к своей внутренней жизни.
Каковы пути формирования индивидуального стиля деятельности?
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности (диспетчеры энергосистем, горноспасатели, водолазы, летчики и т.п.). Деятельность в этих профессиях связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими свойствами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слабо развитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции лишь в некоторых пределах могут быть развиты путем индивидуальной тренировки. С целью повышения эффективности профессионального отбора разработаны специальные тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. определение для каждого человека такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, получившие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.
Второй путь – приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). При этом обучение и воспитание должны не пытаться изменить темперамент, а помогать учащемуся преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны. Прежде всего – это такая организация труда и отдыха, которая учитывает своеобразие темперамента ребенка. Контроль за темпом работы с учетом особенностей темперамента учащихся должен состоять в том, чтобы подвижные не допускали поверхностного и небрежного выполнения заданий, а медлительные выполняли их быстрее. Врожденные свойства темперамента проявляются у человека и в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, от социальной среды и от способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мастера бокса или фехтования – не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Но пределы развития скорости определены врожденными свойствами нервной системы.
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Человек обычно выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту, но выбирает он их не всегда осознанно. Задача учителя – оценить целесообразность их и помочь учащемуся сознательно, творчески вырабатывать индивидуальный стиль деятельности.
Свойства темперамента
Как можно догадаться из сказанного выше, темперамент – это «сборная» характеристика. Введение этого понятия в науку было попыткой описать личность человека целиком – в том понимании, которое было развито в античную эпоху. За долгие столетия было установлено, что человеческая личность имеет гораздо больше свойств и «граней», поэтому теория темпераментов, может, и не является полностью устаревшей, но нуждается в серьёзном усовершенствовании.
Повышенный интерес к темпераменту в современном мире связан, в частности, с развитием самого понятия «личность». Это имеет определённую связь с изменениями в общественно-политической жизни, борьбой за гражданские права, социальной политикой и прочими явлениями и процессами, центром которых является человек как личность.
Признание «личности» в человеке произошло не так давно, и в старину никто об этом не задумывался. Так, в древности и в средние века описание человека ограничивалось сословной, кастовой или классовой системой, возрастом и полом, а индивидуальным чертам характера не уделялось какого-то особого внимания. Особенно это было характерно для русской культуры, в которой интерес к человеческой личности возникает заметно позже, чем в странах Европы. Сочинения русских авторов начала XVIII века изобилуют иностранными словами («бизария», «гумор» и т. д.), обозначающими понятия, которые сегодня кажутся элементарными: «характер», «склонность», «впечатление» и другие. А слово «настроение» отказывались признавать даже многие русские и советские писатели первой половины ХХ века, называя его «неудачной выдумкой декадентов». Противником этого слова был, в частности, Корней Чуковский. Однако время шло, и необходимость разбираться в тонких особенностях поведения и эмоциональной жизни индивида ощутили все – и простые люди, заинтересованные в построении отношений с окружающими, и политики, и криминалисты, и медики.
В связи с этим важно разбираться в свойствах темперамента. А они определяют многое: с какой скоростью человек может думать, действовать, совершать работу, насколько хорошо запоминает информацию, насколько способен радоваться, грустить, сердиться, как быстро может менять настроение. Темперамент может существенно влиять на карьеру и самореализацию человека. При этом, однако, человек с определённым темпераментом не обязательно является более умным или глупым по отношению к человеку с другим темпераментом, и, к примеру, более начитанный, сообразительный и изобретательный флегматик может быть менее успешен в научных исследованиях, чем его чуть менее развитый, но более активный и коммуникабельный коллега-сангвиник.
Темперамент влияет даже на почерк человека. У более активного индивида он более высокий, широкий и размашистый, расстояние между буквами довольно большое, а у менее активного почерк более низкий, узкий и «сжатый», буквы стоят максимально близко друг к другу. При этом человеку с более высокой активностью труднее даются мелкие детали букв и знаков, а у человека с более низкой активностью мелкие детали могут быть доведены до совершенства, а вот крупные не получаются.
Характер активности человека проявляется и в общении. У более активного речь громкая, яркая и насыщенная, более быстрая, хорошо выражены жесты, мимика, интонации. Человек неактивный проявляет в речи гораздо менее выразительности, такая речь может быть отрывистой, монотонной, а лицо создаёт впечатление «каменного».
При этом у сангвиников и флегматиков преобладают позитивные слова и образы, а у холериков и меланхоликов нередко больше негативных. Сангвиники и холерики первыми идут на контакт, они проявляют живой интерес к общению, им хочется поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими. Напротив, флегматики и меланхолики предпочитают уединение и нечасто начинают беседу первыми, зато они первыми охотно оканчивают разговор. «Тормозимые» (меланхолики, флегматики) с трудом переключаются с одной темы на другую и с одного человека на другого, тогда как «возбудимые» (холерики и сангвиники) готовы говорить обо всём подряд и со всеми сразу. Флегматики и меланхолики могут поэтому показаться надоедливыми, они могут часами «мусолить» одну и ту же тему.
Люди различных типов по-разному относятся к межличностным связям, дружбе. Сангвиники любят заводить как можно больше друзей и знакомых и умеют привлечь их к себе; холерики также склонны иметь большое количество знакомых, но своим поведением могут отталкивать других. Флегматики заводят тесные отношения с небольшим количеством людей, но эти отношения обычно крепкие и долговременные; меланхолики же могут быть привязаны также к небольшому числу друзей и знакомых, но зачастую связи быстро рушатся.
Особенности темперамента следует учитывать при выборе профессии и рода деятельности, даже конкретной организации. К примеру, профессиональный спорт «заточен» под сангвиников и особенно холериков, и люди с медленным темпом деятельности для этой сферы не подходят, если только это не шахматы. Но даже в «интеллектуальном спорте» зачастую требуется умение быстро соображать и оперативно реагировать, быстро оценивать свою позицию, делать ходы и не выходить из себя в случае ошибки; в профессиональных соревнованиях, как известно, время хода ограничено. Важной проблемой в шахматах и других интеллектуальных играх является цейтнот – недостаток времени на обдумывание ходов. Видимо, учитывая интерес к таким играм преимущественно у флегматиков, одиннадцатый чемпион мира по шахматам Роберт Фишер предложил идею «мягкого» цейтнота, при котором после каждого хода игроку добавляется ещё немного времени; для этого применяется даже специальная конструкция часов. В настоящее время «мягкий» цейтнот повсеместно применяется в шахматах и других настольных играх.
Однако исследованиями установлено, что особенности темперамента практически не влияют на результативность деятельности человека в обстановке, которую можно охарактеризовать как нормальную. И возбудимые, и тормозимые работники показывают одинаковые результаты и проделывают одну и ту же работу, если их, попросту говоря, ничего не отвлекает – посторонние шумы, недостаток времени, слишком большое или маленькое количество сотрудников в помещении, недостатки температурного режима и так далее. Но дело в том, что создать абсолютно нормальные условия для работы очень трудно, и тогда особенности темперамента вступают в силу.
Как же работают люди с различными характеристиками личности?
Холерики обладают очень высокой работоспособностью, однако им свойственно чрезмерно увлекаться, из-за чего они растрачивают свою энергию впустую. Сангвиники также имеют огромную работоспособность, но реализуют её лишь в том случае, если работа им нравится; если же она им не по нраву, они начинают относиться к своему делу безразлично и скучают. Флегматики работают неспешно, однако отличаются невозмутимостью, спокойствием и настойчивостью, благодаря чему выполняют свою работу добросовестно. Меланхоликам свойственно остро реагировать на внешние раздражители, они поглощены своими внутренними переживаниями; добросовестно выполнять свои обязанности они могут лишь в максимально спокойной и положительной обстановке при наличии каких-либо положительных впечатлений.
Известный советский психолог Б. М. Теплов установил, что работники с различным темпераментом отличаются не конечными результатами своей деятельности, а способами достижения этих результатов. То есть от конкретного темперамента зависит в первую очередь индивидуальный стиль деятельности того или иного работника. Знание об этом позволяет организовать работу организации таким образом, чтобы от каждого сотрудника получить максимальную результативность.
Например, для меланхоликов можно установить гибкий график, можно посадить их в помещение с минимальным количеством раздражающих факторов; от флегматиков не стоит требовать выполнения работы в строго установленный срок, особенно сжатый, вместо этого лучше сделать акцент на качестве продукта. Сангвиников необходимо заинтересовать работой, создав им условия, в которых они могут проявить свои способности и продемонстрировать свои умения окружающим.
Темперамент является совокупностью врождённых свойств человека. И когда говорят, что эти врождённые, изначально заложенные свойства оказывают влияние на поведение, работу человека и его деятельность в целом, то у неподготовленных это может вызвать недоумение: ведь известно, что человек – существо обучаемое, и всему он учится на протяжении всей жизни. Действительно, многим вещам человек обучается, однако на пределы обучаемости всё-таки оказывают влияние врождённые свойства личности.
Эталоном учебного процесса является школа, и достаточно взглянуть на любой школьный класс, чтобы выделить добросовестных и погружённых в учёбу флегматиков (зачастую они и являются «ботаниками»), и пропускающих занятия ради спортивных достижений холериков, и привлекающих всеобщее внимание, артистичных сангвиников, и меланхоликов, которые нередко являются «трудными подростками» и также испытывают трудности в учёбе в силу своего характера. Конечно, нельзя говорить, что флегматик обязательно будет отличником, а удел меланхолика – коррекционное обучение, но для успеха в учебной деятельности к каждому школьнику необходим индивидуальный подход, а его может предоставить отнюдь не каждая школа.
Среди выдающихся людей были представители всех темпераментов и их сочетаний. Так, Петра Ильича Чайковского описывали как типичного меланхолика. Такими же были Есенин, Чехов, Гоголь, Шопен. Холериками были Бетховен, Пушкин, Байрон. Типичные флегматики – Иван Крылов, Кутузов, Галилей, Кант. Сангвиники – Моцарт, Прокофьев, Бальзак, В. И. Ленин.
Представителей всех типов можно встретить и среди современных политиков. Геннадий Зюганов – флегматик, Григорий Явлинский – меланхолик, Билл Клинтон – сангвиник, ну а Владимир Жириновский – ярко выраженный холерик. Как видим, в любой профессии найдутся свои «возбудимые» и «тормозимые» представители, хотя некоторые виды деятельности больше подходят к тому или иному типу личности: так, среди политиков больший процент по-настоящему выдающихся личностей наблюдается в числе холериков и сангвиников – это суровые диктаторы, великие реформаторы, революционеры, яркие политические персоны, скандалисты. Среди флегматиков больше всего математиков, физиков, химиков, философов; даже композитор Александр Бородин, известный флегматик, был не менее выдающимся учёным-химиком. Среди меланхоликов же наиболее выдающимися были, конечно же, поэты, писатели, композиторы, художники.
Широкую известность получила дружба двух великих композиторов – Шопена и Листа. Первый был личностью меланхолической, а второй – типичным холериком. Это, впрочем, не мешало их дружбе, и даже наоборот – качества одного дополняли то, что отсутствовало в другом. Характер музыки и самого стиля исполнения у обоих композиторов существенно отличался. Шопен не мог играть в больших залах, ему больше по нраву были небольшие аристократические помещения. Лист, наоборот, обожал выступать в огромных залах, причём чем больше людей было на концерте, тем больше он вдохновлялся. Современники писали, что по окончании концерта Лист стоял посреди зала как победитель среди поверженных врагов. Рассказывают, что на одном из званых вечеров Лист сыграл одно из произведений Шопена, причём в своей манере. Присутствовавшему там Шопену такое исполнение не понравилось; впрочем, когда его друг сыграл другой его этюд, в восторг пришёл даже сам Шопен.
Как проявляется темперамент в индивидуальном стиле деятельности?
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Взять, например, деятельность операторов энергосистем, химкомбинатов и деятельность рабочего на конвейере. Если в первой люди с высокой тревожностью, малой помехоустойчивостью не могут работать, то во второй специальных высоких требований к данным психологическим особенностям человека нет. Желательно лишь, чтобы он относительно безболезненно переносил монотонную работу. Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.). Деятельность осуществляется не темпераментом, а личностью. Особенности темперамента выступают, прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности. Лица с противоположными по подвижности темпераментами прибегают в одной и той же трудовой ситуации и к различным тактикам действий. Так, подвижные быстрее выполняют срочные операции (например, по Е.А.Климову, устранение обрыва нити ткачихой), но уже тогда, когда возникает необходимость в этом; в то время как инертные отличаются более пристальным вниманием к подготовительным работам, предупреждающим необходимость срочных действий. Выдающихся производственных успехов достигают те работницы, у которых приемы, стиль работы соответствуют их индивидуальным особенностям. Таким образом, темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности.
Отличия темперамента от характера
Темперамент является фундаментом для более крупной характеристики человеческой личности – характера. Иногда эти понятия не различают и путают, хотя, в строгом смысле, это не одно и то же. Выше было сказано о приобретённых умениях, навыках, чертах характера и их отличии от врождённых. Так вот, характером называют именно приобретённые психические свойства, хотя и сформированные под влиянием врождённых качеств.
Характер представителей различных темпераментов может быть одинаковым, однако проявляется он по-разному. Так, флегматики и сангвиники могут быть в одинаковой степени общительными, но внешнее проявление этой общительности будет существенно отличаться. Какие-то конкретные врождённые качества могут предопределять развитие одних черт характера и противодействовать появлению других. Бывает и так, что развитие определённых черт характера позволяет человеку сдерживать негативные и нежелательные в данный момент врождённые свойства; это явление лежит, в частности, в основе силы воли.
Знание о зависимости врождённых и приобретённых качеств позволяет находить индивидуальный подход к воспитанию детей. У ребёнка с любым типом личности (меланхолика, холерика, сангвиника или флегматика) можно выработать какие угодно черты характера, но способы воспитания при этом должны быть различными.
Вернёмся к выдающимся личностям. Михаил Илларионович Кутузов был по натуре флегматиком, но только лишь соответствующие врождённые свойства психики не смогли бы сделать из него знаменитого полководца – здесь больше пригодился бы холерик. Воспитание, обучение и самосовершенствование сделали Кутузова таким, каким он вошёл в историю.
Исаак Ньютон кажется нам ярко выраженным флегматиком, однако современники описывали его как типичного меланхолика. Меланхоликом был и российский император Николай I, прославившийся суровым «палочным» режимом правления, военной дисциплиной и безжалостной борьбой с коррупцией – то есть всем тем, что, по идее, должно выдавать в нём холерика.
В общем, характер – это то, что нуждается в тренировке, развитии и закалке. В результате даже человек со слабыми врождёнными данными может проявить твёрдость характера. Часто такое наблюдается в чрезвычайных ситуациях – например, во время войны.