Тренинги по психологии, психологические упражнения и игры для детей и подростков


Очень часто то, что происходит на консультации у психолога, человек может проделать и самостоятельно: освоить позитивное мышление, визуализацию, активное слушание реально и по советам из книги. Другое дело — ввести полезные психологические упражнения в привычку. Здесь психолог чаще всего выступает лишь стимулом — как спортзал для тех, у кого дома до фитнеса «не доходят руки».

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

Педагоги-психологи применяют различные виды тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние.

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

Тренинги по психологии для детей не обязательно должны проводиться квалифицированными психологами, воспитатель или учитель также может успешно справиться с этой задачей.

Классификация

Упражнения в психологии можно разбить на несколько групп зависимо от разных критериев:

  • стиля, тематики;
  • направленности работы;
  • стиля работы, подхода.

По стилю и тематике

Тематики психологических упражнений делятся на личностные (улучшение уже существующих навыков) и профессиональные (продвижение в бизнесе). Они могут комбинироваться или прорабатываться по очереди.

Личностные

Чтобы начать развиваться в каком-либо направлении, научиться общаться с людьми, заводить новые знакомства, продвигаться по карьерной лестнице, нужно изменить себя. Для этого разработаны личностные тренинги.

Бизнес-тренинги

Подобные методики редко затрагивают личностное сравнение. Они нужны для выработки новых стратегий при развитии бизнеса, совершенствования навыков управления персоналом.

Тренинги по улучшению навыков

Лозунг подобных упражнений — «мастерство любит практику». Для развития существующих навыков психологи предлагают людям изучать новые теоретические данные, подкреплять знания практическими тренировками.

По направленности работы

Зависимо от направленности работы выделяются несколько тренингов:

  1. Трансформационные. Нужны для воздействия на глубинные состояния, ценности, убеждения, принципы. При проведении упражнений происходят внутренние изменения.
  2. Исследовательские. Помогают разобраться с внутренними ограничениями, получить эмоциональный опыт.
  3. Тренинги состояний. Нужны для преодоления внутренних барьеров, детских страхов.
  4. Психотерапевтические. Помогают справиться с трудностями.
  5. Развития личности. Обучают общим вещам. Они обязаны помочь человеку в разных жизненных ситуациях.

По подходу и стилю работы

Прежде чем выполнять упражнения необходимо изучить, как проводятся тренинги, какие подходы использует психолог. Перед записью на психологические тренировки нужно прочитать отзывы от других людей.

Тренинговые упражнения для дошколят

Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.

Тренинг-игра «Дракоша, кусающий свой хвостик»

Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов, снять напряженность и невротические состояния.

На время проведения игры желательно включить веселую музыку. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.

Тренинг-игра «Я твой друг»

Очень хорошее упражнение для тренинга детей дошкольного возраста – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.

В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив малышам встать в круг, воспитатель может рассказать, как к ним в группу залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.

Тренинг «Какая ты, Клякса?»

Очень часто детские тренинги содержат элементы художественного творчества. Например, с помощью постановки клякс на бумаге можно не только развивать воображение детей, но и снимать агрессию и страхи.

Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Малыш выбирает себе краску, какую он хочет. (Кстати, психологи нередко по такому выбору могут сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).

А потом, набрав ее на кисточку, надо брызнуть на подготовленную бумагу. Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить детям пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?

Психологическое упражнение на самоконтроль

Очень важны психологические тренинги для детей, которые учат их сдерживать негативные эмоции. Дошкольникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.

Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми.

Популярные психологические упражнения

В разных направлениях психологии применяются очень действенные тренинговые упражнения, помогающие справиться с эмоциональной нестабильностью и психологическим дискомфортом, который возникает в сложных ситуациях. Мы предлагаем несколько эффективных методик для самостоятельной проработки.

Упражнение 1. Метод преодоления тревоги (гештальт-терапевтическая техника)

Чтобы избавится от тревоги, ухудшающей качество жизни, возьмите листок бумаги, ручку. Задайте себе вопросы и запишите ответы на них:

  1. Тревожусь ли я за свое будущее?
  2. Как тревога за будущее отражается на моей сегодняшней жизни?
  3. Я тревожусь потому что проблема не имеет решения или просто тяну время, чтобы ее не решать?
  4. Если ответ “тяну время”, то почему, зачем?
  5. Могу ли я прямо сейчас сделать то, что меня тревожит?

Если на последний вопрос вы ответите положительно, то запишите, что нужно, чтобы реализовать задуманное (договориться о встрече, составить план).

Изложив на бумаге все ответы, представьте, что ваши переживания стали реальностью прямо сейчас. Постарайтесь максимально подробно описать свое состояние при мысли, что тревога уже реализовалась. Как вы себя чувствуете? Какие мыли теперь в голове? Какие ощущения в теле?

Далее сконцентрируйтесь на происходящем вокруг. Постарайтесь уловить все звуки, запахи, которые вас окружают, назовите цвета обстановки. Запишите все ваши чувства, начиная с фразы: “Я осознаю, что …”

Прислушайтесь к каждому участку своего тела. Запишите все ощущения, которые возникают в нем, с той же фразы: “Я осознаю, …”

Подумайте, все ли части тела вы “обследовали”. Если есть те, которые вы не учли, повторите эту часть работы и запишите ощущения (обычно люди игнорирую ощущения в области гениталий). Повторите “телесную ревизию”, пока не почувствуете, что ваше внимание сконцентрировано не на тревожащем событии, а переключилось на дугую деятельность.

Упражнение 2. Способ преодоления страха (по Эллису)

Ваш страх не имеет рациональной основы? Тогда постарайтесь посмеяться над ним, “раздуть” свой страх до абсурда. Например, если боитесь, что приготовленное вами блюдо не понравится гостям. Они его едят, никто не жалуется и не выплевывает, некоторые даже хвалят и причмокивают. Вы еще боитесь? Если нет, то подумайте, почему вам так важна уверенность что ваше блюдо одобрят?

Постарайтесь найти истоки вашего страха. Замените иррациональное убеждение на то, которое соответствует вашей сегодняшней реальности. Осуждающий или поучающий внутренний голос остановите своими трезвыми аргументами.

Понаблюдайте за своими страхами, внимательно рассмотрите их и поймите, насколько они велики или, наоборот, ничтожны. После этого спросите себя, так же страшен ваш страх, как и раньше, или изменился?

Упражнение 3. Метод повышения творческой активности (по Д Скотту)

Перед вами стоит проблема, решения которой вы не знаете. Возьмите несколько чистых листов бумаги, ручку. Запишите все мысли, которые только приходят в голову в связи с проблемой. Вычлените из них те, которые можно преобразовать в варианты решения.

Выделите из выбранных вариантов самые, на ваш взгляд, подходящие (не менее 3). Ранжируйте их от самого удачного к самому неудачному. Выберите одно или несколько решений, которые могут помочь в решении вашей проблемы.

Упражнение 4. Техника снятия стресса (по К. Шрайнеру)

Очистите мозг от мыслительного мусора. Для этого:

  1. Вспомните, что вы чувствуете, находясь в стрессовом состоянии — вы покрываетесь испариной или скованы напряжением?
  2. Почувствуете момент, когда вы максимально напряжены. Спросите себя: ”Зачем, ради чего я напрягаюсь так сильно? Что дает мне это напряжение?”
  3. Спросите себя: “Что я должен сделать, чтобы чувствовать себя лучше?”
  4. На несколько минут погрузитесь в еще более напряженное состояние. Почувствуйте, как много энергии оно забирает.
  5. Ответьте: “Нужно ли такое напряжение? Дает ли оно мне пользу? Хочу я избавиться от него?”
  6. Осознайте, что требования, которые вы выставляете к себе и которые вызывают напряжение, погружают вас в отчаяние.
  7. Сядьте или лягте удобно. Представьте, что ваше тело, каждая его клеточка абсолютно расслаблены. Они похожи на мягкий поролон или тесто. Постарайтесь почувствовать, как это отзывается в теле.
  8. Представьте, что выметаете из мозга все ненужные убеждения, установки, оброненные кем то слова, застрявшие в мозге надолго.
  9. Освободившееся место заполните теми установками, которые вы считаете полезными и нужными для вас.

После этого замените ваши требования на предпочтения.

Упражнение 5. Разрешение стрессовой по методике “Взмах” (по Р. Бендлеру)

Устройтесь удобно, закройте глаза. Представьте, что у вас в руках по фотографии. На одной изображена неприятная для вас ситуация в серых тонах с размытым изображением, а на другой — комфортная, яркая, четкая. Глядя на вторую фотографию вы испытываете тепло, радость, счастье.

Молниеносно опустите первое фото и положите его на колени, а яркую приятную фотографию поднимите до уровня глаз. Повторяйте этот мысленный “взмах” с заменой изображений, пока не почувствуете, что напряжение от стресса снизилось.

Упражнение 6. Коррекция негативного поведения посредством самоанализа (по Рейуотеру)

Эту технику необходимо проводить в спокойной обстановке, уединившись. Цель методики — “разъединиться” со своими мыслями, телесными проявлениями и посмотреть на них со стороны, ничего не меняя.

  1. Сконцентрируйтесь на своем теле — подумайте, в какой позе оно находится, расслаблено или напряжено, как лежат руки, ноги, в каком положении голова, спина. Что вы чувствуете внутри — тепло, холод или другие ощущения. Прислушайтесь, как бьется сердце, как вы дышите. Мысленно произнесите: “Это мое тело, оно — не я”.
  2. Сконцентрируйтесь на своих чувствах — что вы сейчас испытываете, обнаружьте положительные и отрицательные чувства, разделите их. Скажите себе “Это мои чувства, не я.”
  3. Перечислите все, чего бы вам хотелось, к чему вы стремитесь. Не думайте над их важностью и приоритетностью. Произнесите про себя: “ Это мои желания. Это не я”.
  4. Сконцентрируйтесь на мыслях. Если вам кажется, что именно в этот момент в голове нет мыслей, понаблюдайте за этой мыслью. Если мысли быстро сменяют друг друга, понаблюдайте за ними. Скажите: “Это мои мысли. Это не я”.

Эта техника самокоррекции была разработана в модальности психосинтеза. Она дает возможность глубоко познать собственную личность, научиться контролировать эмоции, мысли, реакции.

3 возможных пути влияния на состояние человека:

  • изменение тонуса скелетных мышц, дыхания;
  • активное включение представлений и чувственных образов;
  • программирующие и регулирующие слова.

Упражнение 7. Кто я? (по Т. Йоумену)

Еще одно упражнение из психосинтеза. Его цель — развитие самосознания и идентификация своего настоящего “Я”. Чтобы выполнить упражнение качественно, необходимо находиться в тишине и уединении, полностью сосредоточиться на задании.

  1. Задайте себе вопрос: “Кто я?” Ответ дайте, исходя только из собственных знаний о себе, мыслей и ощущений. Не вспоминайте, что думают о вас другие люди. Запишите ответ на вопрос.
  2. Закройте глаза и снова спросите: “Кто я?” Нарисуйте мысленный образ, откройте глаза, максимально точно опишите его.
  3. Встаньте в центре комнаты, закройте глаза. Спросите у себя: “Кто я?” Почувствуйте, как отзывается этот вопрос в вашем теле. Не контролируйте телесные реакции, не меняйте их, просто доверьтесь ощущениям. Запомните, что вы чувствуете, какие движения происходят.

Проанализируйте телесные ощущения, свои мысли и тот образ, который вы описали. Теперь дайте еще раз ответ на вопрос: “Так кто же я?”

Упражнение 8. Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи (По М. Сандомирскому)

Цель этой техники — быстро помочь себе в момент появления интенсивного дискомфорта в теле, эмоциях. Делайте упражнение медленно, в спокойной обстановке.

  1. Закройте глаза, представьте что вы стоите перед зеркалом. Как вы выглядите в напряженный момент? Как дискомфорт отражается на вашем лице?
  2. Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. Найдите зоны в теле, в которых дискомфорт чувствуется особенно остро.
  3. Произнесите в свой адрес слова, которые могут успокоить, подбодрить, дать чувство опоры, поднимут самоуважение, остановят тревогу. Вложите в слова столько силы, эмоциональности, сколько необходимо, чтобы вернуть вам душевный и телесный комфорт.
  4. Снова почувствуйте, как реагирует тело. Если произнесенное достигло цели, то физический дискомфорт ослабнет. Если он не ослаб, то повторите произнесенную поддерживающую фразу еще 3 раза.

Если необходимо, то технику самопомощи можно выполнять несколько раз подряд, пока физический и эмоциональный дискомфорт не ослабнет.

Упражнения, с которыми вы ознакомились, дают возможность самостоятельно регулировать эмоциональное состояние, снимать страх, снижать тревожность. Практикуйте их, чтобы стать более сильными и уверенными в себе.

Ирина Шербул

Психологические тренинги для школьников младших классов

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

  • актерские техники;
  • упражнения на релаксацию;
  • различные диагностические методики;
  • арт-терапию;
  • сюжетно-ролевые игры.

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

«Барометр настроения»

Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.

«Что я люблю делать»

Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы. Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят. Далее идет выступать следующий игрок.

«Мне нравится…»

Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.

«Река»

Нужно поставить детей в одну колонну. С этого момента они становятся большой рекой, которая может разливаться на два так называемых рукава – две небольшие речки. Чтобы показать, как эта река разливается, ведущий ставит в начале речки двух ребят – лидеров – и разводит их в разные стороны. Ребята за ними должны встать за одним из лидеров, затем за другим – по очереди. Важно учесть желание каждого лидера. Так дети учатся образовывать подгруппы.

«Царевна Несмеяна»

На стул, поставленный перед детьми, садится один из них. Теперь он становится «царевной Несмеяной», которой необходимо поднять настроение и заставить ее улыбнуться. Для этого ребята по очереди говорят «царевне» о ее достоинствах – о красоте глаз, умении хорошо петь и так далее.

«Поддержка»

Дети встают в так называемый волшебный круг. Один из них оказывается в его центре. Нужно держать спину прямой, ноги свести вместе. Окружающие его ребята поднимают руки примерно на уровень груди. Расстояние между ними и стоящим в центре не должно быть большим, ведь он начинает падать в любую сторону, а ребята должны его ловить. Эта игра основывается на доверии – умении его проявлять (падение) и оправдывать (дети должны успеть поймать и аккуратно поставить на место).

«Доброе тепло»

Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза.

Рекомендации

Советы психологов по проведению психологических упражнений:

  1. Нужно приходить на тренинги в хорошем настроении. Если преобладают негативные мысли, агрессия или обиды, рекомендуется провести дыхательную гимнастику, освоить медитацию. Этим техникам может научить опытный психолог.
  2. При непонятных ситуациях необходимо уточнять интересующую информацию у ведущего.
  3. Следует поддерживать общение с другими участниками тренингов за пределами тренировочных комнат.

При выполнении психологических упражнений важно быть искренним, чтобы ответы были достоверными, чувства, эмоции настоящими.

Добиться личного роста, успехов в собственном бизнесе, отношениях с любимым человеком, помогут психологические тренинги. Упражнения позволяют преодолеть барьеры, страхи, сомнения. Важно выбрать опытного ведущего.

Детские психологические тренинги: некоторые правила

Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:

  • конфиденциальность;
  • право на личное мнение;
  • искреннее общение;
  • умение слушать = уважение к выступающему.

Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.

Игры-бродилки: 52 шага к цели

«Игры-бродилки: 52 шага к цели» — сказкотерапевтические упражнения и игры, в рамках работы по достижению заданной цели.

Для работы можно пользоваться картой сказочного мира.

  1. Выбираем способ поддерживать свою мотивацию
  2. Великая сила календаря
  3. Формируем себе одну новую привычку
  4. Ежедневные аффирмации
  5. Укрепляем силу духа + итоги четырех недель.
  6. Рискнем? Рискнем!
  7. Определяем десять благих перемен в жизни
  8. Прикоснемся к чаше ожидающих нас благ
  9. Строим панораму своего успеха + итоги четырех недель.
  10. Насладимся самим процессом
  11. Вдохновляемся
  12. Доказываем делом, что верим в свои силы
  13. Вдохновляемся, вдохновляя других + итоги четырех недель.
  14. Составляем контрольный список дел
  15. Вливаемся в группу
  16. Просто скажем «Нет». И точка
  17. Измеряем свои усилия + итоги четырех недель.
  18. Бросаем перчатку самим себе
  19. Совершаем невозможное
  20. Обзаводимся еще одной ежедневной привычкой
  21. Дополняем новую привычку действием + итоги четырех недель.
  22. Призовем на помощь силу цифр
  23. Подыскиваем себе товарища
  24. Учимся ценить каждую минуту
  25. Пообщаемся с объектом восхищения + итоги четырех недель.
  26. Привыкаем к новой роли
  27. Погружаемся в истинные реалии успеха
  28. Отважимся на риск!
  29. Визуализируем свой успех + итоги четырех недель.
  30. Начинаем новый отсчет!
  31. Включаем барометр настроения
  32. Читаем, чтобы расти
  33. Ищем приятный способ добиваться цели + итоги четырех недель.
  34. Определяем, ради чего мы добиваемся своей цели
  35. Выбираем по одному камушку на каждый день
  36. Тест-драйв своей мечты
  37. Сами выберем себе мучение + итоги четырех недель.
  38. Поделимся с теми, кто менее удачлив
  39. Попадемся в тенета своей одержимости
  40. Подключаемся к своему источнику вдохновения
  41. Пополним копилку новых привычек + итоги четырех недель.
  42. Отметаем все постороннее
  43. Повышаем ставки, идем ва-банк
  44. Заполняем лакуны времени позитивной энергией
  45. Используем свои 12 минут с умом! + итоги четырех недель.
  46. Готовимся добыть победу
  47. Записываем все, за что испытываем благодарность
  48. Напишем о человеке, которому вы признательны
  49. Сохраняем импульс движения + итоги четырех недель.
  50. Засеваем последние семена года
  51. Планируем цели на следующий год
  52. Финальное упражнение. Празднуем победу! + итоги.

Основные виды психологических игр и их особенности

Игры могут быть деловыми, позиционными, инновационными, организационно-обучающими, обучающими, организационно-мыслительными, организационно-деятельностными и другими. Но всё же выделяют несколько основных видов психологических игр:

  • Игровые оболочки. В этом виде игр сам игровой сюжет является общим фоном, на котором происходит решение развивающих, коррекционных и психологических задач. Такая деятельность способствует развитию базовых психических свойств и процессов личности, а также развитию рефлексии и саморефлексии.
  • Игры-проживания. В играх-проживаниях происходит индивидуальное и совместное с группой людей освоение игрового пространства, построение в его пределах межличностных отношений и осмысление личностных ценностей. Данный вид игр развивает мотивационный аспект личности человека, систему его жизненных ценностей, личностную критичность; позволяет самостоятельно выстраивать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими; расширяет представления о человеческих чувствах и переживаниях.
  • Игры-драмы. Игры-драмы способствуют самоопределению их участников в определённых ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается мотивационная сфера, система жизненных ценностей, готовность к совершению выборов, умение ставить цели, навык планирования. Формируются особенности рефлексии и саморефлексии.
  • Проектные игры. Проектные игры оказывают влияние на освоение и осмысление человеком инструментальных задач, которые связаны с построением деятельности, достижением конкретных результатов и систематизацией системы деловых взаимоотношений с окружающими. Происходит развитие навыков постановки целей, планирования и умения адаптировать действия под конкретные условия. Формируются навыки саморегуляции, развивается личная критичность и умение соотносить свои действия с действиями других людей.

Представленные выше виды психологических игр могут применяться и как самостоятельные, и использоваться в совокупности с другими. Данные нами описания являются самыми общими и дают лишь поверхностное представление о психологических играх.

Теперь же мы переходим к самому интересному блоку – самим играм. Далее нами будут рассмотрены одни из самых популярных и эффективных игр, и их польза в развитии и жизни человека.

Треугольник Карпмана

Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми.

По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.

«Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает «верить» в ее подлинность для создания хорошего спектакля».

Что такое игра?

Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Также игрой является основной вид деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности. Термин «игра» используется ещё и для обозначения программ или наборов предметов для осуществления игровой деятельности.

Изучение психологии человека и психологических реальностей его жизни становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. И такой деятельностью, конечно же, является игра. Опыт уже не раз показал, что социально-психологические игры помогают людям очень серьёзно и глубоко воспринимать реальность психологического аспекта их жизни.

Функции игровой деятельности таковы:

  • Развлекательная — развлекает, поднимает настроение;
  • Коммуникативная – способствует общению;
  • Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя;
  • Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни;
  • Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении;
  • Коррекционная – позволяет внести изменения в структуру личности;
  • Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.

Игры-бродилки по сказочной карте

Также можно попробовать свои силы в проекте «Игры-бродилки по сказочной карте».

  1. За тридевять земель, в тридесятое царство
  2. Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом
  3. Явь: по эту сторону мира
  4. Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что
  5. У лукоморья дуб зеленый…
  6. Кащеево царство: дойти и вернуться
  7. Сиротский приют «Гуси-лебеди»
  8. Флора и фауна Сумрачного леса
  9. В свете Луны
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]