Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста


Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Антонова Татьяна Константиновна

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Аннотация: Работа посвящена применению нейропсихологических знаний и навыков на занятиях с детьми дошкольного возраста с целью снижения уровня перинатальной патологии. Составленный комплекс занятий для детей данной категории способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе. При применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.

Ключевые слова: психологическое здоровье, нейропсихологические упражнения, дошкольники.

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. В термине «психологическое здоровье»

раскрываются такие понятия, как
«психология человека»
и
«психология здоровья»
. Под
«психическим здоровьем»
понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов. Термин
«психологическое здоровье»
, по мнению И. В. Дубровиной [2, с. 28], характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Для
дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям психического развития. Перинатальная патология ЦНС даже в случае благоприятного исхода имеет отдаленные последствия, отрицательно влияет на психическое развитие и социальную адаптацию ребенка. К сожалению, в большем количестве случаев дети с такого вида патологией пропадают из поля зрения специалистов после первого года жизни. Во избежание этого необходимо использовать комплексный подход к данной проблеме [3, с. 5]. Только совместная деятельность специалистов может улучшить здоровье и гармонизировать развитие подрастающего поколения. Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога-психолога используются физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия. При работе с различными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма [1, с. 189]. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей)

. Ведь нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.

Нами был составлен комплекс нейропсихологических упражнений (В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова, И. И. Праведникова)

для занятий с
детьми подготовительной группы [3, с. 12]. Данный комплекс включает в себя дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки, упражнения двигательного репертуара. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.
В статье представлены упражнения, которые можно включать в различные виды занятий в качестве физминуток.

Дыхательные упражнения. Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

«Воздушный шарик»

. И. п. Ребенок стоит
(или сидит)
. Руки лежат на животе. По команде взрослого
«вдох»
ребенок делает глубокий вдох носиком
(рот закрыт)
и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды
«выдох»
ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.

«Кулак-палец»

. И. п. Ребенок сидит или стоит. Во время команды взрослого
«вдох»
ребенок делает вдох через нос (рот закрыт, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого
«выдох»
ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Двигаются только кисти рук.

«Кулак-ладонь»

. И. п. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, ладонь одной руки
«смотрит вниз»
, пальцы смотрят в сторону, ладонь другой руки сжата в кулак. Во время команды взрослого
«вдох»
ребенок одновременно разжимает кулак одной руки, ладонь
«смотрит»
в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. Во время команды взрослого
«выдох»
ребенок одновременно меняет положение кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно.

Глазодвигательные упражнения. Ребенок к трем годам должен уметь оценивать пространство на 1800 по вертикали и на 1800 по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

«Следим за предметом»

. И. п. Ребенок стоит (сидит, голова неподвижна, рот закрыт.

1 уровень. Прямыми руками.

1) Ребенок держит ручку с ярким колпачком (небольшую игрушку, конфету)

над переносицей сначала правой прямой рукой и ведет ее вправо, задерживается на 1-2 секунды в конечной точке, ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

2) Ребенок перекладывает ручку в левую руку. Он держит ручку над переносицей левой прямой рукой и ведет ее влево, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

3) Ребенок берет ручку над переносицей двумя прямыми руками и ведет ее вверх, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

4) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми руками и перемещает ее вниз. Затем задерживает ручку на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

5) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми. Ведет ручку к переносице (во время движения к переносице и обратно руки не сгибаются, задерживает ручку на 1-2 секунды около переносицы и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

Руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях (во время движения к переносице и обратно руки сгибаются)

.

2 уровень. То же самое упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

Упражнение выполняется не более двух раз на каждом уровне.

Упражнения двигательного репертуара. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка таких понятий, как «верх-низ»

,
«впереди-позади»
,
«право-лево»
, является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших
дошкольников.
«Зеркало»

. Взрослый встает напротив ребенка. Взрослый напоминает ребенку, что, если встать лицом друг к другу, право и лево меняются.

1) По указанию взрослого ребенок должен показать сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т. д.

2) Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить. При этом, если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить движение правой рукой. Например, взрослый дотрагивается левой рукой до левого уха, ребенок тоже должен дотронуться левой рукой до левого уха.

3)Взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок командует и проверяет правильность выполнения задания. Взрослый выполняет задание. Чтобы сделать упражнение более эффективным, взрослому рекомендуется иногда ошибаться, ребенок должен это заметить.

«Робот в поисках клада»

. Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого. Взрослый объясняет и показывает ребенку, что такое приставной шаг. Ребенок делает шаг одной ногой, а потом другую ногу ставит рядом с первой.Затем взрослый задает и отрабатывает с ребенком: количество шагов; вид шагов
(большие, средние, маленькие)
; направление движения
(вперед, назад, вправо, влево, поворот направо, поворот налево)
; с какой ноги нужно сделать шаг.

1)Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперед»

, ты сделаешь шаг вперед. Если я скажу
«два шага влево»
, ты сделаешь два шага влево. Если я скажу
«большие шаги»
, ты делаешь большие и т. д.».

2) Если ребенок хорошо усвоил это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды,например: «шаг вперед; затем поворот направо; четыре маленьких шага вперед; три больших шага назад, начиная с правой ноги и т. д.». А ели еще в конечную точку положить сюрприз, то упражнение выполнять станет еще приятнее.

Для развития внимания предлагаются следующие упражнения:

«Сомни листочек»

. Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их.
Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.
«Замочек»

. Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую.
Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
Использование данных упражнений в занятиях с детьми (особенно старшего дошкольного возраста)

способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

Список литературы:

1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2022. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

2. Дубровина, И. В. и др.Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский

, 1999. – 464 с.

3. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М.: АЙРИС-пресс, 2022.- 416 с.: ил.

Что это за упражнения?

Нейропсихология – это сравнительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии. Предмет нейропсихологии – исследование связей между работой мозга и происходящими психическими процессами. Исследуются в основном процессы, протекающие с нарушениями по причине заболеваний или травм.

Соответственно, нейропсихологическая гимнастика – это специальные комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения.

Такие комплексы показаны детям при следующих проблемах:

  • родовые травмы;
  • сниженный или повышенный мышечный тонус;
  • частые заболевания;
  • ребенок до года не ползал;
  • ходил с опорой на пальчики;
  • поздно начал говорить;
  • имеет в анамнезе ЗПР, ЗПРР, СДВГ или подобные диагнозы;
  • раздражителен, вспыльчив, конфликтен;
  • гиперактивен (или очень медлителен);
  • быстро устает, плохо засыпает;
  • плохо понимает речь взрослых, обращенную к нему;
  • неразборчиво пишет;
  • на письме пропускает или заменяет одни буквы другими, либо пишет их в зеркальном отражении;
  • с трудом усваивает школьный материал;
  • при чтении «глотает» окончания, додумывает слова;
  • с трудом сравнивает, обобщает, запоминает;
  • имеет проблемы с мелкой моторикой;
  • во время письма или рисования постоянно двигает языком или ногами;
  • не может высидеть на месте 15 минут;
  • рассеян, невнимателен;
  • не доводит начатое до конца;
  • отвлекается, не может надолго сосредоточиться;
  • не может переключиться с неверного способа выполнения поставленной задачи на верный;
  • подолгу просиживает за домашним заданием;
  • неловок и неуклюж.

Не педагогикой единой…

Современные учителя приходят к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда всегда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. Приверженцы нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.
Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия. Во время Великой Отечественной войны врачу приходилось работать с травмами головы без должных диагностических инструментов. Он практически угадывал, с какой травмой имеет дело. На помощь пришли разнообразные тесты. В мирное время методика тестов продолжила развиваться, раскрывая ученым секреты мозга. 20-30 лет назад появилось ответвление науки — детская нейропсихология.

Как работает нейропсихология? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]