Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста

Личностное развитие ребенка – это формирование качеств, ценностей, убеждений, мировоззрений, отношений с внешним и внутренним миром. Этот процесс длится всю жизнь, но наиболее активное становление происходит в дошкольный период.

Далее рассмотрим особенности, как развить личностные качества ребенка и какую роль при этом играет семья.

Особенности личностного развития дошкольника

Эдик Эриксон, немецкий психолог, утверждал, что формирование личности человека начинается с первых дней жизни. С его точки зрения, в течение первого года закладывается основа для разностороннего развития.

Специфика развития дошкольника:

  • активное исследование окружающего мира;
  • понимание кто «я такой», осознание границ между собой и окружающим миром;
  • взаимодействие в социуме, появление игровой мотивации.

Уже на первом году жизни малыш начинает активное исследование мира, которое проявляется в доступных для него методах: попробовать на вкус, разбросать, сломать. Конечно, это приносит немало хлопот родителям. Но нужно проявить терпение, «пережить» этот период с одной стороны, с другой необходимо поощрить его тягу к познанию. Основная задача взрослых – не передавить, не «убить» интерес к новым знаниям.

В раннем возрасте личностное развитие начинается с понятия «кто я такой». Яркий пример этого этапа – появление в речи местоимения «Я». Далее ребенок начинает искать подтверждение своего существования в действии, разбрасывает и ломает вещи, воспринимает все игрушки, как свои.

У детей должно быть место и время, чтобы побыть одним. Родителям необходимо научиться спрашивать разрешения прежде, чем войти в его индивидуальное пространство.

Личностное развитие дошкольника невозможно без социума. Дети до 2-х лет нуждаются только в общении со взрослыми, уже к 3-4 годам у них развивается игровая деятельность, которая к 5-летнему возрасту перерастает в ролевые игры. Если ограничить круг общения только взрослыми, то ребенку дошкольного возраста будет не доставать социальных навыков, возникнет страх перед детьми, излишняя привязанность к родителям.

Игра, как основной метод развития личности дошкольника

Развитие ребенка осуществляется в ходе его воспитания и разнообразных видов деятельности, которые он выполняет. Среди них можно выделить следующие основные:

  1. Игровая деятельность.
  2. Бытовой труд. Сюда входят разнообразные бытовые операции, которые доступны для выполнения ребенком.
  3. Занятия взрослого с ребенком. Педагоги и родители организуют специальные занятия, упражнения и задания для выполнения детьми, ориентированные на их обучение и развитие.
  4. Соблюдение режима дня. Ребенок выполняет определенные действия, в течение дня, которые отражают режимные моменты: умывание по утрам, чистка зубов, питание, сон.

Процесс развития

Детский возраст – наилучшее время для становления личности. Психологи дают советы, чего лучше избегать в общении с ребенком:

  1. Проявления излишней требовательности.
  2. Постоянного контроля.
  3. Давления и требования выполнения непосильных в силу возраста задач.

Известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер утверждает, что для становления личности необходимо позволить ребенку самостоятельно справляться с теми задачами, которые он способен выполнить, и как можно раньше обучать его различным навыкам.

Для успешного становления личности важно учитывать следующие педагогические направления:

  1. Создание условий для формирования чувства защищенности, уверенности в себе.
  2. Развитие понимания, что ребенка слышат, с ним советуются, он принимает участие в жизни семьи.
  3. Привитие ответственности за свои поступки, слова.
  4. Формирование навыков поведения в социуме.
  5. Воспитание уважения к старшим.
  6. Развитие умений становления целей, планирования, определения приоритетов.

Советы по развитию личностных качеств ребенка:

  1. Развиваем стремление к свободе. В результате жизненных наблюдений выяснилось, что свобода в занятиях, играх приводит к предприимчивости, активности. При сильном ограничении формируется агрессия и упрямство. На детском языке это звучит «Я сам». Когда ребенок работает над тем, что выбрал по своей инициативе, у него развивается уверенность в своих силах.
  2. Не говорим «нет» настойчивости. Дети постоянно трудятся, осваивая новое действие. Ошибаются, снова повторяют тоже самое десятки раз, до тех пор, пока не добьются результата. Задача родителей – не мешать. Например, ребенок только начал ходить и хочет добраться до мамы, сидящей напротив. Он падает, отрывается от кресла, возвращается назад, теряет равновесие, отползает обратно. И в конце испытывает триумф, добившись своей цели. Уже в этом возрасте малыш проявляет настойчивость. Здесь важно не переусердствовать с гиперопекой. Тогда вырастет человек, который умеет проявить волю, настойчивость в достижении цели.
  3. Даем возможность найти свой путь. Не нужно отправлять ребенка в один вид деятельности. Например, если позанимался танцами и не понравилось, предлагаем другие варианты занятий: музыку, плавание и т.д.

Развитие личности детей дошкольного возрастаконсультация

Развитие личности детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.

Младшие дошкольники (3—4 года) в основном играют в одиночку. Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15—20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Средние дошкольники (4—5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов. Старший дошкольник (5—7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.

Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода. Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Личностное развитие дошкольника включает: 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире; 2) развитие эмоциональной и волевой сферы. Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности. Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники — правила взаимоотношения с другими детьми. В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя. На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.

Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.

Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных — чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного. К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Дошкольный возраст — это стадия жизни, идущая после раннего возраста и соответствующая в отечественной периодизации психического развития возрасту от 3 до 6—7 лет. В этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Однако, можно ли говорить о ребенке-дошкольнике как о личности?

Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи — Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина. А.Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов. Л.И. Божович, развивая эту мысль А.Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

Д.Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцирования диффузного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная оценка. Постепенно, в результате усвоения содержания моральных оценок, последние все более отделяются от непосредственного эмоциональногоотношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается общественным содержанием, включая в себя моральное содержание поступков героев, их отношения к другим людям [Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка. Формирование самосознания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний Д.Б. Эльконин считал важнейшим личностным новообразованием возраста.

Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций. В.С. Мухина связывает возникновение воли с:

  1. развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);
  2. установлением отношения между целью действий и их мотивом;
  3. возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий

В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта (эмоционального образа) с конца к началу деятельности. Аффект становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов: помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.

Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы.

Согласно этой теории, психологический возраст определяется:

  • социальной ситуацией развития;
  • ведущим видом деятельности;
  • противоречиями кризисов развития;

Развитие ребенка необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Другими словами, возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

К возникновению личностных новообразований, являющихся четвертым компонентом, определяющим психологический возраст ребенка, приводит взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через разрешение противоречий кризисного периода. К базисным характеристикам личности дошкольника относятся:

  1. Произвольность.Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами. На этой основе возникает соподчинение мотивов.
  2. Самостоятельность. Обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого. Важнейшим фактором, влияющим на развитие самостоятельности, является стиль общения ребенка и взрослого.
  3. Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности.
  4. Креативность. Непосредственно связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а также произвольности его поведения.
  5. Свобода поведения.Ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.
  6. Безопасность поведения. Основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка.
  7. Ответственность. Связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка. Развитию ответственности ребенка за свои действия способствует, прежде всего, переживание им последствий своих действий по отношению к другим людям.
  8. Самосознание.

Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.

В дошкольном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Иначе говоря, детей дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности.

Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально — потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Это и характеризует новую ступень в формировании личности ребенка, ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического склада личности».

В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредствованное нормами, правилами и самооценкой.

К концу дошкольного возраста у ребенка формируется более реалистическая самооценка и сознание своего места в системе социальных отношений.

Поставленная в ходе исследования гипотеза подтвердилась — было установлено: в дошкольном возрасте развиваются социально обусловленные психологические характеристики, т.е. происходит развитие личности.

Роль семьи в развитии личностных качеств

Советский психолог Лев Выготский считал, что основополагающая роль личностного развития в период детства отдана семье.

Ребенком усваиваются модели взаимоотношений, которые он наблюдает внутри семьи. Основным фактором на пути становления личности является внутрисемейный эмоциональный климат.

Рассмотрим основные типы отношений в семье, и какое они оказывают воздействие на личностную сферу развития ребенка:

  • Диктат, который подавляет членов семьи. Особенность этого типа в уничтожении инициативы. Авторитарность является препятствием и не позволяет развивать в детях личность.
  • Опека. Родители все трудности забирают на себя, обеспечивая буквально все потребности ребенка, полностью ограждая его от забот. В результате формируется не самостоятельная и безынициативная личность.
  • Невмешательство. Это пассивный стиль воспитания, при котором непросто спрогнозировать личность ребенка. Это может быть импульсивный и агрессивный человек, а также чрезмерно тревожный и неуверенный в себе.
  • Сотрудничество. Оно проявляется в постановке общих задач, целей, совместной деятельности.

Немецкий психолог Эрика Эриксон считал что, если в течение первого года жизни удовлетворять все потребности ребенка, включая физический и эмоциональный контакт, то в дальнейшем сформируется личность с высоким уровнем доверия к миру. Если же в течение первых лет жизни дети были лишены заботы, общения, то у них закладывается установка о недружелюбности мира на всю дальнейшую жизнь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]