Организация общения воспитателя и детей
Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.
Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:
- родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
- воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
- педагоги кружков дополнительного образования;
- тренеры детских спортивных клубов.
В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).
Возраст ребёнка и характерная для него форма общения
Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).
Общение воспитателя с детьми в детском саду
Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:
Говорить стоит всегда правду
внимание к индивидуальным особенностям малыша; уважение его как личности; внимание к его мнению.
Планируя тему и способ подачи материала, воспитателю необходимо учитывать, что младшим дошкольникам интересна информация о сути предметов, их характеристики. Вопросы: «Почему, откуда, зачем, как» будут задаваться постоянно, и нужно быть готовым ответить увлекательно и доходчиво, а главное, достоверно.
К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.
В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.
Педагогический диалог в детском саду достаточно успешная форма преподавания познавательного материала детям. Воспитателю приходится «править балом», и получится это эффективнее, если учитывать возраст собеседников.
Характеристика внеситуативных форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Чеботарева, Н. П. Характеристика внеситуативных форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2022 г.). — Москва : Буки-Веди, 2022. — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14314/ (дата обращения: 09.02.2022).
Общение со взрослым человеком имеет большое значение для ребенка на всех этапах его развития. Но особенно важным оно является в детстве, в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека [1]. Именно общение со взрослым способствует формированию у ребёнка и целостной картины мира, и позитивного отношения к окружающим, от того как ведут себя окружающие малыша взрослые зависит формирование мировоззрения ребёнка, становление личности будущего гражданина, члена общества.
ФГОС ДОО определяет требования к структуре образовательной программе и указывает одним из направлений «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [4].
Одной из образовательных областей, обеспечивающих «развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности» является социально-коммуникативное развитие. Эта образовательная область предполагает «развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками» [4].
Проблемами общения взрослого и ребёнка занимались многие педагоги и психологи Лисина М. И., Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. и др. В частности, Елена Олеговна Смирнова на основе концепции генезиса общения Майи Ивановны Лисиной выявила и описала четыре формы общения ребенка со взрослым от рождения и до конца дошкольного детства. Переход от одной формы к другой предполагает развитие интересов малыша, его личностных мотивов, потребностей в различных видах деятельности.
Каковы основные формы общения ребенка с взрослым в дошкольном возрасте? Так, первая, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и заключается в тесном контакте ребенка с самым главным в жизни ребёнка взрослым — мамой. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение с взрослым, в котором главное для ребенка — совместная игра с предметами. На фоне такого общения развивается речь ребёнка, формируется наглядно-действенное мышление, обогащается сенсорный опыт. В возрасте четырех-пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать с взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. А в шесть лет, то есть к концу дошкольного возраста, возникает речевое общение с взрослым на личностные темы [2].
Рассмотрим подробно внеситуативные формы общения со взрослыми, являющиеся основными для старших дошкольников.
Содержание этих форм общения выходит за пределы сиюминутной,наглядной ситуации. Предметом общения ребенка с взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, они могут говорить о радуге, увиденной вчера после дождя, о том, что из чего сделана игрушка и пр. Также, содержанием общения могут стать переживания, отношения, воспоминания из собственного, пусть и небогатого опыта. Все это также нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение с взрослым все это становится вполне реальным, значимым для ребенка. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника [3].
Общение, содержание которого не опирается на конкретную, данную в этот момент ситуацию, называется внеситуативным. Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь — это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. [3].
Существует две формы внеситуативного общения — познавательная и личностная [6].
При нормальном ходе развития ребёнка познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Не зря этот возраст назван возрастом «почемучек» Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях окружающего мира.
Характерно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут и станут скучать. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Например: насекомые зимуют под снегом, им там теплее; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира [2].
В то же время яркие детские впечатления и представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы и пояснения взрослого не должны искажать действительность и быть перегружены волшебством. Здесь важна та грань между реальными научными объяснениями и присущими миру детства сказочными образами, которые надолго остаются в памяти и, несомненно, придают ему очарование и незабываемость. Главное, чтобы взрослый не отмахивался от вопросов детей не оставлял их незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность — потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым, как в младенчестве и раннем дошкольном возрасте. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению [5].
В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия. Если взрослый слишком часто делает замечания, постоянно подчеркивая неумение или неспособность к какому-нибудь занятию у ребенка, то у последнего пропадает всякий интерес к этому делу и он стремится избежать его. Наоборот, поощрение взрослого внушает ребенку уверенность в своих силах, и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь завоевать, поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться действовать лучше. [5].
Со временем дошкольников все более привлекают поступки, поведение окружающих людей, человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей. Что такое хорошо, а что такое плохо — эти и другие подобные вопросы волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители обращали внимание детей, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть — семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся правил поведения людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения, имеющая целью познание социального мира людей.
Значимый взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка, на этом этапе развития, становится важна оценка не конкретных умений, а оценка его моральных качеств и личности в целом и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, чувствовать, что его оценивают как хорошего. Это влияет на его самооценку и на поведение среди сверстников. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. [2].
Потребность во взаимопонимании взрослого — отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто указывает ребёнку только на отрицательные черты характера, это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим полезнее будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.
В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность, как это было ранее. Это общение побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. [6].
Таким образом, мы доказали, что внеситуативно-личностное общение имеет большое значение для развития личности ребенка. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. — и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними. Взрослым, имеющим непосредственный контакт с детьми — педагогам и родителям, следует учитывать возрастные особенности старших дошкольников в целях формирования у последних адекватной самооценки, а также выработки правильного, с социальной точки зрения, поведения. [5].
Внеситуативно-познавательное общение — одна из форм общения ребенка со взрослым в концепции генезиса общения М. И. Лисиной, возникающая в середине дошкольного возраста и характерная для детей 4–5 лет. Явным признаком появления этой формы общения являются вопросы ребенка о предметах и явлениях физического мира (о явлениях природы, о машинах, о жизни животных и пр.) Внеситуативно-личностное общение — высшая форма общения ребенка со взрослым в концепции М. И. Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6–7 лет. Внеситуативно-личностное общение направлено на познание социального мира: поведение разных людей в разных ситуациях, мотивы поступков. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде.
Литература:
- Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: АРКТИ, 2012. — 143 с. 480 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 384с.
- Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. Лисиной М. И. — М.: Педагогика, 1980. — С.145–167.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html
- Смирнова Е. О. Общение ребенка с взрослым — Режим доступа: https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301121.shtml
- Смирнова Е. О. Общение дошкольников со взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: методы диагностики и коррекции общения детей со взрослыми и со сверстниками. — Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. — 102 с.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, взрослый, дошкольный возраст, внеситуативно-личностное общение, общение, старший дошкольный возраст, форма общения, внеситуативно-познавательное общение, личностное общение, правило поведения.
Почему необходимо общение с разными речевыми партнёрами
Общаясь с ровесниками, ребёнок делает свой лексикон богаче, речь его становится более связной и развернутой, его понимают не только одногодки, но и взрослые. Это происходит потому, что в отличие от общения с папой или мамой, сверстник не станет гадать, о чём идёт речь, когда малышу захочется чего-либо или он будет чем-то недоволен. В отличии от детей, взрослые всегда начеку и очень внимательно следят за жестами или мимикой своего малыша. А вот ровесник этого делать не будет. И в этом случае ребёнку придется самому приспосабливаться к новому способу общения.
Общение с взрослыми учит ребёнка новым словосочетаниям и словам. Малыш учится правильно произносить предложения и слова, усваивает нормы общения. Хотя эти знания ребёнку в повседневной жизни практически не пригодятся. Применение этих знаний на практике предполагает создание определённых жизненных ситуаций. Сверстники помогают ребёнку попасть именно в такую среду, в которой возможно активно будет использовать всё то, чему он научился от взрослых товарищей или родственников.
Поэтому чтобы речь ребёнка, который пойдет в дальнейшем в школу, развивалась полноценно, необходимо создать именно такие условия, в которых бы малыш смог общаться с активными партнёрами в речевых контактах, то есть, взрослыми. От них он получит множество новой информации, научится говорить правильно. И параллельно со сверстниками, которые помогут ребёнку реализовать все свои речевые достижения, полученные от родителей.
Дети-«маугли»
Способность передавать информацию, обращать на себя внимание человек постепенно развивает, доводит до определенного уровня, который соответствует его внутреннему миру, его темпераменту, его ожиданию. Если человек не получает данной информации о себе подобных за определенный промежуток времени, то такой человек полноценно сформироваться не может
Пример с детьми-«маугли» – яркая иллюстрация этого суждения. Если человек попадал в детстве в животную среду обитания, то он терял свои человеческие качества, и такие случаи в истории неоднократно были. Он становился таким же зверем
Если человек не получает данной информации о себе подобных за определенный промежуток времени, то такой человек полноценно сформироваться не может. Пример с детьми-«маугли» – яркая иллюстрация этого суждения. Если человек попадал в детстве в животную среду обитания, то он терял свои человеческие качества, и такие случаи в истории неоднократно были. Он становился таким же зверем.
Рис. 4. Ребенок-«маугли» ()
Нежелание общаться и темперамент ребенка
Многие родители пытаются оправдать замкнутость малыша его врожденным темпераментом. Безусловно, такое мнение вполне может быть верным. Однако даже в этом случае необходимо тщательно разобраться в том, что именно он чувствует при нежелании общаться.
Существуют следующие типы темперамента:
- Сангвиники.
- Холерики.
- Флегматики.
- Меланхолики.
Помимо этих типажей, есть и еще один важный фактор, который влияет на определение личности каждого. Его можно определить по тому, каким образом человеку свойственно пополнять запасы душевной энергии. Например, экстраверты нуждаются в общении с другими людьми. Они не могут жить без их энергетики и часто унывают, когда долго приходится быть в одиночестве. Интроверты – это совсем другой тип людей. Они пополняют энергию от самих себя. Только находясь в уединении, они набираются душевных сил.
Многие родители полагают, что замкнутость ребенка – это проявление интроверсии темперамента. Чтобы разобраться, действительно ли это так, необходимо научиться отличать настоящего интроверта от застенчивого ребенка.
Особенности общения детей дошкольного возраста
В дошкольном периоде мир малыша уже не заключается только в семье. Теперь для него значимыми людьми являются не только родители, бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, но и другие малыши приблизительно такого же возраста. По мере взросления детей все более значимыми для них будут отношения и конфликты с ровесниками. Дошкольники дружат между собой и вступают в ссоры, мирятся и снова обижаются, иногда даже ревнуют и делают небольшие «пакости», помогают друг другу. Все эмоции, связанные с общением и взаимодействием с ровесниками дошкольниками остро переживаются.
Опыт первых взаимоотношений с ровесниками считается базисом, на котором основывается дальнейшее формирование личности ребенка. Чувство спокойствия, удовлетворения ребенка, усвоение им норм отношений с другими детьми зависит от стиля коммуникаций, от места среди ровесников. Первый такой опыт во многом обусловливает отношение индивида к собственной персоне, к окружающим, к вселенной в целом. Совсем не обязательно этот опыт будет положительным. У множества дошкольников в этом возрасте может сформироваться и в дальнейшем закрепиться негативное отношение к социуму, которое будет иметь в будущем довольно печальные последствия. В коммуникационном взаимодействии дошкольников сравнительно быстро образуются отношения, характеризующиеся появлением предпочитаемых и отвергаемых ровесников.
Важнейшей задачей родителей является своевременное определение проблем в межличностном взаимодействии и помощь в преодолении их, которая должна базироваться на понимании психологических мотивов, лежащих в основе проблемных ситуаций межличностного общения детей. Ведь именно внутренние мотивы вызывают постоянный конфликт малыша со сверстниками, ведут его к объективному или субъективному изолированию, вынуждают малыша ощущать себя одиноким, что является одним из самых серьезных и разрушающих переживаний личности.
Общение с ровесниками считается школой социальных отношений. По мере взросления малышей у них к семилетнему возрасту опять существенно изменяется отношение к товарищам-одногодкам. В этом возрасте они способны к внеситуативной коммуникации, никак не связанной с ситуацией, которая происходит сейчас. Малыши могут делиться друг с другом тем, что они видели и где побывали, рассказывать о своих планах или предпочтениях, оценивать качества, черты характера и поступки остальных детей. В дошкольном возрасте малыши уже могут подолгу разговаривать, при этом не производя никаких практических действий. К шестилетнему возрасту значительно повышается дружелюбие и эмоциональная вовлеченность малыша в переживания одногодок или в совместную деятельность. Часто дошкольников можно поймать за внимательным наблюдением за действиями сверстников.
Особенности общения детей дошкольного возраста характеризуются тем, что малыши уже не просто говорят о себе, но и задают вопросы одногодкам. В этом возрасте им становится интересно, что их товарищ собирается сделать, что ему нравится, а что нет, где он был и что видел. В таких наивных вопросах отображается зарождение альтруистического личностного отношения к остальным индивидам. К шестилетнему возрасту у многих малышей появляется стремление помогать одногодкам, что-то подарить или уступить им.
Познавательное общение ребенка и взрослого
Елена Набережных
Познавательное общение ребенка и взрослого
Потребность в общении относится к числу наиболее ранних социальных потребностей человека. Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства.
С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений «обо всем понемногу»
на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная
«расстановка»
по полочкам-понятиям.
Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому.
В ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьезно, относиться к детским вопросам и высказываниям. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.
Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослыхи вызывают недовольство: «Замучили твои «почему?» и «зачем», перестань спрашивать, займись делом!»
Так почему же вопросы «почему»
так важны? Да потому, что утверждение своего Я, начинающееся с кризисом трех лет, завершается возрастом
«почемучек»
.
Ребенок хочет одновременно отделиться от взрослого, демонстрируя свое «Я сам!»
, и в то же время не потерять все более и более необходимую для него эмоциональную связь с родителями. Порою кажется, что
взрослые ему уже особо не нужны. Но малыш, раздражая своим упрямством, неуправляемостью и капризами, боится оттолкнуть родителей на совсем. И он сам становится инициатором общения, тем более что делает уже успехи и в освоении особенностей речи, и маскирует страстное желание общения с родителями своими бесконечными и надоедливыми «почему»
.
«Почему»
становится главным словом, господствующим в доме. И многие родители сбиваются с ног, все свое свободное время бегая по библиотекам, чтобы найти единственно правильный ответ. Перечитывают учебники, монографии, энциклопедии, заглядывают в Интернет. А
ребенок никак не удовлетворяет свой познавательный аппетит.
Малышу в три года совершенно не важно слышать правильный ответ на свой вопрос. Ему важнее просто задать родителям вопрос, и только для того, чтоб, отвечая, они обратили на него свое внимание, на то, что он все время рядом с ними, на то, что он все время где-то здесь. Причем уже не просто несмышленыш, а задающий умнейшие вопросы «почему»
. Ему ужасно хочется, чтоб родители не просто отвечали, а чтобы ответ совпал с тем, как малыш считает нужным для себя, короче, с его мнением. А мнение его такое, что мир лишь существует для того, чтоб в этом мире он существовал.
В три года малыш только удивляется чему-то новому и проявляет любопытство. Зато потом, чуть позже, после трех, эти вопросы уже будут не свидетелями любопытства, а станут признаками любознательности малыша, когда ребенок уже не просто будет удивляться новому, а пожелает все о нем узнать.
Теперь уже, встречаясь с неизвестным, ребенок это хочет осознать, и многочисленные «почему»
обычно свидетельствуют лишь о
познавательных мотивах. Они становятся разумнее и содержательнее, и отвечать на них гораздо проще. Но, отвечая на них, все равно необходимо исходить из возрастных возможностей ребенка. При этом надо знать, что с возрастом устойчивость всех познавательных мотивов возрастает.
Какое значение имеют вопросы для развития детей? Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого — задает вопрос. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Детский вопрос является одновременно и ответом, потому что многое рассказывает о самом ребенке, его потребностях, наблюдениях, сомнениях, страхах, догадках, суждениях, приоритетах. Вопросы, как индикаторы, показывают динамику развития дошкольника. Степень «интеллектуального взросления»
ребенка отражается на характере вопросов.
Уже в 5-6 лет все вопросы «почему»
— стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между большинством предметов и явлений.
Ребенок задает родителям постоянно «сто тысяч почему»
, и только потому, что сам себе их задает гораздо больше.
В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребенка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.
Долг родителей – поддерживать в ребенке любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов постоянно возрастало. Но необходимо помнить, что детям более доступны поверхностные связи между различными природными явлениями. Их даже удовлетворяют простая аналогия и ссылка на пример. Поэтому не стоит так перегружать мир детства своей огромной эрудицией, хотя в ответах надо опираться на все особенности интеллекта малыша. Конечно, если ребенок одаренный, то можно дать ему и энциклопедический ответ.
Интерес друг к другу — вот основа познавательного общения взрослого и ребенка. Подводные камни такого общения — назидательный тон, нравоучения, на которые нередко «соскальзывает»
взрослый,— делают беседу односторонней. При этом взрослый в силу своего возрастного и образовательного статуса занимает позицию над ребенком, поучает, требует от него «слушать и на ус наматывать»
. Неумение родителей поддержать попытку
ребенка мыслить, без иронии отнестись к его ошибочным суждениям может постепенно подавить активность дошкольника, в том числе и мыслительную. Подобная расстановка сил лишает детей самостоятельности, приучает к интеллектуальному иждивенчеству — ожиданию, что взрослые все расскажут и пояснят.
Как же взрослому реагировать на вопросы и высказывания дошкольников?
1. Родителям и педагогам необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их. Вопросов «почему»
, которых масса у неординарного
ребенка и нет почти совсем у малышей с задержкой интеллектуального развития.
Малыш с задержкой в умственном развитии практически не задает вопросов «почему»
, а если даже задает, то самые элементарные и свойственные чаще всего детям, которые намного младше, чем он сам. Поэтому по качеству и по количеству таких вопросов возможно косвенно судить об интеллектуальной деятельности
ребенка.
Чем больше в доме «почему»
, тем одареннее
ребенок и выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов — один из основных сигналов неблагополучия в развитии ребенка.
2. Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого.
Стоит ли давать ребенку сразу же готовый, исчерпывающий ответ на все его вопросы? Сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, каковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником. Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, поплывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.
3. Иногда детей подавляет авторитет взрослых (родителей, педагогов, старших братьев и сестер, таких умных, знающих ответы на все вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности. Поэтому не надо подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость. Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких или педагога о их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой. Откровенный разговор с ребенком, конечно же, не повлияет на авторитет родителей и не изменит его отношения к ним, но создаст благоприятную атмосферу в познавательном общении взрослых и детей.
Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.
4. Как отвечать на вопросы детей?Сказать: «Подрастешь — узнаешь»
— значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли
«Откуда взялся первый человек?»
отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему.На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».
Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение — это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое.
5. Как же и где получить ответы на все детские вопросы?Детей не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ незамедлительно. Вот тут необходимо и целесообразно приобщать ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном и младшем школьном возрасте, получить необходимую информацию. Некоторые детские вопросы ставят взрослого в тупик.Например: почему в море вода соленая, а в реке нет? Почему лягушки квакают? Почему он мальчик, а я девочка? Почему на руке пять пальцев, а не четыре или шесть? Почему вода не горит? Зачем собаке хвост? Взрослый может признаться, что на какой-то вопрос он затрудняется ответить и нужна помощь справочника или энциклопедии. С полки снимают толстый том, и начинаются поиски. В специальных изданиях для детей содержится лаконичная и доступная информация. Простота объяснений, использование наглядности (картинок, схем, зарисовок)
помогают ему осмыслить обсуждаемые проблемы.
В каком формате может происходить общение
В современном обществе общение отнюдь не ограничивается телефонными звонками и личными встречами, ведь появились новые возможности. И многие пожилые родители освоили мессенджеры и видеосвязь, перейдя на новые форматы.
Примеры и рассказы родителей
- «Сын отдал мне свой старый смартфон. Установил на него Viber, Skype, Telegram… Освоила отправку сообщений, смайликов, открыток, гифок. Теперь каждое утро шлю сыну виртуальный привет и пожелания хорошего дня. Он отвечает тем же, и мы знаем, что друг у друга все в порядке. Это занимает секунды, зато задает хорошее настроение на целый день».
- «WhatsApp стал нашим новым «посредником» при общении с семьей дочери. Постоянно пересылаем друг другу фото — я фотографирую свои грядки, котов, нас с отцом, она — наших любимых внуков. Прежде, чем созвониться, теперь предварительно списываемся, чтобы точно знать — все свободны и могут пообщаться».
- «Помогаю внуку делать уроки по Skype. Сын с невесткой на работе, он сам приходит со школы и старается сделать домашнее задание до того, как вернутся родители. Я помню и английский, и физику, да и по геометрии за 7-й класс могу помочь. Вместе нам веселее, внук говорит спасибо, рассказывает новости, в процессе можем просто поболтать. Мы с ним стали намного ближе, он говорит: «Дед, какой ты у меня продвинутый», а мне это очень приятно».
Примеры и рассказы детей
- «Живем далеко от родителей, видимся лично раз в год, летом, когда у нас отпуск и у старшей дочери каникулы. Решили подарить им ноутбук, чтобы общаться по видеосвязи. Сначала родители переживали, что ничего не поймут, не смогут включить… Пароли записал им большими печатными буквами, все показал. Теперь раз в неделю у нас обязательно сеанс связи. Мама с папой просто в восторге, когда старшая внучка показывает им дневник с пятерками, а младшая — рисунки из детского сада».
- «Организовали с сестрой чат с родителями в Telegram. Очень удобно, мы всегда в курсе новостей друг друга, обмениваемся фотографиями и короткими сообщениями. Такой формат, конечно, личные встречи не заменяет, но помогает быть всегда на связи. Причем без пустой болтовни и поучений».
- «Сначала родители были против гаджетов, говорили: «Да вы просто звоните почаще». Но когда мы были у них в гостях, набрали по видеосвязи тетю Валю из Сыктывкара и дали им пообщаться, увидеть друг друга — оценили. Теперь у них свой планшет и они регулярно звонят не только нам, но и остальным родственникам, даже показывают свои клумбы и гордо демонстрируют мамин торт».
Важно
Связь должна идти с двух сторон. Проявлять инициативу в общении должны и дети, и родители
Не нужно стесняться напомнить о себе или спросить, все ли в порядке. Это важно — чувствовать себя нужным и любимым.
По словам психологов, для нормального общения взрослых детей и родителей важны близость и наличие общих тем для бесед. Современные средства связи позволяют выбирать разные форматы общения, делиться и фото, и видео. Но личное общение не заменит ничто, ведь только так можно прикоснуться друг к другу, обняться, не зависеть от качества интернета и связи.
С 2-х лет
Общение детей активизируется просто потому, что малыш уже набрал нужный опыт. Он уже умеет играть в разные сюжетные игры, у него уже развилась речь, потребность в общении, да и умение общаться потихоньку набирается.
Но главное он отлично подражает другим. Это самое благоприятное время для выстраивания самостоятельных игр между детьми. Младший готов играть со старшим, повторять то, что ему показывают и т.п. Но, конечно, это не означает, что у них сразу все начнет получаться. Наоборот! Именно сейчас роль взрослого очень важна. Именно сейчас они особенно активно учатся взаимодействовать друг с другом. И этот процесс идет не один день, и даже не один год. Психологи выделяют период до 4 лет.
Что же самое сложное в это время, на что нам нужно обратить внимание, чему нужно научить детей:
- обращаться друг к другу по имени или по роли, которую играет ребенок;
- разрешать конфликты, искать выход из сложных ситуаций;
- действовать по очереди;
- сочувствовать друг другу;
- относиться друг к другу доброжелательно;
- видеть достоинства партнера, его сильные стороны.
И еще один наиважнейший момент, про который мы не можем забывать Для детей до 5 лет в общении главная составляющая — это эмоции. Именно они важнее всего для ребенка. То есть, если общение вызывает сильные эмоциональные переживания, не обязательно положительные, ребенок будет стремиться к нему снова и снова. Если же общение безэмоционально, то оно малозначимо, малоинтересно для ребенка.
Но потребность в эмоциях не означает, что ребенок сам умеет управлять ими! Наоборот! До 5 лет дети преимущественно импульсивны, спонтанны, совершенно неустойчивы в эмоциях. И если это совместное веселье, то получится отличная игра. А вот если эмоции не совпали, если не удалось в игре соблюсти интересы всех игроков, расстройства и переживания могут быть очень бурными.
И вот тут без регулирующего взрослого хорошей игры не получится
Нам очень важно научиться вовремя вмешиваться в ситуацию, не допускать перехода в агрессию или драку, и учить детей справляться и с противоречиями в игре, и с собственными переживаниями
Формы общения детей со взрослыми
Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.
Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.
Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.
Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма
Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.
Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.
Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.
Внеситуативно-личностная форма общения
Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.
Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.
Общение со взрослым как главный фактор развития ребенка
Определение 1
Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт (в понимании, переживании и в обмене информацией, мыслями, эмоциями).
Значимость общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми заключается в том, что ребенок в силу своего возраста и отсутствия необходимых для жизни навыков и умения, практически полностью зависит от взрослого. Окружающие ребенка взрослые обеспечивают его безопасность, организуют досуг, способствуют развитию и социализации и много другое. Однако особое значение для ребенка имеют те эмоции, которые взрослый ему дает в процессе общения и взаимодействия.
Только общение ребенка со взрослым способно сформировать его как личность. Кроме того, общение оказывает положительное влияние на формирование познавательной сферы детей дошкольного возраста, их мировоззрение и социализацию в обществе.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Психология выделяет два ведущих аспекта общения ребенка и взрослого:
- Общение со взрослым напрямую воздействует на успешность психического и личностного развития ребенка дошкольного возраста.
- Общение детей и взрослых обеспечивает развитие речи у дошкольников, овладение ими коммуникативных навыков.
Потребность в общении представляет собой естественную потребность, которая заложена в человеке от его рождения. С раннего детства дети тянутся к близким взрослым с целью общения и взаимодействия. Мир взрослых для них очень притягателен, так как в нем много всего интересного и неизведанного. Все это ребенок может постичь только в процессе общения со взрослыми.
Особенности общения в дошкольном возрасте
Известный советский психолог М. И. Лисина выделяет следующие этапы развития общения детей со взрослыми:
Этап | Возраст | Особенности |
Ситуативно-личностный | 0 – 6 месяцев | Новорожденный малыш не понимает смысл обращенной к нему речи, но всегда точно считывают интонацию, мимику. У ребенка возникает потребность в общении, как в заботе и внимании. Примерно в 1,5 месяца у малышей формируется «комплекс оживления», то есть эмоциональная двигательная реакция на близкого взрослого. |
Ситуативно-деловой | 6 месяцев – 3 года | В этом возрасте ребенок обычно начинает осваивать различные игры с предметами и нуждается в помощи и поддержке взрослых. Коммуникации, в основном, происходит в процессе предметной игры. Активно развивается речевая форма общения. |
Внеситуативно-познавательный | 3 – 5 лет | Темой для общения являются уже не только объекты, которые находятся в поле зрения ребенка или действия, связанные с ними. Взрослый выступает в роли источника информации о мире. Наряду с потребностью во внимании, в этом возрасте возрастает потребность в уважении. |
Внеситуативно-личностный | 5 – 7 лет | Ценность приобретают человеческие отношения. Старшие дошкольники учатся у взрослых анализировать поведение, узнают о добре и зле, формируют представление о себе как о личности. |
Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличаются друг от друга. Если взрослый воспринимается ребенком, в большей степени, как учитель, судья и объект для подражания, то общение со сверстниками происходит на равных. Оно более эмоциональное и насыщенное. Нормы общения между детьми менее жесткие, поэтому малыши чувствуют себя раскованно.
Стадии развития общения со сверстниками у детей:
Возраст Особенности общения со сверстниками 0,5 -1,5 года Происходит формирование основы для будущего общения. Сверстник воспринимается ребенком как кто-то новый и интересный, но малыши этого возраста не стремятся привлечь к себе внимания друг друга. Как такого общения со сверстниками и совместных действий с ними в этом возрасте еще нет. 2-4 года В данном возрасте дети обычно уже умеют играть вместе и, следовательно, между ними происходит ситуативное общение. В лице сверстника ребенок видит единомышленника, который может участвовать в его шалостях и играх. При этой наибольшую ценность для малыша имеет само действие, а не процесс коммуникации. 4-6 лет В этом возрасте общение со сверстниками является одной из сильнейших потребностей ребенка. Вместе дети играют в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учатся договариваться, сотрудничать, прислушиваться друг к другу
Для малышей важно признание со стороны сверстников. 6-7 лет Старшие дошкольники обладают уже достаточно хорошо развитыми навыками общения. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективных занятий
Шестилетние дети могут подолгу рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях.
Статья «Общение ребенка со взрослым».статья по развитию речи на тему
Статья «общение ребенка со взрослым».
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но вaжным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Психологическая потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.
Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае для ребенка — взрослый. Однако человек — предмет чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает самыми разными свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к общению, и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения.
Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т. д. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.
Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого.
В отличие от этого третья категория мотивов общения — личностные мотивы — характерна только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.
Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств.
1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица); 2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т. д.); 3) речевые. Первые — выражают, вторые — изображают, третьи — обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.
Психологические исследования показали, что данные аспекты общения порождают несколько этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания — формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста.
Общение ребенка со сверстником.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре – пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста в основном источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику уже с трех – четырехлетнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9—10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
1.2. Развития общения в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.
Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки.
Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение. Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.
К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
1.3. Развитие связной речи как путь формирования коммуникативных компетенций в дошкольном возрасте.
Задачами формирования коммуникативно-речевой компетентности являются: 1. Повышение общего уровня речевого развития, словарного запаса, грамматической и фонетической сторон речи (речевой компонент). 2. Развитие грамматических и лингвистических знаний и умений, определённых программными требованиями к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. 3. Развитие и формирование культуры общения и конструктивности взаимодействия со взрослыми (уважительное отношение, употребление вежливых слов) и сверстниками (культурный компонент).
4. Развитие коммуникативной мотивации, коммуникативных способностей, стремления к самовыражению речевыми и коммуникативными средствами.
Коммуникативно-речевая компетентность начинает формироваться у ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Этому способствует предшкольная подготовка детей.
Развитие коммуникативно-речевой компетентности – ведущий компонент подготовки ребёнка к школе. Без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, но практически невозможно. В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Первоначально мыслительные операции протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. Постепенно в мыслительные процессы включается развивающаяся связная речь. Ребёнок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, то есть речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач. В развитии произвольного внимания ребёнку помогают рассуждения вслух. Чем лучше развита речь ребёнка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребёнка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твёрдые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребёнку для дальнейшего обучения его чтению. Однако различные нарушения речи встречается часто – почти у 60% первоклассников. Как правило, это нарушение звукопроизношения, трудности звукобуквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и несформированность связной речи.
Занятия в группах предшкольной подготовки помогают детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов – повествованию, описанию, рассуждению. Чаще всего для формирования коммуникативно-речевой компетентности у детей 5-6 лет используются различные коммуникативные игры.
Игра, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и овладевает новыми способами мышления, помогает созданию целостной картины мира. И в первую очередь этому способствует игра коммуникативная, так как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями. Создание образов и их проигрывание являются составными компонентами коллективной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры.
1.4. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.
Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.
Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Дети пяти-шести лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). Между ними есть не только общее, типичное для монологической речи, но и существенное различие.
Таким образом, функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым.
До 1 года
Маленькие дети очень серьезно настроены на общение. Словесное взаимодействие с мамой становится более гармоничным. По сути, на это уходит значительный ресурс их. Но пока это достаточно неуправляемое общение
Ребенок зеркалит нас. Он пытается повторять звуки и мимику, он активизируется, когда видит обращенное на него внимание
Именно в первый год формируется привязанность – эмоциональное общение, в котором ребенок получает удовлетворение своих потребностей в заботе, внимании, любви, безопасности. Привязанность – необходимое условие нормального развития ребенка.
В первой год жизни общение ребенка в основном ситуативно–личностное. То есть – конкретное взаимодействие ребенка с другим человеком. И самое главное в таком общении для малыша – эмоции. Может ли старший ребенок создать те самые положительные эмоции? Если да – то такое общение будет очень здорово и развивать малыша, и помогать детям начать выстраивать свои отношения.
Врожденные формы психики и поведения младенца
Младенец, которому всего 1-2 дня от роду, уже способен различать химические вещества на вкус. Обоняние, одно из самых древних и важных чувств, начинает функционировать сразу после рождения. Элементарное зрение, движение и слух имеют те же характеристики.
В первые два месяца жизни малыш проявляет способность рефлекторно поворачивать голову к уголку рта в ответ на прикосновение к предмету, сильно сжимает руки, когда касается их поверхности, совершает общие некоординированные движения рук, ног и головы. Он также обладает способностью визуально отслеживать движущиеся объекты, поворачивая голову в их направлении. В родильных домах младенцы в первые дни жизни инстинктивно поворачиваются лицом к окну, через которое проникает дневной свет.
Младенец способен различать вещества, которые он пробует на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определять степень сладости. Новорожденный воспринимает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменением частоты сердечных сокращений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции похожи на те, которые наблюдаются у взрослых людей с повышенным вниманием и особым интересом к чему-либо.
Мы также должны назвать группу процессов, которые способствуют самосохранению и развитию детского организма, и признать их врожденными. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, метаболических процессов и т.д. Несомненно, врожденными являются сосательный, защитный, ориентировочный, хватательный, двигательный и другие рефлексы, которые ярко выражены на втором месяце жизни.
Готовность к функционированию с рождения проявили не только важнейшие органы чувств, но и мозг. Количество нейронов в коре головного мозга новорожденного почти такое же, как у взрослого, но эти клетки незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма младенца и превращение его во взрослый мозг и организм происходит в течение нескольких лет после рождения и не заканчивается до поступления ребенка в школу. На созревание и развитие мозга напрямую влияют разнообразные внешние воздействия и впечатления, которые ребенок получает из окружающей среды.
Исследования показали, что в мозге ребенка, родившегося в течение полутора суток, могут быть зарегистрированы различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на цветовые раздражители на органе зрения. В этот момент мозг уже способен формировать условные рефлексы.
Для младенца важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение имеет развитие движений в первые месяцы жизни.
Двигательные способности младенца с рождения организованы довольно сложно. В нем задействовано множество механизмов, регулирующих осанку. У новорожденного часто наблюдается повышенная двигательная активность конечностей, что положительно влияет на формирование сложных, скоординированных движений в будущем.
Развитие движений у ребенка на первом году жизни происходит очень быстро, и прогресс, достигнутый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа с ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы ребенок превращается в маленького человека, который может не только легко стоять на двух ногах, но и относительно свободно и самостоятельно перемещаться в пространстве, способен выполнять сложные манипулятивные движения руками одновременно с движениями ног, освобожден от локомоции (функции обеспечения перемещения в пространстве) и предназначен для исследования окружающего мира.
В младенчестве у детей быстро развиваются двигательные навыки, особенно сложные, сенсорно координированные движения рук и ног. Эти движения впоследствии играют очень важную роль в развитии когнитивных и интеллектуальных способностей ребенка. Именно через движения рук и ног ребенок получает значительное количество информации о мире; именно через движения рук и ног глаз учится видеть по-человечески. Сложные движения рук входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, что обеспечивает совершенствование умственной деятельности человека.
Особенности контакта со сверстниками
Первая особенность общения с ровесниками – яркие эмоции, различные способы выражения своих чувств. В разговоре с взрослыми ребёнок не может свободно покривляться, покричать, завизжать. Только с равными по возрасту малыш может вести себя естественно.
Вторая особенность — изменение сложившегося представления о нормах высказывания, принятого во взрослом мире. Общение с взрослыми предполагает употребление принятых определённых речевых оборотов и устоявшихся фраз. Разговаривая со сверстниками, ребёнок может придумать новое слово, по новому сочетает звуки, передразнивает ровесника и, просто дурачится. Со стороны, кажется, что всё вышеперечисленное не несёт в себе воспитательного смысла и не влияет на речевое развитие детей. Но на самом деле, эти занятия дают простор для творчества, помогая ребёнку формировать собственную речь, тогда как в разговоре со взрослыми этого не происходит.
Третья особенность общения со сверстниками – это возможность ребёнка проявить собственную инициативу. Общение с родителями сводится к тому, что малыш большей частью слушает старших или же даёт ответы на общие вопросы. Общаясь со сверстниками – стремится первым высказать то, что он думает. Впрочем, и его ровесники поступают точно также, получается, что дети говорят то, что хотят, наперебой, не стремясь, выслушать друг друга. Разговаривая с взрослыми малыш отдает инициативу в руки взрослых, а сам выступает в роли слушателя или же даёт ответы на вопросы, которые задает взрослый человек.
Функциональное богатство – четвёртая особенность такого общения. От взрослых ребенок получает новую информацию, решает поставленные перед ним задачи. Общаясь же со сверстниками, малыш решает совсем иные задачи. Ему предстоит выяснить с детьми, с чем или с кем играть, сравнить себя с другим ребёнком, проявить свою фантазию, высказать свое мнение по тому или иному вопросу, который возникнет в процессе игры. Всё это предполагает проявление чувств, настроения, желания, потребностей. Такое общение поможет малышу находить общий язык с партнёром, занять свое место в этом мире, находить выход из любой ситуации.
Как выстраивается общение дошкольников с окружающими
Если рассматривать кратко, как прогрессируют формы общения в дошкольном возрасте, то лучше всего обратиться к наработкам известного психолога Лисиной М.И., которая выделила от младенчества до 7 лет четыре уровня общения, обозначив их как форму:
- Ситуативно-личностная
- Ситуативно-деловая
- Внеситуативно- познавательная
- Внеситуативно-личностная
Первые в этом перечне формируются раньше с опорой на конкретные действия, предметы, переживания. К старшему дошкольному возрасту они не исчезают, а частично уступают место более развитым формам, не привязанным к ситуации. Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления.
Высшей формой общения для дошкольного возраста является та, которая способствует осознанию смысла человеческих взаимоотношений, а также усвоению норм и ценностей социума. Следовательно, таковой выступает внеситуативно-личностная форма общения.
Особенности общения младенца со взрослыми
Первый объект, который выделяет ребенка из окружающей действительности, — это человеческое лицо. Это может быть связано с тем, что именно стимул чаще всего сопровождает ребенка в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глаза ребенка, которые сначала обращаются к лицу матери, и улыбка на лице матери служат индикаторами атрибуции объекта.
Из реакции концентрации на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс анимации. Комплекс анимации — это эмоционально положительная реакция, сопровождаемая движениями и звуками. Ранее движения ребенка были хаотичными и нескоординированными. В комплексе рождается координация движений. Анимационный комплекс — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это также первый акт общения. Анимационный комплекс — это не просто реакция, это попытка повлиять на взрослого.
Анимационный комплекс является наиболее важным новообразованием критического периода. Он знаменует собой окончание неонатального периода и начало нового этапа развития — младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий окончания неонатального кризиса. Физиологическим критерием окончания неонатального периода является появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинским критерием окончания неонатального периода является достижение первоначального веса, с которым ребенок родился, что свидетельствует о нормальном функционировании физиологических систем жизнедеятельности.
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет конкретных средств воздействия на него. Это противоречие разрешается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение этого противоречия ведет к разрушению породившей его социальной ситуации развития.
Социальная ситуация совместной жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового вида деятельности — непосредственного эмоционального взаимодействия между ребенком и матерью. Как показывают исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, особенностью этого вида деятельности является то, что субъектом ее является другой человек. Но если субъектом деятельности является другой человек, то эта деятельность является общением. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что важно не то, что люди делают друг с другом, а то, что другой человек становится субъектом деятельности. Этот тип общения очень силен в младенчестве. Со стороны взрослого ребенок становится субъектом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать зарождение первых форм влияния на взрослого. Таким образом, вокальные реакции ребенка очень скоро приобретают характер эмоционально активного обращения; хныканье становится поведенческим актом, направленным на взрослого. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это только эмоционально выраженные реакции.
Общение в это время должно быть эмоционально позитивным. Это приводит к положительному эмоциональному настрою ребенка, что является признаком физического и психического здоровья.
Является ли общение ведущим видом деятельности в младенчестве? Исследования показали, что отсутствие общения в этот период оказывает негативное влияние. Так, после Второй мировой войны в психологию вошел термин @госпитализм@ для описания психологического развития детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах.
Большинство исследователей (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечают, что разлучение ребенка с матерью в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка и неизгладимо формирует всю его жизнь. Р. Спитц описал многочисленные симптомы поведенческих расстройств у детей, а также задержки психического и физического развития у детей, растущих в домах ребенка. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, уровень смертности был очень высоким.