Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Убедитесь, что адаптация вашего ребёнка проходит плавно или проверьте, не возникли ли у него проблемы, чтобы вовремя помочь. Воспользуйтесь приложением «Где мои дети» в дуэте с детскими смарт-часами – моментально связывайтесь с ребёнком, слушайте звук вокруг и всегда знайте, где он находится.

Что такое адаптация детей к условиям ДОУ

ДОУ называют дошкольное образовательное учреждение. Многие предполагают, что речь идет исключительно о детском садике. Это не так. Также к ДОУ относят любые центры развития ребенка. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – непростой процесс. Например, даже вступление детей в ясли кардинально меняет образ жизни всей семьи. Малыш и родители испытывают тревогу. Семья привыкла, что ребенок всегда под контролем и к иному им приспособиться сложно. Дошкольник переживает стресс, пытаясь адаптироваться к другому распорядку дня, режиму сна. Происходят очевидные перемены: малыш по несколько часов не видит близких, ест немного другую еду и так далее.

От его способности адаптироваться к изменениям зависит последующее развитие и благополучное нахождение в дошкольном учреждении. С помощью адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ устраняются появляющиеся проблемы, формируется приспособляемость детей к новизне.

Немаловажный аспект – социальная адаптация детей. Ребенку следует испытать себя в обстановке для привыкания к ДОУ, с учетом его возраста.

Фазы адаптационного процесса: острая, подострая, компенсации

Существует несколько фаз адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Острая фаза

Характеризуется различными колебаниями психического статуса, соматического состояния. Наблюдаются последствия в виде периодических респираторных заболеваний, нарушения сна, снижения веса и аппетита, регрессом в речевом развитии. Симптомы длятся около месяца.

Подострая фаза

Поведение ребенка вполне адекватно. Все негативные проявления снижаются, возникая лишь по отдельным параметрам. Происходит это на фоне невысокого темпа развития (в особенности психического) в сравнении с усредненными возрастными нормами. Симптомы могут продлиться 3-5 месяцев.

Фаза компенсации

Для фазы характерен повышенный темп развития, благодаря которому ребенок к завершению учебного года преодолевает упомянутую ранее задержку в развитии.

Проблемы, относящиеся к адаптации, остаются в теоретической плоскости, ограничиваясь короткими рекомендациями родителям перед поступлением малыша в детский сад –приблизить домашний режим дня к режиму садика или иного учреждения.

При этом период адаптации очень важен: он требует радикальных действий взрослых. Решение вопроса лежит на педагогах ДОУ. Им предстоит организовать жизнь малыша так, чтобы он безболезненно и адекватно приспособился к новым условиям.

Полезные навыки для детсадовца

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Один из самых важных моментов – это самостоятельность в как можно больших сферах его жизни. Чем больше малыш будет уметь делать, тем легче будет в саду и ему самому, и воспитателям.

  • Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок научен делать это с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, никто не будет ругать его за несамостоятельность, он будет учиться нести ответственность за свои вещи.
  • Самостоятельно есть. Умение держать ложку и доносить еду до рта малыш должен освоить до того, как пойдет в детский сад. Иначе он рискует оставаться голодным в течение всего дня или ему придется ждать, пока до него дойдет очередь и его покормят.
  • Отказ от подгузников. Хорошо, если к поступлению в детский сад малыш может каким-либо словом сообщить взрослым о своей потребности сходить в туалет. В этом случае у него в шкафчике будет минимум мокрых штанишек к приходу родителей.
  • Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не бояться, не обижать, уметь договариваться на простом уровне. Общение в детском саду – неизбежно, а при отсутствии умений возникают серьезные проблемы с коммуникацией и адаптацией.
  • Есть разную еду. Трудно привыкнуть к детсадовской пище тем детям, кто привык питаться только едой пюреобразной консистенции или полуфабрикатами.

Степени адаптации к ДОУ

Рассмотрим степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Легкая

Характерна для группы детей, посещающих учреждение без особых переживаний, с желанием. Период адаптации обычно ограничивается 3-4 неделями. Такой малыш практически не доставляет хлопот. Возникающие в поведении изменения кратковременны и почти незаметны.

Характерное поведение:

  • Малыш без волнения входит в группу, с любопытством осматривается вокруг.
  • Когда незнакомый взрослый обращается к нему, ребенок смотрим ему в глаза. Может сам инициировать контакт, просить о помощи.
  • Способен сам себя занять, настроение бодрое либо спокойное, эмоции легко распознаваемы.
  • Малыш придерживается обозначенным нормам поведения, демонстрирует адекватную реакцию на одобрение или замечания, корректирует поведение по ситуации.
  • Доброжелательно относится к детям, охотно играет с ними.

Средняя

Степень характерна для ребят без нервных расстройств. Попав в новую среду, они начинают чаще болеть. Происходит «обмен» различными инфекциями. У некоторых наблюдаются частые ОРЗ и другие проблемы. При подобном виде адаптации уровень заболеваемости ребенка может снизить доктор. Своевременно назначив корригирующие мероприятия, медик предотвратит развитие заболеваний и степень адаптации приблизится к легкой.

Характерное поведение:

  • Малыш контактирует через телесные ощущения или наблюдение за привлекательными для него действиями воспитателя.
  • Первое напряжение спадает, контакт происходит по инициативе дошкольника.
  • Замечания и поощрения воспринимает адекватно, но может нарушать правила, установленные в группе (социальное экспериментирование).

Примерный срок адаптации: около месяца. В этот период могут возникать болезни, протекающие без явных осложнений.

Тяжелая

Протекание стадии проходит сложно. Перемена обстановки дается детям тяжело. Ответная реакция: нервные срывы, частые простудные заболевания.

Характерное поведение:

  • Контакт с малышом устанавливается через родителей, либо он замыкается даже при них.
  • Внимание малыша рассеяно: он может проявлять интерес к игрушкам, но надолго он не задерживается.
  • Не начинает игровых действий, выглядит обеспокоенным.
  • Равнодушен к замечаниям и похвале воспитателя, либо пугается, ища защиты у родителей.

Ребенку, переживающему тяжелую степень адаптации, может потребоваться помощь педиатра или узкого специалиста.

Далее рассмотрим причины, провоцирующие подобное поведение.

Характеристика понятия «социальная адаптация»

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, А. А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый и др.).

Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э. В. Ильенков, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Выделяя этапы развития личности, А. В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.

Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л. С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.

Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в данных отношениях. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т. е. то, как он сам относится к своему положению, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л. И. Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого. Таким образом, выделяются два социально-психологических компонента: формы индивидуально-самостоятельного поведения и социально-общественного развития человека.

Социально-общественное развитие человека неразрывно связано с необходимостью воспроизводить себя в соответствии с условиями и уровнем развития общества и обусловлено его успешной социализацией. Понятие социализации как процесс и результат усвоения индивидом системы социальных норм, ценностей, ролей, навыков имеет различную трактовку. Например, социализация в бихевиоризме сводится к процессу социального научения, результатом чего становится опыт, приобретаемый человеком в течение всей жизни (А. Бандура, Б. Ф. Скинер, Дж. Уотсон).

Социализация личности предполагает и встречный процесс — индивидуализацию социальной жизни. Индивидуализация как «бытие-у-самого-себя» (В. И. Слободчиков) предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей индивидуальности, для передачи собственного опыта, мировоззрения социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности. В современной психологии принимается такое понимание индивидуализации, при котором ее сущность заключается в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной воле проявляющей себя в осуществлении, как частных, так и общих духовных интересов, в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность (В. П. Зинченко).

Осознание себя личностью невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в самом процессе деятельности. Роли деятельности в процессе развития личностных качеств ребенка и, таким образом, в процессе адаптации в социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др., где утверждается, что личность как качество, которое выражает социальную человеческую сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности ребенка. В процессе ее совместного выполнения осуществляется взаимодействие («со-бытие») ребенка и общества. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы, свои психологические качества в предмете) и «распредмечивания» (субъект присваивает качества объекта деятельности), считает Д. И. Фельдштейн. Именно деятельность обеспечивает адекватность психического отражения действительности.

Через деятельность субъект вступает в практические контакты с окружающими предметами, которые обогащают и изменяют его. Таким образом, выступая и результатом, и субъектом общественных отношений, личность формируется через собственные активные общественные действия, сознательно и целенаправленно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе деятельности.

Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности происходит становление всех внутренних личностных структур, саморазвиваются основные психические процессы. Это становление происходит вследствие актуализации механизма интериоризации внешних форм деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под интериоризацией понимается формирование социальных структур когнитивных процессов, сознания ребенка в целом (Л. С. Выготский). Интериоризация происходит путем присвоения психикой структур внешней деятельности при параллельно развивающейся активности самой личности, ее самодвижении, саморазвитии. Этот процесс требует наличия развитого адаптационного потенциала личности ребенка, позволяющего ему не только успешно приспосабливаться к требованиям социума, но и активно его преобразовывать.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Имеется несколько аспектов, провоцирующих детский стресс. Первая причина: отрыв от матери. Обычно дошкольники неразрывно связаны с матерью или отцом, не представляя себя без них. Новая обстановка и отсутствие близкого человека всерьез тяготит малыша, потерявшего возможность вести себя так, как привык дома. Ему сложно понять и принять новую форму поведения, и это вызывает дискомфорт, страдания. Страх дает толчок к стрессу, образовывая порочный круг. Ребенок начинает сомневаться, что мама любит его, раз оставила одного в непривычных условиях.

Неблагоприятная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ провоцирует нервные срывы или болезни. При тяжелой стадии адаптации процесс обычно затягивается на длительный период. В отдельных случаях ребенок так и не приспосабливается к непривычному коллективу. Детей с тяжелой адаптацией, которую в поликлинике можно прогнозировать еще в раннем возрасте, не рекомендуется в 3-летнем возрасте определять в садик.

Считается, что мальчики 3-5 лет в плане адаптации уязвимей девочек. В этом возрасте они больше привязаны к родителям, болезненней реагируя на расставание с ними. Учитывайте кризис 3-х лет, накладывающийся на период адаптации. Малыш впервые начинает ощущать себя личностью, демонстрируя это окружающим. Некоторые родители игнорируют эти перемены в ребенке, провоцируя еще больший стресс.

В возрасте трех лет ребенок ощущает острую потребность в родителе. Его ослабленную психику следует беречь. Иногда груз адаптации в саду оказывается непомерно тяжелым в этот период.

Личная практика с детьми, адаптирующимися к детскому саду

  • Арсений пришел в садик в возрасте трех с половиной лет. Был очень привязан к маме, громко кричал по приходу в детский сад, лежал на полу и отказывался вставать – так было с первого дня. Мама через несколько дней после первого посещения, совершила главную ошибку: зашла в группу вместе с ним и стала с ним играть. Когда он отвлекся, быстро убежала из детского сада. Поняв, что мама пропала, Арсений стал заходиться в истерике: воспитатели никак не могли его успокоить, он бросал игрушки в детей, в педагогов, кричал, бил по полу руками и ногами. Педагогам пришлось обратиться к штатному психологу. Увидев нового человека в группе, малыш замер. Воспользовавшись моментом, его удалось разговорить. Он отвечал на простые вопросы: как его зовут, какая из игрушек ему нравится, что он любит делать. Мальчик был сильно напряжен физически и психологически, было видно, что ему трудно находиться в группе. Поэтому психолог отвел его в свой кабинет и постарался снять эмоциональное напряжение с помощью игр на песке, лепки и рисунка. Дополнительно были проведены консультации с педагогами и с мамой. Малыш ходил на занятия в течение 3 месяцев, на протяжении которых психолог сначала снимал эмоциональное напряжение, а потом проводил постепенную работу по адаптации его в группе.
  • Была девочка Катя трех лет с неблагополучной обстановкой в семье: мама родила ее в 17 лет, а после этого, оставив малышку на бабушку, уехала в другой город. Катя видела ее не чаще, чем раз в полгода. Кроме Кати, на бабушкином попечении был дедушка без обеих ног. Женщина старалась для внучки изо всех сил. Относилась к ней с любовью, но внимания девочке, видимо, не хватало. В детский сад она с первого дня пошла очень спокойно: не плакала, сразу побежала играть с ребятами и игрушками, а когда бабушка пришла за ней через 2 часа, не хотела уходить. На следующий день малышка по своему желанию осталась на дневной сон. Через пару недель, в течение несколько дней она капризничала по приходу в садик, но быстро успокаивалась и, в конечном итоге, хорошо адаптировалась.

Формы адаптации к детскому саду зависят от многих факторов: состояние и личностные особенности ребенка, обстановка в семье, уровень социализации и многое другое. Родители могут помочь крохе тем, что заранее научат его самостоятельности, не будут торопить события в процессе привыкания. Если прислушиваться к воспитателям и другим педагогам ДОУ, а также слушать своего ребенка, то его адаптация пройдет легко и без сильного стресса.

Подготовка детей раннего возраста к посещению ДОУ

Какие моменты следует учесть при подготовке к ДОУ.

Возраст

Согласно наблюдениям психологов, каждому возрасту свойствен свой срок адаптации. Отмечается, что в ясельной группе он наиболее короткий – примерно одна-полторы недели. В трехлетнем возрасте срок может увеличиться до полумесяца или немного дольше. Для старшего дошкольного возраста срок адаптации может составить месяц. Это обобщенные данные, и некоторые дети могут не попадать под них.

Первые дни в ДОУ

Помните! Первые дни пребывания ребенка в ДОУ наиболее сложные. Незнакомое общество, отсутствие мамы, перемены в привычном жизненном укладе – факторы, оказывающие эмоциональное давление на детскую психику.

Не хотите, чтобы это произошло? Приблизьте домашние условия к детсадовским. Малыш должен уметь проситься на горшок, надевать некоторые предметы гардероба, умываться, орудовать ложкой, выражать свои желания словами или простыми жестами.

Состояние здоровья

Аспект, влияющий на развитие и поведение малыша – состояние здоровья. Болезненный и ослабленный ребенок зачастую либо раздражителен и капризен, либо вял. Он быстро утомляется, может отставать в развитии. В первые дни пребывания в ДОУ это проявляется с особой очевидностью.

Ослабленным ребятам сложнее адаптироваться к непривычным условиям. Они начинают чаще болеть, сложно переживают расставание с близкими. Бывает, что это выражается подавленностью или потерей веса, а не плачем или явными негативными появлениями. Такое состояние должно беспокоить не менее, чем ярко выраженные отрицательные эмоции.

Особое внимание следует обратить на ребят со слабым типом нервной системы. Им непросто даются любые перемены. При малейших проблемах их эмоциональное состояние подвергается стрессу, несмотря на то, что они могут не выражать свои чувства слишком явно. Все новое дается им с огромными сложностями. Они ни в чем не уверены, медленнее большинства приобретают нужные навыки. Такие дети нуждаются к адаптации, и приучать их следует постепенно. Поощряйте и подбадриваете их в освоении нового.

Рекомендации родителям

Воспитатели дают общие рекомендации:

  • Настраивайте ребенка на положительные перемены. Объясняйте ему, как ему здорово будет в новом месте, и как туда многие хотели бы попасть. Отмечайте, как вам повезло, что ребенка приняли в ДОУ.
  • Приводя ребенка в учреждение, старайтесь расставаться с ним быстро и легко. Длительные прощания и обеспокоенное лицо, вызовут у него тревогу.
  • Если малыш очень сложно переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первое время малыша отводил другой член семьи. Также его следует забираться домой пораньше, не разлучаться на слишком длительное время.
  • Климат в семье должен быть спокойным и бесконфликтным.
  • Бережно относитесь к его нервной системе.
  • Сократите просмотр телевизионных передач, чаще бывайте на свежем воздухе.
  • Сообщите преподавателям обо всех особенностях и предпочтениях ребенка.
  • С пониманием относитесь к истерикам ребенка, показывайте, что вы их замечаете. Помогите ребенку успокоиться, не игнорируйте его проблему.
  • При ярко выраженных невротических реакциях обратитесь к специалисту.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога

  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.

Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.

  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.

  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.

В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.

  • Существуют специальные терапевтические сказки, которые помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы, рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.
  • Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.
  • Воспользуйтесь современными технологиями, чтобы успокоить свою тревогу и узнать, как освоился ребёнок на новом месте, не обижают ли его сверстники и правильно ли ведут себя воспитатели. Купите ребёнку GPS-часы (они доступны даже для самых маленьких) и установите себе на смартфон приложение «Где мои дети». С этим комплектом вы сможете моментально связываться с ребёнком и слушать, что происходит вокруг него в детском саду, пока вас нет рядом. При покупке детских-смарт часов на официальном сайте, лицензия «Где мои дети» идёт в подарок!
  • Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.

Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

  1. Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
  2. Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
  3. Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
  4. Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
  5. Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
  6. Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
  7. Приводить больного ребёнка в детский сад.
  8. «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.

Игры с ребенком в период адаптации

Игра – основное средство расслабления для дошкольника. Посредством игры налаживаются доверительные отношения.

В чем преимущество игры для ребенка в сравнении с иными средствами расслабления:

  • Ребенок получает возможность ощутить свою силу, способности.
  • Ему не приходится испытывать беспомощность.
  • Он познает окружающий мир, учится самовыражению, возвышается в собственных глазах.
  • Учится общению.
  • Учится управлять собственными чувствами.
  • Переживает широкий спектр эмоций.
  • Отличный расслабляющий эффект дают различные игры с песком, водой.
  • Отрицательные эмоции затормаживаются при монотонных движениях руками, поэтому обратите внимание на такие игры, как собирание крупных деталей конструктора, нанизывание шариков на шнур и тому подобное.

В ДОУ часто используют такие эффективные игры, как «Мой любимый садик», которые демонстрируют все преимущества учреждения. Обычно в центре комнаты размещается небольшой стенд со снимком учреждения. Возле него клеятся лепестки с соответствующими записями. Эти надписи (или рисунки) должен делать ребенок, перечисляя все хорошее, что имеется в садике и школе.

Также нередко используется игра «Солнышко», позволяющая получить от окружающих «психологические поглаживания», остро необходимые ребенку, чтобы ощутить свою важность и ценность в глазах других. Игра проводится в обстановке дружелюбия и с хорошим настроением. Идеально, если участниками игры станут родители малыша, поощрение и оценка которых особо важна. Через игры и сказки можно показать ребенку все преимущества ДОУ, и эту возможность нужно обязательно использовать при любой удобной возможности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]