Подросток — это какой возраст? Физиологические и психологические особенности подросткового возраста

  • 7 Ноября, 2019
  • Психология личности
  • Анжелика Бральди

Довольно часто поведение и поступки ребенка взрослые оправдывают фразой: «Он же подросток». «Это какой возраст?» — подобный вопрос возникает у всех, кто сталкивается со сложностями в общении с детьми. Действительно, кого можно считать подростком? Бунтующего против всего на свете 16-летнего «недоросля»? Или же 11-летнего ребенка, отстаивающего свое право гулять с друзьями допоздна?

Каждому родителю необходимо знать, с чем именно он сталкивается. Со сложностями, вызванными взрослением, перестройкой организма или же с самым обычным хулиганством. Разобраться в этих нюансах необходимо для того, чтобы правильно выстроить свое поведение в отношении поступков ребенка. Не лишним будет знать, что именно подразумевается в психологии под понятием «подростковый возраст».

Что это такое?

Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».

Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.

Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.

Когнитивное развитие: память, внимание, речь

Речь тринадцатилеток практически не отличается от взрослой. Если к этому возрасту не исчезли проблемы с произношением звуков, нужно обратиться к логопеду. Дети уже отлично оперируют абстрактными понятиями, анализируют, выявляют и объясняют причинно-следственные связи.

В компаниях подростков зачастую активно используются нецензурные слова и сленг, поэтому родителям необходимо следить за культурой общения в семье, подавая хороший пример.

Хорошая память и концентрация внимания необходимы для успешной учёбы и гармоничного развития подростка. Ежедневно ему приходится воспринимать и обрабатывать большой объём информации. Активизировать умственное развитие ребёнку помогут:

  1. Чтение (помимо школьной программы).
  2. Интеллектуальные игры.
  3. Активный отдых.
  4. Хобби.
  5. Участие в конкурсах, соревнованиях.

Когда начинается и заканчивается?

Подросток — это какой возраст? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. На то, какими будут рамки, ограничивающие этот период, влияют следующие факторы:

  • страна или же регион, в котором живет ребенок;
  • национальность и пол;
  • культурные особенности;
  • социальные условия.

В общем же, максимальные рамки подросткового периода – это возраст от 10 до 19 лет. Разумеется, далеко не каждый человек на пороге двадцатилетия является подростком, и не каждый ребенок начинает взрослеть с десятого года жизни. В среднем же подростком считается человек, находящийся в возрасте от 12 до 17 лет. Однако то, с какого возраста ребенок считается подростком, зависит от индивидуальных особенностей его развития.

Как разделяют период взросления?

Что же касается разделения периода взросления на отдельные этапы, то Организацией объединенных наций принята такая классификация:

  • ранний – от 10 до 14;
  • поздний – от 14 до 19.

Именно такого разделения придерживаются в большинстве стран, и оно является общепринятым, международным.

Разумеется, имеются и иные варианты разделения взросления на отдельные этапы. Например, в Советском Союзе считалось, что младший подростковый период – это 12-14 лет, а поздний – 15-17.

Содержание:

  • Возрастные особенности детей в 13-14 лет Развитие девочек
  • Особенности развития мальчиков
  • Сколько должен спать и есть ребёнок в тринадцать лет?
  • Что должен знать и уметь делать тринадцатилетний ребёнок?
  • Обязанности в семье и права ребёнка в 13 лет
  • Психология ребёнка в 13 лет
      Эмоциональное развитие
  • Отношение с окружающими
  • Половое развитие
  • Когнитивное развитие: память, внимание, речь
  • Воспитание тринадцатилеток: возможные проблемы
  • Что происходит в психологии тинейджеров? Главные особенности

    Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться.

    Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для тинейджеров младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.

    Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.

    Тенденция к взрослению — что это?

    Первая главная особенность психологии тинейджера – это тенденция ко взрослости. Что это означает? То, что подросток хочет быть взрослым и стремится продемонстрировать это всеми возможными средствами.

    Именно при наличии тенденции, но при отсутствии осознания, ощущения взрослости тинейджеры начинают грубить, нарушать установленные правила и в целом бунтовать. Для этого психологического этапа характерно осознание прав на что-либо при полном отсутствии чувства ответственности.

    Работа психолога с подростками

    Учитывая то, что все семьи и воспитание в них разное, но к ребёнку уже необходимо относиться, как ко взрослому, родителям важно не потерять контакт с ним. А взрослеющему организму научиться взаимодействовать не только с членами семьи.

    В период личностного созревания подростки бывают «колючими», неразговорчивыми, учатся хуже, начинают забывать о гигиене, устраивать беспорядок в своём жилище, врать и воровать. Вследствие чего родители просто в шоке. У мам случаются истерики, а у пап появляется одно единственное желание – подчинить ребенка любой ценой.

    Чувство взрослости: чем оно характеризуется?

    Когда взрослые задаются вопросом: «Подросток — это какой возраст?» — то, как правило, они просто хотят узнать, когда же их ребенок успокоится и вновь станет милым, добрым и хорошим. Однако тинейджеры перестают хулиганить и грубить вовсе не тогда, когда заканчивается переходный возраст, а в тот момент, когда в их сознании тенденция к взрослению меняет на ощущение. То есть как только к подростку приходит чувство взрослости, его поведение кардинально меняется.

    Чем характеризуется это чувство? В первую очередь, осознанием ответственности за собственные поступки и слова. Во вторую очередь появляется понимание ценности вещей и значения денег. Тинейджеры уже не стремятся просто хулиганить и бунтовать против существующих правил, они пытаются подработать, сэкономить карманные деньги для приобретения чего-либо. Также они более последовательны в своих пожеланиях, высказываемых родителям в отношении подарков к праздникам.

    Во сколько лет дети становятся подростками, имеющими чувство взрослости, а не тенденцию к ней? Ответа на этот вопрос не существует. Развитие личности протекает индивидуально и во многом зависит от того, в каких условиях живет ребенок.

    Как меняется физиология?

    Подростки 12-16 лет по-разному не только ведут себя, но и выглядят. Что же происходит в их организме? Тело начинает взрослеть, меняться точно так же, как и сознание. Некоторые изменения проходят постепенно, другие же словно появляются из ниоткуда, пугая тинейджеров.

    В переходном периоде начинается и заканчивается половое созревание. В это время у девочек начинаются месячные, и устанавливается менструальный цикл. У юношей возникают поллюции, случается самопроизвольная эрекция. Конечно же, появляются и вторичные половые признаки.

    Помимо изменений, связанных с репродуктивной системой, идут и другие процессы. Меняется голос, появляются волосы на теле. Внутри организма устанавливается новый гормональный баланс, меняется и обмен веществ. Физиологические особенности подростков заключаются в том, что в их телах одновременно проходит большое количество различных процессов, что может негативно отразиться на функциональности внутренних органов. К примеру, может нарушиться сердечный ритм, периодически наблюдаться расстройство кишечника или же почечная дисфункция. Однако наиболее часто встречается нарушение жирового обмена, из-за чего волосы становятся сальными, а лицо покрывается угрями.

    Но при наличии наследственной склонности к серьезным заболеваниям в переходном возрасте следует проявлять повышенную осторожность и регулярно проходить медицинские осмотры.

    Сколько должен спать и есть ребёнок в тринадцать лет?

    Тринадцатилетний подросток должен спать 8-9 часов в сутки. Родителям нужно следить, чтобы учёба, прогулки с друзьями, компьютерные игры и прочие занятия не нарушали это правило. Нерегулярный режим сна и бодрствования вызывает хроническую усталость, которая может отразиться и на здоровье, и на успеваемости в школе.

    Детский организм активно растёт и перестраивается, поэтому ему необходимо полноценное регулярное питание. В течение дня подросток должен есть 4-5 раз (три основных приёма пищи и 1-2 перекуса). Самые калорийные блюда желательно употреблять в первой половине дня, а ужин, наоборот, должен быть лёгким и легко усвояемым.

    Суточная физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах у тринадцатилетних детей:

    • у мальчиков: примерно 2750 ккал (зависит от уровня физической активности), 93 г белка (в т. ч. 56 г белка животного происхождения), 93 г жиров, 370 г углеводов;
    • у девочек: около 2500 ккал (зависит от уровня физической активности), 85 г белка (в т. ч. 51 г белка животного происхождения), 85 г жиров, 340 г углеводов.

    Родителям девочек стоит обратить внимание на изменения пищевого поведения, связанные с менструальным циклом. Перед наступлением менструации и во время месячных у многих девушек увеличивается тяга к сладостям или другой определённой пище. Если ваша дочь с удовольствием съедает шоколадку за один присест, нужно напомнить ей о последствиях (например, о наборе веса, который и так прибавляется у многих женщин перед началом менструации). Замените вредные продукты полезными (свежими и сушеными фруктами, молокопродуктами).

    Каковы особенности психического развития в переходном возрасте?

    Подросток — это какой возраст с точки зрения психического развития? В чем его важность? К сожалению, многие родители не осознают того, что в переходном возрасте формируется не только мужское или же женское естество, но и психика человека.

    Психологи выделяют три ключевые, главные характеристики переходного периода:

    • социальное развитие;
    • деятельность;
    • новообразования.

    Под социальным развитием в этом возрастном периоде понимается в первую очередь общение со сверстниками. Если в детстве у человека в приоритете было мнение родителей, бабушек и дедушек, педагогов, то в отрочестве ситуация меняется. Наиболее важное значение в этом возрасте имеет мнение сверстников и ребят немного постарше. Именно их одобрения ищет тинейджер.

    Что понимается под деятельностью? Психологические процессы, происходящие при повседневных занятиях. Например, в школе тинейджер сравнивает себя с другими, у него формируется представление о собственной личности. Осваивая какой-либо предмет, подросток оценивает его уже не на уровне интереса, а с позиции того, готов он этим заниматься или нет.

    Новообразования – это все те психические процессы, которые не были свойственны ребенку, но появились в сознании тинейджера. То есть к ним следует отнести как интерес к противоположному полу, так и понимание ценности вещей, денег.

    Дезадаптация

    Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

    • критичностью к себе и другим;
    • сверхчувствительностью;
    • ранимостью;
    • агрессивностью;
    • неустойчивостью желаний и настроений;
    • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

    Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

    Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

    • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
    • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
    • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

    Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об отклоняющемся поведении.

    Подростковые страхи

    Специфические страхи – это тоже возрастные особенности. В старшем подростковом возрасте дети, как правило, боятся следующего:

    • не быть собой;
    • неудач, провалов, казусов;
    • наказаний и осуждения со стороны сверстников;
    • физического несовершенства или же уродства;
    • одиночества;
    • отсутствия перспектив и возможностей для самореализации.

    Каждый из этих страхов в той или иной степени присущ всем тинейджерам. Задача родителей заключается не в том, чтобы разубедить подростка, а в том, чтобы не зафиксировать его внимание на конкретном переживании, не превратить юношеский страх в фобию.

    Достаточно парадоксально то, что на этапе младшего подросткового периода, тинейджеры почти не испытывают страха перед самостоятельной жизнью, а, наоборот, всячески стремятся к ней. Однако как только тенденция к взрослости меняется на ее чувство, этот страх тут же возникает.

    Тинейджеры – это уже не дети, но и взрослыми их считать тоже нельзя. Это утверждение справедливо как в отношении психики, так и в вопросах физиологии и социальных навыков.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]