Индивидуально-психологические особенности мышления


Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

  • Самостоятельность мышления,
  • Гибкость мышления.
  • Оперативность мышления.

Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Оперативность мышления

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Индивидуальные особенности мышления и его основное качество

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое соотношение сигнальных систем.
Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой.

Гибкость и самостоятельность мышления

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.

Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.

Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Определение стиля мышления

Здесь мы не будем подробно расписывать каждый стиль мышления, т.к. основные характеристики им мы уже дали, а представим лишь наиболее яркие особенности, присущие каждому из них.

Как определить синтезатора:

  • Вызывающее поведение, открытое выражение скепсиса, иногда насмешки, склонность к оппозиции (в особенности против общераспространенных мнений), несогласие с тем, с чем соглашаются все.
  • Отстраненный взгляд на ситуацию, оригинальность в суждениях, необычные предложения на тему решения проблем и выхода из ситуаций.
  • Склонность к философствованию, теоретизированию, формулированию и разрешению парадоксов. Несерьезное (на первый взгляд и с точки зрения остальных) отношение к проблемам и трудностям.
  • Отсутствие интереса к простому и банальному, попытки выглядеть не имеющим никакого отношения к обсуждаемой проблеме или вопросу.
  • Эффектная, но достаточно сложная речь, много вводных слов и предложений, определительных прилагательных и конструкций (типа «в сущности», «более-менее», «вероятно» и т.п.)
  • Умелое аргументирование своей позиции, но в то же время умение и желание (!) разбить свои же идеи в пух и прах с одновременным проявлением самоиронии.

Как определить идеалиста:

  • Открытая и располагающая к себе улыбка. Вербальные и невербальные сигналы, говорящие о желании достичь эмоционального контакта и вызвать доверие. Общительность.
  • Яркое отражение в поведении любых положительных и отрицательных эмоций.
  • Мягкое, тактичное и не вызывающее поведение.
  • Нежелание спорить и тем более конфликтовать, стремление к мирному разрешению любой ситуации.
  • Склонность к разговору об окружающих и их проблемах, стремление узнать человека ближе, много вопросов.
  • Отрицательное отношение к обилию фактов и глубокой аналитике.
  • Твердость в убеждениях и поступках. Неукоснительное соблюдение социальных и этических норм.

Как определить прагматика:

  • Дружелюбная и открытая манера общения. Смелость, подвижность, деятельность, некоторая напряженность в отношениях.
  • Любовь к легкому и непринужденному, ясному, простому и веселому общению.
  • Неприязнь к спекулятивным и формальным беседам, беседам на абстрактные темы, разговорам, переполненным теорией.
  • Признаки дискомфорта в напряженных ситуациях. Желание как можно скорее вернуть ситуацию в прежнее русло.
  • Способность внести оживление в любую, даже саму скучную ситуацию.
  • Потребность в просторе действий, неприязнь к контролю.
  • Необходимость в мотивации, поддержании энтузиазма и заинтересованности.

Как определить аналитика:

  • Внешняя холодность, сдержанность, сухость, закрытость. Формальность в общении. Видимая невнимательность к словам собеседника (но это впечатление ошибочно).
  • Сдержанная, негромкая и ровная, дисциплинированная, твердая, но осторожная речь.
  • Отсутствие желания к ведению беседы или скорейшему озвучиванию своего мнения.
  • Большая осведомленность о предмете беседы в случае диалога.
  • Нежелание участвовать в беседах, лишенных рационализма и логики, вести бессмысленные разговоры на философские и «нетрадиционные» темы.
  • Неприязнь к светским разговорам, чрезмерному легкомыслию и неуместным шуткам в общении.
  • Упрямство и непоколебимость в напряженных ситуациях. Желание прекратить общение в случае непрекращающегося давления (вариант психологической защиты в стрессовых ситуациях).
  • «Рациональный», сдержанный, тонкий и интеллектуальный юмор.
  • Обдуманность, серьезность и основательность в работе и любых делах.

Как определить реалиста:

  • Открытость, уверенность, искренность, независимость, напористость в общении.
  • Наличие своего мнения по любому вопросу и стремление быстрее его высказать.
  • Явные вербальные и невербальные признаки согласия или несогласия.
  • Отсутствие интереса к теоретическим и сентиментальным разговорам.
  • Позитивный настрой, тяготение к откровенности.
  • Быстрая возбудимость в напряженных ситуациях. Как следствие – властная, авторитарная, резкая манера общения с нотками упрямства и высокомерия.
  • Повышенный интерес к беседам на тему текущих дел, актуальных фактов, новостей.
  • Быстрота в принятии решений, готовность брать на себя ответственность.
  • «Близость» к простым людям, отсутствие интереса к «чрезмерно» интеллектуальным компаниям.

В реальной жизни человек не может пользоваться только каким-то одним стилем мышления. Есть доминирующий стиль, а все остальные могут проявляться в большей или меньшей степени, и порой даже не «чувствоваться». В одних ситуациях стили мышления могут сотрудничать, в других – конфликтовать.

На эту тему неоднократно проводились научные исследования. Результаты показали, что примерно 50% людей оперирует в процессе жизни одним наиболее оптимальным и привычным для себя стилем. Около 35% людей с одинаковой частотой задействуют два стиля. А остальные 15% успешно применяют три и более стилей мышления.

Также исследователи пришли к выводу, что наиболее адаптивными, гибкими и эффективными в жизни и работе являются люди, относящиеся к последней категории, т.е. к тем, кто способен в одинаковой мере применять тот или иной стиль, хотя людям, «профессионально» владеющим каким-то одним стилем, они будут уступать. Но все же психологи рекомендуют развивать в себе качества синтезатора, идеалиста, прагматика, аналитика и реалиста.

Что же касается освоения новых стилей мышления, то специалисты проводят аналогию между этим процессом и изучением иностранных языков. Когда вы решаете выучить какой-то новый для себя язык, вам не приходится менять свое мировоззрение или систему ценностей. Все, что требуется, – это сформировать систему новых навыков.

Вероятнее всего, вы сможете писать, читать и говорить на новом для себя языке, будете использовать его по необходимости или ради удовольствия. Вы все также будете в состоянии жить привычной и комфортной для себя жизнью, но само знание нового языка подарит вам новые возможности.

Аналогичным образом обстоит ситуация и с овладением новыми стилями мышления: когда нужно, вы сможете «включать» необходимый в данный момент стиль, а затем вновь возвращаться к привычному. Но результаты, которых вы будете достигать, с каждым разом (по мере практики) будут все лучше и лучше.

О том, как начать осваивать новые стили мышления, вам расскажет специалист по личностному росту и бизнес-тренер Александр Макаревич.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]