Мыслительная деятельность человека является многогранной. Ведь каждому из нас приходится сталкиваться с самыми разными задачами, требующими своего, особого подхода. Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами – памятью, вниманием, воображением.
У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?
Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:
- Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
- Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
- Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?
Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.
Образное мышление у деток дошкольного возраста
Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью малыш совершает большинство операций. К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата. В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример – это бросание мячика об стенку. Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и проч.
Развитие наглядно-образного мышления у детей – важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром. Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах. В среднем дошкольном возрасте дети учатся удерживать в воображении образы различных предметов, закреплять шаблоны. К примеру, огурчик ассоциируется с формой овала, квадрат – с формой поверхности стола.
Виды мышления
Их много. Потому что этот процесс сам по себе охватывает огромное количество информации и передает ее нашему мозгу множеством вариантов. В зависимости от способа, которым передается информация, в психологии выделяют следующие виды процессов мышления.
Таблица типов мышления:
По содержанию | По степени рефлексии | По осмысленности | По личностным особенностям |
Наглядно-образное | Аналитическое | Критическое | Мужское |
Наглядно-действенное | Интуитивное | Произвольное | Женское |
Словесно-логическое | Реалистическое | Непроизвольное | Позитивное |
Аутистическое | Бессознательное | Негативное | |
Эгоцентрическое | Стратегическое | ||
Идеалистическое | |||
Созидающее | |||
По новизне | По задачам | Иррациональное | |
Творческое | Теоретическое | Рациональное | |
Репродуктивное | Практическое | Профессиональное |
По содержанию
В зависимости от того, что у человека преобладает при обработке информации (картинка, действие или слово), выделяют несколько видов.
Наглядно-образное
Здесь информация передается конкретными образами. Такие люди при возникновении любой ситуации мыслят образами. Например, вам нужно запомнить билеты по ПДД. Но формулировки, хоть убей, не лезут в память. И вы в своей голове представляете перекресток: вы – помеха справа; и козел-водитель, который вас не пропускает.
Такая операция мышления помогает запомнить что-то, но с помощью образа, картинки, а не дотошно каждое слово. Хотя и это иногда нужно.
Этот вид формируется в дошкольном возрасте у детей, когда ребенок познает мир, знакомится с картинками и звуками окружающей действительности. Он тесно связан с воображением и преобладает у дизайнеров, художников, музыкантов, писателей.
Наглядно-действенное
Здесь используется не только знание, понятие о каком-то предмете. А формируется связь предмета с действием. Например, копирайтеру при слове “компьютер” сразу представляется, как он пишет текст. Повару при слове “кастрюля” видится, как он варит пюре. То есть характеристикой этого вида является уже действие на основе опыта.
Это заметно в детском возрасте, когда ребенок ломает игрушку, чтобы разобраться, что же у нее есть внутри.
Словесно-логическое
Здесь уже подтягивается большинство свойств этого познавательного процесса. Этот вид характеризуется манипулированием понятий, опытом и действиями. Человек может рассуждать о каком-то процессе, не выполняя при этом никаких действий. Иногда его просто называют логическим, здесь все исходит из логики и операций с ней. Смотрите подробнее статью, что такое логическое мышление и как его развивать.
Например, когда мы говорим, что чайник горячий и не нужно к нему прикасаться, мы не пойдем браться за него. Наше мышление уже на расстоянии может позволить представить, какие последствия такого действия будут.
Вам интересно, насколько у вас проявляется логическая мыслительная деятельность? Предлагаю пройти тесты на логическое мышление.
По задачам
Когда срочно нужно подумать, принять какое-то решение, то у нас включаются другие мыслительные процессы. Нам уже не нужно работать с образами и словами. Важно применять на практике или в теории новые операции, с которыми мы раньше не были незнакомы. Вот тут и приходит очередь следующих видов. Некоторые называют это видами научного мышления, но они применяются не только в науке.
Теоретическое
Это процесс изучения свода законов, правил, которые возникают на базе теоретических знаний, которые уже были у человека. Например, Эйнштейн вывел теорию относительности на основе уже имеющихся практических знаний, опыта. С помощью этого вида появляются новые теории в науке.
Очень интересный Тест Беннета на техническую понятливость покажет вам, как вы понимаете техническую науку.
Практическое
Это обратная сторона теоретического мыслительного процесса. Здесь сначала выводится теория, а потом уже практика. В реальность быстро входят новые планы работы, схемы, проекты. Вот яркий пример этому – вакцинация по поводу COVID-19. Вакцину сделали на основе теоретических данных, а проверить ее времени нет, исследований недостаточно для подтверждения ее пользы.
Главным недостатком этого вида является нехватка времени, поэтому некоторые теории с треском распадаются, не имея практического подтверждения.
По степени рефлексии
Здесь речь идет о том, как человек перерабатывает информацию. Иногда перечисленные виды называют видами психологического мышления, так как в них описаны психологические свойства мыслительных операций.
Аналитическое
Оно основано на логике, такой процесс не ограничен временем, происходит поэтапно. Каждый следующий шаг основан на предыдущем. Мы анализируем что-то практически каждый день: поведение людей, рабочие моменты и т. д. Анализ нужен для правильных шагов, для получения положительного опыта.
Интуитивное
Это полная противоположность аналитическому. Здесь процесс происходит быстро, часто даже неосознанно. Про него говорят “я это понял интуитивно”, “сработала интуиция”, и человек принимает решения на основе “чувств” – интуитивного мышления.
Тут нет речи о логических каких-то связях или шагах. Все происходит “по велению сердца”.
Реалистическое
Это подвид логического мышления, поэтому иногда сложно выделить какую-то одну классификацию этого познавательного процесса – здесь все виды перекликаются друг с другом.
Сущность реалистической мыслительной деятельности в том, что человек дает адекватную оценку действительности. Все его действия строго подчинены законам логики. Это точно не мечтатель, он решает все свои проблемы на основе реального положения дел. Такие люди критичны и выдвигают требования к себе и окружающим.
Аутистическое
Основывается на внутренних желаниях человека, которые иногда совсем не имеют ничего общего с реальностью. У таких людей нет критичности, но есть нелогичные понятия, которые можно даже назвать иллюзией. Людей с таким доминирующим мышлением довольно трудно иногда понять, так как их цель – соответствовать в своей реальности своим иллюзиям. Но это не болезнь, а особый вид мышления.
Эгоцентрическое
Большинство людей и не знает, что бывает такой тип мышления, а он есть! Это мышление некоторые встречают почти каждый день, общаясь с незрелыми личностями. К сожалению, есть такие взрослые люди, но, вообще, этот тип присущ детям.
У этого нашего населения в центре всей жизни собственное Я, поэтому все воспринимается только через таковую призму. При этом чувства и желания других людей не являются ценными, не учитываются.
По новизне
Мы – люди умные, но иногда за счет кого-то, а иногда благодаря своим идеям добиваемся в жизни успеха. Если кто-то сумел сплагиатить незаметно, его воспринимают как МОЗГ, который может выдумать, сотворить что-то эдакое. А есть люди, которые действительно являются генераторами идей. И этим тоже заведует определенный тип мышления.
Творческое
Творческая форма мышления способна из ничего сделать шедевр. При этом используется все, что когда-то было воспринято воображением и памятью. Творческий человек смотрит на обычную белую стену – и видит нарисованную картину; смотрит на корягу – и видит красивый неотесанный корабль и т. д. Творческие люди ищут новые способы, источники, оригинально реагируют и делают выводы.
Как таковых видов творческого мышления нет, творческий процесс разделяют на стадии: подготовка, инкубация (время, когда нужно “выносить” идею), озарение, проверка или реализация идеи. Творческий мыслительный процесс еще называют художественным, и виды, стадии у них одинаковые.
Репродуктивное
Человек с этим мышлением живет по шаблону, стереотипу, он не может выйти за рамки. В деятельности воспроизводит именно те действия, что исходят от полученных ранее знаний и результатов. Таким людям очень сложно придумать что-то креативное, новое, оригинальное.
Пройдите тест Насколько стереотипно ваше мышление, и узнаете, как у вас с оригинальностью и стереотипами.
По осмысленности
Здесь учитывается, насколько человек реагирует на внешние события, верит всему или проверяет сам, насколько осознает и критично оценивает все, что с ним происходит.
Критическое
Критическое мышление – важный навык современного человека. Почему навык? Потому что его можно развивать. Такой вид важен, так как помогает человеку жить не “по накатанной”, а методично ставить под сомнение, находить в каком-то утверждении или ситуации слабые места, работать с понятиями. И вся эта система операций помогает формулировать и обосновывать СВОИ мысли.
Как таковых видов критического мышления нет. Есть мыслительные операции, на которых оно базируется: логика, аргументация, анализ, умозаключение, вывод.
Произвольное
Контролируется волей и сознанием человека. Здесь человек – хозяин своим мыслям. Именно он регулирует, о чем думать, что решать, какие выводы делать.
Непроизвольное
Оно появляется само собой, без каких-то усилий воли человека. По характеру такое мышление проявляется автоматически. Также оно может появиться под влиянием каких-то внешних стимулов. Например, нам холодно и мы не задумываясь одеваем кофту. Наш мозг это решил, а мы иногда делаем на автомате.
Бессознательное
Это такой отвлеченный вид, когда человек осмысляет что-то на основе прошлого опыта, сомнений, страхов, убеждений, чувств, ощущений. Он-то и сам не понимает, почему принимает определенное решение. Но оно принято и действие сделано. Это сработала бессознательная часть разума. Она контролю не поддается.
По личностным особенностям
Этот подраздел учитывает все социальные роли, характер или склонности человека. В зависимости от того, какого мы пола, какое полушарие у нас ведущее, какую роль выполняем, где работаем, с кем общаемся, кто и как нас воспитывал, проявляются те или иные группы видов мыслительных процессов.
Мужское
Чаще всего основано на логике, действия строго по заданному плану. У мужчин более выражено стремление к цели, присуща рациональность и четкое разделение разума от эмоций (если сердобольная мама не воспитала из мужика тряпку). В мышлении мужчин, как правило, выстроен алгоритм перехода от слов к действиям, от действий – к результату.
Мужское и женское мышление
Женское
Как правило, женские мыслительные процессы основаны на интуиции. В них практически всегда проявляются эмоции. Женское мышление более подвержено влиянию чувств и настроению, меньше логики и рациональности в действиях. Но в определенных ситуациях женщины могут отлично просчитывать, анализировать и планировать.
И тут для вас сюрприз – тест Мужское или женское мышление?, который поможет понять, чем вы руководствуетесь: мужской логикой или женской интуицией.
Позитивное
Оно помогает людям даже в темной жизненной полосе видеть что-то хорошее. Этот тип мыслительной деятельности настроен на результат, преодоление преград и помех. Люди с таким типом – оптимисты.
Позитивный настрой всегда дает возможность конструктивно реагировать на перипетии, трезво оценивать ситуацию, настраиваться на успех и стремиться к результату действий.
Негативное
Люди с таким мышлением отражают тотальное недовольство жизнью, они явные пессимисты. Здесь все просто – непроработанная горечь и привычка жаловаться дают свои результаты. Люди с этим видом реакции на действительность во всем видят препятствия, поэтому у них редко получается добиваться в жизни поставленных целей. Они хотят постоянно вызывать к себе сочувствие, получать поддержку от других.
Стратегическое
Такое мышление позволяет называть человека “стратег”. Люди с этим типом четко планируют шаги далеко вперед, могут оценивать препятствия и прогнозировать будущее. Они не будут размениваться на пустые разговоры, трату времени, если у них есть цель. Такие люди будут к ней идти, невзирая ни на что, эффективно достигая ее. Чаще всего стратегическое поведение ведет к руководящим должностям.
Идеалистическое
Это тип мечтателя. Идеалисты не воспринимают мир со всеми его тяготами, проблемами. Они создают свой мир в своем воображении. И настырно пытаются свою идеально продуманную модель внедрить в реалии жизни. Но этого не происходит, поэтому они очень близко к сердцу все воспринимают. Часто ненаблюдательны и отвлекаются на мелочи.
Созидающее
Такие люди могут объединить необъединимое. Из разной информации они могут сделать единую новость или текст. Человека с этим типом не пугает монотонная, однообразная работа. У него нет потребности в переменах, разнообразии и яркости. Их устраивает собирать все воедино и на работе, и в беседе, и в межличностных отношениях.
Иррациональное
Это противовес логике. Иррациональный человек не может объяснить свои поступки, но свято верит в их правильность. Этим он может заразить даже самого изысканного скептика. Хотя последний будет недоумевать, как мог попасться на удочку нелогичности, неправильности. Вот такая сила у этого мышления!
Рациональное
Рационал полагается целиком и полностью на факты, знания, умения. Здесь нет внимания на эмоции и чувства. Рациональный человек всегда старается дать трезвую, логичную, конструктивную оценку происходящему. Огромным плюсом такого вида является быстрое принятие решений, без колебаний и сомнений.
Профессиональное
Отдельно хочу выделить профессиональное мышление, хоть в психологической литературе такого вида нет. Это преобладание принятых в отдельно взятой профессии приемов решения задач, способов анализа, принятия профессиональных решений.
Выделяют косвенные виды профессионального мышления – это та психическая деятельность, что может понадобиться в этой профессии. Здесь задействованы продуктивный, творческий, репродуктивный, теоретический, практический, наглядно-образный, словесно-логический, аналитический, интуитивный типы мышления. Они все характеризуют и дополняют профессиональный вид.
Кроме того, в зависимости, где именно человек работает, можно выделить управленческое, клиническое, оперативное, педагогическое и другие типы мыслительной деятельности.
Оригами
Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов – картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.
Образное мышление. Младшая школа
Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы. Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам. Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их – к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:
- Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
- Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
- Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
- Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
- Семейные праздники, путешествия.
- Прогулки на природе.
Игра «На что это похоже?»
Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления дошкольников является игра «На что это похоже?». Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач. Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе деток. Данная игра хорошо способствует развитию образного мышления у младших школьников.
Способы и техники обучения взрослых: как улучшить навык?
Воображение, фантазию и креативность человек не получает в начале своей жизни. И его задача совершенствовать эти качества, используя различные способы.
Основные принципы
- Мысленное представление предметов (стеллаж, дождь, конь, подъезд).
- Воспроизведение в голове событий и ароматов (свадьба, слова на концерте, церковная служба, скандал в супермаркете).
- Мысленное представление иллюзорных и фантастических объектов (Кикимора, тролля, Золушки, Чудовища, Лунтика).
- Техника квадрата бокового зрения (смотреть прямо и при этом рассмотреть периферийное поле зрения).
- Представление геометрических фигур в 3D.
- Мысленное воспроизведение чувств и эмоций (скорбь, интерес, любовь, восхищение).
Самостоятельные упражнения
- Сбор конструктора.
- Игра в тетрис.
- Написать письмо себе 12-ти летнему в прошлое.
- Написать рассказ о пустом стакане.
- Кляксы (посмотреть на пятно или кляксу и составить образ того, что она напоминает).
- Рисунок какой-либо фразы («муха села на варенье», «у страха глаза велики»).
- Составление логически связанных объектов (пиво-вода, дождь-фонтан).
Зачем необходимо образное мышление взрослому
Развитое образное мышление необходимо во многих профессиях – например, без него не обойтись дизайнерам. Фраза «нарисуйте мне что-нибудь яркое и запоминающееся» не должна ставить работника в тупик; напротив, эти слова должны быть катализатором мыслительной деятельности. Работа над образным мышлением помогает развивать и аналитические способности. Упражнения для развития таких навыков будут полезны не только работникам творческих профессий, но и всем тем, кто хотел бы расширить свой кругозор.
Развитие абстрактно-логического мышления
Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.
Что развивать
Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:
- Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
- Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
- Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
- Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.
Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.
Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.
Как развивать
Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.
Образное мышление: как развить взрослому
Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого – просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.
Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением – это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе. Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний. Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.
Бином фантазии
Хорошим способом развития образного мышления является упражнение под названием «Бином фантазии». Его автор – знаменитый сказочник Джанни Родари. Нужно сказать, что методика подойдет как взрослому, так и ребенку. Писатель поясняет: обычные ассоциации не развивают воображения. Например, словосочетание «конь — пес» не дает простора для фантазии, являясь всего лишь упоминанием животных из одного семантического ряда.
Способ Джанни Родари способствует развитию художественно-образного мышления. «Бином фантазии» в идеальном варианте должен определяться посредством случая. Например, можно открыть наугад книгу (или разные книги) на разных страницах. Можно скомбинировать два отрывка фраз из рекламы.
Когнитивное развитие человека
Вся мыслительная система человека требует постоянного развития, начиная с самого рождения, и даже определенные генетические данные, не развивая, можно привести к деградации и потере. Именно в этом русле появилось понятие когнитивного мышления, что дословно означает направленного на всестороннее развитие. Таким образом, предпринимая действия по развитию своего мышления в различных его типах и отраслях, вы поддерживаете когнитивное развитие.
Понятие когнитивной системы человека характеризируется некоторыми базовыми свойствами, такими как эффективность, алгоритмичность, усвояемость, адаптируемость и выразительность. Это составляющие для постоянного развития своего мышления и получения положительных результатов. По данным исследований, каждый человек, при условии отсутствия повреждений, рождается с приблизительно похожими задатками к когнитивному развитию и его дальнейший успех в этом деле зависит только от занятий и упражнений.
Эксперимент сказочника
Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции – никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа – использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу». Тогда воображение подскажет различные образы – это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.
Примеры из жизни некоторых видов мышления
Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.
Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.
Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”
Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.
Другие методы
Еще несколько способов развития образного мышления:
- Работа с друдлами – каракулями со множеством значений, которые необходимо описать. Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. Однако у друдла есть одна особенность – его создатели изначально закладывают в него смысл. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления.
- Еще один способ – пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием «Спички». Для ее проведения нужно бросить на стол пять спичек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью спичками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество спичек можно увеличить.
- Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
- Еще один хороший способ – это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны – те определения, что ему подходят. С левой – разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову – старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.
- Можно попробовать воспроизвести последнюю встречу с друзьями или коллегами. В процессе воспоминания необходимо постараться вспомнить: сколько человек было в компании? Что на них было надето? Какие блюда были на столе? О чем шел разговор, какие темы обсуждались? Какие переживания сопровождали эту встречу?
Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.