Мышление — это одна из форм высшей психической деятельности человека. С помощью различных органов чувств мы получаем определенную информацию об окружающей обстановке, но именно мыслительные процессы позволяют оценить и проанализировать ее, построить планы на ближайшее будущее, поставить определенные жизненные цели. Расстройства мышления — один из первых и ключевых симптомов множества психических заболеваний, именно из-за этого человек постепенно утрачивает работоспособность, а иногда — возможность выполнять даже простые повседневные навыки. Поэтому тактику лечения таких нарушений доктора центра психического здоровья «Лето» определяют с учетом их первопричины.
Этиология
Мышление — единый процесс, в котором участвую оба полушария. В левом находится речевой центр, оно обеспечивает логический анализ предметов и явлений на основании сигналов, полученных от органов чувств. Благодаря этому, у человека формируется определенное мнение о той или иной ситуации. Правое полушарие ответственно за возникновение эмоционально-чувственных образов. Их не всегда получается выразить вербально, иногда их описывают, как интуицию, подсознание и т.д.
Поэтому практически любые неврологические заболевания так или иначе влияют на процессы восприятия. К наиболее распространенным причинам расстройств мышления относят:
- эпилепсию;
- острые и хронические инфекции, протекающие с осложнениями на центральную нервную систему (энцефалит, менингит, сифилис, не диагностированную или декомпенсированную форму ВИЧ/СПИД), паразитарные инвазии;
- новообразования в головном мозге: кисты, сосудистые аневризмы, доброкачественные или злокачественные опухоли;
- перенесенные инсульты;
- дисциркуляторную энцефалопатию;
- поражение головного мозга из-за нарушений функции печени;
- последствия черепно-мозговых травм;
- дефицит витаминов группы В, фолиевой кислоты, тяжелые нарушения метаболизма.
Иногда синдром связан с генетическими дефектами выработки основных нейромедиаторов и формирования нейрональных связей. В таких случаях симптомы недуга проявляются или в раннем возрасте задержками речи, проблемами с формированием логических ассоциаций, или у взрослых в сочетании с грубыми нарушениями психики.
Расстройства мышления характерны для:
- шизофрении;
- практически всех форм психопатий;
- деменции;
- болезни Альцгеймера;
- аутизма;
- олигофрении;
- острых и хронических психозов.
Синдром может также сопутствовать депрессии и другим аффективным нарушениям, тревожному и фобическому неврозу. В таких случаях патология носит приобретенный характер. Подобные изменения возникают под влиянием стрессовых и психотравмирующих факторов.
Взаимосвязь бреда и галлюцинаций у психически больных
Откуда происходят бредовые идеи? Ответ на этот вопрос можно дать, если основываться на данных современной психиатрической науки и клинического течения того или иного заболевания. Ряд бредовых состояний неразрывно связан с нарушениями сферы восприятия в целом. Например, галлюцинациям часто сопутствует бред: пациент слышит голоса, которые ему угрожают, и у него автоматически возникает бред преследования с неверной интерпретацией происходящего.
Аналогичные состояния могут возникать и при сенестопатиях (когда пациент ощущает странные либо мнимые боли в каком-либо внутреннем органе). В результате этих ощущений появляется ипохондрическая форма бреда.
Клинические особенности
В зарубежной психиатрии нет единой классификации расстройств мышления, так как они рассматриваются в структуре других заболеваний. Отечественные специалисты предпочитают работать с достаточно простой, но точно отражающей все особенности синдрома, классификацией. В соответствии с ней выделяют такие формы недуга:
- динамическую: изменение темпа мышления;
- структурную, связанную с нарушением логической последовательности мыслей, способностей к выполнению последовательных, запланированных действий;
- патологии суждений, при которых пациент не может адекватно оценивать происходящее вокруг.
Динамические расстройства мышления
В эту группу относят:
- Заторможенность. Сопровождается замедлением хода мыслей, и как следствие, речи. Больной предпочитает простые, односложные предложения, как будто постоянно подбирает слова. Снижается скорость реакции, ухудшается или полностью отсутствует способность к систематизации информации.
- Ускорение мыслительных процессов. Темп мышления многократно усиливается, но вместе с тем человек не в состоянии ни на чем сосредоточиться, постоянно «перепрыгивает» с одного дела на другое, но ничего не доводит до логического завершения.
- «Скачка» мыслей. В голове больного мысли сменяются настолько быстро, что напоминают калейдоскоп, он даже не успевает их озвучить, из-за чего его речи нередко называют «словесной окрошкой».
Такие формы синдрома характерны для маний, шизофрении, депрессии.
Структурные расстройства мышления
Включают такие синдромы:
- Диссоциация. Характерно отсутствие логической связи между отдельными суждениями при сохранении сознания.
- Инкогеренция. Человек полностью дезориентирован, не способен ни на чем сфокусироваться, речь бессмысленна, иногда представляет собой просто набор звуков. Обычно является симптомом серьезных органических поражений головного мозга.
- Обстоятельность. Отмечают склонность к зацикленности на определенных деталях. На любой вопрос пациент отвечает подробно и обстоятельно, останавливаясь на совершенно ненужных и неинтересных подробностях. Речь многословна, изобилует афоризмами, метафорами, сравнениями.
- Персеверация. Больной постоянно сосредоточен на одной и той же мысли, поэтому не способен формировать новые логические ассоциации. Этот патологический процесс отражается и в речи: пациент подолгу повторяет одно и то же слово или фразу.
- Резонерство. Отсутствует фокусировка на каком-либо объекте. Обращают внимание на склонность к бесплодным и бессмысленным рассуждениям, философствованию.
- Символизм. Типично стремление предавать любым предметам особое значение (как правило, негативное или устрашающее), что определяет и манеру поведения. Например, синий цвет ассоциируется с несчастьем, срезанный цветок — со смертью и т.д.
- Аутизм. Характеризуется отсутствием связи мышления с окружающей действительностью. У пациента формируются только одному ему понятные образы и логические цепочки умозаключений.
Такие разновидности расстройств мышления характерны для тяжелых психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, шизоаффективного синдрома.
Патология суждений
Обычно развивается на фоне обострения патологий психоэмоциональной сферы или при психозе, вызванном употреблением алкоголя или наркотиков. Такой вариант недуга может проявляться:
- Навязчивыми идеями. Это неотступные мысли, которые появляются помимо воли больного. Человек понимает их абсурдность и неуместность, но не может от них отделаться. Подобный синдром не сопровождается нарушением интеллекта, но вызывают сильную тревогу и беспокойство, что не лучшим образом сказывается на продуктивности мышления и работоспособности.
- Сверхценными идеями. Представляют собой сформировавшиеся на основе реальных событий суждения, но их значение для пациента явно не соответствует ситуации. Ярким примером людей со сверхценными идеями являются религиозные фанатики, которые оценивают и свои, и чужие поступки с точки зрения греховности и раскаяния.
- Бредом. Это ложное, искаженное, обычно нелепое умозаключение, не имеющее ничего общего с реальностью. Фабула бреда различна: от идей ревности и преследования до любовных переживаний.
Мотивационный аспект
Мотивационно-личностный компонент мышления является одним из важнейших при изучении психических расстройств. Так, почти при любой форме шизофрении, особенно на ранней стадии или перед приступом, имеются такие симптомы, как апатия и безынициативность. Любой человек должен быть заинтересован в своей судьбе. Если же озабоченности будущим нет, то и мотивации делать что-либо для его достижения не будет.
Причем важно отметить, что существуют два аспекта апатии. Первый связан с полным бесчувствием, каковое наблюдается у тяжелых пациентов. Второй характерен для более мягких случаев, когда апатичность рассматривается в качестве обычного отсутствия мотивации. С первым все понятно и без экспертизы, однако пациента второго типа отправляют к экспертам на обследование, в ходе которого оцениваются три основных критерия:
- разноплановость суждений;
- резонерство;
- нарушения критичности.
Остановимся подробнее на каждом.
Разноплановость суждений
При шизофрении суждения человека приобретают противоречивый характер. Их мыслительный процесс может протекать в разных плоскостях, при этом больной не воспринимает подобные логические противоречия в качестве ошибок. Связано это с отсутствием четкой цели, для которой и формируется умозаключение.
По сути, у больного есть несколько планов для решения одной задачи, каждый из которых может быть абсолютно не связан с другим. Более того, один из них может противоречить второму, но при этом пациент этого не понимает. Зачастую одна цель продиктована желанием выполнить задание, а вторая связана с личными предпочтениями.
В качестве примера можно указать следующий случай. Больного просят распределить карточки по группам. Сначала он это делает верно, объясняя все понятно и логически, так как процесс обобщения суждений, в принципе, работает хорошо. Затем он меняет свое решение и исключает из группы грибы на основе того, что однажды ими отравился, а потому больше их не ест.
В данном случае прослеживается отсутствие целеполагания. В обыденной жизни это будет мешать принимать решения. В итоге человек вообще может отказаться от выполнения тех или иных действий.
Частным примером разноплановости мышления является его разорванность, когда речь больного превращается в «словесный салат». Начало фразы относится к одной ситуации, середина — к другой, а конец — к третьей. При легкой форме шизофрении пациент может временно уходить от темы из-за различных ассоциаций. Однако он еще способен вернуться к теме, особенно при поддержке со стороны специалиста.
На основании одной беседы с человеком сделать вывод о разорванности или разноплановости мышления нельзя. Необходимо проведение различных методик, в том числе «классификации» и «исключения предметов». Если противоречия появляются при выполнении большей части задач, делаются соответствующие заключения о нарушениях мышления.
Резонерство
Резонерство — это типичное пустословие, склонность к бессмысленным рассуждениям, бесплодному мудрствованию, которое не приводит к формированию полноценного интеллектуального продукта. Подобное явление свойственно не только больным, но и здоровым людям.
В качестве примера можно упомянуть неуверенный ответ студента на экзамене, когда он не знает чем заполнить незнание того или иного предмета. В таких случаях он просто говорит о том, что приходит в голову, лишь бы не молчать. В целом это адекватная реакция человека на сложную и непредсказуемую ситуацию. В каком-то смысле он просто выигрывает время.
При шизофрении пустословие возникает без какой-либо цели, на пустом месте. При этом больной обычно говорит вычурно, пафосно или манерно, пытаясь произвести впечатление. Он может говорить с умным видом совершенные банальности, которые не требуют мудрствования. К мнению других людей в такие моменты он не прислушивается. Ему просто важно говорить, особенно на темы, которые связаны с ним напрямую. В итоге речь превращается в длинный и пространный монолог, не имеющий четкого содержания.
Нарушения критичности
Некритичность характеризуется утратой целенаправленности мышления, его незавершенностью. Мыслительный процесс перестает быть регулятором, который ограничивает и контролирует действия человека.
Чтобы оценить критичность, проводится простой тест, или проба Эббингауза. Пациенту предлагают текст с пробелами, которые он должен заполнить словами. Понятия он подбирает сам, основываясь на субъективном мнении. Однако в итоге он должен подготовить логически связанный и понятный текст.
Далее его читает эксперт. При обнаружении противоречий, он просит больного самому их найти и исправить. Затем начинается оценка скорости исправления ошибок. Если же испытуемый не видит ошибок, на них указывает экспериментатор, но внести исправления пациент все равно должен самостоятельно.
Специалисты выделяют три вида критичности:
- к наличию у себя болезни или конкретных симптомов;
- личностная;
- к эффективности своей деятельности в ходе экспериментов.
Непосредственно к мышлению прямое отношение имеет последний тип критичности. Врач указывает на ошибки, а пациент исправляет. Здоровый человек должен быть в этом заинтересован, так как у него есть цель и ему важна его судьба. Шизофреник же обычно равнодушен к замечаниям. Если ему сказали, что он сделал что-то неправильно, он с этим согласится и ничего не предпримет. Иными словами, ему все равно — «что воля, что неволя».
Описанный комплекс симптомов поражения мышления наблюдается не у всех пациентов. Все зависит от конкретной формы патологии и ее стадии.
Шизофрения поражает не только мышление, но и другие когнитивные способности человека — восприятие, внимание и память. Коснемся и их, так как они во многом связаны с рассматриваемым в статье предметом — мыслительным процессом.
Стоимость услуг
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ | |
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.) | 6 000 руб. |
Повторная консультация | 5 000 руб. |
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.) | 5 000 руб. |
Консультация психолога | 3 500 руб. |
Консультация Громовой Е.В. (50 минут) | 12 000 руб. |
ПСИХОТЕРАПИЯ | |
Психотерапия (сеанс) | 7 000 руб. |
Психотерапия (5 сеансов) | 30 000 руб. |
Психотерапия (10 сеансов) | 60 000 руб. |
Групповая психотерапия (3-7 человек) | 3 500 руб. |
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут) | 12 000 руб. |
В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!
Мышление
Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Мышление тесно связано с другим базисным познавательным процессом – процессом восприятия и необходимо возникло в результате его поступательного эволюционного развития. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала в каждый момент конфликтного взаимодействия конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида. На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.
Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок – переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Таким образом были расширены его временные границы и созданы предпосылки для интенсивного развития других психических функций (долговременная и кратковременная память, воображение, перспективное мышление и др. — то есть сознания и самосознания в широком смысле этого понятия). Параллельно и взаимозависимо с этими процессами возникли и развивались новые сугубо человеческие свойства – символика языка и речи, изобразительного искусства, зачатки религиозного чувства, научного сознания мира и своего места в нем.
Таким образом был осуществлен переход от системы представлений
об окружающем мире, которая постепенно складывалась на основе его индивидуального и коллективного восприятия к системе
понятий
. Последняя отражала самые существенные, позволяющие сделать обобщения признаки явлений и предметов и складывалась в картину
понимания
окружающего мира. Символика языка как функция коммуникации из средства обозначения реальностей все больше превращалась в средство общения, обмена информацией, формирующее коллективное сознание популяции. Наряду с
конкретными понятиями
, описывающими отдельные предметы, явления (кошка, стол, пожар) возникли
абстрактные,
обобщающие конкретные реалии (животные, мебель, стихийные бедствия).
Способность формировать и усваивать смысловые, родообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением.
Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.
Мышление нормальных людей организует картины окружающего и внутреннего мира на основе анализа причинно-следственных отношений, подвергая его результаты проверке опытом, и рано или поздно оказывается в состоянии выявить внутренние связи объектов и явлений.
Творческое, или так называемое диалектическое, мышление, являющееся основой профессионально-клинического, как наиболее продуктивная форма опирается на анализ и синтез. Анализ предполагает выяснение того, чем данный объект, предмет, явление в силу своих индивидуальных особенностей отличается от других, внешне похожих. Для того, чтобы это установить, необходимо изучить его структурно-динамическое своеобразие. Применительно к больному это означает необходимость исследования исключительности личностной феноменологии, включая изучение биологического, психического и социального статусов.
Синтез, напротив, означает стремление установить внутренние связи внешне непохожих объектов, что невозможно ни на уровне восприятия, ни на уровне конкретного формального мышления. Иногда эта связь представлена лишь одной характеристикой, которая, тем не менее, является фундаментальной. Если верить преданию, то закон всемирного тяготения открылся Ньютону в тот момент, когда ему на голову упало яблоко. Восприятие внешних признаков указывает лишь на сходство форм. Понимание внутренних связей позволяет рассмотреть в одном ряду совершенно разные объекты, обладающие лишь одним общим качеством – массой. Человеческий разум благодаря этому свойству способен также к экстраполяции известной внутренней связи за пределы опытного восприятия пространства и времени, что делает его возможности практически безграничными. Так происходит осознание человеком законов, управляющих миром, и постоянный пересмотр уже имеющихся представлений.
Так называемое формальное мышление, являющееся атавистическим или имеющее болезненные причины, идет по пути аналогий, которые устанавливаются по признакам внешнего сходства, и уже поэтому не может быть творчески продуктивным. В медицине оно называется фельдшерским, но отнюдь не является прерогативой фельдшеров. Мыслящий подобным образом врач, завершая специальное образование, имеет канонизированные представления о реестре существующих, по его мнению, форм болезней в их описательных характеристиках с соответствующим алгоритмом последующих действий. Диагностическая задача решается чаще всего на основе формальной калькуляции симптомов с отнесением их массива к известной нозологической матрице. Происходит это по принципу ответа на вопрос: на кого больше похожа летучая мышь – на птицу или на бабочку? На самом деле на лошадь (и то, и другое – млекопитающие). Познавательная деятельность, организованная подобным образом, способна лишь клишировать стандартные ситуации в рамках решения самых простых задач. Она нуждается в руководстве, контроле и может быть приемлемой только у претендующих на роль исполнителя.
Расстройства мышления выявляются либо при помощи тестовых процедур (патопсихологически), либо на основе клинического метода при анализе речевой и письменной продукции обследуемого.
Выделяют формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) и так называемые патологические идеи.
Лечение и диагностика расстройств мышления
Перед назначением лечения доктора медицинского исключает возможные функциональные патологии ЦНС с помощью рентгеновского или томографического сканирования, исследования церебральных сосудов, клинических и лабораторных анализов крови.
Если синдром вызван неврологическими причинами, для консультации приглашают узкопрофильного специалиста. При отсутствии органических поражений головного мозга проводят психосоциальное тестирование для определения конкретного вида психического заболевания и его тяжести.
Лечение напрямую зависит от поставленного диагноза. Так, при шизофрении и психопатиях назначают нейролептики и транквилизаторы, а психотерапия носит лишь вспомогательный характер и показана вне периода обострения. Психозы требуют госпитализации и интенсивного медикаментозного лечения. Неврозы и депрессии хорошо «отвечают» на когнитивно-поведенческую терапию.
Расстройства мышления являются строгим показанием для обращения к врачу, и чем раньше начато лечение, тем выше вероятность благоприятного прогноза и длительной ремиссии. Чтобы проконсультироваться с врачом, необходимо или записаться на прием, или оформить вызов специалиста на дом у наших операторов по телефону 8(969)060-93-93.
Сверхценные идеи, мании и их особенности
Под сверхценными идеями понимают мысли пациента, являющиеся чрезвычайно важными для него самого. Обычно они имеют ярко выраженную эмоциональную составляющую и лишены объективного значения. К примеру, пациент может полагать, что его увольнение с работы несправедливо и постоянно думать только об этом. От навязчивого состояния сверхценная идея отличается тем, что больной не испытывает желания от неё избавиться, а, наоборот, продолжает культивировать её в своём сознании. Такие пациенты глубоко убеждены в важности своих идей и их значимости в окружающем мире. Одно из психических заболеваний, при котором они почти всегда появляются — это параноидальный синдром.