Расстройство личности, это достаточно большой спектр психических расстройств, который определяется в МКБ-10 шифрами F60-F69 под рубрикой расстройства личности и поведения в зрелом возрасте.
В настоящее время психиатры используют систему диагностики, выделяющую 9 основных категорий и 42 подкатегории типов расстройств. Некоторые из них могут рассматриваться в качестве самостоятельных, другие, как правило, входят в контекст эндогенных или органических расстройств головного мозга.
Несмотря на то, что эта категория заболеваний высшей нервной деятельности имеет стойкую хроническую природу, в клинике Преображение научились эффективно справляться со многими из них.
В большинстве случаев мы добиваемся очень хороших результатов и можем избавить от расстройства личности полностью. В других случаях мы достигаем эффекта за счёт снижения интенсивности проявления симптоматики до уровня, который не снижает качество жизни пациента.
Какие бывают типы расстройства личности?
- F60. Специфические расстройства личности. Это тяжелые расстройства личности и выраженные отклонения в поведении человека, не являющиеся следствием органического поражения головного мозга. Охватывают несколько сфер жизнедеятельности человека. Связаны со страданиями человека и распадом личности.
- F61. Смешанные и другие расстройства личности. Эти расстройства личности причиняют социальные неудобства в коммуникации. Диагностика этой категории сильно затруднена. Рассматриваются как вторичные по отношению к основному диагнозу. Обычно входят в депрессивные и тревожные расстройства.
- F62. Стойкие изменения личности. Они не связаны с органическим заболеванием головного мозга. Обычно возникают в зрелом возрасте у человека, пережившего катастрофу или чрезмерно длительный стресс, либо тяжелое заболевание.
- F63. Расстройства привычек и влечений. Эта рубрика включает расстройства, которые не имеют ясно выраженной рациональной мотивации, не могут контролироваться и обычно наносят вред самому больному и окружающим.
- F64. Расстройства половой идентификации.
- F65. Расстройства сексуального предпочтения.
- F66. Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией.
- F68. Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте.
- F69. Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное.
Эти рубрики включают в себя 42 подрубрики, которые имеют свои характеристики. Однако их диагностика, в следствие различных причин, к примеру, скрытности или не понимания пациента в следствие имеющегося заболевания. Для точной диагностики требуется обычно обследование в условиях стационара.
Не существующие расстройства личности
- Шизотипическое расстройство личности;
- Эмоционально-импульсивное;
- Пограничное;
- Нарциссическое;
- Антисоциальное;
- Избегающее расстройство личности;
- Обсессивно-компульсивное.
Это не весь перечень придуманных диагнозов малограмотными в медицине и алчными людьми. Их целью является не помощь людям, а обогащение за счёт страдающих.
Именно поэтому, для качественной диагностики следует очно обратиться к хорошему психиатру. Только врач психиатр, имеющий высшее медицинское образование и специализацию по психиатрии способен не только правильно установить диагноз, но и назначить адекватную терапию расстройства личности.
Использование вольных терминов в определении диагноза говорит лишь о неграмотности.
НЕСОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ/СОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.
Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.
Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:
- хулиганство;
- физическое, психическое насилие, драчливость;
- жестокость относительно детей, животных;
- порча имущества.
Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.
Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.
Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.
Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.
Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.
Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.
Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.
Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.
Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.
Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.
Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.
Расстройство личности
В некоторых случаях вы можете не осознавать, что у вас расстройство личности, потому что ваш образ мышления и поведения кажется вам естественным. И вы можете обвинять других в проблемах, с которыми сталкиваетесь.
Важно помнить, что с такими ощущениями и поведением очень трудно жить. Такой человек должен получить квалифицированную медицинскую помощь и поддержку.
Личность, это образ мышления, чувств и поведения. Это то, что отличает человека от других людей. На формирование личности влияют воспитание, личный опыт, окружающая среда, жизненные ситуации и наследственные особенности. Формирование личности происходит в первый год жизни. До 3-х лет личность практически сформирована. Далее можно лишь проводить коррекцию личности. Как правило, личность человека остается неизменной.
Расстройство личности, это образ мышления, чувств и поведения, который отклоняется от культурных ожиданий, вызывает дисбаланс и проблемы с функционированием в обществе.
Описание некоторых расстройств
Мы не можем описать все проявления расстройства личности. Однако, мы постараемся рассказать о наиболее распространённых, с которыми к нам обращаются наиболее чаще.
Члены семьи могут сыграть важную роль изменении ситуации и коррекции. Вместе с лечащим врачом нужно найти наиболее эффективные способы помощи и поддержки. Лечение расстройства личности всегда должно протекать с участием семьи. Не редко в процессе терапии у членов семьи это может вызывать беспокойство. Членам семьи может быть полезно поговорить с лечащим врачом, который поможет справиться с возникающими трудностями.
Это вид психического расстройства, при котором имеется нездоровый образ мышления, функционирования и поведения. Человеку с изменением восприятия сложно адекватно воспринимать ситуации и людей. Соответственно у них собственное мнение о людях и отношение к ним. Такое восприятие вызывает серьезные проблемы и ограничения в отношениях, работе и учебе.
Параноидальное расстройство личности
Мысли, ощущения и переживания, связанные с этим психическим состоянием, могут проявляться следующим образом.
Проявления параноидального расстройства
- Трудно доверять людям, даже своим друзьям и семье;
- Трудности в доверии к другим людям, полагая, что они будут использовать вас или воспользуются вами;
- Проблемы с расслаблением, постоянное нахождение в напряжении;
- Ощущение наличия угрозы или опасности в повседневных ситуациях, когда другие этого не видят;
- Ощущение наличия скрытого подтекста в невинных замечаниях или случайных взглядах.
Это может стать значительной проблемой в межличностных отношениях и создаст трудности в общении. Это обычно провоцирует снижение качества внутрисемейных и рабочих взаимоотношений.
Шизоидное расстройство личности
Многие люди с шизоидным расстройством личности могут нормально функционировать. У них отсутствует психотический компонент. Однако в результате этого состояния человек часто ощущает специфические чувства которые влияют на качество его жизни. В некоторых случаях такая симптоматика может говорить о начальной фазе формирования шизофрении или шизотипического расстройства.
Проявления шизоидного расстройства
- Отсутствие близких, доверительных отношений с другими;
- Трудность выбора решений без посторонней помощи;
- Желание пребывать наедине со своими мыслями;
- Отсутствие удовольствия от большинства занятий;
- Проблемы с выбором профессии;
- Отсутствует интерес к сексу и интимной близости;
- Наличие эмоциональной холодности к другим.
Истерическое расстройство личности
Большинству людей нравится получать комплименты или положительные отзывы о своих действиях. Но если вы очень сильно зависите от того, что вас заметят, или так сильно ищете одобрения, что это влияет на повседневную жизнь. В таких случаях может быть поставлен диагноз истерического расстройства личности.
Проявления истерического расстройства
- некомфортное ощущение в компании вы не в центре внимания;
- ощущение необходимости развлекать других;
- необходимость постоянного одобрения других, ощущение зависимости от этого;
- принятие поспешных решений;
- необходимость во флирте;
- желание одевайтесь экстравагантно, чтобы быть в центре внимания;
- иметь репутацию драматичного, эмоционального человека;
- легко поддаются влиянию других.
Вариантов таких расстройств достаточно много, особенно придуманных психологами. В рамках этого сайта мы не можем описать их все. Если Вы подозреваете наличие проблемы, не стоит мучиться в сомнениях. Сходите к хорошему психиатру на консультацию, пройдите обследование, и Вы будете знать о своём складе личности всё. А если понадобится коррекция, врач поможет выбрать правильный путь к этому.
ПРИЧИНЫ
Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.
Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.
Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.
Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями.
Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.
Лечение расстройств личности
Лекарств, специально предназначенных для лечения расстройств личности, не существует. Однако лекарства, такие как стабилизаторы настроения, успокоительные, корректоры поведения, аминокислоты, витамины и др. часто помогают избавиться от проявлений расстройства личности.
Основным методом терапии, это сочетание нескольких методик психотерапии. Вспомогательно может применяется медикаментозная терапия. Помимо активной терапии, желающим избавиться от расстройства личности, необходимы собственные стратегии по самопомощи и преодоления трудностей. Такие стратегии разрабатываются пациентом совместно с врачом психотерапевтом или психиатром.
Рекомендации по самопомощи
- Будьте активными. Физическая активность и упражнения могут помочь справиться со многими симптомами, такими как депрессия, стресс и беспокойство.
- Избегайте наркотиков и алкоголя. Алкоголь и запрещенные наркотики могут ухудшить симптомы или взаимодействовать с лекарствами.
- Получите обычную медицинскую помощь. Не пренебрегайте осмотрами или регулярным уходом у семейного врача.
- Присоединяйтесь к группе поддержки других людей с расстройствами личности.
- Напишите в дневнике, чтобы выразить свои эмоции.
- Попробуйте методы расслабления и управления стрессом, такие как йога и медитация.
- Оставайтесь на связи с семьей и друзьями; избегайте изоляции.
Когда обратиться к врачу
Расстройства личности обычно начинаются в подростковом или раннем взрослом возрасте. Есть много типов заболевания. Некоторые типы расстройства могут стать менее актуальными с возрастом.
Если у вас есть какие-либо признаки или симптомы расстройства личности, обратитесь к врачу психиатру. Без лечения могут возникнуть серьезные проблемы в вашей жизни. Симптоматика часто усиливается и без медицинской помощи качество жизни человека сильно падает.
Расстройства личности могут существенно нарушить жизнь как самого пострадавшего, так и тех, кто заботится о нем. Они часто вызывают проблемы во взаимоотношениях на работе или учебе. Проявляющаяся симптоматика часто приводит к социальной изоляции, злоупотреблению алкоголем или наркотиками.
РЕАКЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ
Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.
Для деток младшего возраста таковыми являются:
- протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
- отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
- имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
- компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.
Реакции у подростков:
- эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
- группирование – создание антисоциальных группировок;
- увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.
F66 Психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентацией.
Эта секция предназначена для тех проблем, которые проистекают из особенностей сексуального развития или ориентации, когда половое предпочтение само по себе не обязательно является анормальным или обуславливающим проблемы.
F66.0 Расстройство полового созревания.
Больной страдает от неопределенности относительно своей половой принадлежности или сексуальной ориентации, что приводит к тревоге или депрессии.
F66.1 Эгодистоническая сексуальная ориентация.
Половая идентификация или сексуальное предпочтение не вызывают сомнений, но индивидуум желает, чтобы они были иными.
F66.2 Расстройство сексуальной связи.
Аномалия половой идентификации или сексуального предпочтения приводят к затруднениям в формировании или сохранении связи с сексуальным партнером.