Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения умений, знаний, навыков. Однако сами способности не сводятся к наличию таких умений, знаков и навыков. Другими словами, способность личности – это своеобразная возможность для приобретения умений и знаний. Способности проявляются только в такой деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в умениях, знаниях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности. Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.
Развитие способностей личности
Способности в структуре личности являются ее потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития личности. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития индивид показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Соединение выдающихся способностей, которые обуславливают очень успешное, оригинальное и самостоятельное совершение различной деятельности носит название талант. Гениальность – высший уровень талантливости. Гениями называют тех, кто может создавать что-то новое в социуме, литературе, науке, искусстве и т.д. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.
Способности личности к механическому запоминанию, ощущению, эмоциональной возбудимости, темперамента, психомоторики формируются на основе задатков. Возможности развития анатомических и физиологических свойств психики, которые обусловлены наследственностью, называют задатками. Развитие задатков зависит от тесного взаимодействия с окружающими обстоятельствами, условиями и средой в целом.
Совершенно ни к чему не способных людей не бывает. Главным является помочь индивиду найти свое призвание, раскрыть возможности и развить способности. Каждый здоровый человек имеет все необходимые общие способности для обучения и те способности, которые развиваются при определенной деятельности – специальные. Итак, главным фактором, влияющим на развитие способностей, является деятельность. Но для того, чтобы способности развивались, самой по себе деятельности мало, нужны еще определенные условия.
Способности нужно развивать с детства. У детей занятие каким-либо определенным видом деятельности должно вызывать позитивные, постоянные и сильные эмоции. Т.е. такая деятельность должна приносить радость. Дети должны чувствовать удовлетворение от занятий, что приведет к формированию стремления продолжать и дальше заниматься без принуждения со стороны взрослых.
Немаловажным в развитии способностей детей является творческое проявление деятельности. Так, например, если ребенок увлечен литературой, то для развития его способностей, необходимо, чтобы он постоянно писал сочинения, произведения, пусть и небольшие, с последующим их разбором. Огромную роль в развитии способностей младших школьников играет посещение различных кружков, секций. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что было интересно родителям в их детстве.
Деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы она преследовала цели, немногим превосходя его возможности. Если дети уже проявили к чему-либо способности, то постепенно следует усложнять даваемые ему задания. Обязательно необходимо развивать у детей наряду со способностями и требовательность к себе, целеустремленность, настойчивость в стремлении одолеть трудности и критичность в суждении своих поступках и себя. Вместе с тем нужно формировать у детей верное отношение к их способностям, достижениям и успехам.
Самым главным в развитии способностей в раннем возрасте является искренняя заинтересованность своим малышом. Необходимо как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься вместе с ним какой-либо работой.
Решающим критерием развития социума является воплощение способностей индивидов.
Каждый субъект индивидуален, а его способности отражают характер индивида, увлеченность и склонность к чему-либо. Однако реализация способностей непосредственно зависит от желания, регулярных тренировок и постоянного совершенствования в каких-либо конкретных областях. Если у индивида отсутствует увлеченность чем-либо или желание, то способности развить невозможно.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Таким образом, в данном разделе нами установлено, что люди, обладающие «живым» темпераментом (холерики, сангвиники) предпочитают активные профессии и не склонны к монотонной рутинной работе. С другой стороны, следует подчеркнуть, что личности, обладающие более спокойным темпераментом (меланхолики, флегматики) выбирают профессии, требующие педантичности, скрупулёзности, особой аккуратности. Также мы выяснили, что индивидуумы, обладающие разными психотипами, склонны к выбору различных профессий.
Из вышеприведенного анализа следует, что личностные особенности, в частности, темперамент и психотип личности, несомненно, оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию индивидуума. Видится необходимым отметить, что добиться профессионального успеха могут люди разного типа темперамента, так как эффективность деятельности человека зависит не только от вышеуказанных особенностей, но и от отношения к труду, наличия интереса к работе, знаний и навыков, умения организовывать работу и т.п.
Творческие способности личности
Многие ошибочно полагают, что к творческим способностям относят только рисование, сочинительную деятельность и музыку. Однако, это абсолютно неверно. Так как, развитие творческих способностей личности тесно взаимосвязано с восприятием индивидом мира в целом и ощущения себя в нем.
Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности. С помощью таких способностей вырабатывается образ несуществующего в этот момент предмета или вообще никогда не существовавшего. В раннем возрасте в ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в формировании способностей к замыслу и его осуществления, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств. Развитие творческих способностей детей происходит в процессе различной деятельности, например, игры, рисование, лепка и т.д.
Индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности называют творческими способностями. Они представляют собой объединение множества качеств.
Многие известные научные деятели в психологии объединяют способности к творчеству с особенностями мышления. Гилфорд (психолог из Америки) полагает, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.
Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой-либо задачи не сосредоточивают все усилия на установлении единственного верного ответа, а ищут различные решения в соответствии со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов. В основе творческого мышления лежит дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью и законченностью.
А. Лук выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие ее не замечают; сворачивание мыслительной деятельности, при этом трансформируя несколько понятий в одно; использование навыков, которые были приобретены при поиске решения одной проблемы к другой; восприятие реальности целиком, а не дробление ее на части; легкость в нахождении ассоциации отдаленными понятиями, а также умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи до его проверки; проявлять гибкость мышления; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы, такими как они есть на самом деле; выделять подмеченное из того, что предлагает интерпретация; творческого воображения; легко генерировать идеи; доработки конкретных деталей для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.
Синельников и Кудрявцев выделили две универсальные творческие способности, которые сложились в процессе исторического развития социума: реализм воображения и умение видеть целостность картины раньше, чем ее составные части. Образное, предметное схватывание некоторой значимой, общей закономерности или тенденции формирования целостного объекта, до того, как индивид имеет о ней четкое представление и может ввести ее в систему четких категорий логики, называется реализмом воображения.
Творческие способности личности – это совокупность черт и свойств характера, характеризующих уровень их соответствия определенным требованиям какого-либо вида учебной и творческой деятельности, которые определяют степень результативности такой деятельности.
Способности должны обязательно находить опору в естественных качествах личности (умениях). Они присутствуют в процессе постоянного усовершенствования личности. Сами по себе творческие способности не могут гарантировать творческое достижение. Для достижения необходим своеобразный «двигатель», который способен запустить в работу мыслительные механизмы. Для творческой успешности необходимы воля, желание и мотивация. Поэтому выделяют восемь компонентов творческих способностей субъектов: направленность личности и творческая мотивационная активность; интеллектуальные и логические способности; интуитивные способности; мировоззренческие свойства психики, моральные качества, способствующие успешной творческой и учебной деятельности; эстетические качества; коммуникативные способности; способность личности к самоуправлению своей учебной и творческой деятельностью.
1.2. Психотипы и способности человека к профессии
Как известно, конец 70-х годов XX века был обозначен появлением новой системы знаний, получившей название cоционика. Известный психолог Карл Густав Юнг совершил прорыв этой области, разработав теорию психологических типов и установив между психотипом и выбором профессии чёткую взаимосвязь, а также получив возможность прогнозировать развитие профессиональной ориентации психотипа. Рассмотрим данную теорию ниже.
Тип личности в зависимости от вектора ее направленности:
- Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир, активный и общительный;
- Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир, чувствительный, замкнутый и рассудительный.
Тип личности в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни (психической функции):
- Мыслительный – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Сфера чувств подавлена;
- Чувствующий – человек, ориентированный на чувства, а не логику;
- Ощущающий – человек, воспринимающий окружающую действительность непосредственно органами чувств. Интуиция подавлена;
- Интуитивный – человек, полагающийся на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.
Схожие классификации психотипов были предложены многими учёными. Остановимся на одной из них, принадлежащей немецкому ученому К. Леонгарду.
Типы акцентуаций по К. Леонгарду
- Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
- Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
- Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
- Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
- Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
- Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
- Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
- Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
- Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
- Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
- Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
- Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый. [Электронный ресурс]: https://headlife.ru/psihotipy-lichnosti/ (Дата обращения 13 октября 2022 г).
Исходя из анализа данных классификаций, мы можем предположить, что, интроверт способен добиться успехов, например, в искусстве, человек, обладающий мыслительным типом личности – в научной сфере, а индивидуум, имеющий возбудимый психотип, может стать успешным ветеринаром или педиатром.
Индивидуальные способности личности
Индивидуальные способности личности – это общие способности, которые обеспечивают успешность усвоения общих знаний и реализацию различных видов деятельности.
Каждый индивид имеет различные «наборы» индивидуальных способностей. Их сочетание формируется на протяжении всей жизни и обуславливает своеобразность и уникальность личности. Также и успешность какого-либо вида деятельности обеспечивается наличием различных сочетаний индивидуальных способностей, которые работают на результат такой деятельности.
В процессе деятельности одни способности имеют возможность заменяться другими, похожими по свойствам и проявлениям, но имеющие различия в своем происхождении. Успешность аналогичных видов деятельности могут обеспечиваться различными способностями, поэтому отсутствие какой-либо способности компенсируется другой или набором таких способностей. Поэтому субъективность комплекса или сочетания некоторых способностей, которые обеспечивают успешное выполнение работы, называют индивидуальным стилем деятельности.
Сейчас современные психологи выделяют такое понятие, как компетенция, которое означает интегративные способности, направленные на достижение результата. Иными словами – это необходимый набор качеств, нужных работодателям.
Сегодня индивидуальные способности личности рассматриваются в 2-х аспектах. Один основан на единстве деятельности и сознания, который сформулировал Рубинштейн. Второй рассматривает индивидуальные свойства в качестве генеза природных способностей, которые связаны с задатками и типологическими и индивидуальными особенностями субъекта. Несмотря на существующие различия в данных подходах, их связывает то, что индивидуальные особенности обнаруживаются и формируются в настоящей, практической социальной деятельности индивида. Такие умения проявляются в работоспособности субъекта, в активности, саморегуляции деятельности психики.
Активность является параметром индивидуальных особенностей, в ее основе лежит быстрота прогностических процессов и вариативность быстроты процессов психики. Так, в свою очередь, саморегуляция описывается воздействием совокупности трех обстоятельств: чувствительностью, конкретным ритмом установки и пластичностью.
Голубева связывает различные типы активности с преобладанием одного из полушарий мозга. Люди, с доминирующим правым полушарием, отличаются высокой лабильностью и активностью нервной системы, формированием невербальных познавательных процессов. Такие индивиды успешнее учатся, отлично решают поставленные задачи в условиях нехватки времени, отдают предпочтение интенсивным формам обучения. Люди, с преобладающим левым полушарием, отличаются слабостью и инертностью нервной системы, успешнее усваивают гуманитарные предметы, могут более успешно планировать деятельность, обладают более развитой саморегулирующей произвольной сферой. Отсюда следует сделать вывод, что индивидуальные способности личности имеют взаимосвязь с его темпераментом. Кроме темперамента, существует определенная взаимосвязь способностей и направленности личности, ее характера.
Шадриков полагал, что способность – это функциональная особенность, которая проявляется в процессе взаимодействия и функционирования систем. Например, нож способен резать. Отсюда следует, что сами способности в качестве свойств объекта обуславливаются его структурой и свойствами отдельных элементов структуры. Иными словами, индивидуальная психическая способность – это такое свойство нервной системы, в котором осуществляется функция отражения объективного мира. К ним относят: способности воспринимать, ощущать, мыслить и д.р.
Данный подход Шадрикова, позволил найти верное соотношение между способностями и задатками. Так как способности – это некоторые свойства функциональных систем, следовательно, элементами таких систем будут нейронные цепи и отдельные нейроны, которые специализируются согласно своему назначению. Т.е. свойства цепей и отдельных нейронов и являются специальными задатками.
Темперамент
Темперамент – это тип нервной системы, врожденная характеристика. Это совокупность психофизических свойств личности, определяющая специфику выполнения деятельности. Ритм, скорость, интенсивность реакций – все это зависит от темперамента. Давайте подробнее разберем типы темпераментов, а потом их свойства.
Типы темперамента по Гиппократу
Впервые о темпераментах заговорил Гиппократ. Он выделил четыре типа личности на основе того, какая жидкость преобладает в человеке:
- Холи (желчь). Это подвижные, а иногда и суетливые люди. Отличаются резкими перепадами настроения и общительностью, переходящей в навязчивость.
- Флегма (слизь). Это спокойные, рассудительные, медлительные люди.
- Мелан холи (черная желчь). Это пессимисты, пребывающие в упадке сил и отличающиеся нерешительностью.
- Сангва (кровь). Это активные и упорные люди, которые всегда добиваются своего. Прирожденные лидеры.
С тех пор было проведено много исследований, появились разные классификации темпераментов, но эту типологию берут за основу до сих пор. Правда, о преобладании жидкостей уже никто не говорит, да и названия немного изменились. Изучение темпераментов ведется вокруг реакций возбуждения и торможения. А главным лицом в этой теории считается И.П. Павлов.
Темперамент в современной психологии
В современной психологии используют следующую классификацию темпераментов:
- Холерик. Сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Про таких говорят «Заводится с полпинка». Правда, так же быстро холерик остывает. Причем он не просто остывает, а забывает причину ссоры, сам неприятный факт. Поэтому с холериками трудно решать разногласия. Холерики обладают лидерскими качествами, но несдержанность и эмоциональность мешает им добиться стабильного результата в жизни.
- Сангвиник. Подвижный, уравновешенный, сильный тип. Процессы возбуждения и торможения протекают быстро, но это не так ярко отражается на настроении, как у меланхолика. Сангвиники больше уходят в юмор. Их можно назвать отходчивыми. Они отличаются высокими адаптивными способностями, гибкостью, общительностью. Это позитивные и активные люди, которые умеют найти подход к каждому человеку, обладают лидерскими характеристиками. Сангвиник не терпит скуку и однообразие. Для него характерна высокая скорость и сила выполнения деятельности.
- Флегматик. Сильный, уравновешенный, неподвижный тип. Реакция возбуждения слабая. Флегматики отличаются сдержанностью и рассудительностью, которые иногда переходят в занудство. Это исполнительные и самые ответственные работники, но в быту с флегматиком сложно. Он скуп на эмоции, не умеет сопереживать, осторожен и пассивен. Не любит сюрпризы, эксперименты, новизну. Его сдержанность, стрессоустойчивость и хладнокровие иногда принимаются окружающими за равнодушие. Флегматики не любят смены деятельности.
- Меланхолик. Слабый, неуравновешенный, подвижный тип. Как и у холерика, у него постоянно скачет настроение, но преобладают негативные оттенки. Это пассивный, неуверенный в себе, ранимый тип. Быстро устает, плохо адаптируется к изменениям. Вместе с тем это самые душевные и сопереживающие люди с богатым и интересным внутренним миром.
Психологи отмечают, что в чистом виде не встречается ни один темперамент. То есть чаще в человеке смешано 2 или 3 типа.
Кроме этого, в современной психологии опираются на типологию темпераментов К.Г. Юнга. Он выделил два типа: экстраверты и интроверты. Первые направляют свою энергию во внешний мир, вторые – во внутренний мир. У экстравертов потребность в социальных контактах, групповой работе выражена острее, чем у интровертов. Последние склонны к уединению. Это связно с тем, что у интровертов выше чувствительность к внешним раздражителям. Экстраверты более устойчивы, поэтому для возбуждения им нужны сильные эмоциональные воздействия.
Интересно! Существуют и другие типологии темпераментов, например, классификация Галена, теория Э. Кречмера.
Свойства
Уравновешенность, подвижность, сила – это свойства темперамента. Об этом мы уже упомянули, но существуют и другие свойства. Разберем их подробнее:
- сензитивность (чувствительность) – реакция на минимальное воздействие раздражителя;
- реактивность – сила эмоциональной реакции на раздражители;
- активность – активность в межличностных отношениях, при выполнении деятельности;
- темп реакций – скорость движений, речи, мышления, выполнения деятельности;
- подвижность (пластичность/ригидность) – скорость адаптации к меняющимся условиям.
Представим портреты темпераментов через таблицу, где «+» – это высокий уровень, а «–» – низкий уровень какого-либо свойства.
Сензитивность | Реактивность | Активность | Темп реакций | Подвижность | |
Холерик | – | + | + | + | + |
Сангвиник | – | + | + | + | + |
Флегматик | – | – | + | – | – |
Меланхолик | + | – | – | – | – |
Кроме этого, при рассмотрении темпераментов принято изучать сосредоточенность внимания. У холериков медленная сосредоточенность (отвлекаемый тип), у сангвиников – быстрая сосредоточенность, у флегматиков – медленная, у меланхоликов внимание неустойчивое (быстро устают, много отвлекаются).
Важно! Особенности темперамента нужно учитывать в процессе обучения, при трудоустройстве и при построении отношений с окружающими. От совместимости темпераментов зависит психологический климат в семье, трудовом коллективе, классе, группе.
Социальные способности личности
Социальные способности личности – это такие свойства индивида, которые приобретаются в процессе его развития и отвечают требованиям значимой социальной деятельности. Они изменяются в процессе воспитания и в соответствии с существующими социальными нормами.
В процессе социального общения социальные свойства более выражаются в совокупности с культурной средой. Одно из другого нельзя исключать. Так как именно социально-культурные качества играют основную роль в формировании субъекта как личности.
В процессах межличностного взаимодействия теряется социально-культурная ценность, и социальные способности не могут проявиться в полной мере. Применение индивидом социальных способностей позволяет обогатить свое социально-культурное развитие, улучшить культуру общения. Также их применение значительно влияет на социализацию субъекта.
Итак, социальные способности личности – это индивидуальные психологические особенности индивида, которые могут позволить ему жить в социуме, среди людей и являются субъективными обстоятельствами успешного коммуникативного взаимодействия и взаимоотношений с ними в любых видах деятельности. Они обладают комплексной структурой. Основой такой структуры являются: коммуникативные, социально-нравственные, социально-перцептивные свойства и способы их проявления в обществе.
Социально-перцептивные способности – это индивидуальные психологические свойства индивида, возникающие в процессе его взаимодействия и взаимоотношений с другими индивидами, обеспечивающие адекватное отображение их особенностей, поведения, состояний и отношений. Такой вид способностей заключает в себе и эмоционально-перцептивные.
Социально-перцептивные способности составляют сложную совокупность коммуникативных способностей индивида. Потому что именно коммуникационные свойства позволяют субъектам понимать и чувствовать другого, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых эффективное и полноценное взаимодействие, общение и выполнения совместной работы невозможно.
Профессиональные способности личности
Главным психологическим ресурсом, вкладывающим человеком в процесс труда и деятельности, являются профессиональные способности.
Итак, профессиональные способности личности – это индивидуальные психологические свойства индивида, которые отличают его от других и отвечают требованиям трудовой и профессиональной деятельности, а также являются главным условием выполнения такой деятельности. Такие способности не сводятся к конкретным умениям, знаниям, приемам и навыкам. Они формируются у субъекта на основе его анатомических и физиологических особенностей и задатков, однако в большинстве специальностей строго не обуславливаются ими. Более успешное выполнение того или иного вида деятельности чаще связано не с одной конкретной способностью, а с их определенным сочетанием. Именно поэтому профессиональные умения обуславливаются посредством успешной специализированной деятельностью и формируются в ней, однако имеют зависимость и от зрелости индивида, систем его отношений.
Деятельность, способности личности на протяжении жизни индивида регулярно меняются местами, являясь то следствием, то причиной. В процессе осуществления какого-либо вида деятельности в личности и способностях формируются психические новообразования, которые стимулируют дальнейшее развитие способностей. При ужесточении обстоятельств деятельности или при изменениях условий задач, самих задач может случиться включение различных систем способностей в такую деятельность. Вероятные (потенциальные) способности являются базисом новейших видов деятельности. Так как деятельность всегда подтягивается к уровню способностей. Итак, профессиональные способности – это и результат, и условие успешной трудовой деятельности.
Общечеловеческие способности – это такие психологические свойства, которые необходимы для вовлечения индивида в любую профессиональную и трудовую деятельность: жизнеспособность; трудоспособность; способность к саморегуляции и активности, которая включает в себя прогноз, предвосхищение исхода, целеполагание; способность к эмпатии, духовному обогащению, сотрудничеству и общению; способность ответственности за социальный исход труда и к профессиональной этике; способность к преодолению преград, помехоустойчивости, противостоянию неприятным обстоятельствам и условия.
На фоне вышеперечисленных способностей образуются и специальные: гуманитарные, технические, музыкальные, художественные и т.д. Это индивидуальные психологические характеристики, которые обеспечивают успешность произведения индивидом определенных видов деятельности.
Профессиональные способности личности образуются, основываясь на общечеловеческие способности, однако позднее их. Также они опираются и на специальные способности, если они возникли одновременно с профессиональными или раньше.
Профессиональные умения, в свою очередь, подразделяются на общие, которые определяются предметом деятельности в профессии (техника, человек, природа) и специальные, которые определяются конкретными условиями труда (нехватка времени, перегрузки).
Также способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные – проявляются при возникновении перед индивидом новых задач, которые требуют новых подходов к решению, а также при условии поддержки индивида со стороны, что создает стимул для актуализации потенциала. Актуальные – уже сегодня осуществляются в процессии деятельности.
Что такое склонности?
Когда у человека появляется интерес к какому-либо определенному типу деятельности, и он стремится развивать свои задатки именно в этом направлении, то такую начальную направленность индивида называют склонностью.
В процессе освоения выбранного направления развития, склонность может перерасти в способность. Если человек в процессе освоения выбранного направления меняет свои интересы, то могут появляться другие склонности, которые могут быть в дальнейшем развиты до соответствующих способностей или остаться без дальнейшего развития.
Коммуникативные способности личности
В успехе индивида, определяющим фактором являются взаимоотношения и взаимодействие с окружающими субъектами. А именно – коммуникативные способности. От степени их развитости зависит успех субъекта в профессиональной деятельности и в других жизненных областях. Развитие таких способностей у индивида начинается практически с рождения. Чем раньше малыш сможет научиться говорить, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими. Коммуникативные способности субъектов образуются у каждого индивидуально. Определяющим фактором в раннем развитии этих способностей являются родители и взаимоотношения с ними, позже влияющим фактором становятся сверстники, а еще позже – коллеги и собственная роль в социуме.
Если в раннем детстве индивид не получает необходимой поддержки со стороны родителей и других родственников, то не сможет в дальнейшем приобрести нужный коммуникативный навык. Такой ребенок может вырасти неуверенным в себе и замкнутым. Следовательно, его коммуникативные способности будут на низком уровне развития. Выходом из такой ситуации может служить развитие коммуникативных навыков в обществе.
Коммуникативные способности имеют определенную структуру. В них входят следующие способности: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная.
Умение начать и поддержать беседу, грамотно ее завершить, привлечь интерес собеседника, применять невербальные и вербальные средства для общения называются информационно-коммуникативными способностями.
Возможность улавливания эмоционального состояния партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику – это аффективно-коммуникативная способность.
Умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, способность к решению конфликтов, применяя адекватные методы, называется регуляционно-коммуникативными способностями.
Чувства и эмоции
Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.
Моральные, интеллектуальные и эстетические
Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.
Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.
Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.
Интеллектуальные чувства
Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.