Результаты научного исследования интерпретация результатов научного исследования


Понятие интерпретации

Сам термин «интерпретация» в переводе с латинского языка означает «толкование», «изъяснение», объяснение смысла чего-либо. Интерпретация давно и плодотворно употребляется в психолого-педагогических исследованиях как деталь теоретических и эмпирических методов. Интерпретируются воздействия на испытуемого, фиксируемые в период психолого-педагогического исследования; ответы, приобретенные вследствии выборочных опросов; выбор ребенка, отмеченный в следствиях социометрии, рисуночные испытания, документальные материалы и многое другое.
Интерпретировать те либо другие объекты, действия, процессы исследователю могут помочь несомненно установленные соответствия: между чувственными состояниями человека и его жестами, между какими-либо изображениями на рисунке и отношением человека к его окружению, между условиями жизни и методами выражения мыслей и переживаний.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Интерпретация необходима для того, чтобы информация преобразовалась в познание. Интерпретируя те или другие объекты, действия, изыскатель выявляет всевозможные нюансы приобретенной о них информации, расценивает ее возможности в решении задач исследования, выдвигает догадки о первопричинах действий, о вероятных мотивах участников педагогической ситуации и т. д.

С классической стороны интерпретация представляет собой процесс анализа, синтеза и оценки информации с целью определения ее значимости и полезности для заданного исследования. В одном ряду с иными методами интерпретация — актуальная часть всей совокупности методологии психолого-педагогического исследования.

В то же время в прогрессивных психолого-педагогических науках интерпретация употребляется как самостоятельный метод исследования. Она всегда существует там, где есть многосложный смысл, появляется множественность содержаний. Это особо актуально для психолого-педагогической действительности, которая практически постоянно многозначна, многовариантна, имеет внутри себя большое количество способностей развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Интерпретация результатов исследования 490 ₽ Реферат Интерпретация результатов исследования 260 ₽ Контрольная работа Интерпретация результатов исследования 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Интерпретация в психолого-педагогическом исследовании базируется на признании ценностно-смысловой множественности, желании к информационному и ценностно-смысловому обмену между различными науками, доктринами, концепциями, парадигмами, а также между участниками педагогического взаимодействия.

Интерпретация результатов лабораторных исследований

Всестороннюю квалифицированную оценку результатов исследований может произвести только лечащий врач.

Изменения одного и тогоже параметра может быть обусловлено множеством причин, и далеко не всегда свидетельствует о заболевании. Поэтому лечащий врач, сопоставив все результаты обследований и клиническую картину, может принять решение о назначении лечения, дополнительных исследований или опредоставлении других рекомендаций.

Приведенные ниже примеры интерпретации некоторых изменений в анализах позволят повысить уровень осведомленности о возможных проблемах и повысить мотивацию для обращения за квалифицированной медицинской помощью.

ОБЩИЙ АНАЛИЗ КРОВИ

Показатель анализа крови Расшифровка результата анализа крови Норма анализа крови
Эритроциты (RBC) Если показатель эритроцитов ниже нормы (анемия), то организм получает недостаточные количества кислорода (гипоксия). Если показатель эритроцитов выше нормы (полицитемия или эритроцитоз), то существует риск тромбоза. 4.0 – 5,8 х 10 12 /л для мужчин

3.8 — 4,7 х1012/л для женщин

Гемоглобин (HGB, Hb) Снижение показателя гемоглобина ниже нормы (анемия) приводит к кислородному голоданию. Повышение показателя гемоглобина выше нормы, как правило, говорит о высоком количестве эритроцитов, либо об обезвоживании организма. 130-170г/л для мужщин

115 — 155 г/л для женщин

Гематокрит (HCT) Гематокрит — это показатель, который отражает, какой объем крови занимают эритроциты. Превышение нормы гематокрита встречается при эритроцитозах (повышенное количество эритроцитов в крови), при обезвоживании организма. Снижение гематокрита ниже нормы указывает на анемию. 35-55%
Ширина распределения эритроцитов (RDWc) Ширина распределения эритроцитов — это называется анизоцитозом. Анизоцитоз — это признак анемий. 11,5 — 14,5%
Средний объем эритроцита (MCV) Эритроциты со средним объемом ниже нормы встречаются при анемии. Эритроциты со средним объемом выше нормы встречаются при анемии, которая развивается при дефиците в организме витамина В12, либо фолиевой кислоты. 80 — 100 фл
Среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH) Снижение этого показателя ниже нормы встречается при железодефицитной анемии, увеличение выше нормы при анемии, которая развивается при дефиците в организме витамина В12, либо фолиевой кислоты. 26 -34 пг (pg)
Средняя концентрация гемоглобина в эритроците (МСНС) Снижение этого показателя ниже нормы встречается при железодефицитных анемиях, а также при талассемии (врожденное заболевание крови). 300 — 370 г/л (g/l)
Тромбоциты (PLT) Повышение показателя тромбоцитов в крови выше нормы встречается при заболеваниях крови, после кровопотерь, после удаления селезенки. Снижение показателя тромбоцитов ниже нормы встречается при заболеваниях крови, циррозе печени и др. 150 – 400 × 109/л
Лейкоциты (WBC) Повышение показателя лейкоцитов выше нормы говорит о наличии бактериальной инфекции, во второй половине беременности и перед менструацией, а снижение показателя лейкоцитов ниже нормы встречается при вирусной инфекции, приеме некоторых лекарств, заболеваниях крови и др. 4,0 – 9,0 × 109/л
Лимфоциты (LYM) Повышение показателя лимфоцитов выше нормы (лимфоцитоз) встречается при инфекционных заболеваниях и при заболеваниях крови. Снижение показателя лимфоцитов ниже нормы (лимфопения) встречается при тяжелых хронических заболеваниях, приеме некоторых лекарств, подавляющих иммунитет. 20-40%

1,2 — 3,5х109/л

Гранулоциты (GRA, GRAN) Повышение показателя гранулоцитов выше нормы происходит при наличии воспаления в организме. Снижение показателя гранулоцитов ниже нормы встречается при апластической анемии, после приема некоторых лекарств, заболеваниях соединительной ткани и др. 2,0-5,5х109/л

50 — 72%

Моноциты (MON) Повышениепоказателямоноцитов вышенормывстречается при инфекционных заболеваниях, заболеваниях соединительной ткани, заболеваниях крови. Снижение показателя моноцитов ниже нормы встречается при тяжелых заболеваниях, приеме лекарств, подавляющих иммунитет. 3 – 10%

0.1-0.6 х 109/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) Повышениепоказателя СОЭ вышенормыуказывает на возможное воспаление в организме из-за увеличенного содержания воспалительных белков в крови. Кроме того, повышение СОЭ выше нормы встречается при анемиях, злокачественных опухолях и др. Снижение показателя СОЭ ниже нормы говорит о повышенном содержании эритроцитов в крови (эритроцитоз), либо о других заболеваниях крови. 2-10 мм/ч для мужчин

2-15 мм/ч для женщин

ИММУНОХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

ОНКОМАРКЁРЫ

Простат-специфический антиген (ПСА)– норма до 4,0 нг/мл

  • Определение ПСА увеличивает частоту выявления рака простаты на ранних стадиях, при которых возможно радикальное излечение. При повышении ПСА>4,0, надо обратиться на консультацию к урологу для исключения рака простаты или доброкачественной гиперплазии простаты.
  • ПСА также может повышаться при раке легкого, раке прямой и сигмовидной кишки, раке надпочечников, раке молочной железы, гепатоцеллюлярной карциноме.

CA-125онкомаркёр рака яичников – норма до 35 Ед/мл.

Причины повышения СА 125:

  • Рак яичников, прежде всего серозного типа; рак эндометрия, рак молочной железы, рак поджелудочной железы, рак желудка, первичный рак печени, аденокарцинома легкого, колоректальный рак;
  • Другие заболевания:экссудативный плеврит, перикардит, перитонит, асцит различной этиологии, острый панкреатит, почечная недостаточность, гепатит, цирроз, пневмонии, эндометриоз, аденомиоз, доброкачественные опухоли и кисты яичников.

Раково-эмбриональный антиген (РЭА) — онкомаркёр – норма до 5,0 нг/л

Причины повышения РЭА:

  • Аденогенные опухоли: колоректальный рак, рак желудка, рак молочной железы, рак поджелудочной железы, рак эндометрия, рак предстательной железы, рак яичников, аденокарцинома шейки матки и легкого;
  • Другие заболевания: гепатит, цирроз, пневмония, туберкулез, бронхит, эмфизема, муковисцидоз, панкреатит, язвенный колит, болезнь Крона, аутоиммунные заболевания.

СА 15-3является маркером выбора для рака молочной железы – норма до 25 Ед/мл

Причины повышения СА 15-3:

  • Рак молочной железы, рак яичников, рак печени, рак эндометрия. В отдельных случаях повышается уровень онкомаркера при злокачественных заболеваниях крови и саркомах.
  • Другие заболевания (редко): мастопатии и доброкачественные опухоли молочной железы, гепатиты, саркоидоз, туберкулез, пневмонии, бронхиты, системная красная волчанка, ВИЧ-инфекция.

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лабораторная диагностика щитовидной железы

Тиреотропный гормон (TSH, ТСГ, ТТГ) – синтезируется в аденогипофизе, оказывает действие на щитовидную железу, стимулирует синтез тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3) и выделение их в кровоток – норма 0,4-5,0 мМЕ/мл

Увеличение концентрации ТТГ:

Первичная гипофункция щитовидной железы; Подострый тиреоидит; ТиреоидитХашимото; Опухоль гипофиза; Эндемический зоб; Состояние после йодтерапии; Рак щитовидной железы; Эктопическая секреция при опухолях легкого, молочной железы.

Снижение концентрации ТТГ:

Первичная гиперфункция щитовидной железы; Гипоталамо-гипофизарная недостаточность; Опухоль, травмы, некроз гипофиза; Синдром Иценко-Кушинга; Прием гормонов щитовидной железы, ацетилсалициловой кислоты, кортикостероидов, введение гепарина.

Свободный Т4 – прямой маркер функции щитовидной железы – норма 10-24 пмоль/л

Увеличение концентрации св.Т4:

Гипертиреоз; Острый тиреоидит; Лечение L-тироксином; Беременность; Ожирение; Прием эстрогенов,амиодарона, героина и др.

Снижение концентрации св.Т4:

Гипофункция щитовидной железы; Рак щитовидной железы; резекция щитовидной железы; Синдром Иценко-Кушинга; Повышенная потеря белка с мочой или через желудочно-кишечный тракт; Значительный дефицит йода; Прием кортикостероидов, сульфаниламидов и др.

Антитела к тиреоиднойпероксидазе (А-ТПО) — основной маркер аутоиммунных заболеваний щитовидной железы – норма до 30Ед/мл

Показания к назначению:

Тиреоидит Хашимото; Болезнь Грейвса; Хронический аутоиммунный тиреоидит.

БИОХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Биохимиический анализ крови— это лабораторный метод исследования, который отражает функциональное состояние различных органов. Отклонениепоказателей биохимического анализа крови от нормыможет говорить о нарушении функции печени, почек и других органов, наличии активного воспалительного процесса, ревматического процесса, а также о нарушении водно-солевого обмена и дисбалансе микроэлементов. Все показатели биохимического анализа крови обычно не имеют четких значений, показатель нормы находится между определённой минимальной и максимальной величиной. Причем в разных лабораториях эти величины могут быть разными. Очень часто результаты одного и того же биохимического анализа крови трактуют по-разному. Это связано с тем, что отклонение одного и того же показателя от нормы встречается при разных заболеваниях. Только врач может сопоставить результаты биохимического и других анализов с симптоматикой заболевания и на их основе поставить диагноз. Даже если у человека ещё нет никаких симптомов болезни, биохимический анализ крови поможет установить изменение в химическом составе крови, и таким образом выявить нарушения функции органов на ранней стадии.

Показатели белкового обмена

общий белок (норма 64-83г/л), альбумин (норма 35-50г/л)

На уровень белка в организме влияют характер питания, функция почек и печени, обменные нарушения.

креатинин(норма для женщин 44-96мкмоль/л;для мужчин 62-106 мкмоль/л),

мочевина(норма 2,5-8,3ммоль/л)

Мочевина образуется в печени, при тяжелых поражениях этого органа концентрация ее в крови может быть снижена. Мочевина и креатинин выводятся из организма почками. Накопление их в крови отражает нарушение выделительной функции почек, говорит о почечной недостаточности

мочевая кислота(норма для женщин 150-350 мкмоль/л; для мужчин 210-420 мкмоль/л)

Исследование содержания мочевой кислоты представляет особый интерес для диагностики подагры (отложение солей мочевой кислоты в суставах и других тканях), уровень ее повышается в крови и моче. Рост концентрации мочевой кислоты в крови отмечается при нарушении выделительной функции почек у больных гломерулонефритом.

Специфические белки

ферритин (норма 20-200мкг/л)

Является основным белком, депонирующим железо. По его содержанию в плазме крови можно судить о запасах железа в организме. Низкие значения ферритина – это первый показатель уменьшения запасов железа в организме.

СРБ (С-реактивный белок)- норма до 5,0мг/л

Воспалительные процессы, бактериальные инфекции, множественные травмы, инфаркт миокарда, ревматизм, системная красная волчанка, инфекционный воспалительный полиартрит и другие заболевания сопровождаются резким ростом концентрации СРБ в крови.Устойчиво высокие концентрации СРБ указывают на неблагоприятный прогноз болезни. Таким образом, мониторинг содержания СРБ в крови помогает своевременно предпринять лечебные мероприятия.

ревматоидный фактор (норма до 30 МЕ/л)

Присутствует в крови при ревматоидном артрите и используется для контроля прогрессирования этого заболевания. Может присутствовать в высоких титрах при различных аутоиммунных заболеваниях не ревматоидного характера.

Ферменты

АсАТ (аспартатаминотрансфераза ),АлАТ(аланинаминотрансфераза) – норма до 40Ед/л

(вместе их обычно называют “ трансаминазами”).Увеличение активности АсАТ отражает поражение ткани сердечной мышцы (инфаркт миокарда); АлАТ – поражение клеток печени (острые и хронические гепатиты, карцинома печени ).

фосфатаза щелочная (норма до 270 Ед/л)

Фермент выходит в кровоток при повреждении клеток желчевыводящих путей и считается специфическим показателем для этого вида патологии (механическая желтуха, холангиты, холецистит), а также уровень ее активности возрастает при поражении костной ткани (остеосаркома, остеомаляции, болезнь Педжета, рахит). Активность щелочной фосфатазы уменьшается при снижении функции щитовидной железы.

ГГТ (гамма-глутамилтрансфераза) – норма до 55 Ед/л

Активность фермента повышается при токсических поражениях печени, бурно реагирует на алкогольную интоксикацию и является специфичным показателем диагностики алкогольного нарушения функции печени, активность фермента увеличивается также при заболеваниях желчных путей.

Амилаза – норма 22-80Ед/л

Рост активности амилазы имеет самое большое значение при диагностике болезней поджелудочной железы: острый панкреатит, обострение хронического панкреатита. Снижение ее выявляется при заболеваниях печени.

ЛДГ (лактатдегидрогеназа) – норма 207-414 Ед/л

Значительно повышается при инфаркте миокарда, недостаточности функции сердечно-сосудистой и легочной системы, рост ее активности весьма характерно для острой фазы инфекционного гепатита.

ХЭ ( холинэстераза)-норма для женщин 3930-10800Ед/л; для мужчин-4620-11500Ед/л

Определение ХЭ используется как тест оценки функционального состояния печени при воспалительных процессах в ней. Уменьшение активности фермента наблюдается при застойных явлениях в печени, механической желтухе, желчнокаменной болезни, холангите. Повышается активность ХЭ при тяжелых заболеваниях почек.

Показатели пигментного обмена

Билирубин (норма 5,0-20,5 мкмоль/л)

При инфекционных или токсических повреждениях клеток печени происходят нарушения в отдельных звеньях обмена билирубина, что сопровождается повышением его концентрации в сыворотке крови.

Показатели углеводного обмена

глюкоза (норма 3,1-6,2ммоль/л)

определение содержания глюкозы в крови является основным методом диагностики и контроля лечения сахарного диабета.Для выявления скрытой формы диабета следует использовать тест толерантности к глюкозе. К повышению концентрации глюкозы могут приводить состояния,связанные с тяжелыми поражениями печени, активацией функции щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, опухоли головного мозга.

НвА1с (гликированный гемоглобин) (норма без сахарного диабета до 5,7%)

Концентрация НвА1с позволяет ретроспективно оценивать уровень гипергликемии

(повышенный уровень глюкозы) при сахарном диабете и дает более тесную корреляцию со степенью выраженности гипергликемии у больных сахарным диабетом.

Показатели липидного обмена

холестерин (норма 3,1-5,2 ммоль/л)

повышенное содержание концентрации холестерина в крови – один из важнейших признаков развития атеросклероза, его уровень повышается при ишемической болезни сердца, механической желтухе, поражениях почек, сахарном диабете. Уменьшается концентрация холестерина при злокачественных новообразованиях, туберкулезе, анемии, поражении центральной нервной системы.

триглицериды (норма 0,5-1,7 ммоль/л)

Являются важным показателем в диагностике нарушений липидного обмена

ЛПНП (липопротеины низкой плотности) – норма 1,3-4,12 ммоль/л

Это атерогенные липопротеины, которые транспортируют холестерин из печени к клеткам тканей, накапливаясь в них стимулируют образование холестериновых бляшек. Повышение уровня ЛПНП напрямую связано с риском развития атеросклеротических заболеваний, инфаркта миокарда и цереброваскулярных нарушений.

ЛПВП (липопротеины высокой плотности) – норма 0,9-2,1 ммоль/л

Это антиатерогенные липопротеины, которые транспортируют холестерин из клеток стенок сосудов.клеток периферических тканей и таким образом способствуют выведению холестерина из организма. У всех долгожителей имеется высокое содержание ЛПВП в крови.

Показатели минерального обмена

кальций (норма 2,15-2,58 ммоль/л), магний (норма 0,7-0,98ммоль/л), фосфор (норма 0,81 – 1,45 ммоль/л)

В электролитном балансе организма не бывает изолированных нарушений обмена одного электролита без нарушений обмена других электролитов. Так при хронической почечной недостаточности наблюдается целый ряд характерных электролитных нарушений (повышение концентрации калия, фосфора, магния; снижение концентрации кальция) При разных формах патологии костной ткани, при недостаточности функции щитовидной железы происходят нарушения обмена кальция и фосфора.

железо (норма для женщин 9,0-30,4 мкмоль/л; для мужчин-11,6-31,6 мкмоль/л)

Дефицит железа или его избыток в крови являются главными нарушениями метаболизма железа. Измененный метаболизм железа связан с рядом заболеваний, в первую очередь различных видов анемий (железодефицитной, гемолитической, гипопластической, анемии связанные с воспалением, гнойной септической инфекцией)

Нормы указаны для реагентов и методик, используемых в лаборатории филиала №6

КОАГУЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ГЕМОСТАЗА)

АЧТВ (активированное частичное тромбопластиновое время)

используется для диагностики гемофилий и для выявления волчаночного антикоагулянта. Тест применяется при выборе антикоагулянтной терапии и для контроля за лечением. Удлинение АЧТВ свидетельствует о дефиците свертывающих факторов и угрозе кровотечений; укорочение АЧТВ – об активации процесса и опасности возникновения тромбозов.

ПВ (протромбиновое время)

Тест является одним из основных базовых тестов, используемых в повседневной практике для диагностики тромбоэмболий и геморрагических состояний при лечении антикоагулянтами непрямого действия. Снижение активности факторов протромбинового комплекса наблюдается при заболеваниях печени, при эмфиземе легких, при активной фазе ревматизма. Повышение активности факторов отмечается у больных гипертонической болезнью, при выраженном атеросклерозе, тромбофлебитах.

МНО (международное нормализованное отношение)

Оценка результатов протромбинового теста с помощью МНО позволяет контролировать эффективность и безопасность применения оральных антикоагулянтов, которые назначаются для лечения и профилактики венозных и системных тромбоэмболий, ТЭЛА, тромбоэмболий при механических протезах клапанов сердца, ревматические пороки сердца.

фибриноген

Одновременно является белком острой фазы (увеличивается при пневмонии, инфаркте миокарда, ревматизме) и важным фактором свертывания крови. В норме увеличивается в 3триместре беременности.

Д-димеры

Диагностические маркеры многих патологических состояний свертывающей системы крови. Определение их широко используется для диагностики тромбоза глубоких вен, тромбоэмболии легочной артерии, ДВС-синдроме, онкологических и воспалительных заболеваниях, мерцательной аритмии, обширных гематомах и травмах, атеросклеротическое поражение сосудов, является ценным показателем диагностики и адекватности терапии при вынашивании беременности.

ЗАБОЛЕВАНИЕ ОРГАНОВ МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ

Общий анализ мочи:

исследование мочи используется в диагностике заболеваний почек и мочевого пузыря и других органов. Исследование мочи позволяет обнаружить заболевания на ранних стадиях, дать информацию о локализации, виде и стадии патологического процесса, а иногда поставить диагноз.

Aнализ мочи по Нечипоренко:

количественный подсчет лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров, позволяет выявить скрытые формы заболеваний мочевыводящей системы

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Копрологические исследования (общий анализ кала):

Позволяет исследовать пищеварительную способность желудочно-кишечного тракта, (синдром недостаточного жевания, синдром недостаточного панкреатического переваривания, синдром недостаточного желчеотделения, синдром нарушения пищеварения в тонкой кишке, толстой кишке) исследовать кал на яйца глистов, цисты лямблий.

Анализ крови на скрытую кровь

Положительная реакция указывает на незначительные кровотечения из желудочно-кишечного тракта. Возникновение скрытой крови в каловых массах связано с такими заболеваниями, как язвенно-некротические воспалительные патологии, а также злокачественными новообразования желудка или кишечника.

Этапы интерпретации

В интерпретации любой информации, как правило, выделяют некоторую последовательность действий:

  • предположения;
  • определение достоверности информации;
  • рефлексия и проникновение в информацию, что зачастую отображает личную позицию изыскателя, считается следствием стандартов, предвзятости и т. д.;
  • организация информации;
  • сопоставление с данными иных источников, с иными обстановками и условиями;
  • непосредственный многоаспектный анализ;
  • выявление первопричины и следствия;
  • синтез;
  • заключительные выводы;
  • оценка информации для доказательства либо опровержения гипотезы исследования.

Анализ и интерпретация качественных данных (стр. 1 )

Глава
8.Анализиинтерпретация качественныхданных

К

ачественное исследование не заканчивается на сборе данных. Кульминацией всей работы является скорее не полевая стадия, а анализ, интерпретация и представление результатов заказчику или читательской аудитории.

Проблема заключается в том, чтобы в массе собранных материалов найти скрытый смысл, эффективно «свернуть» огромный объем информации, создать или открыть важные модели или структуры и решить, в какой форме лучше передать то, что открывают нам данные. К сожалению, бес­спорных правил качественного анализа данных, которые имели бы универсальное значение для получения выводов и проверки их устойчивости и надежности не существует. В отличие от количественного анализа у нас нет неоспоримых формул или эффективных критериев для определения зна­чимости результатов. Нет, по существу, никаких прямых тес­тов для проверки надежности и обоснованности выводов. Кроме того, мы не можем точно воспроизвести процесс ана­литического мышления исследователя и поэтому его выводы могут оказаться невоспроизводимыми. Короче говоря, нет ни­каких абсолютных правил за исключением одного — сделать все возможное для того, чтобы ясно и полно представить читателям данные и то, что в них удалось обнаружить.

Это не означает, впрочем, что у нас нет никаких путевод­ных нитей, которые могли бы помочь в анализе данных. Но эти путеводные нити и процедурные предложения не являются правилами. Поскольку каждое качественное исследование яв­ляется уникальным, таким же будет и используемый аналити­ческий аппарат. Точно так же, как полевое качественное ис-

237

Посче поля

следование зависит на каждой своей стадии от умения, подготовки и способностей исследователя-полевика, качест­венный анализ зависит от аналитических способностей и стиля аналитика. Важно помнить, что пресловутый «чело­веческий фактор» является одновременно и большой силой, и фундаментальной слабостью качественного обследования и анализа.

В этой главе мы продемонстрируем стратегии, путевод­ные нити и идеи анализа, интерпретации и представления качественных данных. Эти стратегии и идеи скорее застав­ляют думать и облегчают работу, а не ограничивают в чем-то исследователя или усложняют его труд. Обычно, для того чтобы лучше приспособиться к специфической ситуации ис­следования, аналитику приходится адаптировать для своих нужд ряд стратегий и методик. Тем не менее как только анализ закончен, те, кто его проводил, обязаны сообщить о своих аналитических процедурах настолько полно и досто­верно, насколько это возможно. Это означает, что качествен­ный анализ является фактически еще одной стадией полевой работы, на которой аналитики должны точно так же зани­маться самонаблюдением и самоконтролем. В любом случае аналитик обязан сообщить о примененных аналитических процедурах в специальном разделе своего отчета о полу­ченных результатах.

Фокусировка
анализа
Первая задача в качественном анализе — описание. Оно отвечает на вопросы типа: «Что происходило, как и при каких условиях?»; «Каковы были цели участников?»; «Что с ними стало в дальнейшем?»

Описание обязательно следует отделять от интерпрета­ции. Интерпретация включает объяснение результатов, по­лучение ответов на вопросы «почему» и развитие моделей и теоретических объяснений. Большое искушение — присту­пить к творческой работе по интерпретации данных преж­де, чем довести до конца тяжелую работу по сведению вместе согласованных ответов на главные описательные во­просы. Но описание всегда должно предшествовать анали­зу. Дисциплина и строгость качественного анализа зависят

233

Г?

Анализ и интерпретация качественных данных

от представления основательных описательных данных таким образом, чтобы читатели смогли их понять и извлечь из них свои выводы и смогли их интерпретировать.

Стратегии
анализаинтервью
Первое, что следует решить при анализе интервью, так это то, начать ли с анализа одного случая или сравнивать случаи один с другим. Если решено начинать с анализа случая, то необходимо провести исследование для каждого интервьюируемого или каждой исследуемой единицы (т. е. каждого критического события, каждой группы и т. п.). Если же решено начать с перекрестного анализа, то необходимо провести группировку ответов, полученных от разных людей на одни и те же вопросы, или анализ различных точек зрения на одни и те же проблемы.

Перекрестный анализ ряда случаев или фрагментов ин­тервью, посвященных одним и тем же вопросам, можно сделать сравнительно легко только в том случае, если ис­пользуется стандартизированное открытое интервью. Если же принято решение остановиться на неструктурирован­ном глубинном интервью, то ответы разных людей хотя и могут быть, при известном желании, сгруппированы по темам, но вряд ли можно ожидать, что соответствующие данные будут находиться в одном и том же месте в каждом транскрипте.

Эти две стратегии не являются взаимоисключающими. Исследование обычно включает оба вида анализа, но начи­нать приходится с чего-то одного. Попытка одновременно исследовать и отдельные случаи, и провести перекрестный анализ по какой-то теме может привести лишь к путанице.

Стратегии
анализанаблюдений
Первоначальный анализ данных наблюдения заметно об­легчается, если есть ясность, в каком виде он будет наибо­лее полезен для представления результатов. Выбор может быть сделан в пользу принципов хронологии, ключевых событий, условий, людей, процессов и ключевых вопросов. Принцип хронологического описания состоит в описании того, что наблюдалось в хронологическом порядке, расска-

239

После поля

Анализ и интерпретация качественных данных

зать «историю» от начала до конца. Принцип описания в соответствии с ключевыми событиями основан на представ­лении данных, начиная с критически важных случаев, упо­рядоченных по их значению, а не в том порядке, как они происходили во времени. Принцип описания условий ста­вит в центр описание различных мест, пунктов, особеннос­тей размещения, территории для последующего перекрест­ного анализа. Если первичной единицей анализа являются люди или группы, то они также могут становиться фокусом исследования. Данные могут быть организованы таким об­разом, чтобы описать важные процессы, происходящие в таких группах (контроль, принятие решений, социализа­цию, коммуникацию). Наблюдения могут быть также сведе­ны вместе для того, чтобы осветить в первую очередь те ключевые проблемы, которые совпадают с первичными ис­следовательскими вопросами.

Следует еще раз повторить, что взаимоисключающих способов организации данных наблюдений не существует. Суть проблемы заключается в том, что исследователь дол­жен иметь некоторую первоначальную конструкцию для контроля за чрезвычайно обширными и, как правило, плохо структурированными данными, собранными на поле­вой стадии работы.

Начало
анализа
Часто невозможно указать ту точку, в которой сбор дан­ных прекращается и начинается анализ, поскольку идеи относительно возможного анализа появляются уже на по­левой стадии. Настоящий анализ начинается именно с этих «черновых» идей, сохранившихся в полевых дневниках. Вот почему так важно записывать аналитические соображения, которые приходят в голову при сборе данных. Это «пере­крытие» во времени этапов сбора и анализа улучшает как качество собираемых данных, так и качество анализа, по крайней мере, до тех пор, пока исследователи не позволят своим первоначальным интерпретациям исказить сбор новых данных. В самом деле, вместо того, чтобы направить сбор дополнительных данных на подтверждение первона­чальных полевых гипотез (зачем вообще нужно выходить в

поле, если ответ на все вопросы известен заранее?), иссле­дователь может переориентировать полевую работу на поиск альтернативных объяснений, которые показали бы ошибочность первоначальных догадок. Когда сбор данных формально завершается и проходит время окончательного анализа, исследователь имеет два первичных источника, из которых он может исходить при организации анализа. Пер­вый включает те вопросы, которые возникли во время кон­цептуальной фазы исследования и прояснялись вплоть до окончательного анализа, второй — аналитические идеи и интерпретации, которые возникли во время сбора данных.

Организация
данных
Данные, собранные с помощью качественных методов, как правило, объемны. Обычно это сотни диктофонных кас­сет, тысячи страниц транскриптов интервью, толстые тет­ради, испещренные полевыми заметками. Может показать­ся, что разобраться в этом — непосильная задача.

В первую очередь следует убедиться: собрано все, что следовало собрать. Полны ли полевые заметки? Может быть, какие-то полевые записи не были сделаны вовремя, отложены на потом и забыты? Нет ли каких-нибудь пробе­лов в данных, которые все еще можно заполнить при сборе дополнительной информации прежде, чем начнется ана­лиз? Полны ли транскрипты интервью? Итак, прежде всего проверяется полнота и качество собранной информации.

Когда интервьюер уверен, что все данные собраны, про­верено их качество и заполнены все пробелы и пропуски, можно приступать к анализу. Но прежде рекомендуется сделать по крайней мере четыре полные копии всех дан­ных, одну — резервную и три копии — для разных видов анализа, описываемых ниже. Но если данные собираются длительное время, разумно придерживаться правила: де­лать копии по мере их сбора и хранить одну копию в безопасном месте, где ее нельзя будет повредить, уничто­жить или потерять. Без всякого преувеличения можно ска­зать, что все полевые данные бесценны. Они уникальны, поскольку ни те наблюдения, которые были сделаны, ни точные слова, которые были сказаны в ходе интервью, ни-

240

241

После поля

когда не удастся получить в том же самом виде, даже если будут предприняты новые наблюдения и проведены новые интервью. Еще раз подчеркнем, что первичные материалы полевых исследований бесценны и требуют бережного об­ращения.

Итак, одна копия, назовем ее «мастер-копией», хранится в резерве, одна копия остается для анализа, одна — для пометок и одна — для вырезок и вклеек. Значительная часть работы над качественным анализом включает выре­зание и вклеивание данных независимо от того делается ли это с

помощью компьютера или вручную, методом «рекле», т. е. используя ножницы и клей. Лучше всего иметь для этого хотя бы одну копию, чтобы ни при каких обстоятельствах не поддаваться искушению «приводить в порядок» мастер-копию. Мастер-копия становится ключевым ресурсом для размещения материалов и сохранения контекста сырых данных. Той же самой цели должен служить и компьютер­ный «мастер-файл».

Когда копии данных были сделаны, можно начинать формальный анализ. Анализ качественных данных — твор­ческий процесс. Он требует интеллектуальной дисциплины, аналитической строгости и большого труда. Поскольку раз­ные люди привыкли делать интеллектуальную работу раз­ными способами, нет единого способа организации, анализа и интерпретации качественных данных. Поэтому описание аналитических процедур, следующее ниже, скорее дает почву для новых размышлений, чем претендует на норма­тивность. Каждый исследователь может выбрать для себя ту процедуру анализа, которая лучше всего отвечает его склонностям. Ниже, в следующих разделах описываются некоторые альтернативные способы организации и пред­ставления качественных данных.

Контентанализ

Под контент-анализом обычно понимается процесс иден­тификации, кодирования и категоризации первичных структур, содержащихся в интервью и наблюдениях.

Начало контент-анализа: кодировка.

Один из способов начать контент-анализ — просмотреть все полевые замет-

242

Анализ и интерпретация качественных данных

ки или транскрипты интервью и сделать комментарии на полях или даже прикрепить к ним листки бумаги, которые содержат замечания о том, что следует сделать с теми или иными кусками данных. Эта процедура является первым шагом на пути организации данных по темам и файлам. Работа с темами похожа на индексирование — подготовку предметного указателя для книги или закладок в компью­терных текстовых редакторах. Нужно просто рассмотреть то, о чем говорится в том или ином куске и присвоить ему какое-либо имя или метку. Та копия, в которой содержатся эти пометы, становится индексированной копией полевых заметок или интервью.

Сокращения пишутся непосредственно на абзацах, со­держащих данные, на полях, или на дополнительных лист­ках, прикрепляемых к страницам. Полная «легенда» для этих пометок разрабатывается отдельно для каждого файла и служит в качестве первого шага на пути организа­ции данных методом вырезания и вклеивания. Одни и те же куски текста могут служить самым разным целям или иллюстрировать разные темы. Именно поэтому перед пол­ным индексированием необходимо изготавливать несколько копий данных.

Этот процесс организации меток для различных типов данных является первым шагом контент-анализа, с помо­щью которого классифицируется содержание данных. Кри­тически важной является предварительная разработка классификационной системы, без которой в данных царит полный хаос. Итак, первый шаг анализа — сведение слож­ной реальности в некоторое количество управляемых клас­сификаций. Ж. Санд в «Письмах путешественника» писала, что классификация — это нить Ариадны в лабиринте при­роды.

В том случае, когда для этого есть возможность, лучше, если над кодировкой будут работать не один, а несколько человек. Каждый из них может кодировать данные по классификационным схемам независимо от остальных и затем результаты кодирования можно сравнить и обсудить. Если обнаружатся различия в том, как двое людей смотрят на одни и те же данные могут появиться новые важные

243

По,

кгле поля

для понимания данных идеи. В таком контексте этот под­ход можно назвать формой аналитической триангуляции.

Компьютерная
обработкаданных
Иногда возможен и желателен более тщательный клас­сификационный анализ, чем составление простой системы файлов. Это наиболее справедливо для больших проектов, когда одному человеку бывает очень трудно закодировать весь огромный массив данных. В этом случае следует раз­работать более формальную классификационную схему, которую могут использовать тренированные кодировщики, помогающие в организации данных. В идеале классифика­ционная схема должна обеспечить легкий доступ к данным для всех, кто захочет их использовать. Если бы данные предназначались для одного исследователя, в такой клас­сификации не было бы необходимости. Для того чтобы обеспечить доступ для нескольких исследователей, каждо­му параграфу в каждом интервью должен быть присвоен номер, состоящий из номера страницы этого интервью и номера параграфа на данной странице. В ходе первичного исследования интервью развивается сложная классифика­ционная схема, состоящая из нескольких основных катего­рий и множества подкатегорий. Все эти категории и подка­тегории имеют свои кодовые номера. Каждый параграф каждого интервью можно затем закодировать любым коли­чеством цифровых или буквенно-цифровых комбинаций, достаточным для того, чтобы описать содержание парагра­фа. Отдельный компьютерный вход имеется для каждой идеи, присутствующей в каждом параграфе. Вход содер­жит идентификационный номер интервью, общий класси­фикационный номер кода содержания, классификационный номер подгруппы, номер страницы и параграфа, где можно найти соответствующий материал и/или краткое описание тех данных, которые содержит параграф.

Далее каждый из полученных кодов может быть введен в компьютерную систему, позволяющую распечатывать все темы, включенные в классификационную схему, с кратким описанием содержания соответствующих отрывков. Анали­тик может затем использовать это меню для непосредст-

244

1

Анализ и интерпретация качественных данных

венного перехода к полным текстам. Кроме того, компью­терные системы обработки данных позволяют проводить простые перекрестные классификации и сравнения фраг­ментов текста для более углубленного анализа.

Только такая система кодировок подходит для строгого анализа большого количества данных. Система с множест­венным категориальным кодированием каждого параграфа в каждом интервью представляет собой, конечно, экстраор­динарную форму кодирования, которую вряд ли стоит ис­пользовать для небольших проектов. Создание такой совер­шенной системы, несмотря на всю ее желательность и уни­версальность может оказаться чересчур дорогостоящим и долгим. Тем не менее если предполагается, что данные будут использованы несколькими аналитиками или в тече­ние длительного периода, учитывая также и те дополни­тельные данные, которые, возможно, придется получить спустя некоторое время, то такая система может оказаться чрезвычайно полезной и в конечном счете поможет сэконо­мить большое количество времени.

Исследование
случая
Цель классификации качественных данных для контент-анализа — облегчить поиск моделей в определенных усло­виях или для набора случаев. Существует ряд проблем, которые лучше всего исследовать с помощью анализа слу­чаев. Случаями могут быть отдельные люди, программы, институции или группы. Исследование случая в качествен­ном анализе — специфический способ сбора, организации и анализа данных. Его цель — собрать исчерпывающую, все­стороннюю, систематическую информацию о каждом слу­чае, представляющем интерес. Следовательно, начало ана­лиза случая — убедиться в том, что информация о каждом случае полна, насколько это возможно.

Исследованием случая может быть изучение, например, отдельной институции. Такой анализ может начинаться с индивидуальных случаев, затем следует их перекрестный анализ и, наконец, — их комбинация, которая и становится основой для анализа всей институции в целом. Возможно, таких уровней или слоев может быть и больше, особенно

245

После поля

если какое-либо явление исследуется на региональном или национальному уровне.

Каждое исследование случая опирается на все материа­лы, которые удалось применительно к нему собрать: все материалы интервью, данные наблюдений, документы, впе­чатления и утверждения других лиц и сведения об измене­нии каких-либо характеристик объекта изучения во време­ни. Все это становится сырым материалом, служащим для анализа случая. На персональном уровне данные о случае могут включать статистическую информацию о человеке, анализ условий жизни, автобиографию и дневники. На уровне институций анализ случая может включать про­граммные документы, отчеты, интервью с участниками каких-либо событий, персоналом, наблюдения над ее рабо­той и сведения об истории институции.

Содержание
анализаслучая
Когда исходные данные собраны, исследователь может начинать работу над описанием случая. Такое описание соединяет вместе и организует огромные по объему данные в единое обозримое целое. Эти записи включают всю ин­формацию, которая будет использована в проведении окон­чательного анализа случая. Информация редактируется, многословия выбрасываются, отдельные части лучше под­гоняются друг к другу и записи организуются для легкого доступа или в соответствии с хронологическим или темати­ческим принципом. Итоговые записи должны быть полны­ми, но контролируемыми. Хотя в них сохраняется вся ис­ходная информация, они организованы и классифицирова­ны на порядок лучше, чем сырые материалы, и уже не нуждаются в дополнительной преданалитической обработ­ке или интерпретации. Этот этап может и не является обязательным, но его следует предусмотреть, если имеется слишком большое число сырых данных, полученных в ходе интервью, наблюдений и сбора документов. Во многих слу­чаях исследователь, работая с сырыми данными, может начать подготовку окончательного отчета.

Записи случая используются для конструирования ис­следования случая. Последнее включает информацию, ко-

246

Анализ и интерпретация качественных данных

торая будет помещена в заключительный отчет. Она состо­ит из представления описательных данных. Отчет может включать не одно, а несколько исследований случаев, но, так или иначе, именно случай является базовым описа­тельным компонентом отчета.

Исследование случая должно погружать читателя в дан­ную ситуацию, в чью-то личную жизнь, жизнь группы, жизнь институции. Каждый случай, даже когда их несколь­ко, стоит особняком, что позволяет читателю понять его как уникальное, холистическое единство. Позднее может оказать­ся возможным и полезным сравнение и противопоставление случаев, но в первую очередь именно случаи должны быть представлены и поняты как выражение того явления, кото­рое интересно для исследователя. Описание случаев будет холистическим, всесторонним и станет включать множест­во размерностей, факторов и категорий, сплетенных в еди­ное целое в идеографической конструкции.

Таким образом, описание случая должно дать читаемую, описательную картину человека, институции или процесса, доступную для читателя всей информации и необходимую для их понимания. Исследование случая может быть орга­низовано хронологически или тематически и представлять холистический портрет человека или институции.

После того, как исследование случая закончено, необ­ходимы новые аналитические стратегии, которые будут описаны ниже, для будущего анализа и интерпретации данных.

Индуктивный
анализ
Индуктивный анализ означает, что модели, темы, и кате­гории анализа вытекают из данных, а не накладываются на них еще до сбора и анализа. Аналитик смотрит на естест­венные вариации в данных.

Два способа представления проистекают из анализа дан­ных. Во-первых, аналитик может использовать категории, развитые самими респондентами для организации пред­ставления определенных тем. Во-вторых, аналитик может также быть знаком с категориями и моделями, о которых изучаемые люди не подозревали и для описания которых

247

После поля

не имели соответствующих терминов. В этом случае анали­тики развивают свою систему терминов для описания ин­дуктивно генерированных категорий.

В первом случае, прежде чем применять эти «естествен­ные» термины, полезно предварительно выяснить насколь­ко часто они употребляются и, главное — нет ли заметных различий в их понимании. Во втором случае те концепции, которые привносит исследователь, имеют свои корни в со­циальной теории, в имеющейся научной литературе или в исследовательских вопросах, сформулированных еще до начала исследования. Такие концепции дают общее чувство вовлеченности в общий исследовательский процесс и игра­ют для аналитика роль «дорожных указателей».

Посмотрим, как это разделение на естественные привне­сенные термины используется при составлении типологий.

«Естественные«
типологии
Типологии — это классификационные системы, постро­енные из категорий, которые разделяют некоторые аспек­ты мира на части. Естественные типологии впервые появи­лись в антропологии. Согласно взглядам некоторых антро­пологов, например, Пелто, культурное поведение следует всегда изучать и категоризировать с точки зрения самих участников событий. Иначе говоря, единицы концептуали­зации в антропологических теориях должны быть «откры­ты» с помощью анализа когнитивных процессов у изучае­мых людей, а не привнесены извне из инокультурных (и поэтому этноцентрических) классификаций поведения.

Существует мощная тенденция, берущая свое начало с работ по сравнительной антропологии, направленная на со­хранение и включение в отчеты тех «естественных» типо­логий, которыми пользуются люди. Как выразился Ф. Боас, главная цель — понять мысли людей, и весь анализ их опыта должен быть основан на их, а не на наших концеп­циях.

Этот подход требует анализа вербальных категорий, ис­пользуемых респондентами, для того чтобы разбить слож­ные реальности на части. Фундаментальная цель языка — сказать нам, что представляется важным, дав этому имя и

248

н&шз и интерпретация качественных данных

тем самым отделить его от других вещей с другими имена­ми. Когда такие метки идентифицированы на основе анали­за того, что говорят люди, следующий шаг заключается в том, чтобы идентифицировать атрибуты или характеристи­ки, которые отличают одну вещь от другой. Итак, глав­ное — понять, как люди конструируют мир своего опыта исходя из того, что они говорят об этом (Фрейк).

Два
примера«естественных«типологий,сконструированныхреспондентом
Типология селян по достатку.

«Бывает человек чего-то хочет, чего-то добивается, но не может. Он хоть и работает, но маленькая зарплата. Но они стараются содержать детей хотя бы. А помогаем-то конкретно тем, кто получил эти несчастные… Даже пускай они и безработные, у нас бывает и безработные достаточно приличные люди; а вот есть те, которые… но помогаем мы им все-таки, помогаем, потому что жалко детей. Не родителей, конечно, а детей. Они по­лучили эти несчастные 30 тыс. — пособие на ребенка и быстренько постарались их пропить. А мы вот этим семьям помогаем. Купят себе бутылку, ребенку жвачку, радуйся! И ребенок радуется, потому что они редко это видят. А хлеба кусок им соседи дадут. Они голодными не останутся. А потом, в конце концов, та же мама пойдет на ГВК у нас на фабрике, украдет ту курицу, которая сдохла, которую только перерабатывать на удобрения, а она ее сварит и все равно дети будут есть. Выживают же, ведь выживают. Дохлятиной питаются и живут. И нормально. А кто сказал, что можно умереть от этого. Это одна прослойка, которые нищенствуют, не работают, живет на «детские» деньги. Но мы собираем им, что можем, потому что дети-то не винова­ты, хотя дети такие же. Нельзя, конечно, ярлык вешать, что такой же вырастет, но глядя на такую жизни очень сложно человеку подняться.

Другие, которые не пьющие, но опять же, на стадии вымирания. Ну как живут… Сельское хозяйство, конечно. Я даже считаю, если нам вообще платить не будут, хоть как-то, но выживем. Хотя бы картошка все равно уродится. На огороде все равно что-то будет: огурцы, помидоры, лук.

249

Пос

Анализ и интерпретация качественных данных

Ягоды какие-то, грибы. Этим лес кормит. С хозяйством подсобным, конечно, сложно, если не имеешь заработной платы, потому что сейчас свое хозяйство обходится очень дорого. Но на это у нас есть птицефабрика, с которой можно в случае чего что-то утащить. Тот же самый комби­корм. Из-за этого фабрика у нас и (жест — тонет). Полови­на комбикорма у нас идет на птицу, половина — на посе­лок. Все у нас растаскивается, это у нас все понимают прекрасно, но ведь не пойман — не вор.

— А меня убедили на птицефабрике, что сейчас там хорошая охрана.

— Сейчас хорошая охрана, но я же, если честно сказать, я же здесь живу, я никуда не уехала и у меня здесь хозяйство, и у соседей, и у всех остальных. Но я же знаю, что говорю, какая бы там охрана ни была. Меньше стали воровать, меньше, я ничего не говорю, но все равно это есть. И у охраны тоже свое хозяйство. У всех семьи, у всех знакомые. Это всю жизнь и везде было. За это в принципе кого-то осуждать нет смысла. За что осуждать, если людям больше неоткуда взять и никто им не собирается помогать. Потому что и мы сами все бюджетники. Я, например, и рада чем-то помочь, а откуда я возьму денег. Хотели по­ мочь хотя бы бабкам старым, которым пенсию долго не выплачивали, так мы не знали, по какой статье это все отнести, чтобы выплатить. В бухгалтерии говорят: «Мы сами без конца на ссудах живем, а ты сейчас начнешь деньги раздавать». Из своего кошелька только. Вот когда придет бабка, здесь сидит и говорит, что на хлеб денег нету — достанешь 5000: «Хватит тебе на два дня?» — «Хватит». Поплачет здесь и пойдет. Нормально это. Это бабки. Те, которым долго пенсию не выплачивали. Сейчас, конечно, к выборам два месяца будут платить, а потом опять неизвестно, что будет с этим населением».

Средняя прослойка.

«Это те, которые более-менее устрои­лись в жизни, работают. Вот я, например, себя к средней про­слойке отношу. Заплата у меня достаточно стабильная, муж неплохо зарабатывает. Ильдус, директор его предприятия, надо отдать ему должное, вот он из всех жил рвется, старается как-то приподнять социальное положение своих рабочих. Он

250

во всем, во всех отношениях — вот и нам (администрации округа) ни в чем отказа нет. И кто бы ни обратился особен­но эти старухи… Но у него свое предприятие, у него же с деньгами… Но он последнее, вот кто бы ни умер из стару­шек — но некому похоронить — он обязательно и оградку сделает, и гроб закажет, и транспорт даст. В этом плане он очень сердобольный человек. Для своих рабочих он тоже старается, как может, и зарплата у него — ну вот по всему нашему «кусту» ни у кого, наверное, такой заплаты нету, как на его предприятии. Хотя у него тоже своих проблем достаточно. И мы ратуем за то, чтобы это предприятие держалось. С ним и мы кое-как, но достаточно прилично, сможем жить… Ну и все. Более-менее живут те, кто рабо­тает в администрации, на птицефабрике, ИТР. Птичницы, конечно, им сложнее жить. Хотя тоже средняя прослойка. Все равно они как-то живут. Хоть какая-то материальная помощь. Пусть там мало зарабатывают, но там дают по­мощь яйцами и курами, ну и свое подсобное хозяйство, и люди выкручиваются. Если семья, конечно, не увлекается спиртным. Кто увлекается, у того, соответственно, хуже все это идет. Хотя если действительно взять общий совокуп­ный доход, то пора бы всем умереть. Но из-за этого и покупают меньше всего. Если раньше привозили в магазин ту же самую колбасу, ее брали палками и батонами, сейчас же очень мало всего этого расходуется. Это даже по мага­зину видно: выручка совсем небольшая, т. е. она больше стала, по сравнению с прошлыми годами, но за счет роста цен, а такого нет, как было раньше».

Богатые.

«Те, которые богатые и неработающие — такие люди смогли где-то когда-то что-то хорошо достать. Есть такие. Их же, богатых, тоже очень много. Есть кому что-то досталось в наследство. Сумел крутануться, и на это живет. Есть кто-то хорошо выгодно что-то продал и тоже у него и машина, и дом, и все хорошо, хотя он не работает. Но вот удачно вложил свои средства и с процентов живет. Есть богатые, которые нигде никуда ничего не вкладывали и, однако, богатые. Потому что они могут вот так прийти, меня взять за горло и сказать: «Подруга, ты мне должна». У меня поначалу был такой вариант. Я говорю: «А что это

251

/7,

осле поля

я тебе должна?» — «У тебя есть дети — ты не забывай». Я сказала: «Я не забыла об этом». В принципе, когда детьми попрекают, всегда хочется сказать: «Вот забери, что тебе надо, только отстань от меня и от моих детей, ради Бога». Они даже подходят во время торговли — вот какая бы торговля ни приезжала — я замучилась выходить: машина подъехала, эти богатые, неработающие, уже возле этой ма­шины. Вот тут трудно сказать, работают они или нет, может, они это работай считают обирать эти машины. Они зато богатые, все у них есть. Можно поехать на рынок. Они к любому подойдут, один — в лоб, сзади еще трое: «Вот эту куртку мы берем». И что этот продавец ему скажет? Да ничего. Бери — только уходи, больше ничего не надо. «Я ящик этих фруктов забираю». — «Забирай, только больше никаких претензий». Лично сама видела, как это делается. И ничего, все нормально. Все отдают, и они… Потому что каждый боится и за свою жизнь, и за детей. И вроде думаешь, забирают не последнее. Вроде еще есть, зато уйдут и хоть оставят в покое, а то ведь могут и все за­брать, человек лишится всего, а так — только части лиша­ется. Сейчас такие люди берут все спокойно, нагло, не стесняясь. Они выполняют свою работу. Это их работа».

Основная масса населения.

«Ну, хотя бы судить по тому, как они одеваются, какая у них дома обстановка — еще далеки от вымирания, далеки. Хотя тяжело, но мы уже привыкли. Деньги в принципе есть у населения. В малых, конечно, количествах, потому что каждый уповает в основ­ном на свое подсобное хозяйство. Раньше так не было, чтобы за каждый клок земли люди приходили тут… «Вот мне еще земли, еще земли…» Из-за чего ее не стало? Не из-за того, что ее распродали кому-то и раздали. А из-за того, что сейчас действительно стали крестьяне обрабаты­вать эту землю. И они уже поняли, что действительно надо, чтобы земля родила. Что ее надо менять, делать севооборот… Сами сажают то картошку, то на этом месте клевер — для подсобного хозяйства. Раньше им было как-то наплевать. «А, хватит мне и три мешка картошки». Сей­час все борются за урожайность. Все поняли, что это ос­новной доход. Если она вырастит 40 мешков картошки, а 10

252

Анализ и интерпретация качественных данных

продаст на дороге… На которой, кстати, запрещают прода-вать, мы здесь с милицией столкнулись — ругались. Я говорю: «Три месяца зарплату не дают, у нее единственный доход — продать эту картошку здесь». — «Пусть едут в город». «Да ей ехать — дороже встанет эта картошка». А многим и не на чем. Да и из-за чего ей ехать-то? Чтобы там налог заплатить? Конечно, тут можно подходить с раз­ных позиций, и что аварийная ситуация может быть на дороге… Милиции короче не нравится, что они здесь прода-ют. Считают, что тем самым создается аварийная ситуа-ция на дороге. Раньше ведь такого не было, не продавали. Раньше ведь была стабильность и никто не шел — кому надо это ведро за три рубля продавать? И не было такой торговли. А сейчас нету ни пенсии, ни зарплаты, поэтому люди и вынуждены идти на дорогу продавать то, что вы-растили: картошку, капусту, морковку. Живут за счет своего подсобного хозяйства.

…У нас есть специальное распоряжение какой мы можем получать налог с тех, кто торгует на территории поселка. За грузовые машины — 10 тыс., с легковой — 7 тыс. за место. Просто так с лотка — 5 тыс. за место. Мы оформля­ем им квитанции, как положено. Вот кто к нам приезжа­ет — ни одна торговля не отказалась заплатить, и торгуют на законных основаниях. Из-за этого они и бегут ко мне, когда начинают их «богатые» обкладывать своим налогом. Если это местные «богатые», то пока я прихожу, их уже и след простыл, но и стоять возле машины, пока те торгуют, я тоже не могу. Получается, что торговля обижается на меня. А я не знаю, кто те «богатые», которые мешали им торговать. Записали тут, конечно, несколько номеров, разо­брались с ними. Вот сейчас, последнее время, не очень бегают. «Богатые», наверное, немножко успокоились.

Вот так люди и живут, воруют. Бомжей предостаточно. Приватизация привела не только к положительным, но в основном, наверное, к отрицательным результатам. Вот эти все, которые не могут отказаться от спиртного, они прива­тизировали сразу, когда была поголовная, всеобщая прива­тизация, а теперь свои квартиры продают. Они считают, что вот они продали, получили 15 млн и теперь обеспечены

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1

Получить текст

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Т.Дембо в варианте С.Я.Рубинштейн. Предназначена для выявления самооценки и сознания болезни у взрослых и детей. Оборудование: лист бумаги, карандаш. Инструкция: Проводится в виде свободной беседы. Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги длинную вертикальную черту и говорит больному: «Допустим, на этой линии расположились все люди всего мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставьте этим карандашом отметку – черту в том месте, где, как вам думается, вы находитесь». (Больному дают карандаш для отметки.) Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение больного пока не следует. Затем рядом с первой линией проводят еще одну такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму – вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу – самые глупые, а в середине – средние. Где бы вы определили свое место?» (Предлагают больному цветным карандашом отметить свое место.) На третьей линии таким же образом располагают людей по характеру: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу – самые плохие по характеру люди». (Снова предлагают больному отметить свое место.) Последняя, четвертая, линия представляет собой распределение всех людей «по счастью» – вверху самые счастливые, внизу несчастные. (Больному предлагают отметить цветным карандашом свое место на этой четвертой линии.) В зависимости от того, где поставил черточку больной, его спрашивают, каких людей он считал бы несчастливыми (или счастливыми). Можно также поставить вопрос о том, чего не хватает больному для полноты счастья, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит. Затем экспериментатор таким же образом беседует с больным относительно трех первых показателей. Так, если больной отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними – спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым. Несколько осторожнее по форме ведется обсуждение самооценки больного по уму – спрашивают, какими качествами своего ума больной недоволен, каких людей считает самыми умными, каких – самыми глупыми. Опрос об отметке по характеру ведется так, чтобы выяснить, какие черты характера больной считает самыми плохими, а какие хорошими и в чем он видит недостатки собственного характера. Протокол: Записываются ответы по темам «Здоровье», «Ум», «Характер», «Счастье». Интерпретация:

  • У психически здоровых взрослых и подростков независимо от их самооценки и объективной жизненной ситуации обнаруживается чисто позиционная тенденция к точке «чуть выше середины».
  • При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.
  • В процессе выполнения задания могут быть выявлены: депрессивная самооценка, эйфоричность.

Особенности проведения методики Дембо-Рубинштейн у детей: Первая вертикальная линия представляет собой оценку по росту в соотношении с классом, в котором учится ребенок. Это проводится для того, чтобы лучше разъяснить детям инструкцию. Затем следуют линии оценки по здоровью и по уму (на линии расположено все человечество). При оценке по уму ребенку предлагают на той же линии обозначить черточкой место своего соседа по парте и место своего учителя (или учительницы). Последние две отметки должны быть сделаны разными цветными карандашами, чтобы в дальнейшем нельзя было их спутать. Оценка по характеру и по счастью дается лишь в сравнении с учениками своего класса. После того как проставлены все цветные черточки на всех линиях, начинается беседа с ребенком, цель которой выяснить соображения ребенка при той или иной оценке так же, как это описано в беседе со взрослыми. Этот простой экспериментальный прием дает возможность выявить самооценку детей, которую можно рассматривать как один из показателей зрелости их личности.

Метод исследования уровня притязаний

Диагностика предназначена для исследования личностных реакций. Была разработана немецким психологом Ф.Хоппе. Оборудование. Для проведения эксперимента следует приготовить 16 карточек с написанными на них номерами от 1 до 16. Кроме того, нужно приготовить секундомер или часы, лист бумаги и карандаш для больного. Перед экспериментатором должен лежать лист бумаги с наборами разных задач. Суть эксперимента заключается в следующем. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и представляют возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Экспериментатор должен иметь возможность по собственному усмотрению создавать ситуацию успеха (и вовсе не обязательно заслуженно). Действительные достижения больного в данном опыте значения не имеют, но больному по неизвестно, напротив – он должен быть убежден в противном. Важно лишь то, как больной реагирует на свой успех или неудачи, какие по трудности задачи он выбирает после того, как пережил успех или неуспех. Следует подчеркнуть, что задачи должны объективно для каждого больного различаться по степени трудности – от предельно легких до чрезвычайно трудных. Интерпретация. У психически полноценных, личностно адекватных людей выбор следующих номеров задач зависит от успехов или неудач в предыдущих решениях. Иными словами, достижения, успешные решения создают у людей некоторую уверенность в своих возможностях и приводят к постепенному повышению самооценки и уровня притязаний, то есть к выбору более трудных задач, а неудачи, безуспешные попытки решить трудные задачи приводят к снижению уровня притязаний, то есть к выбору более легких задач. Колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и наоборот) у людей с устойчивым характером носят более или менее плавный, мягкий характер, а при эмоциональной неустойчивости психопатов эти колебания носят очень резкий характер.

Литература: 1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студ. вузов. / Б.В.Зейгарник. – М.: Академия, 2000. – С. 147–152. 2. Кожуховская, И.И. Нарушение критичности у психически больных. / И.И. Кожуховская. – М.: МГУ, 1985. – 80 с. 3. Мещерякова, К.В. Особенности экспериментально-психологического исследования нарушений критичности при судебно-психологической экспертизе. / К.В. Мещерякова, А.Ю. Рязанова // Вестник ЮурГУ, Серия Психология, 2008, выпуск 3. – №3 – с. 67 –70 4. Мещерякова, К.В. Психодиагностические критерии нарушений критичности подростков при судебно-психиатрический и судебно-психологической экспертизе. / К.В.Мещерякова, А.Ю.Рязанова // Вестник ЮурГУ, Серия Психология, 2010, – № 4 – с. 77 –81. 5. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С.Я. Рубинштейн – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 153–166. Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – 131 с.

Интерпретации в литературе

Фразеологизмы, многозначные слова, эпитеты, метафоры и другие средства художественной выразительности языка могут затруднять понимание литературных произведений. Одно и то же слово можно истолковать по-разному (особенно, если оно изменило с течением времени своё лексическое значение).

Например, сейчас под словом «фактор» понимается движущая сила какого-либо процесса. Но в текстах XIX века речь шла о работнике типографии: «Фактор объяснил их весёлость, признавшись ему, что наборщики помирали со смеху, набирая книгу Гоголя». Сейчас подобный текст вызвал бы недоумение: как фактор может что-то объяснить?

В интерпретации нуждаются художественные произведения на иностранном языке. Часто переводы разных авторов отличаются друг от друга и не всегда точно отражают мысль, заложенную в оригинале. Отличия возникают не только из-за индивидуальных или профессиональных качеств переводчика, но и из-за неучтённых национальных особенностей, региональных аспектов языка, свойственных конкретной местности.

Стихотворение Гёте «Ночная песня путника» переведено на 130 языков мира. На русский язык его перевели Лермонтов, Брюсов, Анненский и Пастернак. В каждом переводе есть свои особенности. Ни один перевод не похож на другой.

Корректную интерпретацию текста можно назвать искусством. Яркий пример настоящего мастерства – переводы сонетов Шекспира С. Маршаком и Б. Пастернаком.

Один и тот же сонет у писателей переведён по-разному, а некоторые исследователи отмечают, что их перевод получился образнее текстов-оригиналов, благодаря лексическому богатству русского языка.

Что можно интерпретировать в музыке

В музыкальном искусстве интерпретация означает процесс превращения партитуры (нотной записи) в произведение, отражающее индивидуальное сознание исполнителя. То, каким оно получится, зависит от мастерства, личностных качеств музыканта и от его принадлежности к какому-либо музыкальному направлению.

Сущность интерпретации в музыке точно выразил композитор А.Н. Серов: «Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силой своего таланта освещают изнутри, вкладывают туда целый мир ощущений из своей собственной души».

Каждое значительно исполненное произведение талантливым музыкантом вносит изменения в первоначальную задумку композитора. При неизменном нотном тексте варианты исполнения могут заметно отличаться у разных музыкантов или даже у одного человека в разное время.

Один из лучших интерпретаторов скрипичной музыки Л. Ауэр писал: «Не существует точно установленного способа исполнения артистом музыкального произведения. Обязанность исполнителя заключается в том, чтобы проникнуть в дух сочинения и раскрыть намерения композитора».

Проба Эббингауза

Проба Эббингауза предназначена для выявления критичности мышления; исследования зависимости между оценкой экспериментатора и влиянием этой оценки на критическое отношений больных к своим ошибкам. Оборудование: текст с пропущенными словами. 1) Стал дед очень стар. Ноги у него не______________________________. Глаза не _________________________, уши не _________________________. Зубов не стало. И когда он ел, у него текло изо_________________________, Сын и невестка перестали его за _____________________сажать и давали ему __________________за печкой. Снесли ему раз обедать в ________________, он хотел ее подвинуть, да уронил на ____________________________, чашка и__________________. Стали тут______________бранить старика за то, что он им все в ______________портит и ____________________бьет.

2) Над городом низко повисли снеговые_____________________. Вечером началась_____________________. Снег повалил большими_________________________. Холодный ветер выл, как __________________, дикий____________________________. В конце пустынной и глухой______________________ вдруг показалась какая-то старая женщина. Она медленно и с __________________________________________________ Перебиралась по ______________________________. Она была худа и бедно______________________. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали___________________________ей идти. На ней было плохое_______________________с узкими рукавами, а на плечах___________________. Вдруг женщина__________________________ и наклонившись, начала что-то________________________________ у себя под ногами. Наконец, она стала на _________________________ и своими__________________________посиневшими от ___________________ руками стала _____________________________по сугробу.

3) Если хотят ехать, идут на ___________________. Сначала в__________________, покупают себе__________________. Уже готов_____________________ с длинным ___________________вагонов. Быстро входят и _______________________ места. Медленно начинают вертеться_____________________. Поезд_______________, оставшиеся машут__________________________________.

Протокол: Отдельный протокол вести не обязательно. Инструкция: 1. «Заполните каким-либо словом каждый пропуск». 2. После заполнения текста, независимо от наличия или отсутствия в нем грубых ошибок: «Вы допустили ошибку. Сделайте это задание еще раз, но теперь будьте более внимательны, постарайтесь исправить свою ошибку». Интерпретация. 1) Здоровые испытуемые легко ориентируются в незнакомом тексте, прочитав 2–3 предложения понимают, что имеют дело со связанным по смыслу рассказом. В трудных местах текста иногда бывают ошибки, которые исправляют при повторном заполнении. При повторном заполнении пишут те же слова или заменяют их синонимами. 2) Больные с органическим поражением мозга хуже ориентируются в тексте, чаще допускают ошибки, медленней работают. После критических замечаний экспериментатора исправляют ошибки, но работают еще медленней. 3) Больные шизофренией при первом заполнении текста допускают грубые ошибки, не соотносят вставленные слова с предложениями (а не только совсем текстом), проявляют безразличие в случае затруднений. После критических замечаний и дополнительной инструкции ничего не исправляют, повторное заполнение текста не отличается от первого.

В живописи

Произведения живописи всегда рассматриваются как предмет интерпретации. Необходимо принимать во внимание различие двух картин мира – художника и созерцателя:

  1. первый рисует произведение исходя из окружающей его действительности, его мировоззрения и чувств;
  2. второй может только догадываться, о чём своей картиной хотел сказать автор, соотносятся ли его восприятие (что это?) с задумкой художника.

Произведения художников-абстракционистов (В. Кандинского, К. Малевича, П. Пикассо), пожалуй, нуждаются в этом больше всего.

Рисуя картины в этом стиле, мастер применяет для интерпретации предмета визуальный язык форм, линий, контуров и цветов. Это сильно отличается от традиционных направлений живописи, в которых предметы интерпретируют ближе к общепринятым представлениям.

Ig G – расшифровка анализа на антитела к коронавирусу

Для определения иммуноглобулинов класса G в крови используют качественный и количественный метод определения антител. Ниже представлена таблица с расшифровкой иммуноферментного анализа на коронавирус (показатель igG при коронавирусе).

Индекс антител к коронавирусу – расшифровка титров

Результат Индекс Значение
Отрицательный Меньше 0,8 Пациент либо не сталкивался с заболеванием, либо проходил процедуру в острой фазе.
Пограничный 0,8-1,1 Нужно сделать повторный тест через 14 дней. Возможно, тест был сделан в начале заболевания или в процессе выздоровления.
Положительный Больше 1,1 Данный уровень антител к коронавирусу у взрослых является нормой. Человек переболел коронавирусной инфекцией несколько месяцев назад, и гуморальный иммунитет успел сформироваться.

Антитела класса G к коронавирусу – расшифровка результатов

1 800 титр антител к коронавирусу (положительный результат) является нормой. При этом иммуноглобулины класса A и M в крови должны отсутствовать. Их наличие свидетельствует о стадии выздоровления.

Расшифровка результатов теста на антитела к коронавирусу

Как расшифровать качественный тест на антитела к коронавирусу

Есть/Нет Ig G

(Есть)

Ig G

(Нет)

Ig M (Есть) 1 вариант 2 вариант
С момента заражения прошло 5-10 недель. В крови еще присутствуют IgM, но уже образуются IgG Острая фаза заболевания. С момента заражения прошло 1-3 недели
Ig M

(Нет)

3 вариант 4 вариант
С момента болезни прошло несколько месяцев. Вы могли перенести заболевание в бессимптомной форме Вы не сталкивались с вирусов или с момента заражения прошло не более 7-ми дней

Антитела к коронавирусу – таблица с расшифровкой результатов

Во 2-м и 4-м варианте

(при наличии подозрительных симптомов) рекомендуется сдать ПЦР тест на коронавирус для выявления вредителя.

Полное отсутствие иммуноглобулинов может также означать, что:

1) Не были соблюдены условия подготовки и результат искажен

2) Симптомы гриппа или ОРВИ были похожи на симптомы коронавируса,

3) Пациент перенес заболевание в легкой форме, и антитела не выработались.

4) Пациент перенес заболевание в тяжелой форме, и антитела быстро исчезли.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]