Современные классификации методов психологического исследования

Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.

Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.

Стандартизированные и качественные методы

Первое разделение методов психодиагностики, о котором мы скажем, касается содержательной части. Исходя из неё, методы психодиагностики делятся на:

  • Стандартизированные методы
  • Клинические методы

Стандартизированные методы психодиагностики считаются наиболее эффективными, если требуется получить данные по группе людей в сжатые сроки, а также принять какое-либо конкретное решение, основанное на количественном обосновании надёжности. Стандартизированные методы защищены от различного рода ошибок, которые могут возникнуть по причине низкой квалификации реализующего методы специалиста.

Качественные методы психодиагностики являются более результативными, если их применяют опытные специалисты-психологи, например, специалисты по подбору персонала или профессиональному отбору и т.п. Посредством качественных методов можно с большей точностью и глубиной изучить личностные особенности людей, однако для своей реализации они требуют существенно большее количество времени. Поимо прочего, профессиональные психодиагностики сходятся во мнении, что качественные методы могут быть ещё эффективнее, если психолог проводит с человеком психологический тренинг, психотерапию или психологическую коррекцию, основываясь на результатах применения метода.

Сущность и особенности психодиагностики

Психологическая диагностика в качестве отрасли психологического знания используется для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей людей. Она необходима для определения различий между группами людей, которые объединены по какому-либо признаку.

Функции психодиагностики выполняются для решения практических задач, объединяясь через понятие «постановка психологического диагноза». Понятие означает «распознавание», «обнаружение».

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В соответствии с современным общенаучным преставлением, «психодиагностика» представляет собой распознавание состояния некоторого объекта с помощью быстрой регистрации его существенных параметров. В последующем они должны быть отнесены к определенной диагностической категории и подвержены прогнозированию поведения и принятия решения о возможностях воздействия на выявленное поведение в желаемом направлении.

Современное понимание «психодиагностики» тесным образом соприкасается с понятием «психологическое тестирование», но полностью к нему не сводится. Помимо тестовых методик выделяют и экспертные (клинические) психодиагностические методики.

Малоформализованные и высокоформализованные методы

В психодиагностике выделяют также методы, исходя из того, насколько они формализованы. Таким образом, выделяют две группы методов:

  • Малоформализованные методы
  • Высокоформализованные методы

К группе малоформализованных методов относятся такие, которые реализуют потенциал общих методик психологической диагностики человека. Среди них выделяют анализ результатов деятельности, диагностическую беседу, наблюдение и т.п. Применение таких методов предполагает высокую квалификацию специалиста, т.к. в большинстве случаев у этих методов отсутствуют стандарты реализации и трактовки результатов.

Среди высокоформализованных методов выделяют всевозможные формы тестирований и опросов. Отличаются они множеством характеристик, например, строгим регламентом проведения, обработки результатов и их интерпретации, высокой степенью достоверности и т.п. По этой причине процедура диагностики выстраивается так, чтобы никто из испытуемых не обладал какими-либо преимуществами перед остальными.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.
  2. Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.
  3. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
  4. Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).
  5. Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Тестовые и опросные методы

Рассматриваемые нами далее два вида методов относятся к высокоформализованным методам. Наиболее популярным среди них считаются тестовые методы, основной которых является тестирование, подразумевающее решение стандартизированных заданий, целью чего является определение количественных (в некоторых случаях – качественных) характеристик, описывающих психологические особенности личности по заданным параметрам. Содержательно тестовые методы разделены на ряд групп:

  • Личностные тесты
  • Тесты достижений
  • Тесты способностей
  • Тесты интеллекта

При помощи таких тестов становится возможным дать объективную оценку уровню развития личностных особенностей человека, которые можно отнести к психическим процессам и образованиям.

Опросные методы применяются в психодиагностике для определения уровня развития психических свойств личности. Эти методики имеют форму опросов, направленных на изучение психологических особенностей личностной сферы испытуемых. Оценка же даётся после интерпретации ответов, которые дают испытуемые на поставленные вопросы (как правило, предлагается несколько вариантов ответов).

На практике среди специалистов по психодиагностике распространено применение методов, включающих в себя как тестовые, так и опросные задания. Такие методы называются тест-опросными.

Прикладные исследования

Цель прикладного исследования — получение практического результата в конкретных жизненных ситуациях. Такие исследования производятся, как правило, по заказу со стороны заинтересованных лиц. Конечный результат содержит сформулированные рекомендации, выполнение которых должно привести к ожидаемому эффекту. В данных исследованиях применяются теоретические и эмпирические знания, разработанные и апробированные научные методы и методики.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды психологического исследования 450 ₽ Реферат Виды психологического исследования 230 ₽ Контрольная работа Виды психологического исследования 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Методы по форме проведения

Методы психодиагностики могут различаться и по форме проведения – они могут быть индивидуальными, групповыми, бланковыми (письменными), устными, машинными (аппаратурными), компьютерными, а также вербальными и невербальными. Одновременно с этим, все они состоят из нескольких составных частей, а именно из:

  • Руководства по работе
  • Стимульного (тестового) материала
  • Листа регистрации ответов
  • Ключа для обработки ответов
  • Интерпретационного материала для трактовки результатов

В том случае, если процедуру психодиагностики проходит один человек, она называется индивидуальной, а если несколько людей, то групповой. И у индивидуального и у группового метода есть свои плюсы и минусы.

К примеру, групповые методы позволяют изучить особенности большого количества людей, отличаются более однообразными условиями реализации, а также упрощают работу специалиста и требуют меньше времени для получения результатов. Однако недостатками можно назвать сниженную возможность установления контакта и понимания с испытуемыми и формирование у них позитивной мотивации относительно диагностирования сферы их личности. В то же время, подобных недостатков нет у индивидуальных методов, но они позволяют работать лишь с отдельными людьми.

Практически все методы психодиагностики, которые используются в наше время, являются письменными (бланковыми), т.е. имеют форму письменных заданий, чтобы выполнить которые, достаточно снабдить исследуемых людей листами регистрации ответов и письменными принадлежностями. Но и устные методы сегодня продолжают применяться, пусть и несколько реже. В процессе проведения устного психодиагностирования исследователь задаёт вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Машинные (аппаратурные) методы психодиагностики подразумевают использование для регистрации ответов и интерпретации данных специальных технических средств (особых машин и другой диагностической аппаратуры), которые функционируют на механическом принципе. Если же применяется компьютерный метод, например, компьютерный опрос или тестирование, то обработка полученной информации многократно упрощается, как и их интерпретация, т.к. все данные имеют форму таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.п.

Важно заметить также и то, что компьютерная психодиагностика позволяет в кротчайшие сроки проанализировать полученные данные, что было бы невозможным, если бы применялись другие методы, ведь они требуют немалых временных затрат. По этой причине специалисты имеют возможность на глубинном уровне продиагностировать индивидуальные особенности мышления людей, определить темповые и другие характеристики их деятельности.

В случае использования вербальных методов психодиагностики исследователь и испытуемый взаимодействуют в вербализованной (словесно-логической) форме. Когда же применяются невербальные методы, стимульный (тестовый) материал имеет форму графических изображений, чертежей, картинок и т.д.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии. Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени. Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными. Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка. Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека. Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В психологии наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг, обучение, психотерапевтическое воздействие.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный).

Проективные методы

Для них характерен глобальный подход к оценке личности. Испытуемым предлагают закончить предложения, интерпретировать картинки и другое. В этой группе методик нет неправильных или правильных ответов, диапазон решений достаточно широк. Личность оценивают по ее «проекции» в ответах.

Для любой науки существуют свои методы диагностики и исследования, и психология не исключение. Изучаются и разрабатываются новые методы, исследователи комбинируют уже существующие. Все это для того, чтобы всесторонне изучить интересующий объект и углубиться в такую сложную систему, как личность.

Наблюдение

Метод наблюдения применяется в нескольких вариантах.

Внешнее наблюдение позволяет собрать данные о психологии и поведении человека посредством прямого наблюдения со стороны.

Внутреннее наблюдение применяется психологом-исследователем, когда он хочет изучить явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании.

В свободном наблюдении можно менять предметы и объекты наблюдения, его характер в процессе наблюдения.

Стандартизированное наблюдение подразумевает наличие заранее определенного и четко ограниченного предмета наблюдения. Оно проводится по определенной программе независимо от происходящего в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем.

При включенном наблюдении исследователь является непосредственным участником процесса, за которым он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в изучаемом процессе.

Тесты

С помощью тестов можно получить количественную или качественную точную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают четко организованную процедуру сбора и обработки данных и своеобразие их интерпретации.

Тест-опрос основан на вопросах продуманных и тщательно отобранных по валидности и надежности, по ответам на которые можно характеризовать психологические качества испытуемых.

Тест-задание дает возможность оценить психологию и поведение человека на основе его действий. Основой проективных тестов является механизм проекции, при котором неосознаваемые собственные качества человек приписывает другим людям. Проективные тесты хорошо помогают изучить психологические и поведенческие особенности людей, которые вызывают негативное отношение.

Опрос

Опрос предполагает ответы человека на ряд задаваемых вопросов. Есть несколько вариантов опроса.

Устный опрос применяется тогда, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением человека, который отвечает на вопросы. Данный вид опроса позволяет глубже проникнуть в психологию человека, но требует при этом специальной подготовки и больших временных затрат на проведение исследования.

Письменный опрос дает возможность охватить большую аудиторию. Распространенной формой письменного опроса является анкета. Но применяя анкету, нельзя учесть реакцию отвечающего на содержание обозначенных в ней вопросов и изменить их.

Свободный опрос — это разновидность устного и письменного опроса, при котором вопросы и ответы заранее не ограничены определенными рамками. Опрос такого типа дает возможность гибко менять тактику исследования, содержание вопросов и получать на них нестандартные ответы. Но при этом стандартизированный опрос более экономичен по времени и материальным затратам, чем свободный опрос.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]