Лекция по теме «Восприятие. Свойства, классификации. Нарушения восприятия»

Восприятие – это один из процессов, который позволяет человеку понимать окружающий мир, создавать его субъективную картину. Именно от восприятия зависит поведение человека, его видение. Наша жизненная энергия тратится на определенные вещи, а эти траты и определяются восприятием. Не стоит путать восприятие с ощущениями. Если ощущения – это конкретные чувства, показывающие отдельные характерные особенности или свойства предметов, то восприятие воздействует на человека целостно.

Чтобы лучше понять, что такое восприятие, следует разобраться с его особенностями. Существует несколько видов восприятия. Оно может быть социальным или личным, может быть первичным или вторичным, может быть управляемым или неуправляемым. Каждый человек имеет собственную картину мира, сложившуюся благодаря восприятию. Именно поэтому мы такие разные, у нас разные взгляды и точки зрения. Мнение, основанное на восприятии, может отличаться даже у близких людей.

Объяснить схему воздействия восприятия на поведение разных людей лучше на примерах. Возьмем бытовую ситуацию – сломанный замок на входной двери. Члены семьи воспримут эту ситуацию по-разному, их жизненная энергия может быть направлена в совершенно противоположных направлениях.

Например, глава семейства будет использовать опыт. Он оценит все недостатки замка и купит новый, который будет в лучшую сторону отличаться от сломанного. Жизненная энергия главы семейства направлена на действие. Жена обычно начинает переживать и искать виноватого в случившемся. Ее установка – «у нас постоянные проблемы». Это негативные эмоции, и жизненная энергия жены будет идти именно в этом, негативном направлении. Старшее поколение, дедушка или бабушка, воспримут эту ситуацию совершенно по-другому. Им нужно будет остаться дома, чтобы поменять замок. Это значит, что можно отложить накопившиеся дела и отдохнуть. Такие люди сильно зависят от случайностей, обычно вся ответственность за собственные действия перекладывается именно на случай. Жизненная энергия идет в направлении подсказок от жизни, они постоянно ищут оправдание своим действиям. Причем оправдание должно быть непреодолимой силы, а не собственное желание.

Восприятие человека довольно активно воздействует на нашу повседневную жизнь. Неудовольствие и неудовлетворение – это результат направления жизненной энергии по пути негативных эмоций. Некоторые люди специально выискивают недостатки или проблемы в любой сложившейся ситуации, сосредотачиваются на отрицательных моментах. Естественно, что и жизнь их будет полна неудовлетворенности. Это путь жены из предыдущего примера. Если подходить ко всему более рационально, как поступил глава семейства, то можно воспитывать в себе ответственность, использовать ситуацию как источник опыта или новых знаний. Если видеть только хорошее в ситуации, то это может оказать двойственное влияние. Либо мы, как бабушка из примера, уйдем от реальности, будем зависеть только от случая, от подарка судьбы. Либо мы сможем открыть новые просторы и горизонты для развития.

Влияние восприятия на жизнь понятно, но следует ли учиться управлять им? Да, следует, но делать это нужно осторожно. Не стоит заострять внимание только на положительных аспектах ситуации. Так можно пропустить опасности, которые тоже подстерегают нас. Если видеть только плохое, то неудовлетворенность негативно скажется на нашем состоянии и душевном спокойствии. Оптимальный вариант – изучать все аспекты ситуации, обращать внимание и на положительные, и на отрицательные стороны. Тогда управление восприятием принесет нужные плоды.

Социальная перцепция и ВЧЧ

Содержание перцептивной стороны общения конкретизируется в понятии социальной перцепции. Социальная перцепция – это восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (личностями или группами) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп, социальных явлений и т.д.).
Одной из разновидностей социальной перцепции является восприятие человека человеком (ВЧЧ). Восприятие людьми друг друга включает:

  • Восприятие внешних признаков партнера по общению;
  • Соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого человека;
  • Интерпретацию на этой основе его поступков и достижений, причин его поведения;
  • Формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.

Лекция по теме «Восприятие. Свойства, классификации. Нарушения восприятия»

Лекция 4.
Восприятие. Виды восприятия.Роль восприятия в профессиональной деятельности.
План:

  1. Понятие восприятия.
  2. Виды восприятия.
  3. Межличностное восприятие.
  4. Факторы, влияющие на межличностное восприятие.
  5. Роль восприятия в профессиональной деятельности.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство.

Для иллюстрации принципиального отличия процесса восприятия от процесса ощущения можно вспомнить притчу о трех слепых, которые гу­ляли по зоопарку и по одному подходили к вольеру со слоном. Когда их спросили потом, что такое слон, то один сказал, что он похож на толстую веревку, другой — что слон напоминает лист лопуха: он плоский и шер­шавый, а третий сказал, что слон напоминает высокую и мощную колон­ну. Такое разнообразие описаний одного и того же животного заключа­лось в том, что один слепец взял слона за хвост, другой потрогал за ухо, а третий — обнял ногу. Соответственно они получили разные ощуще­ния, и никто из них не смог построить целостное восприятие объекта.

Восприятие

— целостное отражение предметов и явлений в сово­купности их свойств и частей при их непосредственном воздей­ствии на органы чувств.

В процессе восприятия формируются образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление.

В результате ощущений возникает более сложный психический процесс, называемый в психологии вос­приятием. Благодаря ощущениям человек получает возможность судить, например, о цвете, массе, запахе продуктов. Однако продукты различаются между со­бой не отдельными единичными признаками и свойст­вами, а их совокупностью. Отражение в сознании ка­кого-то отдельного свойства продукта (например, за­паха) есть ощущение. Отражение всех свойств этого продукта (цвета, вкуса, запаха, массы и т.д.) есть восприятие его.

Восприятие, хотя и образуется на основе ощуще­ний, не сводится к их суммированию. В процессе вос­приятия участвуют и другие процессы и состояния: мышление, воображение, эмоции и чувства.

Виды восприятия

  • Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.
  • Восприятие пространства — чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение.
  • Восприятие сложных звуков – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Мир сложных звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия. К таким группам можно отнести: звуки синтетической среды (технических объектов), голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки.
  • Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Восприятие устной речи является внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование).
  • Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Организация восприятия

Учеными, работающими в этом направлении — М.Вертхеймером и В.Келлерем экспериментально было доказано, что:

1.
Люди склонны организовывать свое восприятие в «простые» схемы.
Это означает, что простое восприятие стимула предпочтительнее даже при наличии возможности сложного восприятия

В ходе исследования при запросе психологов соединить точки стимула «А» большинство людей заключало их в круг «Б», несмотря на то, что те же точки можно соединить двумя квадратами «В». Подобным же образом потребители приходят и к более простым интерпретациям рекламного обращения. Это особенно актуально для печатной рекламы. Нередко встретишь рекламные листовки и проспекты со сложными графическими иллюстрациями и комбинациями «заумных» слов. Экстравагантная реклама, безусловно, привлекает внимание, но редко запоминается. В силу данной закономерности.

2. Организация восприятия идет по двум основным схемам: образ – фон.

Первая — это образ,

т. е. те элементы поля восприятия, которые привлекли к себе наибольшее внимание. Оставшиеся менее значимые элементы, составляющие окружение, называются фоном.

3. Восприятие целостно

. Человек склонен разрабатывать полную картину восприятия, даже если некоторые ее элементы отсутствуют.

4. Восприятие носит избирательный характер

. Оно направлено прежде всего на ту информацию, которая необходима в настоящее время человеку для принятия определенного решения. Такое целенаправленное восприятие называется наблюдением.

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Деперсонализация


это
одно из расстройств психики, характеризующееся нарушенным самовосприятием либо полным отсутствием оного.
Это
значит, что больной воспринимает собственные чувства и мысли отчужденно, как будто наблюдая со стороны. По сути, человек просто перестает связывать свою личность и тело.

Деперсонализация – это синдром, при котором нарушается нормальное восприятие себя и окружающего мира.

Сознание человека будто раздваивается: одна часть личности становится нейтральным наблюдателем, который смотрит на все происходящее со стороны, а вторая часть испытывает дискомфорт и панику из-за кажущегося ощущения потери контроля над собственным телом и разумом.

Подобное состояние нередко возникает как защитная функция психики на сильное потрясение и стресс, может быстро пройти само собой, не вызывая патологии, и не требовать специального лечения. Однако затяжной синдром опасен неадекватным поведением, причинением вреда себе и окружающим и склонностью к суицидальному настроению. При глубоком неврозе человеку требуется медикаментозная и психотерапевтическая помощь.

Описание синдрома

Деперсонализацию личности описывали французские психиатры в начале XIX века. Ученые того времени обращали внимание на чувство отчуждения от своего тела, на которое жаловались пациенты. Такая диссоциация собственному «Я» и стала основой для изучения странного синдрома.

В современной диагностике деперсонализация входит в симптоматику клинической картины целого ряда психических расстройств. Например, таких заболеваний как:

  • депрессия;
  • биполярное расстройство;
  • шизофрения и др.

Синдром часто наблюдается после панических атак, фобий или при каком-либо неврозе. Но нередко возникает и сам по себе, как ощущение нереальности происходящего. Особенно в состоянии физического переутомления, эмоционального потрясения или резкого испуга.

Стремясь абстрагироваться от возникшей стрессовой ситуации, мозг человека переключается в «защитный» режим, снижая эмоциональную окраску и сенсорную чувствительность: краски кажутся поблекшими, звуки – приглушенными, предметы – странными на ощупь. Из-за всего этого появляется ощущение неузнаваемости окружающей обстановки и необычности собственного восприятия мира.

Эпизодически такое чувство возникает более чем у 75% людей. Лечить его нет нужды, оно не относится к расстройствам психики.

Настоящую же патологию определяет длительность периода деперсонализации и определенные «стойкие» симптомы, которые со временем не исчезают, а только усиливаются.

Клиническая картина

Деперсонализация характеризуется по целому ряду признаков, которые условно делятся на три группы:

  • снижение эмоциональной окраски восприятия окружающего мира;
  • притупление сенсорно-физических ощущений;
  • состояние психической невосприимчивости.

Первая группа – это симптомы эмоциональной «холодности»:

  • отсутствует чувство радости от общения с детьми, родителями, близкими друзьями;
  • равнодушие к страданиям окружающих людей;
  • невозмутимость и отстраненность в ситуациях, в которых раньше человек испытывал гнев и раздражение;
  • потеря чувства юмора и восприимчивости к музыке.

Из всех чувств ярко могут проявиться только страх перед дезориентацией в пространстве и потерей контроля над собственным телом. Человек испытывает растерянность, не узнавая привычных мест, не понимая, как он здесь оказался и что ему нужно сейчас делать. Это чувство со временем гложет и угнетает все больше.

К нарушениям нормального физического восприятия мира относят следующие симптомы:

  • яркие краски могут казаться серыми, в некоторых случаях даже появляется дальтонизм;
  • отдельные предметы будто размыты и не имеют четких границ;
  • звуки воспринимаются приглушенными, словно человек находится в воде;
  • снижается чувствительность к холодному и горячему;
  • может отсутствовать боль при незначительных уколах и порезах;
  • нарушаются вкусовые ощущения.

К физическим проявлениям патологии относят дезориентацию в пространстве, нарушение координации и потерю аппетита из-за отсутствия чувства голода.

Психические симптомы синдрома выражаются в следующем:

  • Частичная потеря индивидуальности: человек не помнит, что ему нравится, а что нет.
  • Дезориентация во времени: человек может просидеть без действия несколько часов и не знать, сколько времени прошло. В некоторых тяжелых случаях люди не ориентируются, который наступил день недели или месяц.
  • Потеря мотивов и стимулов. Люди, страдающие деперсонализацией, не желают ходить на работу, в магазин, стирать свои вещи и готовить еду, так как не видят в этом необходимости.

Человеку при подобном неврозе постоянно кажется, что он играет какую-то роль в скучной пьесе. Он видит свою жизнь со стороны, словно сновидение.

Одним из главных признаков деперсонализации психологи называют чрезмерную погруженность человека внутрь себя. На первых этапах синдрома, люди ясно осознают, что как-то неправильно воспринимают собственную личность, и испытывают по этому поводу душевное смятение, которое сильно угнетает. Они пытаются понять, что с ними происходит, но еще больше укрепляются в личном ощущении нереальности или нелепости действительности и избегают общения.

Причины возникновения

Деперсонализация практически всегда связана со стрессовыми ситуациями, в которых психика сопротивляется, переключая внимание человека на взгляд «извне».

Это помогает снизить эмоциональную нагрузку, но оставляет возможность мыслить логически. Отсюда и притупленное сенсорное восприятие мира, и глубокая рефлексия.

Исключением является клиническая шизофрения, при которой раздвоение личности имеет несколько иные причины. В случае этого серьезного психического расстройства деперсонализация является лишь одним из симптомов недуга, лечить который довольно сложно.

Физиологические процессы, как причины возникновения синдрома, описываются следующим образом: в ответ на сильный стресс организм вырабатывает повышенное количество эндорфинов, которые усиленно атакуют рецепторы. В результате система, отвечающая за эмоции (лимбическая система), не в состоянии справляться с хаотической стимуляцией и частично отключается.

Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

Контрольные вопросы

  1. Что такое восприятие.
  2. Перечислите виды восприятия. Кратко охарактеризуйте их.
  3. Какие факторы влияют на формирование первого впечатления о человеке.
  4. Опишите роль восприятия в профессиональной деятельности официанта, бармена и менеджера ресторана.

8

Восприятие внешних признаков партнера по общению

  1. Физический облик (тип телосложения, рост, цвет волос и т.д.) – позволяет определить национальность, возраст, пол и другие общие характеристики.
  2. Экспрессивные движения (мимика, жесты, позы, походка) – отражают эмоциональное состояние человека и некоторые свойства личности. Например, скорость походки позволяет сделать вывод о типе темперамента и т.п.
  3. Оформление внешности (одежда, украшения, макияж, прическа) – говорит об уровне развития эстетических потребностей, о личностных свойствах и мотивах человека. Например, яркая и необычная одежда говорит о стремлении человека быть в центре внимания.

Тенденция к середине

Если человек действительно не может определиться, как отнестись к своему новому знакомому, если он в чем-то не уверен, то очень часто он просто усредняет. Это означает: воспринимает на более нейтральном уровне.

«Не знаю» или «Давай посмотрим». Однако правильнее было бы чётко позиционировать себя.

Как говорится, невозможно быть «не совсем беременной». Либо ты беременна, либо нет. Это означает, четкое «да» или «нет» более уместно в восприятии других людей и ситуации.


Image by leoessen from Pixabay

Принятие решения в общении – порой проблема для многих. Потому что восприятие имеет большое влияние на общение, а также на поведение. Чаще всего проще придерживаться нейтралитета, чем определиться со своим отношением.

Соотнесение внешних признаков с личностными характеристиками и интерпретация поведения

Соотнесение внешних признаков с личностными характеристиками воспринимаемого человека и интерпретация на этой основе его поступков и достижений, причин его поведения происходит при помощи двух основных механизмов:

  1. Атрибуция – приписывание партнеру по общению каких-либо качеств на основе восприятия. В том числе каузальная атрибуция – приписывание причин поведения.
  2. Стереотипизация – приписывание воспринимаемому человеку набора качеств на основе отнесения его к определенному классу. Стереотип – это обобщенный и устойчивый образ целого класса людей, основанный на общественном или личном опыте. Стереотипы продолжают действовать даже тогда, когда в ходе общения доказана их несостоятельность.

Кроме атрибуции и стереотипизации, в формировании представления о другом человеке в процессе его восприятия участвуют следующие механизмы:

  1. Идентификация – уподобление, отождествление себя с другим, лежащее в основе эмпатии – вчувствования во внутренний мир другого человека;
  2. Рефлексия – самоанализ и анализ поступков, действий, слов другого человека, а также анализ обратной связи, т.е. того, как воспринимаемый оценивает воспринимающего.

Сенсорный порядок

Однако чувства формируют не только содержание общения. С ними также существует ряд определенных правил поведения, которые идут рука об руку с невербальным общением. Есть порядок, который возникает благодаря взаимно стабилизирующим ожиданиям. Человек A ожидает определенной реакции от человека B, а также ожидает, что этот человек B также ожидает чего-то от человека A. Ожидания ожидаются – звучит смешно, но это точное описание процесса общения.


Giphy

При общении обычно приветствуется прямой, ищущий зрительный контакт, тогда как когда взгляд опускается, обычно наступает тишина. Игорь ожидает, что, когда Маша смотрит на него, проходя мимо, она приветствует его, и он также знает, что Маша ожидает от него того же.

Такие правила поведения складываются десятилетиями и постоянно меняются. Если кто-то высморкается в нашем поезде, на него не будут смотреть с неодобрением. Но кто знает, вдруг через несколько лет звук шмыгания носом в общественных местах будет считаться неуместным, как сегодня в Японии.

Формирование эмоционального отношения

Формирование эмоционального отношения к партнеру по общению зависит от следующих факторов:

  1. Свойства объекта восприятия (воспринимаемого человека), его имидж:
      внешняя привлекательность,
  2. социально-психологические качества (уровень образования, социальный статус и т.д.),
  3. манера поведения;
  4. Свойства субъекта восприятия (воспринимающего человека):
      самооценка (люди с низкой самооценкой склонны отрицательно относиться к окружающим, с высокой – положительно),
  5. интеллект (люди с низким интеллектом склонны положительно относиться к окружающим),
  6. состояние субъекта восприятия (чем хуже состояние, тем выше склонность к отрицательному отношению к окружающим);
  7. Соотношение свойств субъекта и объекта восприятия (зависит от содержания конкретных личностных качеств):
      Принцип сходства: людям нравятся партнеры по общению, похожие на них самих, особенно по ценностям, уровню образования, социальному статусу.
  8. Принцип различия: действует по некоторым свойствам личности, например, властному человеку будет нравится податливый, и наоборот.
  9. Характер взаимодействия. Симпатия возникает в ответ на положительное отношение партнера по общению, т.е. симпатии способствует сотрудничество и препятствует соперничество.

Что такое эффект ореола

Иногда мы производим определенное общее впечатление. Это свойства, в которых все остальное затмевается. Автомобиль хороший тому пример. Если кто-то, например, бывшая одноклассница приезжает на отличной машине, сразу возникает мысль:

— Эй, она успешна. У неё есть деньги.

Люди также могут судить о том, кто носит деловой костюм, совсем не так, как о том, кто всегда в джинсах. Здесь тоже можно сильно ошибаться. Достаточно послушать истории от продавцов автомобилей, которые судят покупателей одинаково – по внешнему облику. Так проявляется чистая субъективность в восприятии.

Покупатель приходит в отличном костюме и смотрит на дорогую машину. Это видит продавец. Он думает, у клиента есть деньги, конечно, он может себе позволить дорогой автомобиль. Затем появляется другой покупатель, непринужденный и небрежный, смотрит на ту же машину, но продавец сразу же оценивает его по-другому. Тебе знакомы такие истории?

Какие факторы влияют на восприятие

Вообще говоря, тот факт, что люди воспринимают и судят по-разному, объясняется тем, что они никогда не воспринимают друг друга независимо от контекста. И, конечно, у каждого человека этот контекст выглядит по-разному. Его формируют такие индивидуальные (жизненные) факторы, как происхождение и воспитание, личность, опыт, знания и привычки. Это также зависит от того, насколько сильным является соответствующее сенсорное впечатление.

У каждого есть свой индивидуальный порог стимула, более высокий или низкий. Тот, кто живет в одиноком доме в лесу, гораздо более чувствителен к шуму, суете и городской жизни, чем тот, кто живет на перекрестке большого города.

Последний, например, услышит громкий гудок проезжающего грузовика, но не заметит даже шороха многих других транспортных средств – и в целом у него будет немного проблем, например, он способен сидеть в уличном кафе, наслаждаться кофе и болтать с кем-то, несмотря на шумную обстановку, чтобы развлечься. С другой стороны, лесной житель воспринимает дорожный шум как серьезный стресс.


Фото автора KoolShooters: Pexels

Кроме того, симпатии и антипатии, а также интересы играют важную роль в оценке восприятия – музыковед обязательно послушает 12-тональную музыку с большим удовольствием, в то время как музыкально менее образованный, «простой» слушатель музыки, вероятно, сочтет ее ужасной.

В этом суть процесса восприятия. Оно настолько разнится от человека к человеку, что фактически невозможно наладить одинаково хороший контакт со всеми.

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение

— это произвольное, планомерное, преднамеренное восприятие, предпринимаемое с определенной целью. Человек воспринимает не все, что видит, а выделяет необходимое для него. Основное условие успешного наблюдения — ясность задачи, затем подготовленность и активность мышления.

Наблюдение

— не самоцель, а средство получения информации необходимой человеку. Наблюдение начинается с правильной постановки задачи, составляется план. Главное в наблюдении систематичность, при этом важно уметь ориентироваться в окружающем мире.

Наблюдательность

— это способность замечать в предметах и явлениях малозаметное, но очень важное (детали, признаки, свойства).

Высокое развитие наблюдательности

предполагает любознательность, стремление познать новое, глубоко вникнуть в окружающий мир, готовность к восприятиям того, что нужно для определенных целей.

Развитие наблюдательности

просто необходимо для всестороннего развития личности, а развиваться она может только одновременно с развитием памяти и мышления.

Вот, наконец-то, мы и провели нашего малыша через мир ощущений и восприятий, он уже готов к дальнейшему познанию мира, теперь для всестороннего развития необходимо заняться его памятью и мышлением.

Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]