В статье доступным языком описаны основные законы и этапы процесса восприятия, которые необходимо знать каждому.
Мы воспринимаем мир через свои ощущения. При воздействии любых объектов на органы наших чувств, в коре полушарий головного мозга образуются временные нервные связи, условно – рефлекторное процессы; раздражители анализируются и синтезируются. Восприятие – это психический процесс поиска признаков, на основе которых можно сформировать и осмыслить образ. При этом наши ощущения отбираются, систематизируется и некоторым образом интерпретируются.
В результате восприятия мы получаем образ. Один из анализаторов в этом процессе играет ведущую роль и определяет важные признаки, а на их основе – и свойства воспринимаемого объекта. Исходя из анализаторов, принимающих участие в процессе восприятия, различают зрительное, осязательное, слуховое, мышечное и др. восприятие.
У человека, как правило, ведущим органом чувств является зрение, и поэтому свойства восприятия изучались прежде всего на этой основе. Исследуя то, что и как влияет на формирование зрительных образов, представителями гештальтпсихологии (начало 19 века, Германия) были выведены законы зрительного восприятия (по М. Вертгеймеру):
- Если фигуры похожи, то есть если их объединяют какие-то общие признаки (например, форма), то на основании сходства наше восприятие объединяет их в группы.
- Если фигуры расположены близко друг от друга, наше восприятие старается их объединить.
- Если фигуры имеют какие-либо похожие изменения, наше восприятие также старается их объединить и сгруппировать.
- Если фигуры находятся в замкнутом пространстве, они воспринимаются лучше, легче.
- Если фигур несколько, их стараются сгруппировать таким образом, чтобы объединить все без исключения, так, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.
Механизм работы мозга, заставляющий придерживаться этих законов зрительного восприятия, наука пока объяснить не может. Поэтому выявленные закономерности пока просто воспринимаются как феноменологические.
К законам восприятия следует отнести и следующие наблюдения:
- Что бы мы ни воспринимали, мозг структурирует поступающие сигналы, воспринимая их как фигуру и фон. То, что нам ясно, чётко воспринимается – это фигура, а её окружение – фон. При переключении внимания фон и фигура могут меняться местами (как на рисунке вазы Рубина). Это выделение «фигуры» из «фона» может касаться не только зрения, но и, например, слуха (мы «выхватываем» из потока шума интересующие слова: например, своё имя), обоняния и т.д.
- Что бы мы ни наблюдали, недостающие фрагменты мозг старается «дорисовать» до целой фигуры, проявить целостность образа. Это касается не только изображения, мелодии, элементов фраз или слов, это и закон восприятия человека человеком: мы домысливаем то, чего не знаем, на основании того, что видим и слышим.
- Но восприятие влияют наши ожидания, догадки, предположения: то, что нам предъявляют, мы воспринимаем, исходя из его окружения, уподобляя похожему. Например, как проявление этого закона, при восприятии человека человеком мы приписываем людям черты, которые ожидаем у них увидеть.
В психологии выделяют также следующие законы восприятия:
- Восприятие связано с работой мышц, с движениями, содержащими информацию об объектах, которые воспринимаются.
- Уже сформировавшиеся образы относительно устойчивы, особенно если связаны с мышлением.
- Необходимым условием правильного восприятия является постоянное поступление новой информации, уточняющей и корректирующей формирующийся образ.
- В процессе развития восприятия формирование образов зависит от получаемого опыта, ощущений, а когда восприятие уже сформировалось, характер образов частично определяется происходящими в организме внутренними процессами.
Особенности развития человека
Установлены некоторые законы восприятия окружающего мира за счет простых опытов и наблюдений. Так, исследователи сравнивали пассивных детей и подвижных в определенных условиях. Одним из таких опытов являлось наблюдение за людьми, оказавшимися в перевернутом пространстве.
Законы восприятия действуют на всех без исключения. Доказательством тому служит опыт с очками, отображающими окружающий мир перевернутым. Человек, носящий такую оптику, будет приспосабливаться к изменившимся условиям.
Мозг начинает выделять объекты и приводить аналогии, взятые из накопленного опыта. Буквально через месяц человек ощущает себя комфортно в новых условиях и живет обычной жизнью. Но стоит ему снять оптику, как он снова теряется в пространстве на некоторое время.
Заметить законы восприятия легко, когда с трассы съезжаешь на улочки города после длительной поездки на высокой скорости. Все кажется настолько медленным, что создается впечатление, будто идешь пешком. Для восстановления ощущения скорости достаточно остановиться совсем на час-другой. Пример с оптикой требует большего времени на адаптацию к меняющимся условиям.
Почему так происходит?
Правильное восприятие пространства напрямую зависит от движений частей тела человека. Важную роль играет не само перемещение из пункта А в Б, а процесс, в котором участвует работа мышц. Адаптация к меняющимся условиям происходит только через моторику, выполнение повторяющихся манипуляций.
Дети познают окружающий мир через постоянную игру. Взрослые более приспособлены к обучению, познанию чего-то нового при движении. В этом заключаются особенности восприятия, что доказывает простейший опыт:
- Одному из взрослых надели оптику, переворачивающую картинку окружающего пространства, и заставили его сразу двигаться, пытаться выполнять ежедневные функции. Поначалу он был в замешательстве, но довольно быстро перестроился и стал воспринимать мир как обычно.
- Другого взрослого заставили быть пассивным и сидеть в кресле, не совершая вообще никаких движений. Ему также одели аналогичную оптику. Даже спустя длительное время он так и не смог подстроиться к изменившимся условиям.
Выводы из опыта
Правильное восприятие пространства напрямую зависит от физической активности индивида. Существует так называемая мышечная память, хотя ее участие не может быть доказано осязаемыми фактами. При движении более активно работают органы слуха, зрения, осязания.
Так более насыщено проходят внутренние процессы формирования способностей восприятия и понимания прекрасного. Для правильного развития человека необходимо движение. По мнению большинства ученых, адекватные образы складываются только при таких условиях.
Движения могут быть и внутренними, имеет значение, чтобы они были мышечными. Даже зрительное восприятие происходит благодаря хаотичному перемещению зрачка глаза. При статичном его положении объект замыливается. Это может быть связано с адаптацией колбочек, палочек.
Доказано, что такое восприятие противоестественное, оно осуществляется, когда наблюдают торможение всех систем организма. Образ предмета будто исчезает из поля зрения человека.
Виды и свойства восприятия
В психологии существуют несколько классификаций видов восприятия.
По модальности:
- зрительное,
- слуховое,
- тактильное,
- вкусовое,
- обонятельное.
По объекту восприятия:
- восприятие пространства (в том числе величин, форм, расположения, рельефа, удаленности, направления);
- восприятие времени (в том числе длительности и последовательности событий);
- восприятие движения (в том числе направление и скорость, положение в пространстве).
По цели:
- произвольное (восприятие подчиняется целям и задачам, которые установил сам человек);
- непроизвольное (что-то невольно притягивает внимание человека и воспринимается им).
По сочетаемости с другими психологическими структурами:
- эмоциональное (сочетается с эмоциями и чувствами);
- рациональное (сочетается с мышлением).
Часто разные виды восприятия сочетаются между собой и включаются в работу одновременно.
Свойства восприятия:
- предметность (способность отражать предметы отдельно, а не общей «кашей»);
- целостность (способность выстраивать обобщенный образ предмета с учетом всех его свойств и качеств);
- структурность (обобщенное восприятие структуры образов, а не проекция мгновенных ощущений, элементов);
- константность (способность сохранять постоянство в восприятии свойств предметов, независимо от их положения, например, грузовик даже на большом расстоянии будет восприниматься как большой автомобиль);
- осмысленность (восприятие перцептивных образов всегда связано с интеллектуальным процессом);
- активность (за один раз мы можем воспринимать только один предмет или одну группу предметов – другие становятся фоном).
Психофизиологические особенности человека
Известным отечественным ученым Сеченовым доказана прямая зависимость между движением физическим и психологическим развитием. Он показал, что такое восприятие окружающего мира является оптимальным. При движении адекватно воспринимаются параметры объектов:
- Размеры: длина, высота, глубина.
- Пропорции относительно других предметов.
- Расстояние до объекта.
- Скорость его движения и своего перемещения.
Невозможно представить статичного человека, реально воспринимающего состояние окружающего мира. Мы часто можем услышать выражение: пока я двигаюсь, я живу. Оно появилось задолго до создания учений о психологии.
В этом заключаются особенности восприятия человеком окружающих объектов. Однако движение влияет и на понимание сути понятия «время». Способностей адекватно оценивать параметры объектов недостаточно. Для существования в этом мире важно ориентироваться во времени.
Мышление и восприятие может быть дробным — периодическая активность организма порождает понятие времени. Интервалы движений помогают человеку ускоряться или замедляться, что дополнительно помогает осознать суть истинных вещей мироздания.
От динамики окружающего пространства и самого человека зависит его мировоззрение. Каждый объект своего рода ощупывается взглядом. При появлении нового предмета зрачок начинает менять свое положение благодаря мышцам. Сравнивается увиденное с базой в памяти, оценивается расстояние, принимаются попытки оценить скорость движения самого предмета.
Органы восприятия получают информацию от мышц в процессе обследования окружающего пространства. Вовлеченными в это оказываются зрачок, ушные раковины, рецепторы носа, нервные окончания кожи рук при непосредственном контакте с предметами. Движение относится к первому условию восприятия.
Восприятие цвета
На сегодняшний день психологи выделяют два основных уровня: ощущение цвета и его восприятие. Но есть ещё один уровень – «чувство цвета» – и он важен и специфичен в художественном творчестве. Если ощущение цвета обусловлено физиологией зрения и считается простейшим психическим актом, то восприятие – процесс более сложный, связанный с определёнными психологическими закономерностями. А вот чувство цвета связано скорее с эстетической и эмоциональной сферами.
Существуют некоторые законы восприятия цвета человеком. Они обусловлены особенностями восприятия нашим органом зрения цвета при разных условиях. При восприятии цвета играет роль освещение и адаптация, яркость и индукция. Тонкости природы цвета, сочетания и характеристики цветов, законы восприятия цвета человеком – предмет изучения колористики. Но на некоторых моментах мы остановимся подробнее.
Интересно, что цвета, расположенные рядом, оказывают влияние друг на друга. Более того, цвета всегда воспринимаются в зависимости от окружения. Так, одинаковые по размеру, но разные по цвету квадраты воспринимаются по-разному: белый на чёрном фоне кажется большим, чем чёрный на белом фоне. Оранжевый квадрат в красном обрамлении приобретает желтизну, а на желтом фоне – краснеет. Серый квадрат на оранжевом фоне синеет, а на синем приобретает оранжевый оттенок.
Цвет всегда оказывал сильное влияние на человека, воздействуя на его психологическое состояние и физиологические процессы. На нас влияет насыщенность или бледность цвета, его оттенки, его сочетание с другими цветами. Яркие цвета обладают властью привлечь к себе внимание гораздо быстрее, чем бледные. Светлые цвета больше «радуют глаз», чем тёмные. Зная особенности, законы восприятия цвета человеком, можно использовать эти знания в повседневной жизни, в рекламных целях, можно вызывать те или иные эмоции, создавать определённый настрой, формировать ассоциации и образы.
Психологи на основании цветовых предпочтений человека могут проанализировать его психофизиологическое состояние (тест Люшера).
Каждый цвет по-своему воздействует на психику человека, вызывает разные ассоциации. Рассмотрим некоторые закономерности – общие, важные как в дизайне, так и в жизни, законы восприятия цвета, выявленные психологами.
Красный – это цвет страсти, энергии, напора, интенсивности, огня, силы. Он возбуждает нервную систему, улучшает настроение, стимулирует работу мозга. При длительном воздействии может раздражать, даже повышать давление, усиливать стресс.
Оранжевый – солнечный, радостный цвет, весёлый и динамичный, он ассоциируется с дружбой, открытостью, стимулирует, бодрит, обостряет восприятие, благоприятствует решению проблем. Он даёт ощущение счастья и благополучия, ускоряет серцебиение, не повышая давление. Этот цвет жизнерадостности и импровизации. Но от него нужно отдыхать: он может утомить. Это цвет энергии, баланса, энтузиазма. Но иногда он может восприниматься как цвет невежества и лжи.
Жёлтый – это цвет радости, веселья, он притягивает внимание, улучшает умственную деятельность. Жёлтый цвет помогает решить проблемы и задачи, стимулирует мозг, благоприятствует обучению, способствует ясности и точности мысли. Тех, кто предпочитает этот цвет, отличает стремление к независимости, расширение горизонтов восприятия. Но может вызывать лень и даже зависть. Этот цвет лета, золота, солнечного света, идеализма, радости, но и риска, обмана, жадности, болезни.
Зелёный – цвет спокойствия, свежести, расслабляет и успокаивает нервную систему. Это цвет уравновешенности. Считается, что зелёный цвет успокаивает боль, снижает усталость. Это «тихий» цвет. Он, как правило, нравится уравновешенным и спокойным людям, склонным к самоутверждению. Это цвет весны, природы, бодрости, молодости, восстановления, а также неопытности, зависти, неудачи. У некоторых людей он вызывает ассоциацию с деньгами (доллары), даже с жадностью.
Голубой и синий – эти цвета отражают мир, покой, доверие, консерватизм, создают «прохладный» фон. Считается, что эти цвета помогают снять неврологические боли, снижают уровень тревожности, понижают давление. Но при длительном воздействии они вызывают усталость и утомление. Синий считается цветом доверия, уверенности в себе, спокойствия, надёжности, но может восприниматься как холодный.
Фиолетовый – цвет тайны, он мистичен, в нём есть некая магия. Это цвет знаний и богатства, но может вызывать грусть. Этот цвет предпочитают люди с неустойчивым характером, его называют «цветом женского одиночества». Фиолетовый цвет влияет на сердце, кровеносные сосуды, психику.
Чёрный – цвет тайны и глубины, власти и достоинства. Ну в то же время он может провоцировать страх и тревожность.
Белый – цвет света и совершенства, чистоты, простоты, но в тоже время – это цвет холода, а иногда – и пустоты.
Коротко можно так охарактеризовать основные цвета: к возбуждающим относятся красный, оранжевый и жёлтый, к угнетающим– фиолетовый цвет, тёмно-серый фон и чёрный фон, а к успокаивающим – зелёный и голубой цвета.
Исследователь цвета, швейцарский художник И. Иттен, создал модель 12-частотного круга, и на его основе описал семь типов цветовых контрастов, иллюстрируя, как с помощью других контрастных цветов можно усилить или ослабить впечатление от того или иного цвета.
На основании социологических исследований можно расположить цвета, следуя от наиболее к наименее предпочтительным, таким образом: голубой – фиолетовый – белый – розовый – пурпурный – красный – зелёный – жёлтый – оранжевый – коричневый – чёрный.
Восприятие человека развивается постоянно, под влиянием условий его жизни.
Внимание, память, мышление и восприятие можно развивать ежедневно, в увлекательной игровой форме, с помощью упражнений для тренировки мозга и памяти онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Память
Восприятие объектов сопровождается записью устойчивых образов в память, которые сохраняются долго при внезапно изменившихся условиях в пространстве. Так, в приведенном примере, когда человеку надевают очки, перевернувшие картинку, происходит нарушение восприятия. Реальная обстановка не соответствует уже привычной и требуется перезаписать имеющуюся базу.
Второй закон восприятия можно отнести к памяти: длительно сохраняются образы окружающей действительности, мышление их подкрепляет. Опыт с очками является доказательством: стоит их надеть обычному человеку, и он может потеряться. Аналогично происходит, если снять их после длительного ношения: память уже перезаписала привычные образы и снова дискомфорт и дезориентация.
В результате можно сделать выводы: восприятие и понимание напрямую зависит от накопленного опыта человека в процессе познания окружающего мира. Память образов даже после перезаписи в новой обстановке искажает реальные параметры объектов. Мозг всегда ищет соответствия между внешним видом нового предмета и видом ранее встречавшихся образов.
Когда обстановка будет знакомой, мышление в отношении данного вопроса частично отключается, и у человека уже интуитивно происходит восприятие окружающей действительности. Этим объясняется исчезновение дискомфорта в новых условиях. Скорость же адаптации у всех различна, значительно сокращается этот период благодаря «мышечной памяти».
Под изменяющиеся условия потому быстрее приспосабливается молодое поколение, что его представители находятся постоянно в движении. Стоит отметить: если бы пожилые люди занимались ежедневно спортом или хотя бы избегали статичных состояний, то они с легкостью бы переписывали свою область памяти. Имеется в виду та, которая отвечает за восприятие окружающего пространства.
Достаточно просто ходить по помещению, и процесс привыкания к очкам будет намного эффективнее, чем у тех, кто будет сидеть в кресле и обозревать мир только лишь поворачивая голову. Скорость адаптации повышается при задействовании органов слуха, осязания. При ощупывании окружающих предметов объекты познаются быстрее.
Правильная запись памяти
Информация об окружающих объектах поступает в центральную нервную систему. Для правильного формирования параметров и свойств предметов требуется постоянный и максимальный приток новых сведений. Это возможно только во время движения тела или хотя бы его частей.
Подходящие условия создают упражнениями, которые выполняют по отработанным схемам. Именно так мы учимся ходить, плавать. В результате многократно повторяющихся действий происходит запись новой информации и ее корректировка при обнаружении несоответствия.
Примером тренировок может служить эксперимент, когда любого человека помещают в бассейн с водой на длительное время. Температура нового пространства комфортная, но подопытный не может ощущать ее благодаря спецсредствам. Накладки полностью покрывают кожу и исключают возможности осязания. Так человек не может ничего слышать, глаза закрыты.
Через некоторое время его извлекают из воды и проверяют состояние. Итогом эксперимента становится:
- нарушение ориентации в пространстве;
- пропадает возможность восприятия хода реального времени;
- снижается способность нормально улавливать параметры окружающих предметов;
- оказываются нарушены способности правильно воспринимать вкусы, звуки, цвета;
- у некоторых людей в результате нарушений появлялись галлюцинации.
Результаты эксперимента позволили сделать вывод: человеку нужна постоянная подпитка информации об окружающем пространстве для правильного его восприятия. Стоит ненадолго переместиться в новые условия, и происходит так называемое разрушение имеющихся надстроек. Часто в простонародье их называют привычками.
Меняются привычки благодаря новому потоку информации об окружающем мире. Чем мощнее будет поток, тем быстрее человек переучивается. В этом случае мышцы становятся чем-то вроде проводников, имеющих малое сопротивление для информации. Они как бы усиливают каналы для ее перемещения прямиком в центральную нервную систему.
Ощущение и восприятие, их свойства и законы
Примерные вопросы к зачету по психологии
Предмет, методы и структура психологии.
Эволюции психики. Отличие психики человека от психики животных.
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
Интеллект животного характеризуется способностью отражать межпредметные связи и ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующего предварительных подготовительных действий. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (нomo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникала в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого морфологические особенности человека устойчивы уже в течение нескольких тысячелетий, развитие человеческой психики происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения. Природные задатки и функции трансформируются в высшие (специфически человеческие) психические функции – общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Природа сознания. Состояния сознания.
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из сложнейших проблем в психологии.
«Сознание
, – писал В. Вундт, –
заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния»
. С этой точки зрения, сознание психологически представляет собой некое внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства, которые и выражают так называемые психологические законы сознания – единства, непрерывности, узости и т. д.
По мнению У. Джеймса, сознание является «хозяином психических функций»
, то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.
Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп).
Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.
Л. С. Выготский пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик». «Сознание есть как бы контакт с самим собой».
Взгляды Леонтьева продолжают систему взглядов Л. С. Выготского. Ученый считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния.
Свойства сознания (по С. Л. Рубинштейну):
построение отношений; познание; переживание.
Свойства сознания как функционального органа:
реактивность; чувствительность; диалогизм; полифоничность; спонтанность развития; рефлексивность.
Функции сознания:
отражательная; порождающая (творческая, или креативная); регулятивно‑оценочная; рефлексивная; духовная.
Ощущение и восприятие, их свойства и законы.
Восприятие –
процесс, в ходе которого мозг организует и обрабатывает сенсорную информацию.
В результате исследований на животных и новорожденных доказано, что многие из основных перцептивных способностей являются врожденными или развившимися в младенческом возрасте. Есть основания утверждать, что уже с момента рождения у детей в рудиментарной форме существуют зрительные, слуховые и другие способности.
Например, психологи установили, что шестимесячные дети способны воспринимать глубину. Однако на ранней стадии развития еще отсутствует перцептивный опыт, а нервная система является незрелой, поэтому восприятие внешних предметов не может быть таким стабильным и точным, как в более позднем возрасте.
Дальнейшее развитие сенсорных способностей происходит благодаря опыту, в процессе взаимодействия со средой, в первую очередь, с окружающими людьми.
На восприятие влияют потребности человека, его убеждения, эмоции и ожидания. На все это, в свою очередь, оказывает влияние культурная среда, в которой мы развиваемся и воспитываемся. Поскольку человек в определенной степени сам конструирует свой целостный перцептивный мир, на наши ощущения не всегда можно полагаться.
В строго контролируемых лабораторных условиях установлено, что простейшие сигналы, влияющие на подсознание, в определенной степени могут влиять и на восприятие. Однако нет доказательств того, что сконструированная в коммерческих целях сложная перцептивная информация, влияющая на подсознание, и другие методы воздействуют на характер нашего поведения.
Под экстрасенсорным восприятием
понимают паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение, предвидение и ощущение отстраненности. Исследования этих явлений ведутся много лет, однако их результаты до сих пор не дали убедительных доказательств существования экстрасенсорного восприятия. Вера в его существование иллюстрирует главную особенность восприятия: на отражение реальной картины мира влияют наши потребности, пристрастия и убеждения.
Свойства восприятия
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.
Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
Восприятие обладает следующими свойствами:
Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т. д.).
Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии.
Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.
Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, пониманием сущности предмета. Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.
Понятие ощущения
Ощущение –
распознавание физической энергии, излучаемой или отражаемой физическими объектами. Оно возникает, когда энергия внешней среды или тела вызывает реакцию в органах чувств.
Ощущение возникает от сенсорных рецепторов, превращающих физическую энергию стимулов в электрические сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Некоторые ощущения могут объясняться анатомическими кодами (доктрина о специфических энергиях нервной системы) и функциональными кодами нервной системы.
В психофизике изучается сенсорная чувствительность, измеряются абсолютный порог и порог различения. Однако в теории обнаружения сигналов утверждается, что порог зависит как от сенсорных процессов, так и от процессов принятия решения; на него также влияют побуждения человека, его активность и ожидания.
Наши чувства реагируют на изменения и контрасты в окружающей среде. Когда раздражитель остается неизменным, происходит сенсорная адаптация. Слишком малая стимуляция может вызвать сенсорную депривацию, а когда стимуляция слишком велика, происходит сенсорная перегрузка. По этой причине для нашего внимания характерна избирательность.
Нервная система человека и животных кодирует информацию, поступающую в результате воздействия внешней среды. Один тип этого кода – анатомический. В соответствии с теорией «специфической нервной энергии», различные сенсорные модальности (зрение, осязание, слух) возникают потому, что в этих случаях соответствующими рецепторами стимулируются нервные пути, ведущие к разным областям мозга. Однако при анатомическом кодировании не выявляются причины возникновения сенсорных различий в рамках одной чувствительности: восприятие розового цвета в отличие от красного; восприятие звуков флейты, отличающихся от звуков трубы; восприятие точечного укола булавкой в отличие от поцелуя. В этих случаях информация кодируется функционально. Картина функционального кода определяется тем, какие клетки активны в данный момент, каково их количество, скорость и структура их возбуждения.
Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
– Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.
– Наличие дифференциальной (различительной, разностной, контрастной) чувствительности, то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
– Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
– Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
– Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая «инерция» ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.
– Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.
Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека.
Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.
Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить и о другой стороне – регуляторной. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями. Так, И. М. Сеченов писал: «Ощущение повсюду имеет значение регулятора движений». Отражая предметные условия и регулируя протекание действий, чувственные образы обеспечивают адекватность действий тем объектам, на которые они направлены, и тем условиям, в которых они протекают.
Процесс развития
Формирование восприятия происходит всю жизнь человека. Этот процесс никогда не останавливается, покуда происходит движение. Еще будучи ребенком, каждый индивид формирует система восприятия реального времени. Она впоследствии оказывает влияние на то, как принимается мозгом каждый новый объект.
Создание потока информации происходит через следующие процессы:
- игры и коммуникации со сверстниками;
- физический контакт с предметами, живыми организмами вносит существенный вклад в познание мира;
- необходима и трудовая деятельность, и отдых, даже драки нужны для процесса развития;
- бесконечные опыты помогают формировать правильное восприятие: «путь ошибок трудных» нужен для исправления памяти, записанной неверно под влиянием множества жизненных факторов;
- поиск стимула к движению вырабатывается в младенчестве и остается главным фактором к побуждению той или иной деятельности.
Во взрослой жизни человек испытывает интерес при возникновении чего-то нового в окружающем пространстве. Это особенно привлекает внимание, если объект выделяется из привычной картины. Внутреннее возбуждение объясняется рефлексом приспособления, который заложен самой природой.
Восприятие мира намного эффективнее при выходе из «зоны комфорта». Этим правилом руководствуются многие компании по развитию персонала. Искусственно создаются такие условия, когда человек как бы выводится из обычного привычного пространства. Этим достигается возникновение внутреннего стимула к обучению в новой реальности.
В школах креативно мыслящие учителя выносят проведение занятий на улицу или в другое выбранное место, чтобы организм получил встряску и включил интуитивные приспособленческие рефлексы. С этим связана рекомендация: почаще менять место работы не реже одного раза в 3 года. Для развития требуется смена обстановки, привычного пространства. Необходима полная перезапись имеющейся информации о мире.
Если проводить очень долгие годы в замкнутом помещении (офисе, на одном служебном месте), организм постепенно переходит в полуспящее состояние. Особенно это касается клерков, которые выполняют рутинную работу в сидячем положении и не занимаются спортом. Смена обстановки становится похожа на эффект бомбардировки памяти новым потоком информации. Человек, сам того не замечая, становится способен усваивать материал, который ранее было не под силу даже просто прочитать.
Timepsyhology
Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. https://spring.togliatti.su/ чашки под пружины в Тольятти.
Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.
Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.
3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.
4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.
Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.
Ревность в супружеских конфликтах Конфликтные ситуации так или иначе возникают в каждом браке. Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье хрупко. Чтобы уберечь молодых от лишних разногласий, необходимо знать наиболее характерные причины, их порождающие. Сложной проблемой внутрисемейного общения является ревность, котора …
Особенности перцепции покупателя и продавца. Этапы цикла общения покупателя и продавца. Акт продажи можно рассматривать как переговоры, встречу, отношение, связь между ее участниками, а следовательно – как деловое общение. Исходя из определения продажи и рассматривая элементы ее процесса, многие авторы выделяют ее этапы: 1. Ведение переговоров – здесь требуется, прежде всего, умение убеждать, аргументированно отвечать на …
Экспериментальное исследование по проблеме изучения взаимосвязи между проявлениями агрессивного поведения и взаимоотношениями в группе сверстников. Обоснование методов и методик исследования Основной задачей нашего исследования является установить взаимосвязь между агрессивным поведением подростков и их «социометрическим статусом» в группе сверстников. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельно …
Внутренние конфликты
Процесс восприятия является сложным с точки зрения классификации событий. Его можно описать набором случайностей в жизни каждого индивида. На область памяти, отвечающей за хранение накопленной базы сравнения с окружающим миром, действуют все чувства: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.
При определенных условиях внутреннее мышление человека вступает в конфликт с врожденным рефлексом — познавать мир таким, какой он есть. Так, при виде летающего человека возникает первая отрицательная реакция: «такого не может быть». Но если он сам будет летать спустя время, то наступит внутреннее спокойствие — адаптация памяти под изменяющиеся условия прошла успешно.
При невозможности адаптироваться, когда у человека возникают внутренние противоречия, наблюдаются сложности с оценкой окружающего пространства. Дезориентация сохраняется, человек не может вести нормальный образ жизни в новых условиях. В этом случае ему потребуется психологическая помощь, тренинги. Вся информация содержится во внутренних структурах мозга. Это доказывают исследование ощущений людей, переживших ампутацию конечности.
Человеку длительное время кажется, что он ею может шевелить, ощущает ее. Это ощущение у многих сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Фантомные боли возникают периодически, не давая возможности приспособиться к новой реальности.
Интуитивно человек пытается подхватить отсутствующей рукой падающий предмет или взяться ею за ручку, поручень. Память намертво закреплена в глубинах нервной системы, мозга. Фантомы являются выработанными в течение жизни. Если конечность отсутствует с рождения, то этого эффекта не наблюдается.
Возраст
Законы восприятия в психологии обусловлены процессом развития человека. Сформировавшееся мироощущение труднее нарушить с возрастом. До 9 лет происходит накопление внутренней памяти. По завершении этого временного порога накапливается полная база восприятия окружающего пространства.
Именно к этому периоду жизни человек является приспособленным к жизни. База восприятия уже подготовлена. С этого возраста наблюдаются фантомы после ампутации конечностей.
Явных доказательств, свидетельствующих о психологической составляющей в работе органов чувств, не привел еще никто. Приведенные примеры являются лишь результатами проведенных исследований, объяснить же глубинный смысл восприятия окружающего мира не получается с научной точки зрения. Ученые не могут дать окончательный ответ, как человек может перенимать через органы чувств следующие способности:
- мышление, возможность делать логические выводы;
- интуитивные способности;
- гештальструктуры восприятия.
Не получается дать ответ на вопрос, как эти способности человек перенимает через органы чувств. Изучением этого занимаются в основном философы. Научная точка зрения не объясняет механизмы передачи скрытой информации.
Из опытов видно, что для правильного восприятия мира недостаточно познавать мир известными нам органами чувств. Часть информации об окружающем мире должна поступать по другим каналам, неведомым пока науке.
Известные труды философов
Основным предположением ученых о приобретении способностей познавать мир было нативистское, или природное. Оно рассматривало вопрос в ключе: вся информация в человека заложена с рождения через гены. Области ума, ответственные за это, формируются по непонятным пока науке законам. Много размышлений на эту тему имеют труды английского психолога и философа Дж. Локка.
В его работах и многих его последователей сравниваются возможные варианты приобретения способностей через труды и опыты. Также приводятся опровержения теории о накоплении памяти в течение жизни. Так, И. М. Сеченов, отечественный психолог, рассматривал роль мышечной памяти в жизни человека.
Д. Бом рассматривал теорию приобретения способностей через движение человека. В его трудах были приведены опыты сравнения адаптации индивида подвижного и пассивного. Но в их трудах не было каких-либо научных доказательств процесса накопления информации. Гипотезы пока остаются неподтвержденными и вызывают сомнения у многих сообществ, занимающихся поиском ответов на этот вопрос.
На данный момент все философы и психологи сходятся лишь в одном: человек впитывает информацию об окружающем мире через органы чувств, но часть поступает через невидимые пути: разум или формируется при рождении. Окружающий мир влияет на сознание и искажает представление об окружающих объектах. Подтверждением этому служит простой эксперимент, приведенный ниже.
Часто человек не сразу может определить явную суть видимого объекта. Подопытному показывают размытый рисунок, ему непонятно, что изображено. Но когда исследователи называют предметы и показывают их очертания, то в мозгу испытуемого сразу вырисовывается полноценная картина с отдельными объектами.
Осмысленность увиденному человек придал при помощи собственного мышления. В этом процессе важна роль проб и ошибок. Каждый раз опровергая свои выводы, мозг корректирует память и в следующий раз определяет предметы безошибочно.
Законы восприятия
Основные свойства и виды восприятия
6. Законы восприятия
Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.
Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.
3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.
4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.
Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.
Заключение
Восприятие – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).
Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Библиографический список
1. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
2. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.
3. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
Основные свойства и виды восприятия
Информация о работе «Основные свойства и виды восприятия»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 30038 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Изучение зрительных иллюзий
13229
3
2
… , что предметы одинаковы по размеру. В опыте N7 каждый испытуемый дал определение смысла, сущности и назначения предложенного предмета. 5. Анализ результатов. Эта экспериментальная работа направлена на изучение зрительных иллюзий человека. Проведенные опыты показывают, что установка, как свойство восприятия, оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета ( 80% от общего числа …
Свойства и виды эмоций и чувств
27781
0
0
… у одного сотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестной работе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов. В процессе развития человека, на …
Ощущение и восприятие
26894
0
0
… психологического процесса – восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятия – результат деятельности системы анализаторов. Виды восприятий. В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, …
Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя
24234
0
0
… его оригинальность, нестереотипность. Свойства практического мышления Наряду с рассмотренными — наиболее значимыми и общими чертами мышления в деятельности руководителя — необходимо рассмотреть еще одну их категорию. Они обозначаются понятием основных свойств практического мышления. Главными среди них являются следующие свойства. Направленность на реализацию. Конечной целью мыслительного процесса …
Последовательность адаптации
Работу организма по внесению информации в память условно подразделяют на несколько последовательных этапов. Начало опознавания объектов обусловлено активной работой всех органов чувств. Мозг пытается обработать полученную информацию и сравнить с накопленными знаниями. Интелектуальный процесс не заканчивается, пока не будут выделены все признаки, относящиеся к этому объекту.
Лишняя информация отсеивается, остается лишь та, которая свойственна рассматриваемому предмету. Если в памяти она уже имеется, то на сравнении заканчивается весь процесс. При отсутствии соответствий мозг пытается индентифицировать принадлежность объекта к какой-либо категории. Впоследствии происходит поиск общих признаков.
Даже если свойства объекта еще не определены, записывается в память информация о его принадлежности к конкретной категории. Этот процесс опознания зависит от накопленного опыта. Тут задействованы все механизмы: мышление, внутренняя информация об объекте, органы чувств. Можно сделать выводы о том, что отсутствие хотя бы одного из них не даст возможности получить достоверную и полную картину.
Законы организации восприятия
В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.
Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.
Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.
Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.
Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.
Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.
Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.
Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.
Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло. Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое».
Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.
Закон прегнантности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной».
Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка:
Из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой.
Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.