Восприятие в психологии — его виды, свойства, ошибки (иллюзии) и особенности восприятия человека человеком

Обновлено 24 июля 2022 810 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

Объективность в философии

В философии под объективностью понимают совокупность множества субъективных мнений относительно чего-либо. Однако собрать все варианты невозможно, и уж тем более нельзя избежать противоречий. Абсолютная истина (объективность истины) – это максимальное понимание происходящего. Но, как отмечают философы, достичь абсолютной истины нельзя. На каждое объективное мнение всегда можно найти несколько столь же объективных возражений.

Сократов метод

Проблемой поиска истины занимались многие философы, но особый вклад внес Сократ. По его мнению, у каждого человека может быть своя правда, свое представление о чем-то, но истина всегда одна. И складывается она из нескольких субъективных отношений. То есть абсолютная истина, по Сократу, всегда находится где-то посередине между двумя противоположными точками зрения (между двумя относительными истинами).

Философ даже разработал свой метод для поиска истины. Его используют и сейчас для решения споров, дилемм, сложных задач. Слышали выражение «В споре рождается истина»? Как раз от Сократа оно и пошло. Он втягивал других людей в диалог, оспаривал их мнения, постоянно выдвигал новые предположения и факты, в итоге приходил к истине.

Метод Сократа – это метод беседы или диалога. Сам философ начинал их с небезызвестной фразы «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». При помощи фактов и легкой иронии Сократ оспаривал мнения оппонента до тех пор, пока второй участник не произнесет фразу «Ты совершенно прав, Сократ».

Объективность добра в этических представлениях Платона

Платон уделял особое внимание проблеме добра и зла (труды «Федон» и «Государство»). В своих трудах он определил, что такое объективное добро. И это совершенное общество.

Рассмотрим кратко теорию Платона. Она выделял три типа добродетели, три типа души человека:

  1. Разумная душа. Добродетель – мудрость, то есть истинное знание. Это правители, мудрецы, философы. Они видят истинные идеалы и стараются сделать все, чтобы приумножить добро.
  2. Эмоциональная душа. Добродетель – мужество, отвага, чувство долга. Это воины, охранники.
  3. Чувственная душа. Добродетель – физическая сила. Это простые рабочие, обеспечивающие материальную жизнь государства.

Платон отмечал, что изолированный тип души не встречается. В каждом человеке живут все три типа, но какой-то один из них преобладает.

В то же время Платон выделял три сословия (от высшего к низшему): правители, воины и работяги. Характеристики те же (соответственно типам души от 1 к 3).

Цель государства и любого общества – достижение истины, справедливости, объективности. Это и есть добро. Добродетели (условия), которые помогают в этом:

  • мера во всем;
  • равноправие женщин и мужчин;
  • отсутствие у мудрецов и воинов семьи и частной собственности (чтобы не отвлекались от управления и охраны);
  • недоступность денег для высшего сословия (оплата натурой, чтобы не было соблазна накапливать средства).

Таким образом, если говорить коротко и просто, современным языком, то по Платону добро – это равноправие, профилактика коррупции, чувство меры у всех и во всем, строгое распределение ролей в обществе. Философы, психологи, социологи отмечают, что философские идеи Платона об идеальном государстве, объективном добре нельзя воплотить в жизнь.

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

  1. Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.
    Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
  2. Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.
    Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

    Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).

    В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.
    В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:
  4. Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  5. Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ.
    Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
  6. Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия.
    Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.
  7. Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.

Воображение супротив Визуализации

Давайте разберёмся, почему 99 процентов людей не могут визуализировать ни на грамм. То есть 99 процентов людей думают, что они не могут визуализировать ни на грамм. Но это полностью неправильно, потому что 100 процентов людей совершенно точно могут визуализировать — они делают это всё время, но только они не знают, что они делают это!

Это недоразумение появляется просто из-за того, что визуализация вообще плохо растолковывается и преподаётся. Визуализация очень легка и не займёт никакого времени для обучения. Это — естественная способность, которую каждый использует постоянно.

Я натолкнулся на бесчисленные проблемы, связанные с развитием, касающиеся манипуляций с энергетическим телом и методов его развития. Эти проблемы значительно увеличивают трудности, с которыми сталкиваются при любом серьёзном энергетическом развитии, сильно удлиняя время развития. Следовательно, большинство людей бросает работу почти перед самым получением заслуживающих внимания результатов. Обратите внимание: я использую термин энергетическое тело просто как синоним чисто-энергетического аспекта эфирного тела.

Если Вы входите в группу медитации или развития, поспрашиваете у людей наедине с каждым — как они действительно делают визуализацию. Обратите внимание на немного волнующиеся и стеснительные взгляды, которыми Вас одарят, особенно от тех, кто преподаёт. Большинство людей, если будут полностью честными, признают, что они имеют некоторые проблемы с визуализацией или что они вообще не могут делать её. Вы найдёте немного счастливчиков, утверждающих, что они вообще не имеют никаких проблем с визуализацией. Немногие счастливчики могут легко видеть с помощью мысленного взора, визуализировать точно так, как будто смотрят телевизор с закрытыми веками. Немногим случайно повезло с этим типом визуальной способности — большая часть всё же затронута этой широко распространённой и саморазмножающейся проблемой.

Визуальная способность Внутреннего Взора

Обычно используемый термин визуализация — корень этой проблемы. Много преподавателей говорят их студентам, что после небольшой практики они должны быть способны видеть то, что они визуализируют. К сожалению, конечно, частично это верно, но это — не то, что может быть быстро изучено людьми, за исключением лиц с сильной естественной способностью.
В двух словах: визуализация — не визуальный навык. Вы фактически не видите то, что визуализируете. Если Вы видите что-то, это совсем не визуализация, а тип способности — видение мысленным взором.

В течение любой медитации или по ходу тренинга, требующих глубокого физического и ментального расслабления и визуализации, некоторые люди развивают частичное ясновидение, бодрствующий полусон ясного типа, визуальную способность или всё сразу. Визуальные способности мысленного взора позволяют этим людям фактически видеть то, что они визуализируют, как в состоянии ясного сна, в котором сознательный разум берёт творческий контроль над окружением сна. Ясновидение и ясное сновидение являются визуальными способностями.

Теперь нет ничего неправильного в применении способностей расширенной визуализации типа ясного сна с ясновидением. Это очень интересно и полезно, но это — не та способность, которую большинство людей смогут легко изучить.

Проблема появляется, когда этот тип творческой визуальной способности становится общепринятой нормой, и люди думают, что они должны развить эту визуальную способность, чтобы визуализировать должным образом. Когда один человек, особенно если это лидер группы, говорит остальной части группы, что они могут действительно видеть то, что визуализируют, остальная часть группы думает, что они делают что-то не так или что у них недостаток естественной способности и поэтому они не могут поддержать её на высоком уровне. Если они продолжают верить этому, они никогда не будут способны развить себя до какой-либо существенной степени.

Подобная проблема может возникнуть, когда новички выставлены перед более продвинутыми студентами или теми, кто считает, что визуализация — действительно конструктивное использование воображения. Эти люди, хотя они совсем ничего не видят, когда визуализируют, используют визуальные термины при описании их визуализации или нефизического восприятия.

Группы развития и движение «Новый Век» обычно используют визуальные термины, я вижу, я видел, беглый взгляд. Вместо этого должны использоваться более точные термины, типа я ощущаю, я чувствую, я интуитивно чувствую, я интуитивно постигаю, я воображаю или беглая визуализация.

Теперь рассмотрим другую сторону проблемы: подавляющее большинство методов работы с энергией, энергетических развивающих упражнений и методов проекции, преподаваемых сегодня, полностью полагается на методы визуализации. Не имея никакой жизнеспособной альтернативы, Вы, очевидно, не сможете сделать упражнения развития должным образом и просто не сможете развить себя, если Вы имеете проблему с «оптической визуализацией». Таким образом, точное понимание того, чем является и чем не является визуализация, становится краеугольным камнем преткновения всех аспектов развития. Всё же любой человек, без исключения, сможет визуализировать легко и совершенно, если ему правильно это преподать.

Упражнения развития и методы в этой книге базируются не на оптической визуализации, а на короткой, не оптической системе визуализации, которую я развил и назвал тактильной визуализацией, основанную на активном использовании осязания и чувства ментального тела. Она очень легко изучается и чрезвычайно эффективна, намного эффективней для энергетической манипуляции и развития, чем какие-либо методы на основе визуализации.

Люди, которые фактически видят то, что они визуализируют, могут быть в небольшом замешательстве, когда начнут использовать не визуальные тактильные методы визуализации по этой книге, если не изменят привычку делать это. Они должны будут прекратить пытаться видеть то, что они делают, и должны будут научиться чувствовать то, что они делают по этим техникам, чтобы работать эффективно. Если Вы, как и большинство людей не можете очень хорошо визуализировать, Вы действительно сможете очень хорошо работать по этим новым техникам.

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия: кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
  2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
  3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

  • Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  • Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.
  • По способу актуализации:

    Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

    Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

    Использование Вашего воображения

    Мы, все без исключения, способны без подготовки лёгко создать и визуализировать самый сложный сценарий в наших разумах. За эти годы я опросил много людей, которые утверждали, что они не могут визуализировать, бывает ли так, что они когда-либо вспоминают, фантазируют, мечтают, или воображают вещи. Ответ всегда был: «Да!» Безусловно, каждый способен к использованию воображения, чтобы построить сложные и детальные фантазии в воображении. Так давайте попробуем прямо сейчас: Говорим «воображение» — подразумеваем визуализация. Говорим «визуализация» — подразумеваем воображение. Воображение и визуализация — близнецы-братья. И ни одно, ни другое не является действительно визуальной способностью.
    Визуализация не является визуальной способностью. Вы фактически не видите то, что Вы визуализируете — так же, как Вы фактически не можете видеть ваше воображение или фантазию. Истинная визуализация — чистое воображение. Воображение — генератор всех мечтаний и фантазий, новых переживаний, воспоминаний или какого-либо вымысла на основе памяти. Действительно: Вы не можете видеть воспоминания или создания фантазии. Но они настолько яркие и реалистичные, что неотличимы от более визуальных созданий воображения. Мысленное воображение и мысленная визуализация — термины намного более пригодные и работоспособные при использовании воображения для строительства детальных фантазий или визуализаций.

    Память играет важную роль в конструктивном воображении. Воображение базируется на памяти. Если Вы когда-либо теряли что-нибудь, Вы, вероятно, пробовали воссоздать ваши предыдущие действия в уме, чтобы вспомнить, где Вы это потеряли. Вы воспроизводили их, используя воображение, прорабатывая все ваши действия шаг за шагом. Это — совершеннейшая визуализация, мысленная визуализация, основанная полностью на памяти.

    Типичный пример: встаньте и сходите на кухню, сделайте глоток воды и вернитесь. Когда Вы будете это делать, тщательно принимайте во внимание всё, что Вы делаете, видите и чувствуете по пути. Потом сядьте, закройте глаза и расслабьтесь. Вспомните всё, что Вы только что сделали, с самого начала, и восстановите эту последовательность действий в вашем разуме — в вашем воображении. Важно ощущать всё так, как будто Вы фактически делаете это. Это очень похоже на создание фантазии, основанной на событиях реальной жизни.

    Вспомните, как Вы вставали со стула, как выглядела комната, как она двигалась вокруг Вас, когда Вы повернулись; вспомните ваши шаги, когда Вы шли в кухню, что Вы видели и чувствовали, когда Вы пришли, и как выглядела и ощущалась ваша рука, когда она протянулась к стакану; вспомните, как вода заполняла желудок, вспомните, какой был вкус у воды, и как она пахла и ощущалась, вспомните, как ставили стакан, шли назад на ваше прежнее место и садились снова. Сделайте это в реальном времени, займите примерно такой же отрезок времени, чтобы воссоздать это в воображении, сколько реально требуется, чтобы сделать это.

    Вы не можете фактически видеть эти действия, но Вы легко можете вспомнить их и почувствовать. Это очень похоже на обычную фантазию, которую Вы создали в воображении. Вы можете почти видеть хорошую фантазию, настолько она может быть реальна. Фантазии строятся воображением. Сегодня это чаще называют визуализацией.

    Снова расслабьтесь и закройте глаза, попробуйте построить полностью вымышленный сценарий в вашем воображении, взяв все необходимые элементы из памяти. Вспомните, на что похоже, расчёсывание волос. Репетируйте эти действия в вашем разуме, в вашем воображении, предварительно фактически не выполняя эти действия. Вообразите, что перед Вами стол с расчёской на нём. Тщательно прочувствуйте, как тянетесь (фактически не перемещая вашу руку), берёте воображаемую расчёску, медленно поднимаете её к голове и расчёсываете волосы. Полностью чувствуйте траекторию движения вашей руки, в вашем воображении. Чувствуйте, как рука много раз прочёсывает расческой волосы, фактически не перемещая руку. Это — только конструктивное воображение (фантазия или визуализация). Наконец возвратите воображаемую расчёску на воображаемый стол.

    Вы должны чувствовать все эти движения, когда делаете их в воображении. Не пытайтесь видеть их, вообразите и почувствуйте. Может помочь, если Вы представите, что используете руки вашего проецированного двойника и поручаете ему выполнить эти действия.

    Вы только что успешно создавали чисто воображаемую конструкцию (сложная фантазия или визуализация) в вашем воображении. Любая визуализация или осуществление воображения, независимо от того, насколько оно длинное и детальное, являются просто расширенным вариантом того, что Вы только что сделали в этих двух упражнениях.

    Последняя конструктивная тренировка воображения: закрыв глаза, вспомните, как испытывали желание пробежаться босиком по красивой лужайке, окружённой деревьями, кустами и цветами в прекрасный солнечный день. Постройте это из ваших воспоминаний в вашем воображении, как будто это ваше создание существует самостоятельно. Вспомните время, когда Вы фактически делали нечто подобное, или вспомните подходящую сцену из кино.

    Почувствуйте, как Вы идёте поперёк лужайки к массивному древнему дереву с тяжёлыми, покрытыми листвой ветвями, свисающими с него вниз. Некоторые из этих ветвей касаются земли. Вообразите, как дерево, становится всё больше и больше, по мере приближения к нему. Пройдите через маленький просвет в ветвях, теперь Вы двигаетесь в успокоительную тень под покров его ветвей, покрытых листвой. Вы стоите в скрытой нише за ветвями. Вы можете понюхать живую древесину и листья дерева, вперемешку с мягкими земляными запахами мха, коры, опавших листьев, и сырой земли.

    Обходя большой древний ствол, Вы видите форму удобного стула, образованного из дерева и его массивных корней. Мягкий зеленый мох — везде, и Вы можете чувствовать его приятную мягкость под ногами. Двигаясь по нему, Вы садитесь в этот стул и расслабляетесь. Наклоняясь назад, закидываете руки за голову, закрываете глаза и слушаете, чувствуете и нюхаете скрытый мир вокруг Вас. Вы слышите ветер, мягко шепчущий и бормочущий сквозь ветви. Вы слышите трепетание маленьких птиц, посвистывание и жужжание насекомых, гудящих вокруг, щебечущих и зовущих друг друга. Посидите некоторое время, почувствуйте себя полностью расслабленным, в мире с миром, и пусть при этом все ваши заботы и проблемы горят синим пламенем.

    Вы только что успешно воссоздали детальную сцену фантазии в вашем воображении. Она была полна действий, достопримечательностей, звуков, запахов и тактильных восприятий, основана полностью на вашей памяти и воображении. Это — то, что Вы должны сделать во время любой ведущей медитации, в которой Вас ведёт голос по сценарию фантазии, в то время как музыка и спецэффекты стимулируют ваше воображение и транспортируют туда ваш разум. Вы фактически не видите то, что Вы визуализируете или воображаете, но всё равно Вы можете генерировать детальное восприятие внутреннего взора.

    Дополнение для слепых

    Если Вы являетесь слепым и не можете вообразить визуально, то конвертируйте упражнения из этой книги в упражнения для тактильного воображения, заменяя цвета, сцены и визуальные описания на соответствующие из вашей собственной незрячей памяти. Используйте ваши воспоминания о восприятиях прекрасной прогулки по парку и приспособьте их к этой тренировке. Расширьте упражнения, чтобы принять во внимание усиленное восприятие звука, запаха, структуры, вкуса и пространственного ощущения. Это может быть легко сделано конструктивным воображением или осуществлением визуализации и может также быть сделано во время любой ведущей медитации, содержащей зрительные детали или инструкции.
    Обратите внимание: некоторые из этих ранних упражнений могут причинить небольшие чувства головокружения, локального кружения в животе, падения в области груди и даже некоторые ощущения глубокой щекотки в костях, руках и ногах. Многие из этих упражнений перемещают точку ментального тела за границу физического тела, что часто может шокировать эфирное тело и вызвать ощущения движения энергии.

    Ошибки в восприятии (иллюзии)

    В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

    Такие нарушения бывают двух видов:

    1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают: аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
    2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  • Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).
    Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).
  • Восприятие человека человеком

    Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

    Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

    Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

    Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

    1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
    2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
    3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
    4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

    Как воспринимать информацию объективно?

    Следует понимать, что человек оценивает всю информацию, которую получает. А это значит, что полностью объективной информации не существует. Но под объективным рассмотрением ситуации, можно понимать ее многостороннюю оценку.

    Для того, чтобы избежать соблазна воспринимать информацию однобоко, во-первых, следует получать ее из как можно большего количества источников, во-вторых, анализировать полученные данные и пытаться найти другое отличное от вашего мнение.

    Для принятия объективного решения на основании полученной информации, не следует это делать сразу. Идеальным будет подождать несколько дней, дать мозгу время на осмысление, а эмоциям дать немного успокоиться, после чего «свежим» взглядом заново оценить ситуацию.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]