Человек, как социальное существо, нуждается в постоянном общении с окружающими. Для того, чтобы жить полноценно, многим из нас необходимо иметь семью. В обществознании под семьёй понимается малая социальная группа, основанная на брачных отношениях, кровном родстве, взаимной ответственности, близости. Кроме того, это важный социальный институт, выполняющий множество функций. Узнаем, какие бывают семьи, чем они отличаются друг от друга.
Количество детей
По количеству детей выделяется три вида семьи.
- Бездетная семья состоит из супругов, не имеющих или не желающих иметь детей.
- Малодетная семья отличается наличием одного или двух детей.
- В состав многодетной семьи входит три и более ребёнка.
Рис. 1. Многодетная семья.
Воспитательная и хозяйственно-бытовая
Говоря кратко, воспитательная функция семьи заключается в передаче знаний и опыта следующим поколениям, что способствует социализации личности. В первые годы жизни ребёнок усваивает модели поведения, реакции, нормы, наблюдая за родителями. Попадая в другие социальные группы, он получает опыт общения со сверстниками, старшими и младшими.
Хозяйственная функция семьи состоит в её способности:
- решать бытовые проблемы (уборка, готовка, починка мебели);
- вести собственный бюджет, то есть рационально распределять имеющиеся средства;
- ухаживать за недееспособными членами (детьми, пожилыми людьми, инвалидами);
Она является одной из основных функций семьи.
Структура и состав
По структуре родственных связей выделяются семьи нуклеарные и расширенные.
- Нуклеарная (простая) семья состоит из супругов и их несовершеннолетних детей.
- Расширенная семья по-другому называется сложной, многопоколенной. Помимо родителей и детей, в её состав могут входить и другие родственники: бабушки и дедушки, дяди и тёти.
По составу принято выделять семьи полные и неполные. Полная семья состоит из обоих родителей и детей. Особенность неполной семьи заключается в том, что в ней воспитанием детей занимается только один родитель (мать, реже отец). Причиной может быть смерть одного из супругов, а также нежелание вступать в брак.
Типы семей
Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.
- Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
- Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними конфликтами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
- Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.
Благополучные и неблагополучные семьи
Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.
По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.
Группа семей | Подгруппа | Характеристика родительского отношения |
Благополучные семьи | Понимающие | Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности. |
Покровительствующие | Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними. | |
Безразличные | Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими. | |
Неблагополучные семьи | Подавляющие | Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут. |
Тревожные | Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы. | |
Отстраненные | Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку. | |
Отвергающие | На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение. |
По воспитательному потенциалу
По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.
Воспитательно-сильная семья
Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.
Воспитательно-устойчивая
В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.
Воспитательно-неустойчивая
Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.
Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними
Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.
В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:
- воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
- маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
- правонарушительская;
- преступная;
- психологически отягощенная семья.
Форма брака
По данному критерию выделяется два типа семей. Рассмотрим их краткую характеристику.
- Моногамия в современном мире является преобладающей формой взаимоотношений. Она подразумевает вступление в брак одного мужчины и одной женщины.
- Полигамия — это форма семьи, при которой в брак вступает три и более супруга.
Полигамные отношения в настоящее время встречаются редко. Как правило, они отвергаются обществом как изжившие себя, противоречащие моральным устоям. Так, групповой брак, отличающийся наличием нескольких мужчин и женщин распространён только на Маркизских островах. Многожёнство характерно для мусульманских стран. Многомужество встречается в некоторых штатах Индии.
Рис. 2. Многожёнство.
Экономическая и статусная
Экономическая функция связана с возможностью оказывать материальную помощь членам семьи. Примером может быть поддержка нетрудоспособных родителей совершеннолетними детьми.
Данная функция также заключается в том, что семья может накапливать имущество (движимое или недвижимое), которое затем передаётся по наследству.
Статусная функция состоит в том, что родители способны передать детям определённое положение, которое семья занимает в обществе (например, национальность, приверженность религии, принадлежность к социальному слою).
Ряд вышеупомянутых характеристик способен значительно повлиять на дальнейшую судьбу ребёнка. Так, человек, родившийся в семье с низкой социальной ответственностью, может попасть в детский дом, заняться бродяжничеством, воровством. Приобретённый негативный опыт может отрицательно сказаться во взрослой жизни: дети часто повторяют модели поведения родителей. Прервать этот замкнутый круг люди зачастую способны лишь после длительной работы над собой.
Характер воспитания
Согласно данному критерию, существуют семьи анархические, авторитарные и демократические.
- В анархических семьях отсутствуют какие-либо ограничения. Отношения строятся на вседозволенности.
- В основе авторитарной семьи лежит признание авторитета родителей. Считается, что старшее поколение лучше знает, как следует жить, поэтому все решения принимаются родителями.
- В демократических семьях уважается мнение каждого члена. При этом и родители, и дети несут ответственность за совершённые поступки.
Что мы узнали?
Семья — это важнейший социальный институт, малая группа, в основе которой лежат брачные отношения или кровное родство. Семьи бывают бездетными, малодетными или многодетными; нуклеарными и расширенными; полными и неполными; моногамными и полигамными; анархическими, авторитарными и демократическими; патриархальными, эксплуататорскими и партнёрскими.
Предыдущая
ОбществознаниеПризнаки общества как социальной системы – основные и обязательные, функции и виды кратко
Следующая
ОбществознаниеСфера духовной жизни – что представляет собой, структура духовной культуры общества кратко (обществознание, 8 класс)
Характер распределения обязанностей
По данному признаку семьи делятся на патриархальные, эксплуататорские и партнёрские.
- Патриархальные семьи по-другому называются традиционными. Они отличаются тем, что в них все домашние обязанности возложены на женщину. Роль жены сводится к ведению хозяйства, рождению и воспитанию детей. Муж принимает все важные решения, несёт ответственность за материальное благополучие.
- В эксплуататорской семье женщина отвечает за ведение домашнего хозяйства. Помимо этого, она работает наравне с супругом.
- В партнёрских семьях обязанности распределяются между всеми членами, выполняются сообща или по очереди. Отношения строятся на основе взаимного уважения, решения принимаются совместно.
В современном мире преобладающими по численности являются партнёрские семьи. Это связано с изменением социального положения женщины. Традиционные браки, основанные на ведущей роли мужчины, в развитых странах считаются пережитком прошлого.
Рис. 3. Таблица «Виды семей».
Социальные функции семьи
Функции | Содержание |
Репродуктивная | – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей. |
Социализация | – приобщение индивида к обществу. |
Экзистенциональная | – обеспечение безопасности членам семьи, забота. |
Экономическая | – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей. |
Первичный социальный контроль | – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни. |
Рекреативная | – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида. |
Социально статусная | – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры. |
Досуговая | – организация свободного времени в форме развлечения. |
Гедонистическая | – нужда в заботе, любви, чувстве счастья. |
Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.
Тенденции развития современной семьи в РФ
В современной России можно выделить следующие основные тенденции в развитии современной семьи:
1) увеличение возраста лиц, заключающих брак;
2) откладывание рождения первого ребенка;
3) однодетность;
4) увеличение числа разводов;
5) распространение семей партнёрского типа;
6) изменение положения женщины в семье
7) рост юридически не оформленных гражданских браков и рожденных в них детей;
сокращение числа традиционных (патриархальных) семей.
9) переход от расширенной семьи к нуклеарной
В начале XXI в. требования к семье все более увеличиваются, однако данный институт продолжает оставаться одним из самых основных и
необходимых не только всему обществу в целом, но и каждому конкретному человеку в отдельности.
В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи. В последние годы в качестве безусловного приоритета социальной политики в России рассматривается политика демографическая и семейная.
Демографическая политика
— политика в области развития народонаселения, причем не только количественного роста, но и обеспечения качества жизни человека в нашей стране.
В зависимости от отношений супругов
Также различаются несколько типов браков в зависимости от отношений, которые складываются между супругами.
- Диктаторские семьи. Все важные решения принимает один член пары, иной же может отвечать только за решение второстепенных вопросов.
- Демократические семьи. Наиболее неустойчивые. Такой тип отношений чаще всего присущ молодоженам. Все вопросы пара пытается решать сообща, идти на уступки друг другу. Однако чаще всего один партнер думает, что отдает больше, а получает меньше.
- Автономные семьи. В таком случае сферы влияния пара строго разграничивает. Мужчина отвечает за одно, женщина – за другое.
Типология в зависимости от главной функции
Различные виды семей и их характеристика – это тема, о которой пойдет речь далее. Какие еще существуют типы брачных отношений?
- Патриархальная семья. Главная ее цель в данном ракурсе – ведение совместного хозяйства и достижение экономического благополучия.
- Детоцентристкая семья. Тут главной задачей пары является воспитание детей, подготовка их к общественной жизни. Однако нередко такие семьи переходят недозволенную черту, когда подрастающее поколение оказывается несамостоятельным и разбалованным.
- Супружеская семья. Социологи говорят, что это отношения будущего. Главная ее цель – эмоциональное удовлетворение супругов. Чаще всего такие семьи не обзаводятся детьми и всю жизнь живут ради удовлетворения своих нужд и желаний.