Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Виды памяти
  2. Упражнения для развития разных видов памяти
  3. Не менее эффективные способы развития памяти
  4. Виды и свойства внимания
  5. Методы развития внимания в зависимости от нужных характеристик
  6. Популярные способы развития внимания

Развитие памяти и внимания – дело, которым необходимо заниматься на регулярной основе. И причина не только в том, что жизнь человека с «прокачанными» навыками такого рода гораздо легче, комфортнее, интереснее и в некоторых случаях даже безопаснее. Имеются причины и посерьезней.
Так, если не уделять время подобным тренировкам, то память рано или поздно начнет давать сбои, а концентрация требовать каких-то невероятных усилий. Тут как с мышцами: стоит на длительное время забросить физические упражнения, как они потеряют свою крепость.

Виды памяти

Память – это психический процесс сохранения и воспроизведения прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию не теряя при этом прежних знаний и умений. Она позволяет человеку расширять свои познавательные способности. Для того чтобы таких знаний было больше, этот психологический процесс нужно развивать. Для начала стоит определить, какой вид памяти у вас лучше «прокачан». Различают 4 вида данной когнитивной способности:

  • Слуховая
    – позволяет человеку понять смысл информации и быстро ее обработать.
  • Зрительная
    – благодаря ей можно получать и сохранять визуальные образы и в последующем воспроизводить их в своем сознании.
  • Двигательная
    – с ее помощью человек может фиксировать и воспроизводить движения, формируя навыки.
  • Комплексная
    – память, которая объединяет в себе вышеперечисленные навыки.


Виды памяти
В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения полученной информации память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.

Долговременная память – это способность воспроизводить информацию на протяжении всей жизни, например, где мы родились, какую школу закончили и так далее. В памяти постоянно идет обращение к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Если сказать проще, то человеку не нужно заучивать то, что он хорошо знает.

Кратковременная память нужна нам для того, чтобы не заполнять мозг не нужной информацией. Например, код подтверждения, присланный в смс для регистрации на сайте, вам больше никогда не пригодится, да и вряд ли вы его вспомните через несколько часов.

Под оперативной памятью понимают запоминание, которое нужно для определенных ситуаций. Человек может держать в голове информацию, которая ему необходима для выполнения настоящей работы. Когда данные становятся неактуальными, то мозг их стирает, освобождая место для новых событий.

Детская внимательность

Самопроизвольное реагирование возникает и сохраняется независимо от наших целей. Из-за своей увлеченности или неожиданности раздражители захватывают и отвлекают индивида от его деятельности.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Младенцы не способны концентрироваться на одном определенном предмете. Их увлекают разнообразные вещи – сотовый телефон, косметика мамы, папины инструменты. В этом возрасте малыши очень любопытны. Когда ребенок подрастает, он получает множество информации, узнает о том, что на нашей планете существует большое количество животных самых разных видов, насекомых, растений. Они начинают лучше понимать людей, различать цвет волос, глаз, окрас кожи.

В самом начале жизни постигать мир младенцам помогают родители, они закладывают в ребенка свои установки, объясняют грань добра и зла, учат разговаривать. Затем малыш сам начинает познавать все вокруг, реагируя на то, что кажется ему ярким, необычным и неизведанным.

Дети не могут регулировать собственную внимательность, так как у них функционирует пассивная сосредоточенность. Поэтому малышей привлекают различные странные предметы, которые попадают в их поле зрения. Ребенок может внимательно разглядывать игрушку, которую ему подарили, радоваться ей, но уже через минуту переключиться на другую вещь. Поэтому младенца легко успокоить при падении, плаче – надо просто его отвлечь от болевого ощущения или нежелательного объекта.

Способность сосредотачиваться на одном предмете проявляется у ребенка на шестом году жизни. Я рекомендую хвалить его за любое проявление усидчивости и силы воли до этого возраста – так как малышу это дается нелегко. Похвала даст ему понять, что его старания оценены, поэтому он начнет стараться сильнее, чтобы порадовать родителей своими маленькими победами.

Если же все попытки внимательной сосредоточенности тщетны, не ругайте свое чадо, попросите его попытаться снова. Негативным реагированием вы отобьете у малыша всю тягу к знаниям, учебе и усидчивости.

Упражнения для развития разных видов памяти

  • Для зрительной

Можно поиграть в игру для развития памяти и внимания, которая называется «найди отличия». Для этого в интернете существуют уже готовые картинки по этой тематике. Можно установить мобильное приложение, в которых разработчики внесли все возможные упражнения для тренировки мышления.

Бесплатный онлайн-интенсив

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

  • Для слуховой

Есть такое упражнение, которое называется «10 слов». Напишите на бумаге такое количество слов, которые совершенно не имеют никакой смысловой цепочки, и попробуйте повторить их на память. Если вам это удалось, то их число можно увеличить.

Еще одно упражнение для развития памяти и внимания можно использовать по пути домой или на работу. Прослушивая музыку, остановите композицию в любом месте и постарайтесь воспроизвести у себя в голове ее продолжение. Хорошим результатом станет возможность в уме прокручивать и останавливать любимую песню.

  • Для двигательной

Для развития двигательных навыков существуют упражнения, при которых задействованы оба полушария головного мозга. Например, «круговые упражнения и постукивания». Здесь суть заключается в задействовании двух рук. Одной ладонью руки нужно совершать круговые движения по поверхности стола, а другой, сжатой в кулак – равномерно стучать по столешнице.

Не менее эффективные способы развития памяти

  • «Прокачивайте» процесс запоминания

Ассоциативный метод является основным в развитии памяти. Его нужно освоить обязательно, ведь он функционален сам по себе и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Предполагается соотносить новую информацию с тем, что вам уже известно. Этот способ часто используют при изучении иностранных языков, где по звучанию слова соотносят с похожими в родном.

Данный метод можно применять к любому виду информации. Если это числовые значения, то подумайте, возможно они похожи на чью-то дату рождения или домашний номер телефона, или возраст. Но помните, чем банальнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем необычнее связь между элементами, а порой и смешнее, тем лучше она запоминается.

Материалы из платной подборки GeekBrains по выходу на доход от 150 000 ₽ удаленно

Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться?

Команда GeekBrains вместе с экспертами по построению карьеры подготовили документы, которые помогут найти и выбрать востребованную высокооплачиваемую профессию.

Александр Сагун

Главный карьерный консультант

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Каналы для поиска работы

Список из 26 ресурсов и 34 Telegram-каналов

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Рейтинг наиболее актуальных специальностей в 9 направлениях

Обычно документы доступны только ученикам «Карьерная мастерская», но мы решили поделиться ими с вами бесплатно!

Скачивайте и делайте первые шаги в направлении работы или дела своей мечты!

  • Воспроизводите мелкие детали

Этот способ поможет вам найти потерянную вещь. У каждого бывали ситуации когда забывали ключи, телефон, наушники и так далее, но в памяти не получалось восстановить, где вы их оставляли. В таком случае нужно сконцентрироваться и подумать логически, где эта вещь может находиться.

Если в проверенных местах ее нет, тогда стоит воспроизвести в памяти последние события, связанные с этим предметом, вспомнить, когда вы в последний раз держали утерянную вещь и что потом происходило. Вспомнив как можно больше деталей, которые сопровождали искомый предмет, вам удастся найти его.

  • Проговаривайте то, что нужно запомнить

Проговаривайте себе вслух важную информацию, например, «завтра в 14:35 прием у стоматолога». Так вы сможете запомнить информацию гораздо лучше, чем если бы записали себе в ежедневник.

  • Постоянно считайте

Несложные задачки на вычисление очень хорошо тренируют мозг и развивают логику. Благодаря такому методу можно отключиться от проблем и рутины. В настоящее время в интернете существует множество сайтов с математическими головоломками и ребусами, заставляющие искать решения и закономерности.

Виды и свойства внимания

Внимание – это направленность человеческого сознания на конкретные объекты и явления, обладающие для человека особой значимостью. Оно может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным.

  • Непроизвольное внимание (эмоциональное или пассивное)
    – это концентрация сознания на определенном объекте в связи с его особенностями. Привлекать интерес может любой раздражитель. В этом случае большую роль играют моральные и интеллектуальные чувства человека. В зависимости от этого определяется продолжительность внимания.
  • Произвольное внимание (волевое или активное)
    — это осознанная концентрация на объекте. В данном случае человек фокусируется на то, чем ему нужно заниматься. Это возникает тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую концентрации внимания.
  • Постпроизвольное внимание
    – это концентрация, направленная на выполнение поставленной задачи без особых усилий, то есть основывается на уже полученных знаниях ранее. При этом внутренняя мотивация (влечение, которое возникает изнутри человека) преобладает над внешней.

Теперь немного об особенностях развития внимания и памяти.

Мотивация играет большую роль в вопросе удержания внимания на объекте. Учеными доказано, что человек может непрерывно концентрироваться не более 40 минут, а после ему необходим перерыв. Особенности внимания выражаются в его свойствах, понемногу о каждом из них.

Объем внимания – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Это зависит от нескольких факторов: генетических, профессиональных умений и потенциала кратковременной памяти.

Концентрация – способность психики непрерывно сосредоточиться на объекте. Благодаря данному свойству можно обнаружить что-то новое в обычных вещах.

Распределение – человек способен одновременно выполнять несколько действий или наблюдать за несколькими объектами. В данном случае мозг может оптимально распределять возбудимость участков коры, что обеспечивает возможность управлять несколькими процессами. К минусам такого свойства относится быстрая утомляемость.

Переключаемость – это перестройка внимания человека с одного объекта на другой, причем она может быть как произвольной, так и нет. В зависимости от заинтересованности индивида к виду деятельности будут проявляться волевые усилия.

Особенности произвольного внимания

Особенность произвольного внимания – активность личности в достижении целей, без учёта предпочтений на настоящий момент. Эта способность формируется постепенно, для чего характерен период неприятных ощущений, связанных с внутренним напряжением силы воли, но по мере того, как данный навык приобретается, уходит напряжение, а дискомфорт от необходимости всеми силами поддерживать концентрацию значительно уменьшается.

Это качество способно проявляться не только самостоятельно, но и влиять на другие процессы. Благодаря активному использованию и возможности определять направление своего внимания, человек также регулирует свою память, выбирая необходимые моменты, корректирует темп различных процессов, подстраивая их адекватно ситуации, а также полностью регулирует деятельность ради конечного результата.

С физиологической стороны данный процесс обусловлен задействованием лобных долей коры полушарий, отвечающих за коррекцию, а также программирование будущей деятельности личности. Особенность активации данных участков заключается в том, что раздражитель (сигнал, способный изменить деятельность) поступает от второй сигнальной системы. Это означает, что мысль становится приоритетным сигналом в сравнении с окружающей средой, а значит, стимулы исходящие приказом от внутреннего «я» имеют преимущество в руководстве деятельностью и направленностью внимания. Это исключает полный контроль мозга над человеческим поведением, т.к. инстинкты самосохранения по-прежнему занимают наиболее влиятельное место среди всех внутренних процессов регулировки действий.

Особенности данной высшей психической функции обусловлены опосредованностью и осознанностью, что подразумевает определенного развития психики к моменту установления произвольного внимания. Оно опирается на минимальные волевые усилия, способность к восприятию и самосознанию с дальнейшей стыковкой имеющихся факторов и желаемых результатов. Произвольность возникла в ходе эволюции, как способность к преобразованию реальности через свою деятельность, поэтому, как и все приобретённые функции, оно обязательно проходит ускоренные стадии эволюционного появления в каждой феноменологической истории личности. Обычно период формирования способности к сознательному направлению внимания формируется от рождения к шести годам, а дальше всё более оттачивается благодаря системе образования и стараниям самого человека. Это ещё одна ключевая особенность – система образования, особенности включённости ребёнка в процесс и влияние окружающих. От данных факторов зависит скорость формирования навыка и его уровень развития.

Методы развития внимания в зависимости от нужных характеристик

Большинство способов для развития внимания направлены на ускорение наступления постпроизвольного внимания, а также на умение быстро концентрироваться. Разные игры и методики станут хорошим помощником в развитии памяти.

Каждый человек имеет свой уровень сосредоточенности, но, несмотря на это, проводить развивающие занятия необходимо всем. Благодаря ним можно избавиться от рассеянности.

Проводите свободное время за разгадыванием головоломок, решением логических задач или игрой в шахматы. Процесс развития внимания и памяти должен быть вам в радость и доставлять удовольствие. Только при таком условии можно хорошо прокачать работу головного мозга.

Любое занятие должно сопровождаться тишиной, ведь именно так можно достичь полной концентрации на новом объекте или предмете изучения. Развитие зрительного внимания включает порой простые упражнения. Освоив их, человек получает новый навык по сосредоточению на жизненных целях и задачах. Важно чередовать дела, смешивать сложные задания с легкими, интересные с не интересными.

Как развивать внимание

Мы помним, что цель внимания — выцепить фигуры на фоне: именно это называется концентрацией

. Но есть и обратный процесс,
деконцентрация, алертность
, когда нет фигуры, а есть только фон, полностью наполненный вниманием. Когда мы воспринимаем мир целостно, мы попадаем в состояние, родственное потоку, накапливаем весь опыт на острие момента и готовы предпринять свое идеальное действие. Как можно прокачать внимание?

Когнитивные тренажеры, или специальные программы и игры

Плюсы: дают хорошие результаты в начале, когда для мозга стоит пока еще новая задача — она стимулирует спящие зоны и способствует прогрессу.

Минусы: как только мозг адаптируется, наступает привыкание. Прогресс в овладении тренажерами продолжается, но в жизнь навык не переносится. Работая с тренажерами, вы работаете с внешним раздражителем, а он не поставит ваш мозг в активную позицию: вовне просто нет предмета, который бы обратил ваше внимание на себя.

Впрочем, тренажеры эффективно работают в связке с формальными (происходящими в изолированных ситуациях) и неформальными (происходящими в ходе реальных ситуаций) практиками.

Формальные практики — восточные подходы (йога, дзогчен)

Плюсы: медитации до сих пор остаются самым эффективным инструментом работы с вниманием.

Минусы: осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым.


Источник: francescoch / istockphoto.com

Неформальные практики

Плюсы: различные игровые и метафорические тренинги и упражнения на включение в момент, а также проигрывание реальных ситуаций с активизацией спящих когнитивных функций дают хорошую встряску мозгу и активизируют внимание.

Минусы: без системной работы результат быстро сходит на нет.

Таким образом, разрозненные практики, идеология и эзотерика, а также культурные ограничения могут в целом замедлить массовую работу с вниманием. Для ее масштабирования требуется особая инженерная методика, которая имела бы научную подоплеку и доказала свою эффективность на крупных проектах.

Волевые методики

Плюсы: В отличие от восточных практик, психонетика направлена на результат и творчество и потому подходит для активной жизни целеустремленного человека.

Минусы: необходимо самостоятельно искать подход, который будет работать именно для вас, также ключевую роль играет регулярность.

Слово «воля» напрямую связано с вниманием, можно смело сказать, что одно вытекает из другого. Именно заняв волевую позицию, вы начинаете управлять своим вниманием и жить в парадигме «Я хочу». В качестве примера можно привести кейс Натальи Молчановой, рекордсменки по фридайвингу, которая с помощью волевых практик решила проблему блэкаута — потери сознания и ориентации в пространстве при глубоких погружениях. Волевая позиция подразумевает наблюдение за механизмами сознания и позволяет корректировать его работу даже в таких экстремальных ситуациях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]