Мотив как регулятор человеческого поведения — Определение понятий мотив и мотивация


Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго. Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни. Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма. Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы. Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение. Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Социальные мотивы личности

Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей. Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно.

Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.

В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.

Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.

Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.

Мотивация поведения личности

Обусловленная актуализированной потребностью в возбуждении определенных нервных структур мотивация поведения личности провоцируется направленной активностью организма. Так способны возникнуть познавательная, пищевая, половая, защитная, а также другие виды мотивации. От мотивации в поведении личности зависит пуск в коре головного мозга чувственных возбуждений, а также ослабление или усиление их.

Эффективность внешнего стимула происходит, как от объективных качеств, так и от мотивации. Сытый организм не будет реагировать на привлекательную пищу. Внешние раздражители превращаются в стимулы после необходимой мотивации организма. Далее мозг моделирует параметры объектов, которые нужны для удовлетворения потребности, и разрабатывает схемы деятельности. Эти схемы деятельности способны быть инстинктивными, врожденными или основанными на опыте.

Мотивация поведения личности всегда эмоционально насыщена, а то, к чему человек стремится, его эмоционально волнует. Все мотивации человека выступают модификацией потребностных состояний.

Под мотивационными состояниями человека понимаются желания, интересы, стремления, влечения, намерения, страсти, установки.

Интересы выражаются в насыщенной направленности непосредственно на объекты, которые связанны со стабильными потребностями индивида. Интересы проявляются в чрезмерном внимании к объектам, которые имеют устойчивую значимость. Интересы выступают мотивационно-регуляционными механизмами поведения человека, которые определяются иерархией сформированных потребностей. Важно понимать, что связь потребностей с интересами не прямолинейна, зачастую она не осознается. Сами интересы бывают опосредованные и прямые, и появляются они со средствами достижения целей. Интересы значительно влияют на психические процессы, активизируя их. В зависимости от потребностей интересы делятся по содержанию (на духовные и материальные), по устойчивости широте (на разносторонние и ограниченные), по устойчивости (на кратковременные и устойчивые). Интересы способствуют стимуляции человека к деятельности, а также сами формируются в деятельности. Удовлетворение интересов способствует формированию еще более разветвленной системы интересов. Выступая, как ориентационная основа поведения личности, интересы превращаются в основные психологические механизмы поведения.

Широта и глубина интересов личности выражают полноценность его жизни. Для асоциальной личности характерна эгоистическая направленность, узость, меркантилизм, утилитарность. Личностная характеристика включает в себя круг интересов данного человека. Страсти, желания и влечения тесно связаны с интересами человека.

Желания – это определенный этап созревания потребностей, которые соотносятся с целью, а также планом действий. Желания это мотивационное состояние личности, при этом потребности соотносятся с предметом их удовлетворения. Желания связаны с эмоциональными стремлениями тяготения к объекту желания. Человеческие желания делятся на три группы:

-необходимые и естественные (желание пить, утолить голод, спать, отдыхать);

— естественные, которые однако не выступают необходимыми (интимные желания);

— неестественные и ни необходимые (жажда славы, превосходства над людьми, лидерства, власти, первенства).

Страсть выражается в аффективном стойком стремлении к определенному объекту, при этом страсть-потребность доминирует и управляет жизнедеятельностью человека. Страсть интегрирует эмоциональные и волевые побуждения. Страсть бывает отрицательной или положительной и это зависит от стремлений человека. Большинство отрицательных страстей приводят к деградации личности и зачастую провоцируют преступное поведение.

Положительные страсти направляют силы человека к значимым целям (страсти к науке, искусству, некоторым видам деятельности).

Полное отсутствие страстей могло бы привести к полному отупению. Страсть – это небесный огонь, который оживляет нравственный мир. Искусство и наука обязаны страсти открытиями, а душа – благородством. Навязчивое тяготение относят к влечениям, которые способны быть естественными, а также быть сформированными в социальных условиях. Зачастую не осознаются естественные влечения. Установлена следующая последовательность в ряде инстинктивных влечений: пищевое влечение, ориентировочное поведение, влечение материнства, жажда, половое влечение, ориентировочное поведение.

Влечения человека обусловливаются социальной жизнью. Социализация человека дисциплинирует его влечения. Ослабление психических процессов провоцирует усиление инстинктивных побуждений. Например, необузданные половые влечения занимают в структуре преступности определенное место.

Мотивация личности бывает сознательной или подсознательной. Сознательная мотивация поведения личности связана напрямую с намерениями. Намерение – умысел или сознательно принимаемое решение в достижении определенной цели с четким представлением средств, а также способов действия.

Намерения объединяются в побуждения, которые толкают к действиям или сознательному планированию. Намерения также как и потребности имеют динамические свойства – силу, напряженность.

Намерения руководят поведением человека, а также обеспечивают произвольность действий, выступают сознательным актом поведения. Обоснованием намерения выступает мотив.

Мотивы могут быть действующими или потенциальными

В каждый конкретный период жизни человека одни мотивы являются актуальными (действующими) и влияют на поведение и действия человека, другие – потенциальными (могут актуализироваться под воздействием каких-либо обстоятельств). Пример: начальник пообещал повышение в должности подчиненному за работу, выполненную досрочно. У сотрудника мотив престижности из потенциального перешел в актуальный. В данной ситуации изменение мотивации привело к увеличению производительности труда.

Идентификация себя с другим человеком

Суть этого мотива – в стремлении быть похожим на своего кумира. Кумиром может быть любая авторитетная личность: родственник, наставник, поп-идол и так далее. Этот мотив особенно актуален у подростков, вступающих в жизнь. Желание во всем подражать кумиру приводит к стремлению изменяться и развиваться. Мотив идентификации помогает вхождению молодого человека в социум. Но здесь кроется и отрицательный момент. «Не сотвори себе кумира» – беря в пример конкретного человека, подросток хочет перенять у него все качества, в том числе и отрицательные. Например: взяв за образец личность рок-певца, молодой человек стремиться копировать и негатив, связанный с внешним образом жизни данного человека – алкоголь, наркотики (возможно в реальной жизни являющихся лишь отрицательным имиджем).

Самоутверждение

Один из наиболее позитивных мотивов в жизни человека. Ведь именно благодаря желанию самоутвердиться мы стараемся стать лучше, достичь каких-то целей в жизни. Это, своего рода, двигатель развития: стремление человека к повышению своего формального и неформального статуса ведет к получению новых знаний, совершенствованию имеющихся навыков и приобретению новых. Пример: спортсмен стремится победить в соревнованиях с мыслью: «Я должен быть лучше всех!». Мотив самоутверждения в этом случае выходит на первый план.

Власть

Это движущая сила развития человечества. С первобытных времен у людей проявлялось стремление главенствовать над какой-то группой лиц: побуждать их к действиям, контролировать поступки и мысли. В иерархии мотивов человеческого поведения желание власти занимает одно из лидирующих мест. На пути к достижению власти человек может преодолеть множество препятствий. Если данный мотив является главенствующим в поведении человека, то социальные мотивы отходят на второй план. Такой лидер, добившись власти, может нанести урон делу, и стать тормозом развития. Например, рядовой сотрудник предприятия, движимый данным мотивом, получив руководящую должность, забывает о целях функционирования своей организации, он занят лишь удержанием приобретенной власти, в результате страдает доходность дела.

Процессуально-содержательный

Этот мотив основан на заинтересованности индивидуума в процессе деятельности и ее результате. Воздействие других побуждений (самоутверждение, власть и пр.) могут усилить мотивацию, но не быть решающими, поэтому они внешние по отношению к основному. Пример: человек занимается спортом, достигает положительных результатов – ему доставляет удовольствие процесс и содержание собственной деятельности – налицо актуализация процессуально-содержательного мотива. Прочие же мотивы (материальные стимулы, самоутверждение) являются внешними, но не решающими. Иначе говоря, смысл деятельности есть сама деятельность.

Взаимное влияние внешних и процессуальных мотивов

Если мотивационные факторы находятся вне сферы деятельности, то они являются внешними (экстринсивными). К таковым можно отнести:

  • – чувство долга, ответственность перед обществом или конкретным человеком;
  • – стремление к одобрению других людей;
  • – желание повышения своего социального статуса;
  • – самоусовершенствование и прочие.

Если в какой-либо ситуации отсутствуют процессуально-содержательные мотивы, то в дело вступает внешняя мотивация. Например, студент обучается в институте, но не заинтересован в процессе обучения (отсутствие содержательных мотивов), зато присутствует желание получить диплом, устроиться на престижную работу (внешняя мотивация). Но, стоит заметить, если внешние факторы не будут подкрепляться интересом к процессу деятельности, то максимального результата достичь не удастся. Студент сможет получить диплом и устроиться на работу, но топовую должность ему не занять.

Мотив саморазвития

Каждому человеку свойственно стремление к саморазвитию в той или иной степени. Данный мотив актуализируется не всегда, часто он заглушается другими мотивами. Вокруг нас множество инертных людей, которые живут подобно растениям, удовлетворяя лишь функции своего жизнеобеспечения. Часто чтобы актуализировать стремление к саморазвитию, увеличить мотивацию к деятельности, необходим толчок. Об этом необходимо помнить людям-наставникам (тренерам, менеджерам, преподавателям), которые заинтересованы в успехах своих подопечных.

Человек устроен так, что при движении вперед у него возникают опасения различного плана, то есть срабатывает инстинкт самосохранения, который пытается уберечь человека от возможных неприятностей. Но без их преодоления не бывает и движения. «Через тернии – к звездам».

Мотив достижения

Достижение поставленных целей – сильный мотивирующий момент в любом виде деятельности. У человека может быть неодинаковый уровень мотивации достижения по отношению к разным целям. Например, начинающий спортсмен хочет выиграть областные соревнования и победить на олимпийских играх. Максимальный уровень мотива достижения в данном случае будет направлен на победу в соревнования местного масштаба, и лишь средний уровень – на победу более высокого уровня.

Ученые выявили несколько факторов, влияющих на уровень мотивации:

  • – значимость цели;
  • – субъективная оценка возможности достижения цели;
  • – надежда на успех.

Рассмотренный выше пример наглядно демонстрирует эти факторы: спортсмен реально оценивает свои возможности на успех в достижении обоих целей, выбирает более реальную и мотивирует себя на ее реализацию.

Общественно-значимые мотивы (просоциальные)

Человек живет в обществе, трудится в коллективе. При актуализации просоциальных мотивов у него особо развиты чувство долга, ответственности перед другими индивидуумами социума. Конечно, не у всех одинаково. Но в той или иной мере это присуще всем людям. «Жить в обществе и быть оторванным от него – нельзя». Личностей, у которых совсем не актуализирован данный мотив, называют асоциальными.

Для успешной деятельности в коллективе (на производстве, в спортивной команде и т.д.) необходимо акцентировать внимание на просоциальной мотивации. Это сплотит коллектив и даст положительные результаты.

Политик, у которого данный вид мотивации достаточно силен, будет не на словах, а на деле болеть за свою страну, и сделает все возможное для ее процветания. Было бы совсем неплохо, чтобы перед тем, как баллотироваться в высшие органы государственной власти, чиновники проходили бы обязательную проверку у психолога на выявление степени просоциальной мотивации. Данный вид проверки помог бы на корню задушить коррупцию в нашей стране.

Мотив аффилиации

В переводе с английского – присоединение. То есть смысл данного мотива – общение ради общения. Это подразумевает получение радости и удовлетворения от отношений с другими людьми. Поиск любви – это своего рода актуализация мотива аффилиации.

Негативная мотивация

Это побуждение к деятельности страхом наказания. Мотив сильный, но кратковременный: действует лишь под действием неотвратимости негативного воздействия. Например, обучение ребенка в школе под страхом наказания за плохие отметки со стороны родителей. Мотивация действует до тех пор, пока человек уверен в неизбежности наказания. Стоит ослабить контроль – и чадо вновь становится стабильным двоечником.

Формы возможного воздействия, которые способны актуализировать негативную мотивацию:

  • – наказание словом (осуждение, выговор);
  • – материальные санкции (штрафы и пр.);
  • – общественная изоляция (игнорирование, бойкот, пренебрежение и пр.);
  • – физическое воздействие;
  • – лишение свободы.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром. В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания. Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

По мнению МакКлелланда, потребности низшего уровня (витальные) в современном мире, как правило, уже удовлетворены, поэтому следует обратить внимание на удовлетворение высших потребностей человека. Эти потребности, если они достаточно ярко проявляются у человека, оказывают заметное влияние на его поведение, заставляя его прилагать усилия и совершать действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. Однако МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные в результате жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность в достижении проявляется в желании человека достичь своих целей более эффективно, чем он делал это раньше. Человек с высокой потребностью в достижении предпочитает сам ставить перед собой цели и обычно выбирает умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего он может достичь и что он может сделать. Такие люди любят принимать решения и нести за них ответственность, одержимы задачами, которые они решают, и берут на себя личную ответственность.

На основании своих исследований МакКлелланд пришел к выводу, что эта потребность может характеризовать не только отдельных людей, но и отдельные общества. Те общества, где потребность в достижении высока, как правило, имеют развитую экономику. Напротив, общества, характеризующиеся слабой потребностью в достижении, имеют низкий уровень экономического развития или не имеют его вовсе.

Потребность в соучастии проявляется в виде стремления к товарищескому общению с другими людьми. Люди с высокой потребностью в товариществе стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, ищут одобрения и поддержки со стороны других людей и обеспокоены тем, что другие думают о них. Тот факт, что они кому-то нужны, очень важен для них.

Потребность во власти, как и две предыдущие, является приобретенной потребностью, которая развивается на основе обучения, жизненного опыта и заключается в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы в своем окружении. Основным фокусом этой потребности является желание контролировать действия других людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия и поведение. Потребность во власти имеет два полюса: во-первых, желание иметь как можно больше власти, контролировать все и всех, а во-вторых, желание полностью отказаться от любых претензий на власть, стремление избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять функции власти.

Потребности в достижении, соучастии и власти в теории МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, как в теориях Маслоу и Альдерфера. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека зависит от их взаимовлияния. Например, если человек занимает руководящую должность и имеет высокую потребность во власти, то для успешного осуществления управленческой деятельности в соответствии со стремлением удовлетворить эту потребность желательно, чтобы его потребность в соучастии была выражена относительно слабо. Сочетание сильной потребности в достижении и сильной потребности в доминировании также может привести к негативному влиянию на выполнение менеджером своей работы, поскольку первая потребность всегда будет ориентировать доминирование на личные интересы менеджера. Не представляется возможным сделать однозначные выводы о том, в каком направлении эти три потребности влияют друг на друга. Однако очевидно, что необходимо учитывать их взаимное влияние при анализе мотивации и поведения человека и разработке методов управления процессом формирования и удовлетворения потребностей [5]. мотивация потребность стереотип поведение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]