Мотивация от А до Я. Что такое мотив, виды мотивации

Мечтание – это процесс неоднозначный. С одной стороны, он позволяет нам более ясно представить себе конечную цель, понять, что нам нужно, выстроить у себя в голове желаемый сценарий происходящего.

С другой – если мечты и планы не подкрепляются какими-либо действиями, то вся визуализация пойдёт прахом. В этом случае все человеческие фантазии так и останутся исключительно в голове и в реальность не воплотятся.

К желаемой цели может привести только действие, а действие тесно связано с понятием мотивации. Именно благодаря мотивации рождается побуждение к действию.

Мотивы

На основе возникших потребностей формируются мотивы. Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей. Образно выражаясь, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» — намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения.

Как повысить мотивацию, если ничего не хочется делать

Вспомните о том, что подвигло вас к переменам. Бывает, что вам нужно выполнить дела, выполнять которые вы совсем не хотите. В этом случае спросите себя: а почему вам нужно это сделать, вспомните о причине, ради которой вам нужно преодолеть себя.

Правило пяти минут. Если вы никак не можете заставить себя поработать хотя бы полчаса, уделите этому занятию всего 5 минут. Просто начните двигаться. Как правило, нам тяжелее всего начать, а в процессе мы принимаем и продолжаем заниматься нужным делом с удовольствием.

Наполнитесь энергией. Подумайте, что может сделать вас бодрым прямо сейчас, что зарядит силами и позитивом. Придумайте себе ритуал перед важной задачей, и тогда ваш мозг со временем будет сам ждать выполнить задание.

Разделите задачу на простые и конкретные шаги. Этот способ поможет преодолеть прокрастинацию и обмануть наш мозг от страха выполнять такую огромную задачу.

Подумайте, что мешает вам работать. Может быть, вы устали или хотите перекусить. Найдите и устраните причину усталости и выгорания. Если нужно, устройте себе выходные.

Проанализируйте свои страхи. Это кажется абсурдным. Но на самом деле наш мозг устроен таким образом, что старается защитить нас от кажущихся опасностей. И, может быть, карьера и спортивное тело не кажется вам чем-то страшным, однако для подсознания такие изменения в жизни кажутся опасными, поскольку требуют за собой кардинальных перемен, ежедневных тренировок и умственной деятельности.

Найдите себе единомышленника, наставника. Всегда проще делать великие дела с человеком, схожим по интересам и целям. Вы сможете мотивировать друг друга и не допускать впадения в депрессию. К тому же, когда мы видим как другой человек делает то, что приведет его к цели, мы бессознательно не хотим отставать и делаем то же самое

Правильно начинайте свой день. Планируйте все дела с вечера. Заведите себе привычку: начало дня начинать с самой сложной задачей. В книге » Выйди из зоны комфорта» этот принцип представлен как «съесть лягушку».

Читайте книги и смотрите мотивационное фильмы. И пусть это будет сторонней внешней мотивацией, вы все равно будет воодушевлены, а значит настроены на покорение новых вершин

Создайте подходящую обстановку. Оборудуйте свое рабочее место в комфортной обстановке. Подготовьте спортивную форму с вечера. Создайте условия, в которых вы не сможете отложить выполнение важной задачи.

Фиксируйте свои успехи. Не забывайте учитывать все свои прошлые успехи и возможности. Записывайте и помните о них. Это поможет вам проследить с какой эффективностью вы двигаетесь вперед. К тому же такой метод не даст вам возможность принизить свои достижения. Если вы увидите, сколько всего сделали, замотивировать себя идти дальше не составит труда.

Вознаграждайте себя. Всегда находите время и возможности на то, чтобы отпраздновать свои успехи. Выполнили нужную задачу или шаг, который приближает вас к цели — наградите себя. Это может быть поход в кафе, нужная покупка или поход в любимое место. Однако помните, что вознаграждение не должно мешать вам в достижении цели и откатывать ваши усилия назад. То есть, если вы сбросили 1 кг не нужно вознаграждать себя тортом.

Как становятся миллионерами с нуля

Функции мотивов

  1. Побуждающая – отражает энергетику мотива, связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии, и проявляется в том, что мотив обусловливает активность человека, его поведение;
  2. Направляющая – отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий;
  3. Регулирующая (управляющая) – мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени; в состав данной функции включены организующая, контролирующая, структурирующая, смыслообразующая функции;
  4. Стимулирующая – связана с продолжением побуждения и при осуществлении намерения: мобилизуемая при возникновении потребностного состояния энергетика не исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность.

Что такое мотив?

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые расшифровки бесплатно.

Мотив — это образ, придающий действиям человека осмысленность. Не зря ведь, пытаясь раскрыть преступления, следователи ищут мотив. Любое сознательное действие выполняется в случае заинтересованности человека. Этим он и отличается от животных, которыми движут рефлексы и стимулы.

Мотивы объединяют два уровня:

  • Сохранение – стремление человека сохранить то, что он имеет;
  • Достижение – желание личности достигнуть большего, чем имеет.

По Абрахаму Маслоу, сформировавшему известную пирамиду потребностей, самые базовые мотивы человека – сохранение жизни и удовлетворение природных желаний. После них появляются интересы, связанные с достижением социального статуса, финансового уровня и духовного развития. Если человек не чувствует себя в безопасности, основным мотивом для него станет сохранение своей жизни и здоровья. Все остальное отойдет на второй план, пока угроза не минует. Например, в пустыне даже отпетый скупердяй готов будет отписать все свое состояние за глоток воды. Когда же он вернется в город, то все его мысли будут снова заняты увеличением богатства.

Кроме упомянутой классификации, существуют и такие типы мотивов:

  • Устойчивый – связан с базовыми стимулами (жажда, голод, секс), потому не нуждается в регулярной актуализации;
  • Неустойчивый – относится к более высоким уровням пирамиды Маслоу, потому требует постоянного подкрепления;
  • Внешний – зависит от факторов окружающего мира, включая мнение других людей;
  • Внутренний – возникает в сознании, либо подсознании самого человека, независимо от внешних факторов;
  • Отрицательный – стимул не совершать конкретный поступок (демотивация);
  • Положительный – заинтересованность в получении конкретного результата.

Любой мотив выполняет три функции:

  • Побуждение (или подавление, в случае отрицательной мотивации);
  • Выбор направления движения;
  • Поддержание и контроль процесса.

Эти функции стоит учитывать при целеполагании, поскольку от них зависит настрой исполнителя реализовать поставленное задание. Мотивы могут постоянно подогревать интерес, помогая двигаться по заранее намеченному маршруту и контролируя качество работы.

Сила, с которой мотив подталкивает человека к действиям, зависит от нескольких факторов:

  • Значимость результата для исполнителя;
  • Достижимость цели доступными методами;
  • Вероятность получения результатов;
  • Соответствие личным приоритетам и ценностям.

Чем больше этих критериев совмещаются в стимуле, тем сильнее он влияет на человека, подогревая интерес и желание действовать. Но не стоит перебарщивать. Известно понятие оптимума мотивации. Если ее уровень недостаточен, то человеку сложно начать работу. Когда мотив адекватен предполагаемым усилиям, то работоспособность достигает своего пика. В случае чрезмерно подогретого интереса исполнителю сложнее сосредоточится на задании, ведь он постоянно отвлекается на размышления о выгоде. Поэтому, пытаясь разобраться с понятием «мотив» психология вводит теории, описывающие это явление.

Пройти тест: оптимист или пессимист

Характеристики мотивов

  • Устойчивость мотива – это длительность сохранения его во времени. Устойчивость мотива зависит, с одной стороны, от устойчивости (инертности) потребности, с другой стороны – от устойчивости (ригидности) особенностей личности человека, таких как установки, мировоззрения, ценности, склонности, интересы.
  • Сила мотива – это интенсивность побуждения человека к деятельности. Сила мотива зависит, с одной стороны, от физиологических факторов (сила напряжения потребности, на основе которой сформирован данный мотив), с другой стороны – от психологических факторов. В настоящее время также известно, что сила мотива больше тогда, когда мотивация внутреннеорганизованная, чем тогда, когда мотивация внешнеорганизованная.

Стимулирующая роль всех мотивов обучения

Для того, чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется целый арсенал способов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические способы, репродуктивные и поисковые способы, а также способы самостоятельной учебной работы.

Любой из способов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно – обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого способа обучения. Наукой накоплен большой багаж способов, которые специально ориентированы на создание позитивных мотивов учения, инициируют познавательную активность, одновременно помогая обогащению подростков учебной информацией. Функция стимулирования в данном случае как бы выходит на первый план, помогая осуществлению образовательной функции всех других способов.

Согласно последними данным повсеместно проводимых психологических исследований, главной движущей силой становления ребенка, позволяющей максимально полно использовать его возможности, считается мотивация. Лишь мощный мотив способен помочь ребенку во время выполнения учебных заданий полностью отвлекаться от посторонних мыслей и полностью сконцентрироваться на исполняемой им труде. Поэтому от преподавателя потребуется практическое умение акцентировать на труде интерес всякого воспитанника из доверенной ему учебной группы. Также ему нужно эффективно доводить собственный план до учеников, чтобы они имели возможность проникнуться возможностями исполнения устанавливаемой перед ними задачи и приложить для ее решения все собственные умения. А для того, чтобы грамотно определить учебную задачу, одного только умения довести до сознания подростка ее значение и заинтриговать в достижении итога мало. Нужно представлять себе совместный масштаб образовательного курса, чтобы в конечном итоге получить необходимый итог и наладить контакт с учениками.

Виды мотивов

Мотивы разных людей и разные мотивы одного и того же человека отличаются друг от друга не только динамическими характеристиками (силой и устойчивостью), но и видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. На основании перечисленного созданы различные классификации мотивов.

Во всем многообразии мотивов особое место занимают социальные мотивы, определяющие избирательность поведения человека в обществе. Согласно классификации социальных мотивов Г.Мюррея, к социальным мотивам относятся мотив аффилиации, мотив достижения, мотив агрессии, мотив власти и мотив альтруизма.

  1. Мотив аффилиации – это осознанная потребность в близких и доверительных отношениях с людьми или одним человеком. Мотив аффилиации может проявляться в двух формах: страх отвержения и стремление к принятию.
  2. Мотив достижения – это стремление человека к достижению высоких результатов в выполняемой деятельности. Данный мотив выражается в виде стремления к достижению либо в виде боязни неудач.
  3. Мотив агрессии – это внутреннее побуждение к причинению какого-либо вреда другому человеку.
  4. Мотив власти – это стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.
  5. Мотив альтруизма выступает как осознанная потребность оказывать бескорыстную помощь другим людям и заботится о них.

Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения

Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения

Среди разнообразия причин, детерминирующих активность человека, особое место занимают потребности и мотивы поведения и деятельности.

Житейская психология под мотивами понимает все то, что выступает в качестве внутренних побудителей к деятельности или поведению. При таком представлении мотивами могут быть различные потребности, интересы, стремления, желания, установки, идеалы и т. п. Другими словами, сознание обычного человека, центрированное только на выяснение причин поведения другого человека, не задумывается над многообразием психологических причин, порождающих реальное поведение или деятельность человека. Его интересует, что хочет сделать или чего хочет достичь другой человек, или почему он хочет именно это сделать или именно этого достичь. Внешнему наблюдателю представляется, что, определив предмет, необходимый другому, он знает истинную причину поведения (и деятельности) и может манипулировать его активностью. Такая стратегия в отношении другого, конечно, имеет место быть, но адекватна лишь в условиях типичных и повторяющихся ситуаций. Причем считается, что потребности являются источником порождения мотивов, имея в виду, что предмет потребности и есть мотив. [43]

Глубокое понимание механизмов формирования мотива дают гуманистические концепции в психологии. Данное направление сосредоточено на изучении гармоничной личности, достигающей вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Среди этих концепций особо выделяются представления Маслоу, разработавшего «иерархию потребностей».

Рис. 2. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

Она состоит из следующих ступеней:

1. физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная потребность, в самозащите;

2. потребность в надежности — стремление к материальной надежности, обеспечению по старости и т. п.;

3. социальные потребности — удовлетворение этих потребностей не объективно и трудно поддается описанию: одного человека удовлетворяют немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно;

4. потребность в уважении, осознании собственного достоинства — уважение, престиж, социальный успех — для удовлетворения этих потребностей требуются группы;

5. потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. мотивы имеют иерархическую структуру;

2. чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

3. пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивационную силу;

4. с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Возможность для удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших [35].

В зарубежной психологии, выделен ряд особенностей природы мотивов (потребностей), к которым можно отнести такие разнородные психические явления как влечение и стремление; раздражитель, выступающий в форме стимула; предпочтение одного стимула другому; напряжение и т. д.

В целом все эти представления объединяет попытка рассмотреть мотивы с функциональной точки зрения, то есть функции побуждения, что приводит к не различению потребностей и мотивов. В основании этих исследований лежит модель биологических потребностей и их удовлетворение, которая затем переносится на человека. Так, например, тренировочный процесс с психологической точки зрения не есть приспособление человека, здесь не к чему приспособляться, но есть процесс изготовления, производства сложноорганизованных двигательных систем, с помощью которых затем осуществляется взаимодействие с противником. Конечно — и это не требует доказательства — с физиологической точки зрения происходит адаптация организма к тем экстремальным нагрузкам, которые являются лишь необходимым условием подготовки человека к соревнованиям. Другими словами, только высоко и психологически мотивированный спортсмен может сознательно «заставить» свой организм приспосабливаться к тем экстремальным условиям, которые диктуются подготовкой.

В отечественной психологии исследование мотивов занимает ведущее место, а проблема мотивации и мотивов — одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов о.

Всех исследователей мотива объединяет единая методологическая позиция, суть которой, если обобщить, в следующем. Возражая против механического смешения потребностей и мотивов, отечественные психологи исходят из того, что мотивационную сферу (ее состав, строение, динамику) и ее развитие, необходимо изучать через раскрытие связей и отношений личности человека с другими людьми и обществом. В своей жизнедеятельности человек осваивает и объективно реализует целую систему отношений, к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и, наконец, к самому себе. Другими словами, содержательная характеристика мотива может быть раскрыта не в системе «организм — природные объекты», а только в социально-психологической по своей сути системе отношений и взаимодействий человека. [43]

Таким образом, основная функция мотивов, в самом общем виде, состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность. Само понятие «деятельность» Леонтьев соотносит, прежде всего, с понятием мотива. «Мотив — это то, что характеризует деятельность, что побуждает именно деятельность, известные виды деятельности или отдельный конкретный вид деятельности». Наряду с этими основными функциями Леонтьев, опираясь на многочисленные исследования зарубежных и отечественных психологов, выделяет и смыслообразующую функцию мотивов, которая «решающе важна для понимания строения сознания личности». Вследствие этого, мотив — это функциональная структура личности, отражающая социальную значимость явлений объективного мира в форме личностного смысла [31].

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». В современной психологии он имеет двоякий смысл: обозначает систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят и потребности, и мотивы, и цели, и стремления, и много другое), и характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [36].

Целью физического воспитания является не только формирование и упрочение мотивации к занятиям, но и включение их в повседневный быт человека, в систему личностных ценностей.

В литературе жизненные ценности рассматриваются как система идеалов, ценностных представлений и установок высшего диспозиционного уровня саморегуляции личности, так или иначе определяющих кратковременные и долговременные программы поведения и деятельности человека в окружающем его мире [7, 20, 24].

Исследование ценностей в социальной психологии стали проводиться в 70-е годы и были направлены на изучение особенностей мотивации, регуляции социального поведения, социальное прогнозирование [24, 25, 45, 28].

Мотивационная структура личности образует «модель должного», образ поведения каждого конкретного человека. Ряд исследователей относят ее к одной из форм существования человеческих ценностей наряду с общественными идеалами и их предметным воплощением в деяниях или произведениях людей, как силу, побуждающую человека к этому воплощению [6, 9, 14].

Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит так: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали [2, 4].

Ценности играют ведущую роль в выборе альтернативных способов действия [49]. А.Г. Здравомыслов классифицирует способы ценностно-смысловой ориентировки, выделяет их как важнейшие факторы, влияющие на выбор личности в значимых жизненных ситуациях. По его мнению, становление и формирование ценностно-смысловых образований происходит в основном в виде деятельности – в индивидуальном способе ценностно-смысловой ориентировки. С помощью этого способа в отдельных ориентировочных актах (выборе мотивов, целей, поступков) реализовываются личностные ценности, фиксируемые в притязаниях, мотивах, убеждениях.

Он выделяет три вида ценностно-смысловых ориентировок: ситуативный, конформный и мировоззренческий.

Мировоззренческий способ обеспечивает включение глубоких, смысло-жизненных ценностей в структуру внутреннего выбора.

Конформный способ затрудняет использование ценностей в актах внутреннего выбора, реализуя ценности, принятые окружающими даже если субъективно они не одобряются).

Ситуативный способ предполагает учет в актах внутреннего выбора признаков, задаваемых ситуацией. Здесь отчетливо проступает недостаточная готовность субъекта соотносить внешние признаки ситуации с личностными ценностями, система которых еще не сложилась (в ней слабо выражена иерархичность, упорядоченность, обобщенность) [12].

Таким образом, на формирование мотивационной структуры личности, как предметного воплощения его внутреннего выбора, непосредственно влияет система ценностей, а значит и то, на основе чего она формируется: мода, социальное научение, воспитание и т.д., т.е. тех ценностей, которые предлагает человеку общество [1, 29, 32].

Некоторые авторы различают собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании, которые не вполне соответствуют реально значимым ценностям [19, 22].

Ценности необходимо рассматривать как основу мотивов поведения. В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности [3].

Процесс образования ценностей можно представить следующим образом: у человека возникают потребности, в последствие преобразующиеся в интересы, мотивы, они образуют разветвленную мотивационную систему, которая затем «превращается» в ценности, которые в свою очередь влияют на дальнейшее формирование потребностей [16].

Они неразрывно связаны с жизненными целями личности и являются их интегративным показателем [7].

Физическая культура – особая область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальным потребностям в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную, полезную деятельность.

Физическая культура является носителем ценностей и сферой образования жизненных ценностей с учетом специфики деятельности в этой сфере [67, 69, 58]. А также местом приложения таких жизненных ценностей как благополучие семьи, интересная жизнь, счастье, самоуважение и т.д. [41].

Понятие мотивации в психологии

В современной науке понятие мотивации рассматривается в двух основных аспектах:

  1. Мотивация как психическое свойство – это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (система потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и мн.др.).
  2. Мотивация как процесс – это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.

Основные мифы о мотивации, которые могут сбить вас с толку

Только деньгами можно замотивировать себя. Доля правды в этом есть, но нужно помнить, что деньги идут за целью. Вместо того, чтобы ставить деньги на первое место, подумайте: почему они вам нужны. Ответив себе на это вопрос, вы поймёте, что ваша цель вовсе не количество банкнот, а то, что вы можете на них купить: дорогая одежда, путешествия, современная техника.

Для того чтобы мотивировать себя и добиваться успеха не обязательно иметь высокий интеллект. Ученые говорят, что высокий iq не гарантирует больших достижений. Вы можете быть очень умны, однако без должной мотивации и дисциплины вы не добьетесь нужных результатов.

Страх — хороший мотиватор. В краткосрочной перспективе страх действительно может стать движущей силой начать делать что-то. Угроза наказания, увольнения или штрафа поможет приступить к нужной задаче. Однако постоянное ожидание страха и неудачи может подорвать ваше психическое здоровье. Поэтому старайтесь использовать позитивное поощрение.

Все зависит от врождённых способностей.Профессор психологии из Колумбийского университета Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» утверждает, что зацикливание на врожденных талантах убивает мотивацию, автор называет это фиксированным мышление. Сосредоточьтесь на усилиях, которые вы вкладываете в нужное вам дело. Основывайтесь исключительно на развитии вашей силы воли, дисциплины и упорства. Такая позиция даст наибольший эффект в мотивировании, поскольку ликвидирует убеждение, что все предопределено и стараться двигаться вперед нет смысла.

Виды мотивации

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации:

  • Интринсивная (внутреннеорганизованная, диспозиционная) мотивация – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т.п.
  • Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельности, обстоятельствами текущей ситуации.

В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной. Как правило, поведение человека обусловлено совокупностью внешних и внутренних причин, тесно переплетенных между собой.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой.

Мотивация деятельности определяет ее эффективность: наиболее эффективной является деятельность, обусловленная внутренней и положительной мотивацией.

Что такое мотивация и чем она отличается от мотива

Разберем подробнее что же стоит за таким словом как «мотивация» и почему благодаря ей мы можем добиться практически любой цели. Мотивация — это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

Мотивация напрямую связана с нашими интересами и потребностями, поэтому она носит индивидуальный характер. Казалось бы, морское путешествие одному человеку принесет кучу радости, когда как у другого не будет мотивации зарабатывать на путевку, потому что у него нет желания купаться в море. Поэтому накопление на такую поездку скорее всего не принесет результата. Ключевое понятие мотивации — мотив. Это предмет, на достижение которого направлена деятельность человека.

То есть это определенная потребность человека, некая причина поступков и решений. Однако мотив отличается от потребностей и целей, поскольку он направлен на то, что может напрямую не осознаваться. Например, шоколад или пирожное станет мотивом не начинать диету. А новый телефон станет мотивом не заниматься накоплением и инвестированием денег, потому что потребность сиюминутного удовлетворения желания в виде нового телефона намного приятнее, чем проценты от инвестирования в долгосрочной перспективе, хотя мы и хотим жить на пассивный доход.

Trade capital bot реальные отзывы

Мотив — причина, цель — результат. Цель — 20% годовых от инвестиционного портфеля, мотив — путешествовать и ни в чем себе не отказывать. Чтобы лучше узнать о своей мотивации и понять ее первопричину, ответьте на следующие вопросы:

  1. Что заставляет меня делать что-то, чего я не хочу?
  2. Какие у меня есть потребности и желания?
  3. Чего я жду от поставленной цели, какие результаты хочу получить?
  4. Действительно ли конечная цель значима для меня и готов ли я ради нее жертвовать чем-либо?

Как мотивация влияет на поведение человека

Процесс мотивации включает в себя:

  1. Оценку неудовлетворенности жизни, выявление потребностей.
  2. Формирование целей для их удовлетворения.
  3. Разработку действий, способствующих достижению цели.

Через все эти этапы проходит мощный психологический феномен-мотивация.

Мотивация побуждает нас к действиям и стимулирует на деятельность. Если мы четко осознаем что и как нам нужно сделать для достижения цели, мотивация проходит в легкой и воодушевленной форме. Однако если наши цели не подкреплены позитивным ощущением, в процесс мотивации нужно включить побуждающий раздражитель. Например, желаемый предмет или действия других людей, а также данные обещания, неизбежные обстоятельства и прочее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]