Что такое мотивация: виды, определение и классификация мотивов

Каждый день любой человек преодолевает множество препятствий на пути к своим целям, планирует и продумывает пути решения тех или иных проблем и задач. Активная жизненная позиция, стремление к всестороннему развитию и личностному росту не в одинаковой степени выражены в людях и ключевым моментом для понимания этого различия является мотивация. Не каждый человек знает, что значит мотивировать себя и других и как правильно работать над развитием мотивации. Ресурс BrainApps поможет усовершенствовать собственную личность с помощью полезных статей и разработанных профессионалами игр. В данном случае мотивацией станет фиксирование достижений, чтобы человек смог наглядно увидеть улучшения памяти, мышления, внимательности.

Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр. Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий. Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.

Что такое мотивация: описание

Четкого определения мотивации не существует. Она представляет собой совокупность внешних и внутренних мотивов, которые побуждают индивида действовать тем или иным образом.

Основой мотивации является желание осуществлять какие-либо действия. Она отображает потребности, интересы и стремления человека, поэтому мотивация всегда индивидуальна.

Главная составляющая мотивации – присутствие мотива. Это тот эталон (мнимый или действительный), к достижению которого стремится индивид.

Практические советы

Мотивация нужна тем, кто хочет заставить человека выполнять требования, подчиняться. Потому управляют детьми, подчиненными, потребителями – покупателями товаров и услуг. Даже стремление обладать стройным телом- навязанный мотив. Чтобы не нуждаться в мотивации, нужно:

  • определить вид деятельности, который нравится;
  • обозначить цель, которую можно достичь в этой деятельности;
  • иметь в результате достижения цели удовлетворение финансовой и внутренней цели – благодарность, самооценка, признание мастерства.

Именно тогда в мотивации не будет потребности. Цель деятельности мотивирует сама.

Как работает мотивация: движение к цели

Главными мотиваторами, подталкивающими человека к действию, являются желание добиться чего-либо и страх что-либо потерять. К первому можно отнести всю деятельность, направленную на различные достижения (покупка, поиск, победа), а ко второму – стремление избежать утрат (времени, финансов, возможностей).

Все остальные являются производными этих 2 факторов. Все свои поступки человек совершает по причине одного из этих стимулов.

Для одного посещение спортзала с большим количеством людей является позитивным аспектом, т. к. есть возможность общения, а для другого – негативным, т. к. большое скопление людей вызывает у него дискомфорт.

Борьба мотивов

Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример. Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать. Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения. Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.

Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность. Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями. Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.

Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.

Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей. Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели. Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.

Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения. Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями. Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.

Виды мотивации в психологии

В психологии существуют такие виды (типы) мотивации:

  • внутренняя и внешняя;
  • положительная и отрицательная;
  • устойчивая и неустойчивая.

Это основные виды мотивационных образований.

Существует также активная (диверсивная) и пассивная мотивации. К первой относится внутреннее стимулирование, ко второй – внешнее.

Внешняя и внутренняя мотивация

Их еще называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя (экстринсивная) базируется на влиянии внешних факторов: условий и обстоятельств, которые не относятся к отдельным видам деятельности. Часто мотивом к совершению поступков становится положительный пример другого человека. Это называется функциональным мотивом.

Внутренняя (интринсивная) мотивация имеет под собой внутренние причины, исходящие из жизненных ценностей: целей, потребностей, желаний и т. п.

Каждой из них присущи свои особенности:

  1. Внешняя мотивация направлена на количество, а внутренняя – качество выполняемой работы.
  2. Внешняя при достижении поставленной задачи перестает мотивировать, а внутренняя – еще больше активизируется.
  3. Интринсивная мотивация является более сильным стимулом, чем экстринсивная.
  4. При обретении уверенности в себе внутренняя мотивация возрастает.

Положительная и отрицательная

Основные формы стимулов можно разделить на отрицательные и положительные. Положительные подталкивают к действию, когда человек находится в предвкушении выгоды. Это стимулирует выполнять свои обязанности более качественно и укладываться в положенный срок. Такая мотивация играет важную роль в достижении высоких результатов, повышает эффективность работы. Мотивацией в рабочем коллективе может быть не только материальное вознаграждение, но и психологические методы воздействия.

Существуют такие принципы, подтверждающие эффективность положительного стимулирования:

  • повышение значимости индивида, приводящее к улучшению качества работы;
  • рост мотивации для совершения дальнейших действий после получения выгоды или морального поощрения;
  • уверенность в своих действиях и скорейшее достижение успеха.

Отрицательное мотивирование предполагает различные наказания за невыполнение задания или плохо сделанную работу. Согласно исследованиям, длительная отрицательная мотивация приводит к потере интереса к выполняемым обязанностям, культивирует чувство страха, нежелание действовать, снижает самооценку и способствует развитию комплексов.

Соответственно, положительная мотивация стимулирует действовать, а отрицательная – усиливает дисциплину во время выполнения деятельности. Последняя не способна раскрыть внутренний потенциал, ее основная задача – удержать индивида в установленных рамках.

Отрицательная мотивация теряет свою силу, если не используется в комплексе с положительной.

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивое мотивирование включает в себя ежедневные потребности людей:

  • голод;
  • жажду;
  • сон;
  • секс;
  • общение;
  • обретение новых знаний.

Человек осознанно осуществляет деятельность, не прилагая к этому больших усилий.

Неустойчивая мотивация более слабая. Она должна все время подкрепляться внешними факторами.

Дополнительная классификация мотивации

Классификация мотивов достаточно широка. Согласно психологическим и социологическим исследованиям, существуют и дополнительные мотивационные виды (стимулы) – основы мотивации:

  1. Самоутверждение – это стремление к признанию в своем окружении. Оно обеспечивает развитие личности, пробуждает чувство собственного достоинства.
  2. Идентификация – стремление быть похожим на своего кумира, желание соответствовать его набору качеств.
  3. Власть – потребность оказывать воздействие на деятельность других, желание главенствовать и осуществлять контроль над людьми.
  4. Процессуально-содержательный – потребность в активной деятельности, получение удовольствия непосредственно от процесса.
  5. Саморазвитие – стремление человека развиваться и совершенствоваться. Оно связано с самоутверждением.
  6. Достижения – стремление добиваться лучших результатов, стать лидером в своей сфере.
  7. Просоциальный мотив – чувство долга перед обществом, проявление в процессе достижения цели таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, толерантность и пр.
  8. Аффилиация – объединение: желание идти на контакт, находить новые связи, поддерживать дружеские отношения с другими людьми.

Каждый вид подразделяется на несколько уровней, которые зависят от отдельных условий:

  • значимость достижения цели;
  • уверенность в ее достижении;
  • индивидуальное восприятие итога своей деятельности.

В разные времена ценности, мотивы и возможности людей существенно отличаются.

Проблема снижения стимула

Отсутствие мотивации знакомо многим людям. Эксперты называют 3 основные причины, которые связаны с потерей желания достичь целей. Тщательно проанализировав их, человек может переосмыслить собственное поведение и найти новые способы решений насущных проблем. Как вернуть мотивацию:

  1. «Тренировка и правильное питание с понедельника». Верит ли сам себе человек, когда говорит о том, что он собирается сесть на диету с понедельника? Конечно, намного проще переложить трудное дело на поздний срок, чем начать именно сейчас. В большинстве случаев такие идеи не воплощаются в жизнь, а затем и вовсе пропадают. Особенно это касается представительниц прекрасного пола. Отличная мотивация для девушек в такой ситуации: «Начну прямо сейчас, а закончу дело намного раньше».
  2. «Хочу быть неповторимым именно сейчас и навсегда». Человек стремится получить все и сразу, мечтает обладать роскошными сокровищами, иметь великолепную фигуру и любящую семью. Но так ли реально сразу же достичь всего этого? В действительности приходится выбирать, что на данном этапе важнее и полезнее. Но это вовсе не значит, что нет возможности достичь других целей.
  3. «Не могу сделать это, потому что…». Неважно, каким будет ответ, но эту фразу люди слышали миллионы раз. Вместо того, чтобы действительно сделать что-то существенное, человек стремится найти причину, чтобы этого не делать. И, как правило, эти самые причины бывают нелепы и нелогичны.

Как развить мотивацию и бороться с собственной ленью? Успех не приходит просто так, его нужно планировать. Потеря мотивации — это знак того, что индивид должен пересмотреть свои потребности. Человек должен представлять реальную картину желаемого, ставить конкретные сроки, видеть цель и самостоятельно прокладывать путь к ней.

Содержательные теории мотивации

В социологии и менеджменте часто используются содержательные теории мотивации. Такие концепции берут за основу изучение потребностей человека, т. к. они считаются основополагающими факторами формирования мотивации.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Эта теория гласит, что удовлетворение всех потребностей имеет четкую последовательность: вначале удовлетворяются потребности низшего уровня, а затем – более высоких.

Схематически они изображаются в виде пирамиды, состоящей из 5 уровней:

  1. Физиологические потребности (еда, вода, воздух, сон и др.).
  2. Безопасность (стабильность, защищенность).
  3. Социальные потребности (общение, любовь, дружба).
  4. Престиж (карьера, авторитет).
  5. Духовные потребности (знания, навыки, искусство, саморазвитие и личностный рост).

Теория ERG Альдерфера

Исходя из теории Альдерфера, у людей существуют 3 главные потребности:

  1. Экзистенциальная (физические потребности, безопасность).
  2. Налаживания контактов (коммуникация, принадлежность к группе).
  3. Самореализация (карьерный рост, творчество).

Согласно этой теории, движение от 1 уровня к следующему может происходить как снизу вверх, так и сверху вниз.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда

В этой теории потребности сводятся только к высоким уровням:

  1. Потребность в причастности.
  2. Стремление к власти.
  3. Самореализация.

Теория двух факторов Герцберга

Теория Герцберга предусматривает наличие 2 факторов, оказывающих влияние на мотивирование сотрудников:

  1. Гигиенические (удерживающие) – условия и характер труда, размер заработной платы, отношения с сослуживцами и руководством.
  2. Мотивационные (стимулирующие) – признание, самореализация, восхождение по карьерной лестнице.

Теория ERG Альдерфера

Американский психолог Клейтон Пол Альдерфер долгое время изучал приемы мотивации, он пришел к выводу, что все потребности и желания человека можно объединить в 3 большие группы. Потребности зависят от следующих факторов:

  • желание существовать (обусловлено физиологическими потребностями);
  • наличие связей (большую роль играет социальная сфера, место человека в обществе, его семья, родственники и друзья);
  • стремление к росту (самовыражение и желание меняться как внешне, так и внутренне, наблюдается усиление мотивации).

Если же в теории Маслоу работает принцип иерархии, то Альдерфер придерживается мнения о том, что потребности направлены в обе стороны. Его определение мотивации звучит следующим образом: динамичная система, которая может двигаться как вверх, так и вниз. Например, высшее желание человек сумел осуществить, тогда активируется и усиливается потребность в удовлетворении более низшего уровня задач, и наоборот.

Для наглядности можно выполнить небольшой эксперимент. Стоит также заполнить пирамиду Маслоу и обратить внимание на верхние и нижние уровни. Если происходит движение снизу вверх, то это будет самоудовлетворение человека. Если же путь лежит сверху вниз, то это фрустрация (поражение). Для того чтобы вернуться к процессу удовлетворения, необходимо будет лишь выполнить ключевую задачу из нарисованной пирамиды, начиная с конца и поднимаясь наверх.

Процессуальные теории мотивации

Они призваны анализировать, каким образом происходит распределение усилий для достижения поставленной цели, и какой выбран стиль поведения. Важным фактором являются условия удовлетворения потребностей: хорошая оплата и высокая оценка труда.

Теория ожиданий Врума

Согласно теории ожиданий, чтобы стимулировать человека к деятельности, недостаточно одной потребности. Необходима уверенность, что они приведут к желаемому результату.

Условия, оказывающие влияние на мотивацию:

  1. Ожидание желаемого результата.
  2. Вознаграждение за результат.
  3. Ценность вознаграждения.

Мотивация возрастает прямо пропорционально увеличению каждого из этих факторов.

При отсутствии даже 1 из них, мотивация исчезнет.

Теория равенства справедливости Адамса

Теория справедливости утверждает, что человек самостоятельно оценивает соотношение между приложенными усилиями и полученным вознаграждением, сравнивает свою работу с аналогичной. Проведение такого сравнения может привести к возникновению чувства несправедливости.

Существует 6 реакций на несправедливость:

  • снижение прилагаемых усилий;
  • стремление увеличить вознаграждение;
  • понижение самооценки;
  • попытка оказать влияние на нагрузку и уровень заработной платы других сотрудников;
  • нахождение другого объекта сравнения;
  • стремление сменить должность или место работы.

Модель Портера Лоулера

Данная теория основывается на том, что на мотивирование людей оказывает влияние множество факторов, среди которых выделяют:

  • затраченные усилия;
  • итоговый результат;
  • вознаграждение;
  • восприятие вознаграждения;
  • степень удовлетворенности.

Согласно этой теории, приложение больших усилий приводит к удовлетворенности работника конечным результатом.

Теория постановки целей Э. Локка

Предположение Локка заключается в том, что постановка целей является процессом познания, который несет в себе практическую пользу. Согласно теории, личностные осознанные намерения и цели определяют поведение человека. Такое поведение сохраняется до того времени, пока эта цель не будет достигнута. Намерение является основополагающим фактором при постановке целей. Автор теории использует термин осознанных целей и намерения, чтобы показать, что высокие цели ведут к повышению уровня производительности.

Концепция партисипативного управления

Эта концепция провозглашает необходимость привлечения сотрудников к руководству компанией для их стимулирования. Выделяют 3 уровня участия:

  1. Разработка предложений.
  2. Создание альтернативы.
  3. Принятие решения.

Эту концепцию можно внедрять только в компаниях с трудолюбивыми и креативными кадрами.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Теории на основе специфической картины человека

Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.

XY теория Макгрегора

Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.

Теория Х гласит, что:

  • люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
  • человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
  • он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
  • сбрасывает с себя амбиции как балласт;
  • полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.

Согласно теории Y:

  • труд – неотъемлемая часть жизни человека;
  • хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
  • творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
  • достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.

Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.

Теория Z Оучи

В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:

  • совпадение целей работника и предприятия;
  • правильная организация труда;
  • преданность коллективу и совместным целям;
  • солидарность;
  • доверие.

Положительные стороны этой теории:

  1. Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
  2. Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
  3. Организация обучения без отрыва от производства.
  4. Предоставление возможности роста.

Недостатки теории:

  1. Завышенные требования к соискателям.
  2. Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
  3. Медленное продвижение по службе.

Теория принципов постановки целей Э. Локка

Главной идеей теории стало то, что качество и особенности жизни человека напрямую зависят от целей, которые он ставит перед собой, поэтому цели должны составляться с учетом недостающих для счастья факторов по следующим принципам:

  1. Конкретная задача (человек должен четко понимать, что именно и как нужно сделать);
  2. Цель не должна быть легкодостижимой и не требующей затрат сил и времени.
  3. Человеку легче стремиться к результатам, если цель поставлена им самим и является его собственным желанием.
  4. Необходима обратная связь (без взгляда со стороны сложнее оценить свой потенциал и результат).
  5. Готовность использовать все ресурсы для достижения результата.

Способы мотивации на практике

Способов мотивации существует много, и все они отличаются один от другого.

Мотивация персонала

Социальное мотивирование – это система морального, материального и профессионального стимулирования работника.

Она преследует цель повысить активность и производительность труда работника. Используемые для этого меры могут зависеть от разных условий:

  • системы стимулирования на предприятии;
  • особенностей управления предприятием;
  • сферы ее деятельности;
  • количества персонала;
  • стиля управления и др.

Методы мотивации делятся на 3 группы:

  • экономические (материальные);
  • организационно-административные (следование регламенту);
  • социально-психологические (следование социальным интересам).

Наиболее эффективным является метод кнута и пряника, который практикуется многими предприятиями.

Мотивация учащихся

Для студентов и школьников она также важна, т. к. способствует хорошему обучению. Она позволяет ставить долгосрочные цели, выбирать стратегию поведения, добиваться высоких результатов.

Мотивация у детей и подростков редко возникает произвольно. В связи с этим психологи и педагоги разработали различные приемы для вызова мотивации. Они дают возможность благополучно развиваться, учиться и познавать новое. К этим приемам можно отнести:

  • привлечение внимания (интересные опыты и факты, сравнения, истории из жизни);
  • переживание эмоций при подаче материалов из-за их масштабности и ценности;
  • проведение сравнений между научными исследованиями и жизненным опытом;
  • создание атмосферы научного обсуждения, познавательной дискуссии;
  • радостное переживание достижений;
  • придание информации эффекта новизны;
  • приравнивание учебных материалов к разряду достижений, их актуализация;
  • применение позитивного и негативного мотивирования;
  • формирование социальных мотивов (желание приобрести авторитетное мнение, внести свой вклад в развитие).

Этапы мотивирования

Мотивация – это обширный процесс, который проходит в несколько этапов.

  1. В начале пути у человека возникает потребность, которую он желает удовлетворить.
  2. На следующем этапе выявляются способы, как именно это сделать.
  3. Далее ставится конкретная цель – чего именно нужно достичь в финале.
  4. Последний этап самый длительный – это будут, собственно, конкретные действия, работа в выбранном направлении.

При успешном результате человек добивается желанной награды и остается доволен. Если же случился провал – это может негативно сказаться на будущих планах. Понятно, что в следующий раз мотивировать человека, который уже потерпел неудачу, будет намного сложнее.

Организовать комфортную среду для роста продуктивности и выбрать конкретный способ мотивации помогают практические психологи, ведь нужно учесть индивидуальные особенности личности, сопутствующие факторы ее жизни и другие важные моменты.

Научиться методам оказания психологических услуг поможет наш дистанционный курс обучения по практической психологии. Вы не только освоите все техники диагностики и коррекции психологических состояний, но и получите право применять их на практике, чтобы помогать людям в решении их проблем и достижении целей.

Самомотивация

Самомотивация – применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:

  • желания и стремления;
  • целенаправленность и последовательность;
  • решимость действовать и постоянство.

Главным показателем правильной самомотивации выступает ситуация, когда при наличии больших помех извне человек не сдается и продолжает двигаться к своей цели.

Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.

Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:

  • аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
  • самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
  • биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
  • формирование волевых навыков – выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
  • визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.

Самовнушение

Самовнушение может быть эффективным лишь в том случае, если человек обладает способностями к этому: может воздействовать на свое подсознание и психику, вызвав нужную реакцию и достигнув положительного эффекта.

Биографии успешных людей

Использование этого способа подойдет как детям, так и взрослым. Человек видит полную картину: было желание, затем последовало действие, а потом – результат.

Визуализация

Визуализация – мощный метод достижения целей, т. к. мысли имеют свойство материализовываться. Важное условие его применения – наличие активных действий по достижению целей.

Методы развития

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей. Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других. Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.

Что определяет уровень мотивации?

Вне зависимости от стимула, помогающего человеку двигаться вперед, уровень мотивации не является постоянным и неизменным.

В зависимости от выполняемых действий, сопровождающих обстоятельств и других факторов ее уровень может как возрастать, так и понижаться.

Факторы, которые определяют уровни мотивации:

  • значимость достигнутого результата;
  • вера в его достижение;
  • личные прогнозы по поводу осуществления намеченного;
  • собственное понимание и представление успеха.

Индивидуальная мотивация всегда является более сильной, т. к. она направлена на достижения четких целей и получение измеримого результата.

Признаки мотивированной личности

Заряженных на действия людей можно легко узнать. Они:

  • оптимистичны (замотивированная личность заранее уверена в хорошем результате);
  • активны (демонстрируют энтузиазм, что помогает не останавливаться в процессе достижения цели);
  • настойчивы (следуют правилу, что с любыми возникающими препятствиями можно справиться);
  • сконцентрированы (стараются не отвлекаться на мелочи);
  • уверены в себе (ощущают себя как цельную личность со своими недостатками, но при этом не только умеют использовать сильные стороны характера, но и работать над слабыми).

Блок 3. Мотив. Иерархия.

1. Мотивы между собой могут конкурировать, что проявляется в проблеме выбора, иногда острой и хорошо всем известной. Вы сталкивались с ситуацией, когда не могли быстро выбрать, какую маечку надеть на улицу? А есть ситуации и посложней, это выбор между смертью и жизнью собственной, близкого родного человека и какой-то группы людей. Это уже класс моральных дилемм.

2. В ситуациях выбора мотив определяется той ценностной категорией, которая доминирует в данный период времени у личности.

3. Мотивы выстраиваются в иерархическом порядке по степени значимости в каждом конкретном контексте жизненной ситуации. Один из мотивов становится лидером, «ДИРИЖЕРОМ». Весь этот сложный процесс происходит на фоне постоянного эмоционального сопровождения и далеко не всегда доступен для осознания субъекту.

4. Часто происходит рационализация мотивов, подключается рассудочное объяснение. Но иррационализм может главенствовать в поведении.

5. Ведущий мотив является главным регулятором деятельности человека, придавая таким образом личностный смысл поступкам. Однако поступки субъекта далеко не всегда «проливают свет» на ведущий мотив и поэтому преждевременные выводы о мотивах оппонента в переговорах представляют собой зачастую «гадание на кофейной гуще».

6. Декларируемый субъектом так называемый смысл может быть «ширмой», «завесой», «маской», скрывающей истинные мотивы. Человек может не осознавать ложность актуализированного внутреннего смысла поступка, не совпадающего с действительным мотивом. Быть при этом в тисках когнитивных заблуждений. Придание внутреннего смысла чему-либо – это способ объяснить самому себе и окружающим причины своего поведения. Это способ внести рациональность в собственные поступки.

7. Субъект, осознающий собственную иерархию мотивов в различных контекстуальных ситуациях, управляет мотивами и способен сдвигать «лидеров», открывая путь для тех мотивов, которые соотносятся с главными ценностными ожиданиями человека, формирующими глубокий личностный и надличностный смысл.

Мотивы побуждают смыслоподкрепляющую и смыслоформирующую деятельность.

Как мотивировать себя на успех?

Существует несколько способов усиления собственной мотивации:

  1. Следите за уровнем дофамина. Для этого сбалансируйте питание – в рационе должны быть овощи и фрукты, качественная рыба. Также важно соблюдать распорядок дня, полноценно отдыхать;
  2. Используйте приемы из мотивации персонала: поощряйте себя за достижения. Например, делайте что-то приятное, если выполнили собственный план. Каждый день занимались английским? Отлично, побалуйте себя вкусной едой!
  3. Определите свой ведущий мотив. Подумайте, какой мотив для вас основной? Может быть, вам важно признание? Или вы стремитесь к власти? Мечтаете «утереть нос» кому-то? Используйте это, чтобы достигать успехов. Помните, не бывает хороших и плохих мотиваций, бывают работающие и нет!

Пользуясь этими простыми советами, вы забудете о лени и откроете в себе источник энергии. Хотите узнать еще больше приемов по повышению личной эффективности? Читайте рубрику «Коучинг».

Блок 5. Мотив. Научный эксперимент.

В эксперименте с лабораторной крысой был открыт центр удовольствия в 1954 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в лимбической системе.

(Olds J., Milner P., Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of rat brain, «Journal of Comparative and Physiological Psychology», 1954, Vol. 47, pp. 419–427.)

Крысы нажимали на педаль, подсоединенную к механизму, замыкающему ток в электродах, вживленных в мозг. В результате крыса отказывалась от еды, сна, секса и постоянно, каждую секунду нажимала на педаль, доводя себя до истощения, изнурения, судорог, но не расставаясь с педалью. Экспериментаторам приходилось буквально спасать жизнь крысам, прерывая подачу тока в электроды. И только после прекращения стимуляции крыса с трудом возвращалась к обыкновенной своей жизнедеятельности. В тоже время в гипоталамусе существуют и центры неудовольствия, при раздражении которых крысы резко отпрыгивали и категорически не приближались к «плохой» педальке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]