Способность приспосабливаться к условиям природной среды называется адаптацией. Она является сложным социальным и биологическим процессом. В функционале и системах человеческого организма происходят резкие изменения. В некоторых случаях необходимо менять поведение, привычки. Попадая в новые обстоятельства, человек приспосабливается, подстраивается под измененную окружающую среду. Адаптация может происходить на молекулярном или биоцентрическом уровне. На способность адаптироваться влияют различные факторы. В зависимости от сложности природных условий изменяется период приспособления организма.
Адаптация человека к окружающей среде: что относится к природным условиям
Каждая страна имеет определенные природные условия. Африканский континент кардинально отличается от европейских государств. Азия – полная противоположность странам Южной или Северной Америки. К существующим природным условиям относятся:
- Особенности географического положения;
- Климатические условия;
- Характер внутренних вод;
- Тип почвы и рельефа;
- Растительность;
- Представители животного мира.
Организм проходит двустороннюю адаптацию. Он приспосабливается к экологии самостоятельно, параллельно стараясь сделать новые условия комфортными для своего организма. Человек обустраивает жилище, изучает население, подбирает подходящий продукт. Он может строить привычный для себя дом или приобрести транспорт для передвижения по новой местности.
Процесс адаптации организма к погодным и климатическим условиям на новой местности называется акклиматизацией. Основное отличие акклиматизации от адаптации – отсутствие генетически закрепленных новых свойств в организме. Это временный процесс, который происходит в организме вынуждено и не отпечатывается на дальнейшей жизни. После возвращения из страны, где погодные условия отличались от природных условий дома, полученные навыки постепенно забываются. При следующей поездке на другой континент будет повторно проходить процесс акклиматизации.
Приспособления к среде обитания
- Освещенность. У растений – это отдельные группы, которые отличаются потребностью в солнечном освещении. На открытых пространствах хорошо живут светолюбивые гелиофиты. В противоположность им — сциофиты: растения лесных чащ, хорошо себя чувствуют в затененных местах. Среди животных также есть особи, чья физиологическая адаптация рассчитана на активный образ жизни в ночное время или под землей.
- Температура воздуха. В среднем для всего живого, в том числе и человека, оптимальной температурной средой считается диапазон от 0 до 50 оС. Однако жизнь есть практически во всех климатических регионах Земли.
Противоположные примеры адаптации к аномальным температурам описаны ниже.
Арктические рыбы не замерзают благодаря выработке в крови уникального антифризного белка, который не дает крови заледенеть.
Простейшие микроорганизмы обнаружены в гидротермальных источниках, температура воды в которых превышает градус кипения.
Растения-гидрофиты, то есть те, что живут в воде или около нее, погибают даже при незначительной потере влаги. Ксерофиты, наоборот, приспособлены жить в засушливых регионах, и погибают при большой влажности. Среди животных природа также поработала над адаптацией к водному и безводному окружению.
Что такое сложные природные условия: адаптация человека к климатическим условиям
Сложными называют погодные условия, которые имеют резкое отличие от стандартного климата. Рассмотрим несколько примеров:
- Южные страны с жарким климатом. Температура тела оказывается ниже, чем температура воздуха. Это условие сложно переносить непривыкшему организму. Теплоотдача осложняется, изменяется обмен веществ, сбивается дыхание, кровообращение. Человек становится апатичным, чувствует постоянную усталость. Чем выше влажность в воздухе, тем быстрее адаптируется организм. Самый длинный период приспособления непривыкший человек проходит, попадая в район тропического леса. Отсутствует ветер, высокий уровень влажности и жара могут спровоцировать тепловую судорогу, истощение, удар. Ускорить адаптацию помогает водный и солевой режим, подходящая одежда, охлаждение помещений.
- Горный климат. Природный тип климата характеризуется рядом особенностей. Низкое атмосферное давление и температура, интенсивная солнечная радиация, высокий уровень ионизации. Горный воздух наполнен кислородом. В организме повышается гемоглобин, кроветворная система раздражается, минутный объем сердечной мышцы увеличивается. Возникает гипервентиляция легких. Вероятно развитие высотной болезни. Пожилым людям максимально тяжело переносить сложные природные условия горного климата. Для адаптации понадобится не менее недели.
- Субарктический и арктический климат. Здесь может преобладать развитие светового голодания, магнитного возмущения, магнитных бурь. С медицинской точки зрения, эти природные условия являются максимально сложными. На полную акклиматизацию здорового организма может уйти не один год.
Физиологическая адаптация в примерах
Человек способен приспособиться практически ко всему. В качестве примера можно привести световую адаптацию — находясь длительное время на ярком свету, глаза снижают чувствительность к источникам света, тогда как если долго пробыть в темноте, то эффект будет обратным.
Наибольшую роль в исследовании механизма адаптации человека сыграли эксперименты с высотой. Подъем на большую высоту вызывает комплексные изменения, однако наиболее заметной становится гипоксия с пониженным барометрическим давлением. Постепенно начинает проявляться головокружение, одышка, различные зрительные и слуховые нарушения, обычные для больных высотной болезнью. Однако, из-за физиологической адаптации, данные симптомы постепенно идут на спад.
Человек адаптируется к таким условиям:
- сначала увеличивается количество эритроцитов (до 8 млн на 1 мм);
- отмечается улучшение работы гемоглобина — он лучше связывает кислород;
- становится сильнее вентиляция легких;
- намечаются общие улучшения нервной системы и сердца.
Изменения затрагивают абсолютно все, начиная от субклеточного уровня, закачивая целостным организмом.
Физиологическая адаптация человека может быть натренирована. В этом случае она протекает гораздо быстрее.
К примеру, закаливание позволяет организму быстрее приспосабливаться к световым и температурным раздражителям. Фактически, при регулярном и длительном воздействии экстремальных раздражителей, можно раздвинуть возможностей человеческого организма.
Примеры адаптации человека к климатическим условиям
Все люди зависимы от климатических условий. В процессе жизни организм привыкает к определенной обстановке, поэтому даже в самых жарких или морозных странах население живет в обычном режиме. Несколько примеров, как адаптируются люди к резкому климату:
- Народы, проживающие в странах с ярким солнцем и жарким климатом, – чернокожие или темнокожие. Жители холодного региона имеют светлую кожу;
- Характерные одежды помогают защитить организм от сложных погодных условий. Многие из них становятся традиционными – национальный костюм жителей севера или наряды африканцев;
- Расширенные ноздри у людей с темной кожей;
- Азиатский разрез глаз.
В любом случае каждый человек проходит определенный адаптационный период, переезжая на время или на постоянное место жительства в другой регион. В зависимости от условий существуют разные способы адаптации:
- В Арктике для защиты от холодов есть специальные комбинезоны из меха;
- В умеренном климате люди строят дома из дерева, чтобы не ощущать холодных зим и жаркого лета;
- В тропических регионах с песчаными бурями люди ходят в длинных накидках из легких тканей. Для строительства жилья кочевники используют козьи шкуры;
- В районах с экваториальным климатом люди живут в хижинах, построенных из веток и листьев. Это защищает от палящего солнца.
Поведенческие (психологические) адаптации
С психологическим фактором больше связаны примеры адаптации человека. Поведенческие характеристики свойственны флоре и фауне. Так, в процессе эволюции изменение температурного режима заставляет некоторых животных впадать в спячку, птиц – улетать на юг, чтобы возвратиться весной, деревья – сбрасывать листву и замедлять движение соков. Инстинкт выбора наиболее подходящего партнера для продолжения рода движет поведением животных в брачный период. Некоторые северные лягушки и черепахи полностью замерзают на зиму и оттаивают, оживают с наступлением тепла.
Адаптация и коррекция как категории специальной психологии
Адаптация в более широком смысле в психологии — это адаптация человека к окружающей его среде.
Корректировка — это адаптивные действия человека, которые представляют собой внутренние изменения в человеке и направлены на восстановление нарушенного равновесия между человеком и окружающей средой, в результате происходящих изменений в окружающей среде.
Адаптация человека имеет два аспекта:
- Биологический (адаптация организма);
- Психологическая — адаптация человека как личности к существованию в обществе (микро- и макросоциальной среде) в соответствии с потребностями общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Специфика адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется:
- Дефицит определенных функциональных систем вследствие органического повреждения анализаторов или ЦНС;
- проявления некоторых общих закономерностей нарушенного умственного развития — наибольшее влияние на процесс адаптации оказывает:
а) трудности взаимодействия с людьми в окружающей среде; и
b) более медленные темпы усвоения и обработки информации.
- Особенности адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены.
Адаптационные процессы у детей с нарушениями развития протекают медленнее, состояние дезадаптации протекает легче, чем у нормально развитых детей.
Снижение адаптационных трудностей и приближение психического развития аномальных детей к нормальному состоянию (нормализация) достигается путем коррекции и компенсации нарушений развития.
Коррекция в современном смысле — это преодоление или смягчение недостатков умственного и физического развития посредством различных психологических и образовательных воздействий.
Поправки — это меры, направленные на коррекцию нарушений различных аспектов психической функции.
В российской дефектологии термин «коррекция» (педагогическая коррекция) впервые был использован В.П. Кащенко в отношении детей с поведенческими нарушениями. Затем она была распространена на умственно отсталых детей. Сегодня коррекционная направленность педагогики считается одним из основных принципов работы во всех специальных учебных заведениях.
Психологами и педагогами (итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), русский педагог А.Н. Грабаров (1885-1949), Г.М. Дульнев) разработаны системы лечебно-педагогической работы с отстающими в развитии и психически больными детьми.
Включая программы:
1) Сенсоримоторная коррекция:
- Сенсорное развитие (обогащение сенсорного опыта);
- Двигательное развитие
2) изучение родного языка и овладение речью;
3) изучение общеобразовательных предметов;
4) специальные уроки по воспитанию культуры поведения,
5) научная работа, 6) игры, 7) рисование, пение, 9) движения, Þ формирование сенсорной культуры; Þ формирование культуры действия 10) Развитие процессов памяти
11) Формирование мыслительной деятельности (сенсомотор, речь, общеобразовательные предметы и т.д. способствуют развитию мышления);
Как отметил Л.С. Выготский, коррекция наиболее успешна по отношению к вторичным дефицитам, в то время как первичные дефициты могут быть лишь незначительно уменьшены за счет корректирующих (психолого-педагогических) воздействий.
Феномены человеческого организма
В человеке заложен природой огромный запас прочности, который используется в повседневной жизни только в незначительном объеме. Проявляется он в экстремальных ситуациях и воспринимается как чудо. На самом же деле чудо заложено в нас самих. Пример адаптации: способность людей адаптироваться к нормальной жизни после удаления значительной части внутренних органов.
Природный врожденный иммунитет на протяжении жизни может укрепляться рядом факторов или же, наоборот, ослабевать при неправильном образе жизни. К сожалению, увлечение вредными привычками – это тоже отличие человека от других живых организмов.
Адаптация как социальный феномен
Социальная адаптация — это не только состояние индивида, но и процесс, в котором социальный организм обретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация становится особенно актуальной на критических этапах жизни человека и в период радикальных экономических и социальных реформ.
Под социальной адаптацией понимается процесс активной адаптации человека к новым социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек действует как объект воздействия социальной среды и как активный субъект, осознающий воздействие этой среды.
Процесс адаптации представляет собой широкую полифонию ассимиляции социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект изучает и использует в своей жизни продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, образовательные технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры вовлечены в формирование личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — важный аспект человека, его качественная характеристика. Исключение составляют лишь психически больные люди или те, кто с детства не проходил стадий социализации («эффект Маугли «1 ).
Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации обычно является осознание человеком или социальной группой того, что поведенческие стереотипы, усвоенные в предыдущей социальной деятельности, больше не обеспечивают успеха и что становится важным перестроить поведение в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой социальной среды для адаптирующегося человека.
Как правило, выделяются четыре этапа адаптации человека к новой социальной среде: 1) Начальный этап, когда индивидуум или группа осознает, как они должны вести себя в новом социальном окружении, но еще не готовы признать и принять систему ценностей нового окружения и склонны придерживаться прежней системы ценностей; 2) Стадия толерантности, когда индивидуум или группа и новая окружающая среда взаимно терпимо относятся к системам ценностей и поведенческим моделям друг друга; 3) Проживание, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды, с одновременным признанием новой социальной средой части ценностей индивида, группы 4) Ассимиляция, т.е. полное согласование систем ценностей индивидуума, группы и окружающей среды.
Интенсивность адаптационных процессов в обществе во многом зависит от стадии его развития. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более во времена социальных катастроф, адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и затрагивают практически все слои общества. Пример постсоветского общества наглядно показывает, что почти каждый человек должен решить проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и признания нового положения в обществе, и этот процесс не всегда проходит одинаково успешно. Кроме того, следует отметить, что с ускорением социального развития интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом возрастает. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации становятся практически непрерывными и в эволюционно развивающемся обществе, а способность адаптироваться к изменениям становится жизненно важной не только для молодежи, но и для более старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий успеха человека в жизни. В результате значительно возрастает роль целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в реализации процессов социальной адаптации в современном обществе. Общество через систему институтов и целевых программ уделяет особое внимание облегчению процессов социальной адаптации своих членов, возможности которых по самостоятельной адаптации к изменениям ограничены. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы социальной адаптации инвалидов, отставных военнослужащих в случае массовых сокращений армии, мигрантов, освобожденных заключенных и др. Не менее важное значение в современном переходном обществе имеют программы содействия социальной адаптации молодежи.
Следует проводить различие между адаптацией как процессом и адаптируемостью как результатом процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии корректировки. Объективные — это степень, в которой человек реализует нормы и правила жизни, принятые в конкретной социальной группе. Субъект — удовлетворение принадлежностью к определенной социальной группе, условия, которые предоставляются для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.