Доклад по теме: «Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы»

Любая перемена в жизни человека – это всегда выход из зоны комфорта, из удобных и привычных обстоятельств. Даже позитивные перемены сопровождаются нешуточным стрессом, что, разумеется, оказывает влияние на эффективность деятельности и психологический настрой каждого человека. Дополнительными стрессовыми факторами являются страхи, опасения, неуверенность или недостаток знаний и умений на пороге новых событий.

Сотрудник, впервые приступающий к работе в другой организации или на иной должности, испытывает все это в полной мере. А поскольку от его деятельности зависит не только его личный успех, но и эффективность самого предприятия, руководство заинтересовано в скорейшей и удачной его адаптации на новом месте.

Вопрос трудовой адаптации занимает все более серьезное место в современной кадровой политике. Подходы к этой проблеме постоянно варьируются в связи с требованиями меняющегося рынка. Рассмотрим современные подходы к процессу трудовой адаптации персонала.

Как проводится адаптация трудового права к развитию цифровых технологий?

Цели адаптации:

  1. Снижение издержек – чем быстрее сотрудник интегрируется в рабочую среду, тем быстрее станет работать эффективно.
  2. Сокращение текучки кадров: если новый сотрудник чувствует себя некомфортно на рабочем месте, он может начать искать новую работу. Если адаптация проходит успешно, новый сотрудник быстро вливается в коллектив и шанс того, что он задержится в компании минимум на три года увеличивается на 69%.
  3. Экономия времени непосредственного руководителя: адаптация по определенному алгоритму помогает разным отделам организации лучше взаимодействовать для погружения новичка в рабочую среду.
  4. Уменьшение уровня стресса у нового работника.
  5. Повышение уровня удовлетворенности работой у сотрудника.

Что влияет на адаптацию?

  • Открытость компании к приходу новичков в коллектив.
  • Размер организации: в маленькой организации адаптация новых сотрудников менее формализована.
  • Корпоративная культура – насколько она открыта, логично выстроена, есть ли готовые алгоритмы интеграции.
  • Психологический климат в коллективе, в доброжелательной обстановке адаптация проходит быстрее.
  • Навыки управления, как у непосредственного начальника, так и у высшего руководства.
  • Мотивация нового сотрудника – настроен ли он на краткосрочное сотрудничество или планирует работать как можно дольше.
  • Должность – большая ответственность и внушительный объем работы предполагают длительный период приспособления.
  • Личностные особенности новичка – эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, образование, квалификация.
  • Соответствие навыков и профессиональных компетенций занимаемой должности.

Виды адаптации:

Адаптация может быть первичной, если сотрудник впервые в жизни приступает к работе, и вторичной, когда у него уже есть трудовой опыт. Однако, это деление не охватывает все направления, по которым проходит приспособление сотрудников к новой среде. Если рассмотреть этот процесс более детально, можно выделить следующие виды адаптации:

1. Социальная адаптация – знакомство с «атмосферой компании», интеграция в социальную среду, принятие норм поведения, активное взаимодействие с этой средой. 2. Производственная адаптация – включение сотрудника в процесс производства, изучение трудовых норм и производственных условий, сюда можно отнести привыкание к новой технике и программному обеспечению, изучение CRM-системы. 3. Профессиональная адаптация – приобретение новых знаний и умений, необходимых на новом месте работы, оценка перспектив роста, возможность обучения и повышения квалификации. 4. Физиологическая адаптация – приспособление к новым условиям работы, графику, нагрузкам. 5. Психологическая адаптация – построение отношений с коллективом и руководством. 6. Организационная адаптация – изучение механизмов взаимодействия в организации: к кому можно обратиться с тем или иным вопросом, кто кому подчиняется. Ее итог – четкое понимание своего места в структуре компании. 7. Экономическая адаптация – процесс привыкания к системе материального стимулирования, уровню оплаты.

Зачем необходима адаптация персонала в организации

Поскольку адаптация – «встроенный» в человека биологический и психологический механизм, он в большинстве случаев происходит сам собой. Может напрашиваться вопрос, зачем в таком случае заострять внимание на проблеме адаптации, разрабатывать ее программы, стремится повысить ее эффективность?

Действительно, человек чаще всего рано или поздно, так или иначе адаптируется к любым условиям или же адаптирует их под себя. Для этого ему нужно несколько факторов: достаточно времени, мотивация, воля к переменам и их естественные возможности. Но в процессе профессиональной деятельности все эти факторы могут слишком дорого стоить работодателю, поэтому он стремится максимально сократить и облегчить этот сложный процесс.

СПРАВКА! Исследования показывают, что 9 из 10 уволившихся, не проработав и года, приняли это решение в свои первые дни нахождения на службе.

Три подхода к адаптации

«Оптический» – «вы работайте, а мы на вас посмотрим»

Этот подход нельзя назвать удачным. Работодатели, выбирающие его, предпочитают обсуждать заработную плату и обязанности сотрудника после того, как посмотрят на него в деле. Обучения практически нет, новичок сразу приступает к работе. Если он не подойдет, нанимают другого. Для нового сотрудника это может обернуться разочарованием и ощущением ненужности.

«Армейский» – «тяжело в учении, легко в бою»

Испытательный срок становится настоящим экзаменом на выживание – новичку дают сложные и ответственные задачи, но не объясняют, как их выполнять. В этих условиях остаются только самые целеустремленные. С сотрудником, который не подошел, расстаются и нанимают нового. Этот способ имеет негативные последствия: после зачисления в штат, новый сотрудник расслабляется или начинает «мстить». К новичкам в таких организациях относятся враждебно или стараются не замечать – неизвестно долго ли он продержится. Так попытка нанять самые лучшие кадры оборачивается в долгосрочной перспективе плохим отношением к работе и конфликтами в коллективе.

«Партнерский» – «мы поможем»

Этот подход – результат эффективной кадровой политики. Работодатель осознает, что идеальных кандидатов не бывает, не затягивает поиск, а выбирает на должность самого подходящего человека. Вход в работу максимально плавный – сотрудника обучают, знакомят с организацией, прикрепляют наставника, чтобы он мог задать ему свои вопросы.

Владимир Трофименко, генеральный директор представительства компании Mankiewicz в России и странах СНГ, Член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России:

«Наша система проектного менеджмента внедрялась естественным органическим путем и базировалась на желании достигнуть целей компании. У нас нет отдела, который мог бы заниматься адаптацией персонала. Вместо этого внедрена система «стартапов». Они формируются исходя из психофизиологических особенностей каждого участника и основаны на непрерывном обучении руководителей групп, которые следят за балансом, четким планированием и иерархией внутри команды. При таком подходе эффективность целого подразделения всегда больше, чем сумма способностей составляющих его сотрудников. Каждый стартап набирается под определенный проект, и его длительность зависит от срока выполнения задачи. Как только один стартап закрывается, сразу же формируется новый, уже с другим составом сотрудников. Таким образом, новый сотрудник не проходит долгий процесс адаптации, а сразу приступает к своему делу и знакомится с коллегами по стартапу. Когда задача меняется, новичок начинает вникать в особенности работы другого стартапа и работает с другими коллегами. Довольно сложно принять структуру, где нет инструкций для персонала, процента от продаж и штрафов. Но результаты говорят сами за себя: у нас в Mankiewicz средний срок работы сотрудников – 12 лет, нет той текучки кадров, которой страдают российские компании. Многие остаются с нами, придя впервые студентами на стажировку. А значит, система подтверждает свою эффективность»

В детский сад без слёз. Советы и рекомендации психологов

Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть

  1. В первую очередь тщательно выбирайте учреждение, поговорите с воспитателями, прочитайте отзывы и прочее. Будьте уверены в своём выборе. Это первый и важный шаг для упрощения адаптации, так как добрый и отзывчивый воспитатель уже половина дела.
  2. Начинайте адаптацию со смены режима. Подкорректируйте график и распорядок дня своего чада, близкий к режиму в саду, это значительно облегчит привыкание и не доставит такого шока для психики ребёнка. Например, если вы привыкли спать по утрам до 10-11, то приблизительно за месяц-два стоит постепенно вставать и укладываться вечером раньше, иначе утренние истерики из-за недосыпа вам обеспечены.
  3. То же самое касается и питания. Если ваш рацион значительно отличается от меню в саду, постарайтесь хотя бы немного приблизится к нему. Очень многие дети отказываются есть в садике — это сильно усложняет привыкание.
  4. Рассказывайте ребёнку про сад, что это такое и зачем он нужен. Проходя мимо сада, показывайте это место. Объясняйте, что там будут другие детки, а родители в это время будут работать. Придерживайтесь золотой середины, не приукрашивайте это заведение и не критикуйте, говорите предельно честно и понятно.
  5. С первых дней адаптации будьте уверены в своём решении и спокойны, сохраняйте равновесие. Так вы транслируете своему чаду понимание важности посещения этого заведение и спокойствие. Дайте ему понять, что всё будет хорошо. От вашего эмоционального фона будет многое зависеть. Приводите малыша в сад с улыбкой, говорите по дороге о хороших и позитивных вещах.
  6. Начинайте привыкание с нескольких часов, постепенно увеличивая время пребывания.
  7. Есть мнение, что если ребёнка по утрам будет отводить в сад папа или другой родственник, то процесс расставания будет намного проще и спокойнее, нежели с мамой, так как, мужчины, например, более сдержаны в проявлении эмоций.
  8. Постарайтесь перед садом научить ребёнка самостоятельно есть, пить, проситься на горшок, снимать одежду, просить о помощи. Эти навыки и умения значительно облегчат привыкание, так как теперь внимание к каждому в группе будет ограничено, воспитатель физически не успеет качественно уделить время всем ребятам.
  9. В выходные, по вечерам уделяйте время ребёнку, искренне интересуйтесь его успехами и делами, новыми друзьями и одногруппниками. Не дайте ему почувствовать себя брошенным и одиноким.
  10. Давайте ему с собой какую-нибудь игрушку из дома. Имея при себе «кусочек дома», ребёнок будет чувствовать себя спокойнее.

Совет психолога Вы можете «назначить» одну из игрушек, дежурной по садику. Она будет всегда сопровождать ребёнка в сад, «следить», чтобы всё было хорошо и вечером «рассказывать» вам о том, как прошёл день. Для этого поговорите с игрушкой, а малыш буде вам отвечать за неё. Так вы можете много того, что ребёнок сам бы вам не рассказал.

Чего делать нельзя

  1. Ни в коем случае, не убегайте и не исчезайте, приводя ребёнка в группу. Так вы рискуете вызвать сильный страх, что мама исчезла, а это, в свою очередь, может спровоцировать даже невроз у маленького человечка. Не обманывайте, что вы через пару минут вернётесь. Ребёнок запомнит и будет ждать, а вы не придёте, и тут опять страх: а вдруг мама вообще не вернётся?

    Обязательно сообщайте и уверяйте, что вы вернётесь вечером и не оставите своё любое дитя в саду, проговариваете когда приедете за ним.

  2. Терпеливость и спокойствие. Будут и слёзы, и истерики. Сохраняйте равновесие. Категорически запрещается наказывать и кричать на ребёнка в период адаптации. Этим вы только усугубите ситуацию.
  3. Избегайте и другой крайности. Не затягивайте прощания по утрам, излишняя опека и переживания также отрицательно повлияют на привыкание. Особенно это касается родителей, которые после первых криков и слёз, немедленно возвращаются в сад и забирают обратно своё домой.
  4. Никогда не угрожайте детским садом, не пугайте им. Никогда не грозите, что вы оставите там ребёнка и не придёте за ним. Так вы сами создадите впечатление о саде, как о самом страшном месте, месте наказания.

    Более того, в присутствие детей, никогда не говорите плохого о воспитателях или о самом саде, даже если они того и заслуживают. В этом случае лучше защитить своего ребёнка, перевести его в другой детский, а не воспитывать в нём чувство выученной беспомощности

  5. Не подкупайте и не приучайте ребёнка к подаркам или сюрпризам, за то, что он просто сходил в сад. Так вы обречёте себя на бесконечный шантаж, лишь только малыш поймёт что к чему. Вы можете похвалить за определённые успехи и выполненные задания в саду.

Этапы адаптации нового сотрудника

Ознакомление

Обычно оно проходит в течение испытательного срока. Работник знакомится с целями и задачами компании, корпоративной культурой, коллективом. Он анализирует, совпадают ли его ожидания и карьерные цели с тем, что предлагает работодатель, и делает вывод – оставаться ли работать в организации.

Работодатель же оценивает потенциальные возможности и профессиональные компетенции, чтобы понять, подходит ли работник для этой должности. В зависимости от принятого решения, кадровая служба готовит документы о приеме нового сотрудника в штат или об увольнении.

Приспособление

Эта стадия длится от месяца до года. Ее продолжительность зависит от сложности работы, предполагаемого уровня ответственности, той помощи, которую оказывают сотруднику коллеги, подчиненные, руководство и кадровая служба. Быстрее всего адаптируются кладовщики (27 дней), у офис-менеджеров и секретарей этот процесс занимает 46-47 дней. Менеджеры по продажам, бухгалтеры и руководители привыкают к новому месту работы за 80-82 дня. Дольше всех адаптируются программисты (102 дня) и сотрудники кадровой службы (100 дней).

Ассимиляция

Работник принят коллективом и хорошо осознает свое место в команде. Его эффективность повышается. На этом этапе сотрудник может сам определять, какие задачи важные и приоритетные, а какие – рутинные.

Ранее сайт Job.ru (ныне hh.ru) проводил опрос «Кто чаще помогает новичку быстрее вписаться в новый коллектив, освоить новые задачи» и вот его результат:

Условия профессиональной адаптации коллектива

Профессиональная адаптация коллектива зависит от определенных условий, к которым можно отнести следующее:

  • объективность оценки сотрудников при отборе (например, использование конкурсного отбора персонала)}
  • установка испытательных сроков, которые являются неотъемлемой частью рабочего процесса на многих современных предприятиях}
  • многоуровневая система переподготовки и обучения работников}
  • постоянное повышение квалификации сотрудников (один раз в 5 лет или 3 года)}
  • организация трудовой деятельности коллектива, направленная на максимальную реализацию мотивационных приоритетов сотрудника.

Чтобы профессиональная ориентация и трудовая адаптация персонала была эффективной, руководству нужно научиться сочетать ряд определенных элементов.

  1. Структурное закрепление всех функций по руководству адаптационным процессом. В основном за это отвечает подразделение по проведению обучения работников. Для этого принято пользоваться сотрудниками, которые являются специалистами – кураторами (наставниками) для молодого персонала.
  2. Создание информационного обеспечения адаптации, подготовка, сбор и проведение оценки уровня и продолжительности адаптационного срока. Объективные показатели дают возможность охарактеризовать эффективность работы персонала, его активность в самых разных средах.
  3. Технология руководства адаптацией сотрудников, состоящая из организации семинаров, на которых будут рассмотрены проблемы адаптационного периода. На них происходит подготовка замены для кадров при их ротации, проведение индивидуальной беседы с новым работником, курсы для кураторов и руководителя, который только вступает на свою должность.
  4. Привлекательность организации, престижность и перспективность профессии.

Правильная, успешная социально-профессиональная адаптация заключается в механизме взаимодействия сотрудника с его организационным окружением. Кроме этого, главную роль играет выбор методов развития потенциала у кадровых ресурсов всего предприятия.

Адаптация новых сотрудников: как ускорить

Найм сотрудника – длительная и сложная процедура. Работник еще не приступил к своим обязанностям, а в него уже вложены финансовые и временные ресурсы. Любой работодатель заинтересован в том, чтобы адаптация новых сотрудников проходила как можно быстрее. Что для этого можно предпринять:

Разработать план адаптации

Это пособие для кадровой службы и руководителя новичка, где поэтапно отражены мероприятия по введению сотрудника в курс дела. Сюда можно включить:

  • Ознакомительную экскурсию. Не стоит пренебрегать этим, часто сотрудник стесняется спросить, где находится столовая или комната отдыха.
  • Внутренние правила и нормы: режим труда и отдыха, правила пользования мобильным телефоном в рабочее время, график совещаний и мероприятий по тимбилдингу, принятый в компании дресс-код.
  • Прием сотрудника на работу: подписание трудового договора, выпуск приказа о приеме на работу, запись в трудовой книжке.
  • Знакомство сотрудника с тем, как происходит обмен информацией в компании: через мессенджеры, почту или с помощью CRM-системы, а также выдача логина и пароля от корпоративной почты.

Любая компания развивается, вместе с ней меняются и регламенты, поэтому план нужно периодически актуализировать: убирать лишнее и дополнять новой информацией.

Провести обучение или тренинг

Это могут быть мероприятия, разработанные для обучения новых сотрудников или общие занятия для всех работников. Они могут быть индивидуальными или групповыми, например, готовый вводный видео-курс в корпоративной системе обучения.

Прикрепить наставника

Именно наставнику новый сотрудник может задать любые вопросы по организации работы, коммуникации с другими отделами и прочим важным нюансам.

Наладить общение с непосредственным руководителем

Новичок должен получать обратную связь от своего начальника. Возможно, на это стоит выделить специальное время, когда можно будет задать все вопросы и получить отзыв о своей работе. Руководителю важно обратить внимание на признаки дезадаптации в поведении сотрудника:

  • снижение работоспособности в течение последнего времени;
  • плохие отношения с коллективом;
  • пренебрежение нормами корпоративной культуры;
  • нарушения дисциплины;
  • зависимость от наставника или руководителя;
  • снижение мотивации.

Включить новичка в жизнь коллектива

Нужно обязательно представить сотрудника коллективу, рассказать, что будет входить в его обязанности, по каким вопросам к нему можно будет обращаться. Если организация большая, лучше продублировать эту информацию в рассылке по электронной почте.

Также для этого подходят мероприятия по тимбилдингу. Новичок может проявить себя в спортивных состязаниях или творческих проектах. Не все готовы сразу активно включаться в корпоративную жизнь, но если человек проявляет инициативу – нужно дать ему эту возможность.

Анна Леонова, сотрудник отдела мотивации и адаптации персонала ICL Services:

«Новая работа – это всегда стресс, будь ты senior-специалистом или стажером. Новый коллектив, офис, обязанности или процессы – все это потенциальный риск, что новичку не понравится, и он уйдет в другую компанию. Именно поэтому организации делают все возможное, чтобы свести эти риски к минимуму. В ICL Services адаптация новых сотрудников отработана до мелочей. Мы понимаем, что, чем меньше времени новичок потратит на вход в должность, тем быстрее и эффективнее начнет работать и приносить пользу бизнесу. Первое, что видит новый сотрудник после HR в компании – это его наставник. Программа наставничества длится 3 месяца и помогает социализироваться в коллективе. Рядом всегда есть тот, кто подскажет: как пользоваться внутренним порталом, как подать заявку на тренинг, к кому обратиться по рабочему вопросу или где находится столовая. ICL Services получила за эту программу престижную премию IT HR Awards. Портал изучен, набор новичка на столе, оборудование получено, и вот первое письмо приходит на почту. В нем сотрудник видит, что его ждали на новом месте. Кстати, всем коллегам тоже приходит рассылка с фотографией новичка, чтобы понимать, в какой команде он работает. Вводный тренинг рассказывает о работе всех отделов компании, о социальной ответственности, процессах и проектах. Сюда приходят руководители отделов и топы, чтобы вживую рассказать о миссии компании, что тут и зачем. Проводят такой тренинг по мере набора группы. Чтобы легче понять неофициальные правила поведения в open space, компания разработала комикс, где объясняет, что хорошо, а что не очень. Также у нас есть электронный курс адаптации. В нем сотрудник видит какие тренинги он должен пройти и какую информацию изучить, чтобы работа стала понятнее и проще. После испытательного срока сотрудник проходит оценку «360», которая призвана оценить его успехи за этот период. Оценивает сотрудника его руководитель, коллеги, с которыми довелось поработать, и, конечно, он сам. Всегда нужно помнить, что в найме и адаптации участвуют две стороны. И новичок тоже оценивает компанию, когда сюда приходит. И если он не смог адаптироваться, это вопрос к компании»

Лучший возраст для того чтобы отдать ребёнка в детский сад

Большинство психологов считают, что оптимальный возраст для привыкания к детскому саду — 3 года.

Всё дело в том, что к трём годам ребёнок подбирается к «кризису 3 лет» — периоду, когда активизируется уровень самостоятельности, теперь малыш заявляет, что хочет всё делать сам, и главное, снижается психологическая зависимость и связь с мамой.

Теперь ребёнок потихоньку, но чаще бессознательно начинает понимать свою обособленность. Он больше не единое целое с мамой, а отдельная личность. А значит и расставание с ней уже не будет причинять такую боль, да и страх будет не таким огромным, как, например, в полтора года.

Также спешить не стоит ещё и потому, что в 1-3 года устанавливаются отношения ребёнок-родитель, а также формируется привязанность к матери. Это необходимо для правильных установок семейных связей. Поэтому долгая разлука с мамой может вызвать даже нервный срыв и разрушить базовое доверие к миру в целом.

В дополнение стоит заметить, что в возрасте 3 лет, ребёнок намного более самостоятелен в бытовом плане. Он уже хорошо знаком с туалетом, умеет пользоваться столовыми приборами, а некоторые уже вполне могут одеваться и раздеваться, пусть и немного неловко.

Адаптация в яслях

Отдавать малыша в 3-4 годика в детский сад очень сложно и волнительно — переживает вся семья. А вот отдавать кроху в год или два в ясли, ещё сложнее, в тысячу раз сложнее. Потому как до этого мама с ребёнком, скорее всего, не разлучались больше чем на несколько часов.

Каким бы сложным ни было это решение, но чаще всего оно обусловлено серьёзными жизненными обстоятельствами, в виде срочного выхода на работу, финансовыми трудностями, эмоциональным выгоранием, материнской депрессией или другими ситуациями.

Пройдите

тест на послеродовую депрессию

Начинать подготовку необходимо заранее, желательно за пару, тройку месяцев. В самую первую очередь нужно начать с мамы.

Всё просто, в год или полтора ребёнок абсолютно не нуждается ни в детском коллективе, ни в срочной социализации, он совершенно не стремится к сверстникам, ему необходима только мама. Поэтому для начала нужно твёрдо осознать тот факт, что детский сад нужен маме, а не ребёнку.

Но и страшную трагедию из этого делать не стоит, обвинять себя в предательстве и затем страдать от этого: ситуации бывают разные и иногда ясли — это единственный выход.

Маме нужно быть спокойной, уверенной и уравновешенной. Для этого можно выполнить простейшее задание. Взять листочек с ручкой и расписать все плюсы и минусы отправления чада в ясли. Вполне возможно, что таким образом вы примете верное решение, все взвесив и обдумав.

Мама должна излучать спокойствие и уверенность в своём решении, а не терзать сомнениями себя, родных и главное ребёнка.

Следующие действия направлены на подготовку ребёнка. Стоит закончить грудное вскармливание или оставить только в ночь.

Затем необходимо заняться одним из важнейших организационных моментов: выбрать детский сад и воспитателя. Важно понимать, что грамотный, образованный и любящий детей воспитатель — это лучшее, что вы можете сделать для своего, столь маленького и беззащитного малыша. Воспитатель по призванию — вот ваша цель.

Почитайте отзывы о садах и их работниках, сходите на знакомство, поговорите, обсудите все важные и интересующие вас моменты, от распорядка дня, меню, воспитания, до средств связи. Будет замечательно, если удастся сходить на пробный день вместе с малышом, убедиться, что обстановка, воспитатели и всё остальное вас устраивает.

Далее наберитесь терпения, адаптация у всех детей проходит по-разному, там, где один привыкнет через неделю, второй может три месяца привыкать, будьте терпеливы.

При этом лучшим советом является тот, что гласит, что на работу маме нужно выходить чуть позже, через пару месяцев, когда картина по привыканию к саду будет более или менее ясна. А при заболевании или недомогании ребёнка, вы сможете побыть с ним дома, не лишая своей любви и заботы.

В идеале было бы устроить мягкую адаптацию, то есть первый день вы проводите вместе с ребёнком в группе, полностью участвуя и следя за происходящим, затем можно сесть в сторонке и просто наблюдать, а малыш будет видеть вас и при любой необходимости обращаться за помощью.

Далее попробуйте выходить за дверь, и так постепенно увеличивайте время своего отсутствия. Ну а следить за этим процессом должен воспитатель, именно ей предстоит завоевать доверие и расположение маленького друга.

В свободное от сада время старайтесь уделять внимание чаду, проводя выходные качественно, не отвлекаясь на гаджеты и прочие дела, выделите для совместных игр хотя бы несколько часов в день. И напоследок, можете придумать свои ритуалы прощания, например, знаменитый поцелуй в «ладошку» или « в кармашек», который будет напоминать о вашей любви весь день.

Совет психолога Поцелуй в кармашке — при прощании с малышом, вы посылаете множество воздушных поцелуев в его кармашек, и говорите, что если ему станет скучно, неуютно или грустно, он всегда сможет «достать» один из ваших поцелуев из кармашка и подбодрить себя.

Адаптация в 2 года

В 2 года адаптация ребёнка в детском саду проходит ещё сложнее и острее. Причин на это достаточно.

  • Во-первых, дети в этом возрасте расставание с мамой, новых знакомых и смену обстановки, воспринимают со страхом и недоверием.
  • Во-вторых, малыш ещё не умеет сам себя обслуживать, чаще всего и есть ещё не умеет сам, навыки правил и способов гигиены, культуры развиты ещё очень слабо, соответственно и в группе, где приветствуется самостоятельность, ему будет сложно.
  • В третьих, многие детки ещё не очень хорошо разговаривают, могут формулировать свои мысли, и, значит, им тяжело будет обратиться за помощью или пожаловаться вам, если что-то идёт не так.

Ребята в 2 года также ещё не нуждаются в общении со сверстниками, и взаимодействия с мамой и близкими родственниками ему вполне достаточно. Сильная привязанность к маме не даёт расслабиться и малыш испытывает постоянное напряжение и стресс.

Немаловажен и тот факт, что режим и распорядок дня в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего, а это ещё один стресс для маленького организма.

Ощутимое снижение внимания к ребёнку также сказывается, ведь теперь воспитатель один на 15-20 детей и уделить каждому время нереально.

Ну и без болезней, инфекций и прочего также мало кто прошёл адаптацию. Ребёнок много болеет, а это также усложняет процесс привыкания, так как посещение нерегулярное.

К новым условиям каждый привыкает по-разному. Бывает, что малыш заходит в группу спокойно и без слёз, однако, потом через некоторое время начинает плакать и переживать. Дома же, родители могут заметить всё те же изменения и нарушения, в виде плохого сна или аппетита, апатии или агрессии, снижении интереса к новому, ну и, конечно же, частые простуды и вирусные заболевания.

Бытует мнение, что чем раньше отдать ребёнка в сад, тем легче и быстрее он привыкнет и адаптируется в новых условиях. Однако, здесь много возражений. В возрасте 2 лет, ребёнок ещё несамостоятельный и часто не умеет даже разговаривать, от этого пережитый страх и тревога, может быть даже не замечен и не понят родителями, что впоследствии приводит к не самым лучшим ситуациям, малыш может замкнуться, а последствия стресса могут оказывать последствия и в далёком будущем.

Адаптация в 3 года

Следует повториться, что, по мнению психологов, этот возраст является идеальным для адаптации в детских учреждениях. К трём годам ваш маленький ребёночек постепенно начинает превращаться в отдельную личность, самостоятельную, протестующую, отрицающую и противоречащую. Проявляется характер, темперамент, он начинает отстаивать своё «я».

В этом возрасте, как правило, родных стен и любимой мамочки, уже становится мало. Появляется потребность в коллективе, общении со сверстниками, совместных играх и стремление познавать и изучать всё новое. Увеличиваются и обогащаются знания о мире, а контакты с ребятами схожего возраста и развития доставляют удовольствие и радость.

Нарабатывается опыт взаимодействия с разными людьми, ребёнок учится строить отношения, выходить из конфликтов, формируется личность. Эта личность просто жаждет общения, просит играть родителей в различные игры, читать сказки и прочее. Вот на этом этапе начинается подготовка к общественной жизни.

Стоит отметить, что и в 3- летнем возрасте адаптация может проходить различно, одни дети будут уже через неделю спокойно засыпать и обедать в группе, в то время как другие слёзно умолять маму не идти в сад.

Однако в этот период перед вами уже не грудничок, а вполне самостоятельная личность, поэтому и привыкание пройдёт с меньшим психологическим стрессом и последствиями.

Резюмируем

Адаптацию нельзя рассматривать как процесс обучения новой работе. Она предполагает погружение сотрудника в новую среду, понимание им правил поведения, взаимодействие в коллективе, принятие корпоративных норм, установку отношений с коллегами и партнерами.

Процесс адаптации обоюдный: организация оценивает сотрудника, а сотрудник – организацию. На поиски подходящего специалиста, особенно высококвалифицированного, тратится много времени, поэтому каждый работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудник как можно быстрее начал работать с максимальной эффективностью и приносить пользу.

Адаптация новых сотрудников может идти по-разному: где-то новичка бросают в гущу событий, надеясь, что он разберется сам; где-то относятся бережно, чтобы стресс, который испытывает сотрудник, был минимальным.

Важно понимать, что длительность адаптации не совпадает с длительностью испытательного срока, она может занимать до четырех месяцев и более. Ускорить ее поможет разработанный план адаптации, прикрепление наставника, система тренингов и корпоративного обучения.

Основные проблемы новичков

Что может осложнить человеку жизнь в его первые дни на новой работе? На что следует в первою очередь обратить внимание специалистам, занимающимся проблемами адаптации персонала? Исследования показывают, что преобладающими негативными моментами, мешающими почувствовать себя «на своем месте» вновь пришедшим сотрудникам, являются:

  • недостаток организационных знаний;
  • неумение ориентироваться в новой обстановке;
  • скованность перед руководством и коллегами;
  • отсутствие практического опыта.

К этим объективным факторам добавляются субъективные переживания, еще больше осложняющие адаптацию, такие как:

  • страх показаться некомпетентным и не справиться со своими обязанностями;
  • боязнь потери работы (или страстное желание как можно быстрее «продвинуться»);
  • опасение не стать уважаемым в коллективе;
  • отсутствие контакта с начальством (антипатичный руководитель или, наоборот, страх ему не понравиться);
  • неумение «вписаться» в коллектив (опаска оказаться отверженным или не захотеть сближаться по своей инициативе) и др.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]