Сущность и классификация социокультурных потребностей. Факторы, влияющие на их развитие в современных условиях.


Культурные потребности

Культурные потребности, рассматриваемые как составная часть потребностей человека, как категория, относящаяся к воспроизводству рабочей силы зависят от степени развития производства культурных благ, товаров и услуг. Можно выделить несколько направлений культурных потребностей – это художественно-эстетические, познавательные, зрелищные, рекреационные и другие.

Существует много различных способов классификации культурных потребностей в зависимости от выбранного критерия. Рассмотрим структуру культурных потребностей путем выделения 4-х вертикальных уровней:

Первый уровень

включает широкий и традиционный для определенного времени спектр культурных потребностей, например, в определенной культуре труда, образовании, художественно-эстетических, рекреационных и прочее;

Второй уровень

– конкретизируя направления потребностей, выделяет виды культурных потребностей, например, уточняются художественно-эстетические потребности в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве;

На третьем уровне

выделяются специфические культурные потребности. Например, театр, как направление интересов приобретает более четкую форму жанра: драматический, оперный, балетный, шоу-программа и другие;

Четвертый уровень

классификации содержит отдельные культурные потребности, т.е. на данном уровне классифицируется не просто потребность в определенном жанре театрального искусства, а потребности в услугах конкретных, например, драматических театров.

Подобная классификация культурных потребностей позволяет выстраивать культурные приоритеты населения, которые требуют их удовлетворения. Естественно, производством культурных благ занимаются отрасли культуры.

Культура становится самостоятельной отраслью тогда, когда масштабы затрат общественного труда в данной сфере удовлетворения потребностей привели к ее выделению из сферы деятельности, с которой она была прежде функционально связанной, например, с образованием. Отрасль культуры постепенно приобрела самостоятельность в рамках разделения труда и превратилась в отрасль народного хозяйства.

Функционирование данной отрасли направлено на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они удовлетворяют культурные потребности людей.

Социокультурные потребности современной молодежи

Степанова Юлия Юрьевна,студентка Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск[email protected] Научный руководитель: Ильиных Светлана Анатольевна,доктор социол. наук, профессор Новосибирского государственногоуниверситета экономики и управления, г. Новосибирск

Социокультурные потребности современной молодежи

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению особенностей социокультурных потребностей современной молодежи. Автором изучены составные элементы социокультурных потребностей и выяснено, в результате чего они изменяются.Ключевые слова:культурные потребности, социальные потребности, социокультурные потребности, студенческая молодежь, ценности.

Проблематика исследования социокультурных потребностей молодежи является не только достаточно актуальной, но и малоизученной темой. Преимущественно в социологическом знании преобладают исследования либо социальных, либо культурных потребностей, что вполне оправдано. Потребности, будь тосоциальные или культурные, имеют особую значимость, так как они определяют важнейшие аспекты взаимодействия индивидов, их отношениек жизни.Особенную значимость имеет исследование социокультурных потребностей молодежи, так как именно эта группа является индикаторомобщественных перемен, которые происходят с течением времени, этоособенная общность индивидов.В определении Р.В. Ленькова отмечены основные особенности молодых людей:возрастныерамки и статус в обществе, переход от детства и юности к социальной ответственности[3]. Потребности, в том числе и социокультурные, предопределяются освоениемновых для индивида ролей, высокимуровнем мобильности, построением собственной семьи, сменойценностей, потребностей, интересов, возможностямиперспектив карьерного и профессионального планаи другие.Этап, когда детский и юношеский возраст сменяются более зрелымотношением к жизни, характеризуется и сменой значимых для индивида ценностных ориентаций, основных интересов, главных потребностей. К примеру, молодежьперестает воинственноотноситься к советам своих близких,начинает больше ценить родительскую семью, с уважением и пониманием принимать их наставления. Этокасается и других изменений. Со временем, потребности в развлечениях сменяются потребностями в образовании, в саморазвитии.От ценностей, интересов, потребностей, мотивов молодежи зависит будущее состояние не только самого молодого человека, но и обществав целом, его трансформация, будущее всей страны. Необходимо сказать, что ценностные ориентации ‬это отражение в сознании индивида ценностей, которые признаются им в качестве стратегически важных жизненных целей, общих ориентиров мировоззрения[2]. Ценности направляют, ориентируют, организуют поведение индивидов, выступают критериями оценки деятельности, как своей, так и других людей. Они выступают и основанием для оценки,осмысления целостного образа социального мира, мира взаимодействий.В настоящее время такие аспекты, как ценности, потребности, интересы, мотивы,имеют динамическое развитие: потребности сменяют друг друга, одни ценности становятся более значимыми, другие ивовсе теряют свою актуальность, интересы постоянно изменяются.

Особенно такая тенденция являетсязаметнойв XXIвеке, когда происходят кардинальные изменения всей общественной структуры, системы ценностей, мировоззрений и других важнейших аспектов.

Так, например,смену доминирования духовных ценностей приходит усиление материальных ценностейиндивида. Онистановятся базисом современного общества.Рассматривая социокультурные потребности молодежи, укажем, что этой проблематикой занимались отечественные ученые: Л.И. Петров [4], Н.И. Никифорова [7], Р.А.Топчий [8], Е.А. Шмелева [1]и др. Исследованием потребностей молодежи, как особой социальной группы, занимались Р.В. Ленькова [3], Т.С. Стрункина [5, 6]и др.Исследователи приходят к выводу о том, что социокультурныепотребности ‬это синтез социальных и культурных потребностей. Отталкиваясь от базового понятия «потребности», выделим его важнейшие характеристики. Воспользуемся определением Т.С. Стрункиной, которое дает в своей работе «Социокультурные потребности как объект междисциплинарного синтеза»[6].Автор выделяет такие аспекты термина. Вопервых, это объективные нужны индивидов, необходимые для определенных условий, которые обеспечивают их жизнь и развитие. Вовторых, это свойства личности, которые определяют ее отношения к деятельности. Втретьих, это состояние психики индивида, которые отражаютнужду в энергии, других факторах, необходимыхдля функционирования личности. Представленные аспекты термина, по нашему мнению, достаточно широкоотражают изучаемое понятие.Как мы указывали выше, социокультурные потребности ‬это синтез социальных и культурных потребностей. Л.И.Петров рассматривает социальные потребности какпотребности в общении, социальном обслуживании, в самореализации, в альтруизме, в свободе, в дружбе, водобрении окружающих или стремление к власти и др[4]. Н.И.Никифорова трактует их как нужду в чемлибонеобходимом для поддержания жизни и деятельности личности, социальной группы, общества в целом[7].Что касается культурныхпотребностей, то онивыражаются в стремлениик образованию, освоениюхудожественных ценностей, к духовному развитию. Н.В. Шарова дает следующее определение культурным потребностям ‬это потребности, обусловленные социальной природой человека [9].Такие потребности появились врезультате социальноисторического развития человека филогенеза.Можно отметить сходство социальныхи культурных потребностей. Вопервых, и те и другие во многом зависят от культурной среды. Вовторых, тесно переплетаются между собой. В ‬третьих, связаны ссоциальным статусом и уровнем образования,а такжеобщим развитием личности[1].

Но, несмотря на некоторые сходства, можно выделитьотличия: социальные потребности могут быть рассмотрены как врожденные, в то время как культурные формируются под воздействием культуры, в процессе социализации индивида, с помощью агентов социализации.Таким образом, синтез социальных и культурных потребностейпозволяет говорить об особых потребностях ‬социокультурных, которые, вбирая в себя социальную и культурную среду, сопутствуют человеку в течение всей его осознанной жизни.

Р.А. Топчий и И.Л. Шелеховдают следующее определение социокультурным потребностям ‬это потребности, которые характеризуются стремлением человека отыскать отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом[8].

Отметим, Т.С. Стрункина добавляет, чтоиндивид стремится отыскать отражение культурыобщества в собственной жизни в процессе социального взаимодействия [6].Социокультурные потребности определяют направление дальнейшей деятельности граждан и обуславливают появление таких социальных явлений, как прогрессрегресс, творчествоконформностьи др.[5].Они охватывают творческие, духовные, этические, эстетические стремления индивидов и, несомненно, способствуют его дальнейшему развитию.Многие из таких потребностейприобретают весьма изменчивыйхарактер, будучи подвластными общественным трансформациям, новым условиям жизни, уровню образования, социального окружения, моды, современным тенденциями др.[1]. Именно они определяют направление дальнейшей деятельности и жизни.

Такие потребности изменяются на протяжении жизни человека по мере трансформации общества.Например, можно сказать, что нанесение татуировок‬это социокультурная потребность, которая изменяется как с течением времени в обществе (в разные времена можно наблюдать изменение отношения к татуировкам), так и с возрастом индивида (молодые люди лояльнее относятся к нательным рисункам).

Социокультурная потребность к татуировкам заключается и в возможности самовыражения индивида, в желание обозначить свою позицию, выразить свою индивидуальность. Нередко потребность нанести тату переплетается с желанием показать себя, свое отношение к миру.Нельзя не отметить, что в некоторых культурах татуировки имеют особое значение, имеют сакральный смысл.Первую татуировку я сделала в 17 лет, когда уезжала поступать в университет в другой город.Моя татуировка ‬это феникс, символ свободы. Онаозначает, что закончился один из этапов моей жизни (юность). Я вступила во взрослую жизнь и стала самостоятельной. Еще одна моя татуировка ‬сова. Сова символ мудрости, для меня, прежде всего, в отношение квыбору спутника жизни (Аврора, 20 лет, студентка).Проходя через призму особого мировоззрения молодежи, социокультурные потребности прочно базируются на ценностях, идеалах молодых людей и делают их еще более подвижными и активно меняющимися. Так,с течением времени меняется такая социокультурная потребность, как стремление перенимать культурный опыт других народностей, стран, культур. Раньше я считала, что моя культура ‬это нечто неинтересное, устарелое. В подростковом возрасте я с трепетом относилась ковсему зарубежному: музыке, фильмам, тенденциям в моде. Став взрослее я поняла, что «свое ‬не значит плохое»: в моей культуре есть то, чем я могу гордиться, то, что я могу ценить и уважать. Конечно, перенимать культурный опыт необходимо(в разумных пределах), но и другим странам есть чему у нас поучиться (Елизавета, 21 год, студентка).На эту потребность влияют общественное мнение; ценности, нормы, традиции, которые присутствуют в обществе; личный опыт,мировоззрение индивида и т.д. В одно время люди будут активно протестовать противпринятия какихлибо составляющих другой культуры; в другое ‬будут перенимать культурный опыт, не осознавая его, как нечто негативное, чуждое, неприятное.Индивид активно действует на потребности, особенно на социокультурные потребности, и принимает участие в их преобразовании, а, значит, и сам усовершенствует культуру и социальную среду.Изучение ведущих потребностей молодежи в дальнейшем позволит построить современную модель предпочтений нового общества.

Итак, социокультурные потребности молодого поколения имеют особую значимость, так как находятся в основе становления личностии социума в целом. И культура, и социальная среда являются наиважнейшими факторами развития индивида, его способностей, ценностей, свойств, социокультурных потребностей. Нокак на человека действуют эти аспекты, так и сам индивид воздействует на них, выборочно избирая то, как относиться к тем или иным стимулам.

Несомненно, нужно отметить, что индивид сам принимает участие в изменение и усовершенствование социальной среды и культуры.Изучение основных социальных и культурных потребностей, а также их синтеза, в дальнейшем позволит увидеть будущие изменения всего общества и социальной среды.

Ссылки на источники1.Актуализация потенциала социокультурной сверы: монография / под ред. Е.А. Шмелевой. ‬Шуя: ШПГУ, 2012. ‬47с.2.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. ‬М.:Русский язык, 2000. [Электронный ресурс] URL:https://www.efremova.info/(Дата обращения: 30.03.16)3.Леньков Р.В. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / Р.В. Леньков. ‬М.: Издательство Юрайт, 2015. ‬416 с.4.Петров Л.И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // Омский научный вестник. ‬2012. ‬№3. ‬С.238242.5.Стрункина Т.С. К проблеме социокультурных потребностей молодежи: философскоисторический анализ / Т.С. Стрункина //Научный поиск. ‬2014. ‬№4. ‬С.1622. 6.Стрункина Т.С. Социокультурные потребности как объект междисциплинарного синтеза/ Т.С. Стрункина // Технолгический центр. ‬2015. №2. 7.Никифорова Н. И. Ценностные ориентации населения монопромышленного города: Автореф. дис. …канд.соц.наук. Казань, 2005 // Электронная библиотека: диссертации. URL: https:// diss. rsl.ru (дата обращения: 01.04.2016).8.Топчий Р.А. Оценка первоисточников научной психологии в истории мировой философии // Вестник Томского государственного университета. ‬2013. № 6 . ‬С. 190196.9.Шарова Н.В. Общая психология: психология личности / Н.В. Шарова. ‬Ярославль: ЯГПУ, 2010. ‬79 с.

Список использованной литературы

1.Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М. 2003. С. 282.

2.Вундг В. Введение в психологию. М., 1912 и др. 237 с.

3.Вундг В. Очерки психологии. М., 1913. 125 с.

4.Гегель Г. Соч., т. VIII, М., СПб. 1935. 71 с.

5.Духовная культура. Энциклопедическое издание. Том

9. Издатель: Равновесие-Медиа, 2006. 236 с.

6.Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. с 212-213.

7.Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 3-х томах. Т. I. 1966. С. 75.

8.Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. М. Высшая Школа, 2000. 53 с.

9.Орлов В.С. Человек и его потребности. Издательство: Питер, 2006. 160 с.

10.Спирин В. М. Теория потребностей. Тверь, 2004, 143 с.

11.Фромм Э. Душа человека. М., 2002. с 310-311.

12.Фомичева А.П. Культурология М.Владос. 2005. 236 с.

13.Янштен Р. Духовное и бездуховное. СПб.: Родос. 45 с.

Похожие работы

Политическое и эстетическое поведение человека: биологические и социальные факторы в представлениях биополитики и биоэстетики
ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ
«Возможности формирования корпоративной культуры средствами социально-культурной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Возможности формирования корпоративной культуры средствами социально-культурной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Философия персонализма (Ж.Лакруа, М.Калкинс, Л.Шестов). 2. Понятие культуры. Человек как субъект и продукт культуры. 3. Политическая и правовая сферы общества
Физическая культура и спорт как социальный феномен
Формирование организационной культуры и ее роль в стратегическом развитии сервисной организации.
Попав в чужую культуру я испытала культурный шок
Взаимосвязь систем «человек-техника», «человек-культура», «человек-природа»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]