Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения


Речевая ситуация

Что такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона).

Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру.

Речевая ситуация — конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она — исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч.

Пример текста речевой ситуации:

  • Дружеская беседа.
  • Выступление с докладом.
  • Объяснение перед начальством.
  • Консультация насчет покупки компьютера.
  • Объяснение малышу, почему спички — это не игрушка и проч.

Размещение за столом

Правильное размещение участников за столом является средством их эффективного взаимодействия. Различные оттенки отношения людей могут быть выражены местом, которое они занимают за столом. По положению двух людей за столом можно оценить характер их общения. Выделяют четыре основные позиции (рис. 3.1, А, Б — собеседники).

  1. угловатое положение характерно для людей, ведущих дружескую, непринужденную беседу. Эта позиция наиболее благоприятна для общения между учеником и учителем, а также между руководителем и его подчиненными, так как оба могут предоставить много пространства для обмена мнениями и жестикуляции. Угол стола служит успокаивающим барьером, защищающим их от неожиданных нападений. Их глаза не щурятся, а когда поднимаются сложные вопросы, всегда можно удержать взгляд на неподвижном объекте и сосредоточиться на формулировании ответа.
  2. Соревновательно-оборонительная позиция. Позиционирование друг против друга может создать оборонительную позицию Позиционирование за столом

И атмосфера соперничества. Поэтому эта позиция используется в жарких дискуссиях, спорах и дебатах. Собеседники сидят лицом друг к другу, что позволяет хорошо видеть мимику и жесты, которые могут меняться с каждой секундой в зависимости от актуальности обсуждаемых вопросов. Это может привести к ситуации, когда каждая сторона имеет свою точку зрения — стол становится барьером между ними.

  1. позиция делового взаимодействия — одна из наиболее удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки совместных решений. Между участниками беседы нет физических барьеров, они сидят бок о бок. Общение носит доверительный, интимный характер. В этой позиции можно обсуждать практически любые вопросы и темы, так как собеседники полностью принимают друг друга.
  2. независимая позиция. Его занимают люди, которые не хотят взаимодействовать друг с другом. Собеседники сидят в разных углах стола, что негативно сказывается на процессе общения. Если попытаться изменить положение, сесть ближе, другой человек может демонстративно встать и выйти из комнаты. Это самая негативная форма общения за столом и форма невербального общения в целом. Это указывает на отсутствие интереса. Эта позиция также может рассматриваться как враждебная.

Форма стола, за которым руководитель общается со своими подчиненными, также важна.

Квадратные столы хороши для короткой деловой беседы. С человеком, сидящим рядом с ним, скорее всего, установятся отношения сотрудничества. И больше понимания придет от человека, сидящего справа. Человек, сидящий напротив, будет оказывать наибольшее сопротивление.

Круглый стол создает атмосферу неформальности и непринужденности и является лучшим способом вести беседу с людьми одного социального статуса, поскольку каждому за столом отведено одно и то же место. Лидер обладает наивысшей властью за круглым столом, поэтому садитесь по бокам от него, визуально наделенные большей властью и уважением, чем остальные. И участник, сидящий справа от него, имеет большее влияние, чем участник, сидящий слева от него. Степень влияния уменьшается в зависимости от расстояния от лидера.

Квадратные и круглые столы широко используются в деловом общении. Квадратный стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых переговоров, брифингов, когда виновных вызывают «на ковер». Круглый стол используется для создания непринужденной, неформальной атмосферы и хорош, когда необходимо договориться.

Типы речевого общения

В инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:

  • Официальный, деловой. Это общение подчиненного с боссом, учителя с учеником, доктора с пациентом и проч. Для него характерна наиболее жесткая регламентация речевым этикетом. Нарушение каких-то его правил может даже грозить серьезными санкциями.
  • Полуофициальный. Это беседа коллег, группы студентов, родственников. Нормы речевого этикета здесь уже более размыты. Общение же выстраивается более по правилам, характерным для этой малой группы.
  • Неофициальный. Разговоры с друзьями, возлюбленными, знакомыми, внутри семьи. Соблюдение речевого этикета здесь довольно условно. Тональность, темы общения свободны. Люди здесь ограничивают себя только собственными нравственными представлениями, моралью, тактичностью.

Компоненты речевой ситуации

Чтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:

  • Участники. Существуют как прямые участники — адресат и адресант, так и третьи лица — наблюдатели, слушатели. Присутствие последних формирует саму ситуацию, влияет на ход общения.
  • Место и время коммуникации. Очень важный аспект, определяющий стиль общения. Беседа на улице, разговор на вечеринке, выступление перед уважаемой аудиторией — различные речевые ситуации. Внутри себя разделяются на две ветви: Канонические — произнесение речи синхронно моменту ее восприятия. Адресат и адресант находятся в одно время в одном и том же месте.
  • Неканонические — время произнесения не совпадает со временем восприятия, сама речь не имеет определенного адресата (например, публичный доклад, разговор по телефону, общение с помощью писем и проч.)
  • Предмет общения.
  • Цель общения. Результат, который участники коммуникации хотят видеть итогом своего речевого взаимодействия. Цели разделяются на следующие группы:
      Непосредственно выражаемые.
  • Прямые. В частности, прием и передача данных.
  • Косвенные.
  • Долговременные.
  • Так называемые интеллектуальные: критика, поиск истины, обсуждение, разъяснение и проч.
  • Обратная связь между участниками диалога. Здесь две категории:
      Активная (диалог).
  • Пассивная (пример — текст письменного ответа).
  • «Эффект вечеринки» и уникальность речи

    Удивительная способность восприятия голоса названа «эффектом вечеринки». Особенность ее в том, что человек при множестве звучащих голосов не просто слышит и узнает нужный, но настраивается именно на него, подавляя другие шумы и голоса.

    Каждый человек имеет уникальный набор свойств голоса, манеру говорить, тембр, фонетические особенности произношения. Разговор хорошо знакомого мгновенно обращает на себя внимание даже при отсутствии говорящего в поле зрения слушателя, не требуется даже дополнительное подтверждение личности, при хорошей слышимости узнавание стопроцентное. Уникальность фонетических характеристик речи человека широко используется в качестве идентификации личности и является предметом множества экспериментов.

    По результатам экспериментов, определение биофизических характеристик по речи находится в диапазоне 80-100 %, социально-психологические показатели считываются не так успешно, но особенности эмоционального поведения, уровень коммуникабельности и ситуационный настрой говорящего имеют высокие показатели. Данные результаты еще раз подтверждают значение паралингвистических средств взаимодействия, передающих в процессе общения гораздо больше информации об ораторе, чем содержится в озвучиваемом сообщении.

    Экстралингвистические и просодические средства

    Теперь перейдем от всего речевого общения ближе к основной теме разговора. В коммуникации используются просодические и экстралингвистические средства общения. Их роль очень многогранна:

    • Регуляция потока речи.
    • Экономия языковых средств общения.
    • Предвосхищение, дополнение и замещение речевых высказываний.
    • Выражение эмоционального состояния.

    Каждое из этих направлений имеет свой набор средств общения:

    • Экстралингвистика — разбавление речи паузами, включение психологических проявлений: смех, плач, вздох, нервное покашливание и проч.
    • Просодика — такие интонационно-ритмические конструкции, как громкость и высота голоса, сила ударения, тембр и проч.

    Средства просодики и экстралингвистики

    Давайте рассмотрим как просодические, так и экстралингвистические факторы, стили.

    Итак, просодика.

    Интонация — все разнообразие языковых средств, связанных с голосом, не требующих концентрации внимания на содержании сказанного.

    Скорость речи:

    • Менее 200 слов в минуту — медленная.
    • Порядка 350 слов в минуту — спокойная.
    • Около 500 слов в минуту — быстрая.

    Высота голоса — от низкой до высокой.

    Течение речи (режим): ритмичное, циклическое, отрывистое, угловатое, округленное.

    Тембр голоса.

    Громкость голоса.

    Артикуляция — ясное и четкое либо невнятное, «зажеванное» произношение.

    Теперь перейдем к экстралингвистике.

    Кашель, одышка. Может проявляться как реакция на внешние раздражители, говорить о проблемах со здоровьем, так и быть продиктована желанием что-то «сказать» собеседнику этими звуками.

    Пауза. Причины ее могут быть различны: придание значения сказанному, задумчивость, средство выиграть время, отвлеченность на что-то постороннее. Нередко паузу допускают, заметив, что собеседник хочет что-то сказать.

    Исследователи считают, что значение пауз в разговоре иногда почти равно значению сказанного.

    Смех — средство разрядить обстановку, сделать беседу несколько эмоциональной. Поводов для него может быть несколько: было сказано что-то комичное, веселое, хочется высказать свое отношение к чему-либо собеседнику.

    Смех может быть как естественным, так и искусственным, натянутым.

    Нечленораздельные звуки. Многие в процессе разговора кряхтят, вздыхают, «экают», «мычат» и т .д. Эти звуки могут свидетельствовать как об отношении к предмету разговора, так и раскрывать внутреннее состояние человека.

    Но это еще не все.

    Интонация как паралингвистическое средство общения

    Интонация выполняет следующие функции в общении:

    • Дополнение информации (выражает отношение говорящего к содержанию сообщения). Пример: реплика «солнце» с интонацией радости или грусти точно покажет отношение говорящего к солнечной погоде.
    • Замена части сообщения (интонационная пауза замещает часть вербальных средств в контексте разговора). Пример: фраза «я ему звонила, а он …» не требует пояснений, что общение не состоялось.
    • Усиление смысла отдельных слов. Пример: фраза «она краси-и-и-вая» показывает небывалость описываемой красоты.

    Интонация всегда сочетается с другими паралингвистическими средствами общения, что формирует целостный образ говорящего, его личностных качеств, эмоционального состояния и отношения к предмету общения.

    Иные факторы успешной коммуникации

    Помимо экстралингвистики и просодики, имеют место и такестические средства общения: поцелуй, рукопожатие, похлопывание или иное прикосновение.

    Говоря об успешном выстраивании речевого общения, не надо обходить стороной и проксемику — расстояние между собеседниками. Оно может быть личным, интимным, близким, публичным, социальным. Важную роль играет и ориентация общения — угловая, независимая, конкурирующе-оборонительная позиция.

    А заключает успешность диалога образ собеседника — его манера одеваться, украшать себя, делать прическу и макияж.

    Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речи

    Давайте посмотрим, насколько широко мы пользуемся средствами экстралингвистики и просодики в речи и как они могут нас охарактеризовать:

    • Высокий голос используется нами для передачи сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных: радости, гнева, восторга, страха, энтузиазма.
    • Четкое произношение слов, отсутствие «проглатывания» суффиксов и окончаний используется, чтобы заявить о себе как о дисциплинированном, ответственном человеке.
    • Быстрая речь характерна для взволнованного, обеспокоенного чем-то собеседника. Медленная может свидетельствовать как о высокомерии и невозмутимости, так и об усталости или горе. Спокойная речь характеризует вдумчивого, уравновешенного человека.
    • Если темп разговора постепенно оживляется, убыстряется, это говорит о вдохновении предметом беседы, погруженности в ее тему.
    • Бойкая, торопливая манера речевой коммуникации свойственна импульсивному, темпераментному человеку, уверенному в своих словах. Но если речь его при этом обрывочна, беспорядочна, характеризуется резкими изменениями скорости говорения, то это свидетельство робости, стеснения, возбуждения, непостоянства и суетливости.
    • Если человек правильно выговаривает слова, придерживается определенной цикличности беседы, это говорит о его строгости, педантичности, твердости, эмоциональной холодности.

    Однако не надо забывать, что к средствам общения относятся также жесты, мимика. Если человек говорит размеренно, четко, но при этом отчаянно жестикулирует, «бегает» глазами, кривит губы, то это выдает его волнение, неуверенность. Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, чтобы речь и невербальные средства выражения были при беседе синхронны.

    Большое значение в речевом общении имеет и богатство лексикона, общего кругозора собеседника. Помимо экстралингвистических факторов, этот показатель заметно влияет на успешность речевой коммуникации.

    Выражение экстралингвистических средств в художественном тексте (на примере произведений Т. Малика)

    К концу ХХ века в области языкознания всё более усиливается внимание к смысловой стороне изучаемого объекта. В виду того, что эмпирический этап исследования подходит к концу, ощущается потребность в этапе абстракции-обобщения, не присущих непосредственно наблюдению.

    Языкознание долгое время готовилось к обогащению эмпирического познания другими идеями и действиями. В ХХ веке появились направления изучения языка на основе методологии, собравшей в себе философские идеи эмпиризма, феноменологии, конструктивизма. Одно из таких направлений — это, конечно, прагмалингвистика [1, с.10].

    Прагматика считается относительно новой сферой, в которой изучается использование языковых знаков в речи. В процессе общения, при изложении своих мыслей, говорящий ставит перед собой определённую цель. Эта цель состоит в том, чтобы слушатель понял говорящего.

    В процессе обмена информацией должны участвовать хотя бы два человека. Акт общения, инициируемый одним участником, конечно, требует ответного действия: ответа на вопрос, мысль или просьбу, согласия, отказа либо угрозы. Возникающие в процессе общения межличностные отношения не могут существовать без объекта, так как субъект и объект связаны между собой и не подлежат рассмотрению по отдельности.

    В рамках общения возникают различные отношения, обладающие определённым информационным содержанием. Как, на наш взгляд, правильно утверждается в теоретической литературе: «Это различный контекст любого метода изложения содержания или мысли, также, под понятием контекста понимается метод выражения мысли через вербальные и невербальные средства» [2, с. 91].

    Если сказать по-другому, наряду с изучением языка, художественный текст охватывает даже нейтральные действия. «Выбор средств, существующих в системе языка, во многом связан с нейтральными (экстралингвистическими) свойствами общения» [1, с. 200].

    К невербальным средствам относятся следующие:

    Экстралингвистические (смех, плач, галдёж, шумы)

    Таким способом настал конец соглашению. Проведение Нишантуй было назначено на ближайшие дни, а свадьба — к возвращению Асадбека.

    После ужина и ухода хозяев, Манзура спросила у Абдулхамида:

    — А что такое Нишантуй?

    — Это… — усмехнулся Абдулхамид, — по-нашему это помолвка. Видимо еще называют благословение? Вы знаете, что натворили сейчас?

    — Что я сделала?

    — Вы нас засватали, — сказав Абдулхамид лукаво усмехнулся [4, с. 72].

    Паралингвистические (мелодия, пауза, дыхание, произношение, ритм и созвучие);

    В процессе общения паралингвистические средства считаются дополнительными средствами, участвующими в коммуникации. Паралингвистические средства являются одним видом экстралингвистических явлений, нейтральные поступки сопутствуют единицам изучения языка [3, с.120].

    Они выполняют задачу передачи информации, дополнения содержания, внесения уточнений в мешанине отношений. Человек в процессе передачи определённой информации использует невербальные средства для увеличения эмоциональности и усиления впечатления, исходя из среды и условий живой разговорной речи, используя тональности голоса, растягивание звуков, произношение с паузами и т.д.

    Например: Вначале Зайнаб не понимала смысла этого разговора. Поняв, раскрыла большие глаза:

    Она спросила, — то, что вы мне даёте — опиум?

    — А вы что думали? — сказала Мардона, усмехаясь. — После укола наслаждались же?

    Сказав так, она протянула руку к груди Зайнаб.

    Зайнаб найдя в себе какую-то силу, выбила эту руку, встала с места и прокричала: — Скотина! Распутница! Исчезни! —

    Мардона ядовито улыбнулась.

    — Не омытый, положил на шею не верующему. Не по своей воле я сюда пришла. Вы сами позвали, прогоняете, ухожу. Но потом хоть умолять будете, не вернусь. Подумайте, на улице ждёт машина. Доедем за несколько минут. Избавитесь от болей. Получите наслаждение. Если вместо наслаждения вам нравится страдать, что могу сказать, я поехала…

    Зайнаб терпела до того момента, пока Мардона дошла до ворот. Потом, больше не стерпев боли, прокричала:

    — Стойте!

    Мардона остановилась у порога ворот [4, с. 188].

    Из приведённого отрывка текста видно, что, если при выражении мысли исследовать общение без учёта паралингвистических средств, анализ не будет полноценным. В большинстве случаев мысль без невербальных средств окажется голой, и со стороны логики, и с психологической стороны не будет отвечать поставленным требованиям.

    Кинетические (знаки-намёки, выражение мысли через взгляд)

    Однажды классный руководитель поднял с места Асадбека и Кесакполвона.

    — Кто из вас украл перо Турдиалиева? — сказал, смотря на них гневными глазами.

    В эту пору Кесакполвон был мастером по взглядам — смотрел на учителя, будто говоря: «Об этом я не слышал».

    А Асадбек, считавший воровство стыдным делом, так сделать не смог. Подозрение заставило его склонить голову.

    — Я не вор, — сказал, он не смотря на учителя [4, с. 55].

    Проксимин (различные движение тела при разговоре в процессе общения).

    Вчера вечером была вечеринка псов в мусорке, — сказав так, Кози расплылся в улыбке в ожидании подарка. Кесакполвон в одно дыхание призадумался, кивнул головой: — Зря убили, нам он не мешал.

    Кози не сказал «вы сами приказывали». Холодная улыбка с его лица исчезла, пожал плечами, будто говоря «виноват» [4, с. 181].

    В некоторых случаях в процессе общения невербальные средства проявляются и смешанном образе. Молодой человек, стоявший за спиной Шарифа вышел в наружу, привёл Насибу.

    — Ой, что с вами? — спросила Насиба не успев перешагнуть порог.

    — Тихо! — прокричал Бергер. — Говорить только по-русски! Ты Намозова? Подойди поближе. Значит ты жена этой морды?

    — Да, — сказала Насиба, кивнув головой. Она не умела разговаривать по-русски. Несмотря на это попробовала спросить: — чего надо?

    — Вопросы задавать буду я, Намозова! — сказал Бергер, прикуривая сигарету и стряхнув пепел на ковёр:

    — Сколько у тебя детей?

    — Четыре… три сына, одна дочка.

    — Да… твоим детям нужен отец. Смотри на меня, Намозова, если тебе нужен муж, скажешь: где твой муж спрятал деньги?

    — Деньги? Какие деньги? — сказав так, Насиба посмотрела на мужа. Шариф пожал плечами, как будто сказал: «Я тоже удивлён».

    — Смотреть в глаза! — прокричал Бергер. — Если скажешь — муж твой. Не скажешь, я его заберу [4, с. 100].

    И говорящий, и слушающий ведут свой разговор при помощи экстралингвистических средств: различных движений, знаков и намёков. Даже читая книгу, смотря телевизор, наблюдая спортивные соревнования, люди хмурят брови, иногда смеются, иногда на их лицах появляется удивление, иногда они плачут, производя таким образом, сами того не замечая, различные движения. Все перечисленные элементы можно отнести к экстралингвистическим средствам.

    В условиях процесса глобализации требованием времени является все большее усиление коммуникаций между странами, континентами, территориями.

    Для каждого коммуниканта, в зависимости от пола, характерны различные невербальные средства.

    Мужчинам коммуникантам присущи следующие невербальные свойства:

    — Говорить, размахивая вытянутой вперёд рукой с раскрытой ладонью;

    У нас нет таких денег, — сказал истец молодой человек, только что говоривший размахивая вытянутой вперёд рукой с раскрытой ладонью [4, с. 6].

    — Здороваться, протягивая руку и крепко сжав;

    Асадбек не вставая с места, поздоровался, протянув руку [4, с. 130].

    — Чокаться, чтобы выпить, подавать знак, щёлкая по горлу;

    Не будем пить, чокаясь вместе как русские [4, с. 65].

    — Разговаривать с коммуникантом на коротком расстоянии, смотря ему в лицо и др.

    Молодой человек ожидавший увидеть беспокойство Асадбека, смотря ему прямо в глаза, не увидел тревоги [4, с. 68].

    Невербальные средства присущие женщинам коммуникантам:

    — Кокетливо прищуриваться, выражая каприз;

    Она знала, что её красота, кокетливый взгляд сразят любого мужчину. [4, с. 142]

    — Прикусить язык в выражении сожаления;

    Манзура, сказав «ой», в котором смешались удивление и страх, прикусив нижнюю губу, больше не сказала ни слова.

    — Здороваться поцелуем, сталкиваясь головами;

    Ой, Зайнабушка, душа моя, сладкая моя, — поздоровалась поцелуем — хорошо, что пришла — сказала госпожа Моника [4, с. 183].

    — Коснувшись губ мизинцем, стеснительно смотреть на землю;

    «Во сне снова видел младенца» — радовалась жена Манзура, прикусив губу и покачивая головой, не говоря истолкование [4, с. 59].

    — Неуместные действия, присущие женщинам в процессе общения и др.

    Думая, как бы отвлечь Косого, красотка, намёками и кокетливым взглядом нашла для него причину [4, с. 212].

    Отдельно следует подчеркнуть, что экстралингвистические средства считаются одним из факторов, оживляющих речь, повышающих её эффективность, но чрезмерное их использование отвлекает внимание слушателя, превращает его в зрителя.

    Если сделать вывод, понимание и осмысление слушающим слов говорящего можно произвести при существовании общей основы для обоих акторов.

    В художественном произведении знаки-намёки персонажа, его телодвижения дают определенную информацию о его характере, душевном и эмоциональном состоянии. Экстралингвистические средства обогащают представление о персонаже.

    В частности, в тексте произведения писателя Тахира Малика «Шайтанат» используемые в процессе общения знаки-намёки, телодвижения, слова, словообразования, языковые единицы в форме разговора, мастерски использованы писателем, благодаря чему мы становимся свидетелями мастерского использования экстралингвистических средств.

    Литература:

    1. Сафаров Ш. Прагмалингвистика. Ташкент-2008.

    2. Мыркин И. Я. Текст, подтекст и контекст // Вопросы языкознания. — 1976, №2 — с. 86-93

    3. Муратова Н. Место вербальных и невербальных средств в процессе общения // Вопросы узбекского языкознания и литературоведения. Самарканд, 2012.

    4. Тахир Малик, Шайтанат. I-IV — том. Ташкент-2012.

    Что это — экстралингвистические факторы?

    Теперь еще несколько определений этого феномена. Экстралингвистические (социальные) факторы общения — это параметры социальной (внеязыковой) действительности, которые обуславливают как частые, так и глобальные изменения в речи.

    Также стилеобразующими, внелингвистическими, экстралингвистическими факторами общения называют массу явлений внеязыковой действительности, в которых и под влиянием которых речь приобретает массу своих стилевых характеристик, а также происходит организация и отбор языковых средств.

    Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторы

    Отметим, что экстралингвистическими факторами вполне можно назвать и компоненты речевой ситуации. «Экстра» = «сверх»: в смысле то, что не изучается непосредственно лингвистикой (наукой о языке).

    Давайте вспомним это компоненты:

    • Говорящий.
    • Адресат.
    • Предмет разговора.
    • Цель коммуникации.
    • Обстановка общения.

    Что относится к социальным факторам речевого общения?

    К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

    • Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).
    • Возрастную разницу.
    • Социальную структуру общества.
    • Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.
    • Культурно-языковые особенности.
    • Письменные традиции.
    • Языковые культурно обусловленные контакты.

    Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной.

    Коррекционное воздействие

    Паралингвистические средства невербального общения добавляют яркость в общение, наполняют коммуникацию эмоциями, что создают полноценное взаимодействие людей и дарят радость общения. Для особенных групп населения жесты и мимика стали единственным способом взаимодействия с социумом. Настоящим спасением паралингвистические средства невербального общения становятся для людей с нарушениями речи, а специализированная помощь во многом строится на развитии способности считывать и демонстрировать информационное сообщение и эмоции без слов.

    Общение — основной процесс социализации, через который ребенок усваивает правила и способы жизни в обществе. Для людей с серьезными нарушениями речи процесс общения ограничен и единственными средствами остаются невербальные. Например, использование паралингвистических средств общения при алалии помогает влиться в социум, используя мимику, жесты, пантомимику при отсутствии возможности вербального контакта. Коррекционная работа с пациентами, имеющими этот диагноз, строится на развитии невербальных средств, тренировке при возможности ритма голоса и звуковых сочетаний, что само по себе уже оказывает стимулирующее действие на соответствующие отделы мозга.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]