Обновлено 23 июля 2022 788 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова и термины, которые мы в большинстве своем понимает только в общих чертах. Но зачастую этого бывает недостаточно.
Сегодня я хочу как раз обратить внимание на подобные слова — ментальный и ментальность, и пояснить их суть простыми словами.
Кому-то они могут показаться связанными с чем-то мистическим (типа, астральное тело), но тут как раз все приземленно и связано с обычными людьми, такими как мы с вами.
Причем в этой публикации речь пойдет не только про ментальность в целом, но и про проблемы ментального здоровья, которое не у всех в порядке. Ну и, конечно же, мы коснемся вопроса выявления ментальных расстройств и их лечения.
Что такое ментальность
Слово «менталитет» с латинского («mens») означает ум, душевный ресурс, сознание, образ мышления. В современном толковом словаре этот термин является синонимом слова «менталитет» (от латинского mentalite — умственный). И то и другое расшифровывается как сочетание разума и чувств, отраженное в наборе ментальных и духовных установок индивида или группы.
Проще говоря, менталитет — это призма, через которую мы смотрим на мир. Она включает в себя моральные ценности, набор психических и поведенческих реакций, адаптивные черты, воспитание, отношение к религии, культуре.
Следует помнить, что менталитет отдельного человека — это опыт многих поколений его семьи, народа, страны, поэтому он представляет собой смесь глубинного коллективного бессознательного и индивидуального сознания.
В психологическом плане менталитет — это отражение содержания психики человека: какими категориями он мыслит, как взаимодействует с окружающей средой и какой образ жизни ведет. Привычки, поступки и отношение являются отражением менталитета. Обуславливающим фактором является окружение человека — семья и общество.
Анализ понятия «ментальный»
Значение этого слова в широком смысле следует рассматривать как сложное понятие, затрагивающее многие аспекты духовной жизни человека, сам термин довольно трудно определить. Это связано с тем, что данный термин относится не только к историческим и антропологическим наукам, но и неотделим от философии. Что означает «ментально», можно долго анализировать. Многое зависит от того, к каким источникам информации обращаться, но независимо от того, куда обращаться, есть общие черты, характеризующие этот термин.
Концепции менталитета активно развивались в духовной сфере и по этой причине характеризуются отказом и уходом от централизации исторического развития на европейской культуре в целом. Вместо этого в центре внимания оказывается стабильность внутреннего «я» индивида, что приводит его к желанию объединения с историческими и социальными сообществами. Исходя из этого, термин «ментальный» можно понимать по-разному. Значение слова теперь можно рассматривать как средство анализа и интерпретации гуманитарного знания.
Ментальность рассматривается многими науками, особое значение ей придается в философии
Характеристики
Ментальная оболочка — это «мост» между физическим, праническим, астральным и каузальным, буддхическим и атмическим телами. За что отвечает ментальное тело человека? Это роль посредника между высшими и низшими оболочками, поэтому на нём лежит особая ответственность. Ведь все следующие, начиная с каузального, перевоплощаются с накопленными моделями поведения и мышления. Поэтому не случайно, что духовные учения призывают контролировать мысли, которые, без преувеличения, формируют наше настоящее и будущее.
Ментальное тело связано с анахата-чакрой, которая соединяет три нижние и три верхние чакры. Когда мы смотрим на мир через высшие чакры или через мудрое воззрение, то избавляемся от негативного воздействия нижних чакр — агрессии, страха, зависти. И вот уже ДТП — это не повод для конфликта, гроза не вызывает страх, а чужое счастье не провоцирует зависть.
Ментальность общества
Ментальность не материальна, как мышление и воображение, поэтому ее нельзя измерить количественно, ее нельзя почувствовать, попробовать на вкус или услышать. Она не может быть непосредственно наблюдаема, рассматривается как равноправный компонент взаимодействия, не оказывает прямого влияния на формирование явлений и процессов.
Менталитет — это содержание внутренней сферы субъекта, которое формируется в процессе жизни, в результате преобразования природного и социального мира в акты субъективности.
Ментальность не существует вне своих материальных носителей. Живя долгое время в одном месте, люди организуются в социальные группы, их менталитет начинает меняться одинаково, потому что на них постоянно влияют одни и те же факторы. Существование этого факта подтверждает, что менталитет един, присущ каждому социальному образованию, но он может радикально отличаться от менталитета другого общества (например, группы людей другой религии).
На содержание менталитета общества большое влияние оказывают традиции и ценности данной среды субъектов. Менталитет общества — это культурная среда, в которой мы воспитывались, учились, получали образование и живем в настоящее время. Это основной фактор, влияющий на мышление каждого субъекта сообщества, его/ее повседневное поведение и решения.
Менталитет состоит из двух уровней:
генетический: природные ресурсы, с которыми субъект рождается — уровень, который нельзя изменить.
приобретённые: наше воспитание, наше окружение — уровень, который можно изменить.
Менталитет, как субъективная форма, составляет духовный мир личности, отражая динамику внутренних психических состояний и психических свойств индивида, которые он проявляет в специфических реакциях на уникальные для него влияния культуры и общества. Менталитет всего общества, как совокупность поступков субъектов, формирует набор мотивационных норм поведения в данной социальной группе. В своей субъективной форме менталитет превращает индивида в личность, а группу — в целостное общество, объединенное ценностями и культурой. Этимологическое значение менталитета — «душа», точнее, «состав души». Однако современное использование этого термина не отождествляет его конкретно с душой. Понятие души распространяется лишь на половину тех явлений и их свойств, которые входят в понятие психики. В ипостаси души она играет роль душевного настроя субъекта, выражая личностные характеристики поведения.
Менталитет, как способ видения мира, не тождественен понятию идеологии. Это не научная, философская или этническая система, а психологический уровень воспроизводства информации, в котором эмоции едины с мыслями. В настоящее время понятие менталитета используется не только для обозначения культурных стереотипов, своеобразия мышления больших социальных коллективов, но и для интерпретации специфических верований, способов мышления малых групп. Исследователи психики считают, что ее формирование начинается в возрасте 3 лет и длится около 12 лет. В то же время они выделяют наиболее важные факторы, влияющие на его формирование:
- Поведение родителей. В самом раннем возрасте ребенок бессознательно усваивает, в определенной степени, мировоззрение своих родителей;
- СМИ, литература, кино — все эти элементы накладывают свой отпечаток на поведение, а значит и на менталитет, на протяжении всего подросткового возраста субъекта;
- Влияние кумиров: реальные или воображаемые фигуры, подражание которым влияет на формирование менталитета;
- Государственная политика: внешняя и внутренняя. Это направляет вектор развития человека в экономической и культурной сферах, соответственно каждого субъекта в отдельности;
- Общественные организации, оказывающие влияние на субъект в той или иной сфере
- Большое влияние оказывают: школа, церковь, университеты.
Конечно, этот список можно продолжить, но следует отметить, что менталитет этнической группы, который формируется на протяжении длительного периода времени, в свою меру влияет на формирование абсолютно всех этих условий, которые потом оказывают большое влияние на каждого субъекта.
Менталитет формирует набор характеристик определенного этноса или социального слоя. И ключевое слово здесь не количество, а качество, как социальной и национальной структуры, сформированной исторически и впитавшей в себя вековые традиции и культуру.
ментального тела считается пупок. Практика звука начинается лишь тогда, когда существуют ресурсы, необходимые для расширения этого тела во всех пространствах. Ментал открывает все временные зоны. Это безраздельный максимум и минимум того, что есть в человеческой жизни на Земле. Это непредвзятый период отпирания «времени», за которым направляется кундалини.
Необходимо отметить и мысль, в которой обнаруживается строение видения времени. Весь информативный цикл жизни хранит ментальное тело, в это понятие включен безусловный минимум для Земли.
Наглядные примеры ментальности
Что такое менталитет на простых примерах.
- В России в начале каждой весны люди празднуют Масленицу: в течение недели пекут блины, а затем устраивают гуляния, во время которых сжигают истукана, символизирующего прощание с зимой. В Индии об этом не знают и, скорее всего, отнесутся к такой традиции с пониманием.
- Российские платформы полны людей, прощающихся с ним с объятиями и поцелуями. Во Франции такое поведение на вокзалах строго запрещено — вас могут даже оштрафовать. Это связано с тем, что железнодорожные платформы раньше были очень узкими, и люди, обнимающие друг друга, мешали движению транспорта.
- Если к вам пришел гость, вы наверняка предложите ему чашку чая с чем-нибудь приятным в качестве жеста гостеприимства, или даже можете накрыть богатый стол с чем-нибудь покрепче. В Китае подают чашку чая вместо того, чтобы сказать: «Не пойти ли вам домой?». В этом и заключается различие менталитетов.
История
Между соматическими заболеваниями и психологией конкретного человека причинно-следственная связь существует, но она неоднозначная, опосредованная и в элементарные схемы не укладывается. Любой практикующий врач сталкивается с различными историями. Один из них рассказал такой случай: «Некоторую женщину воспитали религиозные родители так, что она относилась к сексу как к ужасному явлению, которое любой ценой нужно исключить из своих мыслей. Она обратилась ко мне с жалобой на непомерный рост волос на животе, груди и спине, при параллельном снижении их количества на голове. Кроме того, у неё были нерегулярные и болезненные месячные. Когда она вышла замуж, то начала страдать от жестоких головных болей.
Здесь произошло угнетение сексуального инстинкта на ментальном уровне, что явилось причиной возникновения дисбаланса эстрогена и тестостерона. В итоге волосы на теле распределились по мужскому типу. Это угнетение с течением времени вызвало на ментальном уровне ещё один симптом – неприязнь к сексу. Брак создал дополнительный стресс, вызвав изменения в физической и эмоциональной сферах, — мучительные головные боли (заменяющие облысение) наряду с чувством раздражения в браке.
Сначала защитный механизм смог установить равновесие, ограничивая симптомы эндокринной системой, но добавочный стресс супружества его нарушил. Поэтому защитному механизму пришлось воссоздать симптомы на более глубоком и разрушительном уровне».
Ментальный уровень женщины в этом случае сыграл важную роль. Как видите, защитные инструменты всегда пытаются создать охранную стену, которая воплощается в симптомах и признаках на периферийном ярусе.
Виды ментальности
Если вы поселите группу людей на необитаемом острове: они поселятся, у них будут свои правила и нормы взаимодействия, ценности, взгляды на определенные события внутри и вне их общества.
Последующие поколения перенимают их мировоззрение: так исторически формируется ментальная связь между людьми разных времен.
Можно выделить различные типы менталитета:
- в соответствии с типом структуры общества — люди Средневековья имели иное мировоззрение, чем современные люди;
- по расовому признаку (азиаты, европейцы);
- гендерный менталитет (женский, мужской) — женщины более склонны к проявлению эмоций, представители мужского пола склонны держать свои чувства при себе;
- возраст (дети, подростки, взрослые, пожилые) — детский инфантилизм и старческая мудрость;
- религиозные убеждения (буддисты и католики думают по-разному);
- по уровню интеллекта: интеллигенция, крестьяне — если посмотреть на них в ресторане, то можно увидеть существенную разницу в их поведении за столом.
Нельзя утверждать, что менталитет — это фиксированное явление. Историческое изменение менталитета со временем можно представить в виде игры «Сломанный телефон», когда люди по цепочке передают друг другу слово или жест.
В то же время каждый вносит что-то свое, и последний участник демонстрирует нечто совершенно отличное от того, что было задумано изначально. Поэтому мировоззрение современных людей радикально отличается от мировоззрения людей, живших несколько веков назад.
Менталитет это всегда про культуру, про исторические ценности, моральные устои
Обитатели ментала
Ментальный уровень, как и астральный, охватывает всё пространство. Поэтому каждое раздражение, в том числе и на других уровнях, отражается на нём. Деятельность ментала человеком воспринимается как процесс непринуждённого мышления – это могут быть любые мысленные образы, которые являются восприятием мыслеформ (обособленных объектов, находящихся в ментальном плане тонкого мира и не зависящих от людей). Иногда некоторые мыслеформы объединяются в более крупный вид, который последователи оккультизма называют эгрегором.
Что такое эгрегор? Это энергоинформативное создание, вызванное группой людей, типизированных по определённому признаку. Существуют религиозные эгрегоры: ислама, христианства, буддизма и так далее, эгрегоры наций (демоны империй), рода, семьи, профессии, дома. Мыслеформы и эгрегоры являются основными обитателями ментального уровня.
Что такое ментальное здоровье
Психическое здоровье — это понятие, которое описывает внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и психическое благополучие человека и отсутствие у него психических проблем.
Это духовное или психическое здоровье, указывающее на умственную зрелость. Что такое психическое здоровье:
- Целостность ума и тела;
- Здоровая самокритика (я знаю, что правильно и неправильно, я уважаю закон и моральные принципы);
- согласованность идентичности (я знаю, кто я, что я, почему я);
- отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психологических страданий);
- гармония с собой и окружающим миром — удовлетворенность в отношениях с людьми и в самом себе;
- способность планировать, ставить цели и работать над их достижением;
- хорошее настроение, оптимизм;
- контроль над собственным поведением, способность сознательно изменять его
- спокойствие, уверенность в себе.
Если ментальный уровень человека находится «на должном уровне», он способен максимально раскрыть свой потенциал — реализовать свои способности и превратить их в таланты.
У такого человека высокая степень стрессоустойчивости, поэтому он легко адаптируется к изменениям в окружающей среде и эффективно справляется с трудностями. Работа человека приносит ему удовольствие и в то же время вносит качественный вклад в жизнь общества.
Наши болезни связаны с мыслями?
Часть психологов полагают, чисто возникновение всех патологий начинается именно с ментального уровня. Они будто о тесной связи физического мира и духовного, состояния тела человека и его мыслей.
После этого получается, что, желая исцелиться от болезни, нужно первым делом ввести ментальную (мысленную) причину, по которой она возникла. Так словно внешняя симптоматика недуга выступает только отражением внутренних патологических процессов. Адекватно, больной должен заняться самоанализом для выявления и последующей нейтрализации духовной причины болезни.
Из этого следует, что, если человек самостоятельно создаёт себе заболевание, — лишь только ему под силу и устранить его.
А из основных ментальных провокаторов патологий выделяют такие:
Что ни попадя заболевание, прежде всего, сигнализирует про нарушенную гармонию, баланс вот Вселенной. Оно является отражением неправильных человеческих мыслей, намерений и поведения – в таком случае есть, всего мировоззрения.
Буквально, все болезни выступают защитой нас через наших же пагубных мыслеобразов и деяний. А больными можно считать тех, кто именно обладает не корректным, не здоровым пониманием мира. Тогда в целях исцеления потребуется всего лишь пересмотр и изменение своих взглядов получи жизнь. К сожалению, современный человек мало озадачивается подобными глубокими вопросами. И заболев, точь в точь правило, хватается за традиционные таблетки, ища в них исцеления. Быть этом происходит только снятие симптомов, но никак не реакция на первопричину.
Почему важно сохранять свое ментальное здоровье
Психическое здоровье необходимо для полноценной жизни. Вы можете быть физически больны, но психически здоровы, наслаждаться жизнью и чувствовать себя хорошо.
Но если человек психически болен, никакое физическое здоровье не сделает его счастливым. Психические страдания являются самыми тяжелыми. И их нелегко вылечить, волшебные таблетки не помогут, только длительная работа с собой. Это требует как минимум силы воли.
Если у человека ухудшается память, внимание, мышление, он считается больным, даже если у него нет физических недостатков.
Симптомы, которые говорят о том, что человек психически болен:
- Постоянное напряжение, стресс. Неспособность расслабиться и отпустить ситуацию
- Частые перепады настроения. Эмоциональная нестабильность.
- Чрезмерная агрессивность. Реакция на действия других людей, а также часто необоснованная
- усталость, постоянная утомляемость, лень. Отсутствие энергии, часто в состоянии «лимонного истощения».
- Постоянное чувство вины. Чувство несчастья, злости, нежелательности и чуждости. Часто вините себя за свои действия, ругайте себя, возможно, даже наказывайте себя.
- Панические атаки, боязнь темноты, закрытых помещений, определенных предметов
- Отстраненность от людей, изоляция, закрытость, одиночество
- Постоянное чувство тревоги. Чувство депрессии и стресса в течение длительных периодов времени.
Лечение
Многие люди не обращаются за медицинской помощью, так как не осознают свою проблему. Самостоятельно распознать легкие формы заболеваний с широким спектром отклонений невозможно. Часто они маскируются под усталость, лень, эмоциональное выгорание, а также различные симптомы, затрудняющие повседневную жизнь.
Для полноценной социальной адаптации и улучшения качества жизни необходима помощь специалистов. Лечением патологий занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Иногда для коррекции состояния достаточно методов психотерапии и аутотренинга.
В тяжелых случаях, особенно во время кризисов, пациент нуждается в госпитализации и медикаментозной терапии. Препараты подбираются строго индивидуально. Прогноз более благоприятный для тех, кто проходит лечение.
МР у людей проявляется по-разному из-за многообразия психических особенностей. Всё зависит от типа и тяжести функциональных нарушений. Человек может быть в полной мере самостоятельным или нуждаться в постоянной поддержке.
Многие расстройства успешно поддаются коррекции. Занявшись ментальным здоровьем, можно снова испытать удовольствие от жизни, ощутить радость.
Как помочь себе сохранить ментальный уровень
Практикуйте самоанализ. Это помогает заглянуть внутрь себя и увидеть свои реакции на различные ситуации. Самоанализ помогает определить чувства и эмоции. Почему вы ведете себя так в одной ситуации и по-другому в другой?
Окружите себя хорошими людьми. Важно, чтобы обстановка была позитивной, чтобы вам было комфортно находиться рядом с ними, чтобы вы могли им доверять. Токсичные люди должны быть вычеркнуты из вашей жизни, вы должны попрощаться с ними, избегать их.
Занимайтесь физической активностью. Спорт помогает вам чувствовать себя лучше, у вас больше времени на дела, вы меньше спите. Ваш разум не затуманен, и у вас появляется все больше энергии для новых свершений.
Дайте себе больше свежего воздуха и кислорода для мозга. Вы почувствуете себя лучше уже через несколько дней.
Занимайтесь новыми делами. Старайтесь исследовать неизвестное, больше читайте, размышляйте, учитесь. В общем, кормите свой мозг полезной информацией. Не позволяйте себе деградировать, всегда двигайтесь вперед, достигайте новых высот.
Принимайте людей с их недостатками, слабостями и проблемами. Если кто-то дорог вам, не вспоминайте о нем, не пытайтесь его изменить, примите его. Борьба отнимает много энергии, много негативных эмоций выльется наружу. Также будут стресс, гнев, беспокойство, чувство вины. Не мучайте себя этими чувствами, освободитесь от них. Скажите себе: «Да, он такой, но я не собираюсь играть в его игру и злиться на его чрезмерную заботу, я просто приму его таким, какой он есть, потому что он тот, кто мне дорог».
Тренируйте свою уверенность. Не бойтесь говорить, выражать свои мысли и чувства. Вы — личность, а значит, имеете право на собственное мнение. Молчать — значит отбросить свои потребности, чувства и желания в угол. Это приводит к душевным страданиям, чувству неполноценности.
Попросите о помощи. Если вы не можете справиться, не берите на себя это бремя, не мучайте себя чувством вины, чрезмерной ответственностью, страхом, что вы не справитесь. Просто попросите близкого человека о помощи, доверьтесь ему, разделите бремя. Это не признак слабости, это любовь к себе.
Анализируйте ситуации. Негативные эмоции усугубляют ситуацию, не позволяйте им поглотить вас. Проанализируйте, почему вы испытываете раздражение, гнев, ярость в то или иное время. В чем или в ком заключается проблема? Вам нужно найти причину. Это недосыпание, усталость или дело в конкретном человеке? Измените свой распорядок дня, расписание или постарайтесь свести к минимуму общение с этим человеком.
Планируйте, ставьте цели и стремитесь к их достижению. Хаос в вашей голове приводит к разрушению в вашей жизни. Организуйте свои мысли. Составьте план и порядок действий, чтобы было легче следовать ему. Не накапливайте в голове много ненужной информации, лучше запишите ее. Не перегружайте свою голову ненужными заботами.
Если вы не можете сделать это самостоятельно, то психолог, психотерапевт, а иногда и психиатр — именно те люди, которые помогут вам разобраться со своими мыслями. Не бойтесь обращаться к профессионалам.
Регрессия к среднему значению
Регрессия к среднему значению была первоначально открыта в 1886 году сэром Фрэнсисом Гальтоном, известным эрудитом и сводным братом Чарльза Дарвина. Правило гласит, что в системе с нормальным распределением большие отклонения от среднего значения будут иметь тенденцию возвращаться к нему с увеличением числа наблюдений. Это часто может привести нас к ложным причинно-следственным связям, например, когда пациенту становится лучше после приёма фитопрепаратов или у теннисиста улучшается производительность после того, как тренер наругает его.
Даниэль Канеман исследует эту концепцию (а также множество других логических ошибок и психологических предубеждений) в своей превосходной книге «Думай медленно, решай быстро».
В жизни Канемана случился момент озарения, когда он пытался донести до лётных инструкторов израильских ВВС мысль, что вознаграждение за улучшенную производительность работает лучше, чем наказание за ошибки. Старший инструктор не согласился с ним, сказав, что всякий раз, когда он хвалит курсантов за их лётное мастерство, в следующий раз они показывают худшие результаты, а когда он критикует их за промахи, их производительность тут же улучшается. Таким образом, он редко хвалил своих студентов и всегда был готов высказать критику.
Канеман мгновенно осознал, что это был прекрасный пример регрессии к среднему значению. Естественно, инструктор хвалил только тех курсантов, которые показывали результате выше среднего. Но в таком случае курсанту, вероятно, просто повезло, и его производительность ухудшилась бы в следующий раз независимо от того, хвалили его или нет. Аналогичным образом, курсантов критиковали только тогда, когда их успеваемость была намного ниже среднего показателя и, следовательно, они могли улучшить свои результаты независимо от действий инструктора.
Чтобы проиллюстрировать это, Канеман нарисовал мишень на полу и попросил инструкторов повернуться к ней спиной и бросить сразу две монеты. В большинстве случаев те, чей первый бросок был удачным, облажались со вторым. Именно это и происходило с лётными курсантами.
Аналогия
Метафорически можно представить, что мы строим механизм, состоящий из шестеренок. Под шестеренкой имеется ввиду сущность. Очень похожая штука(немного с другой стороны) описывается тут как шестереночность.
Первый вопрос, который мы себе задаем: «А как мы можем двигать (крутить, перемещать) шестеренку?
Второй: «А что будет с самой шестеренкой, если мы ее так покрутим/подвинем?»
Третий: «А что будет с ближайшими шестеренками, если мы покрутим/подвинем эту?»
Если уйти от метафоры к реальности, то мы берем сущность и спрашиваем себя — Какие у нее есть свойства? Как только находим какое-либо свойство — начинаем его менять и спрашивать себя — А что при этом будет?
Изменение свойства и есть то, что я понимаю под «крутить/вертеть/двигать». Ответ на второй и третий вопрос — и есть то, что я понимаю под прогнозом. Перейдем к реальным примерам.
Высказывание
«Я притормозил — на первом попавшемся месте — и внимательно прочитал следующее предложение. В точности я его не помню, но оно было очень похожим на такое: «Индивидуальный член социального сообщества нередко получает информацию по визуальным, символьным каналам». Повертел я это предложение так и сяк и наконец перевел его на нормальный язык. Знаете, что оно означало? — Люди читают». Ричард Фейнман.
В этой части мы наконец начнем махать шашкой, кромсать любое повествование как нам надо и встраивать себе в мозги комбайн гениальности (гипербола :-).
Важно отделить ключевую информацию от сопровождающей. Содержимое от упаковки, зерна от плевел. Для этого разберемся, что такое высказывание. Обратите внимание, что я имею ввиду именно высказывание в рамках моей системы, а не, скажем, в рамках традиционной логики.
Высказывание — это предложение, упрощенное до вида:
«сущность-действие-сущность«.
Примеры:
Коровы — дают — молоко.
Я — играю на — гитаре.
Дети — любят — сладкое.
Витамины — являются — полезными.
Фишка — не забывать что в русском языке часто опускается глагол «являться». Например предложение «Цветок желтый» = «Цветок является желтым».
По умолчанию мало кто предоставляет информацию в таком виде и мыслит такими категориями. Поэтому применяем приемы.
Техника мышления
Состоит из трех простых шагов.
- Выделяем ключевые высказывания.
- Делаем их окупаемыми.
- Строим из них цепочку (модель).
Формулировка простая, но содержит ряд не очевидных вещей. Нужно разобраться, что такое ключевые высказывания, как их выделять в речи. А также как их делать окупаемыми. Этим и займемся. А чтобы это сделать, нужно разобраться, а что такое речь вообще?
Ключевая идея
«Чего не могу воссоздать, того не понимаю.» Ричард Фейнман.
В основе продуктивного мышления лежит очень простая идея — понимание должно окупаться.
Окупаемость — это когда понимание дает тебе возможность предсказать результат действия с какой-либо сущностью.
Например, понимание хрупкости хрустального фужера позволяет предсказать, что будет, если уронить этот фужер с высоты 1,5 метра на бетонный пол.
Понимание упругости резинового мяча позволяет предсказать, что будет, если его уронить с той же высоты.