Психическое и психологическое здоровье человека и личности


Терминология

Здоровье рассматривается в качестве комплексного феномена, объединяющего в себе множество разноплановых аспектов. Помимо медицинских показателей здоровье может быть охарактеризовано педагогическими, психологическими и другими признаками.

Ранее при изучении особенностей человеческого организма применялся механический подход, характерный для естественных наук. Выделение гуманистической психологии в отдельное направление ознаменовалось появлением термина «психологическое здоровье». Фундаментальное понятие — результат развития гуманитарной методологии, ориентирующейся на познание человека путем психологических исследований.

В словосочетании «психологическое здоровье человека» зафиксированы две категории: «психология человека» и «психология здоровья». Оба термина доказали свою перспективность в сфере расширения границ психологии, рассматриваемой в качестве научно-практической дисциплины.

Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов. Термин «психологическое здоровье» характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Такой подход позволяет осуществить отделение психологического аспекта от других граней, в число которых вошли философская, социологическая и медицинская. По мнению специалистов без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

Вы не принимаете все на свой счет

Человек, который принимает и любит себя таким, какой он есть, намного меньше беспокоится. Они не принимает негатив и критику близко к сердцу.

Человек со здоровой психикой настроен оптимистично и может легко посмеяться над недостатками и самим собой. Он контролирует, как реагировать на событие или свои эмоции.

Пессимист не является психически здоровым, потому что никогда недоволен собой. Он проецирует свои сомнения и комплексы на других людей. Даже глупая шутка могут глубоко его задеть.

Уровни психологического здоровья

При оценивании состояния психологического здоровья наиболее востребован адаптационный подход. С этой точки зрения здоровым признается индивид, обладающий навыками успешной адаптации и не испытывающий трудностей в части налаживания контактов с окружающими людьми. В рамках данного подхода психологическое здоровье ассоциируется с динамическим равновесием двух сторон: человека и среды. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Исходя из этого были выделены три уровня психологического здоровья:

  1. высший (креативный), для которого характерны устойчивая адаптация, активное творческое отношение к действительности и наличие резервных сил, расходуемых в стрессовых ситуациях;
  2. средний (адаптивный), предполагающий адаптацию к социуму в целом при наличии повышенной тревожности и единичных признаков дезадаптации;
  3. дезадаптивный, отличительная особенность которого нашла отражение в нарушении баланса «ребенок-общество» за счет присутствия сбоев в регулятивных процессах.

Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.

С относительно «благополучными» дошкольниками, составляющими вторую группу, целесообразно систематически проводить групповые занятия, ориентированные на профилактику, развитие и укрепление психологического здоровья.

Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход. Этим учащимся присущи два типа поведения:

  • Преобладание процессов аккомодации приводит к развитию приспособленческих черт. Таким дошкольникам свойственно ущемление собственных интересов и потребностей. Они ориентированы на удовлетворение требований внешнего мира. Прилежность и старания в учебном процессе, спокойное поведение — характерные черты склонных к молчанию малышей. «Удобные» практически во всех отношениях дети не только не доставляют проблем родителям, но и являются объектом их гордости.
  • Аффективная капризность, обилие конфликтов со сверстниками и эпатажное поведение — наглядные признаки дезадаптации детей, для которых характерно преобладание процессов ассимиляции. Этих дошкольников обуревает желание изменения действительности. В то же время они не способны на изменение самих себя, предполагающее соответствие интересам окружающих и подчинение поступающим извне требованиям.

Часть I. Психология здоровья

Определения понятия «здоровье»

Современная научная модель человека (принятая в большинстве стран мира) – биопсихо-социальная.

Определение, записанное в Уставе ВОЗ (1948): «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В Федеральном законе РФ №323-ФЗ записано: «Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Психология индивидуального здоровья

Секция «Психология здоровья» открыта в Американской психологической ассоциации в 1978г. С 1982 г. в США начал издаваться журнал «Психология здоровья».

В РФ в 2004 г. в рамках Московского отделения Российского психологического общества (МО РПО) была создана секция «Психология здоровья» (председатель секции по настоящее время – проф. Н.Д.Творогова); «психология здоровья» стала рассматриваться как раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья, психологические аспекты общественного здоровья.

Составляющие современного определения индивидуального здоровья:

А. Состояния физического благополучия.

В медицине здоровье физическое – это состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей организма отдельных индивидуумов (Оганов Р.Г., Вялков А.И., 2000).

Б. Состояния психического благополучия.

В психологии понятие «психического благополучия» разными авторами трактуется по-своему (Jahoda М., 1958; Kasl S.,1974; Ryff, 1989; др.). Исследование психического благополучия возможно и в контексте поведения личности; в этом случае переживание благополучия выступает как индикатор степени удовлетворения значимых для нее потребностей, как индикатор соответствия жизненного пути личности значимым для нее ценностям, убеждениям (Н.Д.Творогова, 2005).

В. Состояния социального благополучия.

Социальное благополучие в зарубежных исследованиях оценивается успешностью социального и экономического функционирования (Raphael et al., 1996). В 1977 г. ВОЗ расширила понимание (а не формулировку) здоровья, дополнив его аспектом «социальной и экономической продуктивности». Отмечается, что состояние социального благополучия человека глубоко связано с качеством его отношений с окружающими; сознание реагирует на отклики, которые человек получает от других людей (Чиксентмихайи М., 2011).

В РФ считается (Г.С.Никифоров), что благополучие социальное проявляется в широкой динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. Выявлена взаимосвязь между социальным благополучием личности и ее здоровьем, болезнью (Творогова Н.Д., 1976 – кандидатская диссертация по социальной психологии; Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М.: Аспект Пресс, 2007;, др.).

Г. Состояние духовного благополучия.

Исполком ВОЗ в январе 1998 г. предложил уточнить определение здоровья и дал его в такой редакции: «Здоровье – есть динамическое состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Резолюция ЕВ101.R2). Однако эта формулировка была не принята Ассамблеей и государствами-членами, не вступила в силу (из-за отсутствия общего понимания духовности).

Духовность в современном светском понимании [Гундаров И.А., 2016] – это деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни, своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию.

Согласно А.Маслоу, духовность связана с высшими бытийными ценностями. Философ Платон в сформулированной им триаде высших ценностей называл истину, красоту и добро.

Игнорирование направленности на высшие цели может привести к задержке в развитии личности (вызвать «метапатологию» по А.Маслоу), приводя к нигилизму; ощущению бессмысленности жизни; цинизму, недоверию к другим людям; чувству отчуждения от окружающего мира; безнадежному отношению к будущему, др.

Общественное здоровье

Здоровье общественное (Public Healthasaresource) — здоровье населения на групповом и популяционном уровнях, оцениваемое по совокупности не только медико-демографических, санитарно-статистических, но и психологических показателей.

Взаимосвязь состояний благополучия:

а) В медицине и психологии традиционно изучаются психо-соматические взаимовлияния. б) Социопсихосоматический подход предполагает включение системы «Тело-Психика» в надсистему «Человек и Другие», т.е. изучение человека в социальном контексте. в) О взаимосвязи духовности и физического здоровья первыми стали говорить философы и религиозные мыслители. Данные (из более чем 1200 работ) о связи между состоянием духовного благополучия и физическим здоровьем обобщены в обзоре, опубликованном издательством Оксфордского университета в 2001 г. г) Активно изучаются взаимосвязи между индивидуальным и общественным здоровьем. Общество может оказывать как развивающее, так и сдерживающее или деструктивное влияние на личность, ее здоровье, что дало основание Э.Фромму ввести термин «социально заданная ущербность».

Психологические аспекты здоровья дошкольников

Правильное протекание значимых для дальнейшей жизни ребенка процессов невозможно без общего психического развития, опирающегося на новую для организма систему психических функций. Из числа последних пристального внимания удостоились память и мыслительные навыки. Отныне ребенку подвластны как ориентация и осуществление важных на текущий момент действий, так и построение цепочки связей, объединяющей общие представления и понятия, выходящие за рамки личного опыта малыша.

Благодаря данной особенности мышлению удается воспарить над наглядной основой, вследствие чего становится возможным переход от наглядно-действенных рассуждений к наглядно-образным. Уникальные особенности развития памяти и мышления открывают детям доступ к новым видам деятельности, включая такие типы, как конструктивная, игровая и изобразительная. В качестве отправных точек отныне могут выступать идеи и мысли, в качестве логических завершений — воплощение и конкретные ситуации, в то время как ранее ребенок руководствовался единственной доступной для него цепочкой «ситуация — мысль».

Речь — гармоничное продолжение мыслительных процессов, пребывающих на стадии развития. До поступления ребенка в школу именно за этим навыком закреплена функция планирования и регулирования деятельности малыша. В этот период наблюдается пополнение словарного запаса и усвоение простейших принципов грамматического построения речи. От выражения обуревающих его в данную минуту желаний и комментирования конкретных событий ребенок переходит к размышлениям и беседам об окружающих людях, животных, растениях и т.д. Не последняя роль в этих мыслях отведена осознанию собственного «Я» и определению места в мире.

Сложно переоценить значимость влияния взрослых, ежедневное присутствие которых сказывается на протяжении всего развития дошкольника. Полноценное общение — залог нормального физического и психологического развития. Круг близких людей ограничен родителями, бабушками, дедушками и т.д. Именно они находятся рядом с малышом на ранней стадии жизненного пути и знакомят его с реалиями окружающего мира. Их губы произносят первые в жизни крохи слова. Под руководством родственников малыш учится взаимодействовать с предметами и овладевает навыками использования подвластных пониманию орудий деятельности. В недалеком будущем поддержка близких пригодится на этапе постижения сложной для восприятия системы человеческих взаимоотношений. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что детям, лишенным общения со взрослыми в первые годы жизни, впоследствии так и не удалось научиться ни полноценно говорить, ни полноценно мыслить. Не могла идти в подобных случаях и речь об адаптации в социальной сфере.

Аналогичные по силе яркости черты присущи феномену «госпитализации», для которого характерно ограничение взаимодействия малыша и взрослого. Формальный по своей сути уход за ребенком не предусматривает полноценного эмоционального общения.

Преобладающая часть детей не испытывает недостатка заботы и внимания со стороны взрослых. В то же время даже в числе воспитывающихся в семьях малышей фиксируется существенный процент заболеваний психической направленности. Неврозы в печальном перечне занимают одно из ведущих мест. Их проявления зачастую связаны с социальными факторами, обусловленными особенностями взаимоотношений.

Вам комфортно с другими людьми

Человек, которому комфортно в собственной шкуре, комфортно и с другими людьми. Человек, который старается быть самим собой, не будет пытаться впечатлить других людей.

Он всегда присутствует в настоящем, приветствуя соседа или общаясь в кругу знакомых и друзей. Эти качества помогают ему строить социальные связи и способствуют личностному росту.

Человек, который ненавидит себя или свою жизнь, с трудом заводит друзей и коллег. Он тяжело приспосабливается или эмоционально незрел. Он никогда не испытывает оптимизма, не просит о помощи в экстренных случаях, что мешает ему достигать своих целей.

Составляющие психологического здоровья дошкольников

Сотрудники каждого дошкольного учреждения должны приложить максимум усилий для достижения жизненно важной цели, сформулированной тремя простыми словами. Как не трудно догадаться, речь идет о воспитании здорового ребенка. Приоритетность данной задачи подтверждена многочисленными исследованиями, на которые ушло несколько десятилетий. Развитым и здоровым детям не страшны вредные факторы среды, они демонстрируют отличную физиологическую и социальную адаптацию, не склонны к утомляемости.

В период дошкольного детства формируется база здоровья малыша, фиксируется интенсивность развития и роста, закладываются осанка и типовые движения. Эти дни отведены на приобретение базовых физических качеств, становление привычек и обучение навыкам, а также выработке черт характера, способствующих ведению здорового образа жизни.

Первоочередной для взрослых должна стать задача, связанная с формированием и поддержанием интереса к оздоровлению. Нельзя недооценивать благотворное влияние личного примера. Недаром именно за родителями закреплено закладывание основ не только интеллектуального и нравственного, но и физического развития ребенка, а сами родители удостоились звания первых педагогов, что отражено в п.1 ст. 18 Закона РФ.

Дети должны расти в дружелюбной и спокойной психологической атмосфере. Взаимопонимание и согласие рассматриваются в качестве основных аспектов взаимоотношений. Звучащая в присутствии малыша ругань чревата появлением невроза. В некоторых случаях наблюдается усугубление имеющихся нарушений нервной системы. Подобные проявления способствуют ухудшению защитных возможностей организма ребенка. В качестве лекарства, ориентированного на предотвращение пагубных последствий, прописано хорошее настроение и позитивное мышление. Психологи убеждены в том, что дошкольники в сутки нуждаются как минимум в восьми объятиях. Украшающая лицо взрослого улыбка учит ребенка радоваться, в то время как нахмуренный лоб и раздражительность вызывают у крохи чувства разочарования и вины.

Устранение нежелательных факторов воздействия — первый шаг, направленный на защиту детского организма. Второй предполагает создание условий, благоприятно отражающихся на повышении работоспособности и укреплении защитных сил. Благодаря правильно организованному режиму дня удается достичь оптимального сочетания периодов сна и бодрствования, предполагающих удовлетворение пищевых, двигательных и иных потребностей. Соблюдение режима приучает детей к дисциплине, настраивает их на определенный ритм и облегчает процесс овладения полезными навыками.

Помимо полноценного сна дети нуждаются в качественном питании. В рационе дошкольников должны присутствовать витамины А, В, С, Д и минеральные соли. Пищу целесообразно принимать в четко установленные временные интервалы.

Пребывание на свежем воздухе относят к наиболее эффективным разновидностям отдыха, зарекомендовавшим себя в качестве отличного средства восстановления работоспособности и восполнения ресурсов, израсходованных в результате выполнения определенных действий. Прогулки усиливают сопротивляемость организма, способствуя тем самым его закаливанию. Нормализация сна и аппетита — очередной важный аспект благотворного влияния проявленной на воздухе активности. Прогулки рекомендованы практически при всех погодных условиях, за исключением наиболее неблагоприятных. В число последних вошли сильные порывы ветра, обильный дождь, аномально высокая или низкая температура воздуха. Выбор одежды и обуви следует осуществлять с учетом гигиенических требований и климатических условий. Педагогам и родителям следует помнить о пагубности длительного пребывания в одной позе. Сдвинуть ситуацию в лучшую сторону удается за счет изменения места проведения игры, смены деятельности и т.д. Благоприятно зарекомендовало себя сочетание подвижных игр спортивного характера с неспешными прогулками.

Родителям и педагогам не следует забывать о том, что детство является особенным периодом. Важно учесть, что осуществляемая дошкольниками деятельность ограничена игровыми процессами. Отсутствие в жизни ребенка познавательных и развивающих игр отбирает у малыша детство. Нанесенная в эти годы травма аукнется как на этапе взросления, так и по его окончании. Недоигравшие в детстве дошкольники впоследствии могут испытывать проблемы с адаптацией в обществе, ощущать собственную неполноценность и демонстрировать неумелость в сфере выражения чувств.

Создание в семье подходящей для ребенка психологической атмосферы предполагает выполнение ряда условий:

  1. Дошкольники не должны присутствовать при скандалах и разбирательствах. Непосредственное участие в них считается и вовсе недопустимым. Выяснение отношений желательно отложить на период отсутствия ребенка.
  2. Построение взаимоотношений с малышом должно быть изначально основано на согласии и взаимопонимании.
  3. Пребывающим в стрессовом состоянии взрослым родственникам желательно уметь контролировать собственные эмоции. Многие родители не задумываются о том, насколько часто они выплескивают переполняющие их обиды и злость на ни в чем не повинного малыша.
  4. Окружающие дошкольника родственники и близкие должны осознавать важность проведенного с ребенком времени. В такие минуты можно развлечь малыша рассказами о запомнившихся моментах собственного детства, одержанных в тот период победах и постигших разочарованиях. Дошкольник должен иметь возможность высказаться. В ходе информативной для обеих сторон беседы можно дать ребенку несколько полезных советов и объяснить, по какой причине следует поступать именно так, а не иначе.

Вы уважаете себя

Психически здоровый человек не только уважает себя, но и своих друзей, членов семьи и даже незнакомцев. Он спокойно общается с людьми, даже если у него другое мнение, взгляды на жизнь и восприятие мира

.

Такие люди ценят, уважают, принимают и любят себя, и, более того, они понимают, как важно уважать и принимать других такими, какие они есть

.

Психически нездоровые люди не только не уважают себя, но и других.

Они запрограммированы на негативное мышление

, находят недостатки в других людях, часто воспринимают мнение других людей, как нападки, если оно не совпадает с их мнением, и ведут себя неуважительно по отношению к другим.

Методологические основы, ориентированные на поддержку психологического здоровья

В основе психологического здоровья заложены три ключевые составляющие: устойчивость к стрессам, духовность и гармония. Улучшение состояния психологического здоровья малышей является приоритетной задачей и для родителей, и для сотрудников дошкольных учреждений. Степень успешности ее выполнения зависит от эффективности задействованных методологических основ. В числе последних можно выделить:

  • Личностно-центрированный (личностно-ориентированный) подход, учитывающий субъективные, индивидуальные и личностные особенности ребенка. Он позволяет определить приоритетность целей, потребностей и ценностей развития личности малыша.
  • Проектный подход, подразумевающий организацию психологического, социального и медицинского сопровождения. Этот подход нацелен на создание подходящих условий в образовательной среде, способствующих быстрому кооперированию разрозненных субъектов в случае возникновения проблемных ситуаций, затрагивающих образовательный процесс.
  • Теория педагогической поддержки, акцентирующая внимание на жизненной важности процесса индивидуализации личности и расширении границ самосознания. При этом подчеркивается необходимость созданий условий, подталкивающих дошкольника к самоопределению, самоактуализации и самореализации посредством субъект-субъектных отношений. При таком подходе совместное творчество малыша и взрослого рассматривается как результат сотрудничества, базирующегося на выгодном для обоих участников обмене личностным опытом. Что интересно, доминирующая сторона выступает в качестве равноправного партнера.
  • После ознакомления с концепцией психологического и психического здоровья детей становится ясно, что она предполагает изучение проблем развития личности в четко обозначенных пределах конкретно избранного пространства, особенности которого сказываются на состоянии психологического здоровья личности. Психологическая профилактика продолжает оставаться наиболее востребованным средством, призванным предотвратить возникновение проблем. В качестве подручных средств используется мониторинг образовательного пространства, предусматривающий его последующую коррекцию.
  • Парадигма развивающего образования концентрируется на разработке системы образования, не ограничивающей свои возможности обучением детей и приобретением необходимых навыков. У вращающихся в данной среде дошкольников развиваются личностные качества. Помимо этого дети обзаводятся фундаментальными человеческими способностями. Педагогическая практика при таком подходе подвергается серьезной «психологизации».
  • Реализуемая в психологии и педагогике антропологическая парадигма зиждется на целостном подходе к человеку. Развитие ребенка оценивается с точки зрения целостности ситуации, предполагающей изучение отношений и связей со сверстниками, родственниками и другими людьми. Анализ отдельных свойств и функций при этом отходит на задний план. Мышлению, памяти, вниманию присваивается статус второстепенных категорий.

У вас гармоничные, удовлетворяющие вас отношения

Психиатр Роберт Уолдингер

(Robert Waldinger) провел одно из самых продолжительных исследований и выяснил, что делает человека здоровым и счастливым.

Данные, собранные за 80 лет, показали интересные результаты: именно хорошие отношения являются источником счастья и здоровья

.

Поддержание удовлетворяющих вас личных отношений — один из ярких показателей психически здорового человека. При этом качество отношений намного важнее количества друзей и родственников

, которые у вас есть. Крепкие социальные связи и глубокая привязанность к близким делает вас физически здоровее, счастливее и увеличивает продолжительность жизни.

Психически нездоровые люди часто находятся в конфликтном браке, несчастливых отношениях и не могут ни на кого рассчитывать в трудные времена.

Физическая боль усугубляется с эмоциональной и происходит ранний спад когнитивных функций. В то же время здоровые, теплые и близкие отношения защищают от многих ударов судьбы и раннего старения

.

Факторы, сказывающиеся на психологическом здоровье дошкольников

В отнесенных к психологической литературе материалах определены факторы, воздействующие на психологическое здоровье детей. Преобладающей их части присущи социально-психологические, социально-экономические и социально-культурные черты.

К факторам социально-культурного аспекта причисляют факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения. Сверх меры загруженные родители, пребывающие в нервном напряжении, обрастают личностными проблемами, решение которых невозможно без наличия соответствующих знаний. В ходе проведенных исследований выяснилось, что многие взрослые не в состоянии справиться с внутриличностными конфликтами самостоятельно. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что большинству из них неведомы возможности психотерапевтической и психологической помощи. Пребывающие в состоянии личностной дисгармонии родители негативно влияют на неокрепшую детскую психику.

Из факторов социально-экономической направленности следует выделить те из них, которые ухудшают эмоциональный климат в семье и угнетают психику домочадцев. Помимо занятости родителей и неподходящих жилищно-бытовых условий малыши могут страдать и из-за раннего выхода мамы на работу, сопровождающегося определением ребенка в ясли или передачей крохи на попечение няни. Для не достигших трехлетнего возраста детей разлука с матерью выступает в качестве психотравмирующего события, влияние которого может ощущаться на протяжении нескольких лет.

Первые три года жизни отведены на формирование чувства собственного «Я». В этот период (при условии сохранения нормального эмоционального фона между матерью и ребенком) малыш учится осознавать себя отдельным индивидом. Глубина чувства зависимости от родителей при этом постепенно уменьшается. Возникающие в столь юном возрасте невротические реакции спровоцированы нарастанием потребности в привязанности. Они являются видимым результатом длительных систематических разлук с матерью.

Стремление к независимости демонстрируют в основном дети, переступившие трехлетний порог. Именно в этот период малыши начинают потихоньку избавляться от родительской опеки и переключают часть своего внимания на сверстников, общение с которыми проходит в рамках совместных игр. Из-за этой особенности рекомендовано отдавать детей в детский сад после празднования третьего по счету дня рождения. При таком подходе риск нанесения урона психическому здоровью крохи сведен к минимуму. Группа социально-психических факторов освещает нарушения в сфере отношений родителей и детей, изучает противоречия в семейных отношениях и несоответствия, фиксируемые в рамках семейного воспитания. Детальное рассмотрение возникающих внутри семьи разногласий позволяет определить причины и суть конфликтов, после чего можно приступать к поиску наиболее подходящего в данной ситуации коррекционного решения.

Вы можете контролировать свою реакцию на эмоции

Жизнь полна взлетов и падений, и вы не можете все контролировать. Нет смысла держаться за обиды, вести себя агрессивно или прятаться от других из страха и тревоги

. Психически здоровый человек очень хорошо это понимает.

Он не будет тратить свое время на попытки контролировать вещи, которые ему не подвластны. Вместо этого он будет работать над тем, как реагировать на свои чувства, и предпринимать положительные действия, когда испытывает такие негативные эмоции, как агрессия или ревность.

Эти качества психически здорового человека помогут ему быстрее оправиться и подняться, даже когда он упал на самое дно.

Люди с отсутствием здравого смысла живут иллюзией идеальной жизни

, которой не существует. В моменты разочарований их захлестывают негативные эмоции. Они не учатся на ошибках, не отпускают и не двигаются дальше, как это сделал бы психически здоровый человек.

Стили воспитания

Многие специалисты убеждены в том, что психологические показатели состояния здоровья дошкольника отражают избранный родителями стиль воспитания и тип установившихся в семье взаимоотношений.

Контролирующий стиль воспитания основан на закреплении за родителями функции контроля поведения детей. Ограничение любого вида деятельности сопровождается разъяснением сущности запрета. Воспитываемые в таких условиях дети прислушиваются к словам взрослых. Они не склонны к агрессии и проявлениям решительности.

Отличительная особенность демократического стиля — высокий уровень восприятия ребенка. Взрослые не испытывают проблем при вербальном общении с малышом. Родители и родственники воспринимают кроху в качестве самостоятельной единицы, демонстрируя в то же время готовность оказания помощи в нужный момент. Воспринимаемые с данной позиции дети с легкостью находят общий язык со сверстниками. Они не позволяют манипулировать собой, что не мешает им предпринимать попытки установления контроля над другими дошкольниками. Как правило, такие малыши хорошо развиты в физическом плане. В некоторых ситуациях они могут проявлять агрессию.

Смешанный стиль воспитания развивает в детях склонность к послушанию. Их фантазия пребывает на низком уровне. Любопытство и агрессия таким малышам не свойственны. Вместе с тем дошкольников можно назвать эмоционально-чувствительными.

Вы принимаете себя таким, какой вы есть

© mimagephotography

Психически здоровый человек полностью принимает себя. Он находится в ладу с самим собой и знает, кем он является.

Такой человек не пытается всем угодить и не находится в постоянном поиске одобрения

со стороны окружающих. Это основная характеристика здравого ума.

Отсутствие самопринятия распространено у людей, склонных к стрессу, тревожности и различного рода психическим заболеваниям.

Они озабочены собственной внешностью, стилем одежды, оценками, отношением окружающих, зарплатой

и многим другим. Они постоянно находятся в состоянии беспокойства, что о них подумают другие, и часто ждут одобрения других людей.

Организованны

Даже если выбудете ежедневно записывать список дел, которые нужно сделать, это создает положительную обратную связь. У вас улучшится настроение, и это даст вам чувство удовлетворения, программируя ваш мозг на дальнейшие полезные действия.

Самодисциплина

является одной из распространенных особенностей психически здорового человека, и
она является ключом к успеху и счастью
.

При этом психически здоровый человек не заставляет себя придерживаться режима и определенного порядка. Скорее это приходит к нему естественно, и ему это нравится.

Организованность позволяет человеку выполнять то, что важно и необходимо, даже когда не очень хочется что-то делать.

Психически нездоровому человеку сложно придерживаться самодисциплины, он поддается лени, прокрастинации, страдает от хронической нерешительности, беспомощности и не чувствует, что управляет своей жизнью.

Обладаете самосознанием

Здоровый человек обладает самосознанием. Способность к самоанализу, самооценке, размышлениям помогает человеку лучше узнать свои сильные стороны и слабости, чувства, мысли, ценности, способности и области, где можно стать лучше.

Знания о себе дают ясность ума, целенаправленное отношение и способность делать правильный выбор в жизни. Эмоциональная осознанность помогает нам выражать широкий спектр эмоций.

У психически нездорового человека плохо развитое самосознание. Большую часть времени он не понимает, что чувствует и чего он хочет.

Он не умеет выражать свои эмоции, держит все в себе и накапливает недовольство. Такие люди испытывают стресс, тревогу, отсутствие мотивации и депрессию, и в результате подвержены различным психологическим проблемам.

Вы ответственны и принимаете собственные решения

© Getty Images

Ответственность — еще один главный признак психически здорового человека. Он несет ответственность за свои ошибки и полную ответственность за свою жизнь.

Он осознает, что его мысли, чувства, поведение и действия формируют его жизнь и будущее

. Касается ли его решение выбора одежды или покупки квартиры, человек делает осознанный выбор, рассуждает разумно и принимает результат. Никаких обвинений.

Люди с нездоровой психикой никогда не принимают свои недостатки. Их представление о жизни оторвано от реальности. Они принимают импульсивные решения, основанные на непосредственной ситуации и выгоде.

Они не думают, прежде чем что-то сказать, и действуют только, чтобы завершить порочный круг страданий и потерь.

Вы приспосабливаетесь к изменениям окружающей среды

Умение приспосабливаться к людям, ситуациям и своему окружению — одна из отличительных черт психически здорового человека. Благодаря адаптации растения и животные выживают в своей среде.

Точно так же человек со здоровой психикой меняет среду к лучшему и приспосабливается к изменениям, если того требует ситуация. Такое здоровое поведение способствует развитию, успеху и благополучию.

У человека с плохим психическим здоровьем новые изменения и ситуации легко вызывают перегрузку. Ему не удается приспособиться к обществу из-за того, что он мыслит, как жертва, и в конечном итоге остается в той среде, которая не повышает его шансы на успех.

Уверены в себе

Психически здоровый человек никогда не теряет уверенности в себе, потому что он принимает себя таким, какой он есть.

Обладая самосознанием, он умеет максимально задействовать свои сильные и слабые стороны.

Он знает, что делает и почему. Он проходит через все препятствия и, в конце концов, выйдет победителем.

Людям с нездоровой психикой не хватает ясности в отношении самих себя, и они не понимают к чему ведет их жизнь.

Страхи, комплексы и нерациональные мысли подрывают их самооценку и уверенность в себе.

Они не уверены в своих решениях, перестраховываются и замыкаются от мира, даже при появлении незначительных проблем, упуская выгодные возможности.

Достойно реагируюте на неудачи

Психологическая устойчивость

— одна из главных характеристик психически здорового человека. Разочарования порой неизбежны, как бы мы ни старались их избегать или все планировать. Психически устойчивый человек знает, что жизнь состоит из взлетов и падений, и он готов от отказам и неудачам.

Он может приспособиться к любого рода ситуациям и среде. Обладая стойкостью и гибкостью, такой человек достойно принимает любой отказ, учится на ошибках и двигается дальше

. С каждым отказом, он психологически растет и становится сильнее.

Люди, которые психологически нездоровы, не умеют справляться со своими эмоциями и заботиться о себе. Любой отказ они принимают близко к сердцу и становятся эмоционально слабее.

Итак, сколько признаков психически здорового человека вы нашли у себя?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]