Механизмы социализации: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия


Механизмы социализации что такое

Социализация человека начинается с самого рождения и продолжается всю последующую жизнь. Для лучшего понимания вопроса необходимо внимательно изучить сущность этого явления. Также следует дать определение основных механизмов, которые принимают участие в этом процессе.

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенных ценностей, норм и знаний, которые помогают ему функционировать в обществе в качестве полноправного члена.

Ее действия направлены на:

  • социальную адаптацию индивида (приспособление), чтобы он мог чувствовать себя, как «все»;
  • индивидуализацию (обособление) личности, чтобы она могла иметь и следовать собственному мнению;
  • адаптацию (приспособление) для поиска и определения места в жизни.

В процессе активной деятельности человек усваивает социальный опыт и превращает его в собственные достижения, затем воспроизводит его для развития следующих поколений. Весь процесс проходит при взаимодействии со своеобразными «помощниками», которые называются механизмы социализации.

Страница 1 из 6

Современная Россия находится в состоянии формирования новой социальной системы. Социальные нормы современного российского общества на текущий период не представляют собой естественной адаптационной нормы развития для подрастающего поколения ввиду кризиса таких сфер жизнеобеспечения, как образование, здравоохранение, средства связи, транспорт, вследствие межэтнических конфликтов, падения духовности, нравственности, изменения ценностных ориентаций, разрыва между гражданами и официальной властью, роста различных форм общественных девиаций.

Духовная жизнь детей, подростков, молодых людей в силу недостаточной сформированности и выраженной лабильности таких социально значимых параметров, как направленность, интересы, моральная и нравственная система ценностей, а также мировоззрение в целом, подвергается насильственному воздействию со стороны таких факторов, как асоциальные условия проживания, маргинализация и криминализация, кризис образования, дегуманизация, деинтеллектуализация. Общей выраженной чертой российского общества, к сожалению, стала агрессивность. Дети и подростки в силу своей неопытности, незрелости, суггестивности не защищены от проявлений зла, насилия, жестокости, бескультурья, хамства, невежества.

Негативные тенденции общественного развития охватывают все большие слои подростков, молодежи, снижая возрастную границу, выражаясь в различных формах деструктивного поведения и обусловливая “кризис социализации”. Возрастание озлобленности на фоне социальной невостребованности и бесперспективности в сознании подавляющего большинства молодых людей при культивировании элитарности и вседозволенности в сознании незначительного, но обозреваемого меньшинства, при “маркетологизации” морали усугубляет и без того достаточно острый социальный конфликт, затягивая и углубляя его.

Немалый “вклад” в популяризацию и распространение именно этих, отнюдь не лучших, проявлений среди молодежи вносят в последнее десятилетие и средства массовой информации (СМИ).

С одной стороны, СМИ способствуют информированности населения, свободной дискуссии по «острым проблемам» преступности, самоубийств, наркотизма, коррупции и организованной преступности, делинквентности подростков, проституции и т.п. С другой стороны, СМИ нередко злоупотребляют демонстрацией и смакованием насилия, неквалифицированно преподносят фактические материалы, культивируют агрессию, превосходство физической силы, героизацию преступников, вседозволенность и безнаказанность, неуважение к национальным, государственным, культурным и человеческим ценностям.

Цель работы заключается в определении направленности и степени влияния СМИ на социализацию подростков.

Объект исследования: процесс социализации.

Предмет исследования: социальное поведение подростков.

Гипотеза: предполагается, что СМИ играют значительную, но не главную роль в социализации подростков.

В соответствие с целью и гипотезой перед исследованием ставятся задачи:

1. Охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности подростков.

2. Рассмотреть социализацию как социально-педагогическое явление.

3. Выявить характер и степень влияния СМИ на детей подросткового возраста.

  • Назад
  • Вперёд >>

Подходы к механизмам социализации в социологии

Механизмы психологической защиты личности

Механизмы социализации на протяжении многих лет исследуются различными социально-психологическими направлениями:

  • феноменологическим;
  • гуманистическим;
  • когнитивным;
  • бихевиоральным;
  • диспозициональным.

В традиционной психологии, социологии и педагогике все эти направления не пересекаются, но исследования подходов к изучению механизмов социализации взаимосвязаны между собой.

Л.С. Выготский считал, что основами социализации являются становление интеллекта и овладение языком. Ж. Пиаже продвигал мысль о том, что для адаптации личности в среде нужно развивать мыслительные способности. Но для интеграции человека в единое общество было недостаточно только этих навыков.


Л.С. Выготский

Важно! Чтобы стать частью группы, требовалось подражать ее нормам, обычаям, стереотипам.

К этой мысли впервые пришел Г. Тарда. Благодаря ему, роль подражания укоренилась в понимании социализации. Позже французским социологом были выделены еще 2 механизма, к которым можно отнести:

  1. Приспособление. Борьба между людьми и их идеями приводит к постепенной адаптации и компромиссу.
  2. Противопоставление. Внутренний конфликт человека со своими негативными установками, стереотипами и нормами. Результатом противопоставления является презентация личности с новой моделью поведения.

Ч. Кули считал, что главные механизмы социализации любой личности зависят от малой группы, в которой индивиды связаны между собой неформальным союзом. При этом в обществе присутствует не только подражание, но и обратная связь – одобрение.

Этапы социализации личности

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Социализация личности развивается по трем основным фазам:

  1. Сначала человек осваивает социальные ценности и нормы. В результате этого процесса личность учится соответствовать обществу, в котором находится.
  2. Человек стремится к собственной персонализации, развитию способностей, а также пытается воздействовать на окружающих людей.
  3. На заключительной фазе осуществляется интеграция каждой личности в определенный социальный круг, в котором происходит раскрытие собственных возможностей и свойств.


Процесс социализации личности

Благополучный исход возможен только в случае последовательного протекания каждой фазы. В сам процесс включены 2 основных этапа социализации личности. Их можно условно подразделить на несколько частей в зависимости от возраста человека.

Этапы социализации личности

ЭтапРазделение по возрастуКраткая характеристика
Первичная социализацияДетство (от рождения до 9 лет)На этом этапе социализации на 70% формируется личность человека, а также закладывается «фундамент» социализации. В этом возрасте естественным образом протекает понимание собственного «Я» у малыша. Ребенок использует любые средства, которые, вероятно, помогут узнать мир лучше.
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет)Ребенок сталкивается с наибольшим числом физиологических изменений. Происходит половое созревание, а также продолжается становление личности. В этом возрасте дети относятся ко всему более ответственно (пытаются возложить на себя как можно больше дел).
Молодость (от 16 до 18 лет)Самый опасный и напряженный период. Теперь каждый индивид может сознательно без чьей-либо помощи решить, к какой группе людей следует примкнуть для дальнейшего пребывания и какую форму поведения выбрать.
Вторичная социализацияЗрелость – I стадия (от 18 до 30 лет)Становление социализации и основные инстинкты перенаправляются на любовь к себе и работу. Формирование первого представления о собственной персоне у девушек и юношей осуществляется через труд, дружбу и интимные отношения. Неправильное освоение этого периода или неверное восприятие себя может обернуться психологическими проблемами в старшем возрасте: с противоположным полом, построением семьи.
Зрелость –II стадия (от 31 до 50 лет)Этот этап связан с активной самореализацией личности через работу, семью, детей. Человек старается передать свой жизненный и профессиональный опыт другим людям.
Старость (от 51 года и старше)Происходит постепенное угасание физических возможностей. Человек полностью осознает собственное «Я» и принимает свой жизненный уклад.

Как видно из таблицы, именно в юном возрасте происходит активное становление социализации личности.

Социально-психологические механизмы социализации

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Современные социологи пришли к выводу, что процесс социализации личности протекает при помощи 5 основных механизмов.

Традиционный

Действие традиционного механизма социализации личности направлено на бессознательное усвоение человеком общественных стереотипов, мнений и норм поведения, которые исходят из ближайшего окружения:

  • друзей;
  • знакомых;
  • семьи.

Приобретение новых взглядов происходит за счет отсутствия критического мышления, а также посредством запечатления. В качестве примера эффективности этого механизма можно рассмотреть следующую ситуацию: человек прекрасно знает, как «нужно» поступить, чтобы решить сложившиеся проблемы, но его метод противоречит взглядам семьи. Поэтому традиционный «крючок» будет тормозить процесс.


Осуждение личности группой

Институционный

Реализация институционного механизма социализации осуществляется при помощи различных организаций. Вспомогательные учреждения могут быть двух видов:

  1. Специализированные. Они созданы для реализации функций социализации. К этому виду можно отнести любые образовательные организации: школы, лицеи, институты, колледжи, академии, культурно-просветительные компании.
  2. Неспециализированные. Они попутно с основной деятельностью выполняют функции социализации. Например, это армия.

Благодаря институционному механизму, индивид усваивает полезный социальный опыт общения, а также включается в жизнедеятельность общества и его культуру.

Стилизованный

Его действие осуществляется только в рамках конкретной субкультуры. При выходе из нее изменится и влияние стилизованного механизма.

Дополнительная информация. Субкультура представляет собой свод ценностей, правил поведения и норм, которые характерны для определенной группы лиц.

Именно совокупность взглядов определяет стиль жизни и мышление этой категории людей.

Межличностный

Функционирование межличностного механизма социализации осуществляется во время взаимодействия индивида со значимыми для него людьми. Важными личностями для человека могут быть:

  • родственники: родители, брат, сестра;
  • друзья и знакомые;
  • коллеги.

Несмотря на то, что значимые люди могут быть членами определенной группы, их действие на индивида способно идти в разрез нормам и правилам субкультуры.

Межличностный механизм можно рассматривать, как процесс идентификации, при котором индивид усваивает поведенческие и психологические аспекты, присущие его биологическому полу.

Рефлексивный

Действие рефлексивного механизма социализации происходит посредством индивидуальных переживаний и внутреннего диалога, в котором индивид пытается оценить ценности и поведение общества.


Внутренний диалог

Важно! Только после тщательного осознания и анализа полученной информации человек принимает решение следовать или опровергнуть устои, сложившиеся в семье, рабочем коллективе или другой группе людей.

Благодаря этому механизму, происходят формирование и изменение личности. Ведь только осознав окружающую действительность, человек может действовать, чтобы найти себя и свое место в жизни.

Мир психологии

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Социальная установка имеет 3 компонента:

  1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;
  2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);
  3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.

Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сходство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).

  1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).
  2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.
  3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.
  4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

Виды социальных установок:

  1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом. 2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения. Виды установок по их модальности: 1. позитивная или положительная,
  2. негативная или отрицательная,
  3. нейтральная,
  4. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Динамика стереотипов: Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы =механизмы социализации. Подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы
  2. Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Психологические механизмы социализации

Вопросы, связанные с социализацией, активно изучались Н. Смелзером, Дж. Клаузеном, Э. Эриксоном, З. Фрейдом, Л.С. Выготским и другими великими психологами. Обобщая все имеющиеся данные, можно выделить 5 универсальных психологических механизмов, которые обязательно нужно учитывать при воспитании индивида.

Импринтинг

Слово «импринтинг» произошло от слова imprint, что в переводе означает «оставить след», «зафиксировать». Запечатление представляет собой фиксацию человека на важных для него вещах. Происходит это на подсознательном и рецепторном уровнях.

Важно! Импринтинг характерен преимущественно для младенческого возраста. Не исключено запечатление каких-либо ощущений или образов на более поздних этапах жизни.

Для импринтинга не требуется много времени. Для фиксации достаточно нескольких секунд. Например, мать сразу же привыкает к своему новорожденному ребенку и начинает ощущать с ним связь и близость. Также для этого явления характерна необратимость. Все созданные образы и ощущения сохраняются на всю оставшуюся жизнь.

Подражание

Подражание, как психологический механизм социализации, представляет собой малоосознанное или неосознанное следование личности или целой группы людей какому-то определенному образцу или эталону путем заимствования и воспроизведения поведения или черт характера других индивидов.

Дополнительная информация. Г. Тардом была разработана теоретическая концепция этого явления. Она заключается в том, что подражание необходимо для существования и развития общества. Благодаря этому механизму, появляются групповые ценности и нормы.


Подражание сына отцу

Идентификация

Идентификация с латинского языка Identificare переводится как «установить совпадение», «отожествлять». Объединяет в себе все социальные и психологические установки, которые есть в человеке. Благодаря этому механизму, индивид начинает неосознанно отождествлять себя с другими людьми или образами.

Идентификация может быть 2-х видов:

  1. Адекватная. При которой человек ощущает комфорт во время реальной принадлежности к какой-либо группе или образу. Например, «Я-мать», «Я-психолог», «Я-студент».
  2. Неадекватная. При этой идентификации индивид сталкивается с серьезным конфликтом во время самоопределения. Например, « Я стесняюсь своих родителей», «Я недовольна своим общественным статусом», «Мне не нравится моя социальная роль».

Идентификация неразрывно связана с усвоением индивида стереотипов, взглядов и норм общественной среды, в которой он живет. Именно по «лекалам» других людей у человека формируется собственное «Я».

Рефлексия

Рефлексия представляет собой своеобразный внутренний диалог, благодаря которому человек начинает осознавать свои индивидуальные особенности, их проявление во внешнем мире, а также реакцию на это других людей.

Важно! Благодаря этому механизму, личность может корректировать свой образ, чтобы стать более или менее привлекательной.

Как бы хорошо человек ни разобрался в себе, собственный образ будет все равно искажен. Только другие индивиды могут служить «зеркалом», через которое личность будет смотреть на свое «Я» наиболее адекватно.

Экзистенциальный нажим

Речевая культура – мощная движущая сила, которая оказывает значительное влияние на ориентацию и самосознание личности. В процессе общения с близкими людьми человек овладевает языком, а также усваивает нормы поведения.

Важно! Это явление называется экзистенциальным нажимом.

Активизируется оно одновременно с рефлексией. Благодаря этим двум механизмам, осуществляется культурный и поведенческий обмены в группе.


Мама учит ребенка говорить

Механизмы социализации играют важную роль в жизни каждого человека. Их нельзя относить на «задворки» становления личности. Благодаря им, человек развивается и познает окружающий мир.

Механизмы социализации: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия

Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным из них подражание. Американский ученый Юрий Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным, растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет.

В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление – впечатывание) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Так, полученный в детстве (до 6 лет) травматический опыт – унижение, жестокое обращение и пр., оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и т.п.

Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также образцам, предлагаемым средствами массовой коммуникации.

Экзистенциальный нажим (существование) – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.

Интересно

С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Вместе с тем существуют и социально-педагогические механизмы.

Названные выше психологические механизмы социализации действуют в русле социальнопедагогических механизмов, к которым можно отнести следующие. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского).

Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т.д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (т.е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

Интересно

Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVII в. Мишель Монтень, который писал: «Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой».

Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, к примеру, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, религиозные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что такие средства массовой коммуникации, как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение), влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

Эффективность этого влияния, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Ж.Ж. Новер, определяется следующим: «…поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать».

Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д. Таким образом, в русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализации.

Стилизованный механизм социализации проявляет себя в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических и поведенческих черт, типичных для людей определенного возраста либо определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной группы.

Но субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в какой являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. То есть в русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут стать родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и в организациях оказывает на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.

Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах значительную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особенно явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных сферах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью как традиционного, так и стилизованного механизмов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]