Валидность в психологии. Что это, определение, виды, примеры

Валидность в дословном переводе с английского языка означает «устойчивый, пригодный, соответствующий». В научных кругах данный термин используется, как показатель, который оценивает пригодность той или иной методики исследования в конкретной ситуации, условиях.

Нередко валидность ставят на одну ступень вместе с таким понятием как «надежность». Данный критерий определяет уместность и эффективность, надежность выбранных методов исследования: что и как они измеряют и характеризуют, какую картину отражают, для чего производится оценка.

Чем ближе исследователь подбирается к главному признаку проблемы, который позволяет оценить ее характер и влияние с помощью определенной методики, тем выше ее валидность. Сам процесс проверки действенности (качества) и эффективности, применимости методов исследования называется валидизацией.

Что такое валидность в психологии

Валидность – важная характеристика психологических тестов и методик. Она должна проверяться экспериментаторами наравне с надежностью методики. Критерий валидности чаще всего используется в психодиагностике. В нем раскрывается проблема соответствия полученных в ходе исследования данных «идеальным». То есть тем, которые не искажены какими-либо внутренними или внешними факторами.

В психологии ярко выражена проблема субъективности. Какими бы точными, по мнению экспериментатора, не были полученные данные – они искажены. Для проверки уровня достоверности полученного знания используется критерий валидности. Валидность не используется в точных науках: физике, химии, математике.

Это уникальный критерий психологии, позволяющий сгладить трудности получения объективных знаний. Первой причиной появления этого инструмента служит проблема точного определения изучаемой характеристики или свойства. Так, исследуя тревожность, невозможно однозначно установить диагностируемое явление. Тревожность – это и страх, и беспокойство, и волнение.

Второй причиной является субъективность исследуемого параметра психодиагностической методикой. Разработчик вкладывает в формулировки собственное значение и смысл, но это не значит, что испытуемый думает по такому же шаблону. Интерпретации одних и тех же вопросов или утверждений могут сильно отличаться.

В точных науках нет проблемы определения исследуемого объекта. Трудность составляют способы изучения. Например, ученый-физик, исследующий параметры железного шара, точно видит и осязает его. Он поставил себе цель: изучить радиус шара. Параметр объективен и находится с помощью измерения и формул.

Основные виды: операциональная и конструктная

Позволяют оценить содержательное планирование исследования.

Операциональная валидность показывает соответствие методик и экспериментального плана проверяемой гипотезе. Определяет степень соответствия исследуемых утверждений теоретическим положениям, лежащим в основе организации и проведения данного эксперимента. Ее оценка связана с удачностью перехода от формулирования гипотез к выбору методики.

Конструктная валидность включает в себя поиск факторов, которые объясняют поведение при выполнении теста. Связана с теоретическим конструктом самим по себе. Является частью операциональной валидности.

В первую очередь нужно насколько можно полно описать конструкт, который будет измеряться. Это делается при помощи формулирования гипотез о нем, которые предписывают, с чем он может коррелировать, а с чем нет. Потом эти гипотезы проверяются.

Что такое валидность методики

Методика, в отличие от метода – это набор определенных действий специалиста, направленных на соответствующий результат. Метод исследования может включать в себя несколько методик. Например, метод анкетирования по классификации Б. Г. Ананьева может осуществляться с помощью разных тест-опросников.

Валидность в психологии — это соответствие целостности психодиагностической методики и отдельных её частей исследуемой психической характеристике.

ПДМ может включать несколько шкал. Например, тест-опросник, определяющий уровень невротизации-психопатизации, состоит из следующих шкал: психопатизация, невротизация и шкала «лжи». Третья измерительная шкала используется для проверки искренности испытуемого. Самая распространенная причина лжи – мотивация одобрения. Этот фактор сильно искажает статистические и индивидуальные данные.

Валидная ПДМ – это методика, диагностирующая только заданный экспериментатором узкий спектр характеристик. Она пользуется большим доверием специалистов и применяется в научных исследованиях. Чем выше коэффициент валидности, тем достовернее полученные в ходе эксперимента данные.

Угрозы для внутренней, внешней валидности

Основные факторы, влияющие на показатели внутренней валидности:

  • фоновые события, препятствующие проведению экспериментов;
  • естественные временные изменения, присущие объекту/предмету исследования;
  • неправильно подобранная методология исследования;
  • нестабильные результаты из-за высокого уровня погрешности выбранного инструментария;
  • взаимодействие нескольких факторов, непосредственно влияющих на внутреннюю валидность;
  • субъективные предубеждения экспериментатора (нежелание принимать во внимание детали, неправильный учет полученных результатов, неточность/невнимательность и т.д.).

Какие угрозы снижают уровень внешней валидности?

  1. Взаимодействие некачественного отбора материалов исследования и подбора методологической базы к ним.
  2. Реактивный эффект, как изменение восприимчивости предмета исследования после проведения предварительного тестирования.
  3. Взаимная интерференция, возникающая после одновременного воздействия несколькими методами исследования на один объект.

Что такое валидность теста

Психологический тест – разновидность психодиагностических методик. Тест пользуется наибольшей популярностью среди экспериментаторов из-за простоты применения. В комплектацию исследователя входит стимульный материал, бланки ответов и инструкции.

Тест-опросники могут исследовать такие психические характеристики испытуемого, как стрессоустойчивость, интеллект, мотивация и толерантность. Вопросы формулируются с учетом специфики целевых выборок и цели исследования.

Они могут быть закрытыми – испытуемому предлагается выбрать одно из утверждений; открытыми – испытуемый должен сам ответить на вопрос или прокомментировать утверждение; косвенными – являющимися общеизвестными фактами или мнением; прямыми – которые непосредственно оппонируют мнению индивида.

Валидность теста обеспечивает достоверность полученных с его помощью данных о психических явлениях. Без экспериментально доказанной высокой валидности тест нельзя считать эффективным. Если выполнение отдельного задания или самого теста фиксирует измеряемое психическое явление, то валидность принимает высокие значение.

Это значит, что тест валиден и надежен, так как исключены воздействия на испытуемого. Валидность теста можно подтвердить, не обладая глубочайшими познаниями в психологии.

Например, студенты 1 курса могут проверить тест с помощью испытуемых. Экспертам предлагается оценить понятность формулировок вопросов или утверждений, исходя из личного жизненного опыта. На основе полученных данных можно говорить о валидности опросника.

Надёжность и валидность


Фото Girl with red hat on Unsplash
Валидность важный показатель достоверности полученных результатов. Безупречный эксперимент должен обладать безупречной валидностью и надёжностью. Надёжность, как и валидность, определяет качество и пригодность разработанной методики к применению на практике.

Показатель валидности – это уверенность экспериментатора в том, что он, с помощью заданной методики, произвёл измерение именно необходимой характеристики или параметра. Например, тест для определения темперамента, должен измерять темперамент, а не другое качество личности человека.

Психометрические свойства методик психодиагностики

Психометрической основой любой методики являются шкалы. Понятие «шкала» трактуется в широком и узком значении: в первом случае шкала – это конкретная методика, во втором случае – это измерительная шкала, фиксирующая исследуемые признаки. Каждому элементу методики соответствует определенный балл или индекс, который формирует выраженность того или иного психического явления.

Измерительные шкалы разделяют на:

  • Метрические: интервальные, шкалы отношений.

  • Неметрические: номинативные, порядковые.
Название шкалыПояснение, примеры
Номинативная (шкала наименований)На основе общего свойства или символа относит наблюдаемое явление к соответствующему классу.
Шкала наименований самая распространенная в исследовательских психодиагностических методиках.

Эта шкала используется, например, в тест-опросниках. Отрицание или утверждение испытуемого сравнивается с ответами в ключе. Также номинативная шкала может предполагать выбор одного или нескольких признаков из предложенных.

ПорядковаяРазделяет сумму признаков на элементы, исходя из принципа «больше – меньше». Таким образом, она расставляет результаты в порядке возрастания или убывания.
Порядковая шкала используется в тесте цветового выбора. Испытуемому предлагается выбрать один из квадратов на белом фоне, после чего выбранная фигура откладывается в сторону, и процедура повторяется. Результат: расставленные по степени привлекательности для испытуемого цвета. Каждой фигуре присваивается свой порядковый номер.
ИнтервальнаяЭлементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе распределения признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака.
Интервальные шкалы часто используются при стандартизации первичных тестовых показателей.
ОтношенийУпорядочивает элементы по числовому значению, соблюдая между ними пропорциональность. Объекты разделены согласно измеряемому свойству. Числа, которые приравниваются к классам объектов, пропорциональны степени выраженности исследуемых свойств.
Используется, например, при определении порогов чувствительности анализаторов. Часто применяется в психофизике.

После определения используемой шкалы для формирования теста, нужно определить коэффициент психометрических свойств методики.

К ним относятся:

  • Репрезентативность.
  • Стандартность.
  • Надежность.
  • Валидность.

Репрезентативность – это свойство, которое распространяется на выборку испытуемых. Оно может характеризовать как популяцию, так и генеральную совокупность. Репрезентативность имеет два параметра: качественный и количественный. Качественный параметр характеризует выбор испытуемых и способы построения выборки.

Количественный параметр – это объем выборки, выраженный в числах.

В психологических исследованиях это свойство определяет, насколько возможно обобщение результатов. Например, изучаются отношения мужчин и женщин. Если взять испытуемых разного возраста (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров), то репрезентативность такой выборки будет низкой.

Однако, если испытуемые будут примерно одного возраста и сферы деятельности (только школьники, студенты, взрослые, пенсионеры обоих полов), то репрезентативность будет высокой. В психодиагностике репрезентативность используется для того, чтобы обозначить возможность применения методики на всю генеральную совокупность.

Стандартность – это упрощение методики, приведение частей ПДМ и процедуры применения к единым нормам. ПДМ должны быть универсальны и применимы разными специалистами в различных ситуациях. При отклонении структуры ПДМ от стандартов, её результаты будет невозможно сравнить с результатами других исследований. Нестандартизованные методики используются в основном для научных исследований.

С их помощью изучаются новые психические явления. Но такой методикой нельзя пользоваться в психодиагностических целях. Ещё один важный параметр ПДМ – надежность. Она характеризует точность, устойчивость и стабильность результатов, полученных с помощью конкретной методики.

Высокая надежность методики исключает действие посторонних факторов и существенно приближает эксперимент к «чистому». Критерий надежности и валидности – это разные понятия. Причем надежность трактуется шире, чем валидность: надежность > валидность.

Например, в выходной день человек получает возможность провести время либо на рыбалке, либо на охоте. Если он решает идти на охоту, но берёт с собой удочку, то его выбор не будет валиден. Однако, если человек пошел на охоту с ружьем, и оно дало осечку, значит, выбранный метод ненадежен.

Конвергентная и дискриминантная валидность.

От того, как психолог определяет диагностический конструкт, зависит стратегия включения в тест определенных пунктов. Если Айзенк определяет свойство «нейротизм» как независимое от экстраверсии-интроверсии, то это означает, что в его опроснике примерно поровну должны быть представлены пункты, с которыми будут соглашаться невротичные интроверты и невротичные экстраверты. Если же на практике окажется, что в тесте будут преобладать пункты из квадранта «Нейротизм-Интроверсия», то, с точки зрения теории Айзенка, это означает, что фактор «нейротизм» оказывается нагруженным иррелевантным фактором — «интроверсией». (Точно такой же эффект возникает, если появится перекос в выборке — если в ней будет больше невротичных интровертов, чем невротичных экстравертов.)

Для того чтобы не сталкиваться с такими сложностями, психологи хотели бы иметь дело с такими эмпирическими показателями (пунктами), которые однозначно информируют только об одном факторе. Но это требование реально никогда не выполняется: всякий эмпирический показатель оказывается детерминированным не только тем фактором, который нам нужен, но и другими — иррелевантными задаче измерения.

Таким образом, по отношению к факторам, которые концептуально определяются как ортогональные к измеряемому (встречающиеся с ним во всех комбинациях), составитель теста должен при отборе пунктов применить стратегию искусственного балансирования.

Соответствие пунктов измеряемому фактору обеспечивает конвергентную валидность теста. Сбалансированность пунктов относительно иррелевантных факторов обеспечивает дискриминантную валидностъ. Эмпирически она выражается в отсутствии значимой корреляции с тестом, измеряющим концептуально независимое свойство.

Виды валидности

Существует много видов валидности.


Валидность в психологии делится на несколько видов.

Перечень:

  • Внутренняя валидность. Характеризует соответствие полученных результатов стимульному материалу психодиагностической методики. Она определяет, действительно ли реакции испытуемых обусловлены только заданиями и фиксируют изучаемые психические свойства.
  • Внешняя валидность. Высокая внешняя валидность определяет репрезентативность выборки. То есть соответствие методики выбранным категориям населения и условиям, в которых применяется.
  • Концептуальная валидность. Валидность в психологии – это логичность построенной экспериментатором теории. Определяется на этапе разработки концепции изучаемого психического свойства. В проверке концептуальной валидности участвует группа экспертов-психологов, которые контролируют создание концепции и методики.
  • Очевидная валидность. Высокая очевидная валидность означает применимость тестовых заданий целевой выборке. Так, если экспериментатор хочет исследовать определенные качества школьников, то и задания в методике должны быть сформулированы в расчете на уровень знаний среднестистического школьника. Помимо этого, очевидная валидность фиксирует понятность формулировок, исходя из социально-демографических характеристик, представлений и жизненного опыта испытуемых. Утверждения в опросниках бывают неоднозначны. Например, утверждение «я завожусь с пол-оборота» можно интерпретировать по-разному. Есть утверждения и вопросы, которые не соответствуют жизненному опыту испытуемых. Вопрос о какой-либо ситуации во время вождения автомобиля будет неизвестен людям, которые не умеют водить.
  • Конструктная валидность. Характеризует соответствие используемых формулировок методики фиксируемым явлениям. Высокая конструктная валидность означает, что выбранные для методики понятия (например, вопросы или утверждения в тесте) фиксируют те свойства, которые хочет исследовать экспериментатор.

  • Прогностическая валидность. Обозначает достоверность прогноза, сделанного на основе результатов исследования с помощью ПДМ. Этот вид валидности важен для профотбора и постановки диагноза в психиатрических клиниках. Высокая прогностическая валидность позволяет эксперту быть уверенным в назначенном курсе лечения или выборе кандидата на должность. Измеряет задатки и предпосылки испытуемого к тем или иным качествам, свойствам. Например, если сформулировать прогностическую валидность в виде вопроса, то он может прозвучать так: «Сможет ли Иванов стать квалифицированным эндокринологом?».
  • Текущая валидность. Фиксирует текущее положение дел. Определяет те свойства и качества, которые есть у испытуемого на данный момент. Если сформулировать текущую валидность в виде вопроса, как в примере выше, то он будет звучать так: «Иванов – квалифицированный эндокринолог?» Часто в тестах используется прогностическая валидность. Текущая используется как замена.
  • Конвергентная валидность. Определяет силу связи между частями одной ПДМ или методиками, фиксируемыми одно и то же свойства. Если конвергентная валидность двух методик высока, то, вероятно, они диагностируют общее качество. Сильная связь должна устанавливаться между утверждениями или вопросами в психодиагностической методике, которые относятся к одной шкале и фиксируют одну характеристику.
  • Содержательная валидность. Валидность в психологии – это соответствие тестовых заданий диагностируемому психическому качеству. Тест не должен содержать пункты, относящиеся к диагностике других свойств. Однако, он может включать в себя шкалы «лжи» для высокой достоверности результатов.

  • Дискрименантная валидность. Высокая дискрименантная валидность выявляет отсутствие связи между заданиями одной психодиагностической методики или разными ПДМ. Используется для проверки вопросов и утверждений, методик, которые должны изучать не связанные психические свойства.

Валидность методов исследования

Валидностьметода. Валидность метода исследования и диа­гностики (буквально означает «полноценный, пригодный, соот­ветствующий») показывает, в какой мере измеряется то качество (свойство, характеристика), для оценки которого он предназна­чен. Валидность (адекватность) говорит о степени соответствия метода своему назначению. Чем ближе раскрывается в диагности-

ке тот признак, для обнаружения и измерения которого предна­значен метод, тем выше его валидность.

Понятие валидности относится не только к методике, но и к критерию оценки ее качества, критерию валидности.

Это основной признак, по которому можно практически судить о том, является ли данная методика валидной.

Такими критериями могут стать следующие:

— поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях;

— достижения испытуемого в различных видах деятельности — учебной, трудовой, творческой и др.;

— самоорганизация, данные, свидетельствующие о выполне­нии различных контрольных проб и заданий;

— данные, получаемые при помощи других методик, валид­ность или связь которых с проверяемой методикой считается до­стоверно установленной.

Чем выше коэффициент корреляции методики с критерием, тем выше валидность. Развитие факторного анализа позволило создавать методики, валидные по отношению к идентифицируе­мому фактору. Только проверенные на валидность методики могут использоваться в диагностической деятельности и рекомендоваться в массовую образовательную практику.

Выделяют несколько видов валидности диагностических мето­дик.

Теоретическая (концептуальная) валидность

определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посред­ством других методик (с показателями которых должна существо­вать теоретически обоснованная зависимость). Теоретическую ва­лидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, связан­ных с одной и той же теорией.

Эмпирическая (прагматическая) валидность

проверяется по со­ответствию диагностических показателей реальному жизненному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некой методики мы оцениваем чер­ты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни имен­но так, как предсказывает методика, т.е. в соответствии с имею­щейся у него чертой характера.

Внутренняя валидность

означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и за­мыслу методики в целом. Она считается внутренне невалидной

или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Внешняя валидностъ —

это примерно то же самое, что и эмпи­рическая валидность, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важ­ными, ключевыми внешними признаками, относящимися к по­ведению испытуемого.

Очевидная валидность

описывает представление о методе, сло­жившееся у испытуемого, т. е. это валидность с точки зрения ис­пытуемого. Методика должна восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности, чем-то схожий с медицинским диагностическим инструментарием.

Конкурентная валидность

оценивается по корреляции разрабо­танной методики с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. П.Клайн отмечает, что дан­ные о конкурентной валидности полезны тогда, когда есть не­удовлетворенность работающей методикой для измерения неко­торых переменных, а новые данные создаются для того, чтобы улучшить качество измерения.

Прогностическая валидность

устанавливается с помощью кор­реляции между показателями методики и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее вре­мя. Л.Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убе­дительным доказательством того, что методика измеряет именно то, для чего она была предназначена.

Инкрементная валидность

имеет ограниченное значение и от­носится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. В этом случае данный тест обладает ин-крементной валидностью. Это может быть полезно при проведе­нии профотбора с помощью психологических тестов.

Дифференциальная валидность

может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелиру­ют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено.

Содержательная валидность

определяется через подтверждение того, что задания методики отражают все аспекты изучаемой об­ласти поведения. Содержательную валидность часто называют «ло­гической валидностью» или «валидностью по определению». Она означает, что методика валидна по мнению специалистов. Обыч­но она определяется у тестов достижений. На практике для опре­деления содержательной валидности подбираются эксперты, ко­торые указывают, какая область (области) поведения наиболее важна.

\ Конструктная валидностъ

демонстрируется полным, насколь­ко это возможно, описанием переменной, для измерения кото­рой предназначается методика. Конструктная валидность включа­ет в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше.

Из описания видов валидности следует, что не существует ка­кого-либо единичного показателя, с помощью которого устанав­ливается валидность диагностической методики. Тем не менее раз­работчик должен представить весомые доказательства в пользу валидности предлагаемой методики.

Легко заметить прямую связь валидности с надежностью. Ме­тодика с низкой надежностью не может обладать высокой валид-ностью, поскольку неверен измерительный инструмент и неста­билен тот признак, который он измеряет. Такая методика при со­поставлении с внешним критерием может в одном случае пока­зать высокие совпадения, а в другом — крайне низкие. Понятно, что при таких данных никаких выводов о соответствии методики своему назначению сделать невозможно.

Выведение коэффициента валидности — трудоемкая процеду­ра, не обязательная в тех случаях, когда методика используется исследователем в ограниченных пределах и не предполагается ее применение в широком масштабе. К коэффициенту валидности предъявляют те же требования, что и к коэффициенту надежно­сти: чем более методически совершенен критерий, тем выше дол­жен быть и коэффициент валидности. Низкий коэффициент ва­лидности чаще всего отмечается при акцентировании внимания на второстепенных аспектах.

Дополнительные требования к методам исследования.Точность

методики отражает ее способность тонко реагировать на малей­шие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе экс­перимента. Точность диагностической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измеритель­ных инструментов. Метр, например, разделенный только на сан­тиметры, будет грубее измерять длину, чем линейка, градуиро­ванная по миллиметрам. В свою очередь микрометр — прибор, позволяющий оценивать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет намного более точным измерительным инстру­ментом, чем школьная линейка.

Чем точнее диагностическая методика, тем совершеннее с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки изме­ряемого качества. Однако в практической диагностике далеко не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Ее не­обходимая практическая мера определяется задачей дифферен­циации, разделения испытуемых на группы. Если, например, всю выборку испытуемых нужно разделить всего лишь на две под­группы, то и точность применяемой методики должна соответ-

ствовать именно этому делению, не больше. Если необходимо разделить испытуемых на пять подгрупп, то достаточно приме­нить методику, имеющую измерительную шкалу из пяти пунк­тов (например: «да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «ско­рее нет, чем да», «нет»).

Однозначность

методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получаемых показа­телях отражаются и другие, никак не связанные с данной методи­кой, выходящие за пределы ее валидности, то методика не соот­ветствует критерию однозначности, хотя при этом может оста­ваться частично валидной.

Например, если экспериментатора интересуют оценки моти­вов поведения человека и для того, чтобы их получить, он задает испытуемому прямые вопросы относительно мотивов его поведе­ния, то ответы на эти вопросы вряд ли будут соответствовать кри­терию однозначности. В них почти наверняка отразятся и степень осознания испытуемым мотивов своего поведения, и его жела­ние предстать в благоприятном свете в глазах экспериментатора, и оценки им возможных последствий диагностического экспери­мента.

Репрезентативность

означает, что свойства более широкого множества объектов представлены в свойствах подмножества. В диа­гностике говорят о «репрезентативности тестовых норм» или о «тематической репрезентативности» диагностических заданий по отношению к «области валидности» методики.

Репрезентативность тестовых норм — соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным граничным точкам, которые мог­ли бы быть получены на популяции проведения — на множестве испытуемых, для которых предназначена методика. Обычно при получении кривой нормального распределения (см. разд. 9.2) де­лается вывод о том, что тестовые нормы обладают репрезентатив­ностью. Однако нормальность не является необходимым условием репрезентативности. Репрезентативность тестовых норм может до­стигаться и в отсутствие нормального распределения.

Тематическая репрезентативность — мера представленности в наборе диагностических заданий той предметной области, на ко­торую направлена методика, т. е. области поведения в случае тес­тирования психологических свойств или области знания в случае педагогической диагностики.

Диагностическая ценность

методики определяется путем про­ведения предварительного опыта с так называемой нейтральной группой, результаты которого в дальнейшей диагностической ра­боте не используются.

\ Например, в процессе обработки результата предваритель­ной контрольной работы все полученные данные располагают в возрастающем порядке и определяют медиану, т.е. величину, находящуюся в середине ряда. Учащихся, получивших оценку ниже медианы, считают «слабыми»; вышемедианы — «силь­ными».

Кроме основных есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору диагностических методик.

В о-п ервых, избираемая методика должна быть наиболее про­стой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика может быть предпочтительнее сложного теста.

Во-вторых, избираемая методика должна быть нетрудоем­кой, требовать минимума физических и психических усилий на проведение диагностики.

В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и понятной не только для диагноста, но и для испыту­емого, настраивать испытуемого на добросовестную доверитель­ную работу, исключающую возникновение у него побочных мо­тивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В ней, например, не должно быть слов, на­страивающих испытуемого на определенные ответы или намека­ющих на ту или иную оценку этих ответов.

В-ч е т в е р т ы х, обстановка и другие условия проведения диа­гностики не должны содержать посторонних раздражителей, ко­торые могут отвлечь внимание испытуемого, изменить его отно­шение к психодиагностике и превратить его (отношение) из ней­трального и объективного в пристрастное и субъективное. Не до­пускается, как правило, чтобы во время проведения диагностики присутствовал еще кто-либо, кроме диагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и другие отвле­кающие шумы.

Контрольные вопросы

1. Чем различаются критерии и показатели? Сколько принято выде­лять критериев и показателей?

2. Что называют операционализацией и верификацией?

3. Как определяется объективность исследовательского метода?

4. Что понимают под надежностью метода исследования? Какие су­ществуют приемы оценки надежности метода?

5. Что называют валидностью и какими критериями она определяется?

6. Какие виды валидности выделяют в методологии психолого-педа­гогического исследования?

7. Какие существуют дополнительные требования к методам психоло­го-педагогических исследований и их выбору?

Практические задания

1. Проанализируйте по авторефератам диссертации обоснованность отбора и применения исследовательских методов.

2. Оцените по выделенным в данной главе критериям методы иссле­дования, которые вы отобрали к своему исследованию.

Рекомендуемая литература

Бабанский Ю.К.

Избранные педагогические труды. — М., 1989.

Валеев Г.Х.

Методология и методы психолого-педагогических иссле­дований. — Стерлитамак, 2002.

Максимов В. Г.

Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие. — М., 2002.

Сластенин В. А., Каширин В. В.

Психология и педагогика. — М., 2001.

Социальная психология: учеб. пособие / А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М., 2001.

ГЛАВА 9

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ

ДАННЫХ

Стреляй! Но знай, я это истолкую… Д.А.Леонтьев. Однопсишия

Результативность научного поиска определяется способностью исследователя не только собрать достоверные данные, но также систематизировать и классифицировать их, выявить закономер­ности и представить их научной общественности, а также для ис­пользования педагогами-практиками. Этим вопросам посвящена настоящая глава.

Угрожающие факторы

Валидность в психологии – это свойство качественной методики, но могут возникнуть факторы, искажающие теоретически правильно построенную ПДМ. Побочные факторы сильнее проявляются в работе с плохо организованными стимулами или новыми, неясными ранее для испытуемого задачами.

Трудность составляет изучение неуравновешенных и неуверенных в себе индивидов. Главными угрозами высокой валидности являются особые характеристики тестируемого и ситуационные явления.

Достоверность результатов снижают:

  • ошибки испытуемого;
  • ошибки специалиста;
  • ошибки, вызванные условиями или неправильного проведения диагностики.

Если диагностика не предполагает обязательного нахождения специалиста в помещении, то его присутствие может исказить результаты исследования. Комментарии и интерпретация тестовых задания тоже снижают достоверность полученных данных.

Испытуемый, заинтересованный в намеренных погрешностях тестирования или представлении себя в выгодном свете перед руководством, искажает результаты диагностики. Не меньшую опасность представляет психофизиологическое состояние тестируемого. Например, индивид сильно голоден, утомлен или страдает от мигрени.

Посторонний шум, голос, возможность обсуждать тестовые задания с другими испытуемыми, снижают точность результатов. Это относится к ошибкам условий и процедуры диагностики.

Валидность и надежность экспериментальных методов

Надежность экспериментальных методов, проведенных автором, подтверждает истинность полученных результатов. Валидность отображает степень соответствия итогов исследования к изучаемому явлению выбранной научной отрасли.

Любое валидное исследование по умолчанию является надежным, но надежное исследование не всегда является валидным.

Надежность, как устойчивая составляющая достоверного эксперимента

Надежность (воспроизводимость, устойчивость результатов эксперимента) – это возможность воспроизведения полученных результатов исследования в аналогичных реальных условиях при корреляции начальных/конечных измерений.

От чего зависит надежность проводимых экспериментов?

  1. Минимальная погрешность подобранного инструментария.
  2. Отсутствие неконтролируемой вариативности выбранной методологии исследования.
  3. Объективность исследователя.

Основная характеристика надежности – это получение одинаковых результатов при многократном проведении аналогичных экспериментов. Если все условия соблюдены правильно, методология исследования вызывает доверие.

Принципы взаимодействия валидности и надежности при выборе методов исследования

Принципы взаимодействия надежности с валидностью основываются на трех основных методах установки надежности выбранной методологической базы.

  1. Метод повторяющегося эксперимента. Суть метода – это неоднократное проведение тех же самых экспериментов одинаковыми приборами и сопоставление итоговых результатов исследования в отношении рассматриваемого объекта/явления/события.
  2. Метод альтернативной формы. Может выполняться в двух интерпретациях: один эксперимент применяется к нескольким группам объектов, комбинация экспериментов применяется к одному явлению.
  3. Метод подвыборки. Для проведения комплексного исследования, один или несколько объектов группируются в отдельные выборки с аналогичными свойствами, характеристиками.

Специфика и задачи психологического эксперимента

Эксперимент направлен на доказательство или опровержение гипотезы, всегда проводится в особых экспериментальных условиях, искусственно созданных исследователем. Специфика психологического эксперимента заключается в некоторой его субъективности. Психология сталкивается с проблемами субъективности в теории и на практике.

Все знания, полученные в ходе психологических исследований, в той или иной мере субъективны, искажены сознанием испытуемого и экспериментатора. Поэтому получить полностью достоверные знания – это крайне сложная задача. Эксперимент должен соответствовать цели, задачам, исключать внешние воздействия и искажения результатов исследователем.

Задача психологического эксперимента – сделать доступными для наблюдения исследуемые психологические явления, свойства, состояния испытуемого. Для этого используется построение условий, в которых окажется тестируемый. Эти условия должны раскрывать исследуемое психическое свойство и исключать проявление других.

Психологический эксперимент отличается зависимостью от условий и уровня развития исследуемых явлений, требует строгого контроля, постоянства процесса, изоляции ненужных аспектов психики от изучаемых.

Высокая валидность применяемой методики позволяет снизить погрешность полученных результатов. Это важный фактор в психологических исследованиях, поскольку недостоверные результаты не несут никакой практической пользы.

Внешние критерии и валидность

Чтобы минимизировать влияние внешних критериев на качество производимого теста или методики, а, соответственно, и на показатель валидности, к ним применяются следующие требования:

  • соответствие тому направлению, в котором производится заданное исследование;
  • все участники должны находиться в схожих условиях и соответствовать заданным параметрам;
  • предмет исследования должен быть постоянным и надёжным: не подвергаться резким перепадам или изменениям.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]