Способности в психологии. Что это такое, определение, виды кратко, примеры


Определение термина «способность» в психологии

Способности – это в психологии свойства психики человека, обусловленные особенным развитием функциональных органов и психологических структур, которые позволяют ему с особой быстротой и успешностью осваивать новые знания, умения и навыки в конкретной области деятельности.

У людей, которые обладают определенными способностями (в конкретной сфере деятельности), скорость освоения новых знаний и умений в несколько раз превышает эффективность развития в данной сфере тех людей, которые не обладают такими способностями.

Например, если у ребенка есть математические способности (легкость арифметических вычислений, хорошая память, выраженная логичность мышления), ему гораздо легче изучать математику и решать сложные задачи, в отличие от ребенка, не имеющего этих способностей.

Для успешного освоения и осуществления разных видов деятельности необходимы различные способности. От них зависит быстрота и качество приобретения новых знаний, умений и навыков в соответствующей сфере деятельности.

Происхождение способностей и их структура

Существует 2 теории происхождения способностей у человека. Теория о возникновении способностей путем передачи генной информации от родителя к ребенку и теория развития способностей в результате обучения, воспитания и воздействия внешней социальной среды на человека.

Генетическая теория возникновения способностей опирается на общеизвестные факты, когда дети выдающихся ученых или деятелей искусства также становились учеными или достигали успеха в соответствующей области искусства. Например, очень частым явлением было обнаружение у детей музыкантов соответствующих музыкальных способностей (Моцарт, Гайдн).

Еще одним ярким примером является возникновение целой династии музыкантов и композиторов среди потомков известного великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Теория возникновения способностей под воздействием обучения и факторов внешнего социального влияния опирается на ряд экспериментов, которые подтверждают развитие практически любых способностей, в случае правильного и планомерного обучения человека опытными педагогами, а также в результате правильного воспитания в раннем детстве, когда формируются основные анатомо-физиологические компоненты психики ребенка.

В результате сосуществования этих теорий современная психология принимает их в равной степени. На формирование способностей влияет как наследственность, так и факторы внешней среды, которые могут компенсировать отсутствие каких-либо врожденных способностей или наоборот приостановить их развитие.

Базовая структура способностей (в общем смысле) состоит из следующих частей:

  • Информационная часть (знания о мире и обществе, научные знания, знания о способах осуществления определенных действий в различных видах деятельности).
  • Психофизическая часть (опыт осуществления определенных действий в осваиваемой сфере деятельности, выражающийся в конкретных умениях и навыках).
  • Творческая часть (умение и готовность к поиску новых видов решений каких-либо задач, способность создавать более эффективные умения и навыки).
  • Эмоциональная часть (умение формировать позитивные эмоции в отношении осуществляемой деятельности, способность использовать эмоции для более эффективного освоения умений и навыков).

Наличие вышеперечисленных элементов в структуре способностей позволяет человеку эффективно развивать его способности в любых сферах деятельности.

Развитие отдельных элементов структуры способности влияет на общий прогресс развития самой способности, что в свою очередь приводит к дальнейшему усилению развития отдельных ее частей. Таким образом, развитие способности — это взаимный цикличный процесс с участием самой способности и ее отдельных частей.

Структура способности какой-либо конкретной деятельности, кроме общей структуры будет включать в себя ряд дополнительных качеств, которыми должен обладать человек, осуществляющий эту деятельность.

Например, в структуру способностей, которыми должен обладать человек, осуществляющий музыкальную деятельность, входят такие элементы как чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память.

В отношении литературной деятельности, в дополнение к общей структуре способностей, в ее состав должны входить такие дополнительные элементы как четкая работа речевого аппарата, развитое чувство эстетики, потребность к самовыражению и фантазированию.

Каждый конкретный вид деятельности имеет свою структуру способностей. Человек, осуществляющий какой-либо вид деятельности должен обладать соответствующими способностями.

Какие бывают способности

Структура способностей во многом определяется тем, в какой именно сфере деятельности наиболее ярко проявляются сильные стороны человека. В связи с этим выделяют следующую типологию:

  • умственный — умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
  • музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
  • литературные — это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
  • технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
  • физические — подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
  • учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
  • художественные — это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее.

Стоит отметить, что это далеко не полный перечень способностей, которыми может обладать человек.

Задатки – природная основа способностей

Способности – это, в психологии, свойства личности, обуславливающие быстроту и качество освоения знаний, умений и навыков. Начальной формой будущих способностей являются задатки, представляющие собой наследственные анатомо-физиологические особенности организма, которые могут проявляться в виде следующих свойств нервной системы:

  • Особенное восприятие художественных форм, звуков или красок (способность к их распознаванию или анализу, быстрое их запоминание или воспроизведение).
  • Высокая чувствительность нервной системы.
  • Стремление к знаниям, высокая активность к общественным связям.
  • Хорошая память и логическое мышление, умение анализировать или обобщать.

Отличие задатков от способностей в том, что они не специфичны и не могут конкретно относиться к какой-либо одной деятельности или к какой-то определенной способности. Одни и те же задатки могут использоваться в формировании различных способностей в различных сферах деятельности.

Например, отличное зрение и врожденная внимательность могут стать частью способностей художника или профессионального стрелка из лука. Разные виды деятельности требуют определенных способностей, которые в свою очередь могут базироваться на необходимых им задатках.

Задатки зрительной системы могут использоваться в деятельности, требующей хорошего зрения (изобразительное искусство, спорт). Задатки речевого аппарата с успехом могут применяться в сфере, требующей высокого уровня его развития (ораторское искусство, лингвистика).

Задатки являются базовыми «кирпичами», на которых строятся способности и вся профессиональная деятельность человека. Они начинают проявляться в детском дошкольном и раннем школьном возрасте. В этот период происходит функциональное развитие участков мозга, отвечающих за координацию органов движения, логику мышления, а также совершенствование различных анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание.

Обнаруженные задатки у ребенка необходимо развивать в отношении той сферы деятельности, которая ему интересна. В результате формирование способностей будет проходить более эффективно, и соответствовать необходимым требованиям этой деятельности.

Основные положения теории способностей

Современная психологическая наука выделяет несколько положений, на которых основывается теория способностей:

  • Только относительно к определенному роду деятельности могут существовать способности. Структура, развитие способностей могут быть выявлены и изучены только применительно к конкретной сфере, а не в общем.
  • Способности считаются динамическим понятием. Они могут развиваться в процессе непрерывного или регулярного выполнения какой-либо деятельности, а также могут угасать, в том случае, если закончилась активная стадия.
  • Структура способностей человека во многом зависит от возрастного или жизненного периода, в котором он находится. Так, в определенное время могут сложиться благоприятные условия для достижения максимальных результатов. После этого способности могут постепенно исчезнуть.
  • Психологи до сих пор не могут дать четкого определения различий между способностями и одаренностью. Если же говорить в общих чертах, то первое понятие имеет отношение к конкретному виду деятельности. что касается одаренности, то она может быть как специфической, так и общей.
  • Набора определенных характеристик требует любая деятельность. Структура способностей обеспечивает успешность ее выполнения.

Что такое склонности?

Когда у человека появляется интерес к какому-либо определенному типу деятельности, и он стремится развивать свои задатки именно в этом направлении, то такую начальную направленность индивида называют склонностью.

В процессе освоения выбранного направления развития, склонность может перерасти в способность. Если человек в процессе освоения выбранного направления меняет свои интересы, то могут появляться другие склонности, которые могут быть в дальнейшем развиты до соответствующих способностей или остаться без дальнейшего развития.

Уровни развития способностей

Способности – это в психологии свойства личности, влияющие на возможность человека осваивать необходимые умения и навыки в определенной сфере деятельности.

Развитие способностей состоит из 3-х следующих уровней:

  1. Определение и развитие задатков.
  2. Определение и развитие склонностей.
  3. Развитие способностей.

В результате исследований развития способностей человека выяснилось, что разные способности проявляются в разные возрастные периоды в течение раннего детского возраста. Например, в 2-4 года у ребенка проявляется способность к обучению речи. В 5-6 лет возникает способность к чтению. В младшем и среднем школьном возрасте у ребенка проявляются склонности к творческому развитию.

Если в нужные моменты времени не помочь ребенку в развитии соответствующих базовых способностей, это негативно может сказаться на дальнейшем его развитии. Эти моменты времени онтогенетического развития называются сензитивными периодами.

Для успешного развития способностей огромную роль играет фактор внешней социальной среды и качество обучения. Наличие задатков и склонностей само по себе не может сформировать необходимые способности у человека.

Формирование конкретных способностей происходит в результате целенаправленного процесса обучения преподавателями или родителями (если они компетентны в соответствующей сфере деятельности).

Кроме фактора среды, эффективность развития способностей зависит и от фактора личной активности самого человека. Правильно выработанное отношение к выбранной трудовой деятельности и формирование интереса к ней, позволяют достигать успеха более эффективно.

Очень важно на раннем этапе развития ребенка максимально заинтересовать его той деятельностью, к которой у него в этот период проявляются задатки и склонности.

Если у человека в детстве будут сформированы способности к самоорганизации и личной заинтересованности в развитии каких-либо способностей, то в дальнейшем ему легче будет ориентироваться в мире и достигать необходимых успехов в достижении поставленных им целей.

Классификация способностей

Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:

  • В соответствии с происхождением: природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
  • социальные способности — те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
  • В соответствии с направлением:
      общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
  • специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
  • В соответствии с условиями развития:
      потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
  • актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
  • В соответствии с уровнем развития:
      одаренность;
  • талант;
  • гениальность.
  • Условия формирования способностей

    Фундаментом для появления и развития способностей являются нервно-мышечные функциональные органы, которые формируются у ребенка с момента рождения до 6 лет. У здорового ребенка все физиологические элементы (слух, речь, нервная система, мышление) позволяют полноценно развивать как базовые, так и специальные способности.

    Во время обучения детей, важным условием эффективного развития способностей является их комплексное развитие. Одни способности тесно связаны с другими (речь связана со слухом, зрение связано с мышлением). Развитие только одной какой-либо способности в отрыве от других недопустимо.

    Для разностороннего развития ребенка необходимо:

    • обеспечить творческий подход к обучению;
    • сформировать заинтересованность предметом обучения;
    • создать позитивный эмоциональный настрой;
    • обеспечить необходимую степень сложности задач в отношении осваиваемых способностей.

    Творческий подход к делу формирует у ребенка самостоятельное мышление, в результате которого он может:

    • находить новые решения поставленных задач;
    • анализировать свои действия;
    • корректировать их, улучшая свои возможности.

    Во время обучения необходимо позаботиться о достаточной трудности выполняемых задач, поставленных перед ребенком. Они не должны быть слишком сложными: если они будут невыполнимы, то это может приостановить формирование соответствующих способностей.

    Если же задачи и соответствующая им деятельность будут слишком простыми, то это также не приведет к должному развитию способностей, а лишь обеспечит их функционирование на текущем уровне.

    В процессе деятельности, развивающей способности ребенка, его эмоциональный настрой играет существенную роль в освоении новых умений и навыков.

    При достижении определенных положительных результатов в деятельности ребенка, направленной на развитие его конкретных способностей, необходимо позаботиться об эмоциональном подкреплении каждого его успеха, поскольку в процессе деятельности возникают также и неудачи, которые на фоне успехов не должны вызывать негативного отношения ребенка к осуществляемой им деятельности.

    Как их найти в себе

    Некоторые люди, будучи в довольно зрелом возрасте, говорят, что не имеют никаких способностей и даже их задатков. Это в корне неверно, так как они есть у всех, просто не все их осознают и развивают.

    Как же найти свои способности, когда кажется, что «природа на вас отдохнула»? Необходимо проделать исследовательскую работу, которая состоит из трех шагов:

    1. Возьмите чистый лист бумаги, ручку и выпишите все свои мечты, которые были у вас с того момента, как вы себя помните, и по сегодняшний день. Пишите абсолютно все, ничего не пропуская. На этот шаг может уйти час, а может день. Пишите до тех пор, пока не будете уверенны, что вспомнили действительно все.
    2. Затем выберите из этого списка те пункты, где речь идет о том, чем вы хотели заниматься, кем работать (мечту о поездке в Африку, чтобы почесать брюхо крокодилу, отсеиваем).
    3. Читайте по очереди оставшиеся пункты. Не спешите, прислушайтесь к себе, к своим чувствам после прочтения каждого. Например, вы хотели быть ветеринаром. Вспомните, что вы делали, мечтая об этом? Может кошек дворовых «лечили», выгуливали соседских собак? Какие сейчас эмоции возникают у вас при воспоминаниях?
      Возможно, вы чувствуете энергетический подъем и желание немедленно пойти учиться или открыть ветклинику. А может вы понимаете, что эта профессия больше никак не резонирует в вашей душе. Вы далеки от животных в принципе, и это занятие вас никак не привлекает. Значит, вычеркиваем.
    4. Отобрав зерна от плевел, у вас останется совсем небольшой список того, что действительно рождает внутри вас мощный позитивный отклик. Это и есть ваши задатки, которые нужно развивать. Как это сделать? Читаем дальше.

    Способности и индивидуальные различия

    Если обучить несколько человек одним и тем же способностям, они все равно будут отличаться друг от друга:

    • характерами;
    • степенью владения этими способностями;
    • наличием других способностей и задатков.

    Индивидуальные различия между людьми определяются их задатками, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными.

    От выраженности тех или иных задатков зависит скорость и эффективность развития соответствующих им способностей. Врожденные задатки являются фундаментом для определенных способностей, которые в свою очередь могут являться задатками для способностей высшего порядка.

    Например, чтобы приступить к изучению высшей математики, необходимо сначала освоить элементарную математику, которая будет выступать в роли задатка, необходимого для ее изучения.

    У разных людей существует различный набор задатков и соответствующих им способностей. Таким образом, в результате их развития и взаимодействия с другими людьми в социальной среде возникает индивидуальное их различие.

    Выводы

    Способности представляют собой специфические свойства человека, которые определяют его склонность к выполнению того или иного вида деятельности. Они не являются врожденными. К этой категории относятся задатки, наличие которых значительно облегчает процесс развития способностей. Также данное понятие нельзя путать с одаренностью или талантом.

    Психологи выделяют несколько особенностей, которыми характеризуется структура способностей личности. Они отличают людей друг от друга, а также определяют достижение ими успеха в той или иной сфере деятельности. Ошибочно считать, что способности имеют наследственный характер, это можно сказать лишь о задатках. Кроме того, они не могут возникнуть самостоятельно, если человек не занят деятельностью определенного рода. Если же отсутствует развитие, то способности постепенно ослабевают и исчезают (но это не значит, что они не могут быть восстановлены).

    В зависимости от сферы деятельности, способности бывают нескольких видов. так, умственные позволяют быстро реагировать на изменения ситуации, принимая осмысленные и рациональные решения. Если говорить о музыкальных способностях, то это наличие слуха и голоса, восприятие темпо-ритма, а также легкое овладение игрой на музыкальных инструментах. Литературные проявляются в умении красиво оформлять свои мысли, а технические — в понимании функциональных особенностей тех или иных механизмов. Говоря о физических способностях, стоит отметить выносливость, а также развитую мускулатуру. Учебные дают возможность воспринимать и воспроизводить большие объемы информации, а художественные — передавать цвета и пропорции. Это основной, но далеко не полный перечень способностей человека.

    Способности и склонности

    Способности человека развиваются в соответствии с его склонностями, которые представляют собой проявление интереса к той или иной деятельности. Возникшие склонности побуждают человека развивать соответствующие им способности. Как правило, склонности начинают проявляться с раннего детства.

    Существуют индивидуальные и общие склонности. К индивидуальным склонностям, например, можно отнести стремление ребенка к изучению музыки, живописи или техническим наукам.

    К общим склонностям, возникающим практически у всех детей, например, можно отнести склонности к ручному труду. Развитие этого вида труда очень важно в раннем возрасте ребенка, поскольку это способствует его умственному развитию, формирует и укрепляет работоспособность, а также развивает творческое мышление.

    Очень важно отличать истинные склонности от стремления к какой-либо деятельности в целях выгоды или в результате навязывания ее человеку другими людьми. В случае, если склонности не вызывают подлинной любви к делу, а продиктованы лишь целью успеха, развитие способностей в таком случае может быть слишком трудным или невыполнимым.

    И наоборот, истинная заинтересованность и любовь к выбранной деятельности или профессии приведет к полноценному развитию способностей, соответствующих этой деятельности.

    Теории способнос­тей:

    1. Согласно структурному подходу способности – это базовые понятия, единицы анализа, элементы струк­туры. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельно­сти. Б.М. Теплов отмечал, что существует прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой.
    2. Функциональный подход (личностный) рассматри­вает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Например, если испытуемый мо­тивирован стать музыкантом, то слух можно сформи­ровать (псевдоабсолютный слух). Способности форми­руются и развиваются в деятельности путем преобра­зования других природных задатков.

    Способности и одарённость

    Способности – это в психологии индивидуально-психологические качества человека, которые позволяют ему эффективно осваивать новые знания, умения и навыки в определенной сфере деятельности.

    Наличие различных способностей у разных людей отличает их друг от друга, но некоторые люди обладают такими способностями, которые позволяют достичь сверхнормативных результатов по отношению к аналогичным способностям других людей. Таких людей называют одаренными.

    Обычно одаренность проявляется с раннего детства, причем одаренность к различным сферам деятельности проявляется в определенное время. Например, одаренность к искусству (музыка, рисование) проявляется раньше, чем одаренность к наукам.

    Наличие одаренности еще не означает, что ребенок станет художником или математиком сам по себе. Развитие способностей детей (с любым уровнем задатков) в большой степени зависит от факторов окружающей среды, качества обучения и воспитания.

    Основные признаки способностей

    Довольно большой интерес представляет такая категория, как способности. Структура понятия включает в себя три основных признака:

    • индивидуальные особенности психологического характера, которые служат отличительной чертой, выделяющей индивида среди других людей;
    • наличие способностей обусловливает успешность в выполнении деятельности определенного рода (в некоторых случаях для совершения действий на должном уровне требуется наличие, или же напротив — отсутствие, некоторых характеристик);
    • это не непосредственно навыки и умения, а индивидуальные особенности, которые обусловливают их приобретение.

    Виды способностей, примеры

    Способности людей бывают разных видов, которые отличаются друг от друга характером связанной с ними деятельности и ее содержанием.

    Творческие способности личности

    К творческим способностям относятся такие способности человека, которые позволяют ему формировать нечто новое, как в материальной, так и в социальной сфере общества.

    Благодаря наличию у индивида этих способностей, у него появляется возможность находить ранее неизвестные, более эффективные решения существующих задач, создавать новые идеи и достигать поставленных целей, используя смекалку и неординарное мышление.

    Творческие способности могут включать в себя следующие элементы:

    СпособностьРасширенная возможность
    Умение находить причину проблемыВ процессе изучения какого-либо вопроса или проблемы уметь находить и анализировать информацию, выходящую за рамки данного вопроса или проблемы.
    Умение генерировать новые идеиПрименять новые идеи в процессе профессиональной деятельности.
    Оригинально и гибко мыслитьВо время решения поставленных задач использовать информацию из разных классов явлений и источников.
    Умение улучшать уже известные методы осуществляемой деятельностиКомбинировать различные методы в целях более эффективного решения задач.
    Умение критически оценивать свои действияАнализировать результат работы и находить недочеты самостоятельно.

    Творческие способности личности используются практически во всех сферах деятельности (музыка, живопись, наука).

    Индивидуальные способности личности

    Существуют такие типы способностей, которые отличают одних людей от других. Индивидуальные способности могут быть разной степени выраженности. Умение сочетать несколько способностей и максимально эффективно выполнять сложную деятельность называется одаренностью.

    Умение создавать нечто новое, оригинально и легко решать задачи повышенной трудности называется талантом. Если результатом деятельности являются шедевры мирового значения, то в данном случае имеет место гениальность личности.

    Социальные способности личности

    В результате общения с людьми у индивида вырабатываются способности, отвечающие правилам поведения и определенным социальным нормам. К социальным способностям можно отнести умение работать в команде, умение управлять людьми, умение решать различные социальные конфликты.

    В процессе социального воспитания, у личности вырабатываются такие социальные качества как:

    • лидерство;
    • альтруизм;
    • честность;
    • дисциплинированность;
    • уважение к людям и обществу.

    Профессиональные способности личности

    Профессиональные способности делятся на два вида: общие и специальные. Общие профессиональные способности – это такие свойства индивида, которые необходимы для выполнения определенного вида деятельности и определяются предметом труда в профессии:

    • человек;
    • природа;
    • техника;
    • художественный образ.

    Специальные профессиональные способности определяются конкретной профессией, узкая специализация которой требует особых профессиональных навыков.

    Коммуникативные способности личности

    Правильно и эффективно взаимодействовать с людьми помогают коммуникативные способности человека. Если эти способности хорошо развиты, человеку легко находить общий язык с окружающими людьми, а также достигать успехов в деловых отношениях и бизнесе.

    Интеллектуальные способности личности

    В зависимости от того насколько богат у человека накопленный опыт интеллектуальной и профессиональной деятельности, определяется степень его интеллектуальных способностей.

    Развитие этих способностей происходит благодаря расширению кругозора человека и приобретению опыта в разных видах деятельности. Благодаря данным способностям человек может абстрактно и логично мыслить и рассуждать, использовать пространственное воображение, а также эффективно использовать знания из различных сфер деятельности в решении поставленных задач.

    Развивая свои способности, человек может улучшить качество своей жизни, а также повлиять на состояние внешней социальной среды и условия жизни других людей. Знания об организации и возможностях этих свойств в психологии, позволяют людям осознанно и целенаправленно развивать и обогащать свои знания, что является одним из основных критериев достижения успехов в жизни и развития общества в целом.

    Автор: workenter

    Список способностей

    • академические
    • аналитические
    • артистические
    • вербальные
    • гностические
    • дедуктивные
    • дидактические
    • дипломатические
    • изобретательские
    • интеллектуальные
    • исследовательские
    • когнитивные
    • коммуникативные
    • конструктивные
    • креативные
    • лингвистические
    • математические
    • ментальные
    • мнемические
    • музыкальные
    • ораторские
    • организаторские
    • педагогические
    • перцептивные
    • познавательные
    • предпринимательские
    • прогностические
    • психофизические
    • сенсорные
    • суггестивные
    • творческие
    • телекинетические
    • технические
    • умственные
    • управленческие
    • физические
    • художественные
    • эмпатические
    • эстетические
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]