Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Сказать, что ты не занимаешься саморазвитием, — всё равно что признаться, что не чистишь зубы. Вроде и не преступление, но приличным человеком считаться уже нельзя. Если не занят 24/7 и позволяешь себе поваляться перед телевизором вместо пробежки или медитации, то автоматически становишься пассивным и неуспешным. Совсем не то что «правильные люди», которые рисуют «колесо баланса» и прокачивают себя, словно персонажа из компьютерной игры. Разбираемся, кто требует от нас саморазвития и почему это не всегда хорошо.

Введение

Проблема саморазвития личности относится к числу «вечных» тем, которые никогда не утрачивают свою актуальность. «Процессы саморазвития позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений» [1]. В свою очередь, изучение потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет ответить на вопрос: почему человек становится человеком? почему личность может стать зрелой?

В современном обществе проблема саморазвития личности и его факторов приобретает особую актуальность. Современные социальные условия характеризуются глобальными общественными трансформациями, ускорением темпов экономического и социокультурного развития, что отражается в постоянных изменениях во всех сферах жизнедеятельности людей. Поэтому жизнедеятельность в современном обществе предъявляет повышенные и качественно новые требования к процессу социальной адаптации и развития личности. «Это приводит к тому, что творческий потенциал человека, его готовность продуктивно реагировать на требования и изменения окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития, как самого человека, так и общества. Становится актуальной проблема изучения особенностей конструирования системы взаимодействия индивида с обществом, самим собой; исследования вопросов детерминации поведения, проявления активности в современных условиях приобретают иной характер и вектор исследования – поиск и анализ не только устойчивых паттернов функционирования, но, в большей мере, развития и саморазвития» [7].

В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.

Любимое дело

Наиболее разумной и правильной мотивацией к саморазвитию является занятие любимым делом. Занятие тем, что действительно приносит радость и удовольствие приносит огромные плоды. В этом случае, для вас не будет никаких преград. Занявшись тем, что вам действительно по душе, вы откинете все страхи и будете постоянно двигаться вперед.

К примеру, вам нравится заниматься спортом. Не ради денег, наград и признания, а ради самого процесса. При таком подходе вы точно достигнете вершин.

Человек, который увлечен своей деятельностью, не только достигает успеха, а и чувствует себя счастливым.

Любое увлечение или хобби можно превратить в увлекательный процесс, который принесет успех и признание.

Понятие саморазвития личности

Проблемой саморазвития личности интересовались еще античные философы (Гераклит, Сократ) [9]. Однако и до настоящего времени данная проблема не является до конца изученной. В современной психологии и педагогике нет единства взглядов исследователей на понятие саморазвития личности: «Одни по­нимают саморазвитие как самовоспитание, самоорганизацию личности … Другие понимают саморазвитие как саморегуляцию …; как процесс жизненного самоопределения …, или как активность в процессе самоутверждения» [9].

В философии саморазвитие рассматривается как процесс самосозидания, «самостроительства» личности, основанный на познании человеком самого себя [3].

В психологии и педагогике многие исследователи дают следующее определение саморазвития: «саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям» [2; 3; 7; 13].

Однако другие исследователи рассматривают данный процесс осознанной и целенаправленной деятельности по внутреннему обогащению и личностному росту как самовоспитание [10; 12]: «на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем» [12]. По-видимому, самовоспитание как целенаправленную деятельность следует рассматривать как одну из форм саморазвития, а саморазвитие как таковое является более широким понятием.

В определении понятия «саморазвитие», вероятно, следует исходить из определения понятия «развитие». В современной психологии и педагогике развитие определяется как «объективный процесс количественных и качественных изменений психических процессов, свойств, состояний во времени, выражающихся в закономерных преобразованиях» [4].

На развитие человека влияет два рода факторов: внешние и внутренние [8]. «С одной стороны, на развитие человека влияет окружающий мир – образование, воспитание, а с другой, внутреннее целеполагание является источником самодвижения. То есть человек, руководствуясь своими ценностями и целями, овладевает способностью определять путь собственного развития, осуществлять его как свободную личностно значимую деятельность» [13], «одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя» [10]. Таким образом, саморазвитие – это развитие личности человека под влиянием внутренних факторов.

Некоторые авторы отождествляют развитие и саморазвитие личности, т.к. любые внешние факторы могут оказать лишь косвенное, опосредованное воздействие на развитие личности, и развитие всегда осуществляется под влиянием только внутренних факторов. «Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Оп только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам» [8].

В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы, каждая из которых отражает определенный аспект самопостроения личности [4]:

  1. Самоутверждение – дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.
  2. Самосовершенствование – выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу; это сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении.
  3. Самоактуализация – позволяет выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни; это реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов [3]:

  1. Самопознание;
  2. Сознательная саморегуляция;
  3. Самосовершенствование как обогащение своих сущностных сил с тем, чтобы впоследствии иметь возможность самореализоваться на более высоком уровне;
  4. Повышение собственной продуктивности как «состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с взращиванием своих возможностей» (Э. Фромм);
  5. Духовное самоукрепление как способность «обретать необходимое для жизни равновесие духа посредством совершения добрых дел» (Л.Н. Куликова);
  6. Самоопределение как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (В.А. Петровский);
  7. Самоактуализация;
  8. Самореализация.

Наиболее эффективным результатом предыдущих этапов и субъектом последующих этапов саморазвития является зрелая личность, обладающая такими характеристиками, как активность, индивидуальность, креативность, ответственность и самостоятельность [3].

Важнейшей характеристикой зрелой личности является то, что такая личность становится субъектом собственной жизнедеятельности, т.е. жизненный путь зрелой личности является результатом ее собственной целенаправленной активности, а не внешних обстоятельств [3; 4; 7 и др.]. Другими словами, зрелая личность не «плывет по течению», а является строителем собственной судьбы.

Внешние мотивы

Есть так называемые внешние мотивы. Когда человека побуждают к действию не сама деятельность, а результат. Сюда относятся такие мотивы:

  • Стремление получить признание и одобрение людей;
  • Стремление получить высокий социальный статус и престиж;
  • Мотив избежания проблем или наказания. В таком случае человек выполняет определенные действия, чтобы не быть наказанным или избежать неприятностей;

Такие мотивы временны, они помогают осуществить лишь определенные краткосрочные задания. Но они полезны как опыт.

Факторы саморазвития личности

Прежде, чем перейти к изучению факторов саморазвития, рассмотрим факторы развития личности.

Наиболее значимой группой факторов развития личности считаются социальные факторы, т.е. те факторы, которые связаны с воздействиями на личность со стороны общества и, в частности, окружающих людей. Общество «возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом» [8].

В число социальных факторов, наряду со стихийными воздействиями, входит непосредственно воспитание человека как специально организованный процесс, направленный на социализацию и развитие его личности.

Следующая группа – биологические факторы развития личности. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности» [8]. Даже сама способность человека к личностному развитию изначально является биологически обусловленной, заложена природой.

В процессе развития личности биологические и социальные факторы тесно переплетаются, взаимодействуют и выступают в единстве.

В дальнейшем, начиная с подросткового возраста, в силу вступает еще одна группа факторов, связанных с саморазвитием личности, когда источником развития становится собственная активность личности. «Данная потребность представляет собой результат особого социокультурного взаимодействия индивида как с окружающим миром, так и с самим собой. Это взаимодействие способствует наиболее полному раскрытию тех задатков и способностей личности, которые обеспечивают адекватную общественным потребностям самореализацию и самоутверждение» [7]. Другими словами, источниками саморазвития личности являются социальные и биологические факторы развития личности и их взаимодействие.

Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой [7], наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются:

  1. Особенности общества и ценность саморазвития личности;
  2. Ценностная направленность самого индивида;
  3. Биографический контекст, индивидуальные условия жизнедеятельности индивида в их темпоральной протяженности прошлое-настоящее-будущее.

Обобщая вышесказанное, можно предположить, что факторы саморазвития личности по сути делятся на две группы: внутренние факторы, связанные с психологическими особенностями самой личности, и внешние факторы, связанные с влияниями среды, способствующими либо препятствующими саморазвитию личности. При этом внутренние факторы являются более значимыми: «воспитание играет … роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие» [8].

К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) [4; 11; 13], самоуважение, положительная самооценка, самопринятие [4; 13], способность к надситуативной активности [3], развитые волевые качества [4], интернальность личности [4], способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней [13], опыт активной творческо-преобразующей деятельности [8], разрешения проблемно-конфликтных ситуаций [11], отсутствие избыточной психологической защиты [14] и паттернов непродуктивного поведения [14].

К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.) [2], наличие возможности свободного выбора [13], отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов [11], внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки [2; 11], отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта [14].

Очевидно, что внешние факторы саморазвития имеют значение только в отношении к внутренним особенностям субъекта. Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.

Мотив идентификации с другим человеком

У некоторых людей есть свои кумиры, герои или просто личности, которые для них особо авторитетны (мама, учитель). Стремление быть похожим на кого-то из этих личностей – сильный мотив саморазвития. Особенно часто он встречается у подростков. Они копируют определенные качества своего героя, модель поведения, разговора или стиль. Желание быть похожим на своего кумира, вдохновляет личность к переменам. Это придает силы, желание работать над собой и действовать. А также помогает стать смелее.

Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

Одной из наиболее распространенных и разработанных концепций потребности в саморазвитии является концепция самоактуализации. Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [2], т.е. высшая форма саморазвития.

Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей [14].

В результате он пришел к выводу, что у людей существует потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.): «Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. … Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций» [6].

В связи с тем, что способности и склонности у всех людей разные, потребность в самоактуализации проявляется неодинаково: «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно» [6]. Тем не менее общей чертой всех самоактуализирующихся личностей является то, что все они вовлечены в какое-либо дело. «Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» … ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [5].

Следует отметить, что, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации возникает у любого человека, т.е. при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня каждая личность может быть самоактуализурующейся: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это … человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [14].

В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы [4].

Согласно его мнению, в основе самоутверждения как формы саморазвития «лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму … мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие» [4]. В основе самосовершенствования, в свою очередь, лежит стремление к идеалу, и «в качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал» [4].

Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

По мнению Ю.В. Мокеровой, существует непосредственно потребность человека в саморазвитии. «Объектом потребности саморазвития является желаемое состояние субъекта, его перспектива в будущем. … потребность саморазвития можно определить как такое отношение индивида к самому себе, при котором формируется готовность к преобразованию собственной жизнедеятельности в целом или частично посредством и в условиях поиска максимально возможного будущего состояния. Потребность саморазвития возникает в тот момент, когда индивид осознает не только собственный этап развития, но и определят зону потенциального расширения потребностей, благ и возможностей. Учитывая, что задатки и предрасположенность индивида влияют на выбор деятельности, то можно предполагать, что потребность саморазвития будет преимущественно формироваться в тех сферах деятельности, которые индивид определяет или способен поддерживать как ведущие» [7].

Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития [7]:

  1. Спонтанная модель саморазвития (саморазвитие по типу природосообразности) – саморазвитие, основанное на поиске и реализации собственных талантов, своего предназначения.
  2. Саморазвитие как вызов (саморазвитие по типу самоутверждения) – саморазвитие, основанное на потребности в общественном признании и стремлении к успеху, реализуемое в направлении социально значимых целей.
  3. Саморазвитие по типу самоконструирования – саморазвитие, основанное на рефлексии, способности и готовности индивида к активному созидательному процессу собственной индивидуальной жизненной стратегии и направленное на выделение и управление собственным жизненным путем, деятельностью.

Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко [10]:

  • Познавательная потребность;
  • Потребность в самоутверждении;
  • Потребность в самовыражении, эстетические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, в общении;
  • Потребность в самоопределении;
  • Потребность в самореализации;
  • Потребность в самоактуализации.

По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

Мотив самоутверждения

Если вы чувствуете, что вам очень важен престиж, определенный статус в обществе, то это отличная мотивация к саморазвитию для вас.

Если вам присущи такие черты характера, как самолюбие, чувство собственного достоинства, то вам необходимо признание в обществе. Желание и стремление к самоутверждению, высокому статусу, к позитивной оценке своей личности со стороны окружающих, уважение – существенный мотивационный фактор. Он побуждает много работать и активно развиваться.

Список литературы

  1. Бережнова О.В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов, 2005.
  2. Куличкова С.А. Саморазвитие старшеклассников в лицее-интернате: теория и практика // Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004.
  3. Лучкина Т.В. Роль инновационной деятельности в личностно-профессиональном саморазвитии молодого педагога. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2000.
  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский , 2004. – 256 с.
  5. Маслоу А. Самоактуализация. – Школа-мастерская личного развития. – www.isra-trainings.com.
  6. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. – www.flogiston.ru.
  7. Мокерова Ю.В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ. Автореф. дисс. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2006.
  8. Общая педагогика. Курс лекций. – Кафедра психологии и педагогики Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова. – kpip.kbsu.ru.
  9. Оплетин А.А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа (на материале физического воспитания). Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Пермь, 2005.
  10. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. – www.abc-people.com.
  11. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Журнал «Вопросы психологии». – www.voppsy.ru.
  12. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. – www.gumer.info.
  13. Слесаренко Н.В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2004.
  14. Фрейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. – Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета. – www.i-u.ru.

Как же активировать процесс мотивации?

  • Определите, на каком уровне вы сейчас находитесь. Какие нужды сейчас для вас являются первостепенными? К чему вам нужно стремиться на данном этапе?
  • Будьте честны с собой, чего вы действительно хотите достичь сейчас в разных сферах жизни? Запишите, чего вы хотите достичь в области работы, любви, взаимоотношения, роли в обществе. Каким вы хотите себя видеть через год, два, десять лет?
  • Честно оцените свои знания, навыки, возможности. Подумайте, чего вам не хватает для достижения тех или иных целей. Двигайтесь малыми, но уверенными шагами.
  • Осознайте, насколько важна для вас поставленная цель. Как она изменит вашу жизнь в лучшую сторону?
  • Визуализируйте вашу цель. Если не получается это сделать мысленно, нарисуйте рисунок или сделайте коллаж из фотографий.
  • Хвалите себя за каждое, даже самое маленькое достижение. Научитесь гордиться собой.
  • Больше узнавайте, читайте. Ходите на курсы, семинары. Повышайте свою квалификацию или осваивайте новые виды деятельности, необходимые для осуществления вашей цели.
  • Верьте в себя. Если вы допустили ошибку или что-то не получилось, не останавливайтесь. Любой опыт – это положительный опыт. Пробуйте еще и еще раз. Почитайте истории успешных людей, через что им пришлось пройти, чтобы достичь таких результатов.

Самомотивация – это привилегия сильных людей. Многие люди прекращаются двигаться дальше и теряют мотив саморазвития, когда достигают успеха в какой-то области. Но проходит время, и они понимают, что им этого мало. Саморазвитие – бесконечный процесс, нет предела совершенству и тем более нет предела развитию личности.

Не прекращайте постоянно двигаться вперед, не теряйте драгоценное время. Жизнь настолько интересна и многогранна, что ее можно познавать бесконечно. Главный мотив саморазвития – это желание прожить полноценную, интересную жизнь.

Тематика: Личностный рост, Мотивация

Желание быть успешными

Одна из потребностей человека — желание, чтобы его считали авторитетным, успешным и уважаемым. Эта потребность так же важна, как потребность в принятии и любви. Зачастую у нас не получается представить себя успешным человеком: зарплата низкая, недостаточно премий и регалий, должность не нравится. Такая ситуация огорчает. Нужно помнить, что путь к высокой зарплате и престижной должности извилистый и долгий. В случае, если не получается стать успешными в профессиональной деятельности, мы пытаемся компенсировать эту успешность в другом месте. Например, читая литературу о саморазвитии.

Россиян предупредили об опасных методах лечения постковидного синдрома

Депрессия: как продукты с витамином D влияют на наше эмоциональное состояние

Перспектива принятия: как важное для человечества фото переворачивает мышление

Личностный рост: от слов к делу!

В этой статье я рассказала вам о личностном росте и объяснила, почему так важно уделять внимание саморазвитию в любом возрасте.

Теперь самое важное ― пора переходить от слов к делу. Берите пошаговую инструкцию на вооружение, составляйте индивидуальный план личностного роста и… действуйте!

Если приведенные выше советы вам понравились и пригодились, напишите об этом в комментариях.

А что для личностного роста делаете вы? Поделитесь! Уверена, ваш опыт будет полезен другим.

Девиз

“Развиваться или умереть”, — вот что говорят многие мотиваторы. Корни тенденции уходят в американское мышление. Каждый житель Штатов может добиться успеха, если приложит много сил и работоспособности. На наше сознание свалились множество блогов, статей, книг, повествующих о саморазвитии. Глядя на добившихся успеха людей из средств массовой информации, мы чувствуем себя неудачниками.

Пошаговая инструкция для личностного роста

Шаг №1. Создайте намерение: обеспечить постоянный и устойчивый личностный рост

Задайте себе вопрос «Для чего мне нужен личностный рост?» и подробно ответьте на него. Объясните самому себе, почему это важно. Подумайте о своих целях, о том, что будет вас мотивировать и не давать «сойти с рельсов» в трудные минуты.

Шаг №2. Включите в план личностного роста все сферы вашей жизни

Конечно, план личностного роста ― история индивидуальная. И то, как он будет выглядеть, зависит от вашей текущей ситуации, ваших желаний, целей и того, какие сферы жизни у вас «проседают»на данный момент. Кто-то построил карьеру, но не встретил любовь. Кто-то создал крепкую дружную семью, но не может найти свое предназначение.

Индивидуализируйте ваш план личностного роста с учетом ваших реалий. Отметьте свои сильные и слабые стороны, вспомните победы и поражения, зафиксируйте успехи и упущения. Определите области, в которых у вас пока неважно идут дела и есть сложности. Уделите им больше времени и сил.

Но! Обратите внимание на важный момент: в плане личностного роста должны быть задействованы абсолютно все ключевые сферы вашей жизни. Не нужно зацикливаться только одной, будь то деньги, поиск идеального партнера или укрепление физического здоровья. Ведь наша жизнь станет по-настоящему счастливой, только если все ее сферы будут развиты и уравновешены. Гармония и баланс ― вот ключ к успеху!

Понять, какая сфера вашей жизни и насколько развита, а какая ― нуждается в корректировке, поможет эта статья:

Колесо баланса. Преврати свою жизнь в шедевр

Шаг №3. Развивайте духовность

Духовность тесно связана с личностным ростом. Вот ключевые аспекты духовности:

  • Благодарность
    . Будьте благодарны этому миру, учитесь искренне благодарить окружающих людей.
  • Умение прощать
    . Вспомните про ответственность: только вы несете ответственность за свою жизнь, никто ни в чем не виноват. Не копите обиды, умейте прощать и отпускать.
  • Абсолютная любовь
    . Любите себя и близких искренней, бескорыстной любовью, учитесь принимать себя и дорогих вам людей такими, какие они есть.

Шаг №4.
Большечитайте
Все успешные люди начитаны и регулярно изучают новую литературу. Прислушайтесь к этому совету и вы.

Какие книги для личностного роста вам необходимы? Составьте список. Это могут быть книги по психологии и саморазвитию, про здоровье и образ жизни, про отношения и воспитание детей, а также специальная литература, которая поможет вам стать настоящим профессионалом в своем деле. Все зависит от поставленных вами задач.

Возможно, вы захотите даже освоить скорочтение. Почему нет? Книги по развитию мышления, памяти и внимания в вашем распоряжении.

А может, ваша цель ― увеличение дохода?

Вы можете исполнить любое желание, если воспользуетесь вот этими советами>>>

Поверхностные знания

Стремясь соответствовать образу развитой личности, вы штудируете все подряд: и Маркса, и Канта, и историю Древней Греции. Отсутствие системного подхода влечет за собой непонимание изучаемого. Знания остаются поверхностными. Нужно сказать, что для многих это норма: они желают выглядеть информированными, не являясь таковыми в действительности. Чтобы так выглядеть, вполне хватит несистематизированных знаний из разных сфер.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]