Этой вводной статьёй мы начинаем знакомство с Психософией, типологией, которая делит людей на 24 психотипа. Данный подход весьма интересен и стоит нашего внимательного изучения. Я не буду детально описывать саму Психософию, в интернете есть очень много материала по этой теме, и вы легко сможете разобраться в ней самостоятельно. Я лишь приведу основные понятия, определения и опишу кратко саму суть метода. И разумеется, те моменты, которые относятся к нашей теме определения своего предназначения, будут детально разобраны
Психософия (или психе-йога или типология Афанасьева) – это типология, созданная Александром Афанасьевым на базе Соционики (до которой, я надеюсь, мы тоже в своё время доберёмся). Психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своём внутреннем мире и своих возможностях. И это как раз то, что нам нужно для определения предназначения
Согласно Психософии, всю сферу человеческого бытия можно разделить на четыре аспекта
Физика (Ф*)
- Всё что связано с материальным миром и материальными объектами
- Отношение к своему физическому телу и его потребностям
- Физический труд и работа в целом
- Физическая сила человека, его физические навыки и возможности
- Способность действовать в мире физических объектов
- Биологическая агрессивность и готовность к силовому решению конфликтов
* – здесь и далее в скобках указана первая буква аспекта (Ф – значит Физика). Эта краткая аббревиатура потребуется для составления психотипов
Взаимоотношения
Психософия легко и логично прогнозирует взаимоотношения между типами. Взаимоотношения смотрятся по каждой функции отдельно, например, есть два типа ЭФВЛ и ВЭФЛ. По эмоции у них взаимоотношения по схеме 1-2 (первая со второй), по физике — 2-3, по воле — 1-3 и по логике 4-4. Исходя из смысла все возможные виды связей можно классифицировать в 4 группы:
Дополнения (1-4, 2-3).
Сильные стороны одной функции естественным образом покрывают слабости другой. Это наилучшее сочетание.
Тождественные (1-1, 2-2, 3-3, 4-4).
Характеризуются хорошим взаимопониманием, а для сильных функций ещё и взаимоуважением. Но дополнения не происходит.
Псевдотождественные (1-2, 3-4).
Нет хорошего взаимопонимания. Люди как будто похожи, но цели одних являются средствами других, что делает их принципиально разными. Это является источником непонимания в ряде случаев, но не источником конфликтов.
Конфликтные (1-3, 2-4).
Между этими функциями глубокое непонимание, что может выливаться даже в конфликты. Только из-за такого сочетания функций может появляться недооценивание человека, неуважение к нему и его поступкам.
Уже исходя из этого описания понятно, что для каждого типа есть тип с наилучшими и наихудшими взаимоотношениями. Например, для типа ЭФВЛ наилучшим будет ЛВФЭ, а наихудшим — ВЛЭФ. Хоть в теории всё гладко и логично, в жизни очень многое зависит также от воспитания человека, умения слышать других людей и ценить доверие. Как мне кажется из моего опыта, воспитание, умение слышать, доверие находятся все психософии и могут как присутствовать, так и отсутствовать в каждом типе.
Логика (Л)
- Это всё то, что является продуктом деятельности ума человека, вне зависимости от того, имеет ли оно материальное воплощение или нет
- Мир наших идей, фантазий, размышлений
- Способность человека что-то создавать на тонком уровне, т.е. в уме, на уровне идей и концепций
- Всё что связано со знанием, процессом обучения и передачей знания
- Способность человека к анализу, его аналитические способности
- Красота и завершенность идей, ценность умозаключений, выводов, различных видов теории и теоретических моделей
4я Эмоция
Четвертая результативная функция нуждается в разнообразии и интенсивности эмоционального выражения со стороны других людей, но может обходиться и без оного. Основное для четвертой функции — это то, чтобы она сама не оказалась надолго вовлечена в процесс. Чтобы минимальные потребности были удовлетворены. Или чтобы Эмоция вступала в ход тогда, когда задача не по силу остальным функциям. По ним возможня некая «самоотверженность». Четвертую функцию, как и вторую, «не жалко». И если ресурсы по второй словно «не заканчиваются», то по четвертой это иначе — ей нужна дополнительная мотивация и когда она заканчивается — четверка затихает. Потребности по четвертой функции слышны меньше всего. По четвертой функции легче всего и больше всего хочется соглашаться с волей других, и совершенно не хочется оценивать, критиковать, вступать в споры. По достижении результатов, четверке не хочется, в отличие от вышестоящих, что-то улучшать, продолжать, дорабатывать.
Человеку с четвертой эмоцией сложно долго сопереживать кому-то, точнее само сопереживание-то доступно, но оно скорее внутри, нету энергии, чтобы его выразить. Ярко проявлять его будто не имеет смысла. Если проявит кто-то другой, то 4Э будет не против. Им интересны чужие эмоции, и если человек их выражает, не вовлекая в процесс других, то 4Э воспримет без критики, даст выговориться, если это не будет противоречить пожеланиям по другим функциям. Могут не интересоваться искусством, либо, если какая-то сфера интересует, музыка, к примеру, то предпочтения 4Э будут весьма разнообразны. Человек с 4Э может не любить какую-то музыку, но если она будетиграть в его присутствии, то попросить ее выключить — будет последние, что придет ему в голову. 4Э могут быть заинтересованы в выставках, театрах и прочем, однако самостоятельную инициативу в этом проявлять будут меньше, чем по другим своим функциям. Хотя активный темпераментный человек может и 4ку ярко реализовывать, порядок приоритетов все же прослеживаться. Четверка легко подхватывает уверенную инициативу со стороны других людей.
Воля (В)
- Сила воли человека, его упорство, мотивация
- Воля – это движущая сила, которая побуждает человека действовать в этом мире
- Это стержень личности, который позволяет изменять что-то как во внешнем мире, так и внутри самой личности человека
- Ощущение цели и смысла существования человека
- Способность ставить цели и добиваться их исполнения, не только самостоятельно, но и побуждать («зажигать») других делать это
Основная идея Психософии состоит в том, что отдельно рассматриваемой личности от рождения было дано каких-то качеств больше, а других меньше. Так называемая отмеренная доля. И нет таких людей, у которых всего много или наоборот всего мало, есть определённый баланс и распределение этих качеств. Создатель распределил эти сильные и слабые стороны между людьми, чтобы создать текущее разнообразие и побудить людей взаимодействовать друг с другом. Ведь если предположить, что я полностью самодостаточный, то зачем мне нужны другие люди? Если у меня есть всё, зачем мне что-то просить у других? И на оборот, если у окружающих людей есть всё, и они на 100% самодостаточны, то зачем им обращаться ко мне за помощью?
Например, кто-то талантлив в искусстве, а с логическим мышлением у него проблемы. Кто-то очень красив и физически крепко сложен, но при этом он может быть совершенно безвольной личностью. У кого-то блестящий ум и сверх аналитические способности, но при этом он физически очень слаб. И эту печальную картину несовершенств и незаконченности мы постоянно наблюдаем в реальной жизни. Все эти анекдоты про блондинок, военных, ученых и т.п. как раз показывают то наше разочарование, когда мы видим какую-то одну яркую сферу личности человека, ожидая что и другие сферы человека так же привлекательны и сильны. Но увы, нет! Прекрасные блондинки оказываются тупыми. Гениальные ученые оказываются хиляками и совершенно не умеют красиво одеваться. Чувственные актёры, вызывающие бурю эмоций и переживаний, в реальной жизни оказываются безвольными и трусливыми. А бравые военные оказываются узколобыми и не могут проявлять творчество и фантазию
И все эти описанные типажи, ставшие героями анекдотов, как раз и подтверждают эту модель Психософии о том, что Бог кого-то наделил талантами в одном и обделил в другом
Эти вышеперечисленные четыре аспекта бытия (Физика, Логика, Эмоции, Воля) расставляются по четырем местам силы личности или функциям. И каждая функция обладает своими качествами: есть сильные и слабые, доминирующие или подстраивающиеся, результативные и процессионные. По какой-то функции человек очень силён, ярок и безапелляционен, за какую-то функцию его ценит общество, есть и та, которая для него очень болезненная, а есть и такая, которая для него совершенно не важна
Ниже приведено краткое описание этих функций. Как и аспектов бытия, функций – тоже четыре. И для определения психотипа человека согласно Психософии, нам необходимо расставить вышеописанные аспекты по нижеописанным функциям
Как типировать
Познакомившись с типологией личности, разумно возникает вопрос: как именно можно узнать тип (типировать) того или иного человека? Здесь я бы выделил 4 метода:
Наблюдение
за человеком и выявление особенностей, которые исключают те или иные варианты расположения функций до тех пор, пока тип не станет ясен. Например, вы знаете, что человек любит строить теории и что-то доказывать или рассказывать остальным, это почти гарантированно исключает 4Л. Если человек не выделяется особой романтичностью и большой яркостью эмоций, то это не 1Э, а если кажется, что эмоционально человек вообще слабо себя проявляет, то и не 2Э. Таким образом шаг за шагом можно выяснить весь тип человека.
Типирование по дихотомиям.
Выделяют следующие дихотомии для функций:
- сильная (1 и 2) — слабая (3 и 4)
- результативная (1 и 4) — процессионная (2 и 3)
- доминирующая (1 и 3) — подстраивающаяся (2 и 4)
В сильной функции человек всегда уверен в себе, а в слабой всегда присутствует элемент неуверенности. Результативная функция не склонна с диалогу, а скорее к монологу и скорейшему завершению, а процессионной напротив — интересно действовать и пробовать разные варианты. Доминирующая часто является причиной действовать (уверенно или неуверенно), в ней много амбиций, а подстраивающаяся спокойно всё принимает. По поведению человека частно можно заметить те или иные дихотомии, что очень помогает в типировании.
Частичное типирование.
Иногда нужно протипировать быстро, пусть даже не полностью. Например, вы видете человека, по которому явно видно, что у нго 1В. Это уже значит, что у него не 1Л, не 1Ф и не 1Э. Также из этого, например, может следовать, что, если у вас не 3В, то острого конфликта с ним не будет скорее всего, а если у вас 3В, то нужно быть остороным, потому что некоторые его действия могут показаться слишким резкими и неприятными для вас.
Тест.
Для типирования вы можете поспользоваться тестом.
1-ая функция («Молот»*)
Основная функция человека. По ней он более всего уверен и воспринимает её как наиболее ценную. В области этой функции человек часто проявляет себя с избытком, не замечая реакции окружающих. Ему не важно мнение окружающих, он уверен, что всё что он делает по 1-й функции, делается им идеально и правильно
Параметры:
- Высокая функция
- Доминирующая
- Результативная
- Я – ОК, Ты – не ОК
* – в скобочках приводится называния функций, которые им дал сам Афанасьев
Данное аллегорическое сравнение с «Молотом» показывает, что человек безапелляционно пробивает этой своей сильной доминирующей функцией всё на своём пути. Ему не важно чужое мнение в этой сфере, он уверен, что он прав. По факту он может быть прав или не прав, важно то, что у него есть эта непоколебимая уверенность в своей правоте. Он считает себя экспертом в этих вопросах, а остальных дураками. Так проявляется позиция «Я – ОК, а Ты – не ОК». Функция высокая, т.е. сил у человека по этой сфере много, и она нацелена на результат
Расстановка ценностей в Психософии
Система эта опирается на расстановку ценностей в приоритете личности. Основных ценностей психософии четыре это: Воля (дух), Логика (разум), Эмоция (душа) и Физика (тело). В зависимости от того, что для человека наиболее важно, вырисовывается его психологический портрет.
Те, кто умеет быстро считать, уже поняли, что, имея четыре ценности – получится двадцать четыре варианта их расположения относительно друг друга. Все эти 24 варианта расписал в своей книге, «Синтаксис Любви», создатель типологии – Афанасьев.
Расписал достаточно неплохо, хоть и пристрастно. По его мнению, вышло, что бывает хорошая и плохая расстановка приоритетов. Были типы, которые Афанасьев счёл по той или иной причине недостойными, а то и опасными. Ну что ж, «жираф большой, ему видней»! Но мы всё же попробуем разобраться чуть более объективно.
2-ая функция («Река»)
Нормативная функция, которая умеет соотносить свои интересы в данной области с интересами окружающих людей. Это наиболее умеренная и гармоничная функция. Человек по второй функции обладает силой и желанием делиться этим с окружающими
Параметры:
- Высокая функция
- Подстраивающаяся
- Процессионная
- Я – ОК, Ты – ОК
Вторая функция называется «Рекой», потому как это аллегорическое описание 2-й функции наиболее подходит для сравнения с полноводной рекой. Течение такой реки плавное, ровное, спокойное. Эта река питает живительной влагой всё что растёт на её берегах. Сам вид реки вызывает умиротворенное состояние. Функция высокая – поэтому сил у человека по это сфере, как и в случае 1-й функции, тоже очень много. Но в отличие от 1-й функции, человек по своей 2-й функции готов подстраиваться под окружающих, прислушиваться к мнению других. Вторая функция олицетворяет гармонию. Человек и себя считает достаточно хорошим в этой сфере и окружающих тоже (Я – ОК, Ты – тоже ОК). Человек готов делиться этой своей силой с людьми, и для него важнее процесс, чем результат
Функции психософии
Позиция, которую занимает тот или иной аспект в структуре личности, определяет отношение человека к себе и окружающему миру. Рассмотрим каждую из четырёх функций.
1
Функция «молот»
Наиболее сильная, основная и доминирующая функция человека. Субъективно оно воспринимается, как самая ценная. Зачастую человек стремится с избытком себя проявить в ней, добиться наибольших успехов. Афанасьев называет эту функцию «даром самому себе». Нередко стремление самореализоваться в аспекте, занимающем эту позицию, настолько высоко, что человек неспособен адекватно воспринимать обратную связь.
2
Функция «река»
Эта функция более умеренная. Здесь человек уже способен соотносить свои потребности с реакцией окружающих. Ввиду этого вторая функция считается наиболее гармоничной, т.к. приносит удовлетворение и пользу как самому индивидууму, так и окружающим его людям.
3
Функция «язва»
Название этой функции очень чётко описывает её содержание. Человек имеет некую потребность в удовлетворении аспекта, занимающего эту позицию, но не уверен в себе. Он боится критики окружающих, их реакции и, как правило, низко оценивает свои способности. Как говорится, и хочется и колется – человек нередко страдает из-за фрустрированной третьей функции.
4
Функция «пустячок»
Это самый малозначимый аспект, и, следовательно, мотивация к его удовлетворению отсутствует. Человек не предаёт значения четвёртой функции и реализуется внутри неё настолько, насколько это необходимо для достижения результатов в остальных функциях. Поскольку последняя функция не принципиальна, человек зачастую легко соглашается с чужим мнением, касающимся аспекта, занимающего эту позицию.
Как вы понимаете, чаще всего люди испытывают сложности с первой и третьей функциями. В первом случае необходимо научиться слышать других людей, иногда прислушиваться к ним, а во втором следует оценить, насколько для вас важен аспект, занимающий третью функцию, и либо побороть свою неуверенность, либо сконцентрироваться на первых двух функциях.
Как же определить свой психотип? Для этого вам нужно расставить аспекты в порядке от наиболее к наименее приоритетному (то есть по порядку функций) и получить последовательность букв, например, ЭФВЛ или ЛФВЭ – это и есть ваш психотип. Как и в соционике, в психософии есть псевдонимы для каждого типа.
Псевдонимы психософии выглядят так:
Что же касается совместимости, то для её проверки вам нужно определить свой психотип и психотип своего партнёра, а затем выбрать соответствующую ячейку таблицы на этом сайте. Для каждой пары типов указаны рекомендации по взаимодействию, которые подскажут вам, как себя вести и на что следует обратить внимание. Если вы чувствуете, что ваши отношения потеряли прежнюю теплоту и гармонию, эта таблица совместимости может помочь вам добиться прежнего согласия. И даже если у вас с партнёром всё хорошо, практические советы, указанные на этом сайте, сделают вас ещё ближе друг к другу.
Но помните, что не стоит слишком серьёзно относиться результатам совместимости. Воспринимайте их скорее, как пищу для размышлений, инструмент самопознания, развития личности и взаимоотношений.
Желаем успехов!
3-я функция («Язва»)
Болезненная, беспокойная, неуверенная в себе функция. С одной стороны, человек испытывает потребность проявить себя в этой области или получить что-то по ней, а с другой стороны у него нет сил, чтобы проявить это в полной мере или добиться этого самостоятельно. Человек не уверен в своих силах и опасается критики и отрицательной оценки. Эта функция хорошо видит недостатки других в данной области и охотно их критикует
Параметры:
- Низкая функция
- Доминирующая
- Процессионная
- Я – не ОК, Ты – не ОК
«Язва» – это самая больная зона человека. Он не силён по данной функции, но у него очень сильная потребность в ней, получить её или проявить себя в ней. Но так как функция низкая, то у человека нет сил, чтобы получить это самостоятельно. Поэтому человеку нужна помочь в этой сфере от окружающих людей. Это зона неуверенности человека. Он понимает, что сам он слаб в этой зоне, при этом и к окружающим у него доверия особо нет (Я – не ОК и Ты тоже не ОК). И мы получаем такого глубоко несчастного просящего, которому и просить стыдно и не просить он не может, да ещё в дополнение к этому он сильно привязан к тому, что просит, поэтому любой отказ или не желаемый сценарий им очень болезненно переживается
Основы психософии или 4 сферы Бытия
Введение
Психософия – типология, созданная А.Ю. Афанасьевым в середине 80-х годов. В ней имеется четыре аспекта: Воля, Логика, Эмоция, Физика, которые можно условно сопоставить соответственно с четыремя сферами Бытия: Духом, Разумом, Душой и Телом. Все аспекты располагаются в психической структуре личности определенным образом. Любой из аспектов может стоять на первом месте в списке приоритетов (или иначе занимать первую функцию), на втором (занимать вторую функцию), на третьем или на четвертом (занимать третью или четвертую функцию), но при этом ни один аспект не может занимать два места одновременно у одного человека. То, на какую позицию попадет аспект, определяет, как он будет у человека проявляться, как человек будет относиться ко всему, что с ним связано, насколько субъективно ценным будет для него сфера этого аспекта.
Всего возможно 24 варианта расстановки аспектов, и, соответственно 24 типа личности. Тип личности обозначается первыми буквами названий аспектов, перечисленными от первого (самого значимого) до четвертого. Кроме того, так же, как и в соционике, есть псевдонимы типов, но предпочтительным является все же буквенное обозначение. Например, тип с порядком функций Воля, Логика, Эмоция, Физика обозначается ВЛЭФ и имеет псевдоним «Сократ».
Аспекты психософии
- Воля — ощущения цели, смысла существования человека, его места в мире, восприятие жизненных задач и желаний. Воля – это стержень личности, движущая сила, которая заставляет изменять другие составляющие мира.
- Логика — мир идей, всего того, что является продуктом деятельности ума человека вне зависимости от того, имеют ли они материальное воплощение или нет. Позиция Логики определяет степень субъективной ценности умозаключений, красоты и завершенности идей и концепций, вне зависимости от того.
- Эмоция — сфера внутренних переживаний человека: чувств, эмоций. Кроме этого, Эмоция отвечает за отношение к искусству и красоте окружающего мира вообще.
- Физика — мир всего материального. Позиция Физики отвечает за отношение собственному телу и его потребностям, важность обладания материальными благами, физическому труду и работе вообще, за биологическую агрессивность и готовность к силовому решению конфликтов.
Функции в психософии
- Первая функция («молот») – основная функция человека. По ней он более всего уверен и воспринимает ее как наиболее ценную. В области этой функции человек часто проявляет себя с избытком, не замечая реакции окружающих.
- Вторая функция («река») – нормативная функция. Наиболее умеренная и гармоничная, умеет соотносить свои интересы в данной области с интересами окружающих людей.
- Третья функция («язва») – болезненная, беспокойная, неуверенная в себе. С одной стороны, человек испытывает потребность проявить себя в этой области, с другой – не уверен в своих силах и опасается критики и отрицательной оценки. С другой стороны, эта функция хорошо видит недостатки других в данной области и охотно их критикует.
- Четвертая функция («пустячок») – наименее значимая для человека и поэтому спокойная и отрешенная. Часто по ней человек не имеет собственных предпочтений в данной области и легко подстраивается под чужие.
Все функции можно разделить по трем признакам:
- результативные (первая и четвертая) и процессионные (вторая и третья, причем третья является суперпроцессионной);
- доминирующие (первая и третья) и подстраивающиеся (вторая и четвертая);
- высокие (первая и вторая) и низкие (третья и четвертая).
Полный список всех типов и их псевдонимы представлены в таблице ниже:
1-ая функция | 2-ая функция | 3-я функция | 4-ая функция | Тип и его псевдоним |
Воля | Логика | Эмоция | Физика | ВЛЭФ («Сократ») |
Физика | Эмоция | ВЛФЭ («Ленин») | ||
Эмоция | Логика | Физика | ВЭЛФ («Ахматова») | |
Физика | Логика | ВЭФЛ («Толстой») | ||
Физика | Логика | Эмоция | ВФЛЭ («Наполеон») | |
Эмоция | Логика | ВФЭЛ («Твардовский») | ||
Логика | Воля | Эмоция | Физика | ЛВЭФ («Эйнштейн») |
Физика | Эмоция | ЛВФЭ («Лао Цзы») | ||
Эмоция | Воля | Физика | ЛЭВФ («Паскаль») | |
Физика | Воля | ЛЭФВ («Августин») | ||
Физика | Воля | Эмоция | ЛФВЭ («Платон») | |
Эмоция | Воля | ЛФЭВ («Бертье») | ||
Эмоция | Воля | Логика | Физика | ЭВЛФ («Газали») |
Физика | Логика | ЭВФЛ («Пастернак») | ||
Логика | Воля | Физика | ЭЛВФ («Андерсен») | |
Физика | Воля | ЭЛФВ («Руссо») | ||
Физика | Воля | Логика | ЭФВЛ («Пушкин») | |
Логика | Воля | ЭФЛВ («Бухарин») | ||
Физика | Воля | Логика | Эмоция | ФВЛЭ («Гете») |
Эмоция | Логика | ФВЭЛ («Чехов») | ||
Логика | Воля | Эмоция | ФЛВЭ («Аристипп») | |
Эмоция | Воля | ФЛЭВ («Эпикур») | ||
Эмоция | Воля | Логика | ФЭВЛ («Дюма») | |
Логика | Воля | ФЭЛВ («Борджиа») |
Далее рекомендуем:
- Аспекты в психософии
- Интертипные отношения в психософии
- Психософия для скептиков: описание функций
- Развернутое введение в психософию на сайте TYPOLOGIES.RU
- Описания функций и типов в книге А.Ю. Афанасьева «Синтаксис Любви»
4-ая функция («Пустячок»)
Это наименее значимая для человека функция, а поэтому она спокойная и отрешённая. Часто по ней человек не имеет собственных предпочтений и легко подстраивается под чужие
Параметры:
- Низкая функция
- Подстраивающаяся
- Результативная
- Я – не ОК, Ты – ОК
«Пустячок» – это функция, которой человек не придаёт особого значения. Он понимает, что он слаб в этой сфере, но, в отличие от 3-й функции, это его совершенно не беспокоит. «Ну не умею я этого делать, а мне особо оно и не нужно». По этой функции человек предпочитает доверять мнению внешних экспертов (Я – не ОК, Ты – ОК). Как правило, человек выбирает готовые решения, то, что ему посоветуют окружающие. При этом человек не склонен что-то совершенствовать или изменять в том, что ему предлагают – он принимает это как есть. «Сказали, что эта рубашка очень модная в этом сезоне. Хорошо буду её носить! И без всяких там дополнительных бантиков и модных подворотов»
Типы
Чтобы понять, что из себя представляет конкретный тип, достаточно воспользоваться тем, что написано выше, а именно, соединить смысл каждой функции с её положением в типе. Например, мы имеем тип ЭФВЛ: на первое месте эмоция (1Э), далее 2Ф, 3В и 4Л. Это значит, это такой человек эмоционален, живёт эмоциями, которые у него очень яркие и заразительные для окружающих. 2Ф делает его подвижным человеком, любящим разнообразные физические ощущения, хорошо разбирается в еде, красоте, вкусах, внимателен к окружающим, постоянно держит во внимании то, насколько человеку комфортно физически. 3В означает, что для человека очень важная социальная реализация, уважение окружающих, болезненно воспринимаются оскорбления. 4Л — это значит, что человек не склонен строить сложные логические схемы и теории обо всём вокруг, а также не склонен прислушиваться к ним, другими словами, даже если ему всё рассказать и объяснить логически, то он всё равно сделает по-своему.
Описанное выше — это лишь небольшой и далеко не полный пример о том, как строить описание типа самостоятельно, исходя из последовательности функций. (также мои описания типов вы можете посмотреть по этой ссылке: …)
2Э
Вторая Эмоция может и хочет свободно и разнообразно реагировать на разные свои и чужие эмоциональные проявления. Интересно отслеживать эмоции в других, влиять на них. Им интересно настроение других людей, их эмоциональные состояния. Обращают внимание на то, какие эмоции испытывают они сами. Любят общение, яркое, разнообразное. Когда вокруг выражаются эмоции. Принимают разнообразное выражение эмоций без критики, поддерживают эмоции, поддерживают общение. Подхватывают настроения окружающего мира, импульсивны. Интересуются внутренним миром других людей. Эмоции важны, хотя часто люди с 2Э утверждают, что необязательны. Настроение могут и умеют создавать, и особенно охотно делают это по запросу других людей или для других людей, чтобы им понравилось.
С сильной и слабой этикой:
С сильной соционической этикой — 2Э оказываются очень гибкими в вопросах этики, у них есть и способности, и энергия решать сложные этические ситуации, которые им могут быть довольно интересны. Чувствуют этику ситуации, отношения между людьми, настроения. И вполне могут тонко и качественно влиять на них. С экстраверсией это очень общительные люди, постоянно ищущие новых знакомств, контактов, новые ситуации, приятные и интересные им. С интроверсией это очень семейные люди, любящие родных, умеющих поддержать уют семейной жизни, настроение.
Автор: Юлия Колесниченко