Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации


Модели поведения личности в конфликте

Анализ конфликтов и способов их разрешения позволил учёным-конфликтологам выделить и описать наиболее типичные модели поведения субъектов в рамках конфликта.
Так, в профессиональной литературе выделяют три основных модели поведения личности в конфликте:

  • конструктивная,
  • деструктивная,
  • конформистская.

Каждая из этих моделей предопределена предметом конфликта, общей характеристикой конфликтной ситуации, ценностями субъектов, а также индивидуально-психологическими особенностями каждого из них. Модели поведения также отражают динамику конфликта, возможные способы его разрешения.

Замечание 1

Определение модели является желательным и необходимым этапом в тех случаях, когда возникает необходимость разрешить возникший спор.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Таким образом, выделяют следующие основные модели поведения личности в конфликте:

  • Конструктивная. Субъект стремится уладить конфликт, нацелен на поиск оптимального решения. Кроме того, он характеризуется выдержкой, самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытостью, позитивным настроем, лаконичностью в общении. Старается выделить только самые главные мысли.
  • Деструктивная. В рамках данной модели поведения личность постоянно стремится расширить и обострить конфликт, принижать партнёра, негативно оценивает его личность, проявляет как подозрительность, так и недоверие к оппоненту. Нередко нарушается этика общения.
  • Конформистская. Субъект пассивен, склонен к уступкам, непоследователен в своих суждениях, а также в поведении. Легко соглашается с точкой зрения своего соперника, старается уйти от разрешения острых вопросов.

Опасность последней модели заключается в том, что она не только способствуют проявлению агрессии со стороны соперника, но и периодически провоцирует её. Данная стратегия также деструктивна, но только с противоположным знаком. Конформистская модель способна сыграть положительную роль в разрешении конфликта тогда, когда предмет конфликта носит не существенный характер. В таком случае данная модель позволит быстро разрешить возникший конфликт.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 410 ₽ Реферат Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 250 ₽ Контрольная работа Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Личность как субъект и объект общественных отношений

Жизнь показывает, что, сколько бы разными и непонятными друг другу не были люди, они будут

вместе, если предметом их внимания являются радость ближнего и собственное умение радоваться ему. А

поэтому каждый человек должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть легким на

переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большей автономности и т.п. Чем легче будут

эти переходы, чем реже человек обращает на них внимание, тем меньше взаимных обид, раздражений,

недовольств, конфликтов. Желание лучше понять своих близких, друзей, коллег, по-новому увидеть

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

… той или иной семье переплетаясь с жизненными обстоятельствами, складывается в определённую модель поведения, неизменно повторяющуюся из поколения в поколение. Модель поведения – это устойчивая, специфическая, … ГЕНОГРАММУ, разбираем взаимоотношения, которые существовали и продолжают существовать в семье Устойчивая МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ или ПАТТЕРН могут быть не только негативными, как в приведённых …

отношения с ними, научиться конструктивно преодолевать трудности взаимопонимания – это основные

факторы взаимодействия людей в обществе.

Когда речь заходит об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или

индивидуальность. Эти понятия являясь едиными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны.

Они определяют разные стороны сущности человека.

Индивид – это живой организм, биологическое

существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущее ему

физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде. Индивид –

субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления,

который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства

определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования.

Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые

складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов.

Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая

противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей,

проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность

не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект общественных отношений и

связей.

Индивидуальность – проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью,

мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей

оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта и т.д. Так, к

примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества человека, когда констатируют: Адам Смит, чье

имя вписано в летопись всемирной истории как классика политической экономики, основоположника

трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего

времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.

Зарубежные и отечественные психологи под субъектом понимают личность или человеческую

общность, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы в стремлении к поставленным перед

собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом.

Объектом же общественных связей

люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам,

довольствуясь самыми маленькими результатами собственной деятельности.

Каждый отдельно взятый человек – существо социальное, обладающее самосознанием, активно

деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Прежде

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

… условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением» (М.,1996) С.В.Калинина выделяет следующие требования к активизирующим … ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную … попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не …

всего, важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности, включающей в себя цель,

средства, результат и сам процесс целесообразных действий. Каждый человек является представителем

государства, нации, класса или слоя и выступает соответственно как гражданин, представитель нации,

рабочий, крестьянин или интеллигент. Именно в делах, созидании, творчестве человек не только

обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается как личность.

Обладая социальной определенностью, личность включается в тот или иной вид общественных

отношений как носитель специфических качеств соответствующих общностей. Вне общественных

отношений нет личности, а вне социально-классовых отношений нет и политической личности. Личность

живет во времени и может оценивать себя, сравнивая с собой в прошлом или в желаемом будущем. Многие

психологи считают, что для самооценки одного себя мало. Каждая самооценка говорит о выраженности не

столько данного качества у человека, сколько о степени его отклонения от некоторого эталона, точки

отсчета в оценивании. (1)

Личность – явление многомерное. «Бывают часы, — писала Жорж Санд, — когда я ускользаю от самой

себя, когда чувствую себя травой, птицей, вершиной дерева, облаком, проточной водой, горизонтом,

цветом, формой и ощущениями, преходящими, неопределенными;… живу в том, что составляет среду

развития, являющегося как бы расширением моего собственного существа». (2) Ученые часто задают себе

вопрос: «Где первоисточники самопознания, где рождается само Я, которому суждено увидеть себя добрее

чем…?» С материалистической точки зрения определяющая роль отношений с другими людьми в развитии

личности впервые была осмыслена Людвигом Фейербахом. «Отдельный человек, — писал он, — как нечто

обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в

мыслящем.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в

единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». (3) Эти идеи стали одними из

ключевых в марксизме: «… человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». (4)

Люди рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в

реальности оказываются неодинаковыми. Из безусловного признания факта неодинаковости людей следует

вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или

слабостей. Для того, чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех

причин, которыми они вызываются, необходимо знать полную информацию о человеке с кем общаешься и

взаимодействуешь. Нельзя не считаться с тем, что поведение любого человека, его действия и поступки

определяют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию.

Специалисты-психологи называют основными качествами человека – интеллектуальные, волевые и

эмоциональные. К интеллектуальным качествам относятся такие свойства, как мышление, совокупность

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

… вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в … ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, …

знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненная позиция. Волевые

качества связаны, прежде всего, с мотивами, которые побуждают к действию, проявлению способностей

человека, расположенностью его к другим людям. Эмоциональные качества вбирают в себя самые

разнообразные нервные возбуждения, переживания и чувства, связанные с такими моральными ценностями,

как добро, долг, честь, дружба, любовь и т.п. Эмоции, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об

актуализации жизненных сил, о готовности личности приносить людям пользу, отвечать перед обществом и

самим собой за свои поступки.

Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества своей особой социальной

значимостью выделяются справедливость, ответственность и правосознание. Все эти свойства личности, без

сомнения, влияют на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. Специалисты

акцентируют внимание еще на одном свойстве человека – рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний

и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются

другими людьми.

Ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают особого внимания. Прежде всего,

существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом – теми устойчивыми

свойствами индивида, которые характеризуют динамические особености психики данного человека, относя

его со времен Гиппократа к сангвиникам, флегматикам, холерикам или меланхоликам. Известно, что

сангвиник активен и быстр, легко сходится с людьми, жизнерадостен и деятелен, но не переносит

однообразия и монотонной работы. Флегматик более сдержан в поведении и терпелив, владеет собой, но,

как правило, мало активен. Холерик бывает, вспыльчив и излишне прямолинеен, часто демонстрирует

высокую работоспособность, одного его активность и энергия то бьет через край, то испытывает временный

спад. Меланхолик впечатлителен, эмоционален и отзывчив, но нередко проявляет нерешительность и

медлительность, плохо адаптируется к новым условиям, болезненно переживает неудачи, легко впадает в

уныние. Влияние индивидуального склада, отчетливо выраженных психических свойств личности на ее

конфликтность оказывается более заметной. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение

человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а

флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые

характеристики. Выделяют две основные психологические оси личности: экстраверсия – интроверсия;

эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность. Экстраверты – люди, требующие

постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым

впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Интроверты стимулы для жизненной активности черпают

изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, любят порядок, дружат с немногими,

но преданно. Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным

11 стр., 5086 слов

Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3 Методика диагностики …

… Результаты исследования взаимосвязи поведения в конфликте и индивидуально-типологических особенностей личности 3.1 Результаты опросника Айзенка 3.2 Результаты теста «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3.3 … (12) Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды …

напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

Эмоционально стабильные люди – им свойственны эмоциональная уравновешенность, неспособность

глубоко сочувствовать переживаниям других людей. Эта типология черт характера была дана Карлом

Юнгом (1875-1961гг.) в книге «Психологические типы» (1921г.), которая до сих пор считается одной из

самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии.

Согласно взглядам А.Адлера формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни

человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у

него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на

поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п.

Данная типология убедительно показывает, что характеры людей разные (по крайней мере, существует

16 типов характеров).

Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда

бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты

своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. Суть теории Эрика

Эриксона (1902-1994гг.) состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального

развития личности, на каждом из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом

возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное.

Уровень личностного развития -еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного

конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и

воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с

общепринятыми нормам и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и

характера приходится держать под постоянным контролем.

Понятие социализации является одним из центральных понятий таких учебных дисциплин, как

социология, психология, политология и других. Несмотря на то, что каждая из этих дисциплин вкладывает в

понятие социализации свой смысл, в целом под социализацией понимается совокупность всех социальных

процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт, в результате общения и деятельности

приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена

общества.

Стратегии поведения в конфликте

Вопрос о стратегии поведения в конфликте рассматривается разными учёными, причём не только конфликтологами, но и психологами. В частности, такие учёные, как А.Я. Янцупов, С.В. Баклановский ориентированы на изучение установки личности или группы лиц по отношению к конфликту, определяя таким образом форму поведения людей.

Р. Килмен и К. Томас разработали двухмерную и трехмерную модель стратегии поведения личности в конфликте. Ее суть заключается в том, что каждый участник конфликта оценивает и соотносит свои интересы с интересами других людей, выясняя, что он выиграет случае позитивного или негативного разрешения конфликта, какие потери понесёт. Исходя из сложившейся ситуации, оппонент осознанно выбирает стратегию своего поведения, которая может существовать в следующих вариантах:

  • уход;
  • принуждение;
  • компромисс;
  • уступка;
  • сотрудничество.

Кроме того, согласно данным психологов, анализ интересов другого человека зачастую происходит неосознанно, особенно когда конфликт носит спонтанный характер, а ситуация характеризуется мощным эмоциональным напряжением. Личности оценивают свои интересы в конфликте, выбирая соответствующую модель поведения, которая может соотноситься с количественными параметрами. Однако поддержание своих интересов или интересов оппонента зависит от трех основных обстоятельств:

  • содержание предмета конфликта;
  • наличие ценностей межличностных отношений;
  • особенности личности, в том числе и индивидуально-психологические.

Особое место в конфликте занимает ценность межличностных отношений между субъектом и его противоборствующей стороной. Если отношения между субъектами не представляют никакой ценности, то есть между ними не установлены отношения дружбы, любви, товарищества или партнёрства, то такой конфликт будет деструктивен, а также возможно применение таких стратегий, как принуждение, борьба или соперничество. Напротив, если для субъекта важны межличностные отношения, то может проявляться компромисс, сотрудничество, уход или уступка.

Рисунок 1. Стратегии поведения в конфликте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Читать статью: Деструктивные отношения — как наладить межличностные отношения в семье?

Характеристика основных стратегий поведения людей в конфликте

Характеристику основных стратегий поведения людей в конфликте можно представить виде трёхмерной модели:

  • Принуждение – включает в себя борьбу, соперничество, конфронтацию. Субъекты взаимодействуют друг с другом, нанося друг другу взаимный ущерб. Свои интересы оцениваются как высокие, а интересы соперника как низкие. Выбор стратегии в итоге сводится к тому, что необходимо выбирать либо интерес, либо установление дружественных взаимоотношений. На данном этапе формируются деструктивные модель поведения, так как субъектами активно используются власть, сила закона, связь, авторитет и т.д. Однако применение данной стратегии во многих случаях является неэффективным, за исключением двух случаев: при защите себя от посягательства или при защите своих интересов со стороны конфликтной личности.
  • Уход – стратегия поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением соперника уйти от разрешения возникшей проблемы, то есть подразумевается уход от конфликта. Он характеризуется низким уровнем ответственности соперника
  • Уступка – вид стратегии поведения в конфликте, который характеризуется желанием одного субъекта уйти от конфликта, уступить в реализации каких-либо интересов. Необходимо уметь анализировать причина ухода. Чаще всего, личные интересы здесь низки, а вот интерес оппонента оценивается высоко. Другим словами субъект, который выбрал данную стратегию, высоко оценивает интерес оппонента и жертвуют своими интересами.
  • Компромисс – вид стратегии поведения субъекта в конфликте, который ориентирован на взаимное сотрудничество. Компромисс характеризуется наличием баланса интересов сторон. Стратегия компромисса позволяет не испортить межличностные отношения, особенно если они важны для субъекта.
  • Сотрудничество – вид поведения в конфликте, которые характеризуются наличием взаимных усилий у сторон, которые направлены на разрешение возникшей проблемы. Здесь реализуются не только собственные интересы, но и проявляются интерес к цели и мотивы поведения соперника, налаживаются межличностные отношения. В некоторых случаях сотрудничество исключено, когда предмет конфликта имеет жизненно важные интересы для субъекта, кроме того, сотрудничество является одной из самых сложных стратегий и может включать в себя все вышеперечисленные виды стратегий.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

ДатаУчёныйКлассификацияСуть
1938 г.Р. К. МертонПодчинениеПринятие общественных целей и средств их достижения
ИнновацияПринятие общественных целей, но не средств их достижения
РитуалзмОтрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
РетретизмВыход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
МятежПопытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г.В. В. КовалёвДевиации социально-психологического характера— нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера— патологические; — непатологические.
Личностно-динамические девиации— реакция; — развитие; — состояние.
1987 г.Ф. ПатакиПреддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению)— аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы)— преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид.
1990 г.Ц.П.КороленкоНестандартные действияМотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение— поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г.В. Н. ИвановДокриминогенное поведениеИгнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведениеУголовно-наказуемые преступления
2001 г.Ю.А. КлейбергНегативное поведениеСаморазрушение
Позитивное поведениеТворчество
Нейтральное поведениеПопрошайничество
2004 г.Е.В.ЗмановскаяАнтисоциальное поведениеНарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведениеНарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведениеПоведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г.Н. В. МайсакДевиации по характеру поведения— конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом— одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]