Многие ученики и студенты периодически сталкиваются с такой ситуацией — нужно приступить к выполнению учебных заданий, но как-то не хочется. Наступает ступор и пропадают силы браться за работу, а вместе с ними и желание. В такие моменты возникает потребность в большей мотивации. Мотивация — это желание человека совершать определённые действия, без которых не может быть достигнута ни одна цель.
Почему нет желания учиться: 7 главных причин
- Одной из главных причин, по которым не возникает или пропадает желание приступить к учебе — отсутствие понятной цели и четкого плана.
- Проблема возникает тогда, когда занятия отнимают большую часть времени и на что-то другое его просто не остается.
- Отсутствие отдыха также приводит к потере интереса и стремления. Такое состояние называется выгоранием, тогда человеку требуется много времени на восстановление сил и энергии.
- Причина может крыться в занятии нелюбимым делом, человеку очень сложно заставлять делать то, к чему не лежит душа.
- Страх провала при выполнении какой-либо задачи полностью отбивает желание посещать учебное заведение и выполнять какие-либо работы.
- Человек не знает, с чего начать. Сначала написать конспект, а потом выучить? Или же в первую очередь решить тест. Такая неопределенность отбирает много времени.
- Личность учителя/преподавателя также играет немаловажную роль. Манера обучения влияет на отношение учащегося к предмету.
Повышение мотивации к учебе в 3 простых шага
Ждать вдохновения – не лучшая идея. Даже для поиска мотивации придется сделать над собой усилие. Но это совершенно бесполезно в ситуации, когда вы занимаетесь тем, что не любите. Если вас подташнивает от алгебры, вы планируете заниматься гуманитарной наукой и не постоянно терпите неудачи при решении уравнений – вы не хотите этого делать.
В этой ситуации единственный выход заключается в решении проблемы (сдаче контрольной работы, теста, экзамена). Поэтому мотивацию вы будете искать для достижения кратковременной цели. С долгосрочными и важными целями сложнее. Вы должны обрести мощную мотивацию, которая будет вести вас через сложности, лень, апатию и неудачи к решению поставленной задачи.
Попробуйте использовать 3 простых шага для повышения мотивации к учебе:
- Поймите свои желания. Если вы учитесь в университете или пытаетесь мотивировать себя к подготовке к экзаменационным предметам в школе, то задайте себе простой вопрос: «Мне нравится этот предмет?». Нормально, если в целом дисциплина вас интересует, но ее сложность пугает. Ненормально, если вы испытываете к предмету искреннее отвращение. В последнем случае мотивировать себя на его изучение не удастся – ставьте краткосрочные задачи и решайте их (сдавайте контрольные, получайте «натянутые тройки»). Важно заниматься тем, что вам действительно нравится.
- Осознайте выгоды. Создайте мотивационный лист – напишите все преимущества, которые вам даст успешное обучение (уважение учителей и одноклассников, успешная сдача экзаменов, поступление в ВУЗ или защита дипломной работы, перспективная работа, возможность переехать в другой город или другую страну, шанс получить высокооплачиваемую специальность). Выгоды должны быть конкретными, не абстрактными.
- Разбейте крупные цели на мелкие задачи. В учебе очень важно отслеживать динамику собственных успехов. Поэтому необходимо разбить крупную цель (например, изучение английского языка) на мелкие задачи (например, знание 1000 слов, времен, пассивного залога и так далее) и достигать их. Каждая достигнутая задача должна поощряться и если вы не получаете вознаграждение извне, то организуйте его для себя сами.
Важную роль в повышении мотивации играет правильный расход энергии. Помните, что недостигнутые цели отнимают больше сил, чем достигнутые, приводящие к искренней радости и эйфории. Поэтому важно заниматься тайм-менеджментом, правильно планировать время и распределять силы.
Никогда не берите на себя больше, чем можете сделать. Не ставьте перед собой грандиозных целей – каждая неудача будет отнимать у вас слишком много сил.
Мотивирующие цитаты для учёбы
Попробуйте воспользоваться мотивирующими словами окружающих или цитатами, после прочтения которых появляется желание учиться и действовать.
„Eсли Вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на Вас.“ — Джим Рон
„Если нет своей цели в жизни, то приходится работать на того, у кого она есть.“ — Леонардо Ди Каприо
„ Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня.“ — Иоганн Вольфганг Гёте
„Не бывает неудач — только опыт и ваша реакция на них.“—Том Краузе
„Будь студентом до тех пор, пока тебе еще есть чему поучиться, и это будет означать всю твою жизнь.“ —Генри Л. Доэрти
„Не говорите, что у вас недостаточно времени. У вас ровно столько же часов в день, сколько было отведено Хелен Келлер, Пастеру, Микеланджело, Матери Терезе, Леонардо да Винчи, Томасу Джефферсону и Альберту Эйнштейну.“—Х. Джексон Браун-младший
„Наша самая большая слабость заключается в том, чтобы сдаться. Самый верный способ добиться успеха — это попробовать еще раз. “—Томас А. Эдисон
„Непрерывное обучение — ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба – это минимальное требование для успеха в вашей сфере деятельности.“—Брайан Трейси
„Между успехом и неудачей лежит пропасть, имя которой «у меня нет времени». “—Франклин Филд
Внешняя или внутренняя — какая мотивация лучше
Разберемся на примерах:
- Внешняя положительная мотивация — «Я хорошо учусь, чтобы по окончании школы получить золотую медаль».
- Внешняя отрицательная мотивация — «Если я не сделаю уроки, меня не отпустят гулять или не дадут играть на компьютере».
- Внутренняя положительная мотивация — «Я учу алгебру, чтобы хорошо разбираться в предмете и в будущем стать программистом».
- Внутренняя отрицательная мотивация — «Если я плохо сдам экзамены, то не пройду по конкурсу на выбранную специальность».
Самая сильная из них — внутренняя положительная мотивация. Главная цель родителей — понять, как заинтересовать ребенка учебой настолько, чтобы ему нравился сам процесс познания.
Внешняя мотивация хоть и выглядит вредной (когда ребенок учится только лишь ради галочки), но на деле подкрепляет внутреннюю. Всем нам приятно получать признание своих успехов и положительную обратную связь — так мы понимаем, что все делаем правильно, и продолжаем делать еще. Поэтому роль оценок здесь хоть и не первостепенная, но все-таки и не бесполезная вовсе.
Интересно!
Психолог Л. И. Божович в своих исследованиях выделяет познавательные и социальные учебные мотивы.
Она говорит, что одни дети учатся, потому что это доставляет им удовольствие, а другие — потому что понимают, как важна учеба для успеха в обществе. Оба мотива одинаково полезны.
Мотивация | Внешняя | Внутренняя |
Отрицательная | «Меня накажут, если я это не сделаю». | «Я делаю это, чтобы не стать неудачником». |
Положительная | «Меня наградят, если я это сделаю». | «Я делаю это, потому что мне интересно». |
Фильмы и сериалы, мотивирующие на учёбу
Чтобы повысить свой уровень мотивации, можно попробовать посмотреть различные кинокартины, после просмотра которых появятся желание и стремление к новым свершениям.
Хокинг, 2004
Это биографический фильм, рассказывающий о британском астрофизике Стивене Хокинге. Он занимался любимым делом и отдавал ему всего себя, несмотря на тяжелую болезнь — паралич. Этот человек прожил до преклонного возраста, сохраняя оптимизм и стремление учиться как можно больше, познавать новое.
Стажер, 2015
Фильм рассказывает историю пожилого человека, работающего стажером. Он учится чему-то новому, опираясь на помощь огромного жизненного опыта. Эта кинокартина показывает, что учиться никогда не поздно, будь человеку 18, 30 или 70 лет — всегда можно освоить что-то новое.
Пираты Силиконовой долины, 1999
История о том, как компьютерные гении — Билл Гейтс и Стив Джобс покорили мир своими изобретениями. Никому не известные ребята работали в маленьких и неудобных комнатах, ими двигала мечта сделать свои проекты известными всему миру. В фильме показывается, как простые юношеские мечты можно воплотить в реальность, прикладывая множество усилий.
Одаренная, 2017
Фильм об очень умной девочке, которая способна решать очень сложные математические уравнения и однажды оказывается в заложниках собственного дара. Фильм способен мотивировать на попытки достичь подобных результатов, которые имеет главная героиня.
Писатели свободы, 2006
Фильм о молодой учительнице английского языка, которой приходится приспосабливаться к новой среде и пытаться найти подход к непростым ученикам из криминальных кварталов. Она использует индивидуальный подход к каждому ученику, что в будущем помогает им начать успешнее учиться.
Поощрения за успехи
Школьника обязательно нужно хвалить за его успехи. Можно даже спросить ребенка о его мечтах и попросить самостоятельно ответить на вопрос: как мотивировать себя на учебу. Как взрослых к труду мотивирует повышение зарплаты, так и детей стимулируют материальные или духовные ценности к усердию. Родители, знающие интересы своего сына, легко уговорят его подтянуть предмет в обмен на посещение концерта любимой группы или посильную помощь в решении волнующего его вопроса.
Интересно. Можно выстраивать долговременные перспективы перед учащимся. Например, при успешном окончании определенного периода обучения школьника поощряют летним отдыхом на его вкус или долгожданным приобретением. Это самый простой, но одновременно эффективный способ повысить успеваемость.
Мотивирующие книги
Последняя лекция, Рэнди Пауш
Данная книга крайне вдохновляющая. Идея книги основана на теме исполнения давних детских мечтаний. Она мотивирует к жизненной смелости, жизни с открытым сердцем, к достижению собственных целей, а также помогать другим людям стать счастливыми.
Думай медленно, решай быстро, Даниэль Канеман
В книге рассматриваются плюсы и минусы двух определённых видов мышления. Автор книги объясняет, в каких случаях можно доверять своей интуиции, а в каких ситуациях лучше не спешить принимать решения.
Начни с главного, Гэри Келлер и Джей Папасан
Идея книги заключается в том, что, если сосредоточиться на какой-то одной конкретной работе, её результаты становятся значительно лучше. Автор пытается донести, что не нужно преследовать сразу множество идей и целей, лучше будет сконцентрироваться на какой-то одной. Это устранит сложившийся в голове беспорядок и повысит продуктивность.
Советы для тех, кто учит что-то для саморазвития
Определенного результата можно достичь, если следовать некоторым из предложенных советам:
1. Определите области, в которых предполагаете развиваться. Старайтесь не возлагать на себя сразу большое количество занятий. Поразмышляйте над тем, зачем вам это нужно и нужно ли?
2. Читайте больше информации по выбранной сфере (книги, статьи), смотрите фильмы и образовательные ролики, посещайте лекции по данной теме, задавайте вопросы продвинутым в этой области людям.
3. Составьте подробный план, разделив его на максимально информативные пункты, обозначая свои цели. Пусть он всегда находится рядом с вами, чтобы было можно отслеживать продвижение по нему.
4. Поощряйте себя за успехи. Вы обязательно должны получать награду за проделанную работу, ибо она приносит не только знания, но и поощрение.
5. Сосредоточьтесь на процессе. Занимайтесь своим делом по той причине, что оно вам нравится, развивает вас и пригодится в будущем.
Как не терять концентрацию во время занятий
- Занимайтесь в удобной одежде. Пусть это будет пижама или домашний костюм — главное, чтобы вам было комфортно и ничего не отвлекало.
- Заранее приготовьте закуски и снеки, если собираетесь заниматься на протяжении нескольких часов. Это могут быть фрукты, орехи, батончики.
- Запаситесь водой. Это может быть бутылка или даже кувшин. Если вы будете делать прогулки до кухни, то велика вероятность, что вы можете потеряться где-нибудь в районе дивана, и потом будет сложно прийти в нужное состояние для учёбы.
- Включайте фоном музыку. Белый шум – это тихий звук, например, музыка дождя, пения птиц или разговоры людей в кафе. В одном исследовании было подтверждено, что небольшой шум помогает повысить концентрацию внимания.
Надеюсь, что моя статья вам помогла. Успехов в учёбе! Вы всё сможете!
P.S. Только не делайте так:
Автор статьи: Олеся Акимова
Всем привет! Меня зовут Олеся и я автор блога LifeDiary. Хочу поблагодарить вас за то, что зашли на мой сайт. Я много сил и любви отдаю этому блогу и очень надеюсь, что подготовленные материалы вам интересны и полезны. Заходите почаще, я рада каждому гостю!
Как заставить себя учиться, если ты лентяй: 5 советов психолога
Лень присуща в той или иной степени каждому человеку. Особенно подвержены ей школьники и студенты, которые ввиду возрастных особенностей меньше способны к осуществлению волевых действий. Однако большинство психологов сходятся во мнении о том, что лень является лишь защитным механизмом психики. Другими словами, бороться нужно не с ленью, а с причинами, её порождающими.
А причин может быть множество. И для достижения высокого уровня эффективности в учебе нужно найти именно ту, которая кажется максимально близкой. Далее будут разобраны три самых частых корня лени, свойственных студентам и школьникам, с рекомендациями по их преодолению. И два общих совета, которые будут полезны для любого из случаев.
Учеба не в приоритете
Пожалуй, это самый распространенный повод для нежелания учиться. Очень часто у молодых людей ведущей деятельностью является общение со сверстниками или построение первых близких отношений с противоположным полом. Учёба уходит на второй план, ввиду чего внутренних ресурсов для обучения не остаётся. Что же делать в таком случае?
Правильным решением в такой ситуации будет перераспределение этих самых ресурсов. Для этого отлично подойдет методика составления плана на день. Выделение четких временных рамок на каждый тип деятельность позволить структурировать режим дня, благодаря чему силы обучающегося будут распределены равномерно.
Важно! Ни в коем случае не стоит посвящать учёбе всё то время, что раньше было посвящено другой деятельности. Это только увеличит градус негативного отношения к обучению.
Отсутствие интереса
Наша психика устроена таким образом, что деятельность, которая человеку не интересна, будет осуществляться в последнюю очередь. Или не будет осуществляться вообще. Человек начинает откладывать такую деятельность на потом, находя для себя и других множество оправданий, почему так происходит. Это и называется ленью. С учебой часто происходит именно так.
Для того, чтобы понять, как формируется интерес к какой-либо работе, нужно вспомнить понятие мотивации. Если студент или ученик будет знать, что по достижении нужного результата его ожидает поощрение, то заинтересованность в работе будет значительно выше.
Награду лучше придумать самостоятельно, так как это дополнительная выработка чувства ответственности. Это может быть как что-то материальное (какая-то небольшая покупка), так и психологическое (например, час отдыха за просмотром любимого сериала).
Важно! Размер и значимость поощрения должны соответствовать полученному результату. То есть, за небольшое достижение небольшая награда, а за значительный успех — весомый приз.
Проблемы в других сферах жизни
Когда есть тревожащие негативные переживания, любая работа даётся с большим трудом. Лень в данном случае обусловлена отсутствием внутренних сил на продуктивные действия. Такому человеку, прежде всего, нужно разобраться со стрессовой ситуацией в настоящем. После её разрешения появятся внутренние ресурсы, в том числе и для учебы.
Дополнительно к вышесказанному можно предложить две рекомендации, которые будут полезны для большинства студентов и школьников.
Не пытаться учиться исключительно на силе воли
Волевые усилия необходимы для любой работы, однако построение деятельности исключительно на них гарантировано приведет к провалу рано или поздно. Поиск мотивации и интереса гораздо эффективнее для продуктивной учебы.
Чередовать работу и отдых
Психике нужно время для разгрузки при осуществлении любой деятельности, в том числе и учебной. Грамотное чередование напряжения и расслабления значительно повысит продуктивность работы.
Как отличить лень от других проблем
Всегда нужно интересоваться делами ребенка. Родителей должно насторожить нежелание школьника обсуждать его дела. Среди опасных проявлений характера:
- нервозность;
- необщительность;
- срывание своих увлечений;
- неблагополучные внешне друзья, часто старшего возраста;
- запах табачного дыма или алкоголя, исходящие от подростка.
Эти признаки могут указывать на то, что ребенок попал в «плохую» компанию и его нужно срочно спасать. Лучше лично поговорить с классным руководителем на предмет пропусков занятий, выяснить, как часто пропускаются уроки.
Плохая компания
Если опасных признаков связи с вредными привычками нет, но и учиться подросток не хочет, причиной может стать банальное переутомление. Современные методы обучения сильно перегружают детский организм, истощая все силы. Это нельзя путать с ленью. Помощь взрослых может заключаться в правильном рационе питания и грамотном распорядке дня. Растущий организм должен получать все необходимые витамины и минералы для нормального функционирования. Мамы должны особенно следить за дочерьми, увлекающимися диетами, – истощение организма в подростковом возрасте не принесет ничего, кроме проблем со здоровьем.
Вывод
Любому студенту и ученику по силам справиться с напряженной учебой, если он понимает, для чего всё это делает. С хорошо составленным планом, отрегулированным режимом и вознаграждением себя за проделанную работу, силы и желание заниматься учебой возрастают в несколько раз.
Помимо работы над собой также помогают поднять мотивацию фильмы и книги, но главным условием для успешного достижения целей в учебе все еще является добровольное желание.
Подпишите договор с самим собой
Для осуществления этого способа юрист не потребуется. Необходима честность с самим собой и немного времени на раздумья. Для начала подумайте, что больше мотивирует — награда или наказание? Найдя ответ, сделайте такие шаги:
- Поставьте цели. Изложите письменно, чего хотите достичь в учебе.
- Составьте план достижения этих целей.
- Определите награду, которой поощрите себя после их осуществления, или же выберите наказание за невыполнение плана.
Важно сделать все это письменно и в дальнейшем для мотивации держать договор на видном месте. Также можно рассказать о нем близким и друзьям, чтобы они знали о ваших обязательствах и могли помочь контролировать их выполнение.