Стили педагогического общения
Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.
Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.
Демократический стиль педагогического общения
Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.
Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.
Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.
Авторитарный стиль педагогического общения
Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.
Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.
Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.
Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.
Либеральный стиль педагогического общения
Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.
Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.
Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.
Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.
Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко. На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.
Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.
В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.
Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.
Педагогика
Благодаря коммуникации педагог сообщает ученикам необходимую информацию, осуществляет воспитательное воздействие, организует учащихся, решает различные проблемные ситуации, взаимодействует с родителями, коллегами, администрацией и т.п. Кроме этого, характер взаимоотношений учителя с учениками довольно сильно влияет на результативность педагогического процесса.
Основными субъектами педагогического процесса школьного образования является учитель и учений, которые взаимодействуют между собой. Чаще всего это взаимодействие происходит вербально, на уровне слова.
Когда учитель общается с учениками в школе на уроке и вовремя внеурочной деятельности, решает профессиональные проблемы и т.д., то его общения является педагогическим, то есть профессиональным по своему содержанию и сферой функционирования.
Очевидно, что педагогическое общение отличается от обычного, повседневного общения учителя за пределами школы и вне профессиональной деятельностью.
Особенностями педагогического общения являются:
1) учителю в процессе общения принадлежит ведущая роль; именно от него зависит, как сложатся взаимоотношения с учениками, успешность или не успешность этого процесса;
2) влияние учителя на учеников всегда воспитывающим, то есть способствующим формированию у учащихся тех или иных качеств и черт;
3) профессиональный характер общения требует постоянного анализа построенной системы взаимоотношений с учениками для предотвращения ошибок в осуществлении педагогического воздействия.
В то же время педагогическое общение может состоять лучше или хуже, эффективно или неэффективно, иначе говоря, быть профессиональным или непрофессиональным.
Профессиональное педагогическое общение — коммуникативное взаимодействие педагога с учащимися, родителями, коллегами, обеспечивает установление благоприятного психологического климата, эффективного взаимодействия и оптимальных отношений.
Непрофессионально педагогическое общение — наоборот, порождает страх, неуверенность, вызывает снижение работоспособности, вызывает негативное отношение к учителю, к учебе. Поэтому такое общение можно назвать не результативным, несовершенным, в отличие от профессионального.
Итак, общение учителя с учениками может происходить по-разному.
Успешность этого процесса во многом будет зависеть от того, как учитель рассматривает ученика: как пассивный объект или активный субъект педагогического процесса.
Современная психолого-педагогическая наука считает необходимым строить педагогическое взаимодействие на субъект-субъектной основе, где и учитель, и ученик выступают активными участниками педагогического процесса, оказывающих влияние друг на друга, где признается право ученика на собственное мнение, позицию.
Зато субъект-объектные отношения предусматривают отношения подчинения, когда активен только учитель, который влияет на учеников, руководит их деятельностью, навязывает свою точку зрения, а учащимся при этом отводится пассивная роль.
В зависимости от того, реализован принцип субъект-объектной или субъект-субъектной взаимодействия, общения может быть функционально-ролевым или личностно ориентированным.
Функционально-ролевое — сугубо деловое, стандартизированное, ограниченное требованиями ролевой позиции общения. При таком общения личное отношение педагога и ученика друг к другу не учитывается и не проявляется.
Личностно ориентированное — предполагает выполнение нормативно заданных функций по проявлением личного отношения, чувств. В ходе такого общения учитель дает возможность ученикам выражать свои мысли и чувства, откровенный с детьми, не равнодушен к их делам и проблем, чувствует внутренний мир каждого личности.
Зачем нужно педагогическое общение? В чем его предназначение?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует рассмотреть функции педагогического общения:
1) информационная (учитель сообщает ученикам необходимую информацию на уроках и во внеурочное время, воспринимает информацию от учащихся);
2) познания личности (общаясь с учениками, педагог имеет возможность больше о них узнать, лучше узнать каждого ребенка);
3) самоутверждение (благодаря высказыванию собственных соображений, оценке явлений, доказательству своей точки зрения на определенные вопросы происходит осознание учеником и учителем своего «Я», то есть, самоутверждения)
4) организация взаимодействия (в процессе общения педагог имеет возможность организовать учащихся на работу на уроке, на участие во внеурочных мероприятиях);
5) экспрессивная (участники общения сопереживают друг другу, что способствует установлению эффективных взаимоотношений, субъект-субъектной, личностно ориентированного взаимодействия между учителем и учеником).
Структура, то есть основные этапы педагогического общения, соответствуют логике педагогического процесса. В.А.Кан-Калик выделяет четыре основных этапа педагогического общения:
1) прогностический (учитель моделирует будущее общения с классом, представляет, как класс и отдельные ученики воспримут его и изложенный материал, продумывает варианты взаимодействия; на этом этапе важны прогностические способности, то есть умение учителя предвидеть результаты своей деятельности);
2) «коммуникативная атака» (это организация общения в начале взаимодействия; здесь важны умение педагога быстро включать класс в работу, привлекать к себя внимание, а перцептивные способности учителя помогут ему правильно воспринимать учеников, понять их эмоциональное состояние, настроение и т.п.);
3) управление общением в ходе педагогического процесса (важнейший этап; собственно процесс общения);
4) анализ осуществленной системы общения и моделирование последующей деятельности (После завершения процесса общения учитель определяет, удалось ли ему достичь своей цели, осуществить задуманное, были допущены ошибки, в чем их причина, как можно предотвратить подобные недостатков в будущем).
Эффективному общению учителя с учениками часто мешают так называемые барьеры общения:
1) социальный — возникает вследствие разного социального статуса учителя и ученика (Чтобы предотвратить появление такого барьера, учителю не следует постоянно подчеркивать свою позицию, свои преимущества как старшего, педагога, акцент на том, что «я учитель, поэтому всегда прав» и т.п.);
2) физический — пространство, стол учителя, которыми он отдаляет себя от учеников (для преодоления данного барьера педагог может изменять расстояние между собой и учениками, двигаясь по классу)
3) гностический — недоступность объяснения материала учителем (педагог не должен принимать непонятных детям сроков, высказываться большими предложениями (более 17 слов), говорить слишком быстро (более 2,5 слов за 1 секунду)
4) психологический — возникает тогда, когда у учителя есть страх перед классом, перед возможностью допустить фактическую или методическую ошибку, отсутствует контакт с детьми или существует негативная установка по классу или отдельных учеников.
Организуя процесс общения, учитель всегда руководствуется собственными убеждениями, использует средства и приемы, соответствующие особенностям его личности. Вместе с тем, в различных способах взаимодействия педагога с воспитанниками всегда можно выделить некоторые общие черты, типичные особенности, определяющие стиль общения.
Стиль педагогического общения — это индивидуально-типические особенности взаимодействия учителя и учеников. В стиле находят отражение особенности коммуникативных возможностей воспитателя и его воспитанников, характер их отношений, а также творческая индивидуальность педагога.
Качества, определяющие стиль общения учителя:
1) его отношение к детям;
2) умение управлять ученическим коллективом.
Отношение учителя к детям бывает:
1) активно-положительное — педагог проявляет доброжелательность, соучастие, сопереживание, его требовательность совмещенная с заинтересованностью; Да есть отношение учителя вызывает у учащихся доверие, стремление к сотрудничеству;
2) пассивно-положительное — педагог считает, что только требовательность и чисто деловые отношения могут обеспечить успех в обучении; его взаимоотношения с детьми мало эмоционально окрашенные;
3) отрицательное — порождает недоверие, замкнутость учеников
Способы руководства ученическим коллективом:
— авторитарный — стиль диктата; ученик рассматривается как пассивный исполнитель; главные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, высмеивание;
— либеральный — выражается в невмешательстве педагога, низком уровне требований, учителю не хватает устойчивой педагогической позиции; работа идет на самотек, воспитательный процесс неуправляемый, результаты ниже;
— демократический — основывается на глубоком уважении к личности каждого, на доверии; в его основе — ориентация на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива; основные средства взаимодействия: поощрение, совет, информация, развивает у учащихся самостоятельность.
В.А.Кан-Калик, сочетая разновидности отношение учителя к ученикам и способы руководства ученическим коллективом, выделяет следующие стили педагогического общения:
1) общение на основании захвата совместной творческой деятельностью; основывается на активно-положительном отношении к ученикам;
2) общение на основе дружеского расположения; базируется на личностном положительном восприятии учащимися учителя, проявляющего дружба, уважение детей, но следует остерегаться преобразования дружеских отношений на панибратским;
3) общение-дистанция; в основе имеет ограничения общения формальными отношениями; педагог, которому присущ данный стиль может иметь положительное отношение к ученикам, но в организации деятельности он ближе к авторитаризма;
4) общение-устрашение; сочетает негативное отношение к ученикам и авторитарность в способах организации деятельности;
5) общение-заигрывание; сочетает положительное отношение к детям с либерализмом; основывается на поиске приемов завоевания дешевого авторитета.
Педагогические реалии демонстрируют целый ряд непродуктивных стилей педагогического общения, достаточно образную характеристику которых предложил В.А.Кан-Калик:
— «Монблан» — учитель возвышается над классом, как горная вершина;
— «Китайская стена» — педагог углубляет дистанцию, подчеркивает свою превосходство;
— «Локатор» — в организации отношений с учениками преобладает избирательность учителя;
— «Робот» — педагог действует по определенной программе, несмотря на обстоятельства, которые требуют изменений в общении;
— «Я сам» — учитель стремится все делать сам, тормозя проявления инициативы по стороны детей;
— «Гамлет» — педагог постоянно сомневается в правильности выбранной системы организации взаимоотношений;
— «Друг» — переход на позиции панибратства, потеря делового контакта в общение;
— «Тетерев» — учитель реализует собственные цели общения, не направлен на школьников.
Как же должно выглядеть эффективное педагогическое общение, которому стиля следует отдавать предпочтение учителю в своей деятельности? очевидно, педагог должен обладать значительным арсеналом приемов и средств, поскольку в зависимости от ситуации ему приходится проявлять разные стороны своей личности, быть строгим и ласковым, авторитарным и либеральным, чутко и гибко реагировать на изменения педагогических ситуаций. производительность педагогического общения будет зависеть также от увлеченности учителя своей делом, его профессионализма и постоянной направленности на детскую личность.
Структура педагогического общения
В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:
1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).
2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:
— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);
— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);
— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);
— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).
3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.
4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).
Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.
Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.
Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний. Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации. Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.
Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.