СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА МОРАЛИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ
ЦЕЛИ: дать представление о философской проблеме определения сущности морали;
ПЛАН:1. Сущность морали.2. Субъектная и объектная специфика морали.3. Структура морали.4. Функции морали.5. Мораль и нравственость: проблема единства и различия.
Итог
Мы рассмотрели сущность, структуру и функции морали настолько, насколько это возможно в рамках небольшой статьи. Тема эта на самом деле очень интересная и касается каждого из нас. Но, как следствие ее увлекательности, весьма обширная, и рассуждения о ней выдвинуты огромным множеством великих умов. Поэтому для более полного изучения придется продираться через множество сплетений чужих мыслей и доводов. Но оно того стоит.
Сущность морали
Сущность – это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). Сущность – это родовые свойства изучаемых объектов. В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов. Мы можем выделить пять сущностных признаков морали: 1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку. 2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения. 3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью. 4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей. 5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.
Виды регуляции/критерии сравнения | политика | право | мораль |
1. Цель регуляции | |||
2. Способы регуляции: А. духовный способ регуляции. Б. материально- экономический. В. физически-насильственный. |
Специфика морали
Специфика – это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики – объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень – субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта – носителя морали).Объектная специфика морали включает четыре признака: 1. Историческая долговечность морали – мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее. 2. Всеобъемлемость – ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное –индивидуальное, должное – сущее, добро – зло. 3. Деятельностная необособленность морали – мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т. д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий. 4. Неинституциональность и всеинституциональность морали – у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.
Главное правило доброго человека. Золотое правило морали (6 класс)
2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Золотое правило морали (его еще называют золотым правилом нравственности) — способ правильного выбора поступка на основании доброго отношения к другому человеку. Люди всегда стоят перед выбором, поэтому им необходимо знать, как поступить в той или иной ситуации. Так же людям интересно, как правильно доказать, правильно ли они поступили. Золотое правило морали учит правильно жить, не совершать плохих поступков, поскольку все зло вернется обратно.
Структура морали
Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.В структуре моральной практики выделяют следующие элементы: 1. Моральные отношения – специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности. 2. Моральная деятельность – специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей. 3. Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. 4. Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия – операции и действия – поступки. Каждый поступок – действие – операция, но не каждое действие – операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия – операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.
— | ||
— | ||
? | ? | ? |
- носят еще более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, «моральный кодекс строителя коммунизма» или «кодекс корпоративной этики» в определенной организации.
- персонифицированные (реальное воплощение морального идеала);
3. Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.
Религиозный подход
Религиозный подход ставит в основу морали законы, данные каким-либо Богом или богами. Такое представление является древнейшим из присутствующих. Действительно, жившие задолго до нас люди были склонны объяснять непонятные вещи божественным вмешательством. И раз люди преклоняют колени перед божествами, то появление догматов — лишь вопрос времени. Эти правила передавались не напрямую, а через пророка, который имел некий контакт с «высшим миром».
Так как впервые вводились эти догмы еще в примитивном обществе, то и указы не могли изобиловать сложностью. Они часто призывали к смирению и миролюбивости, дабы уменьшить страх, а значит, и агрессию угнетенных народов. Ведь, если мы посмотрим на историю, то большинство религий возникло именно от страдающих. У них горел в душе «огонь революции», который необходимо было контролировать, в то же время сплотив людей.
Для примера можно привести десять заповедей в христианстве. Многим они хорошо известны. Если мы на них взглянем, то не увидим никаких трудностей в понимании. Все гениальное — просто. Та же ситуация со многими религиями. Там нет правил в стиле: «Просто делай так, чтобы люди от тебя не плевались». Такое было бы непонятно, и каждый бы трактовал по-своему. Нет, это прямые указания в повелительном тоне. «Не убивай». «Не кради». «Не верь в других Богов». Все лаконично, и двойного смысла быть не может.
Мораль и нравственность: проблема единства и различия
Мы уже многократно употребляли понятия «мораль» и «нравственность». В чем заключается проблема единства и различия указанных феноменов?Мораль – слово латинское. Его вводит Цицерон как латинский аналог слову этика. Можно выделить несколько значений этого слова: 1. как совокупность определенных норм, правил, регулирующих совместную деятельность людей. Мораль – это вид социальной регуляции. 2. как некое наставление, поучение. 3. как поучительный вывод (мораль такова: …)Нравственность – слово русское. Соотношение: нрав – нравственность (однокоренные слова: «норов», «нравиться»). В. Даль следующим образом дает толкование слова: «…половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как к понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума… образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга».
Натуралистический подход
Он ставит в основу морали законы природы и эволюции. Это значит, что мораль заложена в нас изначально (как инстинкт) и по ходу времени просто видоизменяется (эволюционирует). Один из доводов в пользу такого подхода — это мораль у животных. У них, как мы знаем, нет своей цивилизации, а значит, и в богов они вряд ли верят.
Повсеместны случаи проявления таких качеств, как: забота о слабых, сотрудничество, взаимопомощь. Чаще всего встречаются у стайных или стадных животных. Конечно же, мы не говорим о том, что волк из жалости не стал кушать олененка. Это из разряда фантастики. Но, если мы возьмем тех же волков, то у них необычайно развито чувство своего коллектива, своей стаи. Почему они помогают друг другу? Конечно, мы ответим, что те, которые не помогали друг другу, вымерли. Принцип выживания. Но не это ли главный закон эволюции? Все, что слабо, погибает, сильное — развивается.
Перенеся это на людей, мы видим теорию о том, что мораль — инструмент для выживания, данный природой изначально. Она лишь «просыпается», когда нужно. По большей части на стороне этой теории представители естественных наук или смежных с ними. Философы ставят в основу разум, а потому не могут принять такой подход к морали.
Современная духовно-нравственная ситуация
В русском языке с понятием «духовное» нередко отождествляются понятия «нравственный мир», «нравственная жизнь». Исторически сформировались два типа духовно нравственной культуры (ДНК): религиозная и универсальная ДНК. Не все религии теистические, re ligiо – первый слог «re» обозначает возврат, «liga» – это связь, поэтому религия есть восстановление универсальных связей бытия. Так, например, буддизм, это не теистическая религия, потому что Будда был реальным человеком, а не идеальной сущностью, абсолютом.
|
2. Добро |
3. Красота |
4. София (гармония истины, добра и красоты). |
5. Вера |
6. Надежда |
7. Любовь |
Литература
- Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ — Дата доступа : 06.06.2013 г.
- Гусейнов, А.А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 472 с.
- Дробницкий, О.Г. Моральная философия : Избранные труды / О.Г. Дробницкий ; Сост. Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 523 с.
- Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; пер. А.Б. Гофман. – М. : Канон, 1996. – 432 с.
- Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 413 с.
- Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко, С.Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2000. – 493 с.
- Этика : энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. – М. : Гардарики, 2001. – 669 с.
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Понятия «мораль» и «нравственность». Категории морали, функции морали.»
из разделакодификатора (1.15 Мораль)
Происхождение и эволюция морали
Корни возникновения морали уходят в самые далекие времена существования человечества. Мы не можем их достоверно отследить, как и не способны утверждать, была ли мораль создана искусственно или заложена в сознании изначально. Однако у нас есть возможность рассмотреть происхождение и сущность морали, взглянув на эволюцию нравственности. Традиционно к вопросу о развитии морали применяются три подхода:
- Религиозный.
- Натуралистический.
- Социальный.
↑ Понятие «мораль»
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Происхождение морали | |
Натуралистический подход | Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития |
Теологический подход | Мораль дарована человеку Богом |
Социологический подход | Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей |
Культурологический подход | Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей |
Мораль
— правила поведения, основанные на представлениях человека о добре и зле, о том, что плохо и что хорошо.
Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.
Категории морали
:
- добро
- зло;
- справедливость;
- долг;
- честь;
- совесть;
- достоинство.
В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали
:
«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой»
.
Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.
↑ Нормы морали
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает |
Табу | Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Родовой строй |
Обычай | Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Моральные правила | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение Родового строя |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
↑ Функции морали
Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций
- Регулятивная
Мораль регулирует отношения между людьми, поведение человека во всех сферах общественной жизни.
- Воспитательная
Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.
- Ценностно-ориентационная
Мораль является жизненным ориентиром, указывая и воспитывая уважительное отношение к общечеловеческим ценностям).
- Оценочная
Мораль оценивает с позиций добра и зла поступки и деятельность людей.
- Коммуникативная
Мораль способствует взаимопониманию, взаимосвязи и общению людей в обществе.
- Координационная
Мораль объединяет людей в разных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
- Мотивационная
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности
— степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет.
Вопрос 2. Особенности морали как общественного явления.
Познавательная функция является средством познания внутреннего мира человека, дает ему этические познания, помогающая решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и др.
Воспитательная функциянацелена на стимуляцию процесса нравственного самовоспитания личности.
Коммуникативная функцияморали состоит в ритуализации человеческого общения, гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон. Ориентирует человека на добро в общении.
Идеологическая функция — обосновывает моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения с целью нравственной консолидации социально неоднородного общества.
Мировоззренческая функция — нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения.
Оценочная функция —способ освоения человеком действительности при помощи оценочных категорий, например, добра и зла.
Ориентирующая функция — прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную форму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств; выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир (наиболее нравственную линию поведения).
Выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом, так как мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.
Вопрос 16. Независимость как универсальный принцип морали, его конкретизация в профессиональной деятельности юриста.
Независимость— моральное качество, характеризующее способность личности самостоятельно, свободно и ответственно совершать поступки и выбирать линию поведения.
Независимость— принцип профессиональной деятельности.
Этика сотрудника прокуратуры,
Этика судьи,
Этика предпринимателя —совокупность норм поведения предпринимателя на переговорах, при общении, составлении документации и т.д., отражающая специфику его деятельности, а также зачастую обусловленная историческими условиями конкретной страны,
Этика социальной работы — это проявление общих норм морали в социальном обслуживании.
Профессиональная этика как необходимое условие достижения целей профессиональной деятельности:
• Люди, выполняющие в обществе одинаковые функции, вырабатывают в процессе своей деятельности и единые нравственные нормы, смысл которых заключается в эффективном содействии решению профессиональных задач, совершенствованию личности специалиста.
• Полезная деятельность социально ориентирована, направлена на благо человека, поэтому в ее основе лежит принцип гуманизма. К кругу вопросов профессиональной этики относится также проблема трудовой мотивации. Труд — это деятельность, которая требует высокой дисциплины, внимания и т.д. Постоянное напряжение воли работника обусловлено не только материальными стимулами, но и нравственными ценностями. Определить их, выбрать оптимальную модель мотивации становится актуальной задачей профессиональной этики.
Вопрос 20. Этический кодекс: понятие и его виды. Вопрос 21. Назначение, структура этического кодекса, основные вопросы, подлежащие регулированию.
Этический кодекс —свод нравственных норм, предписываемых к исполнению и имеющих ту или иную степень закрепления.
Особенности этического кодекса:
1. В кодексе отражаются те нравственные требования, которые уже выработала до него стихийно моральное сознание общества или группы
2. Кодекс охватывает в основном те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством
3. В нем находят отражение нормы поведения, которые желательны, идеальны, но общество ещё не в состоянии обеспечить их исполнение
Роль этического кодекса:онявляется сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности. Этический кодекс является одним из рычагов управления персоналом. С его помощью можно сплотить всех членов коллектива, сформировать корпоративную культуру.
Виды этических кодексов:
1) Профессионально-этический кодекс – регулируют отношения внутри профессионального сообщества,
2) Национально-этический кодекс – устанавливает основные правила этики поведения и указывает моральные ориентиры,
3) Всемирно-этический кодекс – свидетельствует об общественном прогрессе, постепенной гуманизации общества,
4) Корпоративно-этический кодекс – цель помогать работникам корпорации вести себя этично.
Виды кодексов (по учебнику):
• общеморальный кодекс — требования имеют всеобщий характер;
• кодексы корпоративной этики;
• профессиональные этические кодексы,
• кодексы служебной этики.
Функции этического кодекса:
• Репутационная – повышение доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов и деловых партнеров.
• Управленческая – формирование этических аспектов корпоративной культуры между заинтересованными лицами, регламентация приоритетов в отношениях с внешними заинтересованными лицами, перечисление и конкретизация форм поведения, недопустимых с позиции этики, определение порядка и процедуры разработки и принятия решений в сложных этических ситуациях.
• Развития корпоративной культуры – ориентирование сотрудников на единые корпоративные цели.
Особенности кодексов как корпоративной, так профессиональной этики в отличие от общеморальных кодексов:
1. Представляют собой систематизированное собрание принципов и норм корпоративного или профессионального поведения
2. Обязательны к исполнению, что достигается через их легитимацию либо административным путем либо через одобрение съездом, конгрессом представителей данной профессии
3. Их исполнение обеспечивается в том числе меры дисциплинарного воздействия, для чего предусмотрены механизмы и процедуры контроля и привлечения к дисциплинарной ответственности, а также указаны уполномоченный субъекты такого контроля, и соответствующие санкции
Профессионально-этический кодекс имеет четко выраженную структуруи может быть представлен состоящим из следующих основных разделов:
1. преамбула(введение), где обосновывается необходимость введения кодекса, раскрываются его цели и задачи, области применения, определяются субъекты и объекты деятельности;
2. ценности– требования к сущности и содержанию профессиональной деятельности как таковой;
3. принципы поведения– наиболее общие требования к поведению специалистов по всему спектру их деятельности;
4. профессиональный долг и обязанности (стандарты)специалистов (перед обществом и государством, профессией, коллегами и коллективом, учениками и их родителями, перед самим собой);
5. требования к качествам личности специалиста,критерии профпригодностии профотбора, требование профессионального и личностного совершенствования;
6. обеспечение исполнения кодекса, система санкций(наказания и поощрения);
7. условия действияи узаконивания кодека(когда и кем был принят, в каких случаях может применяться и при каких условиях может быть приостановлен).
Иногда в кодексе присутствуют дополнительные разделы:
• основные проблемные зоны, зоны конфликтов и наиболее общие пути их разрешения;
• важнейшие правила профессионального этикета;
• сотрудничество с другими профессиональными ассоциациями, государственными и общественными органами;
• оказание услуг, вознаграждение за работу.
Конкретный пример — кодекс судейской этики (смотри вопрос 23).
ГЛАВА 2.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОВЕДЕНИЮ СУДЬИ
Статья 4. Требования о соблюдении законодательства и Кодекса судейской этики
1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.
2. В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи.
3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.
Статья 5. Требования об обеспечении приоритетности в профессиональной деятельности
1. Судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей.
2. Судья не вправе уклоняться от рассмотрения поступивших к нему заявлений, ходатайств и жалоб или иным образом отказываться от исполнения своих профессиональных обязанностей,за исключением случаев, требующих заявления самоотвода.
3. На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов.
4. Судья помимо выполнения судейских полномочий может заниматься другой разрешенной законом оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной, творческой, если это не препятствует осуществлению правосудия.
Статья 6. Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса
1. Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.
2. Судья должен добросовестно пользоваться своими гражданскими правами и исполнять гражданские обязанности. Он не должен использовать свое служебное положение для получения личных преимуществ в гражданско-правовых отношениях. Ему следует избегать заключения договоров, влекущих возникновение финансовых обязательств, с лицами, находящимися от него в служебной зависимости, а также с лицами, являющимися участниками судебных процессов по делам, находящимся в его производстве.
3. Судья не должен использовать свой статус в целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, своих родственников, друзей, знакомых (например, получение кредита, заключение договоров на иных условиях, чем это предусмотрено в отношении других лиц); требовать либо принимать не предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы, выплаты и преимущества (например, ссуды, беспроцентные займы, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и обязан принять разумные меры к тому, чтобы указанные льготы, выплаты и преимущества не могли быть приняты членами его семьи, если это вызвано действиями, которые судья совершил или намеревается совершить, либо бездействием судьи в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам; получать вознаграждение, связанное с выполнением обязанностей по осуществлению правосудия, из иных источников, кроме федерального бюджета, а в случаях, предусмотренных законом, – бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи.
5. Судья не должен совершать каких-либо действий либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.
Статья 7. Требования относительно принятия званий, наград, подарков
Судья может принимать почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия, в том числе иностранных государств, политических партий, общественных объединений и других организаций, а также получать подарки в случаях и в порядке, установленных законодательством.
Статья 1
Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, на международных стандартах и правилах адвокатской профессии, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
Адвокаты вправе в своей деятельности руководствоваться нормами и правилами Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества постольку, поскольку эти правила не противоречат законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре и положениям настоящего Кодекса.
Статья 2
1. Настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
2. Никакое положение настоящего Кодекса не должно толковаться как предписывающее или допускающее совершение деяний, противоречащих требованиям законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Статья 3
1. Действие настоящего Кодекса распространяется на адвокатов.
2. Адвокаты (руководители адвокатских образований (подразделений) обязаны ознакомить помощников адвокатов, стажеров адвокатов и иных сотрудников с настоящим Кодексом, обеспечить соблюдение ими его норм в части, соответствующей их функциональным обязанностям.
Статья 4
1. Адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии.
2. Необходимость соблюдения правил адвокатской профессии вытекает из факта присвоения статуса адвоката.
Присяга адвоката приносится претендентом, успешно сдавшим квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката, в торжественной обстановке не позднее трех месяцев со дня принятия квалификационной комиссией решения о присвоении претенденту статуса адвоката. Документ, содержащий текст присяги и подпись адвоката под ним, хранится в делах Совета соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее – Совет).
2.1. Принося присягу адвоката, претендент, сдавший квалификационный экзамен, принимает на себя ответственность за выполнение обязанностей адвоката и соблюдение правил поведения, установленных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящим Кодексом.
3. В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или настоящим Кодексом, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.
4. В сложной этической ситуации адвокат имеет право обратиться в Совет за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
Статья 5
1. Профессиональная независимость адвоката, а также убежденность доверителя в порядочности, честности и добросовестности адвоката являются необходимыми условиями доверия к нему.
2. Адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных к подрыву доверия.
3. Злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката.
Статья 6
1. Доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении профессиональной тайны. Профессиональная тайна адвоката (адвокатская тайна) обеспечивает иммунитет доверителя, предоставленный последнему Конституцией Российской Федерации.
2. Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени.
3. Адвокат не может быть освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме доверителя. Согласие доверителя на прекращение действия адвокатской тайны должно быть выражено в письменной форме в присутствии адвоката в условиях, исключающих воздействие на доверителя со стороны адвоката и третьих лиц.
4. Без согласия доверителя адвокат вправе использовать сообщенные ему доверителем сведения в объеме, который адвокат считает разумно необходимым для обоснования своей позиции при рассмотрении гражданского спора между ним и доверителем или для своей защиты по возбужденному против него дисциплинарному производству или уголовному делу.
5. Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на:
– факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;
– все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
– сведения, полученные адвокатом от доверителей;
– информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
– содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;
– все адвокатское производство по делу;
– условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;
– любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.
6. Адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей.
7. Адвокат не может уступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя.
8. Адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность совместно на основании партнерского договора, при оказании юридической помощи должны руководствоваться правилом о распространении тайны на всех партнеров.
9. В целях сохранения профессиональной тайны адвокат должен вести делопроизводство отдельно от материалов и документов, принадлежащих доверителю. Материалы, входящие в состав адвокатского производства по делу, а также переписка адвоката с доверителем должны быть ясным и недвусмысленным образом обозначены как принадлежащие адвокату или исходящие от него.
10. Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на помощников и стажеров адвоката, а также иных сотрудников адвокатских образований.
Помощники и стажеры адвоката, а также иные сотрудники адвокатских образований письменно предупреждаются о необходимости сохранения адвокатской тайны и дают подписку о ее неразглашении.
Статья 6.1
1. В целях настоящего Кодекса под доверителем понимается:
– лицо, заключившее с адвокатом соглашение об оказании юридической помощи;
– лицо, которому адвокатом оказывается юридическая помощь на основании соглашения об оказании юридической помощи, заключенного иным лицом;
– лицо, которому адвокатом оказывается юридическая помощь бесплатно либо по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда.
2. При решении вопроса, связанного с сохранением адвокатской тайны, под доверителем понимается любое лицо, доверившее адвокату сведения личного характера в целях оказания юридической помощи.
Статья 7
1. Адвокат принимает поручение на ведение дела и в том случае, когда у него имеются сомнения юридического характера, не исключающие возможности разумно и добросовестно его поддерживать и отстаивать.
2. Предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат заботится об устранении всего, что препятствует мировому соглашению.
Статья 8
При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан:
1) честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом;
2) уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживаться манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению;
3) постоянно повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном органами адвокатского самоуправления;
4) вести адвокатское производство.
Статья 9
1. Адвокат не вправе:
1) действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне;
2) занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле, за исключением случаев, когда адвокат-защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного;
3) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если он ее отрицает;
4) разглашать без согласия доверителя сведения, сообщенные им адвокату в связи с оказанием ему юридической помощи, и использовать их в своих интересах или в интересах третьих лиц;
5) принимать поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем адвокат в состоянии выполнить;
6) навязывать свою помощь лицам и привлекать их в качестве доверителей путем использования личных связей с работниками судебных и правоохранительных органов, обещанием благополучного разрешения дела и другими недостойными способами;
7) допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения;
приобретать каким бы то ни было способом в личных интересах имущество и имущественные права, являющиеся предметом спора, в котором адвокат принимает участие как лицо, оказывающее юридическую помощь;
9) оказывать юридическую помощь по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в нарушение порядка ее оказания, установленного решением Совета;
10) оказывать юридическую помощь в условиях конфликта интересов доверителей, предусмотренного статьей 11 настоящего Кодекса.
2. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в том адвокатском образовании, в котором он осуществляет свою адвокатскую деятельность, а также с работой на выборных и других должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов, общественных объединениях адвокатов.
Исполнение адвокатом возложенных на него полномочий в связи с избранием на должность в адвокатской палате субъекта Российской Федерации или Федеральной палате адвокатов, а также исполнение адвокатом полномочий руководителя адвокатского образования (подразделения) является его профессиональной обязанностью и не относится к трудовым правоотношениям.
Вознаграждение, выплачиваемое адвокату за работу в адвокатском образовании, адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной палате адвокатов в связи с исполнением указанных полномочий, носит характер компенсационной выплаты.
3. Адвокат также не вправе:
– заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг;
– вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги (правовую помощь), за исключением деятельности по урегулированию споров, в том числе в качестве медиатора, третейского судьи, а также участия в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, предусматривающих оказание юридической помощи на безвозмездной основе.
3.1. Сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе осуществления адвокатской деятельности несовместимо со статусом адвоката.
4. Выполнение профессиональных обязанностей по принятым поручениям должно иметь для адвоката приоритетное значение над иной деятельностью.
Осуществление адвокатом иной деятельности не должно порочить честь и достоинство адвоката или наносить ущерб авторитету адвокатуры.
Статья 10
1. Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.
2. Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения.
3. Адвокат не должен принимать поручение, если его исполнение будет препятствовать исполнению другого, ранее принятого поручения.
4. Адвокат не должен ставить себя в долговую зависимость от доверителя.
5. Адвокат не должен допускать фамильярных отношений с доверителем.
6. При отмене поручения адвокат должен незамедлительно возвратить доверителю все полученные от последнего подлинные документы по делу и доверенность, а также при отмене или по исполнении поручения – предоставить доверителю по его просьбе отчет о проделанной работе.
7. При исполнении поручения адвокат исходит из презумпции достоверности документов и информации, представленных доверителем, и не проводит их дополнительной проверки.
8. Обязанности адвоката, установленные действующим законодательством, при оказании им юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар.
9. Если после принятия поручения, кроме поручения на защиту по уголовному делу на предварительном следствии и в суде первой инстанции, выявятся обстоятельства, при которых адвокат был не вправе принимать поручение, он должен расторгнуть соглашение. Принимая решение о невозможности выполнения поручения и расторжении соглашения, адвокат должен по возможности заблаговременно поставить об этом в известность доверителя с тем, чтобы последний мог обратиться к другому адвокату.
Статья 11
1. Адвокат не вправе быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон.
2. Если в результате конкретных обстоятельств возникнет необходимость оказания юридической помощи лицам с различными интересами, а равно при потенциальной возможности конфликта интересов, адвокаты, оказывающие юридическую помощь совместно на основании партнерского договора, обязаны получить согласие всех сторон конфликтного отношения на продолжение исполнения поручения и обеспечить равные возможности для правовой защиты этих интересов.
Статья 12
Участвуя в судопроизводстве, а также представляя интересы доверителя в органах государственной власти и органах местного самоуправления, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и лицам, участвующим в деле, следить за соблюдением закона в отношении доверителя и в случае нарушений прав последнего ходатайствовать об их устранении.
Возражая против действий (бездействия) судей и лиц, участвующих в деле, адвокат должен делать это в корректной форме и в соответствии с законом.
Статья 13
1. Помимо случаев, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, адвокат не вправе принимать поручение на осуществление защиты по одному уголовному делу от двух и более лиц, если:
1) интересы одного из них противоречат интересам другого;
2) интересы одного, хотя и не противоречат интересам другого, но эти лица придерживаются различных позиций по одним и тем же эпизодам дела;
3) необходимо осуществлять защиту лиц, достигших и не достигших совершеннолетия.
2. Адвокат, принявший в порядке назначения или по соглашению поручение на осуществление защиты по уголовному делу, не вправе отказаться от защиты, кроме случаев, указанных в законе, и должен выполнять обязанности защитника, включая, при необходимости, подготовку и подачу апелляционной жалобы на приговор суда.
Адвокат, принявший поручение на защиту в стадии предварительного следствия в порядке назначения или по соглашению, не вправе отказаться без уважительных причин от защиты в суде первой инстанции.
3. Адвокат-защитник не должен без необходимости ухудшать положение других подсудимых. Всякие действия адвоката, направленные против других подсудимых, чьи интересы противоречат интересам подзащитного, оправданы лишь тогда, когда без этого не может быть осуществлена в полной мере защита его доверителя.
4. Адвокат-защитник обязан обжаловать приговор:
1) по просьбе подзащитного;
2) если суд не разделил позицию адвоката-защитника и (или) подзащитного и назначил более тяжкое наказание или наказание за более тяжкое преступление, чем просили адвокат и (или) подзащитный;
3) при наличии оснований к отмене или изменению приговора по благоприятным для подзащитного мотивам.
Отказ подзащитного от обжалования приговора фиксируется его письменным заявлением адвокату.
Статья 14
1. При невозможности по уважительным причинам прибыть в назначенное время для участия в судебном заседании или следственном действии, а также при намерении ходатайствовать о назначении другого времени для их проведения, адвокат должен при возможности заблаговременно уведомить об этом суд или следователя, а также сообщить об этом другим адвокатам, участвующим в процессе, и согласовать с ними время совершения процессуальных действий.
1Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
↑ Мораль и нравственность
Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность
— это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).
Понятие «мораль» | Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)) |
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой
(от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.
Функции
Мораль, как мы уже поняли из описания выше, — один из важнейших винтиков в системе общества. Функции ее всеобъемлющие и охватывают каждую сферу жизни, так что описывать их по отдельности — долгое занятие. Однако мы можем нарисовать примерную картину, если эти самые функции классифицируем. Говорить будем преимущественно на примере общественной морали. Выделим следующие функции:
- Оценочная.
- Регулятивная.
- Контролирующая.
- Воспитательная.
Оценочная мораль рассматривает те или иные поступки с точки зрения понятий о нравственности. Оценка может исходить от общественной морали или же от личной. Например, вы видите, как кто-то крадет телевизор из магазина. Вы тут же думаете: «Ах, каков подлец! И не стыдно ему воровать. Жулик!» А потом вас посещает мысль: «Хотя, может, у него семья голодает, а от этих крохоборов-бизнесменов все равно не убудет». Здесь у вас сработала оценочная мораль, причем сначала общественная, а потом личная.
Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.
/Фридрих Шиллер/
Регулятивная мораль устанавливает правила и нормы поведения, к которым и применяется оценочная. Вести поводья такой нравственности может как отдельная группа лиц, так и естественное развитие или деградация общества. Это случается попеременно, и часто потенциальное направление морали прослеживается заранее. Например, когда страна создает искусственных «врагов» вокруг себя, это в первую очередь указывает на внутренний общественный раскол, и такие действия служат для объединения людей. Определенные лица создают «врагов», а дальше общество естественным образом сплачивается перед лицом «общей беды».
Контролирующая мораль тем и занимается, что «следит» за исполнением норм ее регулятивным аналогом. Контроль, как правило, исходит из понятий нравственности, принятой общественным большинством. Например, вы видите, как человек вовсю следует своей полигамной природе, разбивая сердца милым дамам. Вы подумаете: «Ах, хорош парень, берет от жизни все!» Общественное мнение вас тут же хлопнет по плечу: «Эй, ты, видимо, что-то перепутал. Это ужасное поведение. Он бабник и подлец. Его действия достойны крайнего осуждения». И вы такие: «А, ну да…». Здесь и проявляется контролирующая функция морали.
Морализирование — это творчество бездарных людей.
/Михаил Пришвин/
Чтобы такое обособленное мнение у вас не появлялось, и большинству не приходилось лишний раз на вас плевать, существует воспитательная мораль. Она отвечает за формирование вашего мировоззрения. Если восьмиклассник Петя гоняет девок вместо учебы, то с его родителями проведут воспитательную беседу. «Ну, это же природа, от нее не убежать,» — скажет родитель. И здесь начнется воспитание родителей. Им объяснят, что если они не хотят, чтобы другие, абсолютно незнакомые вам люди, плохо о них подумали, то должны приструнить своего сорванца.
↑ Право и мораль
Мораль и право: общее и различия
Нормы морали | Нормы права |
Общее | |
| |
Различия | |
Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок |
ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
Юридический словарь
АБВГДЕЖЗИКЛМН
О
ПРСТУФХЦЧШЭЮ Что такое Общественная мораль?
Общественная мораль
— это система этических норм, правил поведения, сложившихся в обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре, чести, достоинстве, общественном долге, совести, справедливости Источник: ст. 1 ЗУ О защите общественной морали Виды работ по землеустройству — это …Деятельность в сфере землеустройства — это …Документация по землеустройству — это …Мероприятия по землеустройству — это …Землеустройство — это …АБВГДЕЖЗИКЛМН
О
ПРСТУФХЦЧШЭЮГлавнаяБаза знаний «Allbest»Этика и эстетика
Мораль как общественное явление
Социальный подход
Социальный подход показывает мораль со стороны общества. Она развивается и меняется, подстраиваясь под его нужды. То есть мораль появилась не от богов и не была заложена изначально, а лишь искусственно создана общественными институтами. Очевидно, нравственность была придумана как инструмент регулирования отношений.
Такой подход открывает пространство для споров. Ведь не будет же никто спорить со стариком Моисеем, который мог общаться с Богом с глазу на глаз, как никто не пойдет против многовековой мудрости природы. А значит, и мораль воспринимается как нечто данное и непреложное. А вот когда мы принимаем социальный подход, то становимся открыты к несогласию.