Процесс созидания – это улучшение и развитие общества


Тонкости толкования

Однако производство простой табуретки творческим процессом не называется. И к созданию красивой табуретки, указанное выше, определение не имеет никакого отношения. Это придание необходимой в быту вещи современного дизайна с целью более выгодной ее продажи. Скорее всего, процесс созидания – это вид одухотворенной деятельности, приносящей творцу удовлетворение и душевную радость. И даже муки творчества, терзания, в результате которых рождается прекрасная вещь, органично вписываются в созидательный процесс.

Содержание

  • 1 Виды творчества
  • 2 Творчество как способность
  • 3 Творчество как процесс (творческое мышление) 3.1 Стадии творческого мышления 3.1.1 Из истории вопроса
  • 3.1.2 А. Пуанкаре 3.1.2.1 Стадии
  • 3.1.3 Кэри Муллис
      3.1.3.1 Теория
  • 3.1.4 Г. Уоллес
  • 3.2 Стадии изобретательского процесса
  • 3.3 Факторы, мешающие творческому мышлению
  • 3.4 См. также
  • 4 Творчество и личность
      4.1 Характер связи творчества и личности
  • 4.2 Мотивация творчества
  • 4.3 Психическое здоровье, свобода и творчество
  • 4.4 Нейробиологические основы творчества
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
  • Присутствие души обязательно

    Если автор в свое творение вкладывает душу – это может быть показателем созидания. Это, безусловно, творчество, к которому никогда не будет относиться бездушная механическая работа, даже при высококлассном исполнении. Есть еще одно слово, которое очень подходит к исследуемому термину — улучшение. Не в смысле «бытовых условий», хотя и здесь творческий процесс вполне уместен, а применительно ко всему миру вокруг нас. Стремление сделать человеческую жизнь красивее, безопаснее, достойнее – это, безусловно, процесс созидания, это улучшение окружающей действительности.

    Примечания[ | ]

    1. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А. В. Петровского. −3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с., стр. 348.
    2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946. С. 575.
    3. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 146—147.
    4. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.
    5. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 19.
    6. Dr. Kary Banks Mullis, n. d.: https://www.karymullis.com/biography.shtml
    7. K. Mullis, «Polymerase Chain Reaction, Dr. Kary Banks Mullis, https://www.karymullis.com/pcr.shtml
    8. 12
      Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй ; пер. с англ. Е. Петровой ; [науч. ред. К. Бетц]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2022. ISBN 978-5-00100-996-2
    9. K. Mullis, «Dancing Naked in the Mindfield» (New York: Vintage Books, 1998). P. 3–4.
    10. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Прил. III. С. 142—143; см. также: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 31—33 (Гл. III).
    11. Художественное творчество как особый вид экономии мысли // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. Харьков, 1907; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 145.
    12. Грин, 2022, Инстинкт и творческое начало.
    13. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926; См. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996.
    14. Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 146.
    15. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
    16. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б.
      О психологии изобретательского творчества
      (неопр.)
      .
      «Вопросы психологии» (№ 6, 1956. — с. 37-49)
      . Сайт Официального Фонда Г. С. Альтшуллера (1956).
    17. Lindzey G, Hall C. & Thompson R. F., Psychology, New York, «Worth Publishers», 1975
    18. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с. С. 150—151
    19. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.
    20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.
    21. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
    22. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
    23. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
    24. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
    25. Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. с нем. Софии Лорне/Под ред. Зеленского В. В. -С-Пб: Ювента, М.: Издательская , 1995. −718 с.
    26. Нойманн Э. Искусство и время. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. −304 с. Стр.153-193.
    27. Нойманн Э. Творческий человек и трансформация. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. −304 с. Стр.206-249.
    28. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
    29. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
    30. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40.
    31. Vatansever D., Manktelow A. E., Sahakian B. J., Menon D. K., Stamatakis E. A.
      Cognitive Flexibility: A Default Network and Basal Ganglia Connectivity Perspective. (англ.) // Brain Connectivity. — 2016. — April (vol. 6, no. 3). — P. 201—207. — doi:10.1089/brain.2015.0388. — PMID 26652748. []
    32. Sali A. W., Courtney S. M., Yantis S.
      Spontaneous Fluctuations in the Flexible Control of Covert Attention. (англ.) // The Journal Of Neuroscience : The Official Journal Of The Society For Neuroscience. — 2016. — 13 January (vol. 36, no. 2). — P. 445—454. — doi:10.1523/JNEUROSCI.2323-15.2016. — PMID 26758836. []
    33. Beaty R. E., Benedek M., Wilkins R. W., Jauk E., Fink A., Silvia P. J., Hodges D. A., Koschutnig K., Neubauer A. C.
      Creativity and the default network: A functional connectivity analysis of the creative brain at rest. (англ.) // Neuropsychologia. — 2014. — November (vol. 64). — P. 92—98. — doi:10.1016/j.neuropsychologia.2014.09.019. — PMID 25245940. []
    34. Andreasen N. C.
      A journey into chaos: creativity and the unconscious. (англ.) // Mens Sana Monographs. — 2011. — January (vol. 9, no. 1). — P. 42—53. — doi:10.4103/0973-1229.77424. — PMID 21694961. []
    35. Yang J., Weng X., Zang Y., Xu M., Xu X.
      Sustained activity within the default mode network during an implicit memory task. (англ.) // Cortex; A Journal Devoted To The Study Of The Nervous System And Behavior. — 2010. — March (vol. 46, no. 3). — P. 354—366. — doi:10.1016/j.cortex.2009.05.002. — PMID 19552900. []
    36. Ino T., Nakai R., Azuma T., Kimura T., Fukuyama H.
      Brain activation during autobiographical memory retrieval with special reference to default mode network. (англ.) // The Open Neuroimaging Journal. — 2011. — Vol. 5. — P. 14—23. — doi:10.2174/1874440001105010014. — PMID 21643504. []
    Во вводной части статьи есть список источников, но не хватает сносок

    .

    Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники, подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены. (4 сентября 2020)

    Вечные спутники-антиподы

    К сожалению, миром правит не только добро, но и зло. Это антиподы, к которым в полной мере относятся добро и зло, любовь и ненависть, созидание и разрушение. Это две стороны жизни – светлая и темная, которые с переменным успехом борются между собой каждую минуту. Об этом говорят и многочисленные стихи. Например: «…люди, что же нам всем нужно? Строим, рушим день за днем, то мосты возводим дружно, то в отчаяньи их жжём…» Созидание – это добро, разрушение – это зло. Поэтому и бог называется творцом – он созидает. А дьявол — разрушителем.

    Арт-терапия или как начать созидать?

    Автор бестселлера «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт сравнивает творчество с доступной каждому магической силой способной сделать жизнь более насыщенной, необычной, интересной. Психологи советуют практиковать терапию творчеством всем, кто хочет привнести в жизнь гармонию, повысить способность к самовыражению, раскрыть творческий потенциал.

    С момента зарождения арт-терапии у нее появилось несколько различных направлений. Проходить психотерапию и просто получать удовольствие можно через фотографию, музыку, составление коллажей, раскрашивание мандалы, работу с тканями, тестом или глиной. Одним из самых популярных направлений считается изотерапия – лечение изобразительным искусством. Она помогает добраться до глубинных переживаний, избавиться от стресса и просто отвлечься от повседневных забот с помощью несложных техник.

    Техника 1. Рисование в темноте.

    Большая часть внутреннего напряжения прибывает от критики со стороны. Ослабить силу внутреннего критика поможет рисование в полной темноте. Попробуйте сначала создать рисунок одноцветным карандашом, позже можно перейти к сложным изображениям. Сосредоточьтесь на создании абстрактных линий, узоров, фигур. При включенном свете рисунок, скорее всего, вас сильно удивит.

    Техника 2. Раскрасьте свое физическое состояние.

    Нарисуйте на листе бумаги очертания своего тела. Закройте глаза, представьте свое тело и свои ощущения. Раскрасьте изображение внутри контура акварельными красками так, как вы это чувствуете. Подумайте, что для вас значат эти оттенки и почему они появились именно на этих участках. Эту технику можно практиковать в больших масштабах: взять рулон обоев, обрисовать на нем контуры своего тела в натуральную величину и разрисовать.

    Техника 3. Мандала желаний.

    Круглая мандала – символ вечности. Поместив внутрь свое желание, мы создаем условия для его исполнения. Для начала нужно нарисовать на бумаге круг-основу – обвести тарелку или использовать циркуль. Визуализируйте желание. Начинайте раскрашивать. Это может быть конкретный или фантазийный узор. В процессе рисования нужно отмечать свои инсайты и просто получать удовольствие.

    Выводы:

    • Созидание – это одновременно создание, творение, построение чего-то гармонично-вдохновляющего.
    • Разрушение – это созидание со знаком «минус».
    • Созидательность – положительное качество зрелой личности, необходимое для творческой самореализации.

    Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

    Подмена понятий

    Интересно, что создание и созидание, слова, отличающиеся одной буквой, и, в принципе, означающие процесс производства чего-либо. Но очень часто они несут абсолютно разную смысловую нагрузку, хотя в «Толковом словаре живого русского языка» В. Даля, выпущенного в 1861 году, напротив слова созидание стоит «см. создание». Построение или возведение чего-то противного и людям и богу, например, концентрационного лагеря (самый приводимый пример, потому что является злом в чистом виде), никогда нельзя назвать созиданием, а созданием можно. Конечно, словами часто играют, говорят, что разрушение тех же концлагерей есть добро, а создание – зло. Наверное, созидание и разрушение — термины, применение которых уместно в глобальном смысле – разрушить мир, семью, жизнь, мировозрение. То есть поломать что-то хорошее, гармоничное, сделать то, что нанесет и человеку, и миру конкретный вред. К сносу ветхого жилья не стоит применять термин «разрушение». Казуистика объясняется как изворотливость, подмена понятий, игра словами. Сейчас она в почете, и вкупе с сакраментальной фразой «у каждого своя правда» приводит к катастрофическим последствиям. Поэтому так важно умение выбрать из десятков синонимов самое верное слово, еще лучше, правильно направлять свои мысли. И поэтому детей с детства надо учить пониманию разницы между добром и злом. В жизни все четко расставлено по своим местам. Понятия белое и черное, любовь и ненависть, созидание и разрушение всегда находились по разные стороны реки под названием жизнь.

    Способность созидать как признак зрелой личности.

    Созидательность — это одна из характеристик психологически зрелой личности. Зрелость приходит тогда, когда человек не просто взрослеет, но набирается мудрости. В рамках теории психоанализа психологическая зрелость личности рассматривалась как конечная цель психотерапии.

    Термин «зрелая личность» в психологическую науку ввел австрийский психолог Альфред Адлер. В своих работах ученый предложил понятие творческого «Я» как первопричины человеческого в человеке, того, что делает его созидателем своей жизни, придает смысл существованию. Позже вопросы зрелости рассматривались русским профессором психологии Н. Рыбниковым, швейцарским философом К. Юнгом, американским психоаналитиком Э. Эриксоном.

    Сама по себе зрелость – не конечная точка, а состояние, которое подобно паззлу складывается из качеств:

    Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

    ? Все это можно сделать при помощи системы
    Дизайн Человека
    . Постройте свою карту и получите базовые расшифровки бесплатно.

    1. Самоанализ. Способность «знать самого себя» – посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, адекватно оценить свои сильные и слабые стороны.
    2. Выстраивание границ. Понимание того, что допустимо или неприемлемо в семейных, рабочих, рабочих, детско-родительских отношениях.
    3. Самоирония. Умение посмеяться над собой в абсурдных ситуациях жизни, но при этом продолжать ценить самого себя.
    4. Благодарность. Умение быть благодарным за то, что произошло и чего смогли избежать. Причем не просто быть, но уметь выражать благодарность людям и обстоятельствам.
    5. Самоконтроль. Способность оградиться от страха, вины, вредных привычек – всего того, что побуждает жить сиюминутными эмоциями и желаниями.
    6. Дружелюбие. Способность к теплым, сердечным социальным отношениям. Умение демонстрировать искреннюю привязанность без ревности или корысти.
    7. Независимость. Способность создать о самом себе положительное представление, независимое от оценок окружающих.
    8. Реалистичность. Стремление достигать лично значимых и реалистичных целей, не подстраивая факты под свои фантазии или иллюзии.
    9. Целеустремленность. Разграничение долгосрочных и краткосрочных целей. Понимание того, сколько времени и сил нужно для достижения цели.
    10. Нравственность. Умение совершать и рассматривать поступки, согласовывая их со своими моральными принципами.
    11. Умение выстраивать отношения. Способность понимать чувства другого, сопереживать, поддерживать, проявлять искренний интерес к своему партнеру.
    12. Гибкость. Способность целесообразно перестраивать свое поведение, ориентироваться в общении с людьми, маневрировать в изменяющихся условиях реальности.

    Списки качеств зрелой личности составляли основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его современник, разработчик теории черт личности Гордон Олпорт. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Одной из показательных характеристик он считал креативность – способность к творчеству, которая проявляется в любом деле, даже в быту.

    Пройти тест на тип личности

    Пыль времен

    150 лет, прошедшие после выхода словаря В. Даля, не могли не внести после стольких войн и революций свои коррективы в определенные понятия. Вот и некоторые исследователи считают, что термины созидание и разрушение относятся к космическим понятиям и применимы в высших духовных сферах. Все, что противно богу, является злом, разрушением, ненавистью. Все, что способствует улучшению божественной гармонии, есть созидание. Это всегда оптимистический, приносящий радость процесс, способствующий бесконечному развитию как человеческой личности, так и общества в целом. И это совсем не субъективные понятия.

    Литература[ | ]

    • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
    • Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б., 1956О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. — С. 37-49
    • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
    • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
    • Беляев И. А.
      Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2010. — № 10 (116), октябрь. — С. 57-61.
    • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000.
    • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. — М.: Искусство, 1994.
    • Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: ИП РАН,1997; «Классика-ХХ1»-2006,2007,2008.
    • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
    • Творчество / Гайденко П. П., Леонтьев Д. А. (Психология) // Социальное партнёрство — Телевидение [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 735—736. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2.
    • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
    • Император ВАВА Названия картин и демиургическая триада
    • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
    • Петрова В. Н.
      Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
    • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, — СПб.: Питер, 2005.
    • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. — № 1. — С.195-212.
    • Современные исследования интеллекта и творчества /Под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. — 303 с.
    • Юнг К. Г. Психологические типы.
    • Яковлев В.
      Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 142—154.
    • Брайан Грин.
      До конца времен. Сознание, материя и поиски смысла в меняющейся Вселенной = Brian Greene. Until the End of Time: Mind, Matter, and Our Search for Meaning in an Evolving Universe.. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 548 с. — ISBN 978-5-00139-343-6..
    • Психология и поэтическое творчество (недоступная ссылка) Карл Густав Юнг
    • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]