Причины самоповреждения
Что побуждает подростков намеренно причинять себе боль?
- Самоутверждение, доказательство мужественности
Селфхарм особенно распространён среди подростков. Часто молодые люди прибегают к нанесению себе увечий для самоутверждения.
Подростки собираются в группы, соревнуются, кто из них дольше вытерпит боль, кто сильнее себя порежет.
- Привлечение внимания
Подростки жаждут внимания со стороны сверстников, противоположного пола и взрослых. Для этого они используют самоповреждение.
Например, если подростку не хватает родительской любви, он может нарочно себя травмировать, чтобы мама его пожалела, поговорила с ним.
Ещё одна разновидность самоистязания – это всевозможные пирсинги, окна, туннели в ушах, в щеках, разрезание языков, «изнасилование» сосков и клиторов, закачивание краски в глаза, безумные татуировки, перекрывающие всю поверхность тела, скарификация.
Среди ценителей экстремального боди-арта популярна скарификация, или шрамирование. Чтобы получился чёткий, выпуклый узор, на коже делается надрез под определённым углом. Другая разновидность такого «украшения» предполагает срезание полосок кожи, в этом случае получается узор в виде углубления.
Причины самоповреждающего поведения подростков
К сожалению, в этом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии, может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии (т.е. понимания того, что чувствует другой человек). Как определить, есть ли у Вашего ребёнка признаки самоповреждающего поведения и что Вы можете сделать?
Признаки самоповреждающего поведения:
✔ 1. Вы находите на теле ребёнка порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, также могут быть обнаружены области без волос на коже головы. Обратите внимание на повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот. Обратите внимание, что искать нужно не только порезы – ожоги, синяки, области без волос на голове (или исчезновение ресниц на глазах) – такие же признаки самоповреждения.
✔ 2. Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы.
✔ 3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать.
✔ 4. Ребенок начинает проводить онлайн еще больше времени, чем обычно (подчеркну слово «ещё» – очевидно, что большинство подростков в принципе много времени проводит за монитором или со смартфоном). В Интернете есть сообщества «по интересам», среди них – те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда. Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков.
✔ 5. Обратите внимание на одежду, постельное белье ребёнка и его полотенца – иногда можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное желание подростка стирать всю свою одежду и белье исключительно самостоятельно.
✔ 6. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, дети с самоповреждениями стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно переодеваться.
✔ 7. Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения: бритвенные лезвия, ножи, пластыри и бинты. Какие-то их этих предметов могут найтись в школьном рюкзаке или в комнате ребенка.
✔8. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание.
Психические патологии
Самоистязание может быть симптомом расстройства психики. Например, при тяжёлой депрессию, когда человек ко всему равнодушен, испытывает внутреннюю пустоту, он наносит себе увечья, чтобы почувствовать себя живым.
Видео: реальная история девочки, которая резала себя
При шизофрении больной может наносить себе увечья из-за приказывающих голосов в голове.
Очень часто пусковыми механизмами для селфхарма становятся тревожные расстройства и неврозы.
Самоповреждение в раннем возрасте
Если в подростковом возрасте селфхарм может стать результатом пропаганды эстетики нездоровья и суицида, то в детстве ребенок не может начать ранить самого себя из-за внешних факторов. Это всегда выражение его личных проблем, проблем глубоких и тяжелых. В первую очередь, когда ребенок не доверяет родителям, когда считает, что весь мир против него, он начинает во всем винить себя и только себя, и подсознательно выражает это в виде самоповреждения в моменты истерик.
Избыточная эмоциональность может появляться в виде аутоагрессии, но травмы самому себе наносятся неосознанно. Например, ребенок может вцепиться себе в плечи и поцарапать их, просто сжимая: он не будет намеренно царапать, просто чем ему хуже, тем сильнее он будет сжимать руки. Как правило, аутоагрессия характерна для приемных детей
, для детей с
СДВГ
и другими расстройствами и нарушениями.
Откуда это пошло. Традиции
До сих пор в некоторых далёких от цивилизации племенах мальчики проходят болезненные обряды инициализации, после которых юношу признают мужчиной.
Так, по традициям бразильского племени сатере-маве мальчик должен сунуть руку в рукавицу с ядовитыми муравьями Paraponera, их ещё называют муравьи-пули. И терпеть их укусы в течение 10 минут, при этом нельзя издавать ни звука. Боль от укуса даже одного насекомого настолько сильная, что не прекращается в течение суток. После обряда рука мальчика останется на какое-то время парализованной, а его самого будет трясти ещё несколько дней.
Видео: обряд инициации в бразильском племени
В известном восточно-африканском племени масаи мальчик становится воином только после болезненной процедуры обрезания, которая проводится без наркоза. Кричать при этом также считается позорным. Швы после такой «операции» заживают 3-4 месяца, и всё это время процесс мочеиспускания сопряжён с дикой болью.
В древних африканских племенах шрамирование использовалось для обозначения социального статуса, места жительства и даже принадлежности какому-то роду. Вместо паспорта. Да и сейчас у представителей Боди, Сури и Мурси такие «украшения» используются и у мужчин в процессе инициализации, и у женщин, как признак красоты и доказательство того, что они могут вынести роды. Эта процедура очень болезненная.
Селфхарм – это зависимость. Как «подсаживаются» на боль
Может казаться, что селфхарм – это страдание и мучение. Но только на первый взгляд.
Сначала внимание с эмоциональной боли переключается на физическую, и становится легче. А потом добрый организм тебе подбросит «обезболивающего» в виде эндорфинов, которые вызывают чувство эйфории. Но после затухания боли и прекращения действия нейромедиаторов все страдания возвращаются, и чтобы их прекратить, человек снова наносит себе увечья. Поэтому многие подсаживаются на селфхарм, как на наркотик, и не могут прекратить себя резать.
Видео: история девочки, страдающей селфхармом
Даже сейчас в некоторых закрытых католических орденах распространено самоистязание. Например, монахи носят на теле цепь с шипами или хлещут себя кнутами.
Это преподносится как усмирение плоти или искупление грехов. Но всё это лицемерие. Во-первых, потому, что это сублимация: внимание просто переносится с плотского желания на физическую боль. Во-вторых, человек в результате такого действа испытывает наслаждение из-за выброса эндорфинов. Католические священнослужители на усмиряют, а, наоборот, разжигают плоть.
Что делать родителю, подозревающему самоповреждающее поведение?
✔ 1. Сделайте паузу, вдохните-выдохните. Вам необходимо успокоиться и подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать. Ваше настроение необходимо взять под контроль, ведь в такой ситуации гамма переживаний едва ли приятная (грусть, злость, страх, вина).
Иногда первая реакция родителя – задавать ребёнку вопросы, однако это может быть расценено как нападение и ребёнок станет ещё более закрытым и замкнутым. Безусловно, следует обратиться к профессионалу, школьному или частному психологу, однако некоторые вещи Вы можете сделать и самостоятельно.
✔ 2. Еще раз дайте подростку понять, что Вы его любите (вне зависимости от конкретных фактов его поведения). Следует помнить, что дети причиняют себе вред, потому что испытывают множество трудных эмоций. Вне зависимости от того, хотят ли они таким образом наказать себя, успокоить, или же просто заставить что-то почувствовать, их реальность очень тревожная и нестабильная. В этом постоянном вихре эмоций им нужно убежище, где они могут чувствовать себя в безопасности.
Именно это должен обеспечить ребенку родитель. Не важно, можете ли Вы разрешить проблему подростка немедленно – важно, чтобы тот знал, что любим, и принимаем родителем, и что тот не стыдится, даже если ребенок ведет себя так, покрывая свое тело порезами и ожогами.
Благодаря этому возникает эмоциональную стабильность, которой так не хватает подростку.
✔3. Попытайтесь понять, какая причина стоит за причинением себе повреждений, потому что порезы и ожоги – всего лишь симптом. Причины есть всегда, но они могут быть очень разными – кто-то из подростков страдает от депрессивного или тревожного расстройства, кто-то стал жертвой школьной травли, кто-то начинает причинять себе вред из-за проблем с учителями или с самими родителями.
Важно, чтобы родитель помог подростку попробовать понять причины, по которым он вредит себе, только после этого можно начинать борьбу с ней.
✔ 4. Подростки, склонные к самоповреждениям, часто не готовы, не могут говорить на эту тему, при попытках взрослых начать разговор – отмалчиваются. Не стоит заставлять их в приказном тоне – это только усилит уже имеющиеся проблемы. Но можно подумать над альтернативными вариантами диалога. Вот несколько вариантов, которые пробовали другие родители:
А) Оставьте на столе в кухне блокнот, в котором ребенок может писать любые вещи, которые он хотел бы, чтобы родители знали. Писать всегда проще, чем говорить напрямую. Любой из родителей читает записи каждый день и находится в курсе происходящего, там же родитель может оставлять ответы на вопросы или писать свои комментарии;
Б) В комнате ребенка (или над его спальным местом) можно повесить маркерную доску, на которой ребенок может отмечать, например, звездочкой или черточкой, каждый день, когда он не причинял себе повреждений. За каждый же день, когда повреждения были нанесены, один знак ребенком стирается. Таким образом родитель остается в курсе происходящего и избегает при этом неловких разговоров с ребенком;
В) Можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично. В случае возможности договоренности со школьным психологом и сотрудничества родителей с ним в вопросах борьбы с самоповреждающим поведением ребенка это – хороший способ для психолога также быть в курсе состояния ребенка.
✔ 5. При наличии хорошо налаженных контактов со школой, сообщите о ситуации классному руководителю, социальному педагогу или школьному психологу, если он есть в школе. Совместно родителю вместе с сотрудниками школы будет легче следить за поведением ребенка, к тому же, иногда школа идет на встречу родителям, и немного изменяет условия проведения, к примеру, устных ответов у доски, для ребенка, если они вызывают у него такой сильный стресс, что он причиняет вред своему телу.
✔ 6. Не пытайтесь заставить ребенка прекратить то, что он делает. Часто ребенок в таких ситуациях продолжает наносить себе повреждения, только не сообщает об этом родителю. Не всегда «изъятие» всех острых предметов из квартиры, например, включая столовые ножи, является хорошей идеей. Иногда подростки, отчаявшись в такой ситуации, причиняют себе вред гораздо более травматичными способами, например, режут кожу осколками стекла. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, поговорите с ребенком о том, какого поведения он хотел бы от вас в этой ситуации. Иногда дети сами предлагают убрать подальше все потенциально опасные предметы.
✔ 7. Предложите ребенку альтернативные варианты поведения. Есть много других вариантов, которые молодые люди могут пробовать, помимо причинения повреждений своему телу. Кто-то справляется при помощи банального биться подушки, разрывания бумаги на мелкие клочки или более экзотичного сжимания в руках кубиков льда (да, это не очень приятно и очень чувствительно, потому является хорошей альтернативой для самопорезов).
Кто-то рисует красной ручкой на коже, кто-то носит на запястье резиновый браслет, который может с силой натянуть и отпустить в момент эмоционального напряжения.
✔ 8. Воспользуйтесь помощью профессионалов: детский психолог в поликлинике, центры помощи семье и детям, службы психологической помощи, консультации подросткового психолога и т.д. Психолог может всегда оказать поддержку родителю и предложить направления поведения в конкретной ситуации, даже если сам подросток отказывается идти на прием.
——————————————-—
Будем рады ответить на все вопросы, записать на психологическую консультацию и рассказать подробности!
Что в этом плохого? Я ведь делаю больно только себе
Подросток часто не видит в этом проблемы. Он не может найти здоровый способ справиться со своими переживаниями. И недоумевает, ведь он никому не делает больно, только себе.
Во-первых, это не страдание, а, наоборот, самовозвышение и получение определённого удовольствия через боль, формирование зависимости, во-вторых, родственники всё равно страдают, глядя на это.
Есть и другие печальные последствия селфхарма:
- Инфицирование раны. Подростки обычно не задумываются о дезинфекции «инструментов», которыми наносят порезы. И раны не обрабатывают. Как следствие – сепсис. Ребёнок умирает не от селфхарма как такового, а от заражения крови.
- Риск непреднамеренного самоубийства. Некоторые заходят так далеко, что умирают, сами того не желая.
Селфхарм, как алкоголь и наркотики, не решает проблемы. Он просто ненадолго помогает от них отключиться.
Ребёнок режет себя. 7 основных вещей, которые нужно знать про селфхарм
Около 18–30% всех подростков хотя бы раз в жизни пробовали селфхарм. Чаще всего самоповреждение начинается в период 12–15 лет и связано с психологическими проблемами. Настасья Крысько, подростковый психолог, когнитивно- поведенческий терапевт, ведущая телеграм-канала про доброе отношение к себе, рассказала основное, что нужно знать про селфхарм у ребёнка.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
ПОДПИСАТЬСЯ
Самоповреждающее поведение, или селфхарм, — это нанесение себе повреждений с целью справиться с тяжелыми переживаниями, болезненными воспоминаниями, ситуациями и невозможностью контролировать свою жизнь. Это может быть нанесение себе порезов, ожогов, ударов. К самоповреждающему поведению прибегают люди от 8 лет и до пожилого возраста, чаще всего самоповреждения встречаются у подростков.
У самоповреждающего поведения всегда есть какая-то функция, чаще всего это способ эмоциональной саморегуляции. Например, некоторые подростки описывают селфхарм как способ выразить то, что трудно сформулировать словами; сделать эмоциональную боль физической; избавиться от невыносимых переживаний и мыслей; вернуть ощущение контроля; сбежать от травмирующих воспоминаний; наказать себя — за ужасное поведение, чувства или мысли; прекратить чувствовать себя оцепеневшим; выразить суицидальные мысли и намерения, не совершая их, и др.
Важно понимать, что самоповреждение работает по замкнутому кругу: происходит какая-то ситуация (триггер) — в ней возникает негативная мысль, которая и вызывает негативные эмоции, — эмоции нарастают — вторгается идея о самоповреждении — происходит самоповреждение, которое дает временное облегчение. Но так как сама проблема не решилась, негативно влияющие на человека мысли остались, то человек попадает в «ловушку селфхарма».
Неполезные фразы
Не знать, что говорить, когда вы видите порезы у ребенка — нормально. Чаще всего мы произносим неполезные фразы от бессилия или тревоги и не вкладываем в них ничего плохого, но важно помнить, что эти слова могут совершенно по-другому восприниматься подростком.
- Все в твоей голове.
- Не выдумывай проблемы из ничего.
- Возьми себя в руки.
- Все же как-то справляются, и ты тоже давай.
- Просто смотри на вещи оптимистичнее.
- В твоей жизни так много других вещей, а ты все про одно.
- Перестань прикидываться сумасшедшим.
- Да что с тобой такое?
- Тебе уже давно должно было полегчать.
- Это подростковой кризис — перетерпи.
Например, подросток получил двойку и у него появились мысли «я тупой, я ни на что не гожусь, мои родители разочарованы во мне». Эти мысли влияют на нарастание интенсивности эмоций — грусти, тревоги, гнева, отчаяния. В какой-то момент подросток думает: «Я не вынесу этого, нужно порезаться», — и режется. Это даёт временное облегчение, но, так как сами мысли остались и не появилось другого способа справляться с сильными негативными эмоциями, то, скорее всего, подросток будет часто резаться и попадать в ловушку селфхарма.
Чтобы снизить у подростка вероятность нанести себе какие-либо повреждения, важно проделать определенную работу: понять механизм самоповреждений и тренировать другие безопасные навыки справляться с сильными эмоциями, решать проблемы. Для поддержки подростка на пути отказа от самоповреждающего поведения поможет составление плана безопасности. В этот план могут входить следующие пункты:
- Сигналы того, что кризис приближается (ситуации, мысли, ощущения, образы)
- Способы, техники, практики отвлечься самостоятельно
- Люди, которые могут отвлечь (список контактов: друзья, родственники, кому можно позвонить и поговорить, пойти погулять)
- Люди, которых можно попросить о поддержке (список контактов)
- Места, где можно найти поддержку (куда можно пойти погулять, чтобы помочь себе набраться сил, переключиться, это должно быть какое-то ресурсное и безопасное место)
- Специалисты и организации, с которыми можно связаться во время кризиса (контакты специалистов, которые работают с вашим подростком)
- Экстренная помощь (контакты служб экстренной помощи: телефоны доверия, кризисные чаты, скорая медицинская помощь)
- Профилактика: как я могу сделать окружающую среду безопаснее для себя
Существует миф, что подростки применяют селфхарм, чтобы манипулировать и привлечь к себе внимание. Из-за этого мифа те, кто наносит себе какие-то повреждения, чувствуют, что их осуждают, отвергают и не воспринимают серьезно, оставляя в одиночестве с их страданием. Если ваш подросток применяет селхфарм, не кричите на него, не критикуйте, не игнорируйте, а предложите обсудить, что с ним происходит, и предложите обратиться к специалистам.
Полезные фразы
Поддерживающие фразы чаще всего направлены на то, чтобы передать, что человек не одинок, его не осуждают и готовы помочь:
- Ты не одинок.
- Я рядом с тобой.
- Ты не плохой.
- Возможно, я не до конца понимаю, что ты чувствуешь, но я волнуюсь о тебе и хочу помочь.
- Ты для меня много значишь, и мне небезразлична твоя жизнь.
- Похоже, что у тебя сильные переживания и трудности на пути.
- Я всегда готов тебя поддержать и помочь.
- Я бы хотел понять больше про тебя и твое состояние.
- Если ты захочешь — я могу дать совет.
- Я верю, что мы разберемся с этими трудностями вместе.
Позаботьтесь о себе, найдите опору, сформулируйте, что бы вы хотели сказать вашему ребенку. Постарайтесь не паниковать и не реагировать слишком сильно. То, как вы будете себя вести, может повлиять на то, насколько он или она будет откровенны с вами. Вот несколько вещей, которые полезно помнить:
- Постарайтесь не осуждать.
- Дайте знать, что вы рядом.
- Помните, что человек гораздо больше, чем его проблема.
- Постарайтесь проявить сочувствие и понимание причин этих действий.
- Предложите помощь и поддержку.
- Напомните подростку о его сильных сторонах и тех вещах, которые у него хорошо получаются.
- Предложите составить вместе алгоритм того, что важно делать при появлении мыслей о селфхарме.
- Не обсуждайте с подростком больше, чем одну тему, в этом разговоре. Если вы предложили обсудить селфхарм, то в этом диалоге важно не переключаться на другие проблемы вроде уборки, учебы и так далее.
- Как родитель заручитесь информацией и поддержкой специалистов. Можно прочитать брошюру о самоповреждающем поведении, например здесь.
- Не будет помогать в диалоге с подростком, который применяет селфхарм, а лишь усиливать его отчужденность и закрытость: критика, обвинение, стыжение, обесценивание, игнорирование повреждений или, наоборот, слишком сильный фокус на них, применение насилия.
Поддерживать ребенка, применяющего селфхарм, может оказаться непростым и длинным путем, с улучшениями и ухудшениями. Забота родителя о себе становится важным навыком, на который мы будем опираться при поддержке подростка:
- Напоминайте себе, что изменения нелинейны и требуют времени.
- Выясните, какие виды помощи и поддержки доступны.
- Запрашивайте и получайте поддержку и необходимую информацию для себя.
- Вы также можете обратиться за поддержкой к специалистам.
При самоповреждающем поведении необходима поддерживающая работа, направленная на усиление навыков осознанности, стрессоустойчивости, эмоциональной саморегуляции, заботы о себе, эффективной коммуникации. На данный момент диалектико-поведенческая терапия имеет высокую доказанную эффективность при хроническом суицидальном и самоповреждающем поведении, в том числе у подростков.
14–16 апреля Настасья Крысько участвовала в Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности», где психологи и педагоги обсуждали главные проблемы современных старшеклассников: от телесности и психофизиологии до цифровой социализации и гаджетов.
Иллюстрации: Кира Илларионова для «Мела»
Иллюстрация: Кира Илларионова
Что делать, если подросток себя повредил
Прежде всего нужно обратиться к хирургу. Он обработает раны, при необходимости наложит швы. Потребуется и длительное лечение антибиотиками, чтобы предупредить сепсис.
В дальнейшем обязательно проконсультироваться с психиатром. Врач обнаружит или исключит патологию и при необходимости назначит лечение. В тяжёлых случаях потребуется медикаментозная терапия.
Но даже если психического расстройства у подростка нет, необходима работа с психологом или психотерапевтом. Специалист научит справляться с тяжёлыми ситуациями и эмоциями, выделяться среди сверстников и привлекать внимание противоположного пола здоровыми способами.