Часто, давая личностную характеристику человеку, нам приходится слышать: у него ужасный характер или по характеру он спокойный, или он бесхарактерный. Сразу создаётся определённое впечатление о человеке. Так что же такое характер и какие факторы влияют на его формирование, какое место он занимает в общей структуре личности человека? Является ли он устойчивым или меняется от ситуации к ситуации? Как характер влияет на поведение человека? Начнём разбираться.
Обратимся к психологическому словарю по редакцией Дубровиной И. В.
Характер (греч. charakter – черта, особенность) – индивидуальное сочетание свойств личности, которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в его поведении и поступках. Бесхарактерность – тоже проявление характера.
Нужно добавить, что характер – это совокупность устойчивых черт личности. Характер человека проявляется во всём: в отношениях, в деятельности, в общении. Именно характер (нельзя исключать и темперамент) делает поведение человека специфичным, отличающим его от других. Например, одни предпочитают спокойную и последовательную деятельность, другие выбирают сложную, порой связанную с риском и проблемами.
В общении характер проявляется в способах реагирования на поступки других людей, в манере поведения (вежливой и деликатной или грубой и бесцеремонной). Характер не меняется от ситуации к ситуации, он более устойчив и мало изменяем.Человек, со сложным характером обычно имеет массу проблем, с ним сложно и окружающим. Характер тесно связан с темпераментом, если темперамент неизменен, т.к. он заложен в нас природой, то характер формируется средой и его подкорректировать можно, если этого человек захочет сам.
Факторы, влияющие на развитие черт характера в рамках различных теорий
В целом на процесс формирования характера личности оказывают влияние различные факторы, имеющие внутреннюю и внешнюю природу – это наследственность, деятельность личности, среда, а также воспитание. Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в формирование личности, и при этом данные условия оказывают влияние друг на друга. В различных теориях понятие характера отличается. Существуют различные концепции формирования черт личности, в каждой из которых ведущая роль отводится тому или иному фактору. В современной западной психологии по отношению к данной проблеме можно выделить несколько различных подходов:
- Конституционно-биологический. Его основоположником традиционно считается Э. Кречмер. Согласно данной теории, характер и проявления темперамента человека напрямую зависят от его физической конституции. В рамках данного направления различают астенический, пикнический и атлетический типы характера.
- Типология Э. Фромма. В ее основе лежат взаимоотношения человека, а также его нравственные качества. Фромм рассматривал потребности человека в контексте текущей политико-экономической обстановки, которая и оказывает ведущее влияние на процесс формирования качеств личности.
- Психоаналитический. Его основатели – З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер. Формирование характера происходит исходя из неосознаваемых влечений.
- Концепция Отто Ранка. В процессе образования черт характера ведущую роль играет сила воли человека. Волевой процесс является некой оппозиционной силой, которая возникает в ответ на принуждение извне. Помимо воли, личность формируется под влиянием чувственных переживаний, эмоций.
Биологические факторы
Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности. Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей. С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.
Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе. По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы. Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.
К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи. В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку. Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни.
Влияние темперамента
Темперамент нередко путают с характером, в то время как эти понятия имеют существенные различия. Характер обладает социальной природой (иными словами, формируется под влиянием общества), в то время как темперамент обусловлен биологически. Если характер может, хотя и с трудом, меняться на протяжении жизни, то темперамент остается стабильным.
При этом темперамент оказывает существенное влияние на выраженность черт характера. Есть такие свойства темперамента, которые будут способствовать проявлению тех или иных качеств; есть и те, что будут их тормозить. Например, раздражительность будет намного сильнее проявляться у холерика, нежели у сангвиника. С другой стороны, с помощью качеств характера могут сдерживаться свойства темперамента. Например, с помощью тактичности и сдержанности холерик может сдерживать проявления данного типа темперамента.
Как проявляется характер?
Поскольку характер – это совокупность большого количества относительно постоянных свойств психики, его проявления присутствуют в каждом действии во всех сферах жизни. Эти проявления, как правило, представлены крайними степенями тех или иных форм поведения. Рассмотрим проявления характера в разных сферах подробнее.
В отношении к себе это может быть:
- скромность и наглость;
- застенчивость и тщеславие;
- самокритичность и самоуверенность.
В отношении к окружающим:
- замкнутость и общительность;
- желание доминировать и желание быть частью коллектива;
- доверие и недоверие;
- враждебность и дружественность.
В отношении к работе:
- трудолюбие и леность;
- ответственность и безответственность;
- добросовестность и недобросовестность.
В отношении к материальным ценностям:
- щедрость и жадность;
- бережливость и расточительность;
- аккуратность и неряшливость.
Древнегреческий философ Гераклит однажды сказал: «Характер определяет судьбу». И это действительно так, ведь он проявляется в каждой повседневной мелочи, в каждом серьёзном или мелком решении и в каждой фразе, сказанной близкому или не очень человеку.
Что определяет характер?
Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути. Образ жизни человека влияет на его образ мышления, эмоциональные переживания, чувстав, мотивацию во всем их единстве. Именно поэтому по мере того как формируется образ жизни, которого придерживается человек, образуется и его характер. Существенную роль в жизни человека играют общественные установки, конкретные жизненные обстоятельства, через которые приходится проходить человеку. Характер в значительной степени образуется под влиянием поступков и деяний личности.
При этом непосредственно формирование характера происходит в различных социальных группах (семья, трудовой коллектив, учебный класс, спортивная команда). В зависимости от того, какая именно группа будет являться для человека референтной, у него будут формироваться те или иные качества характера. Во многом они будут зависеть от места человека в коллективе. Развитие личности происходит в коллективе; в свою очередь, личность оказывает влияние на группу.
Различают разные способы формирования характера. Данный процесс можно сравнить с накачиванием мышц, формированием хорошо сложенной фигуры. Если человек прикладывает усилия, регулярно занимается – мышцы растут. И наоборот – отсутствие нужных нагрузок вызывает атрофию мускулатуры. Это хорошо наблюдается, когда мышцы долго находятся без движения – к примеру, в гипсе. Данный принцип работает и для процесса формирования характера личности. Честность, целостность, оптимизм, уверенность, общительность – все это те черты, для развития которых необходимы упорные тренировки. Правильные действия всегда ведут к независимости, умению принимать верные решения. Человек с сильным характером прекращает идти на поводу у общества, он обретает себя.
Леонгард. Классификация
Эмотивный тип — общение только с теми людьми, кто тебя понимает
Ученым были выделены различные типы, описывающие характер.
- Гипертимный. Повышенная контактность, словоохотливость, ярко выраженная мимика. Принадлежит энергичным оптимистам. Присутствуют минусы, а именно несерьезность в отношениях, обязанностях, легкомыслие.
- Дистимный. Характерна низкая контактность, человек немногословен, пессимист. Обладатель подобного нрава привык подчиняться. К минусам — медлительность. К плюсам — добросовестность, серьезное чувство справедливости.
- Возбудимый. Характерна низкая контактность, присутствует занудливость.
- Циклоидный. Характерны перепады настроения. Человек, то сверхобщительный, то замкнутый.
- Застревающий. Общительность умеренная, занудливость. Люди обидчивые, конфликтные, сильно чувствительны к несправедливости. Такие особы желают достичь высоких результатов, причем в любой сфере.
- Педантичный. Излишнее рвение на службе, постоянное занудство, серьезность, добросовестность.
- Эмотивный. Желание общаться только с теми людьми, кто его хорошо понимает. Излишне чувствительные особы, обидчивые, плаксивые, находятся в подавленном настроении. К плюсам относятся сострадательность, а также исполнительность.
- Тревожный. Низкая контактность, нерешительность. Такие люди очень редко идут на конфликт. Они дружелюбны, исполнительны и самокритичны.
- Демонстративный. Такие особые стремятся быть на первом месте, жаждут власти, очень контактные, легко адаптируются при общении с новыми людьми. Однако, лицемерные, зачастую эгоисты. К плюсам относятся неординарное мышление, артистизм.
- Экзальтированный. Повышенное желание разговаривать, влюбчивость. Также могут быть достаточно конфликтными. Они внимательны к близким людям, обладают искренними чувствами. К минусам относят паникерство, отчаянность.
- Интровертированный. Заниженная контактность, характерна оторванность от реального мира, замкнутость. Такие люди склонны к одиночеству, самоанализу, принципиальные.
- Экстравертированный. Открытые к новой информации, всегда выслушают, помогут. Они весьма исполнительные и болтливы. К минусам — необдуманность поступков, легкомыслие, склонность к сплетням.
Влияние взрослых на формирование личности ребенка
Сенситивным периодом в становлении характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети достаточно много времени проводят в общении с окружающими взрослыми людьми. В этот период времени ребенок открыт для взаимодействия с миром, он с готовностью принимает воздействие извне, подражая взрослым. Они, в свою очередь, пользуются огромным доверием со стороны малыша, и поэтому могут воздействовать на детскую психику словами, поступками, что создает благоприятные условия для закрепления необходимых форм поведения.
В том случае, если ухаживающие за ребенком старшие общаются с ним в положительном ключе, а основные потребности малыша полностью удовлетворяются, то уже с ранних лет в нем начинают формироваться положительные черты характера – например, открытость другим людям и доверие. Когда родители и другие взрослые родственники не уделяют достаточного внимания малышу, не ухаживают за ним, не проявляют положительных эмоций или же вовсе не общаются – это приводит к развитию таких черт, как замкнутость и недоверие.
Как избавиться от лени?
Справиться с чрезмерной ленивостью можно только строго взяв на контроль своё поведение. Регулярно отслеживайте свои мысли и совершайте следующие действия:
- качественный сон, отдых, здоровое питание позволят быть активным в течение дня, не чувствуя усталость;
- отсутствие цели и ее видения лишают мотивации. Четко представляйте то, ради чего совершаете какие-либо действия. Думайте о конечном результате и не жалейте себя;
- планируйте и фиксируете все, что наметили, прописывайте сроки. Ставьте рейтинги важности, отслеживайте прогресс по выполнению задач;
- самые сложные дела выполняйте в первую очередь. Чтобы лень не застала врасплох и силы не кончились раньше, чем вы встанете с дивана;
- необходимо заставлять себя делать первый шаг к действию;
- будьте активны: любая физическая нагрузка ускорит умственные процессы и метаболизм. В организме начнут появляться силы к действию. Если спорт – не ваше, попробуйте пешие прогулки, туризм;
- общайтесь с активными энергичными людьми. Заряжайтесь и черпайте опыт их жизни. Постоянный контакт с ними заразит вас привычкой трудиться, быть продуктивнее;
- не ищите лени оправдание. Будьте ответственным перед самим собой.
Для большей эффективности, в списке задуманных дел можно оставлять пояснительные записки с указанием причин. По которым некоторые из них не были выполнены.
Честно признавайтесь, если это произошло по вашей вине. Но старайтесь не винить себя, а поощрять в тех случаях, когда задача выполнена верно и в срок.
Обмен положительными эмоциями на статью: Характер это что? Как он формируется? Я вам Благо Дарю, а вы пройдитесь по звездочкам!
- Эмоции: как справиться с волнением
- Всё что нас не убивает делает нас сильнее: что разрушает человека и помогает ему быть сильнее
Роль воспитания
Формирование черт характера происходит под воздействием социального взаимодействия, овладения человеком знаниями, умениями и навыками, представлениями об окружающем мире. Хотя воспитание и направлено на формирование характера человека, данный процесс может происходить и в отсутствие оного. Воспитание не всесильно – оно не может устранить действие многих факторов становления характера, которые в принципе не зависят от людей. Однако оно может повлиять на общее физическое развитие, так как с помощью специальных тренировок можно укрепить как силу воли, так и здоровье ребенка. А это отразится на его активности, способности познавать мир.
Заложенные природой задатки могут превратиться в способности только под влиянием воспитания, в процессе приобщения ребенка к тому или иному виду деятельности. Ведь для развития задатков необходимо большое трудолюбие, высокая работоспособность. Данные качества развиваются в процессе воспитания.
Саморазвитие человека
На каждом из жизненных этапов человек способен совершенствоваться. Он может менять свой характер благодаря информационному полю. Личностное саморазвитие происходит следующим путем:
- Посредством мнений и суждений других людей.
- Благодаря личному примеру от значимых людей и их поступков.
- По результату прочитанных книг.
- Развитие культуры и идеологии в обществе и государстве.
Формирование черт характера человека во взрослой жизни не заканчивается. На новом этапе все становится более осмысленным. Рациональное черты закрепляются, если человеку нужно достигнуть успеха в карьере и семье, то он развивает в себе такие качества как выдержка, ответственность упорство, целеустремленность и настойчивость.
Когда начинает закладываться фундамент личности?
Считается, что раньше других черт характера закладываются такие качества, как доброта, общительность и отзывчивость, а также и противоположные негативные качества – эгоистичность, черствость и безразличие. Ученые предполагают, что данные качества закладываются в раннем возрасте и определяются отношением матери к ребенку в первые месяцы жизни. В процессе развития ребенка решающим фактором постепенно становится система поощрения и наказания, применяемая в процессе воспитания.
Наследственность – основа формирования характера
Наследственность представляет собой повторяемость сходных типов особенностей живого организма в течение нескольких поколений. С помощью наследственности обеспечивается выживание человека как биологического вида. Гены играют не последнюю роль в процессе формирования личности, ее характера. Черты характера, формирование характера – все это в значительной мере обусловлено тем «багажом», который человек получает от своих родителей.
По наследству также передается предрасположенность к определенному виду деятельности. Считается, что у ребенка от природы есть три вида задатков – интеллектуальные, художественные, а также социальные. Задатки являются той основой, на которой впоследствии развиваются способности ребенка. Отдельно необходимо подчеркнуть важность интеллектуальных задатков ребенка. Каждый человек от природы получает большие возможности развития своих интеллектуальных способностей. Ученые считают, что имеющиеся у детей различия в особенностях протекания высшей нервной деятельности могут влиять на протекание мыслительных процессов, однако не меняют качества самой умственной деятельности. Однако педагоги и психологи отмечают, что все же может создаваться неблагоприятная для развития мышления среда – к примеру, вялые нейроны у детей алкоголезависимых родителей, нарушенные связи между нервными клетками у наркоманов, наличие психических заболеваний, передаваемых по наследству.
В отечественной психологии один из важнейших вопросов заключался в том, наследуются ли моральные качества личности, ее характер. Черты характера, формирование характера неподвластны влиянию генетики – так считали отечественные педагоги. Личность формируется в процессе взаимодействия со средой; человек не может изначально рождаться злым или добрым, щедрым или скупым.
В западной психологии, напротив, доминирует утверждение, что качества характера наследуются, и ребенок рождается честным или лживым, скромным или алчным, добрым или агрессивным. Такого мнения придерживались М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и другие исследователи.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в преддошкольном, а тем более в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться манера поведения, хотя, конечно, ни о каком более или менее сложившемся характере у дошкольника или даже у младшего школьника не может быть и речи.
Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. В игровой деятельности, особенно в коллективных сюжетных играх «с правилами», начинает формироваться характер дошкольника, в частности, такие его черты, как товарищество и коллективизм, настойчивость, смелость, выдержка, инициативность.
Игра является важной, но не единственной школой развития характера ребенка-дошкольника. Большое значение имеют простейшие виды доступной его возрасту жизненно полезной трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности по самообслуживанию, общественно полезные поручения, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело, сознавать себя членом коллектива. В процессе труда происходит овладение детьми нормами поведения.
Уже в дошкольном возрасте характер вырабатывается и в процессе непосредственного усвоения моральных норм и требований, правил и навыков общественного, культурного поведения. Ребенок воспринимает разъяснения этих правил взрослыми, следует их примеру. Опираясь на подражание, можно прививать дошкольнику правильные формы поведения. Требования родителей и воспитателей к детям, их личный пример формируют у детей необходимые временные связи, тормозят случайно образовавшиеся нежелательные. В процессе речевого общения со старшими у ребенка постепенно складываются понятия о том, что «можно» и чего «н ел ь з я», и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению и поведению других детей.
В возрасте 6—7 лет у детей уже обнаруживается значительная устойчивость «тормозного контроля» над своим поведением, в то время как ребенку 3—4 лет такой контроль еще недоступен (данные Мануйленко).
С поступлением в школу начинается новый этап в формировании характера ребенка. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования. Младший школьник впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Борьба за успеваемость и дисциплину развивает в школьнике организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.
Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами, и под влиянием этого повышается его сознательное отношение к действительности, развивается сознание долга и ответственности перед коллективом, чувство товарищества, коллективизм. На основе оценки учителя школьник приучается сопоставлять свое поведение с поведением товарищей, давать самому себе правильную оценку.
Успех работы школы по формированию характера у учащихся зависит от организации, методов и приемов учебно-воспитательной работы. Важнейшее значение имеет общий стиль работы школы и учителя: определенный порядок во всей работе школы и педагога; четкая организация занятий на уроках, требовательность к учащимся, систематический контроль за их учебной деятельностью и выполнением правил поведения, разумное применение поощрений и порицаний.
Особое развитие черты характера получают у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, становится участником жизни взрослых, к нему предъявляются более высокие требования, непосредственная опека над ним ослабляется. Он сам стремится активно участвовать в жизни окружающих его людей, работать на общую пользу. Важную роль в развитии его характера играет всё более развивающееся сознательное отношение к действительности, к ученью как основной его обязанности перед родиной и обществом, к самому себе, а также тот факт, что подросток в своей учебной и общественной деятельности уже в большой мере начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, отряда, класса.
Общественная работа является незаменимым средством воспитания характера. Каждый учащийся должен вносить свой вклад в общее дело коллектива, нести обязанность, приносящую пользу коллективу. Это развивает у него умение и потребность считаться с мнением коллектива, руководствоваться им в своем поведении, подчинять личные интересы интересам коллектива.
Учебная деятельность, общественная работа предъявляют определенные требования к воле человека. Поэтому в подростковом возрасте происходит заметное развитие волевых черт характера. Не всегда они правильно понимаются и оцениваются учащимися, и при слабой постановке воспитательной работы стремление подростка к активности, самостоятельности, инициативе может принимать нежелательные формы критиканства, неуважения к старшим (учителям, воспитателям, родителям), упрямства, лихачества, необдуманности в действиях и т. п. Только от постановки воспитательной работы с подростком зависит то направление, которое получат его активность, самостоятельность, его кипучая энергия.
В ранней юности перед учащимися встают вопросы о жизненных целях и дальнейших перспективах. Это связано с формированием убеждений, с выработкой мировоззрения, с ростом морального сознания и моральных чувств. Мотивы общественного порядка (чувство долга, чести, ответственности) в этом возрасте играют уже очень видную роль.
Наконец, характерный для данного возраста рост самосознания личности открывает широкие возможности для самовоспитания, для сознательного развития у себя ценных качеств личности.
Как уже было сказано, в любом возрасте решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
То же самое надо сказать и о характере взрослых. Такая, например, черта характера, как инициативность, может быть воспитана у очень, казалось бы, неинициативных людей, если повысить у них чувство ответственности, предъявляя к ним определенные требования, давая им важные поручения, ставя перед ними общественно важные задачи (исследование Меньшиковой). Каковы же пути воспитания характера?
Черты характера, как уже указывалось, — это системы прочно закрепившихся реакций человека на воздействия социальной среды, это «определенные деятельности», вызванные внешними влияниями и «часто закрепляющиеся на всю жизнь» (И. П. Павлов). Эти ответные реакции людей становятся чертами характера при условии достаточно четкого подкрепления их (как через первую, так и через вторую сигнальные системы). Оценка действий учащегося является одной из форм подкрепления или торможения ответных реакций. Она помогает закреплению правильных форм поведения и преодолению нежелательных, отрицательных форм. Под влиянием систематического воспитания у ребенка вырабатываются и закрепляются условные реакции на определенные требования взрослых, на разрешение действовать («надо», «можно») или на запрещение («нельзя», «не надо»). С раннего возраста эти требования становятся положительными или тормозными сигналами, вызывающими или тормозящими ту или иную реакцию.
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, идеалов. Мировоззрением в основном определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления. Из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Могучим оружием воспитания характера является, следовательно, идейно-политическое просвещение, осуществляемое в процессе учебно-воспитательной работы в школе, в ученье, в труде, в общественной деятельности людей.
Этого необходимого условия воспитания характера недостаточно, однако, для того, чтобы формирование характера было достигнуто. Мировоззрение человека и индивидуально своеобразная манера его поведения в известных пределах могут не совпадать друг с другом. Между тем необходимо, чтобы человек не только был убежден в правильности принципов морали, а испытывал потребность неуклонно следовать им и определенным образом вел себя в той или иной ситуации.
Характер, как отмечалось, формируется в деятельности, в активном взаимодействии человека со средой. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима определенная организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, накопление им практического опыта в правильном поведении. Вся система воспитательных мероприятий должна ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения, приучались претворять свои мысли и взгляды в поступки, могли бы реализовать свои убеждения в поведении. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные принципы ни прививались ему словесно. А. С. Макаренко постоянно подчеркивал, что наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке, своего рода «гимнастика поведения», закрепление правильных форм поведения. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Характер выковывается в борьбе с трудностями, путем преодоления их.
Важнейшим средством воспитания характера является творческий коллективный общественно полезный труд. В серьезном и упорном общественно значимом производительном труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты направленности и воли человека. В педагогической системе А. С. Макаренко труд рассматривается как один из основных путей воспитания характера человека. «Правильное советское невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Поэтому большое значение имеет правильная организация трудового воспитания школьников, от успеха которого во многом зависит успех формирования их характера. Детей надо привлекать к доступному их возрасту труду, имеющему определенное общественное значение. Работа на пришкольных опытных участках, в различного рода кружках (кружки «Умелые руки», кружки по изготовлению физических приборов и т. д.), производственная практика в промышленности и сельском хозяйстве, система трудовых поручений в семье — все это является хорошей школой воспитания характера. Необходимо при этом требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения ее, связанного с бережным отношением к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Важнейшую роль в воспитании характера играет коллектив, общественное мнение, общественный контроль. Черты характера человека формируются только в коллективе, являющемся условием всестороннего и полноценного развития личности.
Коллектив влияет на своих членов, требует от них определенного поведения. Голос коллектива, здоровое и авторитетное общественное мнение являются могучим дисциплинирующим фактором. Сила общественного мнения огромна. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, здоровая критика их действий, деловые и серьезные требования коллектива к отдельным его членам — все это играет важную воспитывающую роль. Нарушитель дисциплины, чувствующий даже скрытую поддержку класса, с трудом поддается воспитательному воздействию. Но его поведение резко меняется, если его поступки не только не встречают сочувствия, а, наоборот, вызывают дружное резкое осуждение, получают должный отпор со стороны коллектива. Коллектив воспитывает у своих членов солидарность и взаимопомощь, воодушевляет на борьбу с трудностями, помогает лучше переносить неудачи, не допускает растерянности, уныния, подавленности, потери веры в себя. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от беспечности, самоуспокоенности, самомнения, зазнайства и от развития других отрицательных качеств.
Одним из условий полноценности и высокой идейной направленности коллектива (равно как и каждого его члена в отдельности) является наличие перспективных линий, перспективных устремлений, перспективных путей, т. е. наличие у коллектива и у каждого из его членов системы взаимосвязанных и подчиненных друг другу общественно ценных целей и задач, которыми определяется деятельность.
По отдаленности цели и трудности ее достижения перспективные линии могут быть различны. Близкая перспектива — это устремление к близким и сравнительно легко достижимым целям. Для средней перспективы характерны более отдаленные цели, достижение которых требует большего труда и преодоления известных трудностей. Дальняя перспектива — это устремление к высоким жизненным целям, имеющим большое общественное значение. Достижению их человек посвящает всю свою жизнь, все свои силы. Во всей своей деятельности школьник должен руководствоваться системой задач, которую надо указывать ему. Он должен понимать, что за достигаемой им ближайшей целью (например, получением высшей оценки по математике) стоит более общая задача (приобрести прочные, полезные знания, необходимые для дальнейшего ученья), которая в свою очередь является условием решения еще более общей задачи (стать полезным членом общества), подчиненной в конце концов главной жизненной задаче — борьбе за построение коммунистического общества.
Характер человека закаляется в борьбе за более далекие перспективные цели. В тех случаях, когда поведение человека определяется только ближайшими целями, за которыми он не видит далеких перспектив, у него не возникает достаточного желания и сил преодолевать препятствия на своем жизненном пути.
Из этого отнюдь не следует, что близкая перспектива не имеет значения. Программа ближайших действий, направленных на решение частных задач, совершенно необходима для того, чтобы можно было достичь более отдаленных целей. В особенности важна близкая перспектива в жизни младших школьников и подростков, так как они не всегда еще могут осознать значение далеких целей и еще не имеют далеких перспектив. Поэтому перед младшими учащимися важно раскрывать близкие перспективы (заслужить уважение товарищей, оправдать доверие родителей, добиться похвалы учителя и т. д.), лишь постепенно формируя у них систему перспективных линий.
Ведущая роль в воспитании детей принадлежит, как известно, школе. Но большое влияние на характер учащегося оказывает и семья. Здоровый, дружный, хорошо организованный и целеустремленный семейный коллектив, прочно связанный с общественной жизнью страны, оказывает сильное положительное воздействие на характер ребенка. И наоборот, если семья оторвана от более широкого коллектива, если в ней царит разлад, отсутствует авторитет старших членов семьи, господствуют тенденции к лени, эгоизму, лицемерию, влияние на характер школьника особенно вредно. Важнейшим условием правильной организации воспитательных мероприятий в семье является тесная согласованность ее действий с учебно-воспитательной работой школы.
Большую роль в деле воспитания характера играют литература и искусство. В книгах, фильмах, спектаклях создаются яркие художественные образы людей, даются примеры того, как чувствует и действует настоящий человек, ярко обрисовываются черты его характера, показывается как они формируются. Образы литературных героев и их поведение часто являются для школьника своеобразным оценочным критерием своих или чужих поступков, своеобразным ориентиром в жизни, своего рода «моральным эталоном», с которым они сравнивают свое поведение и по которому оно направляется ими.
Роль живых, наглядных образов во всей воспитательной работе с детьми вообще исключительно велика.
Большое значение в воспитании характера имеет личный пример педагога. А. С. Макаренко указывал, что поведение воспитателей — будь то родители или педагоги, имеет самое решающее значение и что воспитательное воздействие осуществляется не только тогда, когда с ребенком разговаривают, поучают его или приказывают ему. То, что делает воспитатель, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, решителен в поступках, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче будет добиться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Наоборот, раздражительность педагога, его невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность окажут отрицательное влияние на школьника.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку, подростку или юноше. Значительное место, в частности, занимают этические, или моральные, беседы на тему о формировании различных черт личности.
Этические беседы, как показали исследования Ривеса и других, а также опыт учителей-практиков приносят большую пользу моральному воспитанию, но они ни в коем случае не должны превращаться в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения. Нудное морализирование принесет скорее вред, чем пользу.
Одним из важнейших путей формирования характера является самовоспитание, сознательная работа по воспитанию у себя ценных качеств личности. «Человек есть система, единственная по высочайшему саморегулированию, сама себя совершенствующая», — говорил И. П. Павлов. Благодаря регулирующей функции второй сигнальной системы человек может сознательно формировать у себя определенные системы временных связей, воспитывать в себе желательные качества и искоренять нежелательные. В школе учитель должен стараться пробудить у каждого учащегося (особенно среднего и старшего возраста) сознательное стремление изжить у себя те или иные недостатки, выработать положительные черты характера.
Самовоспитание, правильно поставленное, отнюдь не является выражением стремления к индивидуальному самоусовершенствованию, имеющему целью возвысить человека над коллективом, а диктуется горячим желанием быть полезным и достойным членом коллектива. Такое самовоспитание не противостоит школьному воспитанию, а наоборот, дополняет его и помогает ему. Для того чтобы обеспечить правильное направление самовоспитания учащихся, им безусловно надо руководить.
Учитель обязан указать учащимся, что даже такая черта характера, как мужество, воспитывается, причем воспитывается не в каких-то особых условиях и специальных упражнениях, как думают некоторые из школьников, а в повседневном труде, ученье в общественной работе, на занятиях спортом, неуклонным и четким выполнением своих повседневных обязанностей.
Неверие в возможность воспитания и самовоспитания, отличающее некоторых школьников, естественно, рождает у них пассивность.
Большое значение в работе по самовоспитанию характера имеет правильная организация труда и быта, стиль и распорядок повседневной жизни. Учитель должен посоветовать школьнику воспитывать свой характер в процессе решения реальных, жизненных задач: ликвидировать, например, запущенность по тому или иному учебному предмету, выработать определенную полезную привычку (например, делать утреннюю гимнастику), изжить ту или иную вредную привычку (например, торопливо говорить) и т. д.
Важнейшей предпосылкой самовоспитания является образование привычки трезво и самокритично оценивать свои действия и поступки, сознавать их последствия, исходя из общественных интересов. Ученик должен научиться чутко прислушиваться к общественному мнению и уметь видеть свои недостатки.
Необходимо указать и на важную роль физического воспитания в формировании характера (особенно его волевых черт). Люди иногда бывают слабохарактерными в известной мере вследствие своей физической слабости. У них нет достаточного запаса сил для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели, и они легко могут отказаться от нее при первой же неудаче.
Конечно, физическое состояние не имеет решающего значения. Очень многие слабые и больные люди могут быть и являются людьми с исключительно сильными характерами (достаточно вспомнить, например, Н. Островского). Но при прочих равных условиях физически крепкий человек более способен к выносливости, настойчивости, выдержке, мужеству, самообладанию. Занятия физической культурой и спортом, улучшая здоровье, укрепляя нервную систему, способствуют тому, чтобы человек стал сильным, выносливым, уверенным в себе, уничтожают вялость, содействуют развитию смелости, решительности.
Особо важно подчеркнуть необходимость индивидуального подхода в воспитании, осуществляемого на основании изучения индивидуального характера того или иного учащегося. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт педагога по отношению к учащимся, умение предвидеть психологические следствия своих действий. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Воспитательные мероприятия, с успехом применяемые к одному школьнику, могут не дать эффекта или дадут даже нежелательный эффект в других случаях. По-разному влияют, например, на учащихся поощрения. Одного ученика надо похвалить, так как это поднимает его веру в свои аилы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. По-разному надо предъявлять и требования к учащимся. Особенно важно учитывать индивидуальные условия, в которых сложилась, та или иная черта характера. Различной, например, должна быть реакция педагога на упрямство в зависимости от той причины, которая его породила. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различиями в мотивах действий определяются и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося.
Так как формирование систем временных связей у детей с разными типами высшей нервной деятельности происходит неодинаково, то отсюда вытекает необходимость учитывать и тип нервной системы ребенка. Для воспитателя не безразлично, имеет ли он дело с представителем безудержного, спокойного или же слабого типа.
Важно учитывать возможность фазовых состояний у ребенка. Если ученик перевозбужден многими впечатлениями или находится в состоянии переутомления, необходимо считаться с возможностью наступления парадоксальной или ультрапарадоксальной фазы, когда словесное обращение педагога к ребенку может перестать оказывать обычное действие и, наоборот, вызовет реакцию, противоположную той, на которую учитель рассчитывал (угрозы, например, или сильный резкий окрик приведут к еще большему перевозбуждению нервной системы, в то время как спокойный тихий голос дал бы положительный эффект).
Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания характера требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка: в его интересах, в отношениях к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, ориентируя на них все поведение ребенка, всю его деятельность, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера У детей, перевоспитания ребенка.
Формирование характера не ограничивается периодом детства и юности. Характер формируется в течение всей жизни человека и зависит от особенностей его жизненного пути, от всех видов общественного воздействия на него. И в зрелом возрасте, под влиянием тех или иных событий в жизни данного человека, под воздействием общественного развития, происходят значительные изменения как в характере в целом, так и в отдельных чертах человека. Нет такого характера, которого нельзя было бы изменить или перевоспитать путем организации соответствующих условий жизни и деятельности, путем общественного воздействия на людей, хотя это и требует нередко больших усилий и напряженной работы.
Становления характера и кризисы
На разных этапах становления психологической науки на первый план выходила теория, согласно которой формирование характера личности большей частью определяется воспитанием и ее социальной активностью. Также одно из важнейших положений в отечественной психологии состояло в том, что определяющую роль во взрослении человека, становлении его характера играют препятствия на жизненном пути. В науке они получили названия кризисов. В результате прохождения через эти препятствия человек получает некое психологическое новообразование, а также способность переходить на новую ступень своего личностного развития.
Придерживался такой теории выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский. Именно он ввел в науку концепцию «зоны ближайшего развития», обосновал значимость возрастных кризисов для формирования характера личности. Чтобы данный процесс происходил гармонично, окружающие люди должны знать особенности каждого возрастного периода, а также уметь вовремя отследить отклонения в развитии ребенка. Ведь нередко психологический возраст не совпадает с календарным.
Игра и развитие характера
В дошкольном возрасте одним из важнейших факторов, влияющих на формирование характера, является игра. На первых порах малышу необходима помощь взрослого. В этот период проявляется один из важнейших механизмов процесса взросления – подражание. Ребенок во всем стремится копировать поведение окружающих, причем как положительные, так и отрицательные действия. Незаметно своими повседневными действиями родители, бабушки и дедушки, дяди и тети оказывают непосредственное влияние на развитие и формирование характера ребенка.
Развитие личности в школьном возрасте
В младшем школьном возрасте дети уже более самостоятельны. Они могут отличать плохое от хорошего, отмечать негативные проявления в поведении взрослого человека. Также на данном этапе развития важную роль играет формирование у ребенка умения критически мыслить.
В подростковом возрасте важнейшим условием формирования характера является познавательная активность. Она достигает максимальных показателей наряду с прогрессирующим развитием мышления. На данном этапе важно, чтобы у ребенка было большое количество положительных примеров развития. Ведь в противном случае впечатляющий отрицательный опыт может стать решающим фактором формирования характера подростка.
На этапе юношества большое влияние на личность оказывают дружеские связи. В данном возрасте молодой человек характеризуется стойкими волевыми качествами. Он стремится освоить профессию, встретить спутника жизни.
Деятельность и становление характера
Важную роль в процессе формирования характера играет труд – причем он может быть как интеллектуальным, так и физическим. Развитие характера начинается уже в процессе овладения ребенком различными орудиями деятельности. Знания, которые человек приобретает в результате профессионального становления, оказывают значительное влияние на его мировоззрение.
Успешность трудовой деятельности при этом зависит от нескольких показателей. Основными из них являются включенность самой личности в работу, а также ее способность к социальному взаимодействию. Немаловажным также является наличие наставника, который поведет молодого человека по пути личностного развития.
В отечественной психологии формирование характера напрямую связывается с трудовой деятельностью. Включенность человека в рабочий процесс способствует изменению его мировоззрения. Личность начинает видеть себя в новом образе, да и весь окружающий мир начинает для нее приобретать новый смысл.
Вывод
Итак, мы выяснили, что характер является прижизненным образованием и занимает центральное место в структуре личности. Истоки его находятся в детстве, а по сему, ответственность за его формирование и становление лежит на родителях и близких, а впоследствие на воспитателях и учителях (как бы банально это не звучало). Темперамент и окружающая среда так же не остаются в стороне. Нельзя считать, что характер фатально предопределён. Нет, человек сам является конструктором своего характера уже во взрослой жизни. Он способен изменить в себе черты, которые создают ему массу проблем или выработать новые, но при этом нужно очень постараться и подойти осознанно, т.е. заняться самовоспитанием.
Роль общения в процессе деятельности
Формирование социального характера во многом происходит за счет коммуникативной составляющей трудовой деятельности. Она оказывает влияние на эмоционально-чувственную сферу личности. В трудовом коллективе человек может проявлять себя иначе, нежели в школьном классе или студенческой группе, использовать непривычные для него модели поведения. Постепенно расширяя круг общения за счет новых видов деятельности, личность проходит через новые этапы своей социализации.
Влияние социума
Одна из основных особенностей формирования характера у ребенка заключается в том, что личностные черты у него формируются в результате одобрения или неодобрения взрослого. Желание услышать от значимого взрослого – прежде всего, от родителя – похвалу приводит к тому, что ребенок начинает совершать несвойственные ему ранее поступки. Таким образом, начиная с самого раннего возраста социальное окружение ребенка оказывает непосредственное влияние на процесс развития черт характера малыша.
К концу младшего школьного возраста это желание переносится и на сверстников – теперь уже школьнику необходимо слышать одобрение и от товарищей. Во время обучения в школе у ребенка возникает больше прав и обязанностей, он активно взаимодействует с социумом. Большую роль также играет и мнение учителя, а стремление к получению одобрения от матери и отца проявляется уже не так ярко.
В подростковом возрасте характер во многом формируется под воздействием группы. Одно из важнейших стремлений подростка – занять определенную нишу в среде себе подобных, завоевать некий авторитет у товарищей. Поэтому подростки стремятся соответствовать тем требованиям, которые установились в социальной группе. Общение со сверстниками приводит к тому, что подросток начинает познавать и себя. У него возникает интерес к своей личности, особенностям своего характера и возможностям скорректировать эти особенности.
Рекомендации по совершенствованию характера
Первичные черты характера у ребенка, прежде всего деловые, можно развить в определенном возрасте при соблюдении некоторых условий.
- У ребенка, или у взрослого, который и будет в основном заниматься этой задачей (родитель, воспитатель, педагог) должно быть твердое желание выработать такие качества. Спешка и обещания «сделать из ребенка человека» – пустая трата времени.
- Необходимо выработать определенную последовательность настойчивых и продолжительных по времени действий, направленных на проявление и закрепление требуемых черт характера.
- Направить на нужный путь, а где необходимо – подсказать шаги для создания условий самовоспитания.
- Постоянно акцентировать и весомо подкреплять положительную динамику в достижении цели.
- Задействование механизмов санкций за проявление противоположных черт, как: безответность, лень, неряшливость.
Следует не забывать, что развитие одной из черт невозможно, не затрагивая другие, так как они с возрастом складываются в достаточно стабильную систему ценностей.
Прежде, чем качественно корректировать какую-то черту, важно выявить взаимосвязь с другими и действовать в комплексе со всеми зависимыми чертами характера.