Пояснения:
Социализация первичная осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (в родительском доме), а также другими родственниками. Первичной социализирующей общностью может быть и не семья (друзья, учителя, врачи и т.д.). Социализация первичная завершается: с овладением определенной профессией и началом трудовой деятельности; получением образования, соответствующего тому или иному стандарту; началом самостоятельной семейной жизни и приобретением статуса «родителя»; обретением всей полноты политических, юридических и других прав и обязанностей; закреплением личностной (само)идентификации.
В обществах традиционного и особенно архаического типов границы завершения Социализации первичной фиксируются достаточно четко, например, через прохождение обрядов инициации, и характеризуются совпадением (как минимум корреляцией) во времени всех составляющих социализационного процесса.
В обществах индустриального типа составляющие Социализации первичной в той или иной мере автономизируются друг от друга, что ведет к нарастанию их несинхронности во времени.
В обществах «позднего модерна» и/или постмодерновых обществах десинхронизация и автономизация этих составляющих многократно усиливается, а сама Социализация первичная предельно растягивается во времени, вторгаясь отдельными своими компонентами в фазу «социальной зрелости», принципиально определявшуюся как лежащую за пределами Социализации первичной. Это связано с изменением характера и параметров протекания других социокультурных процессов. Наиболее существенные факторы в этом отношении: принципиальное изменение демографического поведения, акселерация, иные стратегии построения брачно-семейных отношений; увеличение требований к получаемому стандарту образования, длительность и сложность овладения современными профессиями, возрастание квалификационных требований; рост территориальной и социальной мобильности, максимальная динамизация социокультурной жизни, необходимость постоянной корректировки и смены приобретаемых идентичностей; предельная урбанизированность образа жизни, его жесткое подчинение временным ритмам, анонимизация социальных отношений; изменение моделей экологического, экономического, политического, культурного и индивидуального поведения; влияние массовой культуры, рекламы, средств массовой информации, новых компьютерных и информационных технологий; факторы психологического характера (одиночество, стрессы, культурные шоки, психические заболевания и т.д.).
Что такое социализация человека: понятие
Социализация
Социализация человека представляет собой процесс получения набора качеств характера, без которых невозможно полноценное существование в социуме. Она проходит при взаимодействии человека с внешней средой, а также другими членами общества.
Результатом процесса становится превращение человека в полноценную личность. Так, в течение жизни человек накапливает опыт и знания, которые заставляют его меняться и вырабатывать собственные черты и манеры поведения и общения. При этом, нельзя сказать, что социализация является процессом, имеющим какое-то завершение. Дело в том, что она проходит в течение жизни. Более того, независимо от возраста люди склонны переоценивать свои взгляды.
Учитывать нужно и то, что социализация является двухсторонней. То есть, человек не просто накапливает определенные знания и опыт, но еще и обеспечивает формирование отношений между людьми. В процессе общения у людей начинают формироваться личные пристрастия и предпочтения. При этом, индивид всегда на себя примеряет функции, характерные для социума.
Так как люди очень редко оказываются одиноки и проживают в условиях коллективной жизни, вопрос о вхождении человека в социум никогда не теряет актуальности. И именно социализация является тем процессом, который позволяет влиться в существующие социальные группы.
Функции семьи в социализации человека: особенности
Семья и социализация
Социализация человека начинается с семьи. Она сильно влияет на физические и психические качества личности. Семья является одним из основных институтов воспитания. В частности, она закладывает будущие качества личности.
Семья представляет собой группу людей, которая объединена родственными узами. В ней всегда есть какие-то свои традиции и устои. Она является основным институтом, который формирует у ребенка жизненные принципы и нравственные начала.
Так, семья способствует развитию личности, укреплению психического здоровья, развивает у детей надежность и уверенность, а также помогает в самореализации и безопасности. Кроме того, в семье дети учатся проявлять свою индивидуальность.
Успех социализации ребенка зависит от структуры его семьи, то есть, полная она или нет, а также воспитанием ребенка могут заниматься родственники. Когда семья неполная, то наблюдается снижение воспитательных способностей. В частности, ребенок начинает испытывать нехватку эмоций, либо к нему проявляется слишком много чувств. При этом в неблагополучных семьях социализация затруднена и даже нарушена. В данном случае происходит игнорирование основных семейных функций, есть недостатки в воспитании. Отсюда и появляются «трудные» дети.
В каких случаях человека называют жертвой социализации?
Жертвы социализации
Бывает, что социализация человека заходит достаточно далеко и он становится ее жертвой. Конечно, каждый способен творить свою жизнь сам и ставить перед собой определенные цели, а потому человека можно рассматривать в качестве субъекта социализации.
Когда человек становится жертвой социализации, то он имеет внутренние противоречия. То есть, успешной социализация является, когда человек эффективно адаптировался в обществе, а также способен ему в какой-то степени противостоять. Точнее, бороться с теми коллизиями, которые не позволяют нормально развиваться и самоутверждаться. Однако этот конфликт должен быть сбалансированным. Тогда адаптация считается успешной.
Если же человек полностью принимает общество как есть и у него нет никакого конфликта, то есть он является конформистом, то он вполне может считаться жертвой. Таковым можно назвать и диссидента или инакомыслящего, который никак не адаптирован к обществу. То есть, он постоянно уклоняется от принятых в обществе норм.
В каждом обществе встречаются такие жертвы. К примеру, демократическое общество вопреки своим установкам чаще всего продуцирует жертв. В то же время тоталитарное общество заставляет появляться конформистов.
Виды социализации
Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.
Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.
Первичная социализация
Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.
Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.
Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.
В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.
Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.
Вторичная или повторная социализация
Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.
Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.
Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.
Перманентная социализация
Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.
Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.
Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.
Различия в социализации растущего и взрослого человека: особенности
Социализация человека взрослого и растущего отличается. Это проявляется в нескольких факторах:
- У взрослых социализация заключается в изменении внешнего поведения. При этом у детей корректируются базовые ценностные ориентации
- У детей нередко существует только два понятия — хорошо и плохо. Что касается взрослых, то они всегда понимают, что между этими двумя понятиями существует немало «оттенков серого»
- Социализация взрослого состоит в том, чтобы он овладел определенными навыками. При этом, у детей социализация формирует по большей части мотивацию их поведения
Именно этим и отличается социализация взрослого от ребенка.
Стадии социализации и их факторы
Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.
В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.
- Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
- Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
- Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.
Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.
Суть процесса
При рождении человек обладает лишь набором физиологических признаков, позволяющих выжить в окружающей среде. Но для комфортного существования каждому индивиду нужно научиться взаимодействовать с другими людьми. Освоить общественные нормы и правила можно только в процессе социализации личности. Развитие осуществляется в 3 этапа:
- Освоение основных норм и ценностей. Человек старается соответствовать своему окружению, копируя поведение близких людей.
- Персонализация личности. Подросток стремится к активному воздействию на других людей, сравнивает себя с окружающими и находит отличия.
- Интеграция человека в соц. группу. Индивид принимает «правила игры» и активно взаимодействует с обществом.
Социализация человека происходит при помощи набора средств, характерных для конкретного общества. Например, в каждой семье существуют свои традиции, методы поощрения и наказания, элементы духовной культуры. Выделяют 2 формы процесса: адаптацию и интеграцию.
Конкретных людей, влияющих на формирование личности индивида, называют социальными агентами. К примеру, в первые годы жизни ребёнка большим авторитетом пользуются родители, сёстры и братья, близкие родственники. В подростковом возрасте их место занимают друзья, одноклассники, учителя, тренеры.
На развитие индивида влияют и учреждения, то есть институты социализации:
- детский сад, школа и иные учебные заведения;
- армия;
- церковь;
- секции и кружки;
- СМИ.
Личностные особенности зависят и от глобальных факторов: государства, религии, расы, национальности. Все фазы социализации индивиды проходят по-разному. Психологи отмечают зависимость скорости адаптации от темперамента и интеллекта человека.
Функции и предназначение
Механизмы социализации личности — что это, виды
С помощью специальных организаций происходит поощрение желательного и подавление нежелательного поведения. Например, в школе дети обязаны подчиняться определенным правилам, которые потом сохраняются для взрослой жизни.
В каждом институте есть свой полный свод норм и правил поведения. Это позволяет делать поведение людей предсказуемым. Еще одна функция – регулятивная. Она позволяет поддерживать определенные модели поведения, которые помогают выстраивать отношения между людьми.
Основная задача институтов социализации – интегративная. Она сплачивает членов общества, укрепляет между ними связь. Делается это с помощью прививания норм, ценностей, правил.
Семья – это важный этап в жизни человека, в ней передается бытовой опыт
Наиболее значимые предназначения социальных институтов – это сохранение стабильности общества, удовлетворение потребностей людей. Без этого группа не сможет мирно сосуществовать. Психология позволяет изучать особенности отношений и вырабатывать эффективные методы улучшения атмосферы в коллективе.
Как государство влияет на социализацию человека: примеры
Государство и социализация
Государство является агентом, который помогает в социализации человека. Оно обладает большими возможностями и оказывает влияние на приобщение личности к требованиям общества. Более того, государство регулирует данный процесс.
Способами регулирования являются:
- Идеология. В рамках этого метода человек переосмысливает историю своей нации, ее место в современном обществе, а также проблемы и перспективы. Кроме того, у человека формируются такие ценности, которые важны для консолидации нации и одобряются на определенных этапах развития. При этом, для каждого члена социума является обязательной система ценностей. Их ориентируют базовые институты, такие как СМИ, семья, образование. Так что, человек, чтобы стать частью общества, должен все это принять как свое.
- Институциональные. В данном случае государством регулируется деятельность базовых институтов. То есть, системы образования, партий, СМИ. Особенно это важно при переходе от традиционного общества к современному. Если интенсивность процессов слишком высокая, то человек просто не успевает адаптироваться.
Таким образом государство имеет приоритетную роль в процессе управления социализацией. Это проявляется на двух этих уровнях. Государство формирует общественные ценности и развивает базовые институты, которые позволяют людям усваивать эти самые ценности.