Обновлено 24 июля 2022 396 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности (что это?).
Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?
Давайте посмотрим.
Что такое толерантность?
Толерантность – это спокойное и терпимое восприятие чужих традиций, правил и норм поведения. Толерантное отношение не подразумевает, что нужно разделять чужое миропонимание и жить по чужим правилам. Никто не должен жертвовать своими принципами. Толерантность лишь подразумевает, что все люди равны и могут жить так, как они хотят (разумеется, пока это не нарушает чьих-либо прав).
Термин происходит от латинского слова «tolerantia». На русский язык оно переводится как «терпимость», что для многих звучит весьма неоднозначно. Действительно, в самом слове «терпимость» заложена негативная коннотация. Его смысл фактически сводится к тому, что «есть нечто, что нас не устраивает, но мы это терпим». Поскольку это явно не то, что должен подразумевать под собой данный термин, в русском языке слово «толерантность» следует использовать именно в оригинальном виде, а не переводить его.
Сегодня о толерантном отношении чаще всего говорят в контексте недопустимости дискриминации по таким признакам как пол, национальность и сексуальная ориентация. В России ситуация в этом плане неоднозначная. С дискриминацией по полу и национальности проблем практически нет, а вот люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией регулярно сталкиваются с недоброжелательностью.
К чему приводит отсутствие толерантности
Толерантность предполагает уважение и понимание того, что жизни других людей могут отличаться от нашей собственной, так же, как их мнение, черты характера и внешность. Мы можем иметь другое мнение, убеждения, не соглашаться с тем, что они считают правильным. И несмотря на это, мы хотим, чтобы нас так же принимали, ценили и уважали.
Отрицание, неодобрение и прочие проявления дискриминации, например, по национальности, полу и политическим взглядам приводят сначала к конфликтам, а затем к более крупным беспорядкам, хаосу и даже массовым убийствам.
Отсутствие толерантности порождает ненависть. Ненависть ведет к недоверию. Недоверие порождает раздробленность. Толерантность позволяет людям разного происхождения, вероисповедания и убеждений работать и жить сообща, и это способствует большей эффективности и создает единство. Там, где есть дискриминация, не может быть и мира. Отсутствие толерантности приводит к конфликтам, насилию и нестабильности [What can tolerance do for a nation?]
Толерантность в психологии
В психологии термином толерантность называют отсутствие эмоциональной или поведенческой реакции на определенный неблагоприятный фактор. Важно не путать её с адаптацией, которая проявляется в нахождении способа взаимодействия, позволяющего минимизировать негативное воздействие. Толерантность проявляется не в подстройке ответной реакции, а в значительном снижении порога реагирования.
К примеру, разные люди по-разному реагируют на повышение голоса в общении. Кто-то не готов терпеть, чтобы на него кричали. А кто-то совершенно равнодушен к крику и никак на него не реагирует. В таком случае говорят о толерантности к данному раздражителю. Она может формироваться как неосознанно, так и сознательно, если человек понимает, что для него важно приспособиться к определенным условиям жизни.
Характеристика личности
Продолжая изучать заданную тему, следует отметить, что толерантность в психологии – это еще и признак ума. Люди, которым свойственно данное качество, отличаются высоким интеллектом, ведь у них получается без предвзятости оценивать явления, события и других личностей, несмотря на то, что они не соответствуют их взглядам.
Такие персоны могут отмечать как положительные, так и отрицательные черты, ориентируясь лишь на объективную сторону, не учитывая личные интересы.
Толерантность в психологии – это еще и признак культуры человека. тот, Кто уважает чужие убеждения и мнения, явно имеет развитый внутренний мир.
Виды толерантности
Данный термин имеет много значений в разных областях знаний. Но мы сегодня рассматриваем толерантность только в социальном контексте. В данном направлении можно выделить следующие виды толерантности:
- Политическая
. Подразумевает уважительное отношение к людям, придерживающимся других политических взглядов. - Педагогическая
. Уважительное отношение к людям, независимо от их образованности и уровня интеллекта. - Возрастная
. Неприемлемость суждения о способностях и иных качествах человека на основании его возраста. - Религиозная
. Недопустимость ущемления людей, придерживающихся других религиозных взглядов. - Гендерная
. Все люди, независимо от пола, должны иметь равные права и возможности. - Физиологическая
. Каждая личность является полноправной, независимо от физических возможностей и ограничений.
Политика
Выше было вкратце рассказано о том, что скрывается за понятием толерантности в психологии. Это довольно простое определение, и теперь, разобравшись с ним, нужно изучить основные виды данного качества. Их много, но речь пойдет лишь об основных.
Политическая толерантность – это терпимое отношение оппонентов к различиям идейных воззрений, которые всегда есть и будут между ними. Также ее можно назвать важнейшей особенностью либерально-демократических систем, цель которых – обеспечивать реализацию гражданских прав. А именно, свободы объединений и самовыражения.
В данном контексте понятие рассматривать сложно, так как оно имеет отношение не только к политике, но еще к государству и гражданскому обществу.
Для чего нужна толерантность?
В 21 веке жизнь человечества кардинально поменялась. Сегодня мир открыт, как никогда раньше, и с каждым годом он становится ещё более открытым. Толерантность необходима для того, чтобы улучшить взаимопонимание между разными нациями, усилить взаимовыгодное сотрудничество между странами и ещё сильнее ускорить развитие человечества.
Понимание того, что всё люди имеют право на собственное мировоззрение, позволит избежать серьезных конфликтов в будущем. При этом никто не обязан терпимо относиться к взглядам, идеям и действиям, которые несут очевидную угрозу для других людей. Суть толерантного общества заключается в том, чтобы обеспечить максимальное равноправие и полную безопасность всем. Поэтому, вопреки опасениям всевозможных критиков, толерантность не подразумевает терпимого отношения к различным проявлениям зла.
Понятие фрустрации
Сейчас речь пойдет о другом. Если с предыдущими видами все более-менее понятно, то фрустрационная толерантность – это в психологии уникальное понятие. И стоит с ним разобраться.
Фрустрация – это такое психическое состояние, в котором пребывает человек, когда его желания не соответствуют возможностям. Также оно возникает после стресса, может отождествляться с расстройством замыслов и тщетными ожиданиями.
Что такое фрустрационная толерантность? Это в психологии понятие, обозначающее устойчивость психики индивида к воздействию на него неблагоприятных, даже тяжелых стимулов. Можно еще сказать, что так именуется способность эмоционально и психологически выдерживать жизненные трудности без психических сдвигов и срывов.
Самое «здоровое» состояние – то, когда человек, несмотря на воздействующие на него фрустраторы, мыслит рассудительно и спокойно, воспринимая происходящее как жизненный урок, не сетуя на себя и окружающих.
Иногда толерантность проявляется по-другому. Человек может просто сдерживать себя, чтобы не совершить импульсивных нежелательных реакций. Либо просто «маскироваться» равнодушием, скрывая за ним сильные эмоции, разрывающие его изнутри на куски. Но такие состояния не считаются здоровыми.
Плюсы толерантности
Поскольку далеко не все люди правильно понимают, что такое толерантность и какие преимущества она способна обеспечить современному обществу, перечислим наиболее важные из них:
- поддержание гуманности в человеческих отношениях;
- избегание военных конфликтов (практически все войны 20 и 21 веков происходили на почве национальной или религиозной нетерпимости);
- возможность делиться опытом и знаниями с людьми по всему миру;
- равные возможности для каждого человека, независимо от социального статуса и прочих факторов;
- возможность путешествовать по миру, не боясь столкнуться с неприязнью или даже агрессией;
- совместная работа людей всего мира над решением глобальных задач (развитие человечества, борьба с болезнями, поиск источников энергии и прочее).
Важным плюсом является и собственное психическое равновесие. Толерантность – это спокойное отношение к окружающим. Следовательно, толерантный человек всегда имеет меньше поводов для переживаний. Он никогда не нервничает из-за недопонимания с другими людьми, поскольку прекрасно знает, что у каждого человека есть право на собственные взгляды и, конечно же, право на ошибки.
Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать
В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью, требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.
Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.
Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.
Как распознать толерантного или интолерантного человека
Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:
- Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
- Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
- Гармония внутри. Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти как социопаты);
- Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
- Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
- Ответственность. Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
- Демократичность. Выслушать мнение оппонента и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.
Минусы толерантности
Как и любая идея, толерантность не лишена слабых мест. В частности, толерантное общество часто оказывается уязвимым к определенным формам зла. Взывание к толерантности может быть использовано как инструмент для манипулирования. Боясь показаться нетерпимыми, люди часто вынуждены идти на определенные уступки, и всегда найдутся те, кто сможет этим воспользоваться.
Серьезная проблема толерантности заключается в том, что сложно найти грань, после которой можно говорить, что кто-то злоупотребляет доверием и толерантным отношением. И решить данную проблему невозможно в принципе. Всегда будут находиться и те, кто пользуется этим в корыстных целях, и те, кто использует подобные «бреши» в качестве повода для критики основополагающих идей толерантности.
Главным же недостатком толерантности на сегодня является то, как эту важную идею исковеркали её же сторонники. Нелепая и неуместная пропаганда толерантного отношения приводит к совершенно противоположному эффекту. Из-за этого смысл слова «толерантность» сегодня многие понимают неправильно, думая, что это банальное навязывание всем подряд чужих ценностей. Невольно вспоминается поговорка «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».
Другие аспекты темы
Все вышесказанное – это лишь краткое описание понятия толерантности в психологии. На эту тему пишут книги и диссертации – разумеется, обсуждать ее можно долго. Потому что в психологии толерантность – это определение очень глубокое. Вот еще некоторые ее другие виды, ранее не упомянутые:
- Проблемная толерантность.
- Естественная.
- Натуральная.
- Нравственная.
- Образовательная.
- Географическая.
- Межклассовая.
- Маргинальная.
- Педагогическая.
Нетерпимость может проявляться по отношению к кому угодно – к нищим или бездомным, к жителям мегаполисов или сел, к богатым или бедным, к неграмотным или высокообразованным. Каждый заслуживает понимания.
Еще есть уровни толерантности! Всего их пять – цивилизационный, международный, этнический, социальный и индивидуальный.
Подход к толерантности тоже может быть разным – диверсификационным, экзистенциально-гуманистическим, диалогическим, личностным или фасилитативным.
Нюансов, которые заключает в себе обсуждаемая тема, очень много. Но любой разговор о толерантности всегда сводится к одному выводу. И он вытекает исходя из ответа на очень популярный вопрос.
Классный час по теме: «Толерантность»классный час (5 класс)
Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.
1. Организационный момент.2. Введение в тему.
Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.
(читаю притчу)
Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?Дети: любовь, терпение, прощение.Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость». Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?С карточек белого цвета дети зачитывают:
- Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
- Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
- Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
- Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Учитель: что общего в этих определениях?Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос. У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
а) соотнесение высказывания с заповедью;
- «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
- «Гнев — страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
- «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
- «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
- «Любовь к родителям — основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
- Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
Учитель: итак, быть толерантным, значит:
- Уважать другого.
- Любить ближнего своего.
- Не злиться.
- Быть добрым, терпимым.
- Сострадать.
Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Физкультминутка.
б) определение качеств толерантной личности;
Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните. Качества:
- Терпимость
- Бессердечность
- Конфликт
- Сострадание
- Прощение
- Вспыльчивость
- Желание что-либо делать вместе
- Милосердие
- Злорадство
- Ложь
- Сотрудничество
- Уважение прав других
- Раздражение
- Принятие другого таким, какой он есть
- Зависть
Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
в) решение проблемных ситуаций.
Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами? Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
- Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
— Как поступите в этой ситуации?
— Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
— Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
- Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
- Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
- Имей терпение выслушать собеседника.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего возник спор.
Другая ситуация.
- Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
— Как вы поступите в этой ситуации?
5. Обобщающая беседа.
Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
— Что вы чувствовали в тот момент?
— А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
— Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
— Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
— Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
— Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
— Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
— Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение заповедей.
6. Итог «В добрый путь».
Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
— И всё это вам поможет жить в мире.
Урок толерантности
Тема: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»
Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.
Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Актуальность проблемы: сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Оформление доски: плакат «Это интересно или ещё раз о толерантности» (см. приложение 1), выражения великих людей о толерантности (см приложение 2)
План
- Вводная беседа
- Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек» Анализ высказываний и ситуаций.
- Игры.
- Итоги.
- Домашнее задание
Ход урока
Вводная беседа (выявление опыта у детей)
Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.
Уч-ль: Как вы поступите в такой ситуации?
Уч-ся: Будем успокаивать.
Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему? Уч-ся: Друзья
Уч-ль: Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы кому-либо.
Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.
Уч-ль: Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Урок толерантности или учимся сочувствовать». Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.
Основная часть
- Введение понятия толерантности
Уч-ль: У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово — «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужими мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Итак, сочувствие=толерантность.
А как вы понимаете «умение терпеть, мириться с чужими мнением»?
Уч-ся: Выслушивать других людей.
Уч-ль: Правильно. Другими словами, это значит, уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.
Толерантность (от латинского «толеран») — терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание — это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие — это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание — это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Давайте рассмотрим ещё одну очень простую ситуацию. «Два друга поссорились разговаривая о своих домашних животных. Одному нравятся кошки, а другому собаки. После ссоры они друг с другом не разговаривают». Из-за чего?
Уч-ся: не поняли друг друга, не захотели принять мнение собеседника.
Уч-ль: Кто по вашему мнению прав?
Уч-ся: Никто.
Уч-ль: Как бы вы поступили на их месте?
Уч-ся: Принять мнение друг друга и понять, что у всех людей разные вкусы.
Уч-ль: Ребята все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Никто не хуже и не лучше, он просто другой — уникальная индивидуальность. Поэтому, мы должны ценить и любить друг друга такими, какие они есть, то есть быть толерантным по отношению друг к другу.
Итак толерантность подразумевает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружиться и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.
Какими качествами должен обладать толерантный человек?
Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Сегодня начало нового учебного года. А скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (учителями)? Какие школьные предметы по вашему мнению наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?
Посмотрите на определение толерантности:
- Готовность мириться с чужим мнением;
- Уважение человеческого достоинства;
- Принятие другого таким какой он есть;
- Способность поставить себя на место другого;
- Уважение права быть другим;
- Терпимость к чужим мнениям, поведению;
- Отказ от причинения вреда и насилия.
Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть эти правила?
Посмотрите , пожалуйста на доску и выберите те черты, которые по вашему мнению подходят толерантному человеку:
- терпение
- чувство юмора
- расположенность к другим
- доверие
- умение владеть собой
- доброжелательность умение не осуждать других
- умение слущать
- любознательность способность к сопереживанию
Должны ли мы развивать в себе эти качества?
Предложите свои черты толерантного человека.
Л.Н. Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место срадающего, испытываешь действительно сострадание.» Как вы понимаете данное высказывание?
Игры
Я думаю, что вы немного устали и предлагаю немного поиграть.
1. Игра называется «Это здорово!»
Цель: повышать самооценку получать поддержку у одноклассников
Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать, что он любит или умеет делать. Например, «Я умею танцевать!» А все остальные должны поднять вверх большие пальцы обеих рук и сказать: «Это здорово!» Затем мяч передаётся другому.
2. Игра называется «Вспомнить всё!»
Цель: проверить усвоение и понимание изложенного материала.
Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать одну черту, которая есть у толерантного человека и передать мяч следующему.
Итоги
Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям.
Домашнее задание
Ещё я хочу вам предложить творческое задание, которое нужно выполнить дома. Напишите небольшое сочинение на тему «Если мы будем толерантными, то …» и нарисуйте иллюстрацию к вашей работе. Таким образом мы сможем посмотреть кто из вас как понял, что же такое «толерантность», «толерантный человек». Ваши работы мы обсудим за круглым столом на следующем классном часе.
Приложение 1 плакат «Это интересно или ещё раз о толерантности»
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности.
31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе.
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”, 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».
Толерантность, терпимое отношение к другим в шкале ценностей народов Кавказа было актуально всегда. Об этом ярко свидетельствует проанализированный лингвистами языковой материал. Приведем примеры: «терпение — чистое золото», «терпение — залог успеха» (дословно: «терпеливому грудинка достается»), «терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится», «быть терпеливым — счастье».
Понятие толерантности в системе этнокультурных ценностей тесно связано с понятием «добра», которое трактуется как проявление сдержанности, терпимого отношения к другим: «сделаешь добро — получишь добро», «сделав другому зло не жди от него добра», «сделанное добро не пропадает». Таким образом, толерантность можно квалифицировать и как умение делать добро, которое присуще не каждому: «добром на добро может ответить каждый, добром на зло — только истинный мужчина», «ударившего тебя камнем одари угощением», «помоги даже врагу, если ему нужна помощь».
Толерантность — это не простое чувство, Его не в раз приобретешь: Сколько надо проявить благородства и сочувствия, Только тогда сам все это поймешь. Толерантным быть – это искусство, Твердо в этом мы убеждены: В дружбе и согласии жить должны. Русские и украинцы, башкиры и татары Мир становится таким жестоким, Что по одиночке невозможно жить… Ответим друг другу чувством высоким — И хрупкий мир мы сможем сохранить.
Приложение 2 Великие люди о толерантности
«Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом»
Б Франклин
«Самый счастливый человек то, кто дарит счастье наибольшему числу людей»
Д. Дидро
«Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё»
Жан Поль
«Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание.»
Л.Н. Толстой
«Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». отечественный философ Ю.А. Шрейдер
«Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное — постигать ее суть умом и сердцем», — призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.