Метод парадоксальной интенции Франкла – как разорвать замкнутый круг

Метод парадоксальной интенции лежит в основе одной из самых эффективных техник борьбы с неврозами. Американский психиатр Виктор Франкл заинтересовался этим феноменом в середине XX века, создав в результате достаточно простую и действенную методику. Суть ее в том, чтобы поменять отношение к страху на позитив, ожидать чего-то страшного с улыбкой. Непонятно? Рассмотрим на примере.

Наталья боится использовать лифт. Как только двери лифта закрываются, ей становится плохо – сердце начинает сильно и часто биться, на лбу выступает испарина, становится трудно дышать и кружится голова. У нее клаустрофобия – один из самых распространенных видов невроза страха.

Что говорят близкие Натальи?

«Не бойся, все же ездят. И я езжу, ничего страшного со мной не случилось. Дай мне свою руку. Все будет хорошо, я же с тобой».

И так далее. Эффективно? Увы, но в случае невроза — далеко не всегда.

Что говорит психотерапевт, применяя метод парадоксальной интенции?

«Вы боитесь? А покажите мне, КАК вы боитесь. Вы говорите, руки начинают дрожать? Покажите мне это, пожалуйста. Да-да, покажите мне, как сильно дрожат ваши руки».

Видите разницу подходов? Когда окружающие говорят «не бойся», когда человек сам себе это говорит, страх усиливается. Психотерапевт же делает все наоборот. Он просит бояться и даже как будто немного иронизирует. После консультации Наталья, перед тем как войти в лифт, будет думать примерно так: «Сейчас как упаду в обморок, как начну дрожать!». Невероятно, но такое нагнетание ситуации работает наоборот, и страх уменьшается! Конечно, пример очень упрощенный, но суть техники понять можно.

Интенциональность в философии

Что такое интенция в философии? Термин зародился в схоластике – средневековой философской школе. Фома Аквинский считал, что предмет не может быть познан без активного в него вмешательства. Интенция и выбор, то чем руководствуется сознание человека и в этом есть свободный нравственный акт воли. Немецкий философ М. Хайдеггер включил в феномен интенции понятие «забота», полагая, что человека заботит его бытие. Другой немецкий философ Э. Гуссерль продолжил исследования интенции и интенциональности, как свойства сознания опираясь на работы Ф. Бретана, привнес новые смыслы:

За процесс познания предмета отвечает сердце

В момент тревоги сердце направляет внимание сознания на объект вызывающий тревожное чувство. Предмет изучения «не существует», пока не произошло созерцание объекта или направления на него внимания.

Что дает логотерапия

Логотерапия имела много последователей, но ее методология не так хорошо разработана, как, например, методология гештальт-терапии. Это понятно: сама суть экзистенциальной терапии предполагает большую роль личности, и в исполнении разных терапевтов процесс будет выглядеть по-разному. Общей остается концепция: серьёзная и парадоксальная, романтичная и одухотворяющая. Она позволяет дать ответы на самые трудные вопросы человеческого существования:

  • Что даёт силы пережить испытания, не утратив человеческого достоинства?
  • Зачем люди страдают?
  • Как продолжать жить, если осталось не так много?
  • Как прислушаться к себе и сделать правильный выбор?

Конечно, эти вопросы время от времени заботят каждого из нас. И ответы на них — в книгах и трудах Виктора Франкла.

Парадоксальная интенция

Виктор Франкл – выдающийся австрийский психолог, прошедший через ужасы нацистского концлагеря, как никто другой с успехом лечил различного рода фобии. Логотерапия – направление экзистенциального психоанализа, основанное Франклом включал в себя действенные методики по работе со страхами. Парадоксальная интенция — это метод, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии. Пациенту, испытывающему страх предлагалось захотеть того, чего он так сильно боится – ситуация отрабатывается до закрепления стойкого избавления от тревожных чувств.

Ограничения повышают эффективность

В исследовании 2022 года «Организационный парадокс: проблема в том, как мы думаем о проблеме», опубликованном в Academy of Management Journal, Мирон-Спектор и ее коллеги изучали преимущества парадоксального познания на примере одной крупной компании.

Сотрудников попросили описать, как часто они сталкивались с «нехваткой ресурсов» на работе. Большинство из них работают в таком режиме 80% времени — обычно не хватало времени и финансов. Для меньшей части команды задача справиться с ограниченными ресурсами была воодушевляющей, и они стремились найти новые решения.

Исследования компании Toyota Motor Corporation показали, что в ее корпоративной культуре множество парадоксов. В статье на Harvard Business review отмечалось, что компания действовала в системе TPS — «жесткая» инновация, которая позволяет постоянно улучшать способ производства автомобилей. Но в то же время Toyota освоила «мягкие» инновации, относящиеся к корпоративной культуре. «Компания преуспевает, потому что создает противоречия и парадоксы. Сотрудники должны работать в среде, где они постоянно сталкиваются с проблемами и вынуждены придумывать свежие идеи. Жесткие и мягкие инновации работают в тандеме», — пишут авторы.

Парадоксальная интенция

от Наталия

Почти каждому человеку знакомы страх, тревога, беспокойство. Один боится выступать перед людьми, потому, что у него начинают сильно дрожать руки; другой опасается ездить в лифте, считая, что там можно задохнуться; третий от волнения краснеет, бледнеет и начинает заикаться; четвертого охватывает ужас, если он остается один в темноте.

Справиться с подобными сложностями помогает парадоксальная интенция – психотерапевтический метод, который был предложен Альфредом Адлером, а затем разработан Виктором Франклом. Термин «интенция» (от лат

intentio – «стремление», «внимание») означает внутреннее стремление, направленность сознания на какой-либо предмет или явление, а «парадоксальная» — буквально «сделанная наоборот». Суть метода в следующем: вместо того, чтобы бежать от неприятных чувств и вызывающих их ситуаций, надо предпринять прямо противоположное, то есть идти навстречу тому, чего опасаешься

Первопричиной страхов часто служит некое происшествие и связанные с ним неприятные переживания. Например, кто-то, выступая перед большой аудиторией, очень волнуется (как волнуются при этом практически все) и вдруг замечает, что у него дрожат руки. Когда ему в очередной раз приходится выйти на трибуну, к обычному волнению добавляется страх, что руки снова задрожат, — и это опасение сбывается. Тогда человек начинает отказываться от выступлений: он думает о том, как руки опять будут трястись и скрыть это не удастся. Если вовремя не преодолеть страх, ситуация может усугубиться. Так формируется страх ожидания или фобия, который приводит к тому, что симптом действительно повторяется, а в результате первоначальные опасения еще более усиливаются. Образуется порочный круг. Разомкнуть его удастся, устранив исходный страх ожидания.

Этому и способствует парадоксальная интенция. Франкл рассказывал, как к психотерапевту обратились родители девятилетнего мальчика, который несмотря на все наказания и укоры, каждую ночь мочился в постель. Психотерапевт удивил ребенка неожиданным предложением: всякий раз, как постель окажется мокрой, он будет получать за это 50 центов. Мальчик был очень доволен, рассчитывая заработать на своем недостатке деньги. Но хотя он делал все возможное, чтобы получить награду, ничего у него не получалось. Невротический симптом исчез, как только на первый план вышло желание его повторения.

Чтобы применить метод самостоятельно, нужно мысленно сформулировать парадоксальное намерение, то есть стремление совершить нечто обратное тому, от чего нужно избавиться. Причем желательно облечь свое намерение в юмористическую форму. Смех позволяет взглянуть на себя и собственные проблемы со стороны и таким образом обрести полный контроль над собой. Именно в этом и состоит главная идея метода.

Принцип «сделай наоборот» оказался очень плодотворен. В частности, парадоксальная интенция помогает, когда человек никак не может заснуть. Напряженное стремление достичь определенного эмоционального состояния или испытать заданное чувство – любовь, удовольствие, радость, расслабленность, страх – никогда не приведет к цели. Переживание, идущее из глубин психики, неуловимое и не поддающееся рациональному объяснению, исчезает, как только его упорно стараются поймать. То же самое относится и к расслаблению, которое предшествует сну. Обычно борющиеся с бессонницей совершают самую большую из возможных ошибок: они подкарауливают сон

Человек внимательно следит за тем, что происходит внутри него, но чем он сильнее напрягает свое внимание, тем труднее ему расслабиться настолько, чтобы заснуть. Лучшее средство избавиться от бессонницы – забыть на время о сне и поставить себе цель бодрствовать всю ночь

Терапия смыслом

Нейрохирург и психотерапевт Франкл рано нашел своё призвание. Ему было всего 20, когда он организовал службу психологической помощи студентам Венского университета. Пока эта служба существовала, никто из них не покончил с собой.

В 1930-х годах Франкл возглавил отделение по предотвращению самоубийств в одной из венских клиник. Когда к власти пришли нацисты, он спасал евреев от гитлеровской программы эвтаназии.

В 1942 году вся семья Франкла, включая его самого, была депортирована в концентрационный лагерь. Пережили войну только двое — он сам и его сестра. В тяжелейших условиях Франкл продолжал втайне от СС заниматься делом своей жизни: предотвращал самоубийства и помогал другим узникам сохранить себя несмотря ни на что.

В книге «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере» Франкл описывает, как меняется внутренняя жизнь человека в непереносимых условиях. Голод и холод, недосып и болезни, изнурительный труд, побои и издевательства, постоянная близость смерти делали людей раздражительными и безразличными. Узники не боялись погибнуть. Постепенно все мысли сводились к примитивным потребностям.

«Даже газовая камера уже через несколько дней не вызывает у него страха. В его глазах это просто нечто, что избавляет от заботы о самоубийстве».

Виктор Франкл

из книги «Сказать жизни «Да!»»

В книге Франкл снова и снова подводит к мысли: даже у узника концлагеря есть выбор. Он может пытаться выжить любой ценой или впасть в окончательное оцепенение и сложить руки. А может бороться за то, чтобы не выживать, а продолжать жить вопреки всему. Образ любимой и мысленный разговор с ней, незаконченное дело, которое ждет на воле, освещённые закатом стволы деревьев, помощь другим узникам, юмор — всё может стать точкой духовного «побега», тайной жизни, неподвластной ужасным условиям.

Франкл быстро обнаружил, что вопрос «выживем ли мы здесь» не так значим, как другой вопрос: «имеют ли смысл наши страдания». Потому что если в них нет смысла, то и выживать незачем. Оставаться человеком — значит найти этот смысл и поддерживать в себе стремления, которые с ним связаны.

Вот что открыл и проверил в экстремальных условиях психолог Виктор Франкл. Логотерапия и означает «терапия смыслом».

Интенция в психологии

Психология – наука, вышедшая из философии и продолжающая делить с ней многие основополагающие понятия. Интенция в психологии — это психический феномен направленности или фокусировки сознания на тот или иной предмет. Изучая внешнюю реальность, человек соотносит это со своими внутренними переживаниями и представлениями выстраивая цепочку взаимосвязей с миром. Франц Бретано, австрийский психолог и философ XIX в. исследуя феномен интенции, выделил следующие моменты:

  1. Сознание всегда предметно и имеет отношение к любым вещам реальным или воображаемым.
  2. Осмысление предмета происходит на эмоциональном уровне, в виде воспоминания субъективного знания об объекте с реальным опытом, и сопоставлении с общепринятыми аксиомами.
  3. Вывод: внутреннее восприятие человеком явления или предмета более истинно, чем внешнее, основанное на мнении многих.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 257494

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Парадоксальная интенция — заикание

Страх произнесения слов – частая причина заикания. Человек боится говорить, потому что заикание в его представлении неизбежно. Интенциональность сознания может помочь перевести страх заикания из эмоциональных контекстов в область смыслов. Провокативная (парадоксальная) техника работы с заиканием:

Пациенту предлагается максимально сильно заикаться: «Как сейчас начну заикаться, никто до меня еще так сильно не заикался, я самый-самый чемпион по заиканию, сейчас все услышат…» Внимание переключается на логику. Если пациент боится заикаться – он заикается, как только он начинает сильно желать заикания – речевое нарушение уходит.

Замкнутый круг фобии

Личные страхи могут сопровождать нас всю жизнь, если мы сами их подкрепляем.

Например, кто-то боится покраснеть при публичном выступлении или в споре (эритрофобия). Ожидание нежелательного симптома и чрезмерные усилия избежать его приводят к покраснению. Случается то, чего человек боится.

И чем больше мы боимся появления симптома, тем выше вероятность, что он появится. Со временем страх усиливается из-за его «непобедимости». Но мы продолжаем верить в избавление и надеемся, что когда-нибудь он отступит.

Круг замыкается:

  • боязнь симптома;
  • присутствие страха внутри и его реализация вовне;
  • разочарование и новое желание бороться;
  • опасение повторения симптома;
  • нарастание страха и повторение симптома.

Фобия порождает избегающее поведение. Человек с клаустрофобией избегает пользоваться лифтом, а агорафоб (агорафобия – боязнь открытых пространств) или социофоб – неделями не выходит из дома.

Коммуникативная интенция как вариант логотерапии

Еще один вид целеполагания как формы психотерапевтического воздействия. Этот тип логотерапии основан на намерении, замысле и на построении в этой форме коммуникативного высказывания в монологическом и/или диалогическом стиле. Примерами коммуникативной интенции могут служить утверждения,вопрошания, а также требования, одобрения или порицания.При этом отражение потребностей, мыслей и мотивов действия делает явно выраженными (эксплицитными) причины, обусловливающие данный процесс общения.

При отсыле мысли, намерения от одного участника диалога к другому, инициатор диалога имеет намерение оказания некоего воздействия на собеседника. А для этого тот, кто слушает говорящего должен четко уловить смысл исходящей информации, и какая конечная реакция от него ожидается.

Когда логотерапевт использует свое воздействие на пациента, он в речевой форме направляет ему свои мыслеуказания и ожидает от него непосредственного отреагирования на свой посыл. В окончательном итоге в этом и заключена цель психотерапевтического влияния.

Понятие “речевая осознанность” нужна для осуществления намерения человека выражать значимый в коммуникациях смысл в процессе речи.

Основная трактовка обсуждаемого слова используется не только в психологии и/или психотерапии. Это широко используемый термин и в философии, и в религии, а также в медицине, в частности, в неврологии. В перечисленных областях человеческих постижений значение этого концепта, если и меняется, то лишь в незначительном диапазоне.

Так, например, схоластики говорили об этом как о направленности сознания и воли индивидуума на какой-то предмет. Развитию этого понятия были посвящены работы Ф.Брентано и А.Мейонга

Навязчивые мысли (обсессии)

При навязчивых мыслях также подходит данный метод. У одного адвоката возникла убеждённость, что, заполняя налоговую декларацию, он сокрыл часть налогов, хотя это было не так. Он не смог отделаться от этой мысли и ожидал ареста. Он также не мог продолжать работать и несколько месяцев был подавлен навязчивыми идеями. Пока не перестал им сопротивляться.

Его интенция выглядела так: «Да, я ошибаюсь! К чёрту совершенство! Пускай меня скорее посадят за решётку!» На приёме доктор встречал мужчину словами: «Что происходит? Вы ещё разгуливаете на свободе?» Смех сбрасывал напряжение и вскоре адвокат освободился от обсессии, хотя до лечения методом Франкла был вынужден лежать в психиатрической клинике.

Понятие парадоксальной интенции

Что же такое парадоксальная интенция? Этот подход психоаналитической поддержки, напомним, порекомендовал Виктор Франкл в 1927 году и с триумфом используется психоаналитиками в настоящее время.

Логотерапия методом парадоксальной направленности подразумевает работу с фобией пациента, при которой в момент критического пика он максимизирует или даже инициирует фобию с целью ее максимального проживания здесь и сейчас.

Например, при клаустрофобии (боязни замкнутых пространств) пациентам предлагается войти в тесное закрытое помещение и, прочувствовав свои эмоции, понять, что это лишь ажитация и нет никакой реальной угрозы для жизни или здоровья самого человека. То есть, боязнь — это просто переживание, хоть и крайней степени напряженности. При этом, интенцией является само ожидание и опасение этой эмоции и тех вегетативных реакций, которые она провоцирует.

Метод парадоксальной направленности- это основной способ воздействия на механизм рождения чувства жути и проработки его при непосредственном соприкосновении с ним. В противоположность обычному стремлению к бегству от эмоции крайнего напряжения, пациент переживает ее и получает бесценный опыт в регуляции своих ответных переживаний..

Подводя итог, скажем, что парадоксальная нー это одна из мощных и многочисленных методик воздействия на индивидуума, используемых в психотерапии.

Теория неврозов

Теория неврозов Карен Хорни — одна из самых известных теорий в этой области психологии. Хорни считала, что межличностные отношения создают базальную тревогу, а невроз представляет собой своего рода защитный механизм, позволяющий с ней справляться. Психолог разделила невротические потребности на три большие группы, в связи с чем выделяются три типа невротической личности —беспомощный, агрессивный и обособленный.

Уравновешенная и хорошо адаптирующаяся личность успешно использует все три линии поведения. Невротиком человек становится в том случае, если одна из них доминирует.

Зависимость

Невроз такого типа заставляет человека постоянно стремиться к помощи и одобрению окружающих, подтверждению другими людьми собственной правоты; только в этом случае он чувствует себя ценным и значимым. Таким людям необходимо нравиться другим, чувствовать их симпатию, в результате чего они нередко становятся излишне навязчивыми и эмоционально зависимыми.

Власть и контроль

Стремясь к высокой самооценке, люди стараются ослабить чувство тревоги, навязывая свою власть и пытаясь строго контролировать окружающих. Люди с такими потребностями предстают в глазах других как недобрые, эгоистичные, властолюбивые и одержимые идеей контроля. Хорни утверждала, что человек проецирует свою враждебность на других в ходе психического процесса, который психолог назвала экстернализацией, а потом находит оправдания своему жестокому поведению.

Обособленность

Невроз этого типа ведет к асоциальному поведению; окружающим такой человек кажется равнодушным и безразличным. В основе такой линии поведения лежит идея, что ограничение контактов с другими людьми позволит избежать опасности и умерить тревогу. Обычно в результате приходит чувство пустоты и одиночества.

В рамках этих трех групп неврозов Хорни выделяла десять невротических потребностей:

— Зависимость

1. Потребность в любви и одобрении — желание во что бы то ни стало соответствовать ожиданиям окружающих, доставлять им удовольствие, делать их довольными и счастливыми, нравиться им. Люди, испытывающие эту потребность, очень боятся враждебности или проявлений злобы других людей и чрезвычайно чувствительны к критике и неприятию.

2. Потребность в руководящем партнере, который будет контролировать его жизнь. Эта потребность предполагает сильный страх перед перспективой быть брошенным и забытым и веру в то, что постоянный партнер поможет решить любые проблемы, которые могут возникнуть в жизни.

— Власть и контроль

1. Потребность во власти. Люди с этой потребностью контролируют других и стараются доминировать потому, что ненавидят слабость и восхищаются силой.

2. Потребность в эксплуатации. Люди с такими наклонностями манипулируют окружающими. Они убеждены, что другие существуют только для того, чтобы их использовать. Связи и взаимоотношения с остальным миром, с их точки зрения, нужны лишь для того, чтобы иметь контроль, секс или деньги.

3. Потребность в престиже. Эти люди стремятся к публичному признанию и одобрению. Социальный статус, материальные блага, профессиональные достижения, личные качества и даже родственные связи и любовные отношения оцениваются с точки зрения престижа. Этим людям свойствен сильный страх перед негативным общественным мнением.

4. Потребность в личных достижениях. Стремление к успеху — вполне нормальное качество. Но невротик может стать одержимым этой идеей, а его желание достижений основывается на чувстве незащищенности. Он страшно боится неудачи, поэтому ему всегда надо быть лучше других.

5. Потребность в восхищении. Для таких людей характерен нарциссизм, желание выглядеть в глазах других идеальным — именно выглядеть, а не быть на самом деле.

— Обособленность

1. Потребность в безупречности. Человек с таким неврозом обычно очень боится своих недостатков и изъянов и постоянно старается их выявлять, чтобы как можно быстрее скрыть или избавиться от них.

2. Потребность в независимости. В стремлении не зависеть от других людей и не быть привязанным человек часто отстраняется от окружающих людей. Это приводит к формированию ментальности «одиночки».

3. Потребность в жизненных ограничениях, позволяющих оставаться в узких рамках. Люди, испытывающие такую потребность, стараются оставаться незаметными, привлекать к себе как можно меньше внимания. Они обычно недооценивают свои навыки и таланты, не требуют многого от окружающих, не стремятся к материальным благам, довольствуются очень малым и считают свои нужды и потребности второстепенными.

Идеи Карен Хорни оказали огромное влияние на современную психологию. Ее теория неврозов как механизма снятия тревоги и классификация невротических потребностей совершили настоящий прорыв в науке. А благодаря решительному неприятию идей Зигмунда Фрейда, базирующихся на превосходстве мужского пола над женским, Хорни заслужила репутацию защитницы равноправия полов и признанного мастера в сфере женской психологии.

Литература

  • Герц Г. О.
    Лечение методом парадоксальной интенции //
    Франкл В.
    Воля к смыслу. — М.: Эксмо, 2000. — 368 с. — (Психологическая коллекция). — 5,000 экз. — ISBN 5-04-005753-9.
  • Франкл В.
    Парадоксальная интенция // Страдания от бессмысленности жизни: Актуальная психотерапия = Das Leiden am sinnlosen Leben: Psychotherapie für heute. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. — С. 49—57. — 105 с. — (Пути философии). — 3,000 экз. — ISBN 978-5-379-01751-4.
  • Франкл В.
    Теория и терапия неврозов // Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. — С. 340—350. — 368 с. — (Библиотека зарубежной психологии). — 136,000 экз. — ISBN 5-01-001606-0.

Библиография

  • Франкл, Виктор Beacon Press, Бостон, Массачусетс, 2006. ISBN 978-0-8070-1427-1
  • Франкл, Виктор (12 октября 1986). Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии
    . Random House Digital, Inc. ISBN 978-0-394-74317-2 . Проверено 17 мая 2012 года.
  • Франкл, Виктор Simon & Schuster, New York, 1967. ISBN 0-671-20056-9
  • Франкл, Виктор Новая американская библиотека, Нью-Йорк, 1988 ISBN 0-452-01034-9
  • Франкл, Виктор Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 2011 ISBN 978-1-4516-6438-6
  • Франкл, Виктор Brunner-Routledge, Лондон-Нью-Йорк, 2004. ISBN 0-415-95029-5
  • Франкл, Виктор Автобиография, Основные книги, Кембридж, Массачусетс, 2000. ISBN 978-0-7382-0355-3 .
  • Франкл, Виктор Издательство «Персей», Нью-Йорк, 1997 г .; ISBN 978-0-7382-0354-6 .

Особенности

Применение данного приёма основывается на специфически человеческой способности к отстранению, лежащей в основе чувства юмора. Эта важная способность отстраняться от себя задействуется всякий раз, когда применяется логотерапевтический приём парадоксальной интенции. При этом пациент обретает способность отстраниться также от своего невроза. Гордон Олпорт пишет: «Невротик, который учится смеяться над собой, встал на путь к самообладанию, а возможно и выздоровлению». Парадоксальная интенция служит эмпирическим подтверждением и клиническим применением этого утверждения Олпорта.

Парадоксальная интенция не зависит от этиологической базы в каждом конкретном случае. Эдит Вейскопф-Джельсон утверждает: «Хотя традиционная психотерапия настаивает, что терапевтические процедуры должны основываться на выявлении этиологии, вполне возможно, что в раннем детстве неврозы могут вызываться одними причинами, а во взрослом возрасте — совсем иными

».

Основные концепции

Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни. Концепция логотерапии утверждает, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни

. Одним из ключевых человеческих свойств, по мнению Франкла, являетсяволя к смыслу

, которую Франкл противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству, самоутверждению, направленному на компенсацию комплекса неполноценности и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом

, о котором писали философы-экзистенциалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия

В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования

С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:

  • созидание;
  • получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;
  • нахождение смысла в жизни, в том числе в страданиях.

Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях — нужно использовать, только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки. В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях:

Метод парадоксальной интенции

Метод Франкла — парадоксальная интенция (противоречивое намерение) — представляет собой осмысленное, намеренное стремление не бороться с ситуацией или событием, вызывающим страх, не противостоять ему, а наоборот — возжелать того, чего вы боитесь.

Например, у человека потеют ладони, как раз в том момент, когда с ним хотят поздороваться за руку — и он, конечно, боится этого.

Возникает замкнутый порочный круг — «боязнь страха», т.е боязнь обляпать потовыми выделениями руку другого человека, вызывает страх, что вспотеют ладони при рукопожатии.

Суть метода парадоксальной интенции заключается в том, чтобы не избегать ситуации рукопожатия, и не бороться со страхом, а наоборот, разрешить своим ладоням потеть еще больше.

Т.е. перед моментом рукопожатия сказать самому себе, например: «Раньше мои ладони выделяли 50 грамм пота, я сейчас пусть выделят литр».

После нескольких повторов — страх пропадет, порочный замкнутый круг разорвется, а значит больше не будут потеть ладони.

Отличие интенции от желания

Чтобы правильно понимать, что такое интенция, важно научиться отличать её от желания. Желание – это влечение человека к чему-либо, основанное на простых инстинктах, стремлении к удовольствию или удовлетворению. Интенция – это стремление, имеющее под собой некий замысел, намерение, стратегию действий. К примеру, если человек хочет иметь собственное жильё – это желание. Но когда вокруг этого желания выстраивается план (накопить нужную сумму, купить участок и построить дом с определёнными характеристиками), оно превращается в интенцию.

Таким образом у интенции есть два основных отличия от желания:

  • Она представляет собой некий план действий (не просто желание получить что-то, а намерение получить это определённым способом).
  • Она более конкретна (не просто удовлетворение потребности, а удовлетворение её в определённой форме).

К примеру, «Хочу машину» – это простое желание. А вот «Куплю подержанный автомобиль, научусь ездить, потом куплю конкретную модель» – это уже интенция. Человек понимает, к чему стремится, планирует свои действия и конкретизирует конечную цель. Аналогично фраза «Хочу жильё» – это желание, а рассуждение «Накоплю денег, куплю участок в деревне и построю дом с бассейном и библиотекой» – это уже конкретная и целенаправленная интенция.

О собаках в теории изменений

Изучать и развивать идею в практике стал Перлз, который жестко критиковал существующие подходы и психологов. Он обвинял, что они «подсовывают человеку собак».

«Собака снизу» — так забавно называл психолог ситуацию, когда радостный психолог сразу пытается изменить клиента, видя только в этом возможность для него. Он подталкивает его к какому-то «правильному, здоровому» образу, что невозможно без нахождения внутренней согласованности.

Психолог встает в позицию эксперта, принижая клиента, а истинная гармония – в отношении равных людей.

«Собака сверху» — попытка клиента подогнать психолога под своим ожидания и стереотипы, что порождает конфликт. Ведь грамотный терапевт согласно теории – специалист, который в любой жизненной ситуации остается самим собой, а изменяться может лишь сохраняя это ощущение самости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]