Что такое система мотивов личности в психологии, и какова её направленность


В самом общем и широком смысле, мотив – это вопрос, причина, обстоятельство среди других альтернатив, которые побуждают кого-то делать что-то или вызывают то или иное действие.

Это позволяет нам поддерживать постоянный интерес к действиям, которые, если они выполнены, способны удовлетворить потребность или осуществить мечту.

С того момента, как мы осознаем свой потенциал и окружающую нас реальность, мы испытываем потребность понять природу эмоций, их связь с мыслью и то, как эти два измерения взаимодействуют и обуславливают наши действия и нас. Они мотивируют вас для достижения личного успеха.

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Мотив и мотивация – это два термина, связанных друг с другом, но они не имеют одинакового значения. Они дополняют друг друга. Таким образом, понимание разницы между двумя концепциями важно для понимания человеческих действий в целом, а так же того, как и почему человек решает сделать что-то конкретное в частности.

Мотив в психологии – это причина, а мотивация — это сила, двигатель, который заставляет нас выполнять наши действия, и является продуктом наших мыслей и эмоций, это стремление к благополучию. Мы можем классифицировать мотивацию по социальным и биологическим критериям согласно классификации Халла.

Социальные причины основаны на отношениях с субъектами общества, связанные с общим ростом личности субъекта.

Выделяется три типа :

  • достижение— это то личное желание сделать что-то трудное, преодоление препятствий;
  • власть — состоит из достижения статуса , который позволяет влиять на других людей или быть проводником других;
  • принадлежность — необходимости общаться с другими членами группы, будь то, по соображениям интересов, религии и т.д.

Первичные (биологические) мотивы с врожденными характеристиками необходимы для обеспечения выживания организма или вида, среди которых выделяются основные: голод, жажда, сон и секс. Они присущи всем видам. Есть еще материнский импульс, причины температуры, выделения, кислорода, активности и избегания боли.

Вторичные мотивы (социальные) мотивы, приобретаемые в процессе обучения на протяжении всей жизни человека, важны для увеличения вероятности социального и личного роста указанного человека в обществе, к которому он принадлежит.

Первичными мотивами являются те, которые связаны с существенными потребностями для выживания индивида.

Есть много интерпретаций мотивации. Вот несколько теорий:

  • Баланс: гомеостатический (по Халлу), когда организм испытывает какой-то дефицит, появляется какая-то биологическая или психическая потребность, импульсы действуют, чтобы восстановить утраченный баланс.
  • Потребности: мотивация активируется в ответ на потребности человека.
  • Когнитивные (по Толмену): мотивация побуждает поведение к выполнению ожиданий и целей, которые каждый субъект поставил в результате предыдущего обучения.
  • Поведенческие: мотивация определяется стремлением к удовольствию и бегством от боли, вызванной убеждениями.
  • Психоаналитические : наше поведение мотивировано бессознательными импульсами, сексуальными и агрессивными инстинктами.
  • Гуманистские: пирамида/иерархия потребностей Маслоу формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (нижняя часть 9, у людей развиваются более высокие потребности и желания (верхняя часть).

Пирамида Маслоу — это психологическая теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория человеческой мотивации». Он формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (внизу) у людей развиваются более высокие потребности и желания (вверху). Согласно пирамиде диспондриамов Маслоу:

  • основные физиологические факторы, поддерживающие гомеостаз (дыхание, еда, сон, избегание боли и т.д.);
  • безопасность и защита, физическая безопасность и здоровье, ресурсы и защита вашего имущества и активов;
  • общение, дружба, социальная интеграция и социальное признание;
  • уважения, высокая оценка (потребность в самоуважении, уверенности, достижениях, независимости и свободе) и низкая оценка (уважение к другим людям, потребность во внимании, признательности, признании, репутации и т.д.).
  • расстройство является тормозом некоторого поведения, направленного на достижение цели, все ситуации, в нашей жизни, когда это происходит, появляется неудовлетворенная потребность.

Чем сильнее мотив цели, тем сильнее разочарование, когда цель не достигается.

Столкнувшись с неприятной ситуацией, нам удастся признать свои ошибки, мы можем начать процесс, с помощью которого мы постараемся не повторять те же ошибки прошлого еще раз.

Типы мотивации человека

Широко известны такие типы мотивации, как «кнут» и «пряник». Это не что иное, как представление об отрицательных и положительных мотивах. Данные принципы издавна используются в экономике, политике, менеджменте, образовании и в других сферах, в том числе в бытовой.

Интересно, что данные типы мотиваций могут характеризовать не только отдельного человека, но и определённое общество. Известно, например, что для русского сознания с древних времён более характерна мотивация «кнутом», чем «пряником». Это отражено даже в пословицах: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Подобный характер русского человека отмечали исследователи культуры и даже религии. Так, один церковный историк говорил, что русские православные люди издавна верят не столько в бога, сколько в дьявола, и в русской религиозной (а по большей части народно-религиозной) культуре возникли тысячи способов и советов, как избежать встречи с нечистой силой; в то же время изначальное православие осуждает подобную практику, ведь если человек верит во «всесильного бога», то он не должен бояться нечистой силы.

«Пряник» — это по большей части западная система мотивов. Так, в европейских странах предусмотрен ряд поощрений для граждан, твёрдо соблюдающих законодательство, и относительно мягкая система наказаний для тех, кто нарушает законы. В нашей же стране всё наоборот: для законопослушны граждан не предусмотрено практически ничего, зато система наказаний обширная, запутанная, жестокая и неповоротливая.

Тем не менее, в современном западном обществе тоже растёт роль «кнута» в отдельных сферах. Там сурово порицаются жестокое обращение с детьми, нарушение дисциплины на предприятиях. Имеющиеся проблемы, скажем, в государственном здравоохранении сами по себе являются для европейцев «кнутом», побуждающим усиленно работать, чтобы оплачивать услуги частной медицины.

Какие же из этих мотивов наиболее эффективны? В каждой стране и у каждого народа ответ на этот вопрос свой собственный. История показывает, что на европейское общество благотворное влияние оказывало повсеместное увеличение «пряника», то есть выработка положительных мотивов; а вот противоположные тенденции приводили к революциям, забастовкам, стихийным и организованным массовым выступлениям. Это веками прослеживалось в европейской истории.

В современном Сингапуре ключевую роль в процветании общества сыграл именно «кнут». Ограничений и запретов в этом городе-государстве великое множество, а в целях поддержания безупречного порядка широко используются такие наказания, как избиение палками. Никаких «пряников» для граждан здесь не предусмотрено. И многим из нас кажется странным, как такие методы привели Сингапур к экономическому и социальному чуду, к высоким показателям уровня жизни, социальной сплоченности (и это – в многонациональной и многокультурной стране с высокой плотностью населения) и к отсутствию массового недовольства.

Страны Восточной Европы, США, Китай выделяются тем, что в их обществах соблюдается определённый баланс побуждений. Для Восточной Европы это было особенно заметно в годы существования советского блока: лояльным к государственному режиму гражданам, которые добросовестно трудились и заботились о своём высоком «моральном облике» (с точки зрения властей), были гарантированы достаточно высокий уровень жизни, определённая степень гражданских свобод, обеспеченность товарами массового потребления. И рядом с этим – жестокие преследования инакомыслящих, диссидентов, «тунеядцев», возведённое в идеологию порицание аморального образа жизни. Нечто похожее прослеживалось в этих странах и до, и после «советской эпохи». Построить такое общество могли только люди, для которых характерна борьба противоположных систем мотивов. Чтобы сравнить это с западноевропейской системой, достаточно посмотреть на тюрьмы в этих странах: норвежские или голландские больше напоминают курортные отели, а польские или румынские – концлагерь.

Это имеет определённый смысл. В культурах разных стран образу тюрьмы отводится роль своеобразной «пугалки», с помощью которой одни люди стремятся мотивировать других, тем самым управляя их поведением. В России, США, Китае и странах Восточной Европы тюрьма – это не исправительное заведение, а «учреждение по исполнению наказаний», и её задача – угнетать и уничтожать личность, уничтожать преступника морально, а зачастую и физически. И лишь стремление не «скатиться» до того, чтобы угодить за решётку, придаёт среднему человеку в этих странах импульс для совершения общественно полезных действий (работать, обеспечивать семью, уважать окружающих, не воровать, не убивать и др.). Первая же возможность избежать тюремного срока мотивирует типичного жителя этих стран на то, чтобы совершить преступление.

Поведение европейцев подчиняется иным принципам. Судя по всему, тюремный срок их не пугает: ведь имеющиеся ограничения в тамошних тюрьмах не унижают заключённого как личность, сотрудники тюрьмы проявляют к нему определённое уважение. Но при этом поражает дисциплинированность европейцев, их вежливость, стремление много трудиться (но не перетруждаться). Если вы оставите кошелёк с деньгами на скамейке в каком-нибудь немецком городе, то, скорее всего, через неделю вы найдёте его там же совершенно нетронутым (в настоящее время ситуация во многом иная в силу обилия мигрантов в Германии и других странах Европы, которые имеют совсем другую психику). Причина в том, что средний европеец настроен на достижение успеха и поддержание своей хорошей репутации, а любой «неправильный» поступок может эту репутацию испортить. Ты не сядешь в тюрьму, но от тебя отвернутся друзья, тебя разлюбит девушка, выгонят из дома родители, тебя не возьмут на работу в хорошую организацию…

Если углубиться в историю, то можно увидеть, чем были мотивированы люди в разных странах, создавая аналогичные изобретения, совершая одинаковые поступки. Хороший пример – создание печатного станка. Иоганн Гутенберг определённо был положительно мотивирован: с помощью своей типографии он хотел поправить своё материальное состояние, приобрести славу и влияние, стать первооткрывателем чего-то нового, дать людям новые возможности для развития. Он был создателем, главным работником и владельцем своего предприятия. Задуманное, собственно, ему удалось: его клиентами стали не только купцы и ремесленники, но и королевские особы, и церковь.

Русский первопечатник Иван Фёдоров был мотивирован несколько иными соображениями. Для него его дело было скорее ритуальным, он желал «служить богу». Зримыми аналогами «бога» для него были правители, церковные иерархи, бояре. В первой московской типографии, открытой царём и митрополитом для личных нужд, Фёдоров был бесправным работником, и он не хотел иметь с этого предприятия некие личные выгоды. Долгое время первопечатник был ведом обстоятельствами, которые не позволяли ему осуществить задуманное в полной мере: на него гневались простые священники, переписчики книг, типографию быстро сожгли и вынудили его бежать из страны в Литву, а затем на Украину. За пределами России дела первопечатника пошли куда лучше, но опять-таки за счёт сильных правителей. Свою личную типографию русский первопечатник так и не приобрёл. По-видимому, христианский бог и представители власти были для Фёдорова своеобразным «кнутом», которого следует бояться и которому следует служить.

«Человек в футляре» — ещё один персонаж, теперь уже литературный, который был явно мотивирован исключительно «кнутом». Его любимой присказкой было выражение «как бы чего не вышло», которое он повторял всегда, когда видел что-то непривычное. Окружающие удивлялись, откуда в этом мелком чиновнике, человеке тихом и незаметном, вдруг проснулась недюжинная энергия, с которой он принялся строчить жалобы направо и налево. Всеобъемлющий страх побуждал его действовать, в то время как окружающие в своих поступках были мотивированы положительными соображениями.

Функции мотивов

Понятие мотива обусловлено причиной или обстоятельством, которое движет или вызывает действие. Выделяется три основные функции мотива:

Кроме того, все мотивы обладают избирательными функциями и своими свойствами.

Человек выбирает мотив в соответствии со своими потребностями.

Не все мотивы и стимулы одинаково сильны. Они меняются в зависимости от времени и окружающей среды. Человеческая природа всегда хочет избавиться от напряжения, поэтому опыт обучения всегда полезен.

Виды мотивов

Мотивы обычно делятся на побуждения и влечения. Влечения в первую очередь биологические, такие как жажда, голод, сон и потребность в воспроизводстве — все это побуждает нас искать и принимать участие в определенных действиях. Считается, что побуждения возникают внутри человека и могут не требовать внешних стимулов для поощрения поведения. С другой стороны, мотивы в основном определяются социальными и психологическими механизмами, такими как работа, семья и отношения. Они включают такие факторы, как похвала, одобрение, и т.д.

Мотив, как устойчивое свойство личности.

Мотив, как состояние — в данном подходе отмечается, что состояние организма или состояния, определяющиеся переживаниями выступают, как основное мотивационное образование.

Мотив, как формулировка — в рамках данного подхода мотив рассматривается, как формирование цели.

Мотив, как удовлетворенность — здесь следует отличать удовлетворение и удовлетворенность. Поскольку удовлетворение не может выступать как мотиватор активности.

Мотивация — это психический процесс преобразующий внешнее побуждение во внутреннее.

Внешние и внутренние мотивы

Мотивы в основном делятся на две категории: внешние и внутренние. Исследователи выявили впечатляюще эффективные два типа мотива:

Внешний

Выполнение действия для достижения или предотвращения отдельного результата

Скорее всего, многие вещи, которые вы делаете каждый день, имеют внешний мотив.

Согласно исследованию внешний мотив — это конструкция, которая присутствует всякий раз, когда деятельность выполняется для достижения некоторого отдельного результата.

Например, заниматься спортом, чтобы похудеть, научиться говорить по-итальянски, чтобы произвести впечатление на друзей, или вовремя приступить к работе, чтобы на вас не накричал начальник.

Внешний мотив — это делать что-то ради «внешнего» вознаграждения, которое вы получаете от него. В вашей карьере это может включать финансовую выгоду, льготы и даже возможность избежать наказания.

Когда вы обнаруживаете, что ваше вдохновение ослабевает, переориентация на внешние награды — это быстрый способ вернуться к цели или деятельности, будь то хорошие результаты на работе или соблюдение режима упражнений. Если вы обнаружите, что каждый день ворчите во время поездок на работу, чтобы выполнить работу, от которой вы не в восторге, попробуйте сосредоточиться на внешнем вознаграждении — будь то зарплата, из которой вы оплачиваете квартиру, продукты или даже бесплатные подарки детям на Новый год — это отличный способ получить мотивацию.

Внутренний

Это внутреннее стремление к успеху или целеустремленность.Специалисты определяют внутренний мотив как выполнение деятельности для внутреннего удовлетворения, а не для каких-то отдельных последствий. Когда человек внутренне мотивирован, он движется к действиям ради развлечения или вызова, а не из-за внешних продуктов, давления или вознаграждения.

Ваша работа может не обеспечивать очевидных источников внутренней мотивации, но, возможно, вы отправляетесь на пробежку, потому что вам нравится «отключать вилку от сети» и бегать по дорожкам в парке или помогать своему соседу нести продукты вверх по лестнице, потому что вам действительно это нравится.

Внутренний мотив — это делать что-то, потому что вам это нравится. Вы чувствуете внутреннее вознаграждение за это от самого себя. На работе это может быть целенаправленная работа, приятное времяпрепровождение с товарищами по команде или достижение целей, которые вы перед собой поставили.

Скажем, например, вы финансовый консультант и испытываете искреннее удовлетворение от того, что можете помочь людям управлять своими деньгами таким образом, чтобы улучшить их жизнь. Или вы менеджер по маркетингу, которому нравится проводить мозговой штурм с коллегами по новым проектам.

Положительные и отрицательные мотивы

Человеческие существа естественным образом стремятся к удовольствиям и избегают боли. Мы — организмы, ищущие награды, и все, что мы делаем, содержит в себе награду, сознательную или бессознательную, воспринимаемую или реальную:

  • Положительный мотив (награды).

Это тип мотива, который вы используете, когда выполняете какое-либо действие по той причине, чтобы получить вознаграждение, которое обычно находится в будущем. Это будущее может быть ближайшим или далеким. Ожидание награды — вот что вами движет.

  • Отрицательный мотив (избегание боли).

Отрицательный мотив — это наказание. Это происходит, когда предпринимаются действия, чтобы избежать боли или неудачи.

Еще одна важная вещь, которую следует учитывать при отрицательном мотиве — это то, что если у вас нет под рукой решения, то отрицательный мотив может вызвать беспомощность и депрессию.

Существует разница между отрицательным и положительным мотивом:

  • Отрицательный мотив коренится в страхе, а положительный мотив — на служении.
  • Разница между отрицательным и положительным мотивом — это разница между выживанием и жизнью.
  • Если у вас есть положительный мотив, ваши действия, скорее всего, будут иметь положительный результат. С другой стороны, если вы настроены отрицательно, ваше действие приведет к нежелательному отрицательному результату.
  • Отрицательный мотив может нанести вред самому себе, а положительный мотив — уверенность в себе.
  • Когда вы убегаете от чего-то, тогда у вас отрицательный мотив, а положительный побежите к чему-то.

Конфликт в системе мотивов

Было бы очень легко жить, если бы система мотивов имела строго очерченную иерархию и подчинялась определенным правилам, которые ты сознательно можешь регулировать.

Но с учетом того, что влечения, установки, некоторые потребности формируются и влияют на тебя бессознательно, сознательный контроль над мотивационной сферой установить сложно. Мало того, в каждый момент времени меняются ведущие импульсы, побуждающие тебя к деятельности.

Только что ты была настроена на работу, как вдруг вспомнила, что еще не поговорила с подругой, забыла спросить, как она вчера сходила в ресторан. И вот вместо того, чтобы поддаться устойчивому, стабильному, сознательному побуждению работать, ты болтаешь и сплетничаешь, а потом сожалеешь о потерянном времени.

Чтобы избежать подобных конфликтов, рекомендуется четко планировать свой день с учетом мотивов, потребностей, целей, интересов, которые имеют важнейшую актуальность на данный момент. При этом важно уменьшать влияние установок и бессознательных влечений – для этого живи осознанно.

Мотивация достижения успеха

Мотивация и успех идут рука об руку, чтобы довести корабль важных проектов нашей жизни до их кульминации.

Если удается создать личную мотивацию, то человек разовьет в себе особые качества, которые будут отличать его от других и держать в фокусе на успехе.

По сути, он становится человеком:

  • Ответственным и продуктивным,чтобы выполнить необходимые задачи на пути к успеху.
  • Настойчивым, сосредоточенными обладающим силой, чтобы легко не сдаваться из-за невзгод.
  • Посвященным и эффективным, всегда стремящийся к достижению целей наилучшим образом в кратчайшие сроки.
  • Организованным и спокойным, со своими идеями, решениями и со всем, что является частью ее целей.
  • Оптимистичным и позитивным,чтобы иметь четкое приближение к цели даже в самые критические моменты.

В общем, когда у нас есть мотивация на успех, мы становимся более оптимальным человеком для достижения своих целей и создания того, о чем мы всегда мечтали.

Как мы получаем мотивацию к успеху? Первое, что следует знать, это то, что мы все время чувствуем мотивацию в своей жизни.

Хотите ли вы спать, или есть, или думать, или плавать, или писать, или плакать, или говорить… Все это происходит от вашей мотивации.

Важно то, что эта мотивация не всегда направлена ​​на успех, или, другими словами, мы не всегда будем чувствовать мотивацию предпринимать усилия в поисках своей мечты.

Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление. А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:

  • Действия, которые вы собираетесь выполнять, или цели, которых вы стремитесь достичь, должны быть направлены на достижение мечты всей вашей жизни. Если то, что вы делаете — это то, что вы действительно не хотите делать или не способствует вашему счастью, а скорее способствует конформизму, тогда вам очень трудно почувствовать мотивацию сделать это и добиться в этом успеха.

В своем уме вы должны четко представлять себе цель, которую вы собираетесь достичь, ведущую к успеху. Испытывайте восторг от успеха каждый день, когда вы находитесь в пути к ней, как будто вы уже достигли ее. Обычно это дает большой стимул продолжать работу.

  • Помните о разнице между прогрессом и результатами. Ваш ум всегда должен быть сосредоточен на прогрессе, которого вы собираетесь достичь, а не на цели, которую вы хотите достичь. Разница между ними критическая. Если вы думаете о целях, прогресс ничего не стоит, потому что независимо от того, какого прогресса вы добьетесь, если вы не достигли конечного результата, ваш разум считает, что вы ничего не сделали.
  • Ваша мотивация должна быть направлена ​​на позитивные для вас вещи, то есть стремление к достижению ваших целей или задач, она должна быть позитивной, например, получение награды или признания, или просто получение того, чего вы хотите. Это может быть мотивация, основанная на негативных вещах, например, что вы должны действовать, потому что в противном случае вы будете наказаны, или вы останетесь без работы, или вы просто будете страдать или чувствовать некоторую боль (внутреннюю или внешнюю) не подчиняясь. Отрицательное подкрепление никогда не приносит пользы, поскольку оно перестает быть мотивацией и становится обязательством.
  • Не ограничивайтесь только созданием мотивации, ищите вдохновения. Вы можете рассчитывать на поддержку других людей на своем пути к успеху, или вы можете просто искать некоторую поддержку в опыте других людей через Интернет, книги и т. д.

8.8. Направленность личности

По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием.

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений.

У Б. И. До-донова — это система потребностей; у К. К. Платонова — совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л. И. Божович и Р. С. Немова — система или совокупность мотивов и т. д. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований — это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система
определяет направление поведения и деятельности
человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В. С. Мерлин). Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой
устойчиво доминирующую систему
мотивов, или мотивационных образований (Л. И. Божович), т. е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения (А. А. Ухтомский).

Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером.

Выпускник школы, занимающийся спортом, решил поступить в педагогический вуз, чтобы стать учителем физкультуры. К этому решению его привела совокупность мотивационных факторов: интерес к физкультуре, интерес к работе с детьми и престижность учительской профессии. Кроме того, этому решению могло способствовать и желание иметь диплом о высшем образовании. Таким образом, в отношении данного выпускника школы можно сказать, что у него имеется физкультурно-педагогическая направленность личности.

Направленность личности, как отмечает В. С. Мерлин, может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. М. С. Неймарк (1968), например, выделены личная, коллективистская и деловая направленности личности.

Д. И. Фельдштейн (1995) и И. Д. Егорычева (1994) выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную. Гуманистическая направленность

характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индивидуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже.
Эгоистическая направленность
характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным — к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа: а) с индивидуалистической акцентуацией — ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружающим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; б) с эгоцентрической акцентуацией — ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное.
Депрессивная направленность
личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое.
Суицидальная направленность
наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т. п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т. п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, меломаны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней — это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса,

вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» (Б. И. Додонов).

В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учебниках по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок,

может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим подчеркну, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направляет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают
социальные
установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т. д.

Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.

В то же время направленность личности как психологический феномен во многом остается неопределенной, на что в свое время обратил внимание П. М. Якобсон. Например, он говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни.

П. М. Якобсон ставит вопрос и о том, может ли быть у индивида сразу несколько направленностей. Человек, например, устремлен в область техники, пишет он, но неравнодушен к женщинам, любит детей и при этом очень восприимчив ко всем общественным событиям. Поэтому, делает он вывод, следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.

То, что у человека могут быть разные и одновременно сосуществующие направленности, видно на примере мотивационных свойств личности.

А. Н. Леонтьев пишет, что основной узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы (побуждения) превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. С. Л. Рубинштейн тоже говорил, что закрепившиеся мотивы становятся свойствами личности. Если под мотивами понимать потребности, как это имеет место у С. Л. Рубинштейна, то он прав. Сильно выраженная потребность, становящаяся устойчивой и доминирующей над всеми остальными, действительно может характеризовать личность (чревоугодие — чревоугодник; любознательность — любознательный, дотошный; сластолюбие — сластолюбивый и т. д.). Однако чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов

поведения и деятельности (стили мотивации, см. раздел 6.7). Эти способы формирования мотивов, как уже говорилось, разделяют на экстернальные и интернальные. Первые характеризуются податливостью человека к воздействиям извне, вторые — противодействием этим воздействиям и формированием мотива исходя из собственных побуждений.

К мотивационным свойствам личности, связанным с экстернальностью

, относятся:

а) безропотность, кротость, покорность-послушность, безоговорочное подчинение чужим требованиям, приказам (про обладателя таких свойств говорят, что он кроткий, безропотный, покорный, послушный);

б) уступчивость, покладистость, податливость на уговоры;

в) реактивность — легкость возникновения побуждения к совершению чего-нибудь под влиянием внешних воздействий (про таких людей говорят, что они «заводные», азартные).

К мотивационным свойствам личности, связанным с интернальностью,

относятся:

а) инициативность — стремление к самостоятельному принятию решения, без посторонней помощи, подсказки;

б) упрямство — неуступчивость внешним воздействиям, стремление добиться своего вопреки разумным доводам, необходимости.

Можно выделить также мотивационные свойства личности, связанные с особенностями принятия решения, работой «внутреннего фильтра»:

1) догматичность

– опора на положение, которое субъект считает непреложной истиной, неизменной при всех обстоятельствах (такого называют догматиком, доктринером);

2) капризность, своенравность, самодурство

– принятие человеком решения без учета обстоятельств, взбалмошность поступков («так хочу, так считаю»; такого называют самодуром);

3) эгоистичность

– склонность к предпочтению своих, личных интересов в противовес интересам других людей, общества; пренебрежение последними при принятии решения (человека с такими склонностями называют эгоистом);

4) нерешительность

– наличие колебаний, необоснованных раздумий при принятии решения (выборе средства и способа удовлетворения потребности);

5) легкомыслие

– поверхностность в принятии решения, планирование поступков без учета последствий;

6) безрассудность

– не сдерживаемое доводами рассудка принятие решения (отсюда — безрассудные поступки как свойство личности);

7) безответственность

– легкомысленность, игнорирование при принятии решения чувства долга, обязанности, неприятных последствий для других людей, общества;

8)авантюрность

– планирование поступков, действий в расчете на случайный успех (склонный к авантюризму — авантюрист);

9) делячество

– проявление при принятии решения узкого практицизма, при котором упускается из виду общественная сторона дела (обладатель этого свойства — делец, деляга);

10) импульсивность

– проявление активности под влиянием случайных импульсов, без рассмотрения возможных последствий; торопливость в принятии решения действовать;

11) корыстолюбие

– учет при формировании намерения прежде всего личной выгоды;

12) самоуверенность

– большая уверенность в себе, в своих возможностях (самоуверенный человек пренебрегает предостережениями и советами других при принятии решения);

13) самонадеянность

(самонадеянный человек) – то же, что самоуверенность (самоуверенный);

14) своеволие

– принятие решения по собственной прихоти (своевольный человек пренебрегает законами, нормами общежития и т. п.);

15) своенравие

– проявление упрямства, капризности (своенравный человек поступает так, как заблагорассудится);

16) предусмотрительность

– учет при принятии решения возможных последствий (предусмотрительный человек тщательно планирует свои действия и поступки; его программа отличается доскональностью, скрупулезностью);

17) дальновидность

(дальновидный человек) – то же, что предусмотрительность (предусмотрительный человек);

18) благоразумие

– обдуманность в поступках, тщательное взвешивание всех «за» и «против» (благоразумный человек — антипод авантюристу);

19) обстоятельность

(обстоятельный человек) – то же, что благоразумие (благоразумный человек);

20) самостоятельность

– склонность к принятию решения без посторонних влияний и помощи;

21) рисковость

– склонность к принятию планов, решений, могущих привести к неудаче, опасности (рисковый человек принимает решения вслепую, безоглядно, безрассудно, наобум, наудачу, напропалую, наугад).

Свойства личности могут определяться силой мотивов (желаний, влечений), их устойчивостью; человек может характеризоваться в этих случаях фанатичностью, одержимостью, заядлостью, страстностью, падкостью. Таких людей называют фанатиками, одержимыми, заядлыми, страстными, падкими до чего-то. Говорят также о мечтателях, фантазерах (склонных к мечтаниям, фантазиям), искателях (увлеченных исканиями, поисками нового).

Таким образом, между мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации (у А. С. Пушкина эпиграф к «Евгению Онегину» прекрасно иллюстрирует это: «Проникнутый тщеславием,

он обладал сверх того еще особенной
гордостью,
которая
побуждает
признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках» [курсив мой. –
Е. И.}),
а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

В связи с этим, как отмечает П. М. Якобсон, имеет смысл поставить вопрос, в какой мере личность выявляется в ее мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев, например, писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П. М. Якобсон, однако, справедливо отмечает, что далеко не все то, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (можно сказать и обратное: не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности). И Г. Олпорт (G. Allport, 1938) об этом же говорит, что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее)

значение, а другие более инструментальное значение.

Безусловно, к первым можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации или мотив отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними или, наоборот, боязнь быть не принятым, отвергнутым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий) (см. раздел 12.2).

Стремление к достижению успеха

по Ф. Хоппе (F. Норре, 1930) или «мотив достижения» по Д. Макклелланду — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Впервые эта диспозиция (мотивационное свойство) была выделена в классификации Г. Мюррея, который понимал ее как устойчивую потребность в достижения результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания.

Д. Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах XX века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения — Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. В дальнейшем В. Мейер, X. Хекхаузен и Л. Кеммлер (W. U. Meyer, H. Heckhausen, L. Kemmler, 1965) создали вариант ТАТ для обоих «мотивов достижения». Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи — как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.

Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни считают (например, Д. Аткинсон), что это взаимоисключающие полюса на шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И действительно, имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому скорее всего речь идет о преобладании

у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.

Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышают после успеха и снижают после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека. В ситуации соревнования и проверки способностей они не теряются.

Субъекты со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата. Они берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100 % успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех). Бирни с коллегами (R. Birney, H. Burdick, R. Teevan, 1969) выделяют три типа боязни неудачи и соответствующие им защитные стратегии:

1) боязнь обесценивания себя в собственном мнении,

2) боязнь обесценивания себя в глазах окружающих и

3) боязнь не затрагивающих «Я» последствий.

По данным Д. Макклелланда, формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на овладевающее поведение и самостоятельность).

Р. В. Уайт (White, 1959) для тех, кто стремится к высокому мастерству, ввел термин «мотивация эффективности».

Он считает, что человек активен потому, что испытывает потребность в эффекте своих действий. Когда попытки приводят к удовлетворению этой потребности, возникает чувство компетентности, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия. Очевидно, что этот вид мотивации близок по смыслу мотивации достижений.

У некоторых людей и особенно у женщин существует мотив избегания успеха,

потому что они боятся негативных последствий, прежде всего — социального отвержения за свои карьерные успехи. Этот мотив возникает у мужчин и женщин в ситуациях, когда их профессиональный выбор не соответствует традиционным полоролевым представлениям общества (например, профессия няни или воспитателя детского сада — для мужчин, роль предпринимательницы или министра обороны — для женщин).

Выделяют также «мотив избегания усилия»,

который представляет собой стремление выйти из ситуации достижения кратчайшим путем и с наименьшими затратами. Это мотивационное свойство формируется исключительно при участии семьи и окружения. Оно образуется на основе фрустрационного опыта ребенка в сочетании со слабым стремлением к успеху и сильным избеганием неудачи. Причем «мотив избегания усилия» существенным образом отличается от «мотива избегания неудачи». Индивид с «мотивом избегания неудачи» заинтересован в успехе деятельности, а достигнув его, повышает активность. Индивид же с «мотивом избегания усилия» заинтересован не в результате, а в выходе из ситуации, и при успешном решении задачи он резко снижает активность.

Родители, не оказывающие поддержки своим детям, постоянно ограничивающие их инициативу, создают тем самым предпосылки для формирования у своих детей «мотива избегания усилия».

Показательна роль школьного воспитания в формировании «мотива избегания усилия». Учителя, прибегающие к социальному сравнению при оценке работ учеников, способствуют развитию этого мотивационного свойства личности.

С «мотивом достижения» связаны и такие свойства личности, как настойчивость

и
упорство.
Мотивационные свойства личности влияют не только на процесс принятия решения, т. е. на мотивацию, обусловливая ее индивидуальные особенности, но и на сам процесс поведения. Так, доминирование у человека потребности в аффилиации

приводит к стилю общения, характеризующемуся уверенностью, непринужденностью, открытостью и социальной смелостью. Если же преобладает мотив отвергания, то у человека проявляются неуверенность, неловкость, скованность. Мотив аффилиации коррелируется со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, к самоутверждению. Вследствие этого он проявляет большую активность и инициативу в общении с окружающими (в переписке, в разговорах по телефону, на собраниях и т. д.), предпочитает такого партнера по общению, который обладает чувствами привязанности, дружбы, верности. При этом и сам человек, хорошо относясь к людям, пользуется симпатией и уважением окружающих, их отношения строятся на основе взаимного доверия.

Боязнь быть отвергнутым, наоборот, создает трудности в общении. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты навыки общения.

Следует отметить, что мотивационной особенностью личности является не просто стремление быть среди людей, а соотношение этого стремления с боязнью быть отвергнутым. Преобладание того или другого (акцентуация) и становится мотивационной особенностью личности, определяющей постоянные особенности ее поведения, т. е. склонность к тому или иному способу поведения, его планирования. Склонность же, как уже говорилось выше, является одним из мотиваторов или, как принято говорить в западной психологии, – личностной диспозицией.

Акцентуация стремления человека к власти над другими людьми («мотив власти»)

приводит к такой личностной особенности, как властолюбие. Впервые потребность во властвовании стала изучаться неофрейдистами (А. Адлер [A. Adler, 1922]). Стремление к превосходству, социальной власти, компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих комплекс неполноценности. Стремление к власти выражается в склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия (неслучайно Д. Верофф [J. Veroff, 1957] определил мотивацию власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения и т. п.). Если контроль или власть над людьми теряется, это вызывает у властолюбца сильные эмоциональные переживания. В то же время он сам не желает подчиняться другим людям, активно стремится к независимости.

Проявление «мотива власти» как личностной диспозиции заключается также в склонности обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию властолюбца и признающих его своим лидером. Властолюбцы стремятся занимать руководящие посты, но неважно чувствуют себя в групповой деятельности, когда вынуждены следовать одинаковым для всех правилам поведения и тем более подчиняться другим.

К мотивационным особенностям личности можно также отнести альтруизм

и его противоположность —
эгоизм.
В психоаналитической концепции З. Фрейда альтруизм рассматривается как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины либо как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. Исходным для формирования человека как альтруиста является наличие у него желания оказывать помощь другим. Однако альтруистическими такие стремления становятся тогда, когда эта помощь оказывается бескорыстно, а подчас и в ущерб себе. В результате закрепления у человека формируется альтруистическая
установка,
становящаяся для него моральным принципом.

Альтруизм рассматривается в западной психологии как мотив помощи. Данный мотив (need nurturence,

заботливость по Г. Мюррею [Н. Murrey, 1938]), проявляется в сочувствии, в удовлетворении потребностей беспомощного, в стремлении опекать, утешать, защищать, заботиться, успокаивать и исцелять тех, кто в этом нуждается. Альтруизм проявляется по собственному убеждению, без какого бы то ни было давления со стороны и базируется на нравственных нормах общества, таких, например, как чувство долга, социальная ответственность. У верующих альтруизм основывается на религиозном постулате «возлюби ближнего своего». Важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопереживанию (эмпатии).

Эгоизм означает предпочтение при выборе линии поведения собственных интересов и потребностей интересам общества, потребностям других людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Способствуют возникновению эгоизма неправильные воспитательные воздействия родителей, формирующие у ребенка завышенную самооценку и эгоцентризм. Последний означает неспособность человека, сосредоточиваясь на собственных интересах, желаниях, потребностях, влечениях, понять стремления, переживания других людей. В то же время эгоцентризм и эгоизм — не одно и то же. Эгоист может не быть эгоцентристом; он может хорошо представлять себе цели других людей, но сознательно пренебрегать ими.

Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в детском возрасте и преодолевается в большинстве случаев к 12–14 годам. В старческом возрасте он снова возрастает. Нередко эгоцентризм проявляется при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, психопатии, истерии).

Проблема борьбы мотивов

В сфере волевой деятельности в психологии существует понятие «борьба мотивов».

В процессе определения наиболее значимого стимула волевого действия происходит борьба мотивов — это столкновение сразу нескольких желаний, либо побуждений к действию. Исходом этой борьбы является осмысление цели и принятие решения.

Как правило, происходит одна из ситуаций:

Приближение – избеганиеСитуация, когда человек попадает тогда, когда сталкивается с целью, имеющей амбивалентное мотивационное значение. Например: стоит ли принимать необходимую сейчас помощь от неприятного человека.
Приближение – приближениеСитуация характеризуется наличием двух позитивных целей. Выбор из двух благ.
Избегание – избеганиеСитуация характеризуется наличием двух негативных целей. Выбор из двух зол.
Двойное приближение – избеганиеСитуация, при которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентными, т.е. одновременно и позитивными, и негативными целями.

Основные мотивы человека

Если рассматривать основные мотивы человека как индивида и вида в целом, то основными (первичными) будут являться мотивы, связанные с существованием, т.е. биологические (физиологические), врожденные: голод, жажда, сон и секс. Они не могут быть изменены усилием воли. Некоторые из них цикличны – еда, сон.

Многие из основных мотивов игнорируются из-за повседневности, однако они являются основой многих видов экономической деятельности и если не могут быть удовлетворены, они подвергают опасности для продолжительности жизни: движения, чистый воздух, адекватная температура окружающей среды и т.д.

Следовательно, они являются важными и необходимыми процессами для обеспечения выживания человека и вида. Другие основные мотивы – это бегство от опасности или поиск убежища, чтобы защитить себя.

Что такое соподчинение мотивов?

Соподчинение мотивов – одно из важнейших новообразований в развитии и формировании личности. Этот период начинается еще в дошкольном возрасте. Соподчинение мотивов происходит в тот момент, когда разные мотивы утрачивают свое равноправие, выстраиваются в свою индивидуальную систему (мотивационную схему). Появляются новые и доминирующие мотивы, из которых выстраивается иерархия.

В этом возрасте в приоритете социальные мотивы: соревнования, достижения успеха, самоутверждение, нравственные мотивы и т.д. Появляется стремление быть как взрослый и оценивать свое поведение.

Но чтобы предотвратить неблагоприятно складывающиеся основы личности, необходимы воспитательные меры перестроечного характера. Важно понимать, что это не значит, что ребенок будет постоянно прибегать к одним и тем же мотивам. Так не бывает даже у взрослых, т.к. у любого человека в поведении присутствует множество мотивов.

Самый сложный выбор происходит между общественным и личным. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы, но что поделать: вся жизнь – борьба.

«Наивысшее значение имеет мотив. Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.»

Георг В. Ф. Гегель

ппп

Наталья Шахова

Литература.

Божович «Избранные произведения», Немов «Психология» 2 том, Ильин «Мотивация и мотивы», выготский

Существуют следующие методы психологического воздействия, в том числе и на ребенка.

Прямое воздействие. Оно включает в себя внушение, убеждение, подражание.

Опосредованное воздействие. Регуляция уровня удовлетворения потребности, включение в определенным образом организованную деятельность.

Трехлетний ребенок манипулирует предметами. У него сенсорный интеллект. Дети старше — ролевая игра, подражают взрослым. Дошкольники — ролевая игра, игра по правилам

Лидия Ильинична Бажвич в своей работе психологические закономерности формирования личности в онтогенезе отмечает, что личность это человек который достиг достаточно высокого уровня психического развития. Психическое развитие ребенка может быть понято в рамках его социализации, усвоение продуктов накопленного опыта.

В своей работе Лидия Ильинична Бажович критикует позицию Алексея Николаевичка Леонтьева отрицая при том принятое в психологии описание развития потребностей в терминах: субъективное состояние, желание, увлечение и аффекты. Она так же критикует и трактовку им мотивов поскольку им недостаточно обосновывается понятие значения и смысл. По ее мнению Леонтьев раскрыл одно из условий способствующих рождению новых мотивов, но не раскрывает причин и процесса формирования мотивов.

Нормативный документ программа диагностики и коррекции.

Лапицкий дал два листика.

Примеры похожих учебных работ

Глава. Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников

… глава. Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников Где ссылки 1.1 Понятие мотивации и её формирования Характеристика мотивации учебной деятельности Важнейшим компонентом учения являются мотивы, побуждения,которыми ученик …

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

… другую сторону учебной мотивации — ее направленность: «мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности». Согласно А.Н. Леонтьеву (1975), учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не …

Изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте

… мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью [7]. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную …

Мотивация учебной деятельности 3

Мотивы учебной деятельности 1.2.1 Сущность учебных мотивов и мотивации 1.2.2 Классификация учебных мотивов 1.2.3 Характеристики и функции учебной мотивации и мотивов 1.2.4 Рекомендации по повышению мотивации к обучению ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …

Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

… а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение для старших школьников. Цель исследования : исследовать мотивации учения и достижения старших школьников. Объект исследования : учебная деятельность старших подростков …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]