Направленность и мотивы деятельности личности — Общая характеристика мотивационной сферы человека


Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование — это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Общая характеристика мотивационной сферы человека

Одним из важнейших понятий мотивационной психологии является понятие «мотивационной сферы» личности (точнее — мотивационной системы).

Мотивация — система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Другими словами, мотивация — это совокупность причин психологического характера, которые вызывают активность индивида, определяют ее направленность и объясняют поведение человека. Мотивацию можно рассматривать как циклический процесс непрерывного взаимного действия и преобразования ситуации индивидом, результатом которого является его фактическое наблюдаемое поведение как процесс непрерывного выбора и принятия решений.

Мотивация объясняет целенаправленность действий, упорядоченность и устойчивость целостной деятельности для достижения определенной цели.

Как и любая другая система, мотивационный мир человека включает в себя определенный набор ее компонентов, а также регулярные и устойчивые связи между ними.

Основными компонентами мотивационной сферы личности являются следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Все эти компоненты имеют основную общую черту: они имеют две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамический.

Содержательный аспект заключается в представлении внешней — отраженной — реальности и обычно возникает в форме определенных знаний.

Динамический аспект связан с тем, что каждый из перечисленных компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом инициировать, поддерживать и изменять активность субъекта. Исходя из этого, все перечисленные компоненты объединяются в мотивационной сфере личности.

Мотивационная сфера человека может быть оценена в своем развитии по следующим параметрам:

1) Широта — параметр, отражающий разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, потребностей, целей, тем более развита его мотивационная сфера;

2) Гибкость — более гибкой является область мотивации, где для удовлетворения потребности используется больше мотивационных стимулов (например, один человек учится только по телевизору, а другой — по книгам, телевизору, газетам);

3) Иерархизация — чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований данного уровня, тем выше иерархизация мотивационной сферы.

Различают следующие 2 типа мотивации:

1) Ситуативная мотивация — включает в себя мотивирующие факторы, которые заставляют человека действовать из внешней среды. К этим факторам относятся определенные ситуационные характеристики, поступки и действия окружающих людей, культура, социальное положение, занимаемое человеком, и т.д;

2) Диспозиционная мотивация — внутренняя мотивация человека.

Она включает в себя цель — осознанное представление об ожидаемом результате, на достижение которого направлены действия человека. Основой формирования целей у человека является его субъективно-материальная трудовая деятельность, направленная на преобразование внешнего мира. Процесс постановки и достижения целей включает следующие шаги:

a) формирование ворот;

б) осуществление действий для достижения цели;

в) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода действий и их конечного результата.

Образ ожидаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных путей реализации цели. Формирование цели, возникновение цели является центральным моментом в процессе реализации действия и основным механизмом формирования новых действий человека. Психофизиологической основой цели является закодированная в мозгу «картина требуемого будущего» (Н.А. Бернштейн), акцептор результатов действия (П.К. Анохин), который регулирует программу физиологического выполнения действия с помощью предвосхищающих и авторитарных (предоставляющих информацию о соответствии достигнутого результата желаемому) команд.

Что такое мотивация и зачем она нужна?

Если говорить простыми словами, то мотив – это та причина, по которой мы хотим достичь некой цели.

Понятно, что позитивные мотивы действуют намного эффективнее. Когда мы на самом деле чего-то сильно желаем, двигаться к цели значительно легче. Ожидание вознаграждения или получение искреннего удовольствия от действия и будут способствовать позитивной мотивации.

Любое развитие человека (профессиональное и/или личностное) не обходится без мотивации. В психологии мотивация определяется еще и как процесс управления совокупностью мотивов, побуждающих личность действовать. То есть, грамотный специалист способен корректировать мотивы клиента для того, чтобы цель была достигнута с наилучшим результатом.

Потребности

Одним из основных источников активности человека являются потребности. Потребность выражает зависимость человека от определенных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой человеческой деятельности, особенно труда.

Потребность — это состояние человека, возникающее в условиях нужды в предметах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

В данном контексте процесс удовлетворения потребности выступает как активный, целенаправленный процесс совладания человека с такой формой деятельности, которая определяется уровнем социального развития. Потребности человека имеют социально-личностный характер, который выражается в том, что для удовлетворения потребностей человек использует те способы и приемы, которые исторически сложились в данной социальной среде и необходимы в определенных условиях.

Потребности могут принимать другую форму.

Например, они могут восприниматься людьми по-разному. В этом случае они принимают форму притяжения. Это побуждение к деятельности, которое является недифференцированной, недостаточно реализованной потребностью.

Привлечение — это первичное эмоциональное проявление человеческой потребности в чем-то, мотивация, еще не опосредованная сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, то есть выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо проходит, либо реализуется в виде конкретного желания. Таким образом, влечения обусловлены не только биологическими, но и социальными факторами. Более того, в домоводстве преобладает мнение, что у человека с развитым сознанием влечения не играют главной роли в качестве мотивов поведения, а служат «строительным материалом» для осознанных мотивов. С другой стороны, драйв является одним из центральных понятий психоанализа, что отводит ему ведущую роль в деятельности и регуляции человеческого поведения.

Другой бессознательный импульс — это отношение. Это бессознательное состояние готовности человека к определенной форме деятельности.

Это может быть готовность к деятельности, к поведению, к пониманию или интерпретации чего-либо. Отношение, проявляющееся в интерпретации событий, явлений и фактов, может принимать форму предрассудков или стереотипов.

Отношение обычно развивается в результате повторяющихся ситуаций, в которых человек реагирует определенным образом.

Д.Н. Узнадзе разработал теорию, согласно которой потребности и ситуации, возникающие при встрече, определяют направление поведения субъекта до тех пор, пока поведение не натолкнется на определенные препятствия. В этих случаях бессознательное поведение прерывается, и в игру вступают сознательные механизмы объективации. Возникающие препятствия замечаются и осознаются. После сознательного нахождения нового способа регуляции, контроль над поведением снова осуществляется через бессознательные установки. Эта непрерывная передача контроля обеспечивает гармоничное и более экономичное взаимодействие между сознательным и бессознательным.

Классификация потребностей

В истории психологии были попытки свести все человеческие потребности к одной — первичной и основной (в работах Фрейда и Адлера это либидо и «стремление к власти» соответственно).

В то же время классификация потребностей Мюррея включает более 140 человеческих потребностей.

Томас в 1924 году задал себе вопрос: каков минимум человеческих потребностей? В ответ на свой вопрос он перечислил 4: потребность в безопасности, признании, дружбе, новых впечатлениях (его ответ был основан на исследовании проституции среди молодежи).

Дж. Питер (1938) утверждал, что на протяжении всей истории человечества наиболее часто конкурировали следующие потребности: Пропитание, свобода, сексуальные партнеры, вера (убеждения, идеалы).

Социальная мотивация

Каждый человек является частью общества, поэтому социальная мотивация является неотъемлемым компонентом, влияющим на его поведение. Социальные потребности стоят на третьем месте после естественных и материальных потребностей. Естественно, что материальные блага нельзя ставить ниже простого социального одобрения. Но для человека очень важно чувствовать себя частью общества, получать знаки уважения и похвалу от других людей.

Социальная мотивация — важный инструмент управления людьми. Менеджеры используют его для повышения эффективности труда. Например, человек, которого похвалили, будет стремиться усовершенствовать свои навыки, чтобы получить одобрение от начальства. Во многих организациях есть доска почёта, на которую вывешивают фотографии лучших сотрудников. Это делается с целью показать, к чему нужно стремиться остальным. Хорошим мотивирующим методом является также вручение какого-нибудь знака отличия перед всем коллективом. Сегодня вовсе не обязательно собирать всех сотрудников в актовом зале, чтобы публично оказать дань уважения отличившемуся сотруднику. Достаточно просто разослать общийе-мейл по электронной почте.

Мотивы и мотивационные системы

Мотив (от лат. movere — «приводить в движение, толкать») — это:

1) фактор, побуждающий человека к деятельности и связанный с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направление;

2) некий объект (материальный или идеальный), побуждающий человека к деятельности и определяющий ее направление

3) сознательная причина, лежащая в основе выбора человеком действий и поступков

4) то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивой личной собственностью, из которой он мотивируется на совершение определенных действий;

5) психологические состояния, характеризующие частное, изменчивое отношение человека к предметам или явлениям окружающей действительности.

Механизмом возникновения мотивов является реализация потребностей в ходе аддиктивной деятельности, а значит, превращение объектов этой деятельности в мотивы. Отсюда следует центральный закон: развитие мотивов происходит через изменение и расширение сферы деятельности, что изменяет объективную реальность.

Мотивы отличаются друг от друга типом потребностей, которые они проявляют; формами, которые они принимают; широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Любая деятельность человека мотивируется не одним мотивом, а несколькими, то есть деятельность обычно полимотивирована.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность установок и действий человека и относительно независимых от существующих ситуаций, называется направленностью личности. Личность как подструктура личности включает в себя различные мотивы: их побуждения, потребности, склонности, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценку, оценку других, уровень стремления, установки и т.д. Некоторые из его компонентов являются доминирующими, другие играют подчиненную роль.

В сложной деятельности обычно встречается не один, а несколько одновременно действующих и взаимодействующих мотивов.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Выделяют следующие функции мотивов:

1) мотивирующая;

2) режиссура;

3) смыслообразующая функция, которая заключается в мотивах, придающих личностный смысл реальности, отраженной в индивидуальном сознании;

4) функция управления направлением деятельности человека — эта функция выполняется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения (А.В. Запорожец). Эта «эмоциональная коррекция» поведения происходит следующим образом: С помощью эмоций человек оценивает личностный смысл происходящих событий и, если этот смысл не совпадает с его собственными мотивами, меняет общее направление своей деятельности.

Леонтьев выделяет в основном две функции мотивов: Мотивация и осмысление. Смыслообразующие мотивы придают личностный смысл деятельности, в то время как другие мотивы, сопровождающие ее, служат стимулами (положительными или отрицательными) — иногда остро эмоциональными, аффективными, не имеющими смыслообразующей функции. Это мотивы и побуждения. Здесь различие между двумя типами мотивов является относительным. В иерархической структуре один конкретный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, в то время как другой может выполнять функцию дополнительного стимула. Слияние двух функций мотивации, побуждения и смыслообразования, придает человеческой деятельности характер сознательно регулируемой деятельности. Когда смыслообразующая функция мотива снижается, он может стать только понятным. И наоборот, когда мотив становится «просто понятным», можно сказать, что его смыслообразующая функция ослабла.

X. Хекхаузен рассматривает функцию мотива только в связи с этапами действия — инициация, исполнение, завершение. На начальной стадии мотив инициирует, стимулирует, побуждает к действию. Реализация мотива на этапе исполнения обеспечивает постоянный высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на этапе завершения действия связано с оценкой результатов, успеха, что способствует подкреплению мотивов.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К ним относятся мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, тревога. Кроме того, потребность в общении (аффилиация), мотив власти, вспомогательный мотив и агрессивность характеризуют человека личностно.

Мотивы личности

Мотивы личности — это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения — это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]