Реферат на тему: «Память. Процессы, закономерности, мнемотехники»


Введение

Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений. Психические явления делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности.

Если представить себе, что человек лишается памяти, то это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он не может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами.

Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы и ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него.

Человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.

Цель: изучение базовых свойств и различных видов памяти, процессов памяти.

Задачи:

  1. изучить структуру и свойства памяти;
  2. процессы памяти;
  3. изучить классификацию видов памяти.

По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участи воли

память делят на непроизвольную и произвольную

.

Непроизвольная память

означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, «автоматический».

Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

Определение памяти

Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества.

Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире как о пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др. Процессы категоризации уже на уровне восприятия дают нам возможность в считанные доли секунды понять, с предметами какого рода мы сталкиваемся, и отреагировать соответствующим образом. Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму нашего жизненного пространства, расширяя его далеко за пределы видимого и переживаемого в данный момент, оно позволяет «видеть» скрытые свойства предметов, понимать суть наблюдаемых событий и таким образом предвидеть их наступление.

Все это было бы невозможно, если бы живые существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов их переработки, а также программ действия. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память . Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память – это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину.

Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Можно выделить несколько уровней средств хранения информации – физический, биологический, физиологический и психологический.

На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами – это «внешняя» память человека.

На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др.

На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным характером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относительной кратковременностью.

На собственно психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны.

Соответственно этим уровням рассматриваются и механизмы, принимающие участие в процессах памяти человека, из которых, по сути дела, только два входят в компетенцию психологии – физический и собственно психологический.

Репродукция или реминисценция -, Забывание

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

Теория систематической деформации следов памяти — говорит что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

Теория ретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала.(проактивное забывание) Например: немудро мосле математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

5 стр., 2041 слов

Факторы определяющие развитие памяти у человека реферат по психологии

… с человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно послужить и помочь ему. Факторы, определяющие развитие и эффективность памяти у человека Запоминание. Запоминание — это процесс памяти, в … уровня[5,с425]: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память. Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после …

Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание. (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину).

З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. Некоторые распространенные нарушения памяти

амнезия — т.е. отсутствие или провалы памяти.

В зависимости от процессов, которые происходят, амнезии делят на

Физиологические основы памяти

Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение — одно из удивительных свойств нашего мозга. Недаром И. М. Сеченов называл память «едва ли не самым важным чудом животной и особенно человеческой организации».

Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы» в нем, которые могут сохраняться долгие годы, иногда всю жизнь. В коре полушарий как бы проторяются пути для возбуждений, вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее.

Связи, сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются или угасают, если возбуждения не повторяются.

Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора. Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд. Этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память, в результате чего создается иллюзия движения.

В основе кратковременной памяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. Электрический сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет следующий импульс.

Длительность хранения информации здесь – от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель – бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти – 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации – буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя, таким образом, емкость своей памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память. Переход ее из кратковременной в оперативную называется консолидацией.

Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а также наличие эмоций при этом.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.

Долговременная память может хранить информацию как угодно долго — на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связан с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов – синапсов.

В функционировании памяти человека участвуют различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных системах анализаторов.

Генетическая память, Механическая

произвольной, логической и опосредствованной памятью

Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.

психическое свойство

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память — очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем.

От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока — их краткая характеристика:

Объем —

способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти — 7 элементов (единиц) информации.

7 стр., 3362 слов

Контрольная работа : «Человек в социальном измерении»

… б. – «4» 13– 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». 6 класс 2 –вариант Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл. Итого … 10 баллов) 1. Основные отличия человека от животного: 1) забота о потомстве 2) …

Быстрота запоминания

— отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

Точность — точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении

Длительность — способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Процессы и виды памяти

Процессы памяти

К процессам памяти относят запоминание, хранение и забывание и воспроизведение.

Запоминание . Процесс запоминания – это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти и завершается в долговременной памяти. При этом происходит следующая последовательность действий.

В кратковременную память из сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознан путем сличения актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в кратковременную память, он переводится на язык звуковой речи и существует в ней дальше в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования происходит классификация материала на основе смысловых признаков для отправки его в соответствующий отдел долговременной памяти. В действительности этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящимися в долговременной памяти. При этом происходит преобразование не только наличного материала, но и структур долговременной памяти. Как только эти связи установлены и закреплены, материал остается в долговременной памяти «для вечного хранения».

Хранение и забывание . Хранение означает наличие информации в долговременной памяти, что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание – неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной. Забывание может означать также то, что человек «забывает» сделать что-то из намеченного ранее, например что-то купить в магазине. Забывание может быть связано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть обязано своим возникновением так называемому вытеснению – непроизвольному забыванию событий, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием в психологии называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, не удается извлечь из памяти.

Воспроизведение хранящегося в долговременной памяти материала заключается в переводе его из долговременной памяти в кратковременную память, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы. Воспроизведение может выступать в трех формах – узнавания, припоминания и воспоминания. Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов. Припоминание – сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти.

Различают эпизодическую и семантическую память. Воспроизведение событий из эпизодической памяти может обладать особой яркостью именно вследствие того, что при их запоминании в памяти сохраняется материал, относящийся не только к различным модальностям, но и к пережитым в тот момент эмоциям и действиям. Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его более содержательным и отличает от знаний, получаемых опосредованно. Воспроизведение таких лично пережитых образов называется воспоминанием .

Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

Виды памяти

Эмоциональная память. Эмоции человека тесно связаны с его потребностями или мотивами, поскольку в них отражаются отношения между потребностями и особенностями ситуации, способствующими или препятствующими их удовлетворению. Эмоции выступают в качестве сигналов о том, в какой мере удовлетворяются или могут быть удовлетворены наши потребности. Поскольку эмоция – это сигнал, он может храниться в памяти в той или близкой к той форме, которая сопровождала события, переживаемые впервые. При повторном восприятии или представлении ситуации, вызвавшей эмоцию, ее оценка как желательной или, наоборот, угрожающей, может производиться за счет немедленного появления хранящейся в памяти эмоции. Эта оценка позволяет построить соответствующее поведение еще до того, как ситуация будет осмыслена и проанализирована с помощью мышления.

Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. Образная память – суть представления. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны (устойчивая модель поведения живых индивидуумов), которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов.

В словесно-логической памяти хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом. Кроме того, в словесно-логической форме хранятся также сознательно планируемые программы деятельности.

В двигательной памяти хранятся схемы различных движений и их систем, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повторяющихся или типичных ситуациях. Именно двигательная память позволяет нам думать о чем-то постороннем в тот момент, когда мы открываем дверь в собственную квартиру.

Все виды, или компоненты, памяти тесно связаны друг с другом, поскольку они являются компонентами единого, целостного поведенческого акта.

Другие характеристики мыслительного процесса

Специфичные принципы запоминания связаны с особенностями личности. Даже люди с превосходной памятью фиксируют в уме не все, а с короткой памятью не забывают много информации.

Индивидуальные особенности

Период хранения сведений в долговременной стадии сравнивается с продолжительностью жизни организма. Человек, заинтересованный в получении новых знаний или действиях запоминает события надолго. Память является частью обучения, прогнозирования и сознания личности.

Человек обладает отличной памятью, если моментально запоминает материал, информация надолго фиксируется и не забывается, а затем точно воспроизводится.

Оптимальным является быстрое запоминание с неспешным забыванием, медленное усвоение информации со скоротечным забыванием. Например, у артистов или других людей творческой профессии хорошо выработана эмоциональная, у музыкантов — слуховая, у художников — визуальная, у философов — словесно-логическая память.

Развитие запоминающей функции мозга зависит от профессиональной деятельности личности, так как в работе психика проявляется и формируется. Некоторые граждане, чтобы запомнить информацию, нуждаются в зрительном, слуховом или речевом восприятии.

Тип памяти представляет персональную особенность каждого человека. Принадлежность к типу определяется практикой заучивания — тем, что приходится запоминать данному лицу и как он приучается это делать. Память можно развивать, воспитывать и тренировать специальными упражнениями.

На положительные результаты от применения психофармакологических медикаментов, активизирующих мозговую активность, можно рассчитывать у людей с устойчивой, уравновешенной психикой, а также инертных, малоинициативных, не уверенных в себе лиц.

Формированию положительных свойств памяти содействует рационализация интеллектуальной и практической работы граждан: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, применение разумных способов запоминания, критическое отношение к личной деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы.

Защитой мозга от лишней информации объясняется явление гипнопедии — обучение во сне. В состоянии сна отдельные механизмы, защищающие мозг от излишней информации, отключаются, поэтому запоминание осуществляется быстрее.

Список использованной литературы

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с. – (серия «Учебник нового века»)
  2. Немов, Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. – (Основы наук)
  3. Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
  4. https://psy.wikireading.ru/28659
  5. https://psihomed.com/pamyat/
  6. https://impsi.ru/general-psychology/pamyat-obshhaya-harakteristika-vidy-protsessy-i-mehanizmy/
  7. https://psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html
  8. https://static.my-shop.ru/product/pdf/304/3032928.pdf
  9. https://yandex.ru/turbo/psylogik.ru/s/210-vidy-pamjati-v-psihologii.html
  10. https://yandex.ru/turbo/psylogik.ru/s/210-vidy-pamjati-v-psihologii.html
  • Что такое нейронная сеть? (Типы архитектур нейросетей)
  • Business Process Management, Workflow
  • Международная валютная ликвидность (Факультет Экономики)
  • Финансовый и управленческий учет и анализ: сравнительная характеристика.
  • Микроядерные операционные системы (Реферат по дисциплине “Операционные системы”)
  • Учредительский бизнес (АО)
  • Гарантии конституционных прав и свобод в Российской Федерации
  • Стили педагогического общения
  • Понятие KIP
  • Электронный документ (Понятие электронного документооборота)
  • Теории учения
  • Общие характеристики педагогической деятельности (Общая характеристика педагогической деятельности)

Некоторые универсальные принципы в механизме памяти

Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

при запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец («эффект края)

запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней

Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем как было сказано, не механическое, а логическая обработка материала.

Это некоторые наиболее общее, но вовсе не исчерпывающие закономерности работы памяти у человека.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/geneticheskaya-pamyat-v-psihologii/

3 стр., 1374 слов

Как выбрать тему для реферата по психологии

Написание рефератов по психологии — важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса и овладению структурой описания психологического исследования. Но …

1. Гамезо М.В., И.А. Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, Москва, 1999, стр. 159

2. Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии, «Питер», Санкт-Петербург, 2000, стр. 89

3. Макселон Юзеф, Психология, 1998, стр. 125

4. Максименко С.Д., В.О. Соловьяненко, Загальная психология, МАУП, Киев 2000

5. Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994, стр. 184

6. Ясперс Карл, Общая психопатология, «Практика», Моска 1997, стр. 218

7. Шаталов В.В. Память и возможности ее развития, Киев 1997, стр. 120

8. Гиппертейнер, Основы психологии, Москва 1988г, стр. 150

Примеры похожих учебных работ

Вклад когнитивной психологии в проблему изучения памяти человека

… и развития памяти. Объектом исследования данной работы является когнитивная психология. Предметом исследования является изучение памяти. Цель работы — рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитивной психологии. Достижение поставленной …

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

… написании реферата я использовала такие источники, как «Улучшаем память — в любом возрасте» книга американской исследовательницы Дэниел Лапп содержит простые, доступные рекомендации по развитию и активизации памяти и эффективным …

Виды памяти человека реферат по психологии

… виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек … что в психологии давно … вида памяти: генетическая и механическая . — Генетическая память — память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по …

Повседневная жизнь советских людей по материалам советской прессы

… предыдущие периоды: продвигалась пропаганда СССР как самого прогрессивного общества развитого социализма. 3. Образ в СМИ передового советского человека и его жизни в индустриальном городе Жизнь советского человека была …

Свойства памяти в психологии

… они отличаются только прочностью ассоциаций. Поэтому эта трактовка памяти носит название монистической. Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания (У. Джеймс). Память здесь двойственная (первичная и вторичная). Первичная …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]