Введение
Тема теста актуальна, потому что кризис, переживаемый российским обществом, который еще не завершился, характеризуется обострением многих социальных проблем, порожденных не только экономической реформой, но и крахом системы ценностей, падением в морали. Уничтожение высших, надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели развития, идеалы и смысл как личной, так и общественной жизни, закономерно приводит к резкому снижению ценности человеческой жизни, личности как таковой, пренебрежению ею. его честь и достоинство. Моральное самоуничтожение общества идет быстрее, чем формирование «новых» гуманистических ценностей.
Неизбежно происходит постепенная, медленная, фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек — человек вне зависимости от его материального достатка, трудоспособности, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т. д.
Государство берет на себя основную ответственность за благополучие каждого гражданина, предоставляя ему определенные права и декларируя их реализацию, но также поощряет благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку на благо каждого человека это забота и государства, и самого человека, и его окружения. Забота о благополучии каждого и общественного благосостояния должна стать фундаментом, на котором может быть построено новое общество — общество, в котором каждый человек будет иметь возможность полной самореализации.
Формирование личности в отечественной и зарубежной психологии
С точки зрения рассмотрения деятельности и формирования личности в психологии интересна теория Э. Эриксона.
Считается, что человек проходит восемь стадий, на каждой из которых наблюдается конфликт между противоположными силами его личности. Благополучный исход влечет за собой развитие или формирование новых черт. В обратной ситуации наблюдается невроз и дезадаптация.
Формирование личности в психологии по Э. Эриксону предполагает этапы, где возникают следующие противоречия:
- доверие и недоверие к окружающему миру – длится от рождения до года;
- независимость и стыд, сомнения – до 3 лет;
- инициативность и чувство вины – в период от 4 до 5 лет;
- трудолюбие и ощущение неполноценности – 6–11 лет;
- осознание принадлежности к определенному полу и непонимание свойственного ему поведения – от 12 до 18 лет;
- стремление к интимным отношениям и чувство изолированности от окружающих – этап ранней взрослости;
- жизненная активность и сосредоточенность на своих проблемах, потребностях, интересах – наблюдается во время средней взрослости;
- ощущение полноты жизни и отчаяние– поздняя взрослость.
Понятие общества и социальных отношений
Каждый живой организм относится к природе как к своей части, напрямую присваивая природный материал в процессе удовлетворения своих потребностей. Человек, в отличие от других живых существ, не имеет прямого отношения к природе, хотя и является ее частью. Отношение человека к окружающей его природной среде опосредовано системой социальных отношений, складывающихся между людьми в процессе их жизни. Характер и формы присвоения человеком природного материала существенно зависят от системы общественных отношений, носителем которых он является, и от его места в этой системе отношений.
Система всех социальных отношений, которые складываются между людьми в процессе их жизни, называется обществом.
Таким образом, человек относится не к природе напрямую, а через общество, систему социальных отношений, связывающую его с другими людьми. Следовательно, присвоение человеком природного материала опосредовано обществом и носит социальный характер, как и весь процесс человеческой жизни.
Человек выступает субъектом системы общественных отношений и, таким образом, является социальным существом. Таким образом, человек, помимо присущей ему биологической формы, как любому живому организму, как представителю определенного биологического вида, наделен социальным содержанием, определяемым логикой системы социальных отношений.
Социальные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их жизни, являются материальными и составляют социальную форму движения материи, высшую и наиболее сложную из тех, что изучаются современной наукой. Каждая форма движения материи содержит в себе в виде пленки все предыдущие, поэтому человек не может быть свободен от законов развития какой-либо формы движения материи.
Система общественных отношений между людьми носит исторический характер, она изменяется по мере развития человечества, проходя в процессе своей эволюции ряд последовательных этапов. Законы, управляющие процессами формирования, развития и смерти, а также последовательной сменой различных систем социальных отношений друг с другом, действуют как законы общественного развития и составляют предмет изучения социальных наук.
Отметим, что представление об обществе как совокупности людей, долгое время доминировавшее в общественной мысли, не позволяет выделить какой-либо предмет изучения социальных наук. Ведь наука должна изучать законы, то есть устойчивые существенные объективные связи и отношения, основанные на повторяемости явлений. Однако повторение явлений в жизни отдельного человека или сообщества людей (страны, народа и т. д.) никогда не проявляется в своей прямой, абсолютной форме, а всегда представляется нам в определенных относительных формах, отягощенных неповторяющимися единичными формами. обстоятельства.
Следовательно, чтобы изолировать существенные и универсальные связи от хаотического разнообразия общественной жизни во всех ее частных проявлениях, необходимо применить метод научной абстракции. Контуры предмета социальной науки, которая оперирует этим методом научной абстракции, напрямую зависят от характера этой абстракции, от того, какие особенности социальной жизни людей она считает существенными и подлежащими исследованию.
В любой области научного знания метод предшествует предмету и в определенном смысле определяет и очерчивает его. Особенности и стороны изучаемых объектов, которые метод этой науки выделяет как подлежащие исследованию, образуют систему категорий этой науки, а объективные универсальные существенные устойчивые отношения между ними образуют систему ее законов.
Диалектико-материалистический метод исследования общественной жизни, разработанный и впервые примененный К. Марксом, приводит к представлению об обществе как системе всех общественных отношений. Эта идея создает объективные основания для открытия и изучения законов общественного развития, поскольку с этих позиций отдельные факты и события общественной жизни, кажущиеся несопоставимыми и лишенными внутренней связи, по сути, выстраиваются в непротиворечивую логическую систему. в основе которой лежит система отношений, складывающихся между людьми в течение их жизни.
Человечество относится к природе как к своей составной части, но не как к органической части, развитие которой полностью обусловлено законами развития целого, а как к части, подчиняющейся в своем развитии законам и отношениям более высокого уровня. форма движения материи. В силу этого человечество рассматривает природу как часть, противостоящую целому.
Следовательно, противоречие между человечеством и окружающей его природной средой находит свое выражение и разрешение в процессе преобразования человеком этой среды, в форме которого проявляется его сознательная деятельность, происходящая в рамках этой природной среды и через нее.
Теории формирования личности в психологии
Разные направления психологии по-своему рассматривают процесс формирования личности. Существуют психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения, пр.
Ряд теорий стал результатом экспериментов, тогда как другие остаются непроверенными практикой. Нужно понимать, что в некоторых учениях не рассматривается человеческая жизнь от рождения до смерти, так как считается, что формирование личности происходит в первые годы или до достижения совершеннолетия.
Наиболее целостной, включающей в себя сразу ряд позиций по данному вопросу считается теория американского психолога Эрика Эриксона. Он утверждал, что личность формируется по эпигенетическому принципу, то есть на протяжении всей жизни человек проходит восемь стадий развития. Причем такие стадии определяются генетически и не подвержены влиянию со стороны социальных факторов и даже самого индивида.
Динамика российского общества и глобализация
Как отмечает Энтони Гидденс, критика эпохи Просвещения, выражением которой является теория постмодернизма, может быть воспринята как развитие современной, то есть современной философской, научной, художественной мысли. Глобализация — это наш текущий этап в развертывании единого и универсального «современного проекта». Глобализация, проявляющаяся в движении к универсальному экономическому, правовому, информационному, образовательному и, в конечном итоге, культурному пространству, является этапом модернизации.
Современное российское общество вступило в эпоху глобализации, которая охватила экономическую, политическую и культурную сферы общественной жизни. Этому явлению способствовали определенные факторы, среди которых главным является развитие информационных систем и появление Интернета. Это повлекло за собой существенные изменения в самом информационно-коммуникационном пространстве, что не могло не сказаться на такой его составляющей, как связи с общественностью (PR) — public Relations R — это особый тип социальной коммуникации — некая подсистема, направленная на создание эффективных публичных связей. дискурсы и оптимизация информационных взаимодействий между социальным субъектом и его публикой (иначе это особый вид социально-коммуникативной деятельности).
Но человек, привыкший к непрерывности и стабильности в переходе от прошлого через настоящее к будущему, не осознает новых условий существования. Чтобы иметь возможность жить в постоянно меняющемся мире, с новыми, ранее неизвестными темпами трансформации, российское общество должно стать другим.
Перед учеными и практиками (и перед обществом в целом) стоит задача изменить подход к человеку, к его отношениям с миром, и тем самым помочь людям адаптироваться к новым условиям и уметь адекватно действовать, чтобы не только выжить, но и добиться успеха. В первую очередь нужно уметь справляться с новинкой. Возникает вопрос о воспитании и обучении нового (другого) человека, который бы комфортно себя чувствовал в этих условиях стремительных изменений, который смог бы без страха действовать в никогда не возникавших ранее ситуациях, опираясь на свои способности, скрытые возможности, и могли импровизировать свои действия и принятие решений, полагаясь также на свои знания. «Общество, которое может вырастить таких людей, выживает, — говорит А. Маслоу, — а те общества, которые не могут с этим справиться, погибнут». Это требует новых концепций обучения молодежи, которые определялись бы спецификой настоящего времени, ставящей главной задачей подготовку будущих специалистов как творческих личностей с новым мировоззрением, нацеленных не столько на продукт творчества, сколько на сам творческий процесс, когда творческий подход становится приоритетом.
За последнее десятилетие («транзитный период») Россия претерпела кардинальные, в том числе деструктивные, изменения. Все сферы жизни общества в наше время пронизаны общей новизной социального климата. Кое-где появляются новые явления в результате различных преобразований в экономике, политике и культуре, а также в массовом сознании и коллективном поведении; этого не надо бояться, а с радостью встречать нововведения. Этому надо учить.
Однако, как было показано выше, для современной ситуации в России с учетом всех возможных проявлений особенностей ее общественного развития важнейшим из важных вопросов является проблема взаимоотношений человека и общества, а шире — взаимоотношений между людьми. люди («личности»), а также отношения между разными человеческими сообществами и, в конечном итоге, межкультурные отношения.
Сейчас мир нашей культуры — это великое множество разных людей, не обязательно выдающихся личностей или людей, которые «имеют право принимать решения», но людей с индивидуальными характеристиками, поэтому их нельзя рассматривать как «массы рабочих» или «массы». населения.
Страх перед смертью
Людям, вероятно, были уже известны некоторые лечебные свойства трав. Эти знания они получали, наблюдая за поведением больных животных, инстинктивно подыскивающих лекарственные травки. Свои знания люди передавали из поколения в поколение. Но тем не менее этих познаний было недостаточно, и простейшие заболевания и раны могли привести к смерти.
Подобно неандертальцам, человек разумный испытывал страх перед умершими. Трупы сжигали, укладывая умершего прямо в очаг с пылающим огнем, или замуровывали в пещерах, заваливая вход камнями, или хоронили в выкопанных могилах. В последнем случае мертвецов нередко хоронили в скорченном виде и даже связывали. На голову, грудь и ноги клали тяжелые камни, что должно было помешать покойнику подняться и вернуться в мир живых. В погребениях находят остатки богатых приношений умершему: оружие, украшения и пищу. Благодаря погребениям мы узнали очень много о жизни наших предков — ведь именно положенные в могилы предметы лучше всего сохранились до наших дней.
КОСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ: 1 — иглы 2 — наконечник копья 3 — гарпун 4 — верхушки «жезлов начальников»
Трансформация общественно-политической и экономической жизни России
Уровень и качество жизни: современное состояние дел в России »- одна из самых важных и актуальных тем сегодня. Тема теста актуальна, поскольку уровень и качество жизни являются одной из важнейших социально-экономических категорий, характеризующих благосостояние населения страны.
Реальное повышение этих показателей — главный критерий социально-экономического прогресса. Поэтому на современном этапе вопросы повышения качества и уровня жизни населения, то есть благосостояния, которое является не только результатом, но и абсолютно необходимой предпосылкой экономического роста, приобретают особую актуальность в отечественной экономике.
Россия вступила в новый 2009 год с более стабильной экономикой, чем в предыдущие годы. Основная причина — реальное ускорение экономического роста, которое привело к улучшению функционирования различных секторов экономики. Но известно, что экономический рост не всегда автоматически ведет к социальному прогрессу и повышению уровня жизни людей.
Игнорирование вопросов уровня и качества жизни не позволяет современному обществу эффективно развиваться. Основная сложность продвижения реформ в современной России состоит в том, что они идут сверху, без обсуждения с населением, с общественностью.
Конечная цель общественного развития России — повышение уровня жизни населения.
Уровень жизни — это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными составляющими уровня жизни являются: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а также социальные гарантии и социальная защита населения. наиболее уязвимые граждане.
Социальные гарантии — это система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство создавать каждому члену общества условия для осуществления своей экономической деятельности и получения дохода.
Социальная защита — это система мер, принимаемых обществом для обеспечения необходимого материального и социального положения граждан. Уровень жизни необходимо рассматривать в связи с общеэкономическими показателями, а также с показателями, связывающими общеэкономический уровень и уровень жизни с доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, государственным бюджетом и кредитами. Например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.
Необходимо выделить составляющие уровня жизни, определенные типы потребностей человека, удовлетворение которых составляет основную часть уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Набор компонентов покрывает весь спектр потребностей человека.
Во многих странах для оценки уровня жизни используется показатель «благополучие общества», который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка общего потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» обеспечивает структуру потребления, расходы бедных, содержит набор (минимальные нормы), необходимый для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально-экономического развития страны и принимается по принципу распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллионов граждан России живут далеко за чертой бедности.
При нынешнем уровне экономического роста и производства государство не только не в состоянии поднять черту бедности, но и компенсировать разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом. Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума, рассчитывается на душу населения и для его основных социально-демографических групп на всей территории Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Орудия, одежда, украшения
Неоантроп по сравнению с неандертальцами ушел далеко вперед. Он значительно усложнил свои орудия, изготавливая их из разных пород камня, из костей, рогов и дерева. Человек разумный был хорошо вооружен. На охоте он использовал копья и дротики с костяными и каменными наконечниками, лук и стрелы. Люди освоили и рыболовство, делали крючки и удочки, а позже и примитивные лодки.
На месте стоянок найдено немало специальных скребков для выделки кож. Из выделанных кож костяными иглами шили одежду, пользуясь вместо ниток жилами животных. Достоверных сведений об одежде неоантропов нет. Но можно предполагать, что летом они ходили обнаженными или обматывали бедра кусками шкур, а зимой кутались в меховые одежды, сооружая некое подобие штанов и жакетов с капюшонами. Одежда снабжалась замысловатыми застежками и украшениями. В некоторых погребениях было найдено множество просверленных раковин, которые, вероятно, были пришиты к несохранившейся одежде. Археологи нашли немало браслетов и ожерелий из костей, ракушек и зубов.
ДРЕВНИЙ РЕЗЧИК
Украшали не только одежду. В прически вплетали перья, а тело расписывали цветными глинами. Это говорит о том, что люди уже тогда заботились о своей внешности. Возможно, древние люди, украшая себя, следовали каким-то ритуальным обрядам. Надо отметить, что стали появляться и первые знаки отличия, например, так называемые «жезлы начальников», встречающиеся при раскопках древних стоянок. Эти костяные изделия с круглым отверстием на конце, нередко украшенные резьбой, могли служить знаком колдуна или вождя.
Религия как основа современной общественной жизни россиян
Религия в России Действующая (1993 г.) Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство.
Конституция гарантирует «свободу совести, свободу религии, включая право исповедовать, индивидуально или совместно с другими, любую религию или не исповедовать какую-либо религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и другие убеждения и действовать в соответствии с их.» Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждениям».
Религиозные и национальные ограничения, законодательно закрепленные в законах Российской империи, были отменены Временным правительством 20 марта 1917 года.
В России нет специального федерального государственного органа, призванного контролировать соблюдение законодательства религиозными объединениями (в СССР им был Совет по делам религий при Совете Министров СССР); однако, по мнению экспертов, поправки к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., внесенные в июле 2008 г., могут указывать на скорое создание соответствующего «уполномоченного органа исполнительной власти».
Основные религии, представленные в России — христианство (в основном православие, есть католики и протестанты), а также ислам, иудаизм и буддизм. Христианские деноминации.
Официальной статистики о доле жителей России, исповедующих разные религии, нет. Однако, по некоторым оценкам, около 50% населения — неверующие, а 30-40% — православные.
Согласно опросу ВЦИОМ, 75% населения считают себя православными. 66% участвуют в религиозных обрядах.
Число католиков приблизительно оценивается в 400-500 тысяч (в юрисдикции Римско-католической церкви 230 приходов — четверть из них не имеют собственных храмовых построек). Армянская Апостольская Церковь насчитывает 65 приходов; Протестантов — около 1 миллиона, Свидетелей Иеговы — около 150 тысяч.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповедания», в преамбуле содержится признание об «особой роли Православия в истории России».
Православие (в понимании этого термина государственными органами и религиоведами) в Российской Федерации представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.
Крупнейшие неславянские народы России с преимущественно православной верой — чуваши, марийцы, мордовцы, коми, удмурты, якуты, осетины.
По словам главы Российского общественного движения, политолога Павла Святенкова (январь 2009 г.), РПЦ де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни: «Русской православной церкви было позволено возродиться при Сталине как институту в какая архаическая русскость была направлена .. РПЦ — это некая автономия России, сначала СССР, а потом Российская Федерация. Именно церковь, стоящая рядом с государством, узаконивает его как государство русского народа.
Исследователь Николай Митрохин писал (2006): «Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует ее реальному влиянию на граждан России: оба показателя близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже как один из символов российской государственности. Однако при назначении встреч или подготовке общественно значимых инициатив вряд ли кто-то из чиновников учтет мнение представителя Церкви.
Говорить о соотношении политики и религии, по сути, означает обсуждать особую, более того, важную область разнообразных отношений между личностью и обществом. С одной стороны, здесь неизменно возникают вопросы сугубо интимные для каждого человека, касающиеся его личных убеждений, взглядов и совести. С другой стороны, качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечивать демократические права своих граждан, исключать любое — юридическое и практическое — насилие против их убеждений, ущемление интересов личности, масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. То, что уже было сказано, позволяет понять, что здесь речь идет о важнейшем показателе демократии и человечности общества.
Вышеупомянутые вопросы тем более требуют внимательного рассмотрения, потому что каждое общество, государство (точнее, правящие круги) по-своему понимает, по-разному интерпретирует и, главное, осуществляет практические действия в сфере взаимоотношений религии и политики. Поэтому только тщательное и объективное изучение позволяет понять, чем вызваны эти различные толкования и действия, насколько они демократичны и гуманны на самом деле и, наконец, в чьих интересах они осуществляются. Например, без учета религиозного фактора трудно понять подоплеку ряда политических акций, наблюдаемых сегодня в определенных странах, регионах и даже в мировой политике. Известно, например, что острые социально-политические катаклизмы периодически происходят в разных регионах планеты (например, в Латинской Америке, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных действий (Иран-Ирак), где в качестве ведущей причины (по крайней мере, на поверхности) появляются религиозные мотивы.
Культурный менталитет как основа современного общества
Нынешнее состояние российского общества можно назвать временем безличности, когда существующая ранее советская личность уже уходит не только в демократическую среду, но и в часть общества, придерживающуюся левых политических взглядов, и новая личность. не появилась, несмотря на активно навязываемые стереотипы западной цивилизации.. Однако, несмотря на внешнее отсутствие новой русской личности, на самом деле эта личность уже созревает у большинства граждан России, и это созревание является духовной основой за возрождение России.
Созревание этой новой личности является продолжением того единого процесса становления русской личности, который длится много веков и который должен привести к появлению личности, главной целью которой в земной цивилизации должно быть осуществление воли Господа на Земле. Стадия формирования этой личности в настоящее время — формирование национально-патриотического менталитета в российском обществе.
Национально-патриотический менталитет — это тип сознания, основанный на любви к своей стране, ее истории, людям, которые населяли, населяли и к тем, кто будет населять страну, культуру, религию и т. д., Ко всему, что составляет нацию. Государство, политические партии, экономическая структура не являются необходимыми атрибутами национального самоопределения и, следовательно, не являются определяющими элементами национально-патриотического менталитета, хотя и присутствуют в нем.
Русский национально-патриотический менталитет — это тип национально-патриотического менталитета, в основе которого лежит любовь не только к своей стране, ее истории, народу, культуре, религии и т. д., но и, главным образом, на признании приоритета духовного ценности выше материальных.. «Спасать душу» — отличительная черта русского национально-патриотического менталитета, выделяющая его среди множества национально-патриотических менталитетов других стран.
Нынешнее состояние российского общества можно назвать временем безличности, когда существовавшая ранее советская личность постепенно уходит, а новая демократическая личность не проявилась в полном объеме, потому что материальные принципы, на которых строится эта демократическая личность, лежат в основе несовместимо с типом существующим в душах людей. личность. Этот тип личности, постепенно созревающий в душах людей, однако еще не проявился как четко осознанный менталитет. Существующие в настоящее время различные национальные и националистические общественные движения основаны, по большей части, на материалистических принципах, несмотря на их декларируемую духовность, или просто на ненависти к «иностранцам». Русский национально-патриотический менталитет — это осознание российским обществом своей духовности и духовности, непосредственно ведущей к организации материальной жизни. Материальное как реализация духовного — принцип русского национально-патриотического менталитета.
Несмотря на то, что российский национал-патриотический менталитет постепенно зреет в душах россиян, он не может выступать самостоятельно как осознанная политическая доктрина, поскольку в настоящее время наблюдается активное противодействие развитию русского национал-патриотического менталитета. Это противодействие осуществляется разными способами, но суть всех этих методов — подавление сознания россиян под тем или иным предлогом. Это подавление сознания осуществляется таким образом, что оно отвлекает сознание россиян от осознания себя и переключает его на другие ценности. Развитие русского национал-патриотического менталитета возможно только при активной сознательной деятельности сторонников национально-патриотического развития России. Это национально-патриотическое развитие не является развитием, основанным на каких-либо материальных принципах — этнических, исторических, культурных и т. д. Такое развитие возможно только на основе духовных принципов, содержащихся в формуле «Россия. Общество. Личность». Поэтому главным в развитии национально-патриотического менталитета является восстановление в российском обществе приоритета духовных принципов организации жизни общества над материальными. Это восстановление должно осуществляться в процессе самых разных мероприятий, цель которых — пробудить в российском обществе осознание приоритета духовных начал над материальными.
Поэтапное формирование личности в психологии
Принято выделять следующие этапы формирование личности в психологии:
Получается, что личность и ее формирование не рассматривается в психологии как статичная структура. Наоборот, считается, что индивид в течение всей жизни проходит целый ряд этапов становления.