Реферат на тему «Духовное здоровье — стержень существования человека»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Духовное здоровье – стержень существования человека»
Автор: Маторина Светлана Ивановна,
педагог дополнительного образования
2019 год
г. Вязьма
«Духовное здоровье – стержень существования человека»
Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел … Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
Авиценна
Каждый человек в зависимости от возраста, пола, положения даст своё определение здоровья. Кто из вас может продолжить фразу: «Для меня быть здоровым — значит…»
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье понимается не только как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека является целостной системой взаимосвязанных друг с другом составных частей. Изменения в одной из составляющих неизбежно вызывают изменения во всех других.
Составными частями здоровья являются: физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное,
духовноездоровье.
Духовное здоровье
— это составляющая здоровья, которая является стержнем существования человека. Это суть бытия человека, это то, что человек ценит и является для него важным. Духовность дает возможность понять соотношение аспекта духовного здоровья с другими составляющими здоровья.
Прежде, чем мы продолжим наш разговор, я хочу прочитать полезную притчу.
Три сита
… Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
— Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Учитель, — просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
— Три сита?
— Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
— Да нет, я просто слышал…
— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив…
— Значит, продолжал Учитель, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет никакой необходимости…
— Итак, заключил Наставник, — в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?
Очень важно мораль этой притчи использовать не только при воспитании детей, но и в общении друг с другом. Теперь продолжим наш разговор о здоровье и о его духовной составляющей.
Человек в жизни может идти двумя путями: один ведет его к здоровью, другой — от здоровья.
Сейчас я предложу Вам выполнить задание, рассчитанное для детей, для осознания своего жизненного пути.
«Скрепка»
Героиня нашей истории — маленькая Скрепка, такая же, как у вас в руках.
Жила маленькая Скрепочка, она была веселой, здоровой и потихоньку взрослела. Но почему-то казалось ей, что можно жить беззаботно, безопасно и безответственно, что впереди — долгая жизнь, и не надо с молодых лет заботиться о собственном здоровье. И захотелось Скрепке попробовать сделать свою жизнь интереснее.
Начала она курить, потому что ей казалось, так легче общаться с друзьями. И Скрепка представляла, как расцветает она в компании друзей, а жизнь ее становится похожа на цветочек. (показать цветок)
А потом Скрепочке захотелось попробовать алкоголь, потому что так она
чувствовала себя взрослее. И показалось ей, что она уже взрослая,
успешная и блещет — ну настоящий бриллиант. (показать кольцо)
Еще многое успела попробовать в своей жизни Скрепочка. Но однажды
почувствовала себя плохо, поняла, что надо позаботиться о своем здоровье. И захотелось ей вернуться в то время, когда чувствовала себя здоровой. (попробовать вернуть скрепке ее первоначальный вид. Сделать это оказывается невозможным, в некоторых случаях скрепка даже ломается).
Итак, Скрепка пыталась возвратить все. Но …!
Почему я рассказала вам эту историю? Надеюсь, когда кто-то предложит
вам или, когда вы сами захотите легко и без лишних усилий сделать свою
жизнь ярче и взрослее, вы вспомните эту историю, о желаниях, и о последствиях осуществления этих желаний. Возможно, тогда у вас возникнет вопрос: а стоит ли?
«Преимущества здоровья»
Хочу предложить Вам объединиться в микрогруппы по 2-3 человека и немного поразмышлять:
- Какие преимущества дает здоровье для достижений в учебе и карьере?
- Какие преимущества дает здоровье в личной и семейной жизни?
- Какие преимущества дает здоровье в проведении досуга и в общении?
Выводы
: обычно здоровый человек имеет больше возможностей реализовать себя и собственные желания во всех сферах жизни, чем тот, у которого есть проблемы со здоровьем, в том числе и в духовно-нравственной сфере.
В последние годы часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.
Что касается духовного здоровья человека, то тут многое можно почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы.
В жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, ибо их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.
То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя справляется с различными жизненными кризисами и трудностями живёт и преуспевает. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.
Вот почему так важно, как можно глубже познать себя.
Первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития являются добро и доверие
. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
А хотите узнать, насколько Вы добры? После семинара каждый из Вас сможет ответить на вопросы анкеты и сделать определённые выводы.
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «хорошо», «плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить
, в другом —
помочь
, в третьем-
поддержать
.
Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми: походы, экскурсии. Это уход за комнатными цветами в кабинетах, забота о питомцах в живом уголке, выполнение практических заданий на УОУ, участие в субботниках и акциях, встречи с интересными людьми.
Для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходим мотив, побуждающий к действию.
Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно.
Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха.
Я подобрала несколько игр, которые помогут педагогам воспитывать в ребенке духовно – нравственную личность. Их можно использовать на занятиях, на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. (Приложение)
Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. Не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития.
Еще одна проблема в том, что духовно-нравственное воспитание — процесс
динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же, как и зафиксировать таковой.
Однако существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования некоторых отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые, позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося на данный момент.
Хочу предложить вашему вниманию некоторые методики, которые я использую в своей работе. Их принято применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. (Приложение)
Как мы строим свою жизнь
Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию. — Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить. Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его: — Слушай, а давай так – построй последний дом и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией!
Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки…
Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить… Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал: – Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.
Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо…
Мораль:
Мы все – прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию. Мы не прилагаем особых усилий, считая, что результаты этой конкретной стройки не так уж важны. К чему излишние усилия? Но затем мы осознаем, что живём в доме, который сами построили. Ведь всё, что мы делаем сегодня, имеет значение.
Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.
Спасибо за внимание!
8
Тест “Образ жизни” и его составляющие в 9 классе
У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологии систем и органов, но общий тонус организма сильно снижен, сон нарушен, умственная деятельность непродуктивна. Это, прежде всего, указывает на то, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, что постепенно приведет к возникновению психосоматических осложнений, а затем и к заболеваниям уже на физическом уровне.Чтение Библии – хорошо, но изучение Слова – лучше. В Библии записаны Божьи непреложные истины, на которых каждый из нас должен строить свою жизнь. Мы не можем полностью принять их, пока не поймем их. И разобраться в них мы можем, только изучая каждое слово, предложение и главу.
Рекомендуемые курсы ПК и ППК для учителей
Жизнь со всеми ее благами может поглотить все наше время. Поклонение – это время, когда мы обращаемся к Богу и только к Нему. Мы перестаем ныть, мы перестаем думать о себе. Это время, когда мы благодарим Его за все, что Он сделал для нас, за Его постоянное присутствие и многое другое. Бывают моменты, когда мы не можем перестать думать о проблеме. Мы повторяем это в своем сознании снова и снова. Такое поведение может стать причиной психических заболеваний. Чтение хорошей книги одновременно отвлекает и открывает новые перспективы. Кроме того, чтение – это упражнение для ума.
Лидерство
Планы определяют будущее, они дают нам мотивацию к действию. Если нет целей, то сегодня будет то же самое, что и вчера, а утро ничем не отличается от ночи. Жизнь превращается в одну монотонную прямую линию. Ставьте цели на каждый день, неделю, год. Цели, которые вы считаете значимыми. Убедитесь, что они реалистичны. Другим примером может быть знаменитое исцеление Ильи Муромца. Более 30 лет он лежал на плите, потому что у него не было сил в ногах. Но когда пришли святые старцы и исцелили его душу, он смог не только встать на ноги, но и пойти на войну, принеся победу над своими врагами. Его богатырская сила и крепость духа принесли ему славу, которая длится по сей день.
Навигация по заметкам
Психически здоровый человек не имеет психических расстройств и может контролировать свои слова и действия. А при психическом здоровье нет психологических проблем, которые мешают человеку жить. Он умеет справляться со стрессом, трудности и внешнее давление не мешают ему выполнять запланированные дела. Понятие общественного здравоохранения довольно широкое и включает в себя понятие благополучия и благосостояния общества. От состояния психологического климата общества зависит показатель социального здоровья.
Личность
4. Система ценностей и мотивов поведения человека в его отношениях с внешним миром, проявляющаяся в признании общечеловеческих духовных ценностей, активном отношении к миру, активной жизненной позиции, называется компонентом здоровья: 1) недостаточное освещение, недостаточная высота рабочего места, периодические отвлечения от физической работы2) непроветриваемое помещение, плохое освещение, отсутствие перерывов, монотонность работы3) отсутствие физического перерыва, однообразие работы
Душевное здоровье, смерть и болезни
Восьмое правило: если вы не можете что-то изменить, просто примите это. Прекрасным примером являются отношения с людьми любого порядка – родители, любовь, брак, дети. Примерно к 12-13 годам человек полностью сформирован, поэтому нет смысла его менять. Это закон природы, так мы устроены. Вы можете сказать человеку, что вас обижает его поведение, но не надейтесь, что ваши советы или команды изменят этого человека. Они могут просто ненавидеть вас. Если вы кому-то не нравитесь, просто не общайтесь с ним. Вообще, людей труднее всего изменить, поэтому если у вас проблемы в любви, деньгах или здоровье, вы всегда можете изменить их.Духовное и физическое здоровье человека, находящегося в близких отношениях, вместе влияют на показатель общего благополучия: нарушение духовного здоровья влечет за собой ухудшение физических показателей и наоборот.